Лавка старины » Стиль ампир в дизайне, архитектуре и искусстве
Этот стиль появился в самом начале девятнадцатого века, благодаря французскому императору Наполеону I Бонапарту. Именно в ту эпоху распространенный классицизм стал торжественнее и триумфальнее, что зародило новую моду. Стоит отменить, что имперский стиль полностью соответствовал своему времени, ведь это была эпоха больших войн, великих завоеваний и огромных армий.
Интересно то, что ампир широко распространился в России в те времена, когда армия Наполеона пыталась захватить страну. В период правления Александра I появились такие шедевры архитектуры, как Михайловский Дворец, Большой Театр в Москве, Усадьба Гагарина и другие. Еще сильнее «Российский ампир» развивался во времена правления Николая Первого.
Отличительные особенности ампира
Ампир много позаимствовал у культуры античного Рима и Древней Греции. Здесь обязательно встречаются элементы, подчеркивающие государственную мощь, военное превосходство, сильную армию. Не случайно ампир появился во времена больших империй. Сам стиль использовался во многих сферах. Даже в наше время художники, скульпторы и дизайнеры часто прибегают к элементам девятнадцатого века в своих работах, чтобы придать им особенную торжественность.
Ампир в архитектуре
Здания, построенные в этом стиле, выделяются большим количеством колонн, лепнины, обязательно должны присутствовать античные элементы. Все массивное, с соблюдением точной симметрии. Также должно присутствовать что-то из военной тематики. Самым известным сооружением в этом стиле можно назвать парижскую Триумфальную арку. Лично Наполеон в 1805-м году отдал приказ построить величественное сооружение, а возводилась арка тридцать лет. Над проектом работало несколько ведущих французских архитекторов под руководством Франсуа Шальгрена.
Еще одно знаменитое сооружение в стиле ампир — Вандомская колонна. Это не менее значимое творение эпохи Наполеона Бонапарта. Создатель грандиозного сооружения — архитектор Жан Лепер. Колонну строили специально в честь побед французской армии, в ней прекрасно прослеживаются античные темы и военная мощь Франции.
Есть известные сооружения в стиле ампир и в России. Самый знаменитый архитектор, который работал в этом стиле Карл Росси, именно он является создателем Михайловского Дворца и здания Главного Штаба. Большой популярностью в Российской империи также пользовались скульптуры и исторические памятники. Иван Петрович Мартос, самый знаменитый скульптор тех времен, работал над памятником Минину и Пожарскому на Красной Площади в Москве, Александру I в Таганроге, бронзовой статуей Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сегодня работы скульптора относятся к национальному достоянию. Уже в СССР в 1930-t годы стиль обновился, получив название «Сталинский ампир», который отличался наличием черт конструктивизма. Самые яркие примеры — сталинские высотки в Москве, среди которых здание Московского государственного университета.
Ампир в живописи
В этом плане самыми известными тоже были французские мастера. Жак Луи Давид считается лучшим мастером в стиле ампир. Лучшие работы живописца — «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и «Портрет мадам Рекамье». Картины в этом стиле, как и архитектура, выделяются величественностью, военной эстетикой, победами. Если это, например, женский портрет, то на полотне обязательно должна присутствовать дама из высшего сословия, полная гордости и величия.
Ампир в интерьере
В имперском стиле также обустраивалось внутреннее убранство. Большие залы с высокими потолками украшали самым дорогим декором, обязательно присутствовали колонны, лепнина, античные скульптуры. Также могли использоваться образы античной культуры, например, животные, воины на колесницах. Основные цвета — золото и бронза. Обязательно наличие картин в соответствующем стиле в массивных позолоченных рамах.
Особенность стиля в том, что он требует большого пространства. Комнаты должны быть просторными, с широкими окнами. Для создания внутреннего убранства использовалась массивная мебель с декоративными ножками и богатым сложным декором. Потолок обязательно украшала большая люстра. Кроме драгоценных металлов в оформлении использовалась древесина дорогих пород, мраморные плиты, хрусталь.
Ампир в моде
Женские платья в этом стиле выделялись роскошью, обязательно открытые плечи, глубокое декольте и завышенная талия. На таком платье присутствовало обилие золотых вставок. Были не только платья для светских выходов, но и варианты на каждый день, они отличались греческим силуэтом. Мужской костюм — это военные веяния с мундирами, на которых присутствуют различные награды.
Как можно заметить, этот стиль затрагивает многие сферы жизни, он прочно обосновался в искусстве и дизайне. У ампира есть много поклонников, но есть и те, кто считает обилие роскоши неуместным. И все же у данного стиля присутствуют черты, которые не помешало бы позаимствовать даже скептикам, ведь торжественность, возвышенность и исторические мотивы способны завоевать сердца многих людей.
Ампир на марках выпуска Отдельного Корпуса Северной Армии
Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА) был образован в 1919 году при поддержке войск союзников и Германии и действовал на территории северо-запада России и Эстонии.
Сразу же обращаясь к выпускам почтовых марок и марок-денег, следует сказать, что полностью достоверных сведений о них не так много: филателисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, по чьей инициативе, в какой именно типографии (по одной из версий в таллинской типографии Б. Мянса) и в каком количестве были напечатаны эти марки.
Но мы вполне можем судить об их художественном оформлении. В штабе армии официально состоял художник-оформитель денежных знаков — некто полковник Шевишев. К сожалению, нам не известно какое образование получил Шевишев, каковы были его художественные предпочтения, кто был его учителем.
Рисунки марок выполнены в стиле ампир. Расцвет ампира, или позднего классицизма, пришелся на 1830-1840 гг., и к началу XX века этот стиль полностью изжил себя, и воспринимался скорее как анахронизм, хотя некоторые его декоративные элементы переосмысливались и становились органической частью модерна. 1910-1920 гг. были началом нового времени не только в истории страны, но и в истории искусства: рождается великий русский авангард, появляются футуристы и конструктивисты, вырабатывается новый пластический язык, пространство плоскости организовывается по-новому, так же как и пространство жизни. Однако, в почтовых марках первых десятилетий советской власти, эти новшества не нашли отражения (если не считать нереализованных проектов марок и шрифтов некоторых новых марок). Первые марочные выпуски РСФСР и СССР как ни странно имеют больше общего с имперскими традициями, чем с передовыми художественными течениями. Композиции марок классические, а принадлежность к новому государству выражается лишь в революционных и пролетарских атрибутах (меч, цепи, молот, наковальня). Мы видим вполне традиционные картуши и рамки, фигуры рабочих и крестьян больше напоминают античные статуи из дворцов, чем работников заводов или пахарей. Совсем скоро на этом имперском художественном языке будет говорить «сталинский ампир».
Вернемся к выпуску ОКСА. На первый взгляд, художник использует известные классические элементы, но в отличие от Дубасова и Куприянова (художников первых советских марок), не переосмысливает их в соответствии с новыми жизненными реалиями, а словно бы перерисовывает из старых книжек.
Собственно рисунки марок состоят из различных комбинаций элементов орнамента стиля ампир: профилированные панели с текстом украшены лавровыми венками и гирляндами, трофеями, ликторскими пучками (фасциями) с лабрисами (двусторонними секирами) и мечами. Принадлежность к Северной армии обозначают надпись ОКСА и нарукавный знак Армии.
Композиция марок тоже довольно стандартна (стандартна для стиля ампир и вообще классицизма), хотя и отличается некоторой нехарактерной перегруженностью деталями (для ампира характерна сдержанность и торжественная немногословность). Элементы организованы по вертикальной оси симметрии и в целом придают маркам скорее вид миниатюрных книжных или журнальных обложек середины XIX века. Очевидно, такое прямое обращение к прошлому было сознательным и подчеркивало противостояние идеологии большевизма. Кажется, что художник Шевишев все-таки совершил ошибку, не подвергнув прямые заимствования из старого стиля некоторому препарированию и трансформации. В итоге марки имеют сентиментальный и «милый» вид, что несколько не соответствует их прямому назначению и времени, в котором они существовали.
Аббревиатура ОКСА уместнее выглядела бы в дамском альбоме и к ней в полной мере относятся все предыдущие замечания. По своему замыслу и графическому исполнению она больше похожа на книжный знак, экслибрис или виньетку, и никак не отражает то, что скрывается за ней — название армии.
Скажем, что несмотря на очевидную художественную слабость, марки Отдельного Корпуса Северной Армии представляют собой несомненный исторический и научный интерес.
|
|
Римская империя: в первом веке. Римская империя. Общественный строй. Солдаты
Статуя солдат римской армии |
Римская армия была одной из самых успешных в истории мира и ее солдат
справедливо опасались за их подготовку, дисциплину и выносливость. В результате армия стала основным
игрок в римской политике и поддержание его лояльности было важной задачей для любого императора.
Римские легионы
Римская империя была создана и управлялась ее солдатами. Ядром армии были ее легионы,
которые не имели себе равных в своей подготовке, дисциплине и боевых способностях.
К моменту прихода к власти Августа армия насчитывала 60 легионов. Каждая из них была разделена на десять
когорты до 480 человек. Минимальный срок службы солдата в первом веке нашей эры составлял двадцать лет.
Оружие и доспехи
Каждый легионер (или «мили») носил короткий меч, называемый гладиусом. Это было его основным оружием. Он также нес
«пилум» (дротик), шлем, доспехи, щит и рюкзак с припасами. Солдаты были тщательно обучены длительному маршу.
дистанции, сражайтесь в точных построениях и мастерски убивайте из всего оружия, которое у них есть.
Самые трудные места для солдат были на границах Римской империи, где легионеры никогда не
достаточно припасов, столкнулись с враждебными местными племенами и должны были терпеть утомительные рутины.
Письмо домой
На северной границе Римской империи находилась Британия. Солдаты и их семьи обнаружили, что это было холодное, отдаленное,
враждебное место, где мало что можно сделать. С тех пор, как солдаты, они проводили большую часть своего свободного времени за написанием писем домой,
просить новости и теплую одежду.
Когда они уходили в отставку, каждый легионер имел право на участок земли для ведения хозяйства. Солдаты с нетерпением ждали этого щедрого
награда за пожизненную верную службу. Несмотря на трудности, многие из тех, кто был направлен в Великобританию, поселились там.
захват участков земли возле отдаленных римских крепостей.
Мятеж
Рим не всегда был в состоянии выполнить важное обещание земли. В 14 году нашей эры, сразу после того, как Тиберий стал императором,
среди легионов в центральной Европе вспыхнул мятеж. Солдаты жаловались, что Рим не придерживается духа
его обещание.
Продолжительность службы в сочетании с армейскими испытаниями означала, что у солдат развился глубокий дух товарищества и
эти жалобы поразили других солдат. Мятеж набирал силу: у некоторых солдат стали показываться шрамы;
другие грабили и убивали своих офицеров.
Серьезный армейский мятеж означал потенциальную катастрофу для любого императора, чья власть как дома, так и за границей основывалась на
его контроль над армией.
Вход Германика
Тиберий послал Германика, своего племянника, решить эту проблему, пока она не стала еще хуже. Это был хороший выбор:
Германик был популярным, харизматичным генералом, которого солдаты уважали как своего. Его сын Калигула
родился в армейском лагере и был талисманом римских легионов.
Поначалу прибытие Германика и его семьи казалось большой ошибкой. Опасаясь дальнейшего насилия, он отправил
его жена и сын далеко. Пристыженные солдаты умоляли ее вернуться. Мятеж почти закончился.
Это преподало важный урок: лояльность армии необходима для существования империи, но
лояльность не может быть принята как должное.
Удержание армии на стороне
Будущие императоры обнаружат, что хотя солдаты и были верны своему императору, эта верность ничто по сравнению с
верность многих легионов своим командирам. Удерживая монополию на силу, которая поддерживала империю и императора,
армия всегда имела политическое значение.