Женские прически 16 века: Названо ТОП-5 причесок 16 века, которые впечатляют даже профессионалов

История прически в Испании XVI-XVII веков

В конце XVI – начале XVII вв. Испания стала не только политически сильным государством, но и одним из культурных центров Европы. Данный период не зря называют «золотым веком» в истории Испании. Диктовала в конце XVI – начале XVII вв. Испания и моду. Моду как в костюме, так и на прически.

Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Испания была католической страной. Опорой католической церкви в Европе, ведь Европа к XVII веку в качестве религии избрала протестантство и отказалась повиноваться Папе Римскому. Будучи достаточно религиозными католиками, в одежде испанцы закрывали все тело и предпочитали темные цвета. Так, испанки должны были прикрывать щиколотки ног, кисти рук и, конечно же, никаких глубоких вырезов на груди.

Платья того периода были темными, очень часто черными, по своей конструкции напоминающие футляр, плотный и закрывающий все тело. Дополнением как к женским платьям, так и к мужскому костюму, который также был темным, служили воротники под названием фреза. Воротник фреза – это широкий рифленый крахмальный белый воротник, плотно прилегающий к шее. Такие воротники в виде кольца обрамляли шею до самых плеч. Держались они исключительно на специальном металлическом каркасе.

Филипп II, король Испании, первый герцог Милана из династии Габсбургов, Антонис Мор, Эскориал

Воротник фреза

Что касается причесок, то мужчины носили короткие стрижки. И это было связано с воротником, так как с воротником фреза было крайне неудобно носить длинные волосы. К слову, именно благодаря все тому же воротнику женщины начнут носить высокие прически.

Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, Мадрид

Помимо коротких стрижек мужчины также носили бороды, бакенбарды или усы. Бороды были небольшими остроконечной формы. Такие бороды называли «эспаньолками».

Инфанта (испанская принцесса) Анна и будущий король Испании Филиппом IV

Женские прически Испании конца XVI – начала XVII вв. были высокими и строгими. Прически делались с пучками на макушке, с валиками надо лбом. Волосы завивались. Были прически и с каркасами из медной проволоки в виде сердца, яблока, груши.

Инфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид

К примеру, носили такие прически, как «куафиа де папос». Прическа состояла из кос, уложенных баранками на щеках, плоско и прямого пробора. Вместо кос на щеках могли укладываться бандо — объемные полушария из волос.

Еще одна прическа – прическа типа «боевой конь» — волосы завязывались высоко на макушке и спускались на спину и плечи волной.

Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660
Прическа второй половины XVII века и более открытое и яркое по цветам платье

Были и прически с волосами, заплетенными в косы и уложенными в пучки на темени, а сверху покрытые золотыми или же серебряными сетками для волос.

Появляющаяся во Франции в данный период мода на парики в Испании распространена не была.

Мужчины носили большие шляпы с широкими полями, украшенные страусиными перьями, бареты из бархата и велюра с вышивкой, а также шляпы ток.

Филипп II (король Испании) в шляпе ток

Женщины – чепчики с рюшами и кружевом, большие широкополые шляпы с перьями, шляпы ток (как и мужчины) – небольшие шляпки практически без полей с высокой тульей.

Также женщины носили капюшоны, вуали. Среди жительниц Севильи был популярен такой головной убор, как транзадо – маленькая повязка с футляром, который перевивался крест-накрест узкой лентой, и в который вкладывалась коса.

Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.

В моде среди испанок был и головной убор под названием «ток по-московски» — такой ток украшался пером и драгоценностями по середине и был таким же нарядным и дорогим, как головные уборы бояр Московской Руси.

Носили и мантильи — длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, один из элементов испанского женского национального костюма.

французские укладки 15-16 века, история стиля эпохи, стилизованное фото современных знаменитостей, особенности и модные веяния того времени

В истории европейской культуры 14–16 века известны как эпоха Возрождения, или Ренессанс. Этот период сменил «мрачное» Средневековье и дал миру десятки знаменитых имен и богатое наследие в разных сферах искусства. Интерес к человеку его деятельности становятся главной приметой и основной чертой Ренессанса. Красоту человеческого облика были призваны подчеркнуть наряды и прически эпохи Возрождения. Узнайте, что надевали и как укладывали волосы люди, жившие во времена культурного расцвета Европы.

Особенности причесок

С приходом Ренессанса в Италию законодательницей моды в сфере парикмахерского искусства сначала стала Флоренция, а затем Венеция. Женские волосы стали предметом восхваления и воспевания. Прически были сложными, сочетающими в себе косы и завивку, декорированные жемчугом и лентами. Например, популярной была укладка в виде узла.

Разрешалось носить распущенные кудри или укладывать косы по спирали над ушами, дополняя прическу вуалью, сеточкой из шнура, бархатной шапочкой. И в то же время женщины могли ходить совсем без головных уборов, поскольку в эпоху Ренессанса это уже не считалось зазорным.

Сразу несколько вариантов исполнения имела прическа «Флорентийская коса». Волосы, разделенные прямым пробором, зачесывали полукругами на щеки. На затылке заплетали косичку, перевязывая ее шнурами, бусами или убирая в специальный футляр из кожи или сеточку. Можно было сделать такую прическу: уложить волосы на затылке в пучок и распустить по спине волнистую прядь.

Мужчины эпохи Ренессанса обычно делали шарообразные прически. Для этого им нужно было отпускать и завивать волосы. Молодежь носила пышные распущенные локоны на прямой пробор или вовсе без него. Иметь челку не возбранялось. Иногда подкрученные длинные пряди укладывали в валик, заправляя концы внутрь. Параллельно существовали и короткие стрижки с овальным силуэтом, сохранялась популярная в Средние века «пейзанская» прическа (волосы, подстриженные вокруг головы, завивали крупными кудрями, лоб прикрывали густой челкой).

Кстати. Бороды носили только мужчины почтенного возраста. Юноши в эпоху Ренессанса гладко брили лица.

Ближе к 16 веку, когда «править бал» в моде на прически стала Венеция, стиль не слишком поменялся, поскольку напоминал флорентийский. Мужчины делали эллипсообразную стрижку «Колба». Был и женский вариант, при котором уложенные на затылке волосы собирали в сеточку, спускающуюся с темени. Кроме того, дамы завивали локоны и декорировали их различными украшениями либо плели косы, формируя разнообразные прически.

Позднее у мужчин в моду вошли короткие стрижки и прически. Это было связано с популярностью воротника-фрезы. Помимо беретов, в 15–16 веках итальянцы часто носили шляпы с полями, фески, чепцы, капюшоны. Женщины в эпоху Ренессанса надевали восточные тюрбаны или имитировали эти головные уборы при помощи собственных волос, укладывая на темени пучки из спиралей.

Кстати. Отдельная прическа существовала для куртизанок: волосы скручивали в жгуты и располагали надо лбом в виде баранок. Дополнительные элементы — густая челка с мелкими завитками и гладко зачесанный затылок.

Эталоном красоты итальянок был высокий, чистый лоб. Брови и ресницы выщипывали. Стремясь походить на златокудрых античных богинь, женщины осветляли волосы разными экстрактами или принимали с этой целью солнечные ванны. Загар на лице был не моден, поэтому под солнце подставляли только пряди. Дамы могли несколько часов сидеть в специальных будочках на крышах домов, стремясь получить вожделенный светлый оттенок будущей прически. Альтернативой были шляпы без тульи, которые прикрывали лицо, но открывали волосы.

Франция в период Ренессанса в значительной степени испытывала влияние Италии. Мужчины делали короткие стрижки с локонами, женщины повторяли массивные, сложные, многоуровневые прически. Популярность снискали дамские парики, которые существовали во Франции и Англии. Прилежные придворные англичанки в прическе повторяли стиль королевы Елизаветы I: над головой укладывали волосы в 2 валика.

Кстати. Француженки в 16 веке не ходили с непокрытыми головами. Поверх прически они носили току (шляпу без полей), чепцы с вуалью или без.

Причёски XVIII века в Европе. Апофеоз безумия

В XVIII веке при французском королевском дворе были в большой моде огромные парики. Да не просто парики: дамы носили на голове сложные сооружения с “встроенными” в парик кораблями, корзинами фруктов…

Парики можно было посыпать рисовой, серебряной, да хоть и золотой пудрой. А вот мыть такие произведения искусства было нельзя. Вообще, надо сказать, при королевском дворе часто мыться было… не принято. И поэтому возникали и особенные моды, и особые правила этикета.

Супермодными в то время были ткани цвета “влюблённой блохи”, “мечтательной блохи”, “блохи, упавшей в обморок”. И медальоны, в которых за стеклом резвились особо крупные блошки. А для кавалеров считалось очень хорошим тоном иметь палочки из благородных материалов. Ими они, как настоящие рыцари, почёсывали своих дам под немытыми париками, где, как видно, вовсю плодились эти самые… мечтательные… даже страшно сказать, кто!

Конечно, ниже представлены парики не в натуральную величину. Это карикатуры, где художники, преувеличивая размеры данных сооружений, высмеивали моду на причёски того времени.

В эпоху Барокко, следуя введённой безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, то есть парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе.

Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижёр».

Ещё большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причёсок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчёркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчёски для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Актуальность в наши дни

Несмотря на то что и сегодня представители мужского пола носят длинные пряди, прически в стиле эпохи Возрождения для них в большей степени не актуальны. Женщины могут использовать современные вариации, поскольку оригинальные ренессансные укладки для большинства случаев неуместны. Но и здесь спектр применения ограничен: как правило, это праздник (часто — свадьба), костюмированная вечеринка, тематическая фотосессия.

Из-за отсутствия челки такие прически вряд ли подойдут девушкам, которым нежелательно открывать лоб. Это в первую очередь обладательницы квадратного, прямоугольного лица. Лучше всего делать прически на длинных волосах. На средних и коротких стоит использовать накладные пряди. Слишком сложная прическа может визуально состарить молодую женщину, поэтому стоит выбирать упрощенные варианты.

Общие рекомендации по выполнению

Если хотите создать укладку в духе Возрождения, научитесь плести косы и готовьте завивать волосы. Эти элементы обязательны для ренессансной прически. Подготовьте плойку или бигуди желаемого диаметра. Не обойтись и без надежных средств фиксации — шпилек, невидимок и стайлинга (лак, мусс, пенка).

Самостоятельно справиться с длинными волосами сложно, поэтому желательно пригласить кого-то в помощь. Если все же собираетесь обойтись своими силами, для создания прически возьмите 2 зеркала. Одно из них поставьте сзади, чтобы следить за правильностью и аккуратностью процесса.

Совет. Для декора волос подготовьте нити бус, ленты, красивые заколки.

Мода 16 века при правлении королевы Марии Тюдор

Королева Мария Тюдор ввела в моду дух Испании. Вся одежда стала отличатся более экстравагантным видом, нагромождением различных деталей и как следствие увеличение форм. Порой платья были настолько объемными, что они становились очень тяжелыми и не редко требовали помощи у слуг, чтобы надеть такое изделие на свою хозяйку, а после помогать ей в перемещении по дворцу или двору.

Не пропусти: Все о женской моде 60-х годов — интересные факты

Современные варианты

Для романтического или праздничного вечера вы можете выбрать прическу на основе локонов или плетения. Например, сделайте боковую французскую косу ото лба к затылку, а остальные волосы уложите в низкий пучок.

Или же сделайте высокую гульку, дополнив ее несколькими косичками разной толщины. Произвольно уложите плетение вокруг головы, дополнив прическу декоративным шнуром или лентами.

Можно сделать три вертикальных пучка в духе Ренессанса. Отделите по обе стороны ото лба 2 прядки. Заплетите из этих волос 2 косы. Соедините их на макушке, уложите в гульку. Повторите аналогичные действия дважды.

В более сложных вариантах причесок эпохи Ренессанса сочетаются и завитые волосы, и разнообразные плетения. Можно подкрутить локоны при помощи бигуди или плойки, предварительно отделив часть прядей для кос. Либо формировать плетение из волнистых, уже завитых волос. Такие прически смотрятся особенно роскошно в сочетании с богатым декором: тесьмой, декоративными шнурками и шпильками, бусами и т. д.

Объемная укладка со жгутами и ажурным плетением

Эта прическа дополнит праздничный образ. Удобнее всего делать ее на длинных волосах.

Чтобы сделать аналогичную укладку, придерживайтесь следующей инструкции:

  1. Зачешите назад все волосы.
  2. Отделите ото лба небольшую часть, завяжите хвостик при помощи тоненькой резинки. Выберите ее под цвет прядей.
  3. Начиная с кончиков, уложите волосы из хвоста в плотное колечко-завиток. Локон закручивайте наверх.
  4. Закрепите получившийся валик возле резинки. Воспользуйтесь для этого невидимками, шпильками.
  5. Точно так же сформируйте второй элемент прически эпохи Ренессанса. Вновь отделите небольшую часть волос ниже первого завитка. Уложите ее в хвост, затем — в завиток.
  6. Слева от второго валика возьмите тонкую прядку из свободной массы волос. Разделите на 2 части, скрутите плотный жгут и закрепите его край.
  7. Получившуюся спиральку уложите между двумя валиками, перебросив направо. Зафиксируйте заколками. Если жгут получился длинным, оставшийся кончик добавьте к основной шевелюре.
  8. Чуть ниже второго завитка отделите следующую часть волос с обеих сторон. Завяжите в хвост, сверните валиком, закрепите. Проследите, чтобы на затылке у вас осталась небольшая часть свободных волос. Все три элемента прически должны располагаться вплотную друг к другу сверху вниз.
  9. Оставшиеся волосы разделите на 3 части. Из центральной заплетите жгут, завяжите его кончик.
  10. Уложите спираль из волос между вторым и третьим валиком, зафиксируйте заколками.
  11. На этом этапе создания прически эпохи Ренессанса у вас останется 2 пряди на затылке. Из правой части волос заплетите трехпрядную косичку.
  12. Пальцами расправьте ее элементы, чтобы получить ажурное плетение.
  13. Уложите снизу вверх вдоль всех трех валиков, с левой стороны. Закрепите заколками.
  14. Сформируйте такую же косичку из оставшейся части волос на затылке слева. Растяните секции плетения пальцами.
  15. Расположите с правой стороны вдоль валиков, зафиксируйте шпильками. Кончики косичек спрячьте.
  16. При необходимости пригладьте волосы тонким гребешком, а элементы плетения подправьте расческой с длинной ручкой-хвостиком.

Процесс создания прически эпохи Ренессанса наглядно демонстрирует это видео:

Совет. Чтобы волосы не выбивались из гладкой укладки и были послушными, предварительно обработайте их небольшим количеством пенки или мусса.

Пучок из нескольких косичек

Этот вариант тоже рассчитан на длинные волосы, ведь в эпоху Ренессанса женщины не носили короткие стрижки.

Пошаговая инструкция по созданию прически:

  1. Разделите шевелюру боковым пробором.
  2. С обеих сторон оделите широкие пряди ото лба до ушей, заколите зажимами или уберите при помощи резинок.
  3. Остальные волосы зачешите назад.
  4. Возьмите не очень тонкую прядь на макушке, сверните жгутом и уложите в гульку. Зафиксируйте шпильками
  5. Точно так же поступите с остальными волосами (кроме тех, что отделили на первом этапе). Спирали могут иметь разную толщину.
  6. В итоге у вас получится объемная основа для прически, состоящая из нескольких плотно прилегающих друг к другу пучков из жгутов.
  7. Из передних волос, разделенных боковым пробором, выберите более широкую часть. Сформируйте из нее 4 пряди.
  8. Из нижней части заплетите трехпрядную косу и уложите ее в виде петли на основу прически. Зафиксируйте заколками.
  9. Вторую, узкую часть передних волос разделите на 2 пряди. Из нижней сформируйте «колосок» и уложите на пучок из жгутов. Надежно закрепите.
  10. Снова вернитесь к первой (широкой) части. Заплетите второй «колосок» и красиво уложите его на основу прически. Затем так же поступите с третьей и четвертой прядями с этой же стороны.
  11. Сформируйте последнюю косичку из оставшихся волос, оплетите ею готовую прическу.
  12. Поправьте укладку тоненькой расческой, сбрызните лаком.

Больше подробностей об этой прическе в духе эпохи Ренессанса узнаете из видео:

Сеточка из волос как вариант праздничного декора

Поскольку в период Возрождения женщины часто носили сеточки, вуали, этот элемент сделает прическу оригинальной. Можно взять готовый аксессуар или сплести его из собственной шевелюры. Это делают разными способами.

Например, разделите волосы в нужной зоне на несколько прядей (основная прическа может быть уже готова). Расстояние между ними — одинаковое. Затем каждую прядку делите еще надвое и соединяйте их с соседними половинками других частей. Действуйте в шахматном порядке. Крайние пряди не делите, гармонично добавляя их к основной прическе.

Звездные примеры

Сложные, многоуровневые прически в духе Ренессанса сегодня не так популярны, как в период своего появления. Даже знаменитости с длинными волосами если и появляются на публике с такими укладками, то крайне редко. Зато вы можете посмотреть множество фильмов и сериалов об эпохе Возрождения, где актеры и актрисы предстают в традиционных для того времени образах. Например, Маргарита Терехова в «Собаке на сене».

Ярким получился образ английской королевы Елизаветы в исполнении Кейт Бланшетт.

Кстати. О времени Ренессанса повествуют фильмы, снятые по мотивам произведений драматургов, писателей и поэтов 15–16 веков (Шекспира, Лопе де Веги, Сервантеса и др. ), а также киноленты о Медичи, Тюдорах, королеве Марго и др.

Многих знаменитостей несложно представить в образах эпохи Возрождения благодаря искусству фотошопа и его находчивым пользователям. В сети можно найти изображения современных актеров и исполнителей, наложенные с помощью графического редактора на портреты авторства ренессансных художников. Удачными вышли картины с Дженнифер Энистон, Анджелиной Джоли, Натали Портман и др.

Дженнифер Энистон и Анджелина Джоли

Натали Портман и Дрю Бэримор

Есть и мужские варианты — с Брэдом Питтом, Арнольдом Шварценеггером и др.

Брэд Питт и Арнольд Шварценеггер

Несмотря на то что стиль Возрождения сегодня не актуален, сама эпоха сыграла значительную роль в истории и дала многое для осознания человеком себя в окружающем мире. Женщины учились подчеркивать свою привлекательность, в том числе и акцентировать внимание на красоте волос.

Современные красавицы могут взять некоторые элементы причесок в свою копилку, чтобы создать яркий, индивидуальный образ для праздничного повода.

Как завить красивые локоны в домашних условиях:

  • как завить короткие волосы;
  • как сделать прикорневой объем;
  • как накрутить волосы на ночь;
  • как быстро накрутить волосы дома;
  • как сделать афрокудри самой себе;
  • как сделать, чтобы кудри долго держалитсь.

Мужские прически эпохи барокко

В первые десятилетия XVII века в моде еще были короткие стрижки, пришедшие из Испании и возникшие в связи с модой на высокие воротники (воротник-фреза).

Шарль Антуан Куапель. Портрет Мольера. Прическа из длинных завитых волос и усы «шевалье» — в виде узкой полоски над верхней губой, концы усов завивались.

Однако уже в 20-30-е годы XVII века в моду входят прически из длинных волос – волосы завиваются, подвязываются бантами. Это было связано, в том числе, и с появлением отложных воротников. Таких, которые носили мушкетеры. К примеру, прическа «а-ля каденетт». Названа прическа была в честь герцога Лотарингского Каденетта. Состояла она из подстриженных «лестницей» волос, ровно разделенных на две части. А с левой стороны была завязана тонкая косичка, украшенная бантом и драгоценностями. Плюс на лоб опускалась небольшая ровная челка. Впрочем, прически времен Людовика XIII помнят все, кто смотрел «Трех мушкетеров».

Шарль Лебрен — король Людовик XIV в молодые годы — портрет написан в 1661 году

Во времена Людовика XIV мужчины также будут носить прически из длинных волос и украшать их бантами, но с одним существенным отличием – это уже будут прически не из своих волос, а прически на париках. Считается, что мода на парики была введена Людовиком XIV в связи с одним очень досадным фактом – монарх облысел. После чего парики начал носить как сам Людовик, так и придворные.

Кадр из фильма «Анжелика и король» Парик и усы «шевалье»

Парики были пышные и с завивкой. Создание париков стало возможным благодаря изобретению королевского лейб-медика Эрве – способу крепления волос к маленькой шапочке, обтянутой шелковой тонкой сеткой. Самыми дорогими считались парики из натуральных волос. Волосы для париков могли продавать либо нищенки, либо заключенные, волосы которых (при условии, что они были хорошими) остригались насильно. Очень ценились парики с белокурыми локонами. Одно время их могли носить только члены королевской семьи. Отсюда и появилась мода осветлять, а именно посыпать пудрой парики других цветов. Франция торговала своими париками. Французские парики покупали и при российском дворе. К слову, доходы от продажи париков были существенной графой в казне Франции.

Что означали волосы и прически в Европе 16-го и 17-го веков

Мы живем в мире, в котором наша внешность – то, что мы носим, ​​что мы покрываем и что мы открываем – сильно политизирована. Станьте свидетелем дебатов, среди прочего, о ношении религиозных символов на общественной арене. Волосы — это аспект внешности, наполненный значениями, которые меняются в зависимости от контекста. Индустрия с оборотом в миллиард фунтов стерлингов торгует желанием избежать неудачной прически. В парикмахерских хипстерского Лондона бородам расчесывают и уговаривают придать им нужную форму.

В Европе раннего Нового времени одежда регулировалась «законами о роскоши». Эти правила устанавливали, кто и что может носить, в соответствии с иерархией привилегий, которые, как считается, дарованы Богом. Некоторые из законов касались не только одежды, но и прически. В 1637 году, например, власти города Базеля запретили его жителям мужского пола носить «волосы и длинные локоны, которые неприличны и излишне широкие и длинные, свисающие на глаза, а также искусственные волосы и шиньоны».

Базель был центром печати, науки и радикальной мысли. В нем и других городах недавно произошли радикальные религиозные изменения, известные как Реформация. В некоторых областях Реформация сделала предметом обсуждения экстравагантные излишества и попыталась отрегулировать одежду в соответствии с новой эстетикой благочестия и моралью скромности. В Базеле закон о роскоши ограничивал использование золотых и серебряных кайм, окантовок и тесьмы и запрещал ношение шляп, украшенных бисером, жемчугом и драгоценностями.

Д-р Штефан Хансс — историк материальной культуры и тела в Европе раннего Нового времени. «Когда я начал изучать архивы таких городов, как Аугсбург и Нюрнберг, я понял, что волосы повсюду, упоминаются снова и снова», — сказал он. «Мы говорим о периоде, когда внешний вид был всем, а религиозная чистота общины определялась социальным и телесным поведением ее жителей».

Хансс далее сказал: «Волосы — это материал эмоций, и они занимают первое место в списке вещей, о которых люди действительно думают. Это продукт нашего тела и часть нашей личности. Вот почему принудительное бритье является таким унизительным наказанием, которое обычно назначается преступникам. Когда власти вводят правила и положения о волосах в качестве дисциплинарного средства, часто возникает бурная реакция».

Волосы, а затем

В европейских городах раннего Нового времени были приняты законы, которые определяли привилегии и обязанности различных групп. Дворяне, священнослужители и крестьяне, например, должны были одеваться и вести себя определенным образом: то, что подходило для одной группы, было неприемлемо для другой. После Реформации люди должны были соблюдать новые правила в одежде, но, как всегда, были и те, кто был полон решимости проверить границы власти.

Среди них была французская аристократка по имени Шарлотта Дюплесси-Морне, чей муж, вовлеченный в религиозный конфликт, переехал с семьей в Монтобан, небольшой городок в Южных Пиренеях на юге Франции. Протестантское духовенство Монтобана сделало волосы главным вопросом религиозной и социальной дисциплины и проповедовало против женщин, носящих косы и вьющиеся локоны на публике. Однако Шарлотта отказалась сменить прическу и в 1584 году посетила церковь, украшенная пышными локонами.

Неповиновение Шарлотты спровоцировало то, что она описала в своих мемуарах как огромный скандал. Протестантская консистория, дисциплинарный орган города, начала официальное расследование, в результате которого вся ее семья была отлучена от церкви. Новости о позиции Шарлотты по вопросу о ее волосах распространились не только по Монтобану. Были также проинформированы магистраты Тулузы.

В черном шарфе, закрывающем ее кудри, Шарлотта появилась перед консисторией, чтобы защитить свою позицию. Она открыто противоречила религиозному толкованию причесок консисторией и указывала на несоответствия Библии в вопросах женской внешности. С одной стороны, она указывала на известное требование апостола Павла к женщинам покрывать волосы во время молитвы, а с другой — приводила библейские отрывки, объявляющие косы и украшения небесными украшениями супругов.

Шарлотта смело потребовала разъяснения своего дела: «Поскольку было бы очень пагубно, если мнение людей, хотя и доброе и святое, должно было быть поставлено вместо заповеди божьей, я желаю, чтобы этот вопрос был прояснен для благополучие и согласие церквей». Она заключила: «Вуаля, господа, quel est mon but et mon minden en ce faict». [Вуаля, господа, это моя цель и мое мнение по этому вопросу.] К сожалению, исход ее спора неизвестен.

Мане касается

Ханс — один из первых историков, который подробно изучил вопрос о том, какое значение имели прически в Германии 16-17 веков, в центре революционных потрясений. «Волосы имеют большое значение, поскольку они представляли гораздо больше, чем гражданский порядок», — сказал он. «В таком грамотном обществе люди были новаторами и управляли своей внешностью, посещая парикмахерские, используя лекарственные средства и создавая характерные бороды и прически».

В городах процветали парикмахерские гильдии, и члены этих ремесленных гильдий открывали магазины, подобные тому, что изображен на немецкой гравюре 1568 года. были доступны в их магазинах. С помощью ножниц, бритв, пинцетов и расчесок мужские волосы деликатно расчесывались, чтобы встретить день самым подходящим образом.

«Люди тратят огромные суммы денег и времени на прическу, чтобы добиться желаемого результата», — сказал Хансс. «В пределах параметров, установленных общественными нормами и местными правилами, люди принимали новейшие стили и создавали новую моду. Одевшись так, чтобы выглядеть соответствующе для особых случаев, они всегда раздвигали границы».

Книги рецептов содержат бесчисленные инструкции по правильному уходу за волосами и намекают на «экспериментальный мир в Германии раннего Нового времени», в котором мужчины и женщины творчески воплощали в жизнь ожидания, оправдывая их или опровергая. Ханс предполагает: «Поход к парикмахеру означал посещение места, где использовались бритвы, лечили болезни и распространялись слухи, чтобы управлять своим внешним видом при посещении церковных служб, свадеб или на рынках».

Возвращение бороды

Историки ломают голову над вопросом, почему после периода, когда предпочтение отдавалось гладко выбритым, бороды вернулись в 16 веке. Крайним примером является выращивание длинных бород среди южногерманской городской и придворной элиты Габсбургов в конце века. Имперский военный советник Андреас Раубер, как известно, отрастил бороду из двух прядей, которая доходила до пола. Ходили слухи, что Раубер мог поднять наковальню своей бородой.

Ганс предполагает, что бороды стали мощными символами благородства и мужественности. «Анатомические и медицинские трактаты определяли рост волос на лице как побочный продукт мужской спермы. Борода стала настолько заметной чертой мужественности, что почти все, в отличие от 15-го века, решили носить бороду, а некоторые довели это до крайности», — сказал он.

Историк добавил: «Для мужчин, женщин и детей волосы играли важную роль в создании групповых культур. Волосы могут указывать на политическую и религиозную принадлежность, и в случае дворов раннего Нового времени дворяне сигнализировали о своей лояльности своим правителям, имитируя княжеские прически. То, что мы делаем с нашими волосами, передает множество сообщений о нас самих — и это, безусловно, имело место в Европе раннего Нового времени».

Эта статья впервые появилась на сайте Кембриджского университета.


Будем рады вашим комментариям на
письма@scroll.in.

Связанные

В тренде

причесок 1620-1640-х гг. Буффоны, серебряные волосы и украшения для волос на затылке

fShare

Недавно мы публиковали материал об одежде середины 17 века в Европе: Женские платья 1640-х годов в Европе. Кружево, шелк, короткие рукава и панталоны . Мы упоминали в нем, что женщины из среднего класса носили на голове чепцы и шляпы, так что, очевидно, им не нужны были какие-то вычурные прически. А как же придворные дамы? Конечно, они не использовали прически, когда собирались на бал. Давайте рассмотрим их прически и выясним, почему они так выглядели. А также выделим несколько любопытных особенностей причесок этого периода.

Статья основана на видео Натальи Скорняковой: https://www.youtube.com/watch?v=4ZSghK-Q518

Большинство дам 1600-1620-х годов носили прически и украшали их с различными шпильками, перьями, украшениями для волос и т. д. Почему им так нравились прически? Потому что особого выбора у них не было. Одной из модных тенденций того времени был высокий накрахмаленный воротник – ажурный воротник, рюш и другие подобные конструкции. Таким образом, волосы должны были быть наверху, чтобы сосуществовать с этими воротниками.

 

Мария Босхартс, жена Адриана Стивенса работы Антониса ван Дейка, 1627 г. Картина хранится в Маурицхейсе, Нидерланды кружевные воротники, закрывавшие плечи. В то же время прически также были опущены вниз.

 

«Женщина» Мишеля Янса ван Миревельта, 1630

 

Но самой любопытной деталью прически середины XVII века является появление челки. Она быстро стала популярной, потому что добавляла нотку миловидности более строгой прическе более раннего периода.

 

Женский портрет, вероятно, Бернардины ван Развельт работы Паулюса Морелса, около 1650-х гг. Эта картина на Sotheby’s

 

Для дам того времени было характерно стричь волосы примерно до средней длины. Так что если вы думали, что женщины всегда носили длинные волосы до 20-го века, то это миф. Они обрезали его и сравнительно коротко.

Многие прически середины 1600-х годов были довольно простыми. Но обратите внимание, что объемные прически были в моде. Для тех дам с волнистыми или вьющимися волосами это не было проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *