Романский стиль в одежде: Романский стиль в женской и мужской одежде – мода Средневековья

Романский стиль в женской и мужской одежде – мода Средневековья

Период Средневековья в истории Европы достаточно протяженный по времени (V-XV вв.). Но Средневековье не было однородным как в области искусства, так и в области быта.

Миниатюра из книги «Histoire du Graal»

Так, период с V по XI века считается ранним средневековьем. Это время зарождения европейской культуры и формирования первых государств. XI-XIII века – период романского стиля как в европейском искусстве, так и в костюме. XIII – XV века – время готики или же позднего средневековья.

В данной статье речь пойдет о европейском костюме романского стиля – одежде европейцев XI-XIII веков. Время в истории Европы неспокойное. Это время войн, крестовых походов и рыцарских турниров. Время рыцарей и прекрасных дам. А также – это период костров инквизиции и эпидемий чумы.

Утер Пендрагон
Кадр из сериала «Мерлин»

Женский и мужской костюм романского стиля еще во многом похож на костюм Римской Империи – в его основе лежит туника. Так же, как и в более древние времена, отсутствует четкое разделение мужской и женской одежды – основой и мужского и женского костюма романского стиля является платье-туника.

Еще не появилось понятие моды. Мода возникнет позже, в период готики, при Бургундском дворе. Однако одежду уже постепенно начинают кроить, а не шить из цельного куска ткани.

Рыцарь и его дама сердца
Книжная миниатюра

Так, в XI веке появляется крой с тремя швами (средний шов спинки и боковые швы), благодаря которому верхняя часть лифа как женской, так и мужской одежды подгоняется точно по фигуре. При этом нижняя часть одежды зачастую расширяется при помощи треугольных клиньев.

Мужчины в период романского стиля носили нижнюю рубашку, поверх которой надевался котт или блио.

Наложение шины на сломанную ногу
Миниатюра Манесского Кодекса

Котт – это верхнее платье-туника. Длина платья котт менялась в зависимости от времени. В XII веке носили котт длиной чуть выше колен, к XIII веку длина платья котт стала доходить до щиколотки. Котт обязательно носили с поясом вокруг бедер. Воротник платья котт и его пояс украшались орнаментом в едином стиле.

Блио – это накладная верхняя одежда (то есть надевается через голову) из шелковой или шерстяной ткани с заниженной отрезной линией талии. Мужское блио романского стиля было двух вариантов – свободное с широкой юбкой и поясом либо с узкой талией и широкой юбкой без пояса.

Генрих фон Фельдеке
Миниатюра из Большой Гейдельбургской рукописи

Поверх платья котт могли носить сюрко – одежду наподобие плаща. Сюрко в мужском костюме – это верхняя одежда в виде туники, с круглым вырезом, как с рукавами, так и без них. Рукава отсутствуют в более поздних вариантах сюрко. Длина сюрко доходила до колена.

Помимо сюрко мужчины носили различные плащи, чаще всего круглой формы. Высшая знать и короли могли носить мантии – плащ больших размеров из дорогой ткани с украшениями, обшитый мехом куницы, соболя или горностая.

На ногах мужчины носили штаны-чулки под названием шоссы. Они были узкими и плотно облегающими ноги. Цвета – зеленый, красный либо коричневый.

С шоссами также носили нижние штаны брэ – короткие, чаще всего из льняного полотна.

Миниатюра из Манесского Кодекса

Мужская одежда, впрочем, как и женская, периода романского стиля была ярких цветов. Любимые цветовые сочетания Средневековья – красный/розовый и зеленый, красный и синий. К примеру, если цвет лицевой стороны плаща синий, то его тыльная сторона чаще всего была красного цвета.

Появляется в период романского стиля и мода мипарти, то есть мода носить одежду в цвета герба. В средневековой Европе свой герб имели как представители аристократических семей, так и города. Одежда по моде мипарти чаще всего состояла из двух или четырех цветов. К примеру, правая сторона блио могла быть красного цвета, левая зеленого, правая часть шосс желтого цвета, а левая синего. Такую одежду чаще всего носили молодые люди и пажи.

Моргана
Кадр из сериала «Мерлин»
Платье, стилизованное под блио

Женщины, как и мужчины, также носили два варианта верхней одежды – котт и блио.

Котт – это верхнее платье с рукавами, которое надевали поверх нижней рубашки.

Блио в женском костюме отличалось от мужского длиной. Длина женского платья блио была до пола. Блио шилось из дорогих тканей, к примеру, парчи. Могло расшиваться золотыми или серебряными нитями. Еще одна особенность платья блио – широкие рукава.

Рыцарь и дама сердца
Средневековая миниатюра

Поверх платья котт женщины могли носить сюрко. Женское сюрко отличалось широкими проймами, которые могли быть обшиты мехом. Такое сюрко считалось самым нарядным и называлось «королевским».

Также женщины обязательно носили головные уборы. Ведь христианская церковь во времена Средневековья предписывала женщинам прятать волосы. Также церковь выступала против макияжа, считая его обманом, а ложь, как известно, один из смертных грехов. Впрочем, уже в период готики женщины начнут использовать румяна и помаду.

Западноевропейский костюм романского стиля (XI

Пошли оруженосцы и рыцари в собор.
Народ валил стеною: не всякому опять
Чин посвященья в рыцари придется увидать.
«Песнь о нибелунгах»

К 1000 г. в Европе наступает затишье, и установившееся мирное равновесие позволяет, наконец, заняться созидательным трудом.

К XI—XII вв. в искусстве формируется так называемый романский стиль. В это время складываются феодальные княжества. Строятся замки и монастыри. Последним принадлежат огромные богатства и средства, поэтому главным заказчиком художественных произведений являются монастыри, и все основные художественные ценности находятся в них. По этой причине романское искусство называют «монастырским» искусством.

Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные членения в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и т. д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.

Развивается скульптура, особенно бурно в XII — ХIII вв. Романская книжная миниатюра отличается красочностью сюжетов и живостью персонажей. Получает дальнейшее развитие костюм.

Христианство, феодализм и рыцарское сословие наложили значительный отпечаток на романскую культуру.

Идеал красоты. Идеал мужской красоты — это мужественный рыцарь с красивым развитым телом. Мужественность, физическая сила, а не византийские аскетизм и бестелесность — основные черты мужской красоты наряду с хорошими манерами, предписанными кодексом чести.

Идеал женской красоты основывается на церковном идеале и романтизме, бытующем в обществе. Женщина должна быть преданной, нежной, хрупкой, с тонкой талией и светлой кожей, иметь золотистые волосы, светлые (голубые, зеленоватые) глаза, красиво очерченные яркие губы и щеки цвета нежной розы. Этот поэтический образ женщины как бы оттеняет достоинства сильной половины человечества. Возникает культ «прекрасной дамы», которой поклоняется рыцарь, ради которой проводятся турниры, которую воспевают трубадуры. Женщина находится в центре внимания придворной жизни.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужской, и женский костюм состоит в основном из накладных одежд. Из драпирующихся видов одежды сохраняются лишь плащи и накидки. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую, хотя и не сразу.

В результате мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща. Для одежды характерна многослойность. Изготавливают ее из льна, кожи, сукна, меха. Еще не используются узорчатые восточные ткани. Отсюда яркие, звучные цвета гладкокрашеных тканей: кармин, зеленый, ярко-синий, алый, белый. Разные части костюма контрастны по цвету.

В позднероманском периоде модны одежды геральдических цветов и с элементами геральдики — мода «мипарти» (mi-parti — деленная), например штанины разные по цвету (см. эпоху готики). Такую «лоскутную» моду ввели феодалы, чтобы выделиться на общем фоне. Молодые щеголи, пажи, «золотая» молодежь быстро приняли эту моду. Наибольший расцвет мода «мипарти» переживет в эпоху готики и особенно при бургундском дворе.

Из стран Востока привозят дорогие узорчатые ткани и шелк-пурпур. Но одежда из них — привилегия коронованных особ и высшей аристократии. Начинает развиваться вышивка. Потребность в ней была велика, так как текстиль был гладкокрашеным. Из крестовых походов в Европу поступают новые виды текстиля: хлопок и шелк. Шерсть и сукно начинают красить, используя новые, яркие красители. Однако красочной и яркой одежде недоставало изысканности, свойственной античным временам. Причиной такого недостатка было то, что одежда Средневековья — это смесь элементов античной, византийской и варварской одежды: драпированные одежды — из античности; многослойные туники с узорчатой вышивкой — из Византии; штаны — от варваров, а деление одежды на отдельные блоки (членение) и отделка швов каймой — это романское изобретение, чтобы выделить знать среди остальных.

Рис. III.16. Костюм молодого феодала: котт, сюрко, плащ, венец. Рис. III. 17. Позднероманские костюмы

И мужской, и особенно женский романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой. Так закреплялся шов и одновременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани. Полоску каймы отделывали вышивкой, золотыми пластинками, а также драгоценными камнями.

В процессе развития швейного ремесла в романском костюме происходят изменения. В одежде теперь, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке. Этим достигается большее прилегание лифа, чем прежде. А с помощью клиньев теперь расширяют отдельные части одежды. К тому же членение одежды также способствовало лучшей подгонке ее к телу.

Мех широко использовался в одежде как утеплитель и элемент отделки. Драгоценные меха соболя и куницы поступали из Руси и пользовались популярностью. Плащи обычно подбивали менее дорогим мехом.

Мужская одежда. В раннероманский период мужчины носили штаны, нижнюю и верхнюю туники и плащи. Их костюм все еще несколько напоминал византийский по манере ношения и по составу. Позже мужчины стали носить поверх штанов-шоссов, похожих на чулки, верхнюю тунику — блио, полуприталенную, отрезную, с заниженной линией талии, с юбкой длиной от колена до середины икры.

На цв. вкл., рис. 25 изображен молодой феодал в роскошном блио с воронкообразными рукавами, низ которых отделан мехом. На груди вышивка. Швы, горловина, низ рукавов, линии талии и бедер отделаны нашитой сверху каймой. При этом создается впечатление крупной дробности, блочности. Плащ застегнут на горле фибулой из золота с драгоценным камнем. Из-под блио видна нижняя туника.

Другой вид мужского костюма распространился несколько позже. Это штаны, туника и нарамник (обычно «мипарти») поверх нее. Нарамник — это накладная одежда, не сшитая по бокам, полученная из цельного куска ткани путем складывания его пополам.

Рис. III. 18. Нижняя женская туника. Рис. III.19. Женское блио. Рис. III.20. Женский костюм: котт, под ним туника, плащ; прическа «рыцарские косы». Рис. III.21 Пояса и пряжки. Рис, III.22, Башмак

Носили также платье котт и сюрко (surkott — «поверх котт»), одежду без рукавов, обычно контрастную по цвету с котт. Сюрко было несколько короче котт и представляло собой сшитый по бокам нарамник (рис. III. 16). Позднероманский мужской костюм напоминал рыцарские доспехи по силуэту и пропорциям и состоял из штанов и короткого верха (рис. III. 17). Простолюдины в качестве верхней одежды носили пенулу типа позднеримской, иногда подпоясанную, с капюшоном; под ней — короткую, до колена, тунику и узкие штаны. С XIII в. под капюшон или колпак стали надевать белый облегавший лицо бегуин (подобие чепца).

Рис. III.23. Прическа молодой девушки. Рис. III.24. Веней, надетый на повязку. Рис. III.25. Связь
романского костюма с архитектурой

Женская одежда. Женский костюм, как и мужской, был многослойным. На тело надевалась нижняя туника с узкими длинными рукавами (рис. III. 18), поверх которой носили блио до щиколоток (рис. III. 19), плащ (цв. вкл., рис. 26, рис. 111.20) и головной убор. Женские, как и мужские, блио и нижняя туника были отделаны каймой в местах соединения частей.

Затем на смену блио пришли котт и сюрко, которые женщины носили так же, как мужчины, поэтому силуэты и содержание мужского и женского костюмов схожи. Лишь позже, к концу периода, появилось резкое различие в одежде мужчин и женщин.

Нижняя женская туника имела узкие рукава с каймой по низу, блио и котт — расширенные. Котт и сюрко были обычно контрастными по цвету, причем то и другое с мантией. Сюрко было обычно без рукавов, но встречаются сюрко с короткими широкими рукавами до локтя и с длинными узкими. Появляется жип, напоминающий современный жакет с длинными или короткими рукавами.

Для раннероманской женской одежды характерны несколько завышенная линия талии и полуприлегающий и прилегающий силуэты. Пояса (рис. III.21) были украшением яркой одежды из гладкокрашеных тканей и располагались ниже талии, «лежали» на бедрах.
Красивые застежки плащей дополняли наряд.

С XII в. из-за запрета церкви на ношение облегающих одежд вновь появляются широкие и свободные наряды (см. цв. вкл., рис. 26).

Обувь. До XII в. обувь была черная тисненая (рис. 111.22), без застежек в виде мягкого башмака без твердой подошвы, однотипная для мужчин и женщин. Позже появилась цветная обувь. Позднероманская обувь имела вытянутый клювообразный носок (см. рис. III. 17).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужские прически были нескольких видов. Наиболее популярной среди знати была «пейзанская» стрижка. Это была прическа с челкой из волос, завитых крупными прядями длиной до плеч. Прической из полудлинных волос была прическа «под Христа». Она напоминала пейзанскую, но была без челки, в ней волосы надо лбом разбирались пробором. Рыцари носили длинные и очень длинные волосы, так как во время походов их не стригли.

Все зрелые мужчины носили бороды, имевшие две или несколько прядок, перевитых золотой нитью или шнуром. Мода на бороды менялась часто.
Женские прически, как и мужские, не отличались разнообразием. Девушки ходили с длинными распущенными волосами — символом чистоты и девственности (рис. III.23; см. рис. III.18), замужние женщины носили на голове различные покрывала, повязки.

Аристократки делали прическу «рыцарские косы», которые были очень длинные, шириной в ладонь, плоские, слабого многопрядевого плетения, с включением в них полос ткани или лент из парчи (см. рис. III.20). Заплетали также височные косы, которые укладывались «баранками», «улитками» над ушами.

Головными уборами мужчин были колпаки, шляпы из велюра, фетра, войлока, а также бегуины из полотна.

Женские головные уборы представляли собой покрывала, платки, повязки. Популярна была романская повязка (см. цв. вкл., рис. 26), позволявшая скорректировать овал лица. Поверх нее надевался обруч или венец (рис. III.24). Иногда венцы и короны украшались не только драгоценными камнями, но и павлиньими перьями. Простолюдинки носили простенькие обручи, украшенные бусинками.

К украшениям относятся фибулы, брошки, венцы, короны и кайма на одежде, отделанные драгоценными камнями.

Косметики женщины употребляли немного. Они пользовались розовой водой, восточными благовонными маслами, пудрились и подкрашивали губы.

Связь костюма с архитектурой. Как уже было сказано выше, для романской одежды характерны блочность, членение единого целого на отдельные части и подчеркивание их каймой.

Блочность свойственна и романской архитектуре. Поверхность членится поясками, карнизами, зарубками, фризами и т.п., причем все это имеет тектоническое начало. Аналогичным образом кайма в романском костюме подчеркивает крой и строение одежды.

Стилевое единство костюма и архитектуры просматривается уже в раннероманском периоде (рис. III.25).

Темные века и романский стиль — Лорен М. Лоуэлл, художник по костюмам

Современные события

  • По мере роста силы и богатства Византийской империи Западная Римская империя рушится из-за вторжения «варварских» племен и всеобщего хаоса и беспорядков.
  • 376 вестготов приветствовали в империи, но из-за жестокого обращения со стороны римских лидеров они восстали, 378 свергнув императора. Аналогичным образом другие германские группы сокращают границы.
  • Германцы также вступают в брак с римлянами, в конце концов создаются новые германские королевства — слияние двух культур.
  • Ранние германские королевства потерпели крах, но одно выжило: франки. Их королевство (династия Меровингов) было основано Хлодвигом (481-511).
  • 751 Пипин Короткий сверг короля Меровингов и занял трон. Ему наследовал его сын Карл Великий. Его коронация пришлась на Рождество 800 года. Карл Великий основал школы и привез в империю ученых со всей Европы.
  • Империя вновь распадается после смерти Карла Великого в 814 году.

Средневековье (приблизительно 400-900 гг. н.э.)

Терминология одежды для этого периода несколько двусмысленна из-за отсутствия письменных записей. В результате мы прибегаем к общим терминам, разделяемым сообществом исторических костюмов, вместо того, чтобы использовать слова, которые люди того времени использовали бы.

Франкский дворянин, по библии святого Мартина Турского в Национальной библиотеке. (Кишера)

Кстати, этот франкец носит типичную одежду для династий Меровингов/Каролингов. На нем туника длиной до колен (на нем может быть более одной, но это трудно определить по этому рисунку), длинные бра (они могут заканчиваться чуть ниже колена или доходить до щиколотки) и накидка в стиле палудаментум . Он без шланга , но вместо этого использует бинты для ног  в качестве альтернативы.

Тарелка № 12a – Каролинги – 700-800 ИСТОРИЯ КОСТЮМА Браун и Шнайдер – c.1861-1880

Женское платье очень похоже на платье Византийской империи. Женщины носят несколько туник. Возможные слои одежды для этой королевы: льняная рубашка (туника без рукавов, функционирующая как современная комбинация), нижняя часть туники, внешняя туника (которая может быть расстегнута по центру спереди и застегнута булавками с драгоценными камнями), крест льняные чулки с подвязками, тонкие кожаные тапочки и вуаль .

Женщины до сих пор используют  шаль в виде паллы  для согрева и покрытия головы.

Есть некоторые свидетельства того, что короткая туника  подобна тому, что мы могли бы назвать блузкой в ​​современных культурах. Однако рукава по-прежнему кроятся «заодно» с туловищем.

Европейская одежда бронзового века, Kohler, Kostumewerk

Эти короткие туники носили с примитивной юбкой . Юбка была сделана из прямоугольника, сшитого в трубку, которая затем была собрана до талии с помощью ремень . Другие сохранившиеся юбки такого типа демонстрируют свидетельства того, что верхний край юбки загибается, образуя кожух на верхнем крае, через который проходит пояс, образуя шнурок.

 

 

 

Романский (примерно 10-12 вв. н.э.)

Король. Панель из слоновой кости переносного алтаря, конец XI в. (Ласко с.150)

Исторические записи возвращаются к нам в романский период (раннее средневековье). Из-за большого количества письменных источников историки возвращаются к использованию современных слов для обозначения одежды.

Этот мужчина в романском стиле носит  сорочку  (льняная нижняя туника, предназначенная для защиты кожи от его одежды и одежды от кожи. Многие предметы одежды сделаны из шерсти различной текстуры, что делает защиту необходимой для комфорта ) и как минимум две другие туники — bliaut под roc . Для пояснения: сорочки, бляки и роксы — это все виды туник. Их название означает порядок слоев.

Он также будет носить braies  (льняные трусы) и, возможно, шланг  также. Похоже, что на нем может быть chausable (одежда, похожая на понко, обычно связанная с церковью в наше время). Похоже, что на нем еще и какие-то ботильоны.

Фрагмент страницы хартии Эдгара Новому Министру, Винчестер. На изображении изображен король Эдгар «Мирный».

 

На этой иллюминации рукописи X века изображены король Эдгар и женщина в типичном платье X века. У обоих рукава со сборками – очень длинные рукава, которые собраны в узел на руке, открывая руки. Ее bliaut показана на подоле (темно-синим цветом) под ее roc .

Из-за его предполагаемого статуса я бы поставил на то, что он носит чулки с перекрестными подвязками или длинные лифчики, а не бинты для ног.

Шланги (хотя функционируют так же, как и современные колготки) не обладали преимуществами эластичности. Он не мог обнять ногу, и поэтому гравитация тянула их вниз. Перекрестная подвязка — это метод, при котором вокруг ноги обматывались полоски ткани или кожи, чтобы удерживать чулки. Другая интерпретация этого изображения может заключаться в том, что его чулки очень длинные и сморщены так же, как его рукава.

Фрагмент гобелена из Байе, конец 11 века. На этом изображении женщина убегает из дома, подожженного войсками Уильяма после высадки в Англии.

На этом изображении с гобелена из Байё изображены женщина XI века и ее сын. Туники 11-го века были более облегающими по туловищу, чем туники 10-го века, а рокс обычно имели более широкие рукава. Здесь мы видим обе эти характеристики — ее рукава характерны для ранних подвесных манжет 9.0024  (длинные манжеты, свисающие с запястья) – длина довольно сдержанная по сравнению с тем, что еще впереди. Длина и размеры рукавов будут расти и в следующем столетии. Рукава со складками исчезли в какой-то момент в 11 веке.

 

Фреска, изображающая историю «неразумных дев» из Кастель-д’Аппиано в Трентино-Альто-Адидже, Италия. обратите внимание на очень длинный рукава-подвески  (большие рукава в форме воронки, скроенные «заодно» с платьем). Эти платья довольно гладко облегают туловище и, как правило, закрываются с одной или обеих сторон проушинами и шнуровкой .

Другим показателем периода времени является длина женских волос. Длинные косы были очень распространены среди женщин всех возрастов в этот период времени. Часто в косы вплетали ленты.

 

 

Этот стиль головного убора становится популярным к концу 12 века, особенно для замужних женщин. Это будет доминирующий стиль украшения в течение 13 и 14 веков. Он содержит следующие компоненты:

1. Волосы заплетены в косу и закручены на затылке.

2.  Барбет – льняная лента шириной примерно 2 дюйма, которая проходит под подбородком и над висками.

3.  Филе/филе – льняная лента шириной примерно 2 дюйма, которая располагается горизонтально на голове.

4.  Вуаль – может быть размещена поверх или под галтелью.

ЖЕНЩИНА ВРЕМЕН ГЕНРИЛА II – 1154-1189

Роки и блио во второй половине 12 века часто проходили через туловище. Они отличаются от моделей первой половины века добавлением поясного шва. Этот шов располагался ниже анатомической талии примерно на уровне бедер, создавая «заниженную» талию. Этот дополнительный шов позволил разместить в юбке гораздо больше ткани. Эта полнота могла быть добавлена ​​за счет легких складок или сборок на «талии», но чаще всего добавленная юбка была скроена так же, как современная юбка-солнце.

Рукава в это время кажутся либо очень большими и преувеличенными, либо очень узкими и облегающими, как показано здесь. Замужние женщины все чаще полностью покрывают волосы.

 

Эволюция мужской туники идет по тому же пути, что и женской. Однако крайности преувеличены гораздо меньше: рукава никогда не становятся такими длинными, торс никогда не становится таким подтянутым, а юбки никогда не становятся такими широкими.

Самцы roc и bliaut постепенно укорачиваются со временем, оставляя более длинные стили более старшим и сдержанным джентльменам. Длина, кажется, колебалась вокруг колен на протяжении большей части романского периода.

 

 

БЫСТРЫЙ ОБЗОР ( DARK AGES-ROMANESQUE)

ТИП ПЛАТЬЯ: индивидуальный пошив (крой и пошив)

ТЕКСТИЛЬ: примерно равное использование шерсти (одежда) и льна (нижнее белье). Очень продвинутые техники вышивки и ткачества. Византийский язык использует много христианской символики. Позже мотив имеет тенденцию выражать политические союзы, а не религиозные убеждения.

ФОРМА СИЛУЭТА: переход от римского прямоугольника к вытянутому треугольнику с широким основанием следующего периода (готика)

ОСНОВНАЯ ОДЕЖДА: сорочка, слои туники (вздутие и рок), бюстгальтеры/чулки (только для мужчин), бинты для ног, сопровождающий.

МОТИВАЦИИ ДЛЯ ОДЕЖДЫ: Защита (физическая и духовная) и статус.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ: Все чаще вырезается и сшивается (адаптируется). Это переходный период (прямоугольник к треугольнику). Слои туники. Рукава растут в длину и ширину (особенно у женщин). Ноги прикрыты (мужчины).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *