история создания, фотографии, подарки для императорской семьи, музеи.
Публикации раздела Музеи
«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа… 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже.
Яйцо «Коронационное»
Воспоминание — в подарок
Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.
Свобода творчества и три условия придворному ювелиру
Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».
Сюрприз внутри каждого яйца
Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.
Яйцо «Георгиевское»
Семейная традиция вместе с престолом
После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.
Фаберже и компания
Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.
Яйцо «Военное стальное»
В духе времени
В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.
Криминальный интерес
Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.
По мотивам Фаберже
Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.
Яйцо из карельской березы
Клеймо Фаберже
Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.
Увидеть своими глазами
После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков — до сих пор неизвестно.
Теги:
Ювелирное искусствоИнтересные фактыПубликации раздела Музеи
Яйца Фаберже: история и трагедия
Фотообъективно
Эти ювелирные изделия уже столетие продолжают удивлять своей завораживающей красотой и считаются одним из символов России и мастерства ее ювелиров
1
В 1885 году царь Александр III поручил ювелиру Петеру Карлу Фаберже изготовить подарок к Пасхе для царицы. Фаберже создал это золотое яйцо, покрыв его белой эмалью. Внутри открывающегося подарка был «желток» из матового золота, под которым была скрыта золотая курица с рубиновыми глазами. Царица была в восторге от подарка, а Фаберже вскоре стал ювелиром при дворе российского императора.
2
В последующие три десятилетия Карл Фаберже создал еще 49 яиц для русских царей. Яйцо «Зимнее» стало одной из известнейших его работ. Оно изготовлено из горного хрусталя, оформленного в виде тающего льда, с ручьями из платины и алмазов. Яйцо высотой 14 сантиметров раскрывается, внутри него – платиновая корзинка с букетом подснежников.
3
Фаберже за работой. Мастер не создавал яйца собственноручно. Он выступал скорее как Стив Джобс: генерировал идеи и поручал своим ювелирам претворять их в жизнь, подталкивая их к созданию уникальных вещей.
4
«Мозаичное» яйцо. В России существует традиция преподносить в качестве подарков к Пасхе декорированные яйца как символ весеннего возрождения и плодородия. Цари и их ювелиры обратили эту православную традицию в захватывающее искусство.
7
С яйцами Фаберже также ассоциируется семья Николая II. Николай II слыл хорошим семьянином и, как выразился один историк, был прекрасным отцом, но никудышным царем. Каждый год к Пасхе царь дарил матери и супруге ювелирные яйца.
8
«Бутон розы» – первое яйцо, подаренное Николаем II своей жене царице Александре. Стрела Купидона выполнена из алмазов, а само яйцо покрыто красной эмалью. Внутри скрыт бутон розы – символ любви молодоженов. Спустя год после того, как этот подарок был преподнесен, сотни человек погибли в массовой давке на Ходынском поле – на торжествах по случаю восхождения на престол Николая II. По совету приближенных Николай II продолжил коронационные мероприятия, в то время как рядовые жители оплакивали погибших. Это была первая роковая ошибка царя.
9
Яйцо с решеткой и розами высотой 7,7 сантиметра было изготовлено в 1907 году. Оно покрыто бледно-зеленой эмалью и украшено алмазной решеткой и бутонами роз. В то время, когда Фаберже работал над созданием этого яйца, Россия переживала не лучшие времена. Страна еще не оправилась после войны с Японией и «Кровавого воскресенья», когда десятки мирных демонстрантов были расстреляны перед Зимним дворцом.
10
В лучшие годы в мастерской Фаберже работали до 500 ювелиров, кузнецов и подмастерьев. На создание одного яйца уходило около года, а порой и больше времени. Изделие императорской семье передавал лично Фаберже.
11
Цари просили, чтобы яйца содержали какой-нибудь «сюрприз». Внутри яйца «Гатчинский дворец» – миниатюрная модель императорской резиденции под Санкт-Петербургом. Восьмисантиметровая копия резиденции изготовлена вплоть до мельчайших подробностей: можно рассмотреть и живую изгородь, и брусчатку, и развевающийся флаг над дворцом.
13
Яйцо «Лавровое дерево» создано в 1911 году. Один из бриллиантовых «плодов» дерева, приводит в действие помещенный внутрь яйца «сюрприз» – крошечную птицу, которая поднимается с вершины дерева, машет крыльями и поет. Через три года после того, как это яйцо было преподнесено в дар, Россия вступила в Первую мировую войну.
14
Для России война обернулась катастрофой. Империя выступила против индустриально развитой Германии. Императорские дворцы переоборудовали под госпитали для приема раненых, дочери императора работали там в качестве медсестер.
Яйцо «Триптих. Красный Крест», изготовленное в 1915 году, содержит миниатюрные портреты четырех дочерей императора и двоюродной сестры в одежде сестер милосердия Красного Креста.
15
«Карельская береза» была последним изделием Фаберже для императорской семьи. Работу над яйцом завершили уже после того, как царь вынужден был отречься от престола после Февральской революции 1917 года. Фаберже отправил счет за выполненную работу не «Императору Всероссийскому», а «господину Романову Николаю Александровичу». Оплачен он не был: после начала гражданской войны царская семья находилась в плену у большевиков.
16
В 1918 году царя с царицей и пятерых их детей вместе с несколькими слугами большевики завели в этот полуподвал, где открыли стрельбу. После выстрелов, по сведениям историков, членов царской семьи добивали штыком.
17
Из почти 50 яиц, созданных в мастерской Фаберже для императорской семьи, сохранилось 43 – они уцелели после хаоса революции 1917 года. Третье императорское яйцо (на фото, сделанном в Лондоне) было заново открыто в 2012 году. Эту случилось после того, как коллекционер приметил это изделие, которое его владелец пытался продать на переплавку. Стоимость яйца оценивается в 33 миллиона долларов.
18
Яйцо «Ландыши» с изображением царя и двух его старших дочерей изготовлено в 1898 году. После революции 1917 года Фаберже бежал из России под видом дипломата. Он умер в Швейцарии в 1920 году. Сегодня яйца Фаберже являются символом декаданса и пристрастий ушедшей в прошлое эпохи.
Поделиться
Яйцо Фаберже История — Где находятся яйца Фаберже семьи Романовых сегодня
Сто тридцать шесть лет назад российский царь Александр III поручил Петру Карлу Фаберже создать украшенное драгоценными камнями яйцо в качестве пасхального подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны. Предполагалось, что это будет разовый заказ, но результат так порадовал, что царь сразу сделал заказ на следующий год. Так началась ежегодная традиция, которую его сын перенял, когда взойдет на престол, и которая продолжалась до конца трехвекового правления Дома Романовых, до начала русской революции в 19 г.17.
Фаберже, чей отец Густав основал одноименную фирму, выполнил в общей сложности 50 яиц для королевской семьи, 43 из которых насчитываются сегодня. После первого яйца ему был предоставлен творческий контроль, и с тех пор подробности о каждом новом произведении держались в секрете — даже от царя — до открытия работы.
Царь Александр II и императрица Мария Федоровна с семьей (сзади стоит будущий царь Николай II).
Hulton Deutsch//Getty Images
Фаберже руководил производством, но яйца изготавливались группами кузнецов, ювелиров, дизайнеров и других специалистов, которым, в свою очередь, была предоставлена широкая художественная свобода. Хотя яйца были сделаны из драгоценных материалов, их ценность заключалась не в стоимости конкретных используемых драгоценных камней или металлов (некоторые яйца были сравнительно скромными в этом отношении), а в изобретательности и мастерстве, которые художники привнесли в каждое из них.
Когда большевики взяли Санкт-Петербург, они захватили яйца, часть из них продали, а часть сохранили. С этого момента каждый предмет пошел своим путем: в первые годы яйца не пользовались особым спросом — рынок был наводнен произведениями романовского искусства и объектами, — но постепенно коллекционеры стали более увлеченными, наиболее известным из которых был медиа-магнат Малкольм Форбс. , чья художественная коллекция когда-то включала девять яиц. Сегодня они продаются за десятки миллионов долларов.
Карл Фаберже, фотография около 19 г.00.
Heritage Images//Getty Images
Яйца — это редкие произведения декоративно-прикладного искусства, которые представляют собой многочисленные и постоянно меняющиеся уровни интереса. Они дают интимный взгляд на жизнь семьи, для которой они были созданы, а также визуальную и тактильную историю 32-летнего виртуозного исполнения одной из выдающихся мировых ювелирных и художественных фирм. Они также обрели новую жизнь с тех пор, как вышли на международный арт-рынок, появляясь и исчезая в частных и государственных коллекциях, некоторые, казалось бы, навсегда утеряны, другие были спасены от безвестности случайно или упорной ученостью.
Ниже читайте о девяти самых важных императорских пасхальных яйцах Фаберже.
Мозаичное яйцо, 1914 год
Тим Грэм//Getty Images
Гениальной парой самых знаменитых яиц была Альма Терезия Пиль, одна из двух женщин, которые работали дизайнерами в Доме Фаберже в начале 20-го века. -й -й век. Она происходила из длинного ряда знаменитых ремесленников, нанятых Фаберже; ее дед был главным ювелиром, а дядя — известным ювелиром. Пиль разработал «Зимнее яйцо», которое дебютировало в 1913, и Мозаичное Яйцо, появившееся годом позже. Мозаика с маркетри, созданная Альмой по рисунку вышивки, была заказана царем Николаем II в качестве подарка императрице Александре. Сегодня «Мозаичное яйцо» является частью коллекции, принадлежащей королеве Елизавете II и британской королевской семье.
Яйцо куриное, 1885
STAN HONDA//Getty Images
Первое яйцо, изготовленное Фаберже для русской царской семьи, должно было быть разовым, подарком царя Александра III его жене, императрице Марии Федоровне, отпраздновать Пасху и (говорят) отвлечься от волны террористических атак, обрушившихся на императорский двор. Внутри яйца с золотыми полосами и эмалью был сюрприз — золотой «желток», который открылся, чтобы показать золотую курицу, сидящую на золотой соломе. Курица также преподнесла сюрприз: миниатюрную копию императорской короны с бриллиантами и рубиновую подвеску. Царица была в восторге от подарка, дизайн которого перекликался с подобным украшением, которое она видела в детстве при датском королевском дворе, и царь быстро заказал еще одно яйцо на следующий год. Куриное яйцо, когда-то принадлежавшее Малкольму Форбсу, теперь находится в коллекции российского олигарха Виктора Вексельберга и хранится в Музее Фаберже.
Зимнее яйцо, 1913 год
Сергей Ильницкий/EPA/Shutterstock
На протяжении многих лет яйца вдохновляли на уникальные научные исследования, и одним из самых знающих экспертов является 80-летний Геза фон Габсбург. Он куратор Фаберже, и он может перечислять бесконечные факты и страстно спорить об относительных достоинствах каждого яйца. Какой из них его любимый? «Определенно «Зимнее яйцо», — сказал он недавно о яйце, спроектированном Альмой Терезией Пиль и подаренном царем Николаем II его матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1919 году.13. «Я имел удовольствие держать его в руках и изучать с очень близкого расстояния. Он был меньше, чем я ожидал, но качество его изготовления было ошеломляющим». Яйцо изготовлено из горного хрусталя, вырезанного так же тонко, как стекло. Украшенное гравировкой и украшенное платиной и бриллиантами, напоминающими иней, яйцо покоится на подставке из горного хрусталя, напоминающей глыбу тающего льда. Сюрпризом стала платиновая корзина с анемонами и цветами из золота и демантоидных гранатов, усыпанная 1378 бриллиантами. В 2002 году яйцо было продано на аукционе за 9 долларов.0,6 миллиона частному коллекционеру.
Яйцо коронационное, 1897 г.
ullstein bild//Getty Images
Подарено императрице Александре царем Николаем II на память об их коронации в 1896 г. Это яйцо покрыто разноцветным золотом и украшено эмалью. Произведение содержит съемную миниатюрную копию кареты, построенной для Екатерины Великой, которая использовалась для перевозки последующих поколений правителей Романовых на церемонии и обратно. По словам фон Габсбурга, карета отличается гиперреалистичными деталями, которые являются отличительной чертой творений Фаберже. «Он поставляется в комплекте с вращающимися колесами, открывающимися дверями, функционирующими амортизаторами с С-образной пружиной и крошечной складной лестницей». Другие сюрпризы включают большой бриллиант портретной огранки в верхней части яйца в группе из 10 бриллиантов; сквозь стол этого камня виден вензель императрицы. На другом, более узком конце, портретный бриллиант меньшего размера установлен в группе розовых бриллиантов, окруженных цветочным мотивом из 20 узких золотых лепестков. На этом конце портретный ромб закрывает дату. Яйцо коронации было куплено Малкольмом Форбсом в 1979; сегодня он является частью коллекции Виктора Вексельберга, хранящейся в музее Фаберже.
Третье императорское пасхальное яйцо, 1887 г.
Питер Макдиармид//Getty Images
Третье императорское яйцо, подаренное императрице Марии Федоровне царем Александром III, было одним из многих артефактов, захваченных у Романовых во время русской революции, а затем проданы западным коллекционерам большевиками для финансирования своего нового правительства (процесс получил название «сокровища тракторам»). Яйцо исчезло из публичного реестра и считалось утерянным до тех пор, пока — без ведома продавца или покупателя — оно не было продано из рук в прилавок антиквариата в США в 2010 году. Торговец металлоломом со Среднего Запада купил яйцо в надежде получить быструю прибыль, но вскоре обнаружил, что деньги, которые он мог получить за его части, не покрывали его вложений. Он начал искать другие варианты и в 2011 году обнаружил статью в британском Daily Telegraph , в котором описывались «лихорадочные поиски» яйца высотой 3,2 дюйма, которое покоилось на сложной золотой подставке с львиными лапами и было украшено сапфирами и бриллиантовой кнопкой, которая при нажатии открывала яйцо, чтобы показать часы Vacheron Constantin. Торговец металлоломом доставил изделие экспертам в Лондон и обнаружил, что объект, который он купил за 13 302 доллара и планировал переплавить на золото, оценивался в 33 миллиона долларов. Сегодня яйцо находится в частной коллекции.
Яйцо «Бутон розы», 1895 г.
David LEFRANC//Getty Images
Это эмалированное и украшенное драгоценными камнями изделие, созданное по проекту Петра Карла Фаберже и созданное Михаилом Перхиным, было первым подарком Николая II Александре. Принцесса выросла в Дармштадте, Германия, и первый сюрприз яйца — непрозрачная желтая эмалированная роза — должен был напомнить ей о знаменитых цветочных садах ее родного города. Внутри розы было еще два сюрприза (утерянных): золотая корона с бриллиантами и рубинами и рубиновый кулон-кабошон. Корона увековечила будущую роль Александры как императрицы России. Яйцо «Бутон розы» хранилось в частных и государственных коллекциях после Первой мировой войны; в 1985, Малкольм Форбс купил его у Общества изящных искусств в Лондоне. Сейчас он является частью коллекции Виктора Вексельберга, выставленной в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Яйцо эпохи Возрождения, 1894
David LEFRANC//Getty Images
Последнее яйцо, подаренное императрице Марии Александром III, было вдохновлено овальной агатовой шкатулкой в дрезденском Grünes Gewölbe, созданной голландским мастером Ле Роем. Его удивление было утрачено, и в то время как некоторые предполагают, что это было жемчужное ложе, другие, в том числе сын Малкольма Форбса Кристофер, считают, что это было что-то под названием «Яйцо Воскресения», украшенное драгоценными камнями яйцо из горного хрусталя, созданное Фаберже, которое имело размеры, которые позволили бы ему чтобы идеально вписаться в яйцо эпохи Возрождения. История хранения этого предмета дает представление о различных уровнях интереса к яйцам известных частных и государственных коллекционеров за последнее столетие. Американский нефтяной магнат и коллекционер произведений искусства Арманд Хаммер (прадедушка актера Арми Хаммера) купил «Яйцо эпохи Возрождения» и девять других всего за 1 500 рублей, что эквивалентно примерно 12 000 долларов в сегодняшних долларах, где-то после Первой мировой войны. Он продал Яйцо эпохи Возрождения в 1937 Генри Талботу Деверу Клифтону, британскому аристократу и кинопродюсеру. Белль и Джек Лински, основатели степлеров Swingline, купили их в 1949 году и безуспешно пытались подарить музею искусств Метрополитен. Затем Лински продали яйцо эпохи Возрождения торговцу антиквариатом на Манхэттене, который продал его Малкольму Форбсу. Это было одно из 10 имперских яиц, которые Виктор Вексельберг приобрел у Forbes в 2004 году примерно за 100 миллионов долларов.
Яйцо лаврового дерева, 1911
СТАН ХОНДА//Getty Images
Одно из многих Императорских яиц Фаберже, подаренных царем Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, Лавровое яйцо изготовлено из эмали и украшенного драгоценными камнями нефрита. Среди его листьев есть крошечный рычаг, замаскированный под плод; это активирует шарнирную круглую вершину, которая показывает пернатую певчую птицу, которая поднимается и машет крыльями, поворачивает голову, открывает клюв и поет. Говорят, что яйцо было основано на дизайне знаменитого «механического» апельсинового дерева 18-го века, поэтому в течение многих лет это изделие ошибочно называлось «Яйцо апельсинового дерева». Оригинал счета от Фаберже (12 800 рублей, это будет около 9 долларов).8000 сегодня) было обнаружено, что раскрыло настоящее имя яйца. Малкольм Форбс добавил его в свою коллекцию в 1965 году за 35 000 долларов. Сейчас он является частью коллекции Виктора Вексельберга.
Яйцо с ландышами, 1898 г.
STAN HONDA//Getty Images
Подарок императрице Александре. Сюрприз внутри этого яйца в стиле модерн [CL13] раскрывается, когда поворачивается жемчужная ручка с золотой оправой. Внутри портреты ее мужа, царя Николая II, и их дочерей, великих княгинь Ольги и Татьяны. Изображения, расположенные под императорской короной с рубином, были написаны известным художником-миниатюристом Йоханнесом Ценграфом на слоновой кости, обрамлены розовыми бриллиантами и подкреплены золотыми панелями с выгравированной датой вручения. Внешняя оболочка выполнена из пастельной розово-розовой эмали, из которой выходят кабриольные ножки зелено-золотых листьев с бриллиантовыми каплями росы огранки «роза». У лилий с золотыми стеблями зеленые эмалированные листья и цветы из золота, украшенные рубинами, жемчугом и бриллиантами. Сейчас он является частью коллекции Виктора Вексельберга.
Краткая история яйца Фаберже.
Искусство. заказан царем Николаем II в 1914 году и приобретен королевой Марией в 1933 году. Фото Доминика Липински / PA Images через Getty Images.
В 1916 году в Санкт-Петербурге ювелир Питер Карл Фаберже руководил изготовлением двух роскошных декоративных яиц. Предметы предназначались для царских пасхальных даров, преподнесенных императрице Марии Федоровне и царице Александре Федоровне в апреле 19 г.17. Но ни императорские дамы никогда не увидят этих яиц, ни Фаберже не увидят их готовыми.
Когда большевики захватили Санкт-Петербург, трехсотлетнему правлению Романовых пришел жестокий и бурный конец. Семья была вынуждена покинуть город и оставила свои 50 имперских яиц Фаберже, созданных между 1885 и 1916 годами, — маленькие, но роскошные напоминания о великом правлении династии.
Спустя столетие яйца Фаберже продолжают занимать непревзойденное место в истории декоративно-прикладного искусства. «Действительно необычно иметь произведение декоративно-прикладного искусства (не картину), которое имеет такой же культурный резонанс, как яйцо Фаберже», — говорит Джо Бриггс, помощник куратора 18-го и 19-го веков.Искусство ХХ века в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, штат Мэриленд. «Это почти Мона Лиза мира декоративно-прикладного искусства».
Бриггс вместе с экспертом Фаберже Маргарет Тромбли организовали последнюю выставку богато украшенных яиц в США «Фаберже и русские ремесленные традиции» в Уолтерсе, центральным элементом которой являются два имперских музея Фаберже. На сегодняшний день известно, что 43 из 50 оригинальных императорских яиц существуют, и их можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. Знаменитые сосуды богатства, декаданса и артистизма, они продолжают захватывать общественное воображение.
Фирма Фаберже (рус. ). Императорский горный хрусталь Пасха
Яйцо, 19 век. Фото Вирджинии
Музей изящных искусств. Предоставлено Музеем изящных искусств Вирджинии.
Фирма Фаберже (рус.). Императорское пасхальное яйцо Петра Великого, 20 век. Фото Музея изящных искусств Вирджинии. Предоставлено Музеем изящных искусств Вирджинии.
Реклама
«Фаберже получил возможность развиваться — год за годом, своего рода крещендо между 1885 и 1919 годами.16 — его концепция самого роскошного и искусного предмета, который царь мог подарить своей супруге на Пасху», — говорит эксперт Фаберже доктор Геза фон Габсбург.
Первое императорское яйцо Фаберже датируется 1885 годом, когда русский царь Александр III заказал подарок своей супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху. (Праздник является одним из самых важных праздников русско-православного церковного календаря.) Александр нанял удостоенного наград мастера-ювелира Петра Карла Фаберже, который руководил Домом Фаберже с 1882 года, унаследовав его десятилетием ранее от своего отца-ювелира. Густав Фаберже, который основал его в Санкт-Петербурге в 1842 году. Фаберже был известен тем, что создавал прекрасные предметы и украшения, а также помогал в реставрации Эрмитажа.
Хорошо разбирающийся в истории искусства, Питер Карл Фаберже взял за основу этого первого яйца, как полагают, саксонское королевское яйцо 18-го века, которое он видел в музее Зеленых сводов в Дрездене — золотое яйцо, заключенное в золотая курица, золотая корона и кольцо. Очевидно, взяв за основу это более раннее яйцо, Фаберже создал свою собственную версию с белой эмалью, которая открывалась золотым желтком, скрывавшим маленькую золотую курицу, которая, в свою очередь, открывалась подвеской. Последний «сюрприз» — приз, спрятанный в каждом яйце Фаберже, — прибыл по просьбе царя.
«Мы знаем, что это один из очень редких случаев, когда царь хотел сказать, каким будет сюрприз», — объясняет фон Габсбург. «После этого Фаберже действительно получил карт-бланш на создание всего, что он хотел, но все это должно было иметь какое-то отношение к самой семье».
После этого каждый год в течение трех десятилетий Фаберже придумывал собственные проекты и руководил производством имперских пасхальных яиц. Когда Александр III умер в 1894 году, его сын, царь Николай II, сохранил традицию и поднял ставки: он начал заказывать два яйца в год, одно для своей матери Марии и одно для своей жены Александры.
Яйца были совершенно уникальными и сделаны из различных материалов, от трехцветного золота до горного хрусталя, и всегда были украшены драгоценными камнями и драгоценными камнями, такими как изумруды, жемчуг и бриллианты. Они также различаются по размеру, от менее трех дюймов до более пяти дюймов в высоту, и часто, но не всегда, , могут быть открыты, чтобы обнаружить сюрприз («Мы так много думаем о внешних аспектах яйца, но они» Это действительно похоже на самую дорогую подарочную упаковку, которую вы когда-либо могли сделать», — шутит Бриггс).
House of Fabergé
Кэтрин Великий Пасхальный Яйцо , 1914
Hillwood Estta для реализации одного-двух лет каждое яйцо требовало работы различных мастеров с разным опытом — от кузнечного дела до огранки алмазов, от работы с эмалью до росписи. Производством яиц руководили два главных мастера, но у руля стоял Фаберже.
Но эксперт Фаберже Маргарет Тромбли подчеркивает, что Фаберже был не единственным идейным вдохновителем яиц. «Это был не только дизайн, но и последовательность изготовления и сроки», — объясняет она. «Я думаю о Питере Фаберже как о дирижере оркестра, — добавляет Бриггс. «Он должен был скоординировать всех этих людей, чтобы они собрались вместе, и убедиться, что в конце все сходится».
И хотя эстетические и материальные соображения имели большое значение, яйца должны были придать Романовым индивидуальность. «Фаберже придумал идеи или сюжеты, которые были значимы для жены и матери царя», — объясняет Барри Шифман, куратор декоративно-прикладного искусства в Музее изящных искусств Вирджинии (VMFA). Таким образом, несколько яиц были украшены (или содержали) крошечными портретами членов императорской семьи, кропотливо написанными на слоновой кости опытными миниатюристами мастерской Фаберже.
Например, Орден Георгиевское яйцо (1916 г. ), которое Николай подарил своей матери Марии (сейчас находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге), имеет на внешней стороне две монеты, которые можно поднять, чтобы открыть портреты Николая и его сына, царевича Алексея Николаевича, размером с большой палец. Другая, ныне утерянная миниатюра Цесаревича была установлена на медальоне, который был призом в яйце Александры Rose Trellis Egg (1907 г.), бледно-зеленом шаре, инкрустированном сверкающей сеткой бриллиантов и усеянным эмалевыми версиями ее любимых цветов. , розовые розы (сейчас в Художественном музее Уолтерса).
Еще одно особенно яркое и личное яйцо, которое Николас подарил Александре, — это Вращающееся императорское яйцо из горного хрусталя (1894). Он имеет прозрачную стеклянную оболочку с 12 миниатюрными картинами, изображающими любимые места Александры внутри него, все они установлены на золотой ножке, увенчанной изумрудом, который можно вращать, чтобы увидеть различные изображения (сейчас в коллекции VMFA). На небольших картинах изображены знакомые места, такие как замок Балморал в Шотландии, где жила бабушка Александры, королева Виктория.
И Фаберже смог выполнить такую сентиментальную работу, каждый год делая яйца сюрпризом. «Это был самый сокровенный секрет, каким будет следующее пасхальное яйцо», — отмечает фон Габсбург. «Никому не было позволено знать, даже самому царю не было сообщено».
Дом Фаберже, Яйцо с розовой шпалерой , 1907 год. Предоставлено Художественным музеем Уолтерса.
Фирма Фаберже, Яйцо с розовой шпалерой (фрагмент), 1907 год. Предоставлено Художественным музеем Уолтерса.
Уже во время производства яйца Фаберже считались новаторскими в художественном отношении. «Они были визитной карточкой Фаберже», — объясняет Шифман, отмечая, что некоторые из яиц были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и на выставке 1902 года в Санкт-Петербурге. «Даже в то время у них была магия, все знали, что они важны, и они влияли на других», — продолжает он. «Другие художники пытались сделать свои собственные яйца». (Известно также, что в то время Дом Фаберже производил яйца для богатых покровителей, не входящих в императорскую семью.)
Каждый год Фаберже заново изобретал задачу, используя неожиданные материалы, такие как горный хрусталь, или новые устройства, такие как ножки с когтями, часы или автоматы в форме маленьких птиц или слонов.
Самым культовым яйцом Фаберже, сохранившимся сегодня, по мнению фон Габсбургов, является коронационное яйцо (1897 г.), которое увековечило императорскую коронацию Александры. Покрытый люминесцентной желто-зеленой эмалью поверх гравированного гильошированного узора в виде солнечных лучей, он украшен портретными ромбами и колыбелью игрушечной кареты — миниатюрной копии повозки 18-го века, которая перевозила императрицу в день императорской церемонии. . Можно было открыть маленькие дверцы кареты и вытащить табурет, а внутри него было крошечное алмазное яйцо (которое с тех пор было утеряно). ( Яйцо для коронации сейчас находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.)
Личным фаворитом фон Габсбурга, который он считает «самым оригинальным из всех», является Зимнее яйцо (1913). «Он состоит из трех блоков горного хрусталя, которые представляют собой блоки тающего льда, знаменующие приход весны», — объясняет он. Подарок Николая его матери, яйцо украшено снежинками из платины и бриллиантов снаружи, а внутри находится небольшая плетеная платиновая корзина с цветами из белого кварца.
Последние императорские яйца Фаберже, изготовленные в 1916 году, отражают нестабильный момент в истории и начало конца Дома Фаберже. «В годы войны яйца стали немного проще и суровее, менее вычурными, в силу обстоятельств политического времени», — отмечает Шифман. В дополнение к вышеупомянутому Ордену Яйцо Святого Георгия , в 1916 году Фаберже создал Сталь Военное Яйцо , сделанное из блестящей стали и сидящее на постаменте в форме пули; он мало похож на эффузивные яйца десятилетий назад.
Николай и его семья отправились в ссылку в 1917 году, после того как он отрекся от престола; все они были расстреляны в июле 1918 года. К тому времени мастерская Фаберже была расформирована, так как многие рабочие ушли воевать в Первую мировую войну, а сам Фаберже бежал в Швейцарию, где и умер через два года.
50 императорских яиц были разграблены и перевезены в Москву во время русской революции; многие из них были проданы, 10 в итоге попали в Оружейную палату Московского Кремля, а восемь пропали без вести. «Большевики не жалели и не интересовались художественной ценностью, единственное, что имело для них значение, — это финансовая отдача», — объясняет фон Габсбург. В некоторых случаях сюрпризы из яиц продавали отдельно, поэтому многие из этих ценных кусочков сейчас утеряны.
Некоторые яйца попали к частным торговцам, которые привезли их в Соединенные Штаты и продали богатым американцам после Великой депрессии. Торговец Арманд Хаммер, например, продал пять яиц Лилиан Томас Пратт, патрону VMFA. В 1933 г. она начала производить платежи по трехцветному золоту Яйцо Петра Великого (1903 г.), которым было отмечено 200-летие основания города Санкт-Петербурга; в конечном итоге она заплатила за него 16 500 долларов и купит еще четыре в течение следующего десятилетия. Несколько яиц Фаберже были проданы в нью-йоркском антикварном магазине A La Vieille Russie.
Сегодня 43 известных яйца разбросаны по всему миру, самые большие коллекции находятся в Оружейной палате Кремля и Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Третьим по величине кластером является коллекция Пратта в VMFA, за которой следует трио яиц, принадлежавших Матильде Геддингс Грей, которые находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Британская королевская семья также имеет три яйца.
Музей Фаберже, открывшийся в 2013 году, хранит девять императорских яиц, среди множества других предметов Фаберже, все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он купил коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя и издателя журналов Малкольма С. Форбса, который накопил тайник Фаберже, чтобы конкурировать с арсеналом Кремлевской Оружейной палаты. Фон Габсбург отчасти приписывает современное безумие по поводу яиц мистеру Форбсу, чья практика коллекционирования не только подняла цены на яйца, но и привлекла к ним общественное внимание.
Фон Габсбург вспоминает о путешествии с одним из яиц Forbes в 1986 году на выставку Фаберже, которую он организовал в Мюнхене. «Я вез одно из яиц Forbes через океан, и у яйца должно было быть сиденье рядом со мной и охранник», — вспоминает он. «Это, конечно, просочилось в прессу и чрезвычайно их очаровало».
Дом Фаберже, Яйцо Шантиклер, 1904 год. Фото с Викисклада.
Яйцо Дома Фаберже, герцогини Мальборо, 1902 год. Фото с Wikimedia Commons.
Живой интерес к Фаберже не ослабевает, и тому нет одной причины. Большинство экспертов сходятся во мнении, что это сочетание вещей: великолепное качество работы Фаберже, сентиментальная ценность яиц для Романовых, драматическое крушение семьи, тайна все еще недостающих яиц и астрономические денежные суммы, в которые они оцениваются. быть достойным сегодня.
«Они олицетворяют собой романтизм Николая и Александры в сочетании с идеей Фаберже, создавшего эти изысканные, нежные, прекрасные предметы», — предлагает Тромбли. Бриггс соглашается и подчеркивает напряженность, которую олицетворяют яйца. «Они невероятно красивы, но в них также есть оттенок трагедии и ностальгии, что, я думаю, на самом деле добавило им привлекательности и их мифическому статусу».
Конечное количество яиц, безусловно, является убедительным фактором для многих. Известно, что любители Фаберже путешествуют по миру в поисках как можно большего количества яиц. (Бриггс отмечает, что в Музей Уолтерса всегда звонят всякий раз, когда одно или оба яйца не выставлены на обозрение.) быть где-то там, ожидая, пока его обнаружат. В 2012 году, например, Третье яйцо Imperial всплыло в доме американца на Среднем Западе, который однажды погуглил яйцо, спустя годы после покупки его на антикварном рынке. В то время его стоимость оценивалась в 33 миллиона долларов.
Среди тех, кто посвятил себя поиску Фаберже, были Дороти и Арти Макферрин из Хьюстона, штат Техас, которые собрали крупную частную коллекцию Фаберже, в том числе многочисленные яйца, сделанные для частных клиентов, не принадлежащих к императорской семье. В 2015 году Макферрины обнаружили, что маленький эмалевый слон-автомат, который был первоначальным призом внутри принадлежащего им решетчатого яйца, долгое время находился в коллекции британской королевской семьи.
Несмотря на эту охоту за яйцами, истинная ценность работ Фаберже восходит к самому искусству. «Они представляют квинтэссенцию придворного искусства всего мира», — говорит фон Габсбург. «Фаберже интересовали не драгоценные материалы — да, ему приходилось использовать золото, серебро, платину, — но он очень редко пользовался крупными драгоценными камнями, потому что это не было его интересом. Его интересовала художественная ценность произведения».
Он указывает на интервью 1914 года, в котором Фаберже спросили, как он выглядит на фоне своих конкурентов. «Tiffany, Cartier и Boucheron — люди коммерции», — ответил Фаберже. «Я художник-ювелир. Вы можете потратить миллионы рублей и купить нитку жемчуга, но если вы хотите купить что-то художественное, вы должны прийти ко мне».
Это художественное совершенство действительно очаровало многих. Помимо того, что они являются центральными элементами частых выставок Фаберже, которые проходят в крупных музеях по всему миру, яйца постоянно присутствуют в массовой культуре. И, как и следовало ожидать, они также привлекли внимание современных художников.
«Для меня яйцо Фаберже было чем-то, что было в нашем культурном лексиконе — в фильмах, телешоу и т. д. — всегда как предмет желания, предмет очень высокого статуса», — говорит американский художник Джонатан Монаган. В 2015 году он создал «После Фаберже», серию цифровых принтов, вдохновленных идеей обновления яиц для современной цифровой эпохи. «Я принял форму яйца, но заменил золото, драгоценности и эмаль электронными компонентами, такими как USB-порты, или Starbucks, или деталями мебели, и банальными бытовыми элементами из 21-го века».