Женская одежда в средневековье: Женская одежда раннего средневековья — БлогКатерина Снежинская

Средневековая Европа. Какую одежду носили в Средние века? | Культура

Так как в средневековой Европе существовало четкое классовое разделение людей, то и одежда отличалась по достатку и, что важно, месту в обществе: даже вдруг разбогатевший крестьянин (но это маловероятно) не мог носить шелка и бархат, а его жена — богато украшенное драгоценностями платье. Нельзя: надо было знать свое место, равноправием никаким тогда и не пахло.

Поэтому такое понятие, как «мода», применимо только для знатного класса людей Средневековья. Богатые горожане и торговцы тоже могли красиво и богато одеваться, но необходимо было отличаться, соблюдать дистанцию и ни в коем случае не сойти за человека голубых кровей. Между знатью и остальными людьми в то время существовала огромная пропасть.

Бедняки одевались просто и незатейливо, их одежда становилась не моднее, а скорее практичнее. Одежда простолюдинов была похожа на господскую, но из более дешевых тканей и без украшений. Мелкий небогатый феодал порой мало отличался с виду от своих крестьян.

В Раннем Средневековье преобладал романский стиль, сочетающийся с варварскими элементами, остатками римской моды и византийской — на кайму. И мужчины, и женщины носили две туники (камизу и котту), которые надевали одна на другую и подпоясывали ремнем. Мужчины носили подобие штанов — брэ, которые привязывали к икрам ног, а также шоссы — своеобразные чулки, с завязками у бедра, которые носили и женщины — с разными бантиками и другими украшениями.

Различия одежды наблюдались лишь по длине: у женщин платья — блио — длиннее, и больше отделки драгоценностями и вышивкой. Грудь дамы поддерживал жакет с высокой талией — жип. Украшения отличались умеренностью и простотой.

Тогда же стали набирать популярность плащи самого разного кроя, которые закрепляли красивыми фибулами и булавками — пожалуй, это было не менее важно, чем сам плащ. Последний на протяжении веков претерпевал различные изменения. Был плащ, называемый мантель или, например, кап. Плащи богато отделывались мехами: чем дороже была ткань — тем выше статус его обладателя. Плащ был универсальной одеждой: он согревал, защищал от дождя и ветра, сохранял богато украшенный основной наряд.

Ткани ткали сначала в домашних условиях, ткацкие станки появились только в XI в. При изготовлении одежды в Средние века все материалы годились — шли в ход и кожа, и меха, не только ткани. Шелк был предметом роскоши и доступен лишь избранным, популярна была шерсть. Чуть позже появились бархат и парча — просто шик по тем временам.

Открывались цеха по производству тканей, некоторые на века приобретут особый статус из-за высокого качества продукции. К примеру, английская и фламандская шерсти несколько столетий будут удерживать твердые позиции на рынке.

Нижние рубахи — камизы, шили из льняного полотна, из которого делали и простыни. Годился и материал из волокон конопли — тик, более дешевый, чем ткани с добавлением хлопка, привозимые из Египта и стоившие, таким образом, недешево.

Поверх камизы одевалась котта (котт) — верхнее платье, у мужчин с течением времени ставшее совсем коротким, главным образом, из-за ношения лат, без которых в те беспокойные времена было никак нельзя. Сначала котта была с рукавами, потом стали кроить верхнее платье без рукавов.

Поверх котты мужчины надевали сюрко — более объемное одеяние, часто парадное, которое спадало свободными складками и не подпоясывалось. Разновидность сюрко — котарди, с большим объемом и количеством складок. Котарди в XV в. сменит дуплет — первая мужская распашная одежда на пуговицах или на шнуровке.

Обувь мужчин и женщин романского периода ни изысканностью, ни даже практичностью не отличалась: туфли или башмаки были мягкими, без жесткой подошвы и совершенно одинаковыми для обеих ног — правой и левой.

С XII в. одежда становится более изысканной и богаче украшенной. Набирает популярность мех, особенно горностая. Крестоносцы, вернувшиеся из Палестины, много нового привнесли в быт европейцев, касалось это и одежды: она стала длинная у мужчин, как и у женщин. И как дамы, мужчины стали отращивать волосы, еще и завивать их. Женщины стали применять косметические средства для лица и даже красить волосы. Подобное, естественно, порицалось церковью.

С наступлением готики, в период позднего Средневековья, одежда теряет свою простоту. Одновременно и строгость, и абсурдные излишества характеризуют готический стиль в одежде. Женское платье становится более облегающим и эротичным — по фигуре. На поясе модно носить разные мелочи: брелоки, ароматические шарики, ключи, кошельки, ножи, которые носили и женщины.

Вместе с тем подол волочится по земле, рукава тоже свисают, а конические головные уборы, так называемые геннины, могут достигать одного метра в высоту. Чем знатнее дама, тем выше ее головной убор и длиннее шлейф платья. Головные женские уборы часто имели причудливую форму.

Очень популярны были различные вуали, которыми славился французский город Реймс. Носили и просто платок — балич — покрывающий волосы и плечи. Калот — вязаный в виде сетки чепец, покрывающий волосы или затылок, весьма популярен в XV в. во Франции за свою практичность и изысканную простоту.

У мужчин головные уборы тоже имелись. Был популярен чепец каль, который носили мужчины, причем как благородного происхождения, так и не благородного. Различия лишь в качестве ткани. В Италии популярна в XV—XVI вв. бальцо — похожая на тюрбан шапка на каркасе из металла или кожи. Разнообразные береты — тоже очень популярный мужской головной убор в Средние века.

Добавить сюда неудобную остроносую обувь — клювовидные башмаки (пигаши или пулены), иногда с вычурно длинным носом, то непонятно, как люди, передвигались. Нос таких башмаков мог быть плоским или загнутым вверх и достигать в длину полуметра. Сегодня такая обувь вызывает недоумение и смех, а тогда это было очень модно.

Женское платье в XIV в. разделяется на лиф и юбку, что, конечно же, намного практичнее, так как позволяет комбинировать различные детали одежды. Рукава тоже можно менять, закрепляя их у плеча. Такая особенность позволяла дамам безболезненно расставаться с рукавами, например, на турнире: широко практиковался обычай «отрывать» рукава и дарить их избранным рыцарям. Все больше открывалось декольте, а грудь поддерживалась лифом со шнуровкой.

Эротичность проявлялась не только в женских нарядах. Так называемый гульфик, закрывающий самую мужественную часть тела мужчины — важная деталь мужской одежды позднего Средневековья. Чем он больше, тем круче. Модники даже подкладывали в него, допустим, сено или еще что-то для придания объема.

Понятие моды как социального явления сложилось при бургундском дворе. Дижон, столица Бургундии, одновременно и город «средневекового гламура». Франция — уже бывшая законодательница моды, сильно пострадавшая в Столетнюю войну, уступила на время свои позиции. Бургундский двор приобретает неповторимый лоск, особенно при Великом Герцоге Запада — честолюбивом Филиппе Добром, который занимался не только политикой, в которой был весьма опытен, но и поощрял развитие искусства, ремесел, торговлю и вообще способствовал возвышению бургундского герцогства во всех сферах.

В эпоху Ренессанса моду диктует уже Италия. Надо отметить, что менталитет любой страны так или иначе влиял на моду и создавал те нюансы в деталях наряда, которые характерны для определенной местности, со своим климатом, устоями, историей и многими другими факторами. Политика, как ни странно, тоже влияла на моду.

Выглядеть шикарно, богато и со вкусом хотели представители знати любого государства, даже с пуританскими устоями: мода и там «просачивалась» медленно, но верно, в ряды высшей знати и состоятельных горожан, игнорируя церковные запреты, угрозы наказания и порицания большинства общества.

Теги:

одежда,
Средневековье,
Европа,
мода,
история,
средневековая Европа,
женское платье

что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья — Jenclub.

ru

Средневековье — время рыцарей, которые отчаянно сражались за сердце прекрасной дамы. Помогали девушкам оставаться красивыми великолепные платья — простые, но стильные, с мягкими летящими силуэтами и богатой отделкой. В то время одежда зависела исключительно от классовой принадлежности, поэтому крестьянки старались преобразить скромные наряды, чтобы выглядеть достойно. Что же было модно в Средние века?

Содержание

  1. Основные характеристики средневекового костюма
  2. Отличия костюмов бедных и богатых
  3. Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
  4. Женский наряд раннего Средневековья
  5. Мужская одежда раннего Средневековья
  6. Изменения в женском костюме в романский период
  7. Костюм рыцаря
  8. Мода Средневековья: готический период
  9. Женский готический костюм
  10. Разновидности платьев готического периода
  11. Головные уборы
  12. Мужской костюм в период готики
  13. Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Отличия костюмов бедных и богатых

Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.

СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.

Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • высокий лоб;
  • большие глаза.

Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными. А вот большие животы, если верить картинам, дозволялись (или были неизбежны).

Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.

В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.

Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Костюм рыцаря

Доблестные рыцари обязательно облачались в кольчуги и носили доспехи. Как правило, все снаряжение рыцарей изготавливалось на заказ, и на создание одного костюма уходило немало времени и сил десятков ремесленников.

Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.

Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.

СПРАВКА! Главным недостатком кольчуги была коррозия. Почти после каждого боя ржавчину удаляли с помощью песка.

Основное предназначение костюма рыцаря — защита. Одежда смягчала удары острыми предметами, благодаря чему рыцари возвращались с поля боя живыми и невредимыми. Постепенно защитные свойства одеяния усиливались: добавились нагрудники, наплечники, которые крепились на кожаное основание.

Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.

Мода Средневековья: готический период

В готический период возникло понятие моды.

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.

Женский готический костюм

Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

СПРАВКА! В готический период впервые появились корсеты.

Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.

Разновидности платьев готического периода

В готический период были популярны 2 вида платьев:

  • киртл;
  • роб.

Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.

Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.

Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.

Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Средневековый ужин и турнир

Шелк, хотя и был очень дорогим, был легко доступен богатым влиятельным людям. Шелка из Византии продавались в Павии через Венецию, а шелка из Андалусии поступали во Францию ​​через Испанию. В последнее десятилетие прошлого века нормандское завоевание Сицилии и Первый крестовый поход открыли дополнительные пути для восточных тканей и влияний стиля в Европу.

Несмотря на импорт новых тканей, шерсть оставалась основной тканью для одежды всех классов. Все чаще носили льняное нижнее белье, которое было более удобным для кожи и его можно было стирать, а затем отбеливать на солнце.

Мех использовался как внутренняя подкладка для тепла. Ваир, мех белки, был особенно популярен и показан на многих иллюминированных иллюстрациях к рукописям в виде бело-голубо-серого мягкого полосатого или клетчатого узора, покрывающего мантии богатых.

Мужская одежда

Как и в прошлые века, для мужчин существовали бок о бок два стиля одежды: короткий (до колен) костюм, являющийся результатом слияния повседневного платья поздней Римской империи и коротких туник. носили вторгшиеся варвары, а длинный (до щиколотки) костюм произошел от одежды римских высших классов и испытал влияние византийской одежды.

Нижнее белье состояло из внутренней туники (франц. chainse) или рубашки с длинными узкими рукавами и панталонами или бюстгальтерами, обычно из льна. Сшитые на заказ тканевые леггинсы, называемые шосами или чулками, сшитые как отдельные предметы одежды для каждой ноги, часто носили с туникой. Полосатые шланги были популярны.

В этот период, начиная со среднего и высшего классов, чулки становились длиннее и более облегающими, достигая выше колен. Раньше они были более свободными и носились с ящичками длиной от колена до щиколотки. Шланги нового типа носили с выдвижными ящиками, доходившими до колен или выше, и они были достаточно широкими вверху, чтобы в них можно было заправить ящики. Их удерживали на месте, прикрепляя к поясу ящиков.

Женская одежда

Женская одежда состояла из нижней туники, называемой сорочкой, цепью или халатом. Обычно это было сделано из льна. Поверх сорочки женщины носили одну или несколько туник длиной от щиколотки до пола (также называемых платьями или киртами). Женщины из рабочего класса носили туники до щиколоток с поясом на талии.

Придворные женщины Франции носили свободную тунику, называемую котте, или облегающее блио поверх полной сорочки с узкими рукавами. У блио была расклешенная юбка и рукава, облегающие до локтя, а затем расширяющиеся к запястью в форме трубы. Блио, по-видимому, цельнокроеное от выреза до подола, изображенное на фигуре женщины в колонне собора Святого Мориса в Анже, имеет видимую боковую шнуровку и пояс на естественной линии талии. Новая мода, bliaut girone, возникла в середине века: это платье состоит из двух частей: приталенной верхней части с тонкой складчатой ​​юбкой, прикрепленной к низкому поясу.

Приталенный блио иногда носили с длинным ремнем или поясом (по-французски ceinture), который обвивал петлей вокруг слегка приподнятой талии и завязывал узел на животе. Пояс мог иметь на концах декоративные кисточки или металлические бирки. В Англии модное платье было широким на запястье, но без раструба в форме трубы на локте, как во Франции.

Замужние женщины, в соответствии с христианским обычаем, носили вуали поверх волос, которые часто делились пробором посередине и свисали длинными косами, которые можно было удлинить накладными волосами или купленными волосами у мертвых, привычка, порицаемая моралистами.

Обувь, которую они носили, была предназначена только для ношения в замке и была сделана из шелка, бархата, ткани или кожи и застегивалась на пряжку. Домашняя обувь покрывалась деревянными и кожаными бахилами.

Улучшенная посадка и крепление этого нового шланга устранили необходимость в ножных ремнях, которые часто носили с более ранними шлангами. Однако в Англии повязки на ногах продолжали носить некоторые люди, как богатые, так и бедные, вплоть до правления Ричарда I. После 1200 года от них в основном отказались.

Мужчины из высших слоев общества часто ходили без шапок. Однако у сельских низших классов было несколько головных уборов на выбор. Шаперон в виде капюшона и накидки до плеч носили в этот период, особенно сельские низы, а приталенный льняной чепец, завязывавшийся под подбородком, появился очень поздно в столетии. Носили маленькие, круглые или слегка конические шапочки с закатанными полями, а летом для работы на улице надевали соломенные шляпы.

Платье | Определение, история, стили и факты

Ганс Гольбейн Младший: портрет Генриха VIII

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Кристиан Лакруа
Вера Ван
Ганс Гольбейн Младший
Жан Поль Готье
Марк Джейкобс
Похожие темы:
религиозное платье
пояс
перчатка
поклонник
бурка

Просмотреть весь связанный контент →

платье , также называемое одежда или одежда , одежда и аксессуары для человеческого тела. Разнообразие платьев огромно. Стиль, который выбирает конкретный человек, часто связан с его полом, возрастом, социально-экономическим статусом, культурой, географическим районом и исторической эпохой.

В этой статье рассматривается хронологическое развитие модной одежды и украшений, то есть одежды, которую выбирают и принимают ведущие члены общества. Это отражает тот факт, что в любой группе людей — независимо от того, составляет ли она маленькое сообщество или великую нацию — обычно те, кто обладает богатством и властью, влияют и даже диктуют моду другим членам. Обсуждение не концентрируется исключительно на одежде, но также затрагивает, при необходимости, некоторые аспекты парикмахерского искусства, ювелирных украшений и использования косметики. Кроме того, рассматриваются природа и назначение одежды, а также некоторые конкретные социальные, политические, экономические, географические и технологические факторы, влияющие на изменения в моде. Здесь не рассматриваются специализированные одежды, в том числе церковные одежды; военная форма; академическая, торговая или профессиональная одежда; и национальные или региональные костюмы крестьян или коренных народов.

История ближневосточной и западной одежды

Современные знания о древнеегипетской одежде основаны на многочисленных свидетельствах, которые можно увидеть в росписи стен и саркофагов, в скульптуре и керамике; сохранилось немного настоящей одежды. Такой иллюстративный материал изображен ясно и красочно, но следует соблюдать осторожность при интерпретации рисунков слишком буквально, отчасти потому, что искусство часто стилизовано, но также и потому, что художники были связаны традицией, и их изображение одежды часто сильно отставало от фактических изменений. мода.

Основным сохранившимся текстилем является лен, который был найден в могилах эпохи неолита. Выращивание льна, из которого делают холст, восходит к очень давним временам; египтяне верили, что боги были одеты в льняные одежды до того, как пришли на землю. Шерсть использовалась реже, а шелководство, разведение шелковичных червей, еще не распространилось на запад до Египта.

Техника использования протравы, любого из нескольких химических веществ, используемых для связывания красителей с тканью, медленно пришла в Египет, поэтому большинство предметов одежды были белыми. Вместо этого цвет придавали украшения, в которые широко входили полудрагоценные камни. Среди наиболее распространенных типов характерный глубокий декоративный воротник, который носят представители обоих полов, был введен рано. Эти яркие полосы были сделаны из вышитых и расшитых бисером материалов и закреплены на шее и плечах либо на голой коже, либо поверх белой накидки или платья. На некоторых изображениях воротник явно является основным, если не единственным предметом одежды.

В самые отдаленные эпохи одежда для обоих полов ограничивалась набедренными повязками, жилетом или рубашкой, накидками и халатами. Использовались шкуры различных животных. Иногда это были просто необработанные шкуры, которые сохранились лишь изредка, но египтяне научились обрабатывать шкуры, чтобы они становились кожей, методом таяния, то есть с использованием квасцов или соли. Tawing дает белую жесткую кожу, которую можно окрасить в различные цвета. Позже они переняли метод дубления, используя для этой цели дубовые галлы. Кожа широко использовалась в одежде для обуви, ремней и ремней.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В течение 3000 лет древнеегипетской культуры костюм менялся сравнительно мало и очень медленно. Обычно он подчеркивал драпированный стиль одежды, одежду, состоящую из кусков материала, удерживаемых вокруг тела узлами, завязанными на ткани, а также ремнями, поясами и воротниками. Требовалось немного шитья, обычно ограничиваясь боковыми швами, а в более поздние годы — проймами. Этот драпированный тип одежды соответствовал одежде других цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, таких как Греция, Рим и Месопотамия, но отличался от стилей Персии, северной Индии и Китая, где люди носили более приталенные, сшитые одежды. на основе пальто, туник и брюк.

С годами стиль этой одежды постепенно развивался и становился все более сложным; большее количество носили либо в сочетании, либо поверх друг друга. Во времена Старого царства (его столица Мемфис), которое просуществовало примерно до 2130 г. до н. э., одежда была простой. Мужчины носили короткую юбку, завязывавшуюся на талии или удерживавшуюся там ремнем. Со временем юбка стала плиссированной или собранной. Важные люди носили вдобавок декоративную цветную подвеску, свисавшую спереди с поясного ремня, и накидку или корсет, частично закрывавший их обнаженное туловище. Платье-футляр было типичным женским нарядом. Он закрывал тело от лодыжек до чуть ниже груди и поддерживался декоративными лямками. Шерстяные плащи носили мужчины и женщины для тепла.

Во времена Среднего царства (со столицей в Фивах), которое процветало примерно до 1630 г. до н. э., мужская юбка могла быть до бедра или до щиколотки. Теперь использовалось больше материала, что делало одежду более полной, причем такая полнота была сосредоточена в центре спереди; и подвески стали более сложными и орнаментальными. Плащ можно было накинуть на плечи и завязать на груди узлом. В конце периода была введена двойная юбка; в качестве альтернативы под юбку можно было надеть треугольную набедренную повязку.

Самая сложная одежда для обоих полов была замечена во времена Нового царства примерно с 1539 г. до н. э., пока египтяне не были завоеваны ассирийцами (671 г. до н. э.), персами (525 г. до н. э.), Александром Македонским (332 г. до н. э.) и наконец, Рим (30 г. до н. э.). В эти более поздние годы египетская одежда находилась под сильным влиянием одежды завоевателей. Одежда Нового Царства была более сложной, чем раньше. Одежда была того же типа, но состояла из более крупных кусков материала; усложнилась драпировка и обогатилась орнаментация. Халат или платье теперь носили важные лица обоих полов. Он состоял из куска ткани размером 5 на 4 фута (1,5 на 1,2 метра), который был задрапирован и удерживался на месте булавками и поясным ремнем, создавая широкие рукава до локтя. Было много способов драпировать ткань, но в большинстве случаев все складки и складки, казалось, собирались вокруг одной точки на талии. Также продолжали носить накидку, декоративный воротник, юбку и пояс-кулон. Очаги яркого цвета придавали глубокий воротник и подвесной фартук. Вышитые и резные орнаментальные мотивы включали, в частности, цветок лотоса, связку папируса, летящих птиц и множество геометрических форм. Священники и королевские особы носили священные эмблемы, такие как жук-скарабей и змея.

Дети были одеты, как и в большинстве случаев в истории костюмов повсюду, как миниатюрные версии своих родителей, хотя их часто изображали совсем немного одетыми — что неудивительно, учитывая климат Египта. Слуги также были почти обнажены, как и труженики в поле, которые изображены одетыми только в набедренную повязку.

Тяжелые парики или накладки из накладных волос, которые носили как мужчины, так и женщины, известны с давних времен. Они служили не только украшением, но и защищали голову владельца от жгучих лучей солнца, выполняя, таким образом, роль головных уборов. Полукруглые косынки, завязанные уголками на затылке под волосами, иногда надевали для защиты парика в пыльный день. Парики носили по-разному, каждый из которых был характерен для определенного периода; вообще говоря, волосы становились длиннее, а укладка локонов и кос, закрепленных пчелиным воском, со временем усложнялась.

Самые ранние записи указывают на то, что египетские мужчины росли волосами на подбородке. Они могли завивать, красить или использовать хну для этой бороды, а иногда они заплетали ее переплетенными золотыми нитями. Позже королевские особы носили металлическую накладную бороду, или постиш, которая была знаком суверенитета. Он удерживался на месте лентой, перевязанной через голову и прикрепленной к золотому подбородочному ремню, моде, существовавшей примерно с 3000 по 1580 год до нашей эры.

Многие люди ходили босиком, особенно в помещении, но люди высокого ранга изображаются на открытом воздухе в сандалиях из пальмовых листьев, папируса или кожи.

Косметика широко использовалась представителями обоих полов, и имеются значительные сведения об ее использовании благодаря египетскому обычаю хоронить удобства и предметы роскоши вместе с мертвыми. Примеры используемых косметических средств и способов их изготовления, нанесения и хранения можно увидеть в музеях, особенно в Каире и Лондоне. Египтяне наносили румяна на щеки, красную мазь на губы и хну на ногти и ступни, а дамы обводили синей краской вены на висках и груди, покрывая соски золотом. Основным акцентом макияжа был глаз, куда наносились зеленые тени (из порошка малахита) и черная или серая подводка для глаз; последнее вещество, называемое коль, было изготовлено, среди прочего, из порошкообразной сурьмы, углерода и оксида меди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *