Рокотов картины с названиями: Рокотов Федор Степанович — биография художника, личная жизнь, картины

Содержание

Федор Рокотов: картины, портреты, биография

Портрет Петра III

Биография Рокотова

Федор Степанович Рокотов (1735, с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24). 12.1808, Москва), русский живописец-портретист.


Сын крепостного. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной «московской» ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.

Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.

Портрет великого князя Петра Федоровича. 1758

Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765

Портрет Екатерины II. 1763

Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е

Портрет неизвестного. 1757

Портрет П.Н. Ланской. Начало 1790-х

Портрет П.И. Вырубова. Около 1768

Портрет неизвестной в темно-красном платье. 1760-е

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е

Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х

Портрет неизвестного в зеленом кафтане. 1770-е

Портрет князя И.И. Барятинского. Начало 1780-х

Портрет княгини Е.Н. Орловой. Около 1779

Портрет графини Е.В. Санти, рожденной Лачиновой. 1785

Портрет графа И.И. Воронцова. Первая половина 1770-х

Портрет графа Г. Г. Орлова в латах. 1762-1763

Портрет графа А.И. Воронцова. Около 1765

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761

Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х

Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780

Портрет В.А. Обресковой. 1777

Портрет А.П. Сумарокова. Около 1777

Портрет А.П. Струйской. 1772

Портрет А.М. Римского-Корсакова. Конец 1760-х

Портрет А.М. Писаревой, рожденной Дурасовой. Первая половина 1790-х

 

 

Tags:

  • биография рокотова
  • искусство 18 века
  • картины рокотова
  • парадный портрет
  • портрет екатерины
  • портретист
  • рокотов портреты
  • федор рокотов

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Самые известные картины Федора Рокотова с названиями, описанием и фото

Один из лучших портретистов 18 века, прославившийся не парадными, а интимными (камерными) изображениями. Для Рокотова люди были загадкой. Для художника внутренний мир персонажа гораздо важнее внешних событий. Да ведь и сам Рокотов – загадка: человек без биографии, семьи и могилы.

Нам даже неизвестно, к какому сословию он принадлежал. Если дворянин, то почему хлопотал о племянниках-крепостных? А если родился в семье крепостных, то как мог ставить подпись под уставом Английского клуба? Его членами могли становиться исключительно потомственные дворяне. Даже точный год рождения Рокотова неизвестен – где-то между 1732 и 1736.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картина “Спаситель мира” 

Общие черты картин Федора Рокотова

Молодой художник появляется в Северной столице довольно неожиданно. В конце 50-х его принимают в Академию художеств по распоряжению графа Шувалова. Вскоре у него появляются заказы на парадные портреты, он пишет Петра III и Екатерину II. Он быстро становится академиком, но в середине 60-х уезжает в Москву.

Именно там рождается его уникальный «рокотовский портрет». На его картинах лица словно окутаны дымкой, а вокруг переливаются мягкие цвета. По мнению специалистов, Рокотов был удивительно одарен в понимании эмоционального воздействия цвета и света.

Самые известные картины Федора Рокотова

Наиболее известные работы художника были написаны в Москве в 60–70 годы. Современники говорили, что «Рокотов всю Москву перерисовал». На его портретах изображены преимущественно помещики из старых семей города. Но с какой лиричностью и вниманием к неповторимым личным особенностям писаны эти портреты!


Никого из героев портрета нельзя свести к простой формуле «молодая жена» или «честный офицер». В их лицах всегда видна душа, тайна, недосказанность. Недаром лучший портрет Рокотова назвали «русской Джокондой».

«Кабинет И. И. Шувалова» (1757)

Кабинет И. И. Шувалова 1757. Масло, Холст 72.5×118.2 см

Картина в совершенно нетипичном для художника стиле – это интерьер. Это кабинет и одновременно картинная галерея в доме Шувалова. Картины, развешанные и расставленные по комнате, создают иллюзию, что в помещении кто-то есть. Вот хозяин присел на кушетку, а вот слуга придерживает холст. Но в действительности это тоже картины, просто без рам.

Дошедшее до нас полотно – не оригинал, это копия, сделанная крепостным с картины Рокотова.

«Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757) – возможно, автопортрет художника

Портрет молодого человека в гвардейском мундире 1757 – возможно, автопортрет художника. Масло, холст

Юноша с нежным лицом, полными губами и широко открытыми глазами пристально смотрит на зрителя. Он одет в гвардейский мундир, который почти сливается с темным фоном. У молодого человека мягкое выражение лица, взгляд умный и внимательный, словно он уже знает цену себе и своим способностям.

Возможно, это автопортрет. Известно, что Рокотов учился в кадетском корпусе.

«Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758)

Портрет великого князя Петра Федоровича 1758. Холст, масло

Будущий Петр III стоит в изящной позе на фоне далекой крепости. Мужчина одет в красный мундир, на груди Андреевская лента. Художник тщательно прорабатывает нарядные детали: кружево, золотое шитье, эфес шпаги. Лицо князя поражает своей выразительностью: мягкая, слабая линия рта, грустные глаза и неуверенность, сквозящая сквозь браваду.

Картину Рокотов писал с произведения своего учителя Ротари, чья работа не сохранилась.

ИНТЕРЕСНО: Биография художника Врубеля

«Портрет Екатерины II» (1763)

Портрет Екатерины II 1763. Холст, масло. 155,5 х 139 см

В высоком кресле сидит Екатерина II. Зритель видит ее в профиль, она словно обращается к кому-то, протянув вперед правую руку с зажатым скипетром. Ее левая рука облокотилась на подушку кресла, рядом с локтем лежит держава. На женщине светлое сиреневое платье, оттененное алой обивкой кресла, красной подушкой и желтой атласной мантией, накинутой на плечи.


По рассказам историков, Екатерина настолько была довольна изображением своего профиля (а он у нее был классический), что повелела всегда писать ее лицо «как на картинах Рокотова».

«Амур, Венера и Сатир» (1763–1765)

Амур, Венера и Сатир 1763-1765. Холст, масло 95,5х144,5

Вольная копия работы итальянского мастера Луки Джордано. Полуобнаженная женщина лежит, протянув руки к младенцу. Над ее головой стоит мужчина, с насмешливой улыбкой наблюдающий за ребенком. А из-за спины женщины выглядывает озабоченная служанка. Эта картина с мифологическим сюжетом и сложной композицией настолько чужда стилю Рокотова, что исследователи, например Наталья Лапшина, утверждают, что картина была написана по требованию Академии. Портреты тогда не считались серьезным произведением, и чтобы получить звание академика, Рокотову пришлось создать картину с мифологическим сюжетом.

«Портрет В. И. Майкова» (1765)

Портрет В. И. Майкова 1765. Холст, масло

Человек в зеленом кафтане и алом жилете, прищурившись, смотрит на зрителя. У него бледное полное лицо. В глаза бросаются алые пухлые губы. Это лицо человека, ставящего земные удовольствия превыше всего. Самодовольное и самоуверенное выражение лица, ехидная усмешка и глаза, в которых отражается не пустота пресыщенного дворянина, а ум и наблюдательность поэта.

«Неизвестная в розовом» (1770-е)

Неизвестная в розовом 1770-е. Масло, холст 58,8 х 48,7 см

Из сумрака словно выплывает лицо совсем юной девушки. Она в изысканном розовом платье с капюшоном. Ее наряд украшен серебристыми, почти невидимыми кружевами. На высоко поднятых волосах лежит нарядная лента. У нее почти детское лицо, доверчивый взгляд и скромная улыбка. Вся фигурка девушки словно окутана розово-серым перламутром – таким же неброским и очаровательным, как она сама.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Картина “Сотворение мира”

«Портрет Александры Петровны Струйской» (1772)

Портрет Александры Петровны Струйской 1772

С картины смотрит молодая женщина в светло-сером платье. Она спокойно и задумчиво глядит перед собой, словно не понимая, что позирует. Колорит картины наполнен серыми и серебристыми тонами: от темных, зачесанных наверх волос до прозрачной кисеи, украшающей платье. Но глаза Струйской темные, почти черные, выделяются на фоне ее спокойного мягкого лица, словно погруженного в дымку. А чуть заметная улыбка делает прелестное женское лицо загадочным. Так и хочется спросить: «О чем вы думаете?»

«Портрет неизвестной в белом чепце» (1790-е)

Портрет неизвестной в белом чепце 1790-е. Масло, холст 73 х 57 см

Пожилая женщина в огромном белом чепце и черном платье. Она смотрит на мир довольно неодобрительно, ее умные глаза полны осуждения, а губы поджаты. Видно, что эта дама в молодости была удивительно красива, ее черты даже сейчас четкие и изящные. Но характер у нее сложный. Лицо оттеняется белым шейным платком и изящным чепцом с массой кружев.

Это работа позднего периода, художник уже не так популярен. С портретов Рокотова исчезла знаменитая дымка, изображения стали строже, а свет ярче. Его стиль постепенно отходил от барокко, приближаясь к классицизму.

«Портрет П. Н. Ланской» (1790-е)

Портрет П. Н. Ланской 1790-е. Масло, холст 74 х 53 см

Женщина в светлом, почти белом платье позирует, чуть откинувшись назад. Ее великолепные пепельные волосы уложены в пышную прическу, их оттенок повторяет водопад кружев на корсаже красавицы. Лицо Ланской изумительно правильное, но среди мягких оттенков оно кажется холодным и надменным. Улыбка женщины – дань условностям светского мира, а не выражение тайных стремлений и чувств.

Портрет великого князя Петра Федоровича

3

Портрет Екатерины II

3

Портрет молодого человека в гвардейском мундире

2

Неизвестная в розовом

2

Кабинет И. И. Шувалова

1

Портрет В. И. Майкова

1

Портрет Александры Петровны Струйской

1

Портрет неизвестной в белом чепце

1

Портрет П. Н. Ланской

1

Амур, Венера и Сатир


Рокотов – художник, глубоко понимающий загадочность души любого человека. Его образы никогда не бывают абсолютно ясными и понятными, в них всегда есть тайна. Наверное, так и видел Рокотов красоту – как тайну.
А как вы относитесь к картинам Рокотова? Пишите в комментариях!

Картины рычащего льва — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(80 релевантных результатов)

Совершите путешествие во времени в 1920-е, часть

После Первой мировой войны бурные 20-е были временем перемен. Личное самовыражение и бунтарская мысль влиятельных авангардных течений доминировали в искусстве 1920-х годов . Инновации, происходящие в это время в живописи, дизайне, архитектуре, моде, ремеслах и музыке, по-прежнему узнаваемы и влиятельны. Современное искусство и современная художественная продукция, которую мы узнали, во многом обязаны искусству 1920-х годов и его авторам. Некоторые из наиболее значительных движений, такие как Дадаизм , Сюрреализм , Экспрессионизм и сказочный Ар-деко зародились в это время. Такие события в искусстве 1920-х годов помогли переопределить и переформировать все основные творческие дисциплины.

Вы заинтересованы в коллекционировании произведений искусства 1920-х годов? Посмотреть гравюру Марка Шагала можно на нашем Marketplace

Слева : Georges Lepape — L’Entracte / Справа : Georges Lepape — Vogue, 20 июля 1029 года. Изображения с сайта widewalls.ch

Что скрывает мир искусства 1920-х?

Искусство 1920-х годов отражало период после Первой мировой войны. Это замечательное время творчества, смелые движения привели к изменению взглядов общества на себя. Известный писатель Скотт Фицджеральд назвал этот период Эпохой джаза . Неудивительно, что идея модернизма внедрялась в творчество, а все крупные авторы бросали вызов нормам и традиционному образу мышления, тем самым меняя картину мира 9.0146 [1] . Темы, касающиеся сексуальности , технологий и социального прогресса , занимали видное место в культуре и искусстве 1920-х годов . Художники, музыканты, писатели стремились создать что-то инновационное и динамичное. Будучи признанным видом искусства, фотография оказалась в центре внимания, и мир рекламы по-прежнему оставался ареной, где художники 1920-х годов вносили свой вклад и создавали одни из самых знаменитых цветных и черно-белых рекламных роликов 9. 0146 [2] .

Для этой культуры прогресса экспериментальный — лучшее слово, используемое для описания художественных тенденций художественного десятилетия 1920-х годов.

Джорджия О’Киф — Лейк-Джордж, 1922 год. Изображение с сайта widewalls.ch

Основные художники и направления искусства 1920-х годов

Придя на смену сложным стилям, связанным с викторианской эпохой, новое направление ар-деко процветало в 1920-х годах. В то время крупные художники-реалисты, такие как Джордж Люкс , продолжали пользоваться популярностью наряду с новым пониманием живописи, основанным на абстракции и отражениях природы. Художник Джорджия О’Киф , которая до сих пор известна своими изображениями природных сцен, впервые стала популярной в 20-х годах. Ее эксперименты с абстрактными формами в живописи также шли рука об руку с расширением производства скульптуры. Революционное мышление в отношении трехмерного производства во многом обязано движению Дада и идеям Марселя Дюшана . Наряду с дадаизмом сюрреализм повлиял на изобразительное искусство, литературу, театр, кино и музыку 9.0146 [3] .

Ар-деко

Зародившись в Европе, Арт-деко был доминирующим стилем в дизайне и архитектуре 1920-х годов. Таким образом, он быстро распространился в Западной Европе и Северной Америке. Но что на самом деле определяется как период ар-деко и насколько влиятельным был декоративный стиль ар-деко? В Соединенных Штатах Крайслер-билдинг в Нью-Йорке олицетворяет стиль ар-деко, в то время как другие примеры можно найти в Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Что касается двухмерного производства, художники ар-деко проявили интерес к смешению традиционных ремесел с образами и материалами эпохи машин [4] . Одним из самых известных художников периода ар-деко 1920-х годов, безусловно, была Тамара де Лемпицка с ее портретами буржуазии и прогресса эпохи.
Движение, характеризующееся богатыми цветами, роскошным орнаментом и геометрическими формами, славилось своими узорами и плакатами. В таких примерах очевиден преобладающий прямолинейный дизайн, хотя художники ар-деко часто черпали вдохновение в природе и также использовали изогнутые линии.

Слева: А. М. Кассандр — Париж, 1935 / Справа: Питер Хофман, 1920 год. Изображения с сайта widewalls.ch

Экспрессионизм

Как модернистское движение, Экспрессионизм зародился в Германии в период искусства 1920-х годов. Первоначально как стиль как в поэзии, так и в живописи, он подчеркивал представление мира, как внешнего, так и внутреннего, исключительно через субъективную перспективу . Этот эмоционально заряженный период означал подъем художественного кино, отмеченный киношедевром 1920-х гг. Роберта Вине, «Кабинет доктора Калигари» . Радикально искажая свои образы для эмоционального эффекта, страсти и настроения были важнее физической реальности. Отчасти как ответ на растущую социальную тревогу и идею утраты духовности, а отчасти как реакцию на импрессионистское искусство, экспрессионизм был в основном вдохновлен движением символизма конца 19-го века, но также и современными течениями и прогресс эпохи. Некоторые из его самых известных художников включают Эдвард Мунк , Василий Кандинский , Эрих Хеккель и Франц Марк . Эти художники представили новые стандарты искусства, которые позже породили абстрактный экспрессионизм и художественное движение неоэкспрессионизма.

Эдвард Мунк — Крик, 1893, фрагмент. Изображение через википедию.

Дадаизм

В течение 100 лет Дадаизм получил высокую оценку из-за своего влияния и важности как одного из самых важных авангардных движений.
Начавшись в Цюрихе во время Первой мировой войны, он быстро стал международным явлением, распространившись на различные города Европы и Америки. Выступая против культурного и интеллектуального соответствия в искусстве, обычно демонстрируя политическую близость к левым радикалам, художники дада собирались и участвовали в таких мероприятиях, как публичные собрания, демонстрации и публикация художественных и литературных журналов. Что касается изобразительного искусства, родилась новая концепция, превозносящая идею выше предмета. Марсель Дюшан является отцом движения, и его экспериментальный характер выдвинул новые идеи, такие как реди-мейды . Влияющая на оригинальное понимание производства скульптур, идея реди-мейдов также повлияла на сборку, найденные предметы, а также, в некоторой степени, на ненужное и переработанное искусство. Восхваление машин, технологий и элементов кубизма было очевидным в произведениях дадаистского коллажа и других новаторских произведениях искусства, оставленных этим периодом искусства 1920-х годов.

Слева: Дюшан — Фонтан / Справа: Дюшан — Велосипедное колесо. Изображение с сайта widewalls.ch

Сюрреализм

Сюрреализм возник в результате деятельности дадаистов во время войны. Сосредоточившись в Париже, он быстро стал культурным движением, а не только художественным. Пожалуй, самый влиятельный из его предков, Андре Бретон подчеркивал важность сюрреализма как революционного движения. Полагая, что их работы выражают философию того периода, когда зародился психоанализ, элементы неожиданность, сопоставления и важность сказочных миров и понятие подсознания доминировали. В 1924 году Бретон опубликовал свой Манифест сюрреализма и определил мысли того времени как чистый психический автоматизм . Наряду с Бретоном, испанский самопровозглашенный гений Сальвадор Дали, известный своими наводящими на размышления и часто эротическими изображениями, теперь почитается как один из важнейших художников-сюрреалистов группы.

Обязательно посмотрите работы Сальвадора Дали на нашей торговой площадке!

Сегодня фотография в стиле сюрреализм считается одним из важных направлений в медиа, а вопросы, касающиеся низкопробного искусства и поп-сюрреализма, также помогут лучше понять оригинальный сюрреализм.

Многие считают период искусства 1920-х годов первым современным десятилетием, ответственным за создание концепций, которым мир следует и сегодня. В бесконечно увлекательное время художники стремились к новому и революционному, что помогло создать искусство таким, каким мы его знаем.

Слева: Андре Бретон — Яйцо в церкви, 1932 / Справа: Андре Бретон — Фигура, 1928

  Совет редактора: Ар-деко

Рассматривая политику и культуру Европы 1920-х и начала 30-х годов, автор книги прослеживает хронологию стиля ар-деко. Красиво оформленный и иллюстрированный, чтобы отразить описываемое им движение, ар-деко анализируется через его инновации в живописи, моде, архитектуре, интерьерах, ювелирных изделиях, ремеслах и мебели. Уводя нас далеко назад во времена зарождения движения, также находят отражение кубизм, конструктивизм, футуризм и модернизм. Книга, рассматриваемая как время расцвета искусства, ставит ар-деко в центр инноваций и оригинальности, что помогло определить этот период как один из самых важных в истории.

Ссылки:

  1. Дюмениль, Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *