Армия в стиле ампир: Армии в стиле ампир — Сообщество Империал

Лавка старины » Стиль ампир в дизайне, архитектуре и искусстве

Этот стиль появился в самом начале девятнадцатого века, благодаря французскому императору Наполеону I Бонапарту. Именно в ту эпоху распространенный классицизм стал торжественнее и триумфальнее, что зародило новую моду. Стоит отменить, что имперский стиль полностью соответствовал своему времени, ведь это была эпоха больших войн, великих завоеваний и огромных армий.

Интересно то, что ампир широко распространился в России в те времена, когда армия Наполеона пыталась захватить страну. В период правления Александра I появились такие шедевры архитектуры, как Михайловский Дворец, Большой Театр в Москве, Усадьба Гагарина и другие. Еще сильнее «Российский ампир» развивался во времена правления Николая Первого.

Отличительные особенности ампира

Ампир много позаимствовал у культуры античного Рима и Древней Греции. Здесь обязательно встречаются элементы, подчеркивающие государственную мощь, военное превосходство, сильную армию. Не случайно ампир появился во времена больших империй. Сам стиль использовался во многих сферах. Даже в наше время художники, скульпторы и дизайнеры часто прибегают к элементам девятнадцатого века в своих работах, чтобы придать им особенную торжественность.

Ампир в архитектуре

Здания, построенные в этом стиле, выделяются большим количеством колонн, лепнины, обязательно должны присутствовать античные элементы. Все массивное, с соблюдением точной симметрии. Также должно присутствовать что-то из военной тематики. Самым известным сооружением в этом стиле можно назвать парижскую Триумфальную арку. Лично Наполеон в 1805-м году отдал приказ построить величественное сооружение, а возводилась арка тридцать лет. Над проектом работало несколько ведущих французских архитекторов под руководством Франсуа Шальгрена.

Еще одно знаменитое сооружение в стиле ампир — Вандомская колонна. Это не менее значимое творение эпохи Наполеона Бонапарта. Создатель грандиозного сооружения — архитектор Жан Лепер. Колонну строили специально в честь побед французской армии, в ней прекрасно прослеживаются античные темы и военная мощь Франции.

Есть известные сооружения в стиле ампир и в России. Самый знаменитый архитектор, который работал в этом стиле Карл Росси, именно он является создателем Михайловского Дворца и здания Главного Штаба. Большой популярностью в Российской империи также пользовались скульптуры и исторические памятники. Иван Петрович Мартос, самый знаменитый скульптор тех времен, работал над памятником Минину и Пожарскому на Красной Площади в Москве, Александру I в Таганроге, бронзовой статуей Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сегодня работы скульптора относятся к национальному достоянию. Уже в СССР в 1930-t годы стиль обновился, получив название «Сталинский ампир», который отличался наличием черт конструктивизма. Самые яркие примеры — сталинские высотки в Москве, среди которых здание Московского государственного университета.

Ампир в живописи

В этом плане самыми известными тоже были французские мастера. Жак Луи Давид считается лучшим мастером в стиле ампир. Лучшие работы живописца — «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и «Портрет мадам Рекамье». Картины в этом стиле, как и архитектура, выделяются величественностью, военной эстетикой, победами. Если это, например, женский портрет, то на полотне обязательно должна присутствовать дама из высшего сословия, полная гордости и величия.

Ампир в интерьере

В имперском стиле также обустраивалось внутреннее убранство. Большие залы с высокими потолками украшали самым дорогим декором, обязательно присутствовали колонны, лепнина, античные скульптуры. Также могли использоваться образы античной культуры, например, животные, воины на колесницах. Основные цвета — золото и бронза. Обязательно наличие картин в соответствующем стиле в массивных позолоченных рамах.

Особенность стиля в том, что он требует большого пространства. Комнаты должны быть просторными, с широкими окнами. Для создания внутреннего убранства использовалась массивная мебель с декоративными ножками и богатым сложным декором. Потолок обязательно украшала большая люстра. Кроме драгоценных металлов в оформлении использовалась древесина дорогих пород, мраморные плиты, хрусталь.

Ампир в моде

Женские платья в этом стиле выделялись роскошью, обязательно открытые плечи, глубокое декольте и завышенная талия. На таком платье присутствовало обилие золотых вставок. Были не только платья для светских выходов, но и варианты на каждый день, они отличались греческим силуэтом. Мужской костюм — это военные веяния с мундирами, на которых присутствуют различные награды.

Как можно заметить, этот стиль затрагивает многие сферы жизни, он прочно обосновался в искусстве и дизайне. У ампира есть много поклонников, но есть и те, кто считает обилие роскоши неуместным. И все же у данного стиля присутствуют черты, которые не помешало бы позаимствовать даже скептикам, ведь торжественность, возвышенность и исторические мотивы способны завоевать сердца многих людей.

Ампир на марках выпуска Отдельного Корпуса Северной Армии

Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА) был образован в 1919 году при поддержке войск союзников и Германии и действовал на территории северо-запада России и Эстонии.

Сразу же обращаясь к выпускам почтовых марок и марок-денег, следует сказать, что полностью достоверных сведений о них не так много: филателисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, по чьей инициативе, в какой именно типографии (по одной из версий в таллинской типографии Б. Мянса) и в каком количестве были напечатаны эти марки.

Но мы вполне можем судить об их художественном оформлении. В штабе армии официально состоял художник-оформитель денежных знаков — некто полковник Шевишев. К сожалению, нам не известно какое образование получил Шевишев, каковы были его художественные предпочтения, кто был его учителем.

Рисунки марок выполнены в стиле ампир. Расцвет ампира, или позднего классицизма, пришелся на 1830-1840 гг., и к началу XX века этот стиль полностью изжил себя, и воспринимался скорее как анахронизм, хотя некоторые его декоративные элементы переосмысливались и становились органической частью модерна. 1910-1920 гг. были началом нового времени не только в истории страны, но и в истории искусства: рождается великий русский авангард, появляются футуристы и конструктивисты, вырабатывается новый пластический язык, пространство плоскости организовывается по-новому, так же как и пространство жизни. Однако, в почтовых марках первых десятилетий советской власти, эти новшества не нашли отражения (если не считать нереализованных проектов марок и шрифтов некоторых новых марок). Первые марочные выпуски РСФСР и СССР как ни странно имеют больше общего с имперскими традициями, чем с передовыми художественными течениями. Композиции марок классические, а принадлежность к новому государству выражается лишь в революционных и пролетарских атрибутах (меч, цепи, молот, наковальня). Мы видим вполне традиционные картуши и рамки, фигуры рабочих и крестьян больше напоминают античные статуи из дворцов, чем работников заводов или пахарей. Совсем скоро на этом имперском художественном языке будет говорить «сталинский ампир».

      

Вернемся к выпуску ОКСА. На первый взгляд, художник использует известные классические элементы, но в отличие от Дубасова и Куприянова (художников первых советских марок), не переосмысливает их в соответствии с новыми жизненными реалиями, а словно бы перерисовывает из старых книжек.

Собственно рисунки марок состоят из различных комбинаций элементов орнамента стиля ампир: профилированные панели с текстом украшены лавровыми венками и гирляндами, трофеями, ликторскими пучками (фасциями) с лабрисами (двусторонними секирами) и мечами. Принадлежность к Северной армии обозначают надпись ОКСА и нарукавный знак Армии.

                    

   

Композиция марок тоже довольно стандартна (стандартна для стиля ампир и вообще классицизма), хотя и отличается некоторой нехарактерной перегруженностью деталями (для ампира характерна сдержанность и торжественная немногословность). Элементы организованы по вертикальной оси симметрии и в целом придают маркам скорее вид миниатюрных книжных или журнальных обложек середины XIX века. Очевидно, такое прямое обращение к прошлому было сознательным и подчеркивало противостояние идеологии большевизма. Кажется, что художник Шевишев все-таки совершил ошибку, не подвергнув прямые заимствования из старого стиля некоторому препарированию и трансформации. В итоге марки имеют сентиментальный и «милый» вид, что несколько не соответствует их прямому назначению и времени, в котором они существовали.

Аббревиатура ОКСА уместнее выглядела бы в дамском альбоме и к ней в полной мере относятся все предыдущие замечания. По своему замыслу и графическому исполнению она больше похожа на книжный знак, экслибрис или виньетку, и никак не отражает то, что скрывается за ней — название армии.

   

              

Скажем, что несмотря на очевидную художественную слабость, марки Отдельного Корпуса Северной Армии представляют собой несомненный исторический и научный интерес.

Имперские вооруженные силы

Вооруженные силы
Во многих отношениях удивительно, что британские вооруженные силы были такими маленькими, учитывая, какую часть мира им пришлось бы охватывать, чтобы захватить, охранять и защищать свою Империю. Дисциплина, профессионализм и храбрость ее персонала обычно (но не всегда) позволяли Британии превзойти свой военный вес. Когда дело доходило до борьбы с коренными народами, технология неизменно оказывалась решающим элементом. Другое дело, когда дело дошло до борьбы с европейскими собратьями, хотя лидерство и бравада, казалось, давали на удивление постоянные преимущества. Но в случае крупных и затяжных войн против европейских соперников систематические преимущества, такие как промышленная и финансовая мощь, обычно позволяли Британии придерживаться курса и иметь дело с многочисленными противниками. Со временем сама Империя станет источником силы, поскольку из колоний будет поступать все больше персонала и ресурсов по мере их экономического развития и взросления. Ко времени Первой мировой войны Империя обеспечивала большую часть боеспособности британских войск.
Королевский флот
Будучи островным государством, Королевский военно-морской флот был (и до сих пор остается) Высшей службой по вполне реальной причине. Контроль над морями будет иметь решающее значение для защиты Британии и позволит Британии обеспечить безопасность такой огромной Империи. Господство на морях не было окончательно достигнуто до Трафальгарской битвы в 1805 году, хотя Британия боролась за господство со времен Семилетней войны. В девятнадцатом веке Королевский флот был верховным и мог доставлять солдат или морских пехотинцев практически в любую точку планеты, а также лишать соперников возможности делать это самостоятельно. Плавучие артиллерийские суда могли в равной степени пугать лидеров коренных народов, которые могли подумывать о сопротивлении британскому вторжению или отказе в доступе к коммерческим возможностям. Королевский флот обеспечит поток торговых судов и товаров для снабжения британских фабрик или доставки ее продукции за границу. Экономическая модель Laissez Faire, которая обогатила бы Британию, не могла бы существовать без мощи Королевского флота. Они контролировали коммуникации и линии снабжения, которые делали Империю жизнеспособной.

Армия
По европейским меркам британская армия была крошечной армией. Но то, чего ему не хватало в количестве, он компенсировал профессионализмом и уверенностью. Существовало странное сочетание офицерского корпуса, получившего образование в государственной школе, воспитанного для руководства, и группы выносливых рабочих, вынужденных покинуть свою землю, и / или рабочих, пытающихся избежать суровых условий новых промышленных городов. Интересно, что шотландцы и ирландцы снабжали такую ​​большую часть британских вооруженных сил. Вероятно, это было связано с отсутствием экономических возможностей в их родных странах. Какова бы ни была причина, они очень умело служили британской армии.

Следует помнить, что армии никогда не присваивалось звание «Королевская», в отличие от двух других родов войск. Это произошло из-за того, что монарх считал его ненадежным — и для этого были очень веские основания. Это восходит ко времени гражданской войны в Англии и разгрому короля Карла «армией нового образца» Оливера Кромвеля. Последующие британские монархи никогда не забывали об этом и поэтому никогда не давали прозвище «Королевский». И это несмотря на то, что именно армия позволила восстановить монархию в 1660 году. Элемент доверия (или его отсутствие) также был причиной того, что так много членов королевской семьи были назначены главнокомандующим столь много полков. Это был способ обеспечить лояльность.

Следует отметить, что армия всегда была конституционно интересной организацией. Со времен смут семнадцатого века Британия никогда по-настоящему не ценила наличие большой постоянной армии на своей земле. Большинство бараков находилось либо за границей в колониях, либо ближе к дому в Ирландии — но не так часто в самой Англии. Еще один пережиток проблем семнадцатого века все еще очевиден в конституционном разделении ответственности армии даже сегодня. Все солдаты должны присягнуть на верность монарху, который является главнокомандующим, и, тем не менее, деньги на зарплату и снаряжение твердо находятся в руках парламента. Была надежда, что это конституционное устройство убережет армию от политических дрязг и предотвратит будущие перевороты, что она успешно делала на протяжении более 300 лет.

Королевские ВВС
Королевские ВВС выросли из Королевского летного корпуса времен Первой мировой войны. Он был сформирован в 1918 году и поэтому является во многом «детищем» военного истеблишмента. Однако демонстрация силы, обеспечиваемой его оружием, позволила ему быстро расти с 1920-х годов. Первоначально возлагались большие надежды на то, что авиация станет «дешевым» военным вариантом, который свяжет империю воедино и будет охранять ее широкие открытые пространства. Однако операции в Сомали, Афганистане и Ираке покажут свои ограничения. Одно дело поднимать флаг, жужжа над местными жителями на земле, но как только самолет исчезал, власть и влияние часто уходили вместе с ним. Солдаты или полиция на местах окажутся гораздо более устойчивыми в поддержании присутствия в течение определенного периода времени. Воздушная мощь дополняла бы, но не заменяла бы сухопутные и морские силы.
Имперские военные могилы и кладбища
За прошедшие годы бесчисленные тысячи людей погибли, сражаясь за или от имени Британии и ее империи. То, как обращались с солдатами, резко изменилось за эти годы — как с живыми, так и с ранеными, а также с мертвыми. Я добавил раздел, в котором подробно рассказывается об этих меняющихся отношениях между Британской империей и теми, кто погиб на действительной службе.

Разделы для посещения `.
Королевский флот
Армия
Королевские ВВС
Имперские военные могилы и кладбища
Аудио
Армия Сол Дэвид обсуждает роль армии в расширении британской власти до 1815 года.

Военно-морской флот Сэм Уиллис обсуждает роль военно-морского флота в расширении британской власти до 1815 года.

Римская империя: в первом веке. Римская империя. Общественный строй. Солдаты

Статуя солдат римской армии

Римская армия была одной из самых успешных в истории мира и ее солдат
справедливо опасались за их подготовку, дисциплину и выносливость. В результате армия стала основным
игрок в римской политике и поддержание его лояльности было важной задачей для любого императора.

Римские легионы

Римская империя была создана и управлялась ее солдатами. Ядром армии были ее легионы,
которые не имели себе равных в своей подготовке, дисциплине и боевых способностях.

К моменту прихода к власти Августа армия насчитывала 60 легионов. Каждая из них была разделена на десять
когорты до 480 человек. Минимальный срок службы солдата в первом веке нашей эры составлял двадцать лет.

Оружие и доспехи

Каждый легионер (или «мили») носил короткий меч, называемый гладиусом. Это было его основным оружием. Он также нес
«пилум» (дротик), шлем, доспехи, щит и рюкзак с припасами. Солдаты были тщательно обучены длительному маршу.
дистанции, сражайтесь в точных построениях и мастерски убивайте из всего оружия, которое у них есть.

Самые трудные места для солдат были на границах Римской империи, где легионеры никогда не
достаточно припасов, столкнулись с враждебными местными племенами и должны были терпеть утомительные рутины.

Письмо домой

На северной границе Римской империи находилась Британия. Солдаты и их семьи обнаружили, что это было холодное, отдаленное,
враждебное место, где мало что можно сделать. С тех пор, как солдаты, они проводили большую часть своего свободного времени за написанием писем домой,
просить новости и теплую одежду.

Когда они уходили в отставку, каждый легионер имел право на участок земли для ведения хозяйства. Солдаты с нетерпением ждали этого щедрого
награда за пожизненную верную службу. Несмотря на трудности, многие из тех, кто был направлен в Великобританию, поселились там.
захват участков земли возле отдаленных римских крепостей.

Мятеж

Рим не всегда был в состоянии выполнить важное обещание земли. В 14 году нашей эры, сразу после того, как Тиберий стал императором,
среди легионов в центральной Европе вспыхнул мятеж. Солдаты жаловались, что Рим не придерживается духа
его обещание.

Продолжительность службы в сочетании с армейскими испытаниями означала, что у солдат развился глубокий дух товарищества и
эти жалобы поразили других солдат. Мятеж набирал силу: у некоторых солдат стали показываться шрамы;
другие грабили и убивали своих офицеров.

Серьезный армейский мятеж означал потенциальную катастрофу для любого императора, чья власть как дома, так и за границей основывалась на
его контроль над армией.

Вход Германика

Тиберий послал Германика, своего племянника, решить эту проблему, пока она не стала еще хуже. Это был хороший выбор:
Германик был популярным, харизматичным генералом, которого солдаты уважали как своего. Его сын Калигула
родился в армейском лагере и был талисманом римских легионов.

Поначалу прибытие Германика и его семьи казалось большой ошибкой. Опасаясь дальнейшего насилия, он отправил
его жена и сын далеко. Пристыженные солдаты умоляли ее вернуться. Мятеж почти закончился.
Это преподало важный урок: лояльность армии необходима для существования империи, но
лояльность не может быть принята как должное.

Удержание армии на стороне

Будущие императоры обнаружат, что хотя солдаты и были верны своему императору, эта верность ничто по сравнению с
верность многих легионов своим командирам. Удерживая монополию на силу, которая поддерживала империю и императора,
армия всегда имела политическое значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *