Готический стиль в средневековье: Готический стиль в архитектуре средневековья

Содержание

Средневековый готический стиль

 

Этот чарующий готический стиль средневековья.

Средневековый готический стиль – художественный стиль в искусстве, распространенный в ХII-ХIV вв. в Западной Европе. Возникнув на севере Франции, он вскоре распространился по всей Западной Европе. В страны Восточный Европы готический стиль проник гораздо позднее, но и просуществовал дольше. Говоря о готическом стиле, в первую очередь подразумевают архитектурный стиль, хотя в эпоху готики этот стиль, начав с архитектуры, распространился практически на все сферы изобразительного искусства, даже на моду и мебель.

Термин «готика» не имеет ничего общего с готами и означает «варварское», «непривычное», т.е. не «римское», то, что противоречит романскому стилю.

Сам термин появился в качестве насмешки над уходящим средневековьем в период Итальянского Возрождения. Ирония в том, что именно в Италии готический стиль воспринимался менее всего, в результате чего получил распространение гораздо позже и с серьезными изменениями, получив название «итальянская готика».

На рубеже романской и готической эпох, вся социальная и культурная жизнь перемещалась из монастырей в города. И готический стиль целиком связан с городом.

Основной тип сооружений готической архитектуры – это собор. В то время соборы были не просто храмом, это был центр всей общественно-политической жизни. Соборы были площадкой не только для отправления церковной службы, но и для лекций, театральных представлений, заключения сделок, заседаний советов и так далее. Соборы были крайне велики, необозримы, неоднородны по своей структуре и крайне индивидуальны по дизайну.

Основное отличие средневекового готического стиля в архитектуре – высота и легкость. Будучи основной идеей всего проекта, все в сооружении подчинялось устремлению ввысь. Сравнивая романский стиль и готический стиль, сразу видно, что они практически противоположны. Романскому стилю присущи массивность, стены большие и толстые, помещение тесное, строения больше похожи на крепости. Готический стиль же более изящный, с абсолютно другой эстетикой, легкий и просторный.

Переход к готике был связан с изменением потребностей городской жизни. Тесные массивные строения больше не соответствовали нуждам города, и перед зодчими стояла задача создать открытые, светлые и просторные помещения. Это повлекло за собой коренное изменение конструкции, а затем и самого стиля, который, подстраиваясь под новые реалии, нашел свое развитие и в живописи и скульптуре.

Вся легкость готических соборов неразрывно связана с самой системой постройки, при которой несущие стены фактически отсутствуют, и их заменяет каркас здания. Такой подход позволил существенно расширить пространство внутри, а также дает огромную свободу творчества для архитектора. Необходимость в массивных стенах отпала и их стали заменять большие арки и окна.

С изменением архитектурного стиля, начали меняться и смежные виды искусства, в частности изменилась монументальная живопись. Фактическое отсутствие стен и их ажурная структура не создавали должных условий для фресок, и их место заняли витражи. Яркие цвета стекол, особенно при солнечном свете, создавали потрясающий эффект сияния.

Вместо доминирующих фресок романского стиля, в готическом стиле средневековья доминирующее положение заняла скульптура. Она покрывала весь храм и повествовала о различных событиях или сценах жизни.

Готический стиль неразрывно ассоциируется со скульптурно-монументальными композициями. Полученная свобода творчества оказалась заразительна и отразилась не только в самой архитектуре, но и в скульптурах. Сдержанность романского стиля утратила свою актуальность, готический стиль же был более волнительным, динамичным, экспрессивным, он отображал и вызывал эмоции.

Большей частью готический стиль был связан со страданием. Страдание и мученичество – вот основные готические скульптурные сюжеты. Однако художники того времени умели отображать не только страдания. Даже такие сложные чувства как сострадание, мастера того времени передавали в позе тела, во взгляде, наклоне головы. В этом вся прелесть готического стиля, вся его глубина, заставляющая восхищаться и сопереживать.

В отличие от романского стиля с его гармонией форм, готический стиль же связывал себя с истощенным и худым телом. Библейские сюжеты о всемогущем Господе сменились сюжетами о мученичестве Христа, о его скорби и страданиях.

Эпоха готического стиля в средневековье стала идеальным периодом для развития культуры. Постепенное угасание средневековых порядков и начало эпохи Просвещения создали условия для ухода от средневековой зашоренности и обретению небывалой свободы сознания, что отображалось, в первую очередь, в достижениях культуры. В это время продвигаются идеалы любви, возникает и развивается лирическая музыка и поэзия. Однако первичным и главным аспектом средневекового готического стиля является архитектура.

Добавить комментарий

🏘 Готический стиль в архитектуре эпохи средних веков

Таинственность, величественность, восторженная чувствительность – вот далеко не полный список эпитетов, характеризующих готический стиль в архитектуре. Он органично объединил мощность каменных стен с лёгкостью и яркими красками стеклянных витражей. Тема этого материала от редакции HouseChief – готика как история и современность в архитектуре.

Высочайшие своды и неповторимая радуга витражей – классика католических соборов

Читайте в статье

  • 1 Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
    • 1.1 Ранняя готика
    • 1.2 Период зрелой готики
    • 1.3 Особенности поздней готики
  • 2 Значение каркасной системы в готической архитектуре
  • 3 Основные конструктивные элементы готического стиля
    • 3.1 Арочные своды
    • 3.2 Значение аркбутанов и контрфорсов
    • 3.3 Мозаика оконных витражей
    • 3.4 Порталы
  • 4 Технологические особенности строительства готических зданий
  • 5 Готические сооружения в европейских странах
    • 5.1 Особенности Английской и Французской готики
    • 5.2 Готика в Германии и Чехии
    • 5.3 Испанские и итальянские готические здания
    • 5.4 Готика в других европейских странах
  • 6 Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
  • 7 Элементы готики в современном коттеджном строительстве

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Монастырская церковь Сен Дени

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Значение каркасной системы в готической архитектуре

Практически все изыски готических сооружений построены на главном изобретении тех времен – новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволяла распределить весовую нагрузку здания, значительно уменьшая массу стен и перекрытий.

Технологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храма

Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделяющие помещения, увеличилась общая площадь и высота потолочных сводов. Помимо этого, каркас способствовал экономии строительных ресурсов.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Технологические особенности строительства готических зданий

Архитектурный стиль готики свидетельствует об исключительном мастерстве ремесленников каменотёсов. Исполинские сооружения требовали огромного количества природного камня, который доставляли из местных и дальних карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, севера Германии применялся кирпич.

Строительство таких масштабов нереально без применения металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъёмов материала. Высокое мастерство зодчих средневековья свидетельствует о технологичности методов строительства.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

1 из 6

А как вы относитесь к этому стилевому направлению? Хотелось бы вам использовать такие приемы в архитектуре собственного дома? Напишите об этом в комментариях! В заключении предлагаем вам небольшой видеоматериал о современном применении этого стиля в строительстве и дизайне интерьеров:

Watch this video on YouTube

Готическая архитектура — Историческая архитектура Лойолы — Исторический факультет

Доктор Джон Брейхан

Готический стиль архитектуры зародился в средние века в Европе. Для него характерны вертикальные пропорции, стрельчатые своды, внешние контрфорсы, асимметрия. В великих готических соборах, таких как Шартр во Франции и Солсбери в Англии, стрельчатые арки позволили создать тяжелые каменные потолочные своды, несмотря на то, что в стенах были проделаны огромные витражи. Эти смелые конструкции стали возможными благодаря внешним опорам, которые выдерживали вес сводов. Не только арочные окна были пропорциональны высоким, но и готические соборы часто включали высокие остроконечные шпили. Готические архитекторы не стремились к симметрии, как это хорошо видно на западном фасаде Шартского собора, где два шпиля не совпадают.

Соборы были не единственными готическими сооружениями средневековья. Приходские церкви копировали проекты соборов в меньшем масштабе, но обычно с более легкими деревянными крышами вместо тяжелых каменных сводов. Хотя они обычно строились из дерева и гипса, дома также строились с вертикальными пропорциями, с высокими окнами и крутыми остроконечными крышами.

Университеты были изобретены в средние века; их наиболее характерными зданиями были жилые колледжи, построенные в виде закрытых дворов. Средневековые колледжи, называемые «квадратами» в Оксфорде и «кортами» в Кембридже, состояли из четырех рядов двух- или трехэтажных зданий, в которые входила сторожка, часто напоминавшая ворота замка. Внутри двора комнаты с разным назначением можно было определить по разным окнам: равномерно расположенные для спален ученых, близко друг к другу для библиотеки колледжа, высокие и просторные для столовой и часовни.

Эпоха готической архитектуры в Европе завершилась эпохой Возрождения. Вкусы изменились в пользу возврата к более симметричной и сбалансированной классической римской архитектуре. Изменение вкуса произошло раньше всего в Италии; в Северной Европе гибридный стиль «северного Возрождения» продолжался до 16 века, сочетая большие окна и высокие пропорции готики с украшениями (колонны, фронтоны) по образцу римской архитектуры. В Англии этот стиль ассоциируется с тюдоровскими монархами, особенно с королевой Елизаветой I, и с ее преемником Яковом I — отсюда и названия «Тюдор», «Елизаветинский», «Якобинский» и даже «Якобетский».

Готическая архитектура была возрождена в 18 веке как подходящая для романтических коттеджей или церквей. Часовня семинарии Святой Марии в районе Сетон-Хилл в Балтиморе является одним из самых ранних готических зданий в Америке. Построенный в 1807 году, он служил часовней для первого колледжа Балтимора, который позже стал семинарией Святой Марии.

После гражданской войны американская архитектура находилась под сильным влиянием викторианской архитектуры в Англии. «Викторианская готика» подчеркивала вертикальность и асимметрию исходного стиля, но своей массированностью и использованием ярких красок не часто напоминала оригинальные готические узоры. Хорошим примером, знакомым всем балтиморцам, является методистская церковь Mount Vernon Place.

Все изменилось в 1890-х годах, когда появилось поколение архитекторов, чье образование было основано на истории архитектуры. Среди них были Уолтер Коуп и Джон Стюардсон из Филадельфии. В 1895 году их наняли для проектирования всего кампуса колледжа Брин-Мор. Они основывали свои проекты на готических колледжах в Оксфорде и Кембридже, включая зубчатые ворота, длинные ряды общежитий с крутыми остроконечными крышами с высокими узкими окнами и парящие остроконечные арочные окна для библиотеки.

Вместо темного кирпича и песчаника викторианской готики эта новая «коллегиальная готика» была построена из грубых стен из полевого камня с лепниной из белого известняка для входов, оконных рам, контрфорсов и парапетов. Одним из поразительных нововведений было то, что американские университетские готические здания обычно не образовывали замкнутых дворов, как в средневековых Оксфорде и Кембридже, где студентов буквально запирали на ночь. Американским студентам было предоставлено больше свободы приходить и уходить благодаря более свободному расположению зданий колледжей вокруг центральных лужаек или вдоль живописных хребтов. Коуп и Стюардсон были красноречивыми сторонниками своего готического стиля, отдавая предпочтение классическим (римским) зданиям, особенно для университетских городков.

Классическая архитектура выражает завершенность, завершенность, совершенство: готическая архитектура выражает стремление, рост и развитие. Классик говорит смотрящему: Вот сумма – Вот совершенство – Дальше не стремись. Готика говорит ему: Дотянись выше – Распространись вовне и вверх – Нет ограничений.

Новый стиль сразу прижился, особенно в близлежащих Принстонском университете и Хаверфордском колледже. Коуп и Стюардсон спроектировали еще один кампус Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Другие архитекторы подхватили этот стиль, в том числе Чарльз Д. МакГиннес из ирландской католической архитектурной фирмы Maginnes & Walsh, который спроектировал новый амбициозный университетский готический кампус для Бостонского колледжа в 1919 году.07, когда колледж переехал из центральной части Бостона в пригород Честнат-Хилл.

Как описала Джоселин Солсбери (никакого отношения к собору!), Колледж Лойола последовал той же схеме, переехав из центра Калверт-стрит в пригород Эвергрин в начале 1920-х годов. Новые коллегиальные готические здания были размещены по трем сторонам центральной лужайки или двора перед существующим тюдоровским особняком (ныне Гуманитарный центр). В традициях американской университетской готики это был не закрытый, укрепленный двор, как в Оксфорде или Кембридже, а «открытый двор» с большим пространством между окружающими зданиями.

Учить больше

  • Руководство по стилю
  • Историческая архитектура Лойолы
  • Исторический клуб

Выпускники

Рана Малек

Отношения, которые она установила с преподавателями и однокурсниками, подготовили Рану к ее карьере в медицине

История

Что нового

Посетите страницу планирования для учащихся, чтобы ознакомиться со списком курсов, предлагаемых факультетом истории осенью 2022 года. Студенты, желающие зарегистрироваться на закрытый (полный) курс, должны отправить электронное письмо заведующему кафедрой доктору Виллеке Сандлеру с запросом на отмену. Пожалуйста, не отправляйте запрос непосредственно инструктору курса. Все изменения курса рассматриваются заведующим кафедрой и утверждаются только при наличии смягчающих обстоятельств. Запрос на переопределение не будет обработан, если есть конфликт времени с вашим существующим расписанием, у вас нет разрешения на 6-й курс от вашего консультанта или если в вашей учетной записи есть финансовая задержка.

Готическое искусство и стиль — средневековые истории

Архитектура определяет готический стиль. Только подумайте о захватывающих дух соборах, возвышающихся колоннах, парящих сводах. Однако имеет смысл думать о нем как о физическом выражении особого богословского мотива, о душе-преступнице, взбирающейся по Небесам. Таким образом, он отметил множество других — второстепенных — форм искусства.

Картина Доменико Квальо с изображением собора в Реймсе ок. 1787. Обратите внимание на высокие размеры здания по сравнению с окружающими домами. Источник: Википедия

Готическая архитектура была преобладающей формой искусства в Европе 13 –15 веков. Оно возникло в начале XII века в результате попыток средневекового строителя поднять массивные каменные своды на большие пролеты, не вызывая давления вниз и наружу, угрожающего разрушить стены при движении наружу, как это произошло в 1284 году в Бове, когда некоторые падение сводов хора вызвало бурю негодования в международной гильдии каменщиков; и, возможно, поворот к менее впечатляющим строительным проектам. Важным конструктивным элементом в этом новом и новаторском способе строительства больших памятников было изобретение ребристого свода, который впервые был применен при перестройке собора Сен-Дени в 1140 году, которую спланировал и осуществил аббат Сугерий. . При распределении веса на ребра их можно было бы поддерживать столбами и простенками, которые заменили бы сплошные толстые стены. Между колоннами можно было направить свет через впечатляющие окна, изящно украшенные искусно украшенными витражами. Основным примером этого — Rayonnant или украшенный готический стиль — является Сент-Шапель в Париже. Благодаря своему драгоценному характеру он, кажется, хранит посетителя вместе со своей самой известной реликвией, Терновым венцом. Позже стиль стал еще более ярким. Мы знаем об этом по многочисленным ратушам и гильдиям 15 9 г.0051-й век.

Фрагмент интерьера собора Сент-Этьен, Бове, Франция

Однако готические соборы и более поздние часовни были лишь одним из многих готических произведений искусства, которые стали доминировать в этот период. Реликварии, алтари, ретабли, гробницы, купели, кафедры, прилавки, скульптуры, изделия из слоновой кости, обложки для рукописей и картины, а также текстиль — все они стали представлять своего рода «микроархитектуру», обычно с изображением сцен, обрамленных или прочерченных колоннами, контрфорсами и ребристые своды.

Хотя эти объекты, казалось бы, всегда были основаны на строгой геометрии, искусная реализация оптических и колористических элементов преодолела это в создании микромиров или зрелищ, населенных людьми, охваченными всеми призраками эмоций, как это можно увидеть в знаменитый Реликварий Гроба Господня из Памплоны.

Из договоров мы знаем, что редко проводилась граница между металлоконструкциями, плотницкими работами и строительством. Это способствовало распространению художественных идей из Франции и за ее пределами на периферию на север и восток. Как и использование архитектурного рисунка на пергаменте.

Постепенно, благодаря этому распространению мелких декоративных произведений искусства, готика также стала представлять особую идею того, как одеваться и вести себя в скользящих вертикальных движениях, воплощенных в картинах придворных романов, изображенных на шкатулках из слоновой кости, украшениях и других предметах. искусства.

В конце концов готический стиль уступил место ренессансу, который, как известно, обозначил этот вид искусства именно как «готический», то есть причудливый и варварский.

Идея Готики

Реликварий Гроба Господня из собора в Пампломе. Источник: Википедия

В какой-то степени готическое искусство парадоксально. Его центральным выражением была его архитектура, но новые и парящие памятники с их ребристыми сводами, поддерживаемыми элегантными колоннами и опорами, явно противоречили культурному климату ренессанса XII века. С его возрождением аристотелевской логики, римского права, латинской прозы и поэзии и сочинений Цицерона можно было бы представить себе сопутствующее возрождение классической архитектуры.

Однако, как известно, этого не произошло. Готические соборы совсем не похожи на римские храмы, хотя скульптурные украшения тех же зданий — не в последнюю очередь в порталах — в какой-то степени заново изобрели идею римского портрета. Вместо этого готическая архитектура и стиль ворвались на художественную сцену с авангардной силой, которая продолжает восхищать нас.

Что произошло? Во-первых, следует отметить, что эти здания представляли собой «Gesamtkunstwerke» в невиданных ранее масштабах. Своей сказочной архитектурой, впечатляющими порталами, великолепным скульптурным убранством, яркими картинами и полифонической музыкой соборы приглашали мирянина прочувствовать их во всей их полноте. Двигаясь дальше внутрь — в качестве литургиста или полуклерикального мирянина — соборы и церкви открывались, чтобы показать реликварии и другие второстепенные формы искусства, выставленные на алтаре и представленные как микроархитектура. Очевидно, что этот сверкающий мир пришел, чтобы соблазнить людей духовным посланием, закодированным в драматическом зрелище мистерий и чудесных пьес. Мы должны помнить, что период ранней готики достиг кульминации во францисканском движении начала 13-го века с его повсеместным использованием театрализованных представлений, включая первую «живую» рождественскую кроватку в Греччио.

Донорские портреты из Наумбургского собора. Источник: Wiipedia

Таким образом, красивые готические церкви были не столько символическими или аллегорическими инсталляциями, сколько анагогическими приглашениями для зрителей подняться — будь то цвет и свет, как это ощущал Сугерий. Или как святой Франциск нашел в природе.

Меценаты были вдохновлены идеей храма Соломона, Храма Гроба Господня в Иерусалиме или Нового Иерусалима и его «сошествия с небес», а архитекторы, возможно, считали своды символами балдахинов, покрывающих святую гробницу престола, на котором совершалась Евхаристия. Символизм и его служанка, аллегория, действительно играли существенную роль в планировании новых церквей. Но центральной перспективой было, без сомнения, возвышенное духовное вознесение души к небесам, то есть трансцендентное движение.

Здесь не столько помогал тонкий символизм, сколько обучение через опыт – отсюда расширение использования архитектуры как пространственной организации процессии с ее встроенными направлениями на восток и вверх, а также построения картин в литургии, живописи, мистерий. , а также монументальная и миниатюрная скульптура.

Аббат Сугерий у ног Марии на Благовещение в витраже в Сен-Дени. Источник: Википедия

Последнее может быть тем, что мы вызываем в воображении как идея готики. Здесь на ум приходят массивные порталы в Шартре, Реймсе и Регенсбурге; как и западный хор Наумбургского собора с захватывающими дух портретами доноров ок. 1245 – 1250 гг. Как и миниатюристские скульптуры, выкованные в золотых раках-реликвариях. Таким образом, хотя мы можем отождествить готическое искусство с соборами, такими как соборы Сен-Дени, а затем Реймса, Амьена, Буржа, Шартра, Бове, Линкольна, Вестминстера и Кельна, готическая эстетика, вероятно, была более широко доступна средневековым людям в многочисленных произведениях второстепенного значения. декоративных художественных форм, а также в литературных исполнениях, встречающихся в поэзии и романах позднего Средневековья. Мы можем думать о фантасмагории поисков Грааля и о воображаемых храмах, воздвигнутых, чтобы скрыть его от неоправданных. Но также и изображение Небесного Иерусалима в литургиях, а также в более поздних стихах, таких как «Жемчужина». Или в новой полифонической музыке в Париже. Другим жанром, готическим по своей внутренней сути, были таинственные сочинения вроде «Облака незнания»; буквально предлагая путь в таинственное «запредельное» через созерцание, вознесение и, наконец, трансцендентность, трансформацию и откровение.

В заключение: готика была не просто новым стилем искусства. Это было формальное выражение образа мыслей о людях, отправляющихся за пределы — в Святую Землю в Крестовом походе или на небеса. Последний стал представляться как скульптурная процессия статуй на косяках, а также пространственно обозначен маршрутами через готический собор к центральному и самому таинственному действию — пресуществлению Евхаристии у главного алтаря. Позже это дало толчок к развитию тщательно продуманных Домов Таинств, этих ослепительных и сложных микроархитектурных сооружений, предназначенных для сохранения и демонстрации «настоящего настоящего» тела Христа.

Готическое искусство — больше, чем просто идея

Палимпсест из Реймса, Франция. в. 1230 г., на котором показаны некоторые из самых ранних сохранившихся архитектурных рисунков © Châlons-en-Champagne / Reims, Archives départementales de la Marne, Centre Annexe de Reims.

Отличительная черта ранних готических соборов – озабоченность светом, наполняющим внутреннее святилище, – побудила известного искусствоведа Эрвина Панофски опубликовать две значительные работы о готическом искусстве. В 1946 году он опубликовал свою работу об аббате Сугерии о церкви аббатства Сен-Дени и ее художественных сокровищах. На основе лекций Нормана Уэйта Харриса, прочитанных в Северо-Западном университете в 1919 г.38, в 1951 году последовала его книга о готической архитектуре и схоластике. Он сделал это с помощью того, что более поздние историки искусства часто считали преувеличением доказательств. По мнению Панофски, ранняя работа мецената Сугерия должна была привести в движение строительство здания, воплощающего неоплатонический сплав материальности и света.

В своей классической форме это то, что социолог Пьер Бурдье позже определил как «поле» — пространство, где ни один тип культурного капитала не имеет монополии, и, следовательно, пространство, образованное взаимодействием и конкуренцией между идеи. Позже Бурдье написал в постскриптуме к своему переводу на французский язык второй из этих книг, как он был вдохновлен работами Панофски о готической архитектуре, когда излагал свою отличительную социологическую теорию поля. Своим эссе Бурдье помог публично поставить работу Панофского в центр европейских философских дебатов, в которых среди многих других участвовали Кассирер, а затем и Хайдеггер.30-х, не всегда, кажется, оценили. Позже Пьер Бурдье использовал это как отправную точку для своей книги «Правила искусства».

Дело, конечно, в том, что идея готики никогда не была монолитной. В основе его лежало взаимодействие двух противоположных форм «капитала» — духовности и материальности. Если первое в первую очередь «видилось» как свет и озвучивалось в богословских трактатах и ​​проповедях, то последнее состояло из практических приемов владения масонством для поддержки излияния первого. Таким образом, Панофски стал писать о скрытой или лежащей в основе рациональности зданий, основанной на тщательных математических и геометрических — научных — расчетах. Недаром Ренессанс XII века был также временем повторного открытия произведения Птолемея, переведенного на латынь в 1170 году, а также принятия или импорта астролябии. Хотя классические произведения и изобретения, оба перезимовали в арабском мире, пока не вернулись в Европу в 11 и 12 веках.

В более практическом историческом контексте это привело более поздних историков искусства, в первую очередь Питера Кидсона, к мнению, что работы Эрвина Панофски сильно урезаны. Как сформулировал Кидсон, если Сугерий был покровителем, то кто был архитектором? И как этот эфемерный человек занимался своей работой, если не как математик и ученый? А как насчет практичности добычи и резки камней? Материальная сторона всего предприятия?

Сегодня мы знаем гораздо больше о практических планах, чертежах и строительстве этих великолепных Соборов, чем в то время, когда Панофски написал свои новаторские работы. С помощью радаров, гидролокаторов и, возможно, даже лидаров научные исследования структуры зданий значительно продвинулись вперед. И, благодаря Бурдье, мы знаем, как понять хитросплетения средневекового мира взаимосвязанных и конкурирующих типов культурного капитала XII века — духовность против материальности. Или, как описал это Панофски, как «задача написать постоянный мирный договор между верой и разумом» [1]

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Готическая архитектура и схоластика: исследование аналогии искусства, философии и религии в средние века. Эрвин Панофски (1951). Meridian Books 1976, стр. 28–29.

ИСТОЧНИКИ:

Панофски, Сугер и Сен-Дени
Питер Кидсон
В: Журнал Институтов Варбурга и Курто (1987), том 50, стр. 1–17

Архитектура и изобразительное искусство
Питер Кидсон
В: New Cambridge Medieval History, Vol IV, No 1, pp. 693 – 731
Издательство: Cambridge University Press

Пирс, Панофски и готика
Дэвид Вагнер
Труды Общества Чарльза С. Пирса
Том. 48, № 4 (осень 2012 г.), стр. 436–455

Бурдье и историки искусства
Ричард Хукер, Доминик Патерсон и Пол Стиртон
В: The Sociological Review (2001), Vol 49, No 1, pp 212 – 228

ГЛАВНЫЙ РЕСУРС:

Картирование Gothic France

С базой данных изображений, текстов, схем и исторических карт, Картографирование готической Франции предлагает вам исследовать параллельные истории готической архитектуры и формирования Франции в 12-м и 13-м веках, рассматриваемые в трех измерениях: пространстве, времени и повествовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *