Рококо в живописи: особенности стиля
Дорогие друзья, посетители и постоянные читатели блога!
Хочу спросить, а волнует ли вас веселый и загадочный стиль Рококо? Знаете ли вы, что стиль считается самым легкомысленным, так сказать, «с легким ветерком в голове» из всех стилей в истории искусства, по словам критиков того времени?
Мне же кажется, что среди всех стилей искусства он занимает особое место. Кстати, не только потому, что я ему очень симпатизирую! Согласитесь, само журчащее название «Рококо» уже обеспечивает часть успеха, оно интригует и запоминается.
Как всегда, законодательницей мод в искусстве выступила Франция. Именно там, в первой половине XVIII века, начал развиваться стиль Рококо, стиль легкости, изящества и беззаботности. А название «Рококо» производное от французского слова rocaille, что означает «скальный», также может переводиться как ракушка, коралл, обломки скал.
Причем тут ракушки, — спросите вы? А потому что изначально Рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал завиток в виде морской раковины, самым ярким элементом композиций декора! А уже затем появились затейливые орнаменты, всякие милые глазу S-образные завитушечки.
Мебель с завитушками в стиле Рококо
Надо отметить, что эпоха Рококо — это стремление к свободе и непринужденности, освобождение от канонов и требований. То есть уход от стиля Барокко, который тогда находился в расцвете. А главной идеей Рококо является красота, идиллия, отказ от проблем и реальности, такая счастливая красивая жизнь.
Появление стиля Рококо в искусстве было закономерным. Как это часто бывает, публика пресытилась излишней пышностью, вычурностью и тяжеловесностью Барокко. И вот в начале XVIII века в декоре парковых павильонов появилось нечто новое, легкое и непринужденное.
На фото:
Слева — Франсуа Буше «Завтрак» 1739 г, на картине можно увидеть элементы интерьера того времени
Справа — неизвестный художник, на картине аристократка в одежде того времени
Стиль Рококо в живописи
А дальше все очень просто: появился спрос на подобные украшения, а затем и мода. С этого момента стиль Рококо стал активно распространяться по странам Европы. Что же касается видов искусства, то наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи.
Архитектура Рококо с игривостью противостоит строгой симметричности и парадности сооружений Барокко. Построенные в эпоху Рококо дворцы и храмы и сейчас радуют изысканностью форм, приветливостью и веселой красотой. Чаще всего, в этих сооружениях почти полностью отсутствуют прямые линии.
Как, это же архитектура, — скажете вы? Просто все эти линии старательно замаскировывались растительными орнаментами, плавными изгибами, кокетливыми карнизами и другими затейливыми элементами.
Архитектура в стиле Рококо
Но еще более ярко стиль Рококо выразился в декоре интерьеров! Сложные лепные узоры, завитки, гирлянды – все это создавало впечатление сказочной роскоши и живописной легкости. Картину интерьера дополняли многочисленные зеркала и хрустальные люстры.
Интерьеры эпохи Рококо
Для оформления в стиле Рококо кроме традиционных пастельных тонов, часто использовались золотистые и жемчужно-серебристые оттенки. Что и сказать, интерьер получался роскошный, даже сказочный! Помещение, украшенное таким декором, казалось изнутри невероятно красивой шкатулкой.
Чем отличается Рококо от Барокко?
- Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное, так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое. Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо
- Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.
Примеры картин эпохи Барокко и Рококо
- Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
- Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.
Характерные черты стиля Рококо в живописи
Основоположником Рококо в изобразительном искусстве стал французский живописец Жан Антуан Ватто (Antoine Watteau). Вначале он копировал картины фламандских мастеров, а со временем нашел свою тему в живописи. Он стал писать милые легкие картинки из жизни аристократов, и это было началом нового галантного жанра. А затем и нового стиля в живописи – Рококо.
Картины Рококо живописца Жана Антуана Ватто
Картины Рококо наполнены, как сейчас сказали бы, няшностью. Полный уход от проблем современного мира и жестоких реалий, только идиллия и наслаждение жизнью. Элегантно одетые персонажи, находящиеся на фоне красивой природы, играющие, отдыхающие – традиционный сюжет картины Рококо.
В эпоху Рококо художники постоянно находились в поиске особенных изысканных оттенков. Были модными неестественные цвета, которых практически не встречалось в природе. Так вот, некоторые редкие оттенки даже получали милые названия за свою красоту.
Например: «голубиная шейка» (понятно, что голубой цвет), а вот как выглядел «цвет потерянного времени» или «цвет бедра взволнованной нимфы» даже догадаться сложно! Кстати, cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы) считается бледно-розовый цвет, и даже есть розы с таким чудесным названием!
Картина Рококо и роза «cuisse de nymphe émue»
На заметку: Франсуа Буше, автор пасторального жанра и живописец Рококо, считал, что природа несовершенна, к тому же часто природному сюжету недостаточно освещения. Поэтому он добавлял изумрудные, розовые и бирюзовые оттенки, делая свою живопись яркой и радостной.
Примеры картин Франсуа Буше (François Boucher)
Слева — «Венера, утешающая Амура» («Venus Consoling Love»), 1751г.
Справа — «Птичья клетка» («La cage d’oiseaux»), 1750г.
Картины Рококо Франсуа Буше
На заметку: Стиль Рококо иногда называли «стилем Помпадур». Почему? Да потому что мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовик XV , была настоящей иконой стиля того времени! Маленькие, почти кукольные, ручки и ножки, изящная обувь, эротичное декольте, складочки, рюшечки, розочки, бантики… Такой она предстает на картинах художников того времени.
На фото: Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур)
Стиль Рококо в живописи — Франсуа Буше
А знаете ли вы, кто сделал Францию центром культуры, искусства и моды? Именно король -солнце, как его называл французский народ, Людовик XIV! Со времен рассвета стиля Барокко на территории Франции все и началось, потом засветил поярче «культурный маяк» и последователь трона- Людовик XV. Так с легкой руки короля, Франция до сих пор считается центром искусства и моды…
Еще одна особенность стиля Рококо в живописи – это отношение к внешнему виду персонажей. Герои картин все как на подбор румяные, нежные и холёные. Причем, это касается не только дам, но и мужчин. Стало модным иметь румяный вид, что подразумевало крепкое здоровье и молодость. Именно в этом был секрет стиля: неувядающая молодость и красота!
На фото:
Элизабет Виже-Лебрен, «Портрет мадам Дюбарри» 1782г.
Густаф Лундберг, «Портрет Франсуа Буше» 1741г.
Рококо в живописи
Кстати, как вы думаете, кто рисует больше, мужчины или женщины и почему? Читайте мою статью с примерами, надеюсь, она вам понравится. А здесь вы можете почитать об малоизвестных художницах Франции, например, об Элизабет Виже-Лебрен, чья картина находится выше.
Вот и получается, что Основная идея Рококо в живописи — запечатлеть вечную молодость и красоту! В картинах персонажи как бы изящно убегали от реальности, показывая всем своим существованием радостную беззаботность.
Как ни странно, но характерной чертой Рококо в живописи также является… эротика. Получилось, что в это время было полностью пересмотрено отношение к обнаженному телу. Художники еще со времен античности писали обнаженную натуру, но теперь в этих картинах добавился привкус соблазна и сладострастия.
Кстати, именно это служило темой для критики шедевров французских живописцев Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара. Уж слишком откровенными и манящими выглядели молодые дамы на картинах этих художников!
На фото:
Слева — Фрагонар «Девочка играющая с собачкой» 1770г.
Справа — Франсуа Буше «Геркулес и Омфала» 1731г.
«Манящие» картины в стиле Рококо
Критики того времени осуждали не только картины, но и все направление в целом. Они считали, что стиль несерьезен и безвкусен. Многие отмечали, что стиль Рококо несет распущенность в массы и не имеет эстетики …. Только вечная моложавость, беззаботность и любовь! Это критики того времени высказывали свое мнение по поводу стиля, а сейчас, современные критики искусства оценивают стиль совершенно иначе!
Кстати, стиль Рококо имеет популярность и в современной моде, и даже отражается в картинах многих современных художников
Стиль рококо в современной моде
В моей творческой деятельности есть совершенно разные картины, написанные в разных стилях, жанрах и направлениях. В том числе имеются и картины в современной интерпретации стиля Рококо. Выставляла их на выставке современного искусства во Франции.
Я заметила, что к картинам современного Рококо проявляется интерес, возле них задерживаются и задают вопросы. Поверьте, для творческого свободного художника это хороший знак, чтобы и дальше проводить эксперименты в картинах!
Картины Рококо в современной интерпретации
В картинах на фото выше, помимо краски, я использовала натуральные стразы, для ожерелья, папье маше для головного убора и нижней части платья, а также маленькие кусочки зеркала. В таком виде картина выглядит куда интереснее, ведь живопись и микс медиа на холсте относится к новым направления в искусстве!
Видео для размышления: Зачем нам нужны картины и По какому принципу мы их выбираем?
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Рококо в живописи: художники и художники эпохи
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Не смотря на появление других направлений, рококо сохранялся в качестве излюбленного стиля верхушки общества до конца столетия.
Термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня. Цель декора – создать иллюзию природных окаменелостей, симметричных или ассиметричных. Во времена появления стиля, художники и критики называли его проявлением дурного вкуса, поскольку в стиле отсутствовала эстетика и практичность.
Зарождение стиля
Одна из теорий появления рококо – презентация идейного измельчания барокко. Считается, что роскошное направление с серьезной наполненностью превратилось в способ декора, который использовали художники Франции, России, Италии. В итоге – декоративные детали остались, а смысл утратился.
Французская культура была влиятельной, диктовала моду другим странам. Благодаря Людовику XIV, Франция стала маяком искусства, моды и культуры. На троне Людовика XIV сменил Людовик XV. Развитие стиля рококо связано с новым монархом и мадам де Помпадур.
Рококо не отражает политическую и экономическую реальность времени. Это характерно для Франции, России, Италии. Это было движение искусства, которое не было никак связано с рабочим классом, простыми людьми, отображало излишества придворной жизни знати. Характерно, что ни церковь, ни правительство не играли никакой роли в подъеме этого художественного движения.
Это художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества в то время, подытоженный словами Э. Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств». Рококо – замена барокко, его смысловая противоположность:
- Рококо – презентация праздности, направление существовало вне практичности, в нем не было места патриотизму, экономии или функциональности. Целью этого направления в искусстве было украшение домов, подчеркивание роскоши и богатства. Существовал спрос на всевозможные средства украшения интерьера, поэтому направление быстро проникло в скульптуру, дизайн, живопись, архитектуру.
- Характеризуется отсутствием глубины в изображении высшего класса, личных предпочтений высшего общества.
- Рококо не было интеллектуально глубоким, провокационным или сложным. У этого стиля были другие цели: не поклонение религии или возвышение власти, декор помещений жилого назначения.
- Развитие стиля стало реакцией против формализации стиля барокко. В то время как барокко было серьезным, рококо отражало игривость, флирт, легкость.
- Искусство барокко отображает героизм, библейские сюжеты, рококо отображает романтику, игры, роскошную сторону жизни богачей.
- Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. В барокко художники использовали темные, глубокие, насыщенные цвета, в стиле рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
- С предыдущим пунктом также связаны параметры полотен: барочные работы были монументальными, поскольку создавались для привлечения внимания к сюжету, а картины в направлении рококо использовались для жилых помещений, украшения будуаров, салонов. По причине особенностей стиля, он не пользуется успехом у критиков и искусствоведов.
Критики называли рококо модной причудой, которая возникла и быстро прошла, они осудили художественный направление за несерьезность и безвкусицу. Некоторые отмечали, что рококо – это презентация распущенности, пропаганда бесцельности существования. Одним из критиков стиля был Вольтер. Интеллектуалы стали движущей силой, борющейся с прекращением развития стиля.
Характерные черты
- Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.
- Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.
- Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья, игривости и сексуальные символы. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.
- Возрастание интереса к мифологическим темам.
- Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.
- В то время как некоторые церкви были построены в и оформлены в стиле рококо, как правило, религиозный элемент не существовал в живописи.
- Декоративная перегруженность картин, пышность – эти черты отсылают нас к стилю барокко.
- Изящная орнаментальность.
- Художники часто изображали херувимов.
- На смену монументальности приходит камерность, интимность.
- Характерной чертой является эротизм.
- С барокко стиль связывает пышность, тяга к излишествам, доминирование плавных линий, завитков.
Идейное наполнение стиля – красота, галантность, ирреальность, идиллия, отказ от суеты и проблем мира. Направление не ограничилось распространением во Франции, был популярен в Германии, Чехии, России, где было представлено работами Рокотова и Антропова. В России появление нового направление стало периодом знакомства с европейской живописью, которая заставила пересмотреть иконописные традиции.
Известные художники
Картины рококо представлены разными жанрами – портретом, пейзажем, натюрмортом. Представители направления:
Ф.Буше (Франция)
Один из крупнейших представителей, работавший в портретном и пейзажном жанрах.
А.Ватто (Франция)
Доминирует тематика праздников, развлечений.
Дж.Тьеполо (Италия Венеция)
Работал над созданием декора для интерьера, преимущественно, фресок.
Художники Венеции создавали полотна с иллюзорными изображениями архитектурных сооружений, видов города. С расстояния пейзажи кажутся объемными.
Значение
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
Искусство рококо
Искусство рококо
Подобно тому, как строительство Версаля связано с Людовиком XIV, самое значительное художественное движение во Франции первой половины XVIII века связано с его сыном Людовиком XV. Термин рококо происходит от французского слова, означающего «раковина», потому что мотив раковины гребешка распространен во внутреннем убранстве рококо. В то время как внутреннее убранство в стиле рококо распространилось на другие страны, особенно в Германию, стиль живописи, называемый рококо, является преимущественно французским явлением. Вот некоторые выдающиеся характеристики:
- Искусство рококо, иногда называемое «женской» версией стиля барокко, ассоциируется с аристократией. Как правило, на картинах изображены аристократы или аристократический досуг — например, ритуалы ухаживания, пикники в гармоничной природной среде, экскурсии в романтические места.
- На картинах изображены красивые аристократки в роскошных одеждах. Фигуры высокие и стройные, изящные и грациозные.
- Часто на картинах изображена мирная природная обстановка с перистыми деревьями и ветками листвы. Это весенние или летние декорации без намека на дождь или какое-либо природное явление, которое может нарушить счастье актеров в декорациях. Часто в этих природных «парках» изображают статуи; статуи иногда комментируют действие на картинах (например, Венера и ее сын Купидон могут одобрять происходящие флирты).
- Цвета нежные, часто пастельные. Иногда розовые розы появляются в неестественном изобилии.
- Обычно это счастливые картины, как будто людям на них наплевать на весь мир — за исключением, возможно, того, что их любовь не будет возмещена. Хотя этот стиль в искусстве современен сатире в литературе, эти художественные произведения очень различны по настроению и тематике.
Антуан Ватто (1684-1721) | ||
Посадка на Cythera 1717 | ||
На этой картине, одном из самых известных образцов искусства рококо, изображена группа аристократов, возвращающихся с мифического острова Кифера, места, связанного с Венерой. Сколько из перечисленных выше характеристик вы видите в этой работе? | ||
Мезетин 1718 | ||
Ватто также интересуется психологией любви. Предположительно мужчина на этой картине ухаживает за женщиной, но статуя на заднем плане может указывать на то, что его ухаживания отвергаются. Эта работа имеет меланхолическую тему, но ее отвергнутость в любовном костюме вряд ли имеет серьезность некоторых религиозных или политических тем, которые мы исследовали в искусстве периода барокко. | ||
Франсуа Буше (1703-70) | ||
Маркиза де Помпадур 1756 | ||
Это типичный портрет в стиле рококо. Аристократка, любовница Людовика XV, элегантна, красиво одета и причесана, у нее есть необходимая комнатная собачка. (У аристократов есть большие охотничьи собаки, у бедняков — дворняги, а у «дам» — маленькие комнатные собачки.) Обратите внимание на обилие роз. | ||
Ванна Дианы 1742 | ||
Буше известен своим изображением обнаженной женщины. Как правило, у этих женщин красивые черты лица куколки, фарфоровая плоть и стройное, но зрелое тело. Этот предмет сделан «респектабельным», потому что Диана — мифическая фигура. | ||
Лежащая девушка 1752 | ||
Однако это не мифическая женщина; она еще одна любовница Людовика XV. Абсолютистский монарх имеет определенные сексуальные привилегии! «Божественное право» королей, по-видимому, не означало, что царь подчинялся Заповедям Божества. | ||
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) | ||
Качели ок. 1766-69 | ||
На этой знаменитой картине изображены играющие и флиртующие аристократы. Скрытый мужчина слева заглядывает под нижнюю юбку своей возлюбленной, когда ее туфля слетает. Какие еще элементы росписи в стиле рококо здесь очевидны? | ||
Встреча 1771-3 | ||
Эта картина является первой в серии под названием «Прогресс любви». Здесь романтический парень перепрыгивает через стену, а его возлюбленная кажется удивленной. Она? Статуя может прокомментировать событие, сказав: «Еще нет». Обратите внимание на элегантный открытый парк, снова с розами и перистыми деревьями. | ||
Украденный поцелуй ок. 1766 | ||
Аристократы снова в игре. Но обратите внимание на дату. Немногим более чем через два десятилетия аристократы будут беспокоиться о своих головах, а не о украденных поцелуях. | ||
Элизабет Виге Лебрен (1755-1842) | ||
Автопортрет 1790 | ||
Прежде чем покинуть Францию, мы должны отметить, что работы известной художницы 18-го века, которая была очень известна, пользуются международным уважением. Виже Лебрен была одной из двух женщин-членов Французской академии художников — редкая привилегия и дань уважения как ее таланту, так и политическим связям. | ||
Мария-Антионетта 1784 | ||
Она специализировалась на портретах, рисуя как коллег-художников, так и аристократов, обычно льстив последним в своих изображениях. Она сделала ряд портретов жены Людовика XVI, Марии-Антуанетты, которая позже была казнена, как и он, во время Французской революции. | ||
Варвара Ивановна Ладомирская 1800 | ||
Во время Французской революции Виж Лебрен бежала в Россию, где затем писала картины русских аристократов. | ||
См. также этот сайт для получения дополнительной информации об искусстве рококо. |
Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан.
Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.
Франция XVIII век — Рококо и Ватто
Франция XVIII век — Рококо и Ватто
Обзор
В 1715 году французы впервые за семьдесят два года приветствовали нового короля. Людовик XV, пятилетний мальчик, стал преемником своего прадеда Людовика XIV, Короля-Солнце, который сделал Францию выдающейся державой в Европе. В течение следующих восьми лет племянник покойного короля, герцог Орлеанский, правил страной в качестве регента. Его аппетит к красоте и живости был хорошо известен, и он отказался от благочестия, навязанного Людовиком XIV в Версале. Франция отказалась от имперских устремлений, чтобы сосредоточиться на более личных и приятных занятиях. По мере того как политическая жизнь и личная мораль ослабевали, изменения отражались в новом стиле в искусстве, который был интимным, декоративным и часто эротичным.
Стиль рококо
Стремление Людовика XIV прославить свое достоинство и величие Франции было хорошо удовлетворено монументальными и формальными качествами большей части французского искусства семнадцатого века. Но члены следующего двора стали украшать свои элегантные дома более легкой и изящной манерой. Этот новый стиль известен с прошлого века как «рококо», от французского слова rocaille , обозначающего украшение сада камней и ракушек. Впервые появившись в декоративно-прикладном искусстве, рококо подчеркивал пастельные тона, извилистые изгибы и узоры на основе цветов, лозы и ракушек. Художники обращались от высокопарности к чувственным поверхностным удовольствиям цвета и света, от тяжелых религиозных и исторических сюжетов — хотя они никогда полностью не игнорировались — к более интимным мифологическим сценам, видам повседневной жизни и портретной живописи. Точно так же скульпторы все чаще применяли свои навыки к небольшим работам для оценки частных покровителей.
После Джан Лоренцо Бернини , Людовик XIV , c. 1700 г., бронза, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1943.4.87
1 из 11
Антуан Ватто и праздник Галанте
подход и пристальное наблюдение — Антуан Ватто объединил их в нечто новое.
Родившийся недалеко от фламандской границы, Ватто находился под влиянием тщательно описанных сцен повседневной жизни, популярных в Голландии и Фландрии. Приехав в Париж в 1702 году, он сначала зарабатывал на жизнь копированием этих жанровых картин, содержащих нравоучительные послания, не всегда до конца понятные французским коллекционерам. Он работал у художника театральных сцен и познакомился с итальянским комедия дель арте и ее французские подражатели. Стандартные персонажи этих широко нарисованных импровизированных комедий часто появляются на картинах Ватто, а мир театра вдохновлял его смешивать реальное и воображаемое в загадочных сценах. Благодаря работе с модным декоратором в стиле рококо Ватто в конечном итоге привлек внимание покровителей и известных художников. Он начал обучение в официальной Королевской академии живописи и скульптуры, членство в которой было необходимо для выполнения важных поручений, и получил доступ к новым коллекциям произведений искусства, собираемым аристократами и представителями растущей буржуазии. Под влиянием своего изучения Рубенса и художников венецианского Возрождения Ватто разработал свободную, деликатную технику живописи и вкус к теплым, мерцающим цветам.
В 1717 году «шедевр» Ватто, представленный для поступления в Академию, был принят как «галантный праздник». В этой новой категории Академия признала новизну его работы. Немедленная популярность этих садовых сцен, в которых аристократические молодые пары встречаются в любовных занятиях, позволяет предположить, насколько хорошо fête galante соответствовал духу поиска удовольствий начала восемнадцатого века. Гравюры сделали сюжеты и манеру Ватто широко известными. Хотя лирическая тайна его собственных работ оставалась уникальной, другие художники, специализировавшиеся на fête galante , особенно Патер и Ланкре, также пользовались международной популярностью.
Антуан Ватто , французский, 1684–1721, Галантный праздник с сокольниками , ок. 1711-1712, красный мел по графиту на верже, Дар Нила и Ивана Филлипсов, 1988.1.1
2 из 11
Церера, римская богиня урожая, окружена знаками летнего зодиака: Близнецы, Рак, и Лео. Это одна из четырех картин времен года в мифологических одеждах, которые Ватто написал для дома Пьера Кроза. Никто из остальных не выживает.
Ватто недолго жил в доме Кроза, изучая впечатляющую коллекцию произведений искусства богатого банкира, особенно работы Веронезе. Мерцающая яркость и живые пастельные тона Цереры отражают влияние венецианской художницы и смягчают ее крупную фигуру и формальную позу.
Ватто, вероятно, был представлен Кроза Шарлем де Ла Фоссом, известным художником и признанным членом Академии, и вполне вероятно, что Ватто написал Цереру по эскизам, сделанным художником старшего возраста. Их сотрудничество стоит на переходе между монументальными формами предыдущего века и рококо.
Антуан Ватто , Франция, 1684 — 1721, Церера (Лето) , ок. 1717/1718, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.50
3 из 11
Труппа популярной итальянской комедии ( commedia dell’arte ) собирается на сцене, возможно, на занавесе. В центре неловко стоит уязвимая фигура Пьеро, простодушного камердинера и неудачливого любовника, который был самым человечным из стандартных персонажей комедии . Скарамуш, хвастун, представляет его, в то время как другие персонажи общаются вокруг странно неподвижного Пьеро.
Блестящий рисовальщик, Ватто часто рисовал друзей в театральных костюмах. Возможно, здесь нарисованы их лица, а не лица актеров. Было высказано предположение, что фигуры иллюстрируют переход от юности слева к старости справа или что меланхоличный Ватто видел себя в грустном Пьеро. Намерение Ватто состояло в том, чтобы вызвать настроение, а не просто описать сцену, и его величайшие картины, такие как эта, остаются загадочными и странно острыми.
Итальянские комики была одной из последних работ Ватто. Большую часть своей жизни он путешествовал в 1719 году в Англию для лечения у модного врача Роберта Мида. Эта картина, вероятно, была платой доктору. К сожалению, вскоре после этого Ватто умер от туберкулеза, ему не было и тридцати семи лет.
Антуан Ватто , Франция, 1684–1721, Итальянские комедианты , вероятно, 1720, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.9 флиртуйте, танцуйте и вступайте в интимную беседу, у каждой пары есть «эпизод» в процессе ухаживания. Их анекдотический характер делает картины Патера менее двусмысленными, чем загадочные работы Ватто, которые современник критиковал как «бессюжетные».
Патер учился у Ватто, который признался, что был нетерпеливым мастером, и взял на себя его заказы после его смерти. Преследуемый страхом бедности, Патер работал непрестанно, но также довольно механически, повторно используя группы фигур и мотивы от одной картины к другой. Он был принят Академией как художник «современных предметов», и более шестисот из его galantes сохранились до наших дней.
Несколько поз на этой картине и незаконченная картина Патера На террасе можно проследить до фламандского художника семнадцатого века Питера Пауля Рубенса, чьи работы можно было увидеть в Париже в 1700-х годах. Темное платье женщины справа, модное в предыдущем столетии, и садовая скульптура Венеры, подчеркивающая направленность картины на любовь, также отражают его влияние. Но Патер, в соответствии со вкусами рококо, усовершенствовал массивные фигуры Рубенса. Они собраны в изящные группы, их тонкие шелка окрашены прохладными пудровыми красками, нанесенными перистыми мазками.
Жан-Батист Жозеф Патер , французский, 1695–1736, Fête Champêtre , ок. 1730 г., холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.19
5 из 11
Будучи молодым художником, Буше гравировал работы Ватто для публикации. Гравюры, подобные его, часто с добавлением стихов, распространили стиль рококо по всей Европе. Сам Буше стал самым модным художником Франции под покровительством мадам де Помпадур, могущественной фаворитки Людовика XV, чьи утонченные вкусы влияли на французское искусство в течение двух десятилетий. Возможно, именно муж или брат женщины на этой картине познакомил молодого художника со своим будущим покровителем.
Из более чем тысячи картин, созданных Буше, только около двадцати являются портретами. Современники отмечали, что художнику было трудно передать сходство, и в 1700-х годах этот недостаток считался менее серьезным для женских портретов, чем для мужских, поскольку правдивость могла заменить лесть. Бледные цвета, богатые ткани и деревенский оттенок соломенной шляпы типичны для стиля Буше. В нем запечатлено изящество изнеженного образа жизни, в котором, как отмечал современник, «нам действительно нечего делать, кроме как искать приятных ощущений и чувств».
Франсуа Буше , Франция, 1703–1770, Мадам Бержере , возможно, 1766, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.3
6 из 11 художников, следовавших за Ватте Ланкре был самым талантливым и изобретательным. Скорее соперник, чем подражатель, он был принят в Академию как художник galantes , но также создавал исторические и религиозные картины — и портреты, особенно актеров и танцоров.
В этом вдохновенном гибриде Ланкре создал такой портрет в элегантном саду galante . Словно в центре внимания, знаменитая танцовщица Ла Камарго разделяет па-де-де со своим партнером Лавалем. Их обрамляет пышная листва, которая словно вторит их движениям. Мари-Куппи де Камарго (1710–1770) широко хвалили за ее чуткий музыкальный слух, воздушность и силу. Вольтер сравнивал ее прыжки с нимфами. Мода и прически были названы в ее честь, и ее реальный вклад в танец был значительным. Она первой укоротила юбки, чтобы можно было в полной мере оценить сложные шаги, и некоторые думают, что она изобрела туфли с носками.
Николя Ланкре , Франция, 1690-1743, Танцы Ла Камарго , ок. 1730 г., холст, масло, Коллекция Эндрю В. Меллона, 1937.1.89
7 из 11
Любовное письмо было заказано самой мадам де Помпадур. Любовница короля заказала его и сопутствующую картину для своего замка в Бельвю, где они, вероятно, висели над дверными проемами, встроенными в изогнутые овальные рамы. Позже по углам были добавлены куски холста, чтобы сделать эту картину прямоугольной.
Сцена представляет собой пасторальную идиллию. Молодые «пастушки» носят тонкие шелка, и современный зритель понял бы эротическое обещание в демонстрации розовых пальцев на ногах. Идеализированные видения деревенской жизни были обычным явлением на сцене и в реальных маскарадах. Дени Дидро, пренебрегая легкомыслием сцен Буше, жаловался: «Неужели я никогда не избавлюсь от этих проклятых пасторальей?» Тем не менее энциклопедист, который был влиятельным критиком, также оценил великолепие картины Буше, в которой запечатлены светящиеся цвета раковин, бабочек и полированных камней — предметов, которые художник собирал, чтобы скопировать их хрупкую радужность.
Франсуа Буше , французский, 1703–1770, Любовное письмо , 1750, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.3
8 из 11
богиня охоты Диана крадется сквозь лунный свет, чтобы поцеловать спящего пастуха Эндимиона, которому боги даровали вечный сон, чтобы сохранить его красоту и молодость. Диана и Эндимион был написан, когда Фрагонар был еще студентом Академии и находился под сильным влиянием Буше, который был его учителем. Это была одна из нескольких мифологических виньеток, действие которых происходило в разное время дня; на другом изображена восходящая Аврора (Рассвет). Обе композиции, написанные как украшения над дверью, были основаны на рисунках, которые Буше сделал для гобеленов Бове. Несмотря на сходство с работами старшего художника, Диана и Эндимион уже демонстрируют важные элементы того, что станет собственным стилем Фрагонара: насыщенные цвета и плавное обращение с краской.
Жан-Оноре Фрагонар , француз, 1732 — 1806, Диана и Эндимион , ок. 1753/1756, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.2
9 из 11
Костюмы и обстановка здесь предполагают маскарад, возможно, в Венеции. Однако, как и изображенное элегантное и загадочное трио, картина остается загадочной. Его приписывали многим разным художникам, совсем недавно Ле Лоррену, малоизвестному художнику, который провел девять лет в Италии и был известен прежде всего как «художник руин». Ле Лоррен также проектировал интерьеры, мебель (в том числе неоклассическую сюиту на портрете Греза в коллекции Галереи) и декорации для публичных зрелищ (например, коронации Людовика XV). Морозные цвета и холодный, резкий свет на этой картине кажутся похожими на другие работы Ле Лоррена, но для сравнения существует несколько его работ. В конце концов он принял приглашение Екатерины Великой возглавить Академию художеств в Санкт-Петербурге и умер там всего через несколько месяцев после прибытия.
Луи-Жозеф Ле Лоррен , Франция, 1715-1759, Три фигуры, одетые для маскарада , ок. 1740-е годы, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.92
10 из 11
Широкие драпировки и тугой поворот головы создают движение и энергию в этом портретном бюсте. Слегка приоткрытые губы, просверленные зрачки и тщательно детализированные черты лица — линии вокруг глаз и рта — оживляют личность субъекта, который был советником Людовика XV и чей сын сражался в американской войне за независимость. И нарисованные, и скульптурные портреты того периода стремились запечатлеть нечто большее, чем сходство с натурщиком, и Лемойн передал ощущение сильного характера и живого ума Кромо.