Прядение: прядение на подаренном веретене означало молчаливое согласие выйти замуж
Раньше деревенские жители разводили овец, сеяли лен, коноплю, а долгими осенними и зимними вечерами сами пряли пряжу. В Литве существовал обычай дарить понравившейся девушке красивое резное веретено. Если девушка пряла на нем пряжу, это означало, что она согласна выйти замуж.
Древнейший способ – сучение пальцами
Люди научились прясть уже в каменном веке, в X–XII тысячелетии до н. э. Самым древним способом прядения является скручивание волокон пальцами. Так пряли большинство народов мира. В V тысячелетии до н. э. люди придумали первый инструмент для прядения – веретено. Оно представляло собой деревянную круглую палочку, сужающуюся книзу и снабженную утолщением (ступочкой) для лучшего вращения. Эта ступочка делалась из глины, камня или янтаря или вырезалась из того же куска дерева, представляя собой одно целое с веретеном. Сначала надо было отделить от пука волокон небольшой кусок, скрутить его в кудель и прикрепить к веретену.
В Китае во времена династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) неизвестный изобретатель надел веретено на ось с крутящим колесом, которое приводилось в движение рукой. Так появилась прялка.
В Европу прялки пришли лишь в XIII веке и тоже были ручными. Предполагается, что первая прялка с ножным приводом была сконструирована в Англии лишь 250 лет спустя.
Время появления прялки в Литве не известно
В Литве деревянное веретено оставалось главным прядильным инструментом до начала XIX в., хотя в то время его уже активно начала вытеснять прялка. Сложно сказать, когда она появилась в наших краях. По утверждению Кристионаса Донелайтиса, жители Восточной Пруссии пользовались прялкой уже в первой половине XVIII в. Как правило, пряли шерстяное, льняное, конопляное волокно.
Считается, что первые прялки были привезены в Литву из Германии. Некоторые литовские усадьбы были оснащены прялками уже в XVI–XVII вв., а в первой половине XVIII в. на них пряли и крепостные крестьянки. Сначала прялка была редкой и дорогой вещью, поэтому и в XIX в. оставалась доступна не всем крестьянкам. Обычно в семьях середняков или бедных крестьян было не более одной прялки, остальные женщины пряли веретеном. В Восточной и Юго-восточной Литве прялки появились еще позже, в конце XIX – начале XX в.
От веретен до прядильных предприятий
Чаще всего женщины пряли зимой – это был период, свободный от сельскохозяйственных работ. Пряли пряжу не только для помещика, но и для себя, своей семьи. До конца XIX в., а в некоторых местах еще и в первой половине ХХ в. крестьянки часто собирались на супрядки – своеобразные посиделки, на которых женщины вместе пряли и проводили вечер. Они соревновались между собой в мастерстве, обменивались новостями, пели, угощали друг друга своими блюдами. В начале ХХ в. крестьянскую шерсть и лен за денежное или натуральное вознаграждение брались прясть и городские жительницы, а потом появились и ремесленники с прядильными машинами.
Прядильные мануфактуры начали появляться в XVIII в. Одну из первых таких мануфактур граф А. Тизенгаузен построил в поселке Грузджяй, а позднее перенес в Гродно. В XIX в. пряжу пряли и на усадебных мануфактурах, в начале ХХ в. – на фабрике шерстяных тканей в Юодупе и на других небольших предприятиях. Своими прядильными мастерскими были оборудованы почти все ткацкие предприятия по производству шерстяных и льняных тканей, основанные в первой половине ХХ в. Во второй половине ХХ в. крупные прядильные и ткацкие фабрики были построены в Вильнюсе, Паневежисе, Каунасе, Алитусе, Мариямполе.
В настоящее время в Литве работают 10 сертифицированных прядильщиков-ремесленников, которые изготавливают пряжу в основном из шерсти, льна, конопли и крапивы.
История русской прялки — Интересные статьи о пуховых платках и пуховязальном промысле
20 сентября
Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них — это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.
Существовали прялки двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.
Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.
Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.
Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства. Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.
Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».
С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.
Вернуться к списку
Вы можете задать нам вопрос
И получить развернутый ответ
22 ноября 2019 г.
Аврора!
Барноул!, 8лет.
Хорошо но Нада больше фото и информации а так всё хорошо даже отлично!!!!!
смотреть все
Прядильные сны о давних-давних временах: веретена и прялки
Члены Исторического общества округа Лорейн демонстрируют использование льняного колеса (слева) и шагающего колеса (справа), 1889 год. Предоставлено LCHS через память Огайо.
Задолго до появления письменности люди использовали палки для скручивания волокон в длинные нити, которые затем можно было скручивать в веревку, вязать или вплетать в ткань или сеть. К палке прикрепляли лен, шерсть, хлопок или другие материалы, и палка вращалась, свисая с руки прядильщика. Затем волокно подавалось из рук, где оно скручивалось и соединялось в строительные нити для ткачества или вязания.
Женщина, идентифицированная как миссис Фразар, сидящая рядом с прялкой, через память Огайо.
По мере развития технологий совершенствовались и инструменты, используемые для прядения, но их функция оставалась прежней: каждый из них добавлял крутку сырому волокну для получения прочной непрерывной нити. У Ohio Memory есть изображения ряда инструментов, которые использовались в прядении, инструменты, похожие на те, что представлены на рынке сегодня. Одним из таких примеров является опускающийся шпиндель. Сбрасываемые шпиндели — это самый старый инструмент, используемый для прядения, и они сделаны из какой-то палки — вала — и груза или завитка, который помогает в непрерывном вращении, необходимом для скручивания. У падающих веретен может быть завиток вверху или внизу, а также у них может быть крючок наверху, который помогает удерживать волокно на месте. Это веретено из Зоара, вероятно, имеет донный оборот; пряжа, которая все еще намотана на веретено, должна была быть спрядена сверху с завитком внизу. Из-за своей портативности шпиндели с опусканием по-прежнему популярны среди прядильщиков, которые иногда говорят, что колеса могут быть быстрее с каждым днем, но шпиндели быстрее с каждым годом. Другими словами, сидя за рулем, можно прясть волокно быстрее, но колесо можно использовать только сидя, а некоторые прядильщики используют свои веретена при ходьбе, езде в машине… да где угодно!
Веретена для вытягивания – хороший выбор для волокон, которые имеют тенденцию быть прочными и цепляться друг за друга, например шерсть. Для более скользких волокон — например, шелка или растительных волокон — веретено с опорой часто является лучшим инструментом; этот пример, также от Zoar, показывает веретено, поддерживаемое небольшим лотком. Волокно было прикреплено к лидеру — обрезку пряжи — вверху, а остальная часть волокна удерживалась прядильным механизмом. Лидер скручивал, хватал и скручивал новое волокно по мере его вытягивания, превращая новое волокно в пряжу или нить. Это метод, аналогичный методу опускания веретена, с той разницей, что опускаемые веретена буквально «выпадают» из руки прядильщика и зависят от волокна, удерживающего их в воздухе, в то время как поддерживаемые веретена не падают и, таким образом, не требуют та же характеристика захвата волокна, что и у падающих веретен.
Скорее всего, когда вы думаете о вращении, на ум приходит колесо. Прялки — более новое изобретение, датируемое, скорее всего, 500–1000 гг. н. э. и происходящее из Азии. Согласно журналу Early American Life (июнь 2009 г.), «где-то между 500 и 1000 г. н.э., вероятно, в Индии, кто-то перевернул веретено на бок, придал весу или завитку шкив и соединил его лентой с приводом. рулевое колесо.» Действительно, все прялки требуют этих трех компонентов: веретена и ведущего колеса, которые соединены шкивом. Оттуда, однако, дизайн и варианты варьируются.
Ходячая прялка, используемая семьей Натт из Сентервилля, штат Огайо. Предоставлено Историческим обществом городка Сентервиль-Вашингтон через память Огайо.
Шагающее колесо, также известное как большое колесо, было разработано для прядения шерсти либо для ткачества, либо для вязания. Колесо слева, принадлежащее Историческому обществу городка Сентервилль-Вашингтон, не имеет приводного ремня, но представьте, что ремень из шнура, кожи или пряжи проходит вокруг колеса и соединяется со шпинделем, расположенным на этом снимке на правая сторона. Шагающие колеса большие — обычно не менее 5 футов в высоту — и операторы стоят, а не сидят при вращении. Как и в случае с более ранними прядильными инструментами, волокно загружается на веретено через поводок, а остальная часть волокна удерживается в руке прядильщика. Колесо вращается вручную, и прядильщик вытягивает волокно (опять же, обычно шерсть), чтобы скрутить и подать новое волокно на веретено. Этот метод вытягивания или вытягивания волокна, чтобы позволить ему скрутиться, называется «длинным вытягиванием», и он добавляет воздух и объем, создавая теплую пряжу. По мере необходимости прядильщик будет отходить от колеса по мере вытягивания шерсти, отсюда и название «ходячее колесо».
Колеса из льна, или педальные колеса, универсальны и могут использоваться для всех прядильных материалов. Опять же, это колесо работает так же, как и другие, используя ведущее колесо, шкив и шпиндель. Однако ведущее колесо управляется с помощью одной или двух педалей. Это льняное колесо от Ohio History Connection имеет одну педаль, но это еще не все, что сильно отличается от шагающего колеса. У него также есть деталь, называемая «матерью всего», которая держит веретено; шпулька, надетая на шпиндель; флаер, который скручивает, а затем наматывает пряжу на бобину; и прялка, которая на этой картине держит непряденый лен, которому суждено стать льняным. Кстати, в «Спящей красавице» Диснея говорится, что Аврора уколола палец о веретено, но на самом деле в фильме она касается прялки. В то время как кончик веретена может быть абсолютно острым, прялка определенно нет!
В том же выпуске Early American Life , упомянутом выше, говорится, что «до Гражданской войны почти в половине домов в Америке была прялка». В цитате Крейга Эванса, традиционного прядильщика и ткача, журнал утверждает, что «Описи домашних хозяйств этого периода [послереволюционной войны до 1840-х годов] определенно указывают на наличие обоих типов колес». Пик внутреннего текстильного производства пришелся на этот период времени, скорее всего, из-за торговых эмбарго, введенных во время войны 1812 года9. 0003
27 октября 1846 года Журнал штата Огайо опубликовал восхитительную статью о прялке и ее месте в домашнем хозяйстве: бабушка, на чьем безмятежном лице не было видно и следа человеческих страстей, а перед нею стоял музыкальный инструмент, который, однако, для нашего мятежного слуха слаще одной из лучших арф Эрарда. Ее мерный и монотонный ритм подходил под беседу домашнего круга, душой и душой которого была милая музыкантша с ее мудрыми и веселыми отзывами о прошедших событиях и разнообразными воспоминаниями о былом. Желают ли наши юные читатели знать название музыкального инструмента, который мы слушали? Не начинай, любезный читатель, это был не клавесин и не лютня, а простая, неприхотливая, полотняная прялка.
Прялки, хотя сейчас они менее распространены, чем в прошлом, по-прежнему широко используются ремесленниками, которые хотят играть более важную роль в изготовлении своей одежды. Функциональные антикварные колеса очень ценятся прядильщиками, а новые колеса вскоре становятся семейными реликвиями.