Женщины в китае: На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин

На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин

Китайские власти рассматривают возможность отмены политики ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок», которая действовала с 1979 года. Forbes Woman рассказывает, как она привела к гендерному дисбалансу и повлияла на положение женщин

Недавно стало известно, что в ближайшие несколько лет КНР может снять ограничения на количество детей в семьях — об этом сообщили источники агентства Reuters. Перепись населения, проведенная в 2021 году, показала, что Китай остается самой густонаселенной страной в мире и население продолжает расти: сейчас оно составляет 1,41 млрд человек, но темпы роста критически замедлились. Ограничение рождаемости привело к старению населения и дефициту рабочей силы, дешевизна которой долгое время подпитывала рост китайской экономики. При этом в отличие от развитых стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой, Китай «постарел, не успев разбогатеть»: в списке стран по уровню ВВП на душу населения он занимает 86-е место (данные Всемирного банка за 2019 год). Особенность Китая еще и в том, что снижение темпа прироста населения было создано искусственно, а наложившись на патриархальные традиции, породило гендерный дисбаланс.

Центробанк Китая призвал отказаться от контроля рождаемости из-за риска отстать от США

Политика контроля рождаемости

В первые годы существования КНР рождение нескольких детей поощрялось, но затем позиция партии изменилась. Ограничение рождаемости должно было в числе прочего способствовать модернизации сельских районов и снизить демографическую нагрузку детьми на трудоспособное население. Попытки ввести такое ограничение предпринимались несколько раз; нынешняя программа, известная как «одна семья — один ребенок», стартовала в 1979 году.

С самого начала программа предусматривала исключения, позволявшие при определенных условиях заводить второго ребенка. С середины 1980-х правила регулирования рождаемости были отданы на откуп администрациям провинций, в некоторых из которых представительницы национальных меньшинств могли, не опасаясь санкций, родить и третьего.

Несмотря на эти исключения, политика ограничения рождаемости оказалась эффективной, но вызвала сокращение прежде всего трудоспособного населения. Одновременно увеличилась продолжительность жизни пожилых людей. Ожидая снижения уровня доходов на пенсии, они сокращают потребление, что негативно влияет на экономику.

В 2016 году китайское правительство официально разрешило всем парам иметь двоих детей, а местные власти начали все чаще закрывать глаза на «несанкционированное»  рождение третьих. Беби-бума, однако, не случилось — напротив, рождаемость начала падать (в 2020 году — на 15%). В марте этого года эксперты из Центрального банка Китая опубликовали доклад, в котором призвали отменить действующие ограничения рождаемости — иначе целей, обозначенных в плане по социалистической модернизации к 2035 году, достичь не удастся.

  • Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике
  • Исследователи предсказали снижение численности населения Земли после 2064 года
  • Счетная палата сообщила о росте убыли населения в России на 30%

Освобождение женщин

Политика ограничения рождаемости подавалась в том числе как логичное следствие изменения положения женщин и действительно многим из них дала дополнительное время на работу. Социологи Инци Ван и Тао Лью приводят такие данные: среди матерей, которые имеют детей в возрасте до пяти лет, работают 51,1% (46,1% не работают, 2,8% зарегистрированы как безработные), в то время как среди женщин, не имеющих детей этого возраста, работают уже 59,4% (не работают 37%, зарегистрированы как безработные 2,7%). Парадоксально однако, что в рамках пока еще действующей политики ограничения рождаемости женщина, родившая «лишнего» ребенка, может быть уволена (не говоря уже о том, что само по себе регулирование фертильности — это ограничение репродуктивных прав женщин). К тому же все преимущества бездетности «съедаются», во-первых, ростом стоимости содержания даже единственного ребенка, а во-вторых, неоплачиваемой работой по дому.

В Китае все еще сильны традиционные ценности, подразумевающие, что мужчина — добытчик, а женщина — мать и домохозяйка. В докладе, опубликованном в 2004 году, Государственный совет Китая прямо признавал, что «обычаи неравенства между мужчинами и женщинами, унаследованные от истории и культуры Китая, еще не полностью искоренены». Идею о том, что «мужчины должны быть обращены к обществу, а женщины — к семье», в 2010 году разделяли 61,6% мужчин и 54,8% женщин. На неоплачиваемую работу по дому китайские женщины тратят в среднем 237 минут в день, тогда как мужчины — только 94 минуты (данные Международной организации труда за 2018 год).

Эта работа включает уход за пожилыми родственниками — и по мере старения населения Китая нагрузка на женщин трудоспособного возраста будет увеличиваться. При этом в некоторых сельских районах сохраняется патрилокальность — то есть женщина, выходя замуж, переезжает в семью мужа, а ее родители в старости остаются без поддержки. Это, а также социальные привилегии, которыми пользуются мужчины, делают сыновей более желанными детьми, чем дочери. Настолько, что одно из упоминавшихся выше исключений из правила «одна семья — один ребенок» разрешало сельским семьям завести второго ребенка в случае, если первой родилась девочка.

Гендерный дисбаланс

В середине 1990-х годов социолог Энсли Коул обратил внимание на слишком низкую численность китайских женщин по сравнению с мужчинами. Нормальное для любой человеческой популяции соотношение полов при рождении — 100 девочек на 105 мальчиков; для других возрастных групп оно может меняться в зависимости от показателей смертности. Сравнив данные разных переписей населения с начала XX века, Коул обнаружил, что дефицит женщин в Китае характерен для всех возрастных категорий, в том числе для младенческого возраста, — иными словами, многие девочки или не рождаются, или умирают вскоре после рождения. Если в 1979 году на 100 девочек рождалось 106 мальчиков, то в 1990-м — 111 мальчиков.

«Уровень избыточной ранней женской смертности (вероятно, детоубийства) резко снизился в коммунистический период, но не до нуля, — пишет Коул. — Недавний рост числа «пропавших» девочек в Китае в значительной степени вызван быстрым ростом числа селективных абортов». Проще говоря, пары, ожидающие ребенка, принимают решение прервать беременность, если узнают, что у них будет дочь.

Кроме того, в сельских районах новорожденные девочки имеют меньший, нежели мальчики, доступ к медицинскому обслуживанию. Результатом становится высокая смертность девочек младенческого возраста. «Когда болеет сын, родители реагируют быстрее и тратят на его лечение значительные ресурсы, — пишет синолог Изабель Аттане. — Когда же болеет дочь, они не решаются проконсультироваться с врачом или отвезти ребенка в больницу и в среднем тратят на медицинское обслуживание меньше, чем на сына».

Сегодня мужское население Китая превышает женское более чем на 30 млн. Среди людей в возрасте 20–24 лет на каждые 100 женщин приходится 114,6 мужчины, среди людей в возрасте 15–19 лет — 118,4 мужчины, среди людей в возрасте 10–14 лет — 119 мужчин. По мере взросления нынешних подростков этот дисбаланс будет проявлять себя все сильнее.

Брачный рынок

Самое очевидное следствие избытка мужчин — нехватка потенциальных жен на брачном рынке. Одни исследователи считают, что такое положение повышает ценность последних и дает им возможность вступать в брак с мужчинами более высокого статуса. Другие отмечают, что в этом случае в рамках семьи гендерное неравенство оказывается подкреплено социальным. К тому же, как предполагает Изабель Аттане, в условиях дефицита невест мужчинам придется дольше ждать возможности вступить в брак, в то время как женщины будут «нарасхват», что выльется в появление большого числа пар с сильной разницей в возрасте. Все это в теории может ухудшить положение замужней женщины, закрепить за ней роль домохозяйки и ограничить экономическую самостоятельность.

Одновременно растет число мужчин, которые так никогда и не вступят в брак. В Китае их называют «гуангун» — «голые ветви». Политологи Валери Хадсон и Андреа дер Боер в 2002 году предположили, что это приведет к всплеску насилия, поскольку «голые ветви» будут стремиться захватывать ресурсы, которые позволили бы им на равных конкурировать на брачном рынке: «Эти теоретические предсказания подтверждаются эмпирическими данными. […] Независимо от культурной принадлежности подавляющая часть насильственных преступлений совершается молодыми, не состоящими в браке мужчинами с низким статусом». Авторы исследования, опубликованного в 2011 году, пишут, что не нашли «доказательств того, что [одинокие мужчины] склонны к агрессии или насилию, равно как и сообщений о преступлениях и беспорядках в районах, где, как известно, много мужчин». Но отмечают, что у «голых ветвей», как правило, низкая самооценка, они замкнуты и склонны к депрессии.

Впрочем, отношение к браку в Китае, особенно в городах, меняется: многие молодые люди сознательно от него отказываются. В 2018 году в Китае было зарегистрировано 10,14 млн браков, в 2019-м — 9,27, в 2020-м — 8,1 млн. Зато растет число разводов: если в 1987 году в стране было расторгнуто 580 000 браков, то в 2020-м — уже более 3 млн, их доля за тот же период выросла с 0,5% до 3,4%. По данным Всекитайской федерации женщин, в 70% инициаторами разводов становятся жены.

Дефицит потенциальных партнерш привел и к расцвету секс-траффикинга. Чаще всего его жертвами становятся женщины из неблагополучных регионов — Северной Кореи, Мьянмы и других. Выезжая в Китай на заработки, они оказываются в руках брокеров, которые продают их в рабство. Авторы доклада Human Right Watch прямо указывают на гендерный дисбаланс как на причину высокого спроса на секс-рабынь. Некоторые опрошенные ими женщины, пережившие секс-рабство, рассказывали, что их насиловали с целью зачатия ребенка. Дети либо используются как способ удержать рабыню от побега, либо имеют собственную ценность — некоторые информантки HRW говорили, что их готовы были отпустить на волю при условии, что ребенок останется в китайской семье. При этом детей, рожденных нелегальными мигрантками, официально не регистрируют, они не имеют доступа к образованию и здравоохранению. По разным оценкам, сейчас в стране насчитывается около 30 000 «несуществующих» детей.

  • Любовь в Южной Корее: как здесь строят отношения и относятся к браку
  • «Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни»: Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности
  • Недолго и несчастливо: почему женатые люди получают не больше удовольствия от жизни, чем одинокие и свободные

Как выйти из демографической ямы

По данным Reuters, власти Китая продумывают широкий план решения демографических проблем, который будет включать эффективные способы поощрения деторождения, а также программу повышения пенсионного возраста. Однако вряд ли это даст быстрый эффект: политика «одна семья — один ребенок» привела не только к сокращению рождаемости, но и к тому, что повышать ее теперь просто некому.

Проблему пытаются решить разными способами. Например, еще в начале 2000-х Национальная комиссия по народонаселению и планированию семьи запустила кампанию «Забота о девочках», с помощью которой пыталась повысить ценность дочерей. Власти борются и с практикой селективных абортов, но поскольку способов отделить их от других случаев прерывания беременности не так много, меры сводятся к ограничению возможности сделать аборт после 14-й недели беременности — именно на этом сроке можно определить пол будущего ребенка.

Другое направление — сохранение института брака. Например, с 1 января 2021 года в Китае действует закон, по которому заявление о разводе необходимо подавать дважды с разницей в месяц — предполагается, что за это время пара может передумать разводиться. Звучат даже экзотические предложения вроде введения практики полиандрии (многомужества).

Правда, все это еще не значит, что китайские семьи станут многодетными: политика ограничения рождаемости создала образ мышления, при котором все ресурсы пары сосредоточены на одном ребенке, и многие семьи чувствуют, что просто не могут позволить себе второго.

Богатые и плодовитые: многодетные отцы списка Forbes

9 фото

Гендерный дисбаланс в КНР приводит к появлению «невостребованных» мужчин

По данным Национального статистического бюро КНР, на данный момент количество мужчин в стране превышает количество женщин более чем на 30 миллионов. Такой существенный разрыв обусловлен прежде всего «политикой одного ребенка», от которой отказались только в 2015 году, а также тем, что в китайских семьях традиционно предпочитают сыновей. По этой причине правительство даже запретило определять пол до рождения ребенка в немедицинских целях, а также прерывать беременность по гендерным предпочтениям. Причем, по данным Global Times, многие эксперты отмечают, что постепенное выравнивание дисбаланса в последние годы обусловлено главным образом старением населения: китайские женщины живут в среднем на пять лет дольше мужчин.

Причем гендерный дисбаланс среди молодежи только усилился. Так, если на 100 женщин в возрастной группе 30-34 лет приходится 101 мужчина, то в группе 25-29 лет — 107 мужчин, 20-24 лет — 115, а в подрастающем поколении (15-19 лет) соотношение юношей и девушек и вовсе составляет 118 к 100 и так далее. В 2020 году на фоне низкого уровня рождаемости почти 52,7 процента от 10 миллионов новорожденных составили мальчики.

Кроме того, проблема усугубляется разной плотностью женского населения в различных регионах страны. Пэн Сичжэ, директор Центра исследований политики в области народонаселения и развития Университета Фудань, отметил, что наиболее остро гендерный дисбаланс ощущается в сельскохозяйственных районах, из которых женщины уезжают искать работу и мужей в города. В сельской местности миллионы неженатых мужчин не могут найти спутницу жизни еще по той причине, что не могут обеспечить потенциальной жене стабильное финансовое положение. По данным Xinhua Daily Telegraph, сельские мужчины провинций Шаньси, Хэнань и Хунань должны выплатить родственникам невесты до миллиона юаней (155 000 долларов США), чтобы получить согласие на брак. Как сообщает Global Times, в провинции Хунань даже была предпринята попытка организовать преступный бизнес по продаже вьетнамских жен. Девушкам обещали работу в Китае, но, когда они приезжали в страну, их выставляли на продажу. Покупали вьетнамских жен сельские мужчины: покупка иностранок обходилась гораздо дешевле миллиона юаней.

Стоит отметить, что согласно традиционным китайским ценностям женщины должны оставаться дома и заниматься воспитанием детей. Такое представление о роли женщины в браке широко распространено в Китае, особенно в менее развитых сельских регионах. Однако в последние годы все больше женщин выбирают независимый образ жизни. В крупных городах Китая возник феномен «шэн-ню» (в переводе «невостребованные женщины», китайский аналог «старых дев») — незамужние женщины старше 27 лет. Как правило, это высокообразованные, обеспеченные и самодостаточные женщины, которые хотят сохранить свой независимый статус и не желают выходить замуж и заводить детей.

Один из экспертов, заместитель генерального секретаря Ассоциации развития аналитических центров Шаньси У Сюмин, предложил разрешить надвигающийся демографический кризис путем организации браков между сельскими неженатыми мужчинами и одинокими городскими женщинами. Эксперт отметил, что необходимо поощрять миграцию одиноких женщин в сельские районы и призвал женщин «не бояться переезжать в деревню».

Данное предложение вызвало бурю негодования в социальных сетях. Пользователи заявили, что даже сельские женщины не хотят выходить замуж за сельских мужчин, не говоря уже о городских шэн-ню. «Эти группы населения живут в параллельных вселенных, даже общение между ними затруднено», — настолько непреодолимым в глазах комментаторов представляется разрыв в уровне культуры и образования. «Руководствуясь логикой эксперта, можно разве что спаривать домашних животных», — приводит комментарии пользователей Global Times.

Тем не менее У Сюмин предложил правительству инвестировать в профессиональное обучение шэн-наня («невостребованных мужчин» — тех, кому за 30, но они все еще холосты), а также направлять сельских мужчин в регионы с высокой плотностью женского населения. К слову, единственная китайская провинция, в которой женское население преобладает над мужским, — это Сычуань. Это обусловлено тем, что в этом регионе наблюдается наибольший отток молодого работоспособного населения в крупные города, что привело к тому, что основной процент населения теперь составляют женщины нефертильного возраста.

В роли оппонента У Сюмина выступил Лу Дэвэнь, эксперт из центра исследований в области управления сельским хозяйством при Уханьском университете. Он отметил, что предложение поощрять миграцию городских женщин в сельские районы, и наоборот, не учитывает причин, по которым эти люди остаются без партнеров. При этом эксперт подчеркнул, что в то время как сельские мужчины остаются холостыми главным образом из-за высоких финансовых требований, которые к ним предъявляют невесты, одиночество городских женщин зачастую является их осознанным выбором.

Нехватка партнеров противоположного пола (в данном случае — женщин) — объективная причина, по которой люди не могут вступить в брак и родить детей. Однако у этой проблемы есть и другая сторона — убеждения и ценности. Кто-то предпочитает сыновей, кто-то дорожит свободой, а у кого-то нет финансовых возможностей завести детей. К настоящему моменту пути решения проблемы гендерного дисбаланса в китайском обществе по-прежнему не найдены. По мнению Пэн Сичжэ, директора Центра исследований политики в области народонаселения и развития Университета Фудань, «чтобы постепенно устранить гендерный дисбаланс, образовавшийся 20-30 лет назад, потребуется около 50-60 лет».

женщин в традиционном Китае | Asia Society

by Patricia Ebrey

В Китае с давних времен мужчины считались ядром семьи. Предки, которым король династии Шан или Чжоу приносил жертвы, были его предками по отцовской линии, то есть его предками, связанными исключительно через мужчин (отец его отца, отец отца его отца и т. д.). Когда женщины попадают в ранние исторические записи, это часто происходит потому, что они доставляли мужчинам проблемы. Некоторые женщины замышляли продвигать собственных сыновей, когда у их мужей были сыновья от нескольких женщин. Верность женщин часто подвергалась сомнению. В 697 г. до н. э., например, дочь одного из самых влиятельных министров в государстве Чжэн узнала от своего мужа, что правитель приказал ему убить ее отца. После того, как ее мать посоветовала ей: «Все мужчины — потенциальные мужья, но у тебя есть только один отец», она рассказала отцу о заговоре, и он тут же убил ее мужа. Правитель Чжэн возложил вину на мужа за то, что он по глупости доверился своей жене. Взятые вместе, отчеты такого рода представляют смешанную картину женщин и проблем, которые они представляли для мужчин в знати. Женщины в их жизни были способны на верность, мужество и преданность, но также и на интриги, манипуляции и эгоизм.

Конфуций, вероятно, считал само собой разумеющимся такое отношение к женщинам, распространенное в его обществе. Он очень уважал обряды предков и связанные с ними семейные добродетели, такие как сыновняя почтительность. Он надеялся, что благодаря практике ритуала все, мужчины и женщины, высокие и низкие, старые и молодые, научатся выполнять свои обязанности. Женские роли были преимущественно родственными ролями: дочери, сестры, жены, невестки, матери, свекрови. Во всех этих ролях женщины должны были согласовываться с желаниями и потребностями близких мужчин: их отцов в молодости, их мужей в браке, их сыновей, когда они овдовели. Последователь Конфуция Мэн-цзы заявил, что худшим из несыновних поступков было отсутствие потомства (Мэн-цзы 4A.26). В более поздние века этот акцент на необходимости сыновей привел многих к разочарованию в связи с рождением дочери.

Спустя столетия после Конфуция писатели стали часто обсуждать пол с точки зрения инь и ян. Женщины были инь, мужчины были ян. Инь был мягким, уступчивым, восприимчивым, пассивным, рефлексивным и спокойным, тогда как Ян был жестким, активным, напористым и доминирующим. День и ночь, зима и лето, рождение и смерть, да и все природные процессы происходят через процессы взаимодействия инь и ян. Концептуализация различий между мужчинами и женщинами с точки зрения инь и ян подчеркивает, что эти различия являются частью естественного порядка Вселенной, а не частью социальных институтов, искусственно созданных людьми. В теории инь-ян эти две силы дополняют друг друга, но не строго в равной степени. Естественная связь между инь и ян является причиной того, что мужчины ведут, а женщины следуют. Если инь неестественным образом берет верх, порядок как на космическом, так и на социальном уровне оказывается под угрозой.

Поддержание физического разделения между мирами мужчин и мирами женщин рассматривалось как важный первый шаг к тому, чтобы инь не преобладала над ян. Классика конфуцианства «Книга обрядов » подчеркивала ценность сегрегации даже в семье; дома должны быть разделены на внутреннюю и внешнюю части, а женщины должны оставаться во внутренней части. Одно стихотворение из Книги стихов заключалось в следующем: «Женщины не должны принимать участие в общественных делах; они должны посвятить себя уходу за шелковыми червями и ткачеству». Аналогичное мнение было выражено в Книга Документов в пословичной форме: «Когда курица возвещает рассвет, это сигнализирует о гибели семьи».

Во времена Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) как административная структура централизованного государства, так и успех конфуцианства помогли сформировать китайскую семейную систему и место женщины в ней. Ханьские законы поддерживали власть глав семей над другими членами их семей. Главой семьи обычно был старший мужчина, но если мужчина умирал до того, как его сыновья вырастали, его вдова оставалась главой семьи, пока они не достигли совершеннолетия. Кодексы имперского периода навязывали моногамию и предусматривали различные наказания за двоеженство и повышение статуса наложницы до жены. Мужчины могли развестись со своими женами по любому из семи оснований, включая бесплодие, ревность и болтливость, но могли сделать это только в том случае, если у нее была семья, в которую она могла бы вернуться. Оснований, по которым женщина могла развестись с мужем, не было, но возможен развод по обоюдному согласию.

Во времена Хань много было написано о том, какие добродетели должны развивать женщины. Биографии образцовых женщин рассказывали истории женщин из прошлого Китая, которые давали своим мужьям хорошие советы, жертвовали собой, когда их заставляли выбирать между отцами и мужьями, или совершали другие героические поступки. Он также содержал предостерегающие рассказы о коварных, ревнивых и манипулирующих женщинах, которые несли разрушение всем вокруг себя. Еще одна очень влиятельная книга была написана Бань Чжао, хорошо образованной женщиной из известной семьи. Ее Увещевания для женщин призывали девушек овладеть семью добродетелями, присущими женщинам: смирение, покорность, раболепие, самоуничижение, послушание, чистоплотность и трудолюбие.

К концу периода Хань конфуцианский словарь для разговоров о женщинах, их природе, их слабостях, их надлежащих ролях и достоинствах был в значительной степени устоявшимся. Стойкостью этих способов мышления, несомненно, во многом обязана преемственность семейной системы, которая со времен Хань была патрилинейной, патрилокальной и патриархальной и допускала сожительство. При замужестве женщина должна была перейти из дома отца в дом родителей мужа. Учитывая важность, придаваемую продолжению жертвоприношений предков через потомков по отцовской линии, положение жены в ее супружеской семье зависело от рождения наследников мужского пола. Тем не менее, из-за практики сожительства, даже если жена рожала сыновей, ее положение могло быть подорвано, если ее муж брал наложниц, которые также рожали сыновей. Таким образом, до тех пор, пока семейная система существовала без существенных изменений, женщины продолжали прибегать к стратегиям, которые казались мужчинам мелочными или угрожающими, и только когда женщина стала бабушкой, она, вероятно, не будет так же относиться к интересам семьи. мужчины в семье сделали. Однако для большинства тех, кто оставил письменные свидетельства, проблема заключалась не в семейной системе, а в моральных упущениях. Таким образом, моралисты выставляли для подражания модели самоотверженных женщин, женщин, которые придерживались принципов лояльности, целомудрия и верности, часто ценой больших личных затрат.

Во времена Сун (960-1279) исторические источники достаточно разнообразны, чтобы увидеть, что женщины занимались широким спектром деятельности, никогда не описанной в конфуцианских дидактических текстах. Были вдовы, которые содержали гостиницы, акушерки, принимающие роды, благочестивые женщины, которые целыми днями распевали сутры, монахини, которые обращались к таким женщинам, чтобы объяснить буддийское учение, девочки, которые учились читать со своими братьями, дочери фермеров, которые зарабатывали деньги, ткая циновки, бездетные вдовы, которые обвиняли своих племянников в захвате их имущества, жены, которые завидовали наложницам, которых их мужья приводили домой, и женщины, которые брали свое приданое, чтобы помочь сестрам своих мужей удачно выйти замуж.

Часто говорят, что статус женщин начал снижаться в эпоху Сун, как раз тогда, когда господствовало неоконфуцианство. Двумя наиболее часто упоминаемыми признаками этого упадка являются давление на вдов, чтобы они не вступали в повторный брак, и практика связывания ног молодых девушек, чтобы они не вырастали более чем на несколько дюймов в длину. Бинтование ног, по-видимому, неуклонно распространялось во времена Сун, и объяснения этому следует искать в обстоятельствах Сун, но целомудрие вдов имело очень мало конкретной связи с Сун, идея предшествовала Сун, а преувеличенное внимание к нему развилось гораздо позже.

Конфуцианские учителя никогда не рекомендовали бинтование ног; скорее, это было связано с кварталами удовольствий и с попытками женщин украсить себя. Матери связывали ноги девочкам в возрасте от пяти до восьми лет длинными полосами ткани. Цель состояла в том, чтобы не допустить роста их стопы и согнуть четыре меньших пальца, чтобы стопа стала узкой и сводистой. Бинтование ног постепенно распространилось во времена Сун, но, вероятно, оставалось в основном элитной практикой. В последующие века это стало чрезвычайно распространенным явлением в северном и центральном Китае, в конечном итоге распространившись на все классы. Женщины со связанными ступнями были менее подвижны, чем женщины с естественными ступнями, но только те, кто мог позволить себе слуг, связывали ноги так туго, что ходить было трудно.

Идея целомудрия вдов, напротив, не была новой во времена Сун. Бань Чжао писал: «Согласно ритуалу, мужья обязаны снова жениться, но нет текста, разрешающего женщине вступать в повторный брак». Повышенное внимание к целомудрию вдовы обычно возлагают на неоконфуцианского философа Ченг И, который однажды сказал своему последователю, что для вдовы лучше умереть от голода, чем потерять свою добродетель, снова выйдя замуж. В более поздние века это высказывание часто цитировали, чтобы оправдать давление на вдов, даже очень молодых, чтобы они оставались с семьей своего мужа и не выходили замуж за кого-то другого. Одна из причин, по которой вдовы во времена Юань (монгол) (1215–1368) и Мин (1368–1644) хотели остаться с семьями своих мужей, заключалась в том, что они больше не могли брать свое приданое при новом браке. Когда семья мужа не хотела поддерживать вдову сына, моральное осуждение повторного брака помогло бы вдове настоять на том, чтобы ей разрешили остаться и усыновить сына.

К началу периода Цин (1644-1911) культ целомудрия вдов приобрел чрезвычайно сильную власть, особенно среди образованного класса. Бездетные вдовы могут даже покончить жизнь самоубийством. Молодые женщины, свадьбы которых еще не состоялись, иногда отказывались вступить в новую помолвку после смерти их жениха. Вместо этого они переезжали в дом своего жениха и служили его родителям невестками. Хотя большинство конфуцианских ученых и правительственных чиновников не одобряли самоубийства вдов и целомудренных невест, они часто выражали большое восхищение решимостью определенных женщин, которых они знали, тем самым способствуя распространению этого обычая.

В то время как целомудрие вдов становилось все более распространенным, все больше и больше женщин учились читать и писать. В семнадцатом и восемнадцатом веках было опубликовано удивительное количество их стихов. Женщины с поэтическими талантами занимают видное место в великом романе восемнадцатого века Сон о красных особняках (также называемом История камня ). Хотя герой-мужчина, Баоюй, молодой человек с большой чувствительностью, некоторые из его двоюродных сестер женского пола еще более талантливы как поэты. Некоторые женщины в этой большой вымышленной семье обладают значительной властью — особенно бабушка, которая может заставить своих сыновей и племянников делать то, что она хочет, и невестка, которая распоряжается финансами семьи. Однако молодые незамужние женщины могли получить литературное образование так же хорошо, как и мальчики, но они еще меньше контролировали свои судьбы, чем он.

Как и в большинстве других стран мира, в Китае двадцатого века интеллектуалы и общественные деятели неоднократно критиковали старую семейную систему и особенно то, как она ограничивала возможности женщин. Связывание ног, целомудрие вдовы, родительский контроль над браком и сожительство — все это было устранено. Однако следует всегда помнить, что очень многие женщины могли вести удовлетворительную жизнь при старой системе.

Структура «ООН-женщины» Китай |联合国妇女署

Изображение

В сельских районах Китая структура «ООН-женщины» помогает женщинам-фермерам получить новые навыки для преодоления последствий изменения климата

Поскольку климатический кризис продолжает негативно сказываться на глобальных ресурсах, сельские женщины, работающие в сельском хозяйстве, оказываются непропорционально уязвимыми перед экологическими проблемами.

Узнать больше

Image

Китайские компании усиливают поддержку Принципов расширения прав и возможностей женщин

В результате недавнего всплеска поддержки число китайских компаний, официально подписавших Принципы расширения прав и возможностей женщин (WEP), достигло 74…

Узнать больше

Image

WeEmpowerAsia помогает женщинам-предпринимателям в Китае

Представители 35 ведущих женских стартапов из различных отраслей собрались в Пекине, чтобы обсудить проблемы управления малыми и средними фирмами. ..

Узнать больше

Английский |中文

Работая в Китае с 1998 года, Структура «ООН-женщины» оказывает техническую и финансовую помощь инновационным программам и стратегиям в области гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.

Структура «ООН-женщины» работает в партнерстве с правительствами, неправительственными организациями (НПО), агентствами ООН, донорами, сообществами и сетями для продвижения гендерного равенства.

Ставя продвижение прав человека женщин в центр своей работы, Структура «ООН-женщины» в Китае уделяет особое внимание:

  • Насилие в отношении женщин
    Это фундаментальное нарушение прав женщин остается широко распространенным явлением. Женщинам нужны сильные законы, подкрепленные реализацией, и услуги по защите и профилактике.

  • Лидерство и участие в политической жизни  
    Будь то в политических органах или в советах директоров корпораций, женщины имеют ограниченное право голоса при принятии решений, которые их касаются. Необходимы меры, чтобы открыть больше возможностей для участия женщин и помочь женщинам полностью реализовать свой лидерский потенциал.

  • Расширение экономических прав и возможностей  
    Женщины значительно отстают от мужчин в доступе к земле, кредитам и достойным рабочим местам, хотя все больше исследований показывают, что расширение экономических возможностей женщин способствует развитию национальной экономики.

  • Национальное планирование и составление бюджета  
    Государственное планирование часто не учитывает особые потребности и приоритеты женщин. Гендерное равенство должно быть заявленной целью всех планов, подкрепленной конкретными действиями по реализации и достаточным финансированием.

В этих основных областях Структура «ООН-женщины» в Китае реализует проекты и программы в следующих областях… Подробнее ►

Она приходит в норму: истории о COVID-19устойчивость и выздоровление от китайских женщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *