В никабе: Защитники хиджаба, противники никаба. Как в Чечне понимают ислам

Содержание

Защитники хиджаба, противники никаба. Как в Чечне понимают ислам

Муфтий Чечни Салах Межиев публично отчитал семерых жительниц Грозного за излишнюю закрытость в одежде – ношение никаба. Вместе с ним был начальник полиции чеченской столицы Аслан Ирисханов, который в свою очередь заявил, что не позволит никому разгуливать в никабе. Девушек заставили показать лица перед объективами видеокамер государственного телеканала «Грозный». И это – в республике, где власти обычно позиционируют себя защитниками ислама и побуждают женщин не «выставлять напоказ красоты своего тела». Соответствует ли запрет никабов религиозным предписаниям и как этот запрет соотносится с конституционными свободами россиян – в материале Кавказ.Реалии.

Слова «хиджаб» и «никаб» переводятся с арабского как «покрывало». Ношение первого предполагает, что покрыто все тело – кроме лица и кистей рук. Никаб же дополнительно закрывает лицо, чтобы видны остались лишь глаза.

По мнению муфтия Салаха Межиева, никаб не соответствует чеченским традициям. Он утверждает, что носить это свойственно лишь арабкам.

«Нет разницы, ислам чеченский или арабский. Все мусульмане должны одинаково придерживаться норм ислама. Трактовать вот так – мол, мы чеченцы и мы будем носить одежду по чеченской традиции, русские – по-русски, французы – по-французски, дагестанцы – по-дагестански – нет, так нельзя. Если человек мусульманин, он должен придерживаться норм ислама», – комментирует запрет в беседе с редакцией Кавказ.Реалии Рамзан Магомадов, президент Ассоциации объединенных мусульман в Ницце.

При решении того, до какой степени прикрываться, нужно опираться на заключение одной из канонических школ (мазхабов) в исламе, подчеркивает Магомадов. Всего таких школ четыре, они названы по именам средневековых имамов: шафиитский (Мухаммад аш-Шафии), ханафитский (Абу Ханифа), ханбалитский (Ибн Ханбал), маликитский (Малик ибн Анас).

Муфтий Чечни, противодействуя никабу, ссылается на имама аш-Шафии. Но вот какое противоречие замечает наш собеседник: «По мазхабу аш-Шафии можно открывать лицо. Можно – то есть не является обязательным».

Касательно общих требований к одеянию женщины в исламе главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов разъясняет: «Необходимо, чтобы одежда мусульманки прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук. Также должны быть прикрыты волосы. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающей и обрисовывать формы тела. Важно, чтобы одеяние соответствовало традиционному женскому стилю, а не мужскому».

Девушки в Чечне, архивное фото

По словам имама Аляутдинова, никаб в большей степени носят в местностях, где его ношение закрепилось как традиция, но канонической необходимости в его использовании нет.

«В государствах, где мусульмане составляют меньшинство, важно своим поведением и образом жизни олицетворять ценности и свободу своей религии, выстраивать с окружающими теплые взаимоотношения, показывать, что ислам помогает обрести истинное счастье. Поэтому иногда для социально активных мусульманок более предпочтительно ношение одежды, соответствующей канонам ислама без использования никаба», – отмечает Аляутдинов.

Ранее – вопреки неприятию чеченскими властями никаба – в Грозном приложили немало усилий для защиты хиджаба. Так, например, в 2016 году школьниц республики обязали прийти на новогодние торжества с покрытыми руками и платками, закрывающими волосы. В 2017 году Межиев и ряд других влиятельных лиц Чечни яро выступали за право носить хиджаб в общеобразовательных учреждениях страны, когда отдельные российские чиновники ратовали за его запрет. В итоге глава Чечни Рамзан Кадыров подписал закон, разрешающий учащимся приходить в одежде, соответствующей их вероисповеданиям.

В документе о разрешении хиджаба власти Чечни ссылались на «соблюдение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания». Перед подписанием закона уполномоченный по правам человека в республике Нурди Нухажиев осуждал запрет хиджаба как «грубо нарушающий конституционные права граждан». Не противоречит ли Конституции заперт никаба?

«Это никак не согласуется со свободой вероисповедания в России, – говорит Екатерина Сокирянская, директор Центра анализа и предотвращения конфликтов. – Хотя духовенство в Чечне формально не относится к органам власти, фактически оно им является. Установки представителей власти в республике нередко не согласуются со свободой вероисповедания. В Чечне очень четко указано, как можно молиться, как нельзя, какие бороды надо носить, как людям себя вести, какую одежду носить женщинам: какую длину юбки, рукавов. Введен дресс-код в государственных учреждениях – какие-то кодексы поведения, которые абсолютно никак не согласуются с российским законодательством и вообще правом человека на частную жизнь, свободу выбора. Поэтому удивляться [запрету никаба], к сожалению, не приходится».

Межиев прав в том, что никаб не является традиционной одеждой чеченок, отмечает кандидат исторических наук Абдула Бугаев. Сам он не разрешает своим внучкам таким образом закрывать лицо. Что касается длинных платьев, платков (косынок), то они были всегда, говорит он.

«Я помню свою бабушку, она носила косынку, а потом сверху еще одну косынку. Я помню, что даже любовался: настолько аккуратно она надевала это. Мы говорили «чухта» – тонкая, темного цвета. Ни одного волоса не видно было. А потом сверху косынка надевалась или платок. Это была классическая женская одежда. А никаб – это какая-то экзотика», – рассказывает историк.

Фотогалерея

Чеченка и хиджаб

Чеченские девушки пронесли косынку и через советское время. Бугаев вспоминает случай, когда преподаватель по научному коммунизму на историческом факультете, увидев в зале чеченку в косынке, пригрозил не проводить лекцию, пока та не обнажит голову либо ни покинет аудиторию. В ответ студентка встала и вышла, но косынку не сняла.

В сегодняшней Чечне основная масса девушек предпочитают наряжаться согласно чеченским традициям, добавляет историк: косынки, длинные платья, юбки: «Они очень красиво одеты, у них лицо видно, полностью очертания лица. А тут – спрятались! Жениться молодой человек придет, потом снимет это – вай, увидит…»

По мнению Бугаева, случай с никабами был вынесен на местное телевидение для того, чтобы уберечь молодежь от радикализации: «То, через что мы прошли, сегодня нас заставляет быть очень бдительными. Жизнь диктует свои условия. Поэтому не надо везде искать какой-то подвох. Нет тут противопоставления каких-то культур. Идет утверждение новых форм воспитания, в том числе одеяния, мировоззрения».

Фотопроект о мусульманах в инфополе — Bird In Flight

Ярослав Солоп искал художественную интерпретацию того, как формируются стереотипы про женщин в исламе. На помощь ему пришли фейковые новости и цитаты из Корана.

Движение «Талибан», захватившее Афганистан на прошлой неделе, заявило, что разрешит женщинам учиться, работать, участвовать в госуправлении и перемещаться без сопровождения мужчины — но ношение хиджаба будет обязательным. Как сообщает агентство ISNA, цены на паранджу выросли в 10 раз.

Госдепартамент США называет отношение «Талибана» к женщинам войной против них. Другие мусульманские режимы тоже часто критикуют за вопиющие нарушения прав человека, в первую очередь женщин.

Вместе с тем, подобно любой другой дискуссии, разговоры о правах женщины в исламе не лишены фейков, стереотипов и передергиваний — намеренных или случайных. Ярослав Солоп еще несколько лет назад сделал серию «Холодная война» — как художественную попытку осветить эту часть истории.

Ярослав Солоп

Художник и исследователь фотографии. Окончил Львовскую национальную академию искусств, учился в FotoDepartament (Санкт-Петербург), живет в Киеве. Лауреат премии «Фотограф года» в номинации «Арт-фотография». Сокоординатор объединения «Украинская фотографическая альтернатива» (UPHA), соавтор антологии UPHA Made in Ukraine. Выставлялся в Австрии, Германии, Аргентине, США.

— Я начал работу над проектом «Холодная война» в 2016 году. Мне казалось, что серия фотоколлажей продемонстрирует разные, в том числе ошибочные стереотипы людей «западной» культуры (включая меня), касающиеся быта и ограничений женщин из мусульманских стран.

На появление этой серии повлияли впечатления от проекта швейцарской художницы Мило Муаре, которая в рамках творческого эксперимента ходила в никабе и исследовала как собственные ощущения, так и реакцию европейских столичных жителей на ее внешний вид. Многие полагают, что подобный наряд отнимает у женщины волю и индивидуальность, но художница убеждена в обратном: она утверждает, что полностью закрывающая тело одежда дает свободу, защищая от харассмента и бодишейминга.

Основой для сюжетов серии стали хадисы — изречения пророка Мухаммеда, которые считаются основным источником религиозного права и нравственных устоев ислама. По степени влияния на мусульман хадисы уступают только Корану.

Я хотел исследовать современные мифотворческие процессы и фейки, быт и привычки, ценности и предубеждения, навязанные обществом. Поэтому кроме хадисов я использовал в сюжетах мелькавшие в инфополе публикации на тему исламских стран.

Например, в 2015 году активно распространилась новость о том, что главный муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз Али Шейх якобы заявил о праве мужчин есть своих жен в случае крайней нужды («Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать часть тела своей жены и съесть ее»). «Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением», — якобы уточнил муфтий. «Новость» подхватил ряд западных изданий, в том числе The Mirror. Проповедь вызвала скандал в Саудовской Аравии и в сети.

Проповедь вызвала скандал в Саудовской Аравии и в сети.

Однако текст этого заявления так и не появился на официальном сайте Абдулазиза. Некоторые СМИ утверждали, что муфтий мог «забыть» о радикальном высказывании. Сам он отказался от этих слов и добавил, что распространение подобной информации — дело рук врагов, которые хотят дискредитировать арабское общество и ислам. Со временем журналисты, искавшие первоисточник высказывания, заметили, что статью о «поедании» жен сначала в шутку опубликовал марокканский блогер-сатирик Israfel al-Maghribi.

Так появился первый снимок серии. Другие фотографии тоже основаны на визуальных интерпретациях мировых новостей, цитат из Корана и хадисов.

Заявление муфтия, что мужчина имеет право спастись от голода съев часть тела жены, а она должна терпеть, оказалось шуткой сатирика — но успело разлететься по мировым СМИ как настоящая новость
На это фото меня натолкнул поиск по картинкам в гугле.

Я искал женщин в никабе и с удивлением обнаружил, что первыми словами, сопровождающими такие снимки, были bang («взрыв»), black widow («черная вдова»), terrorist attacks («теракты») — и изображение флага США

«Не дай женщине заплакать, ибо Аллах считает ее слезы, и за каждую слезу, невинно ею пролитую, будешь ты наказан»
В 1990-м десятки женщин в Эр-Рияде задержали за вождение автомобиля. В 2008 и 2011—2014 годах многие саудовские женщины выкладывали в соцсети фото и видео за рулем, борясь за право свободно пользоваться автомобилем без сопровождения мужчины. В 2018-м Саудовская Аравия стала последней страной мира, которая разрешила женщинам водить авто. Впрочем, снятие запрета сопровождалось усиленными преследованиями активисток
Коран дает такой ответ на вопрос, когда у зачатого ребенка появляется душа: после слияния мужчины с женщиной возникает капля воды, затем эта капля превращается в сгусток крови, а затем из нее возникает плод.

Каждая стадия занимает 40 дней, и через 120 дней после зачатия ангел вдыхает в плод душу

Ссылаясь на хадисы, женщинам запрещают показываться с непокрытой головой, а также выщипывать усики и волосы на подбородке. До декабря 2019 года в Украине нельзя было делать фото на документы в головном уборе. Сейчас МВД и Государственная миграционная служба разработали новые требования, которые позволяют фотографироваться с покрытой головой

Dress Cultures Anna Piela Bloomsbury Visual Arts

Вы должны войти, чтобы добавить этот предмет в список желаний. Пожалуйста, войдите или создайте учетную запись

Автор

Анна Пиела

отзывов

  • Ношение никаба позиционируется как первое подробное исследование женщин в никабе в США, и, насколько мне известно, это правда. Это будет хорошо работать на курсах бакалавриата по религии и СМИ, показывая студентам, как критически анализировать изображения и контент СМИ. Он также предлагает хорошее дополнение к многочисленным исследованиям по исламу и гендерным вопросам, что делает его подходящим для различных курсов религии.

    Социология религии

  • Анна Пиела делает то, что почти никто другой не делает: она слушает женщин, которые на самом деле носят вуали (никаби) на Западе, и серьезно относится к тому, что они ей говорят. … Ученые и студенты, изучающие исламоведение, религиоведение и секуляризм, а также гендерные исследования, могут извлечь пользу из этого текста.

    Журнал современной религии

  • В исламофобских культурных кругах женщины, носящие никаб, часто воспринимаются как угрозы, которые необходимо нейтрализовать, или как проблемы, требующие решения. Акт религиозного или духовного значения чрезмерно политизирован. Враждебно настроенные наблюдатели полностью стирают духовный и социальный опыт владельца никаба. Своими прекрасными этнографическими исследованиями и сочувственным анализом Анна Пиела пролила столь необходимый свет на мусульманских женщин, носящих никаб. Ее книга представляет большую ценность для широкого круга научных и непрофессиональных читателей, и я настоятельно рекомендую ее.

    Шабана Мир, Американский исламский колледж, США

  • Знаменательное исследование, обеспечивающее подробное и подробное изучение женщин, носящих никаб, на глобальном севере и их разнообразных, сложных и критических отношений с религиозными традициями и практикой, светским обществом и либеральным дискурсом, общественной и общественной жизнью, расизмом и расизация ислама. Важное чтение для тех, кто хочет понять путешествие женщин в никабе.

    Лайн Найхаген, Университет Лафборо, Великобритания

  • Пиела использует интервью с британскими и американскими никабистами, чтобы восполнить пробел в исламских исследованиях и исследованиях моды, и при этом находит важные идеи о роли агентства, власти, расы и идентичности в религиозном освещении.

    Лиз Букар, Северо-восточный университет, США

  • О женщинах, которые носят никаб, часто говорят… но редко «говорят с ними». Среди шума плохо информированных и самоуверенных дебатов в СМИ у нас, наконец, есть научная книга, которая дает мусульманским женщинам возможность сформулировать свои собственные точки зрения, написанная с умом и чуткостью.

    Софи Гиллиат-Рэй, Кардиффский университет, Великобритания

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ

Коллекции Блумсбери

Эта книга доступна в Коллекциях Блумсбери, где есть доступ к вашей библиотеке.

Перейти к этой книге в коллекции Блумсбери.

Связанные названия

Бесплатная доставка по США при заказе на сумму от 35 долларов США и более

Ваша школьная учетная запись недействительна для сайта США. Вы вышли из своей учетной записи.

Вы находитесь на сайте США. Хотите перейти на сайт Соединенного Королевства?

Сообщение об ошибке.

Обратите внимание, товары в вашей корзине не могут быть перенесены в другой регион.

Почему некоторые мусульманки носят бурки и никабы?

Спорные замечания Бориса Джонсона о том, что женщины в бурках и никабах «выглядят как почтовые ящики», вызвали более широкий разговор о назначении чадры.

Среди путаницы, стереотипов и оскорбительных замечаний, вот почему женщины на самом деле предпочитают носить вуаль, на фоне растущего числа запретов скромной одежды в Европе.

Что такое бурка?

Бурка — это цельная традиционная чадра, которую носят некоторые представители исламской веры.

Одежда покрывает тело, оставляя квадратную сетку, сквозь которую может видеть владелец.

Афганские женщины в парандже (Фото HOSHANG HASHIMI / AFP) (Фото предоставлено: HOSHANG HASHIMI/AFP/Getty Images) лицо, но оставляет открытыми глаза.

Основания для ношения бурки или никаба

Покрывало является скромной одеждой. Священный текст ислама, Коран, советует мужчинам и женщинам одеваться скромно.

Некоторым женщинам это описание было истолковано как совет прикрывать все части тела, кроме лица, рук и ног, когда они находятся в присутствии мужчины, с которым они не состоят в браке.

Ханане в кулуарах демонстрации перед Национальным собранием Франции, 2010 г. Аньес Де Фео, автор предоставила

Для некоторых женщин ношение чадры является вопросом религиозного права и активного решения, принимаемого этими женщинами. . Другие последователи веры могут считать, что хиджаб, головной платок, является наиболее подходящей формой одежды, а некоторые женщины могут вообще не носить никакого покрытия.

Хотя Джонсон утверждал, что бурка и никаб «определенно не всегда были частью ислама», данные указывают на то, что вуали были известны в районах Индии, Пакистана, Саудовской Аравии и Афганистана с момента возникновения мусульманской религии в 622 г. н.э.

Запреты в Европе

Семь европейских стран запретили ношение паранджи и никаба.

Дания, Франция, Германия, Австрия и Нидерланды заявили, что будут штрафовать любого, кто увидит, что он работает в парандже на публике.

Хотя некоторые лидеры утверждают, что запретили ношение чадры для лица в целях национальной безопасности и освобождения женщин, другие считают, что это закон, вдохновленный исламофобией.

Женщины в никабе выходят из здания датского парламента в Копенгагене, Дания (MADS CLAUS RASMUSSEN/AFP/Getty Images)

Швейцария запретила ношение чадры в районе Тессин, а город Новара в Италии также ввел ограничения.

Части Каталонии в Испании боролись за запрет ношения чадры после того, как в постановлении Европейского суда по правам человека в 2014 году было сказано, что это не является ограничением прав человека.

В Турции полный запрет был отменен в 2013 году, и теперь женщинам запрещено носить одежду, если они работают в судебных органах, вооруженных силах и полиции.

Чад также запретил женщинам носить вуаль, заявив, что это «камуфляж», который носят боевики. Правительство также заявило, что запретит все продажи паранджи. Камерун и Нигер также запретили ношение паранджи, заявив, что эта мера направлена ​​на прекращение атак Боко Харам.

Запрет в Великобритании?

Хотя комментарии Джонсона были раскритикованы за «потворство ультраправым», политик не призывал к полному запрету одежды.

Однако член парламента от консерваторов Надин Доррис написала в Твиттере в поддержку запрета, заявив, что женщин «ни одна женщина… не должна быть принуждена скрывать свою красоту или свои синяки».

Правительство должно. Ни одна женщина в либеральном, прогрессивном обществе не должна быть принуждена скрывать свою красоту или синяки. Борис далеко не уехал. Франция, Дания, Голландия, Бельгия — они не преклоняют колени перед извинениями. Посмотрите на храбрость иранских женщин и учитесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *