Фотограф Ян Саудек
В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…
Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.
Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.
Жизнь
— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.
Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.
— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.
— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.
Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.
Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.
Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.
— Вам приходилось снимать русских женщин?
— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:
— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!
На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.
Королева тинейджеров
Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.
— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.
Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.
— Чувствуете разницу?
— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.
— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?
— Никогда не сдаваться!
На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:
— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.
Павла Ходкова и Ян Саудек
Ян Саудек пошутил:
— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!
Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.
— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.
Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:
— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.
Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.
Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.
Владимир Вяткин, фотожурналист:
— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!
Игорь Верещагин, независимый фотограф:
— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.
Алексей Ушаков, независимый фотограф:
— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.
Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека
Михаил Крюков, независимый фотограф:
— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.
— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…
— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.
— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…
— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!
— Он так похож на Мика Джаггера!
— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…
Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.
Ян Саудек: «Обнажение». Выставка фотографий и живописи.
Гениальный фотограф и посредственный художник. Помню свое впечатление от фотографий Саудека, когда увидела их впервые — шок, смешанный с любопытством и пониманием что ничего подобного никогда не видела. Было это давно, и сейчас мы избалованы всевозможными визуальными образами. Может быть, через 20-30 лет подобные фото и вовсе станут совершенно обыденной вещью, все будут пожимать плечами — как в случае с Миро, например — и говорить «и что здесь такого?»
А пока, даже с учетом нашей «испорченности» и пресыщенности, Ян Саудек был и остается единственным и неповторимым.
Я была рада побывать на выставке его работ, хотя впечатление она произвела неоднозначное.
Первое, что бросилось в глаза, когда зашла в галерею: пожилая пара на стульях,пристально, как мне показалось-миллиметр за миллиметром рассматривающая фотографии перед собой. Им в руках только луп не хватало! Это было так необычно и немного комично, что я, немного поколебавшись, достала все же фотоаппарат. Но люди к тому времени уже встали.
Эта самая стена с объяснениями, записями фотографа понравилась больше всего.
Стен таких две
Подписи — самое интересное, что есть на выставке, как мне кажется.
Но они на чешском, то есть без знания языка многое будет теряться.
Рядом друг с другом висят две копии фотографий, каждая из которых — символ перемен, которые с нами произошли за последнее время. Сначала — вторая слева в верхнем ряду, не помню, какая там подпись.
И ее пара — » А другие — наоборот, стали белыми воронами и черными овцами семей, которые, если бы не этот факт, считалсиь бы хорошими» (перевод очень вольный, на чешском фраза лучше звучит и более емкая)
Понравилось и повеселило домашнее задание. «Напиши двадцать раз: «Я не умею удовлетворить женщину». После свиданий со сдутыми мачо, оставляющими грустное послевкусие, можно было бы отправлять в конвертике 🙂
Здесь Саудек рассказывает, что путешествовал по миру и видел много всего красивого (в картинках:), но никогда, НИКОГДА не встречал ничего более прекрасного, чем женщина. Она — самое прекрасное, что может быть на свете.
Прощание со зрителем. По идее эти стены и это прощание нужно читать в конце, когда все посмотрели, но я с них начала.
От фото я, если честно, ждала, что они будут очень большими. Даже не знаю, почему. Думала, что все минимум в человеческий рост.
«Матери и дочери»
Две вещи были неудобны: первое — наклоняться вниз, чтобы что-то рассмотреть. Работы при этом очень проигрывали, но кажется, что это задумка автора, поскольку и на стенах некоторые копии висели так, что для чтения надписей надо было вывернуться-извернуться.
Второе — свет ужасен. Стекло бликует и есть фото, которые вообще почти не видно.
Картины в нишах, и некоторые тоже сложно из за этого рассмотреть.
Насколько хороши его фотографии, настолько посредственна живопись.
Как иллюстрации — смотрелось бы великолепно. Как самостоятельные полотна — нет. Особенно повторение сюжетов с фото.
Известнейшее фото Саудека (60-е годы). Отсюда.
Серия с окном достаточно известная, в ней много фотографий. Например, эта
(фото отсюда)
Вот то самое — 1988 года. «Китч». Отсюда
И то же в виде картины. Тот же китч, самый настоящий. Комикс?- да. Особенно разноцветные буквы в подписи. Живопись? Нет.
Я не люблю точные копии, это порнография. И если я нормально отношусь к порнографии в жизни, то в вот такая порнография в живописи — просто преступление, я считаю!:)
Рисует Саудек по фото. Скучно.
Да, для кого-то было бы отлично. Но от Саудека ожидаешь чего-то такого-же гениального, как и его фотографии.
С другой стороны — хочет человек рисовать — и рисует. И молодец! А то, что какой-то там Маше не нравится — какая ему разница. И это тоже правильно.
(фото отсюда,+ там интересная статья на русском)
Свет. Нет света — теряется волшебство.
Мне только три работы показались интересными (несмотря на то, что знаю, с каких фото две из них делались):
И «конец Второй мировой войны как я его помню» (Саудек вместе с братом-близнецом провел детство в концлагере)
Идти на выставку лучше вдвоем с кем-то. Потому что можно поучаствовать в конкурсе «Стань моделью Яна Саудека» — для этого нужно сфотографироваться, использовав что-то из одежды, которую обычно видим на фото.
Вот где я пожалела, что пошла одна! А пожилая пара лет 60+ (другие, не те, что рассматривали фото, сидя на стульчиках) отрывались по полной программе, устроили настоящую фотосессию!
Условия конкурса
И сам маэстро на нас смотрит
Мне понравился бар-клуб-кафе в том же здании, где проводится выставка. Теперь хочу туда сходить.
Галерея в самом-самом туристическом центре, на Малой Стране (прямо напротив «Старбакс кофе» и трамвайной остановки), плата за вход вполне адекватна — 150 крон. Дети до трех лет бесплатно 🙂 Открыто с 10 до 20.00.
Думаю, что прекрасное место, в котором можно зависнуть на часик, перейдя Карлов мост.
Похожие записи:
Апрельский день
Виктор Коларж в Праге
Йндржих Штрейт — интересный чешский фотограф
Tags: Прага, весна 2014, чешские фотографы, чешские художники
январь Saudek — 46 Ortworks, Bio & Shows на Artsy
Избранные работы
Название художника
Название искусства
Партнер
Имя художника
название художественного названия
9000
988888888888888 гг.
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Career Highlights
Персональная выставка в крупном учреждении
Пример Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Музей Образцового Искусства (Пример) и еще 33
, собранные основным учреждением
, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Последние аукционные результаты в базе данных Artsy Price
Высокий аукцион рекорд 9000
US 85,0 млн, Филлипс, 2022
Artsy Artsy.
Продажа работ из вашей коллекции
Получите конкурентоспособные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Submit Now
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
9 Работы на бумаге0005
From $500
Works For Sale
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Название работы
Партнер
Имя художника
Название работы
Партнер
Статьи
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Художник
Местоположение
Некоторый Художник
Местоположение
Некий Художник
Местоположение
Родственные художники
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
▷ Ян Саудек | Купить оригинальное искусство онлайн
Посмотреть всех художников
Посмотреть все галереи
Посмотреть все работы
Категории
{{{имя}}}
{{{исполнитель}}}
{{категория}} • {{размер}}
- художников
- чешских художников
- Ян Саудек
Следовать
Чехия
• Год рождения: 1935
Фотографы Художники
Чешские художники
Ян Саудек, родившийся в Праге 13 мая 1935 года, является представителем постановочной фотографии и особенно известен своими фотографиями обнаженной натуры. После учебы в школе промышленной фотографии в Праге в 1950-53 годах Ян Саудек наткнулся на каталог фотовыставки «Семья человека». Впечатленный снимками, он принял решение в 1963 для создания собственных художественных фотографий. Уже в том же году в Праге состоялась первая персональная выставка Саудека; последовали другие выставки, например, в США, Австралии, Франции и Германии.
Центральной темой творчества Саудека являются отношения между мужчиной и женщиной, родителем и ребенком, особенно сексуальные отношения. Некоторые из его обнаженных фото из-за своих попустительских поз граничат с порнографией.
Кроме того, его восхищали изменения человека на всех этапах его жизни: Саудек часто безжалостно противопоставляет идеальное и безупречное дряхлому и старому. Поэтому на его картинах часто встречаются пожилые пухлые обнаженные тела, не соответствующие общепринятым представлениям о красоте. Ян Саудек иногда годами сопровождал своих моделей — снимаются серии необработанных обнаженных тел, которые документируют изменения человека от юности к старости.
В 1970-х годах он начал позировать своим моделям с реквизитом и костюмами. Постоянная тема на фотографиях Саудека — старая осыпающаяся стена с отслаивающейся штукатуркой, которая часто служит фоном и снова и снова появляется на его картинах на протяжении десятилетий. Картины Яна Саудека сначала были черно-белыми; позже он также стал раскрашивать их в пастельные тона. Таким образом, каждая фотография становилась незаменимым уникальным экземпляром. С их цветной обработкой фотографии напоминают ранние цветные фотографии.
Фотографии Саудека провокационны – предельно откровенные, эротические позы в сочетании с последующим колоритом шокируют многих наблюдателей, но могут иметь и комично-абсурдный или иронично-китчевый эффект. Ян Саудек живет в Праге и тоже работает художником. Его картины выставлялись в чешском парламенте в Праге в 2008 году.
Прочитайте больше
Произведения
Выставки
Восток и Запад, 1945
Ян Саудек
Фотография
— 8 x 5,9 дюйма
1630 долларов США
Сара + дивка (Сара и девушка)
Ян Саудек
Фотография
— 7 x 5,5 дюйма
1630 долларов США
Нужна помощь в поиске любимого? Проконсультируйтесь с нашими страницами выбора, сделанными для вас.
Работы известных художников
Молодые таланты
Работы самых продаваемых художников
Мастера-художники
Новые и выдающиеся исполнители
Нужно знать больше?
Кто художник?
Ян Саудек, родившийся в Праге 13 мая 1935 года, является представителем постановочной фотографии и особенно известен своими фотографиями обнаженной натуры. После учебы в школе промышленной фотографии в Праге в 1950-53 годах Ян Саудек наткнулся на каталог фотовыставки «Семья человека». Впечатленный фотографиями, он в 1963 году принял решение создать собственные художественные фотографии. Уже в том же году в Праге состоялась первая персональная выставка Саудека; последовали другие выставки, например, в США, Австралии, Франции и Германии.
Центральной темой творчества Саудека являются отношения между мужчиной и женщиной, родителем и ребенком, особенно сексуальные отношения. Некоторые из его обнаженных фото из-за своих попустительских поз граничат с порнографией.
Кроме того, его восхищали изменения человека на всех этапах его жизни: Саудек часто безжалостно противопоставляет идеальное и безупречное дряхлому и старому. Поэтому на его картинах часто встречаются пожилые пухлые обнаженные тела, не соответствующие общепринятым представлениям о красоте. Ян Саудек иногда годами сопровождал своих моделей — снимаются серии необработанных обнаженных тел, которые документируют изменения человека от юности к старости.
В 1970-х годах он начал позировать своим моделям с реквизитом и костюмами. Постоянная тема на фотографиях Саудека — старая осыпающаяся стена с отслаивающейся штукатуркой, которая часто служит фоном и снова и снова появляется на его картинах на протяжении десятилетий. Картины Яна Саудека сначала были черно-белыми; позже он также стал раскрашивать их в пастельные тона. Таким образом, каждая фотография становилась незаменимым уникальным экземпляром.