Узорный платок: Плат узорный до бровей — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Выставка «Узорные платки и шали второй половины XIX – начала XX вв.» из собрания Рыбинского музея-заповедника

 

 

Уважаемые посетители! С 23 декабря в здании Мучного гостиного двора работает выставка «Узорные платки и шали второй половины XIX – начала XX вв.» из собрания Рыбинского музея-заповедника. 

На выставке демонстрируются набивные шерстяные шали и платки, шелковые и ситцевые платки. Многие из предметов экспонируются впервые. 

 

 


 

Любовь русского народа к искусству, орнаментике, цвету – все это отражено и до сих пор живет в платке. Платок в России всегда был окружен особой аурой: дарил тепло, служил своего рода оберегом, напоминал о дорогом сердцу событии, был не только дополнением к костюму, а являлся самоценной частью русской культурной традиции.

 


   

 

Платок – от древнерусского «плат» (кусок материи)». Слово «шаль», пришедшее из персидского языка, означает большой узорный платок. С середины XIX в. шали с набивным узором в основном производили десятки фабрик, сосредоточенных в Москве и Богородском уезде Московской губернии. Уже во второй половине XIX в. шаль прочно вошла в быт различных слоёв русского общества. О традициях и приемах ношения платка, об истории появления шалей, о процессе их изготовления и др. можно узнать на нашей выставке.

Русские платки и шали выделяются в мировом искусстве выразительностью орнамента. На выставке можно увидеть изделия и с пышными восточными узорами, и цветочными мотивами, или их гармоничное сочетание. Подобная разработка узоров характерна для этого периода и встречается не только на шерстяных набивных шалях второй половины XIX в., но и на ситценабивных платках.

Некоторые платки и шали имеют печатные клейма, которые указывают на место их изготовления. На выставке представлены изделия московской фабрики Смирновых, мануфактуры Прохоровых, владимирской фабрики Барановых. В России текстильная промышленность до начала ХХ века была одной из ведущих отраслей. Поэтому на выставке есть также возможность затронуть тему истории некоторых производств, которые «то пышно расцветали, то угасали и многие из которых сейчас, к сожалению, незаслуженно забыты». Небольшую группу составляют, например, ситцевые набивные платки. Один из них – знаменитый кумачевый платок с растительными узорами мануфактуры Барановых, находившейся в с. Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. «Барановские ситцы» считались лучшими не только в Российской империи. В 1889 году барановский ситец под названием «Смородиновый лист» получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, после чего, по воспоминаниям современников, «в барановских ситцах щеголяли самые модные парижанки».

В ситцево-печатных платках находили отражение важнейшие явления общественной и культурной жизни России. На выставке представлены платки, посвященные коронованию Николая» II, празднованию 200-летия основания С.-Петербурга и др.

Экспозиция будет дополнена живописными портретами и костюмами XIХ в. , иллюстрирующими моду на ношение шалей и платков в дворянском и купеческом сословии. Всего будет представлено около 50 экспонатов.

Куратор выставки – Лебедева Елена Борисовна, научный сотрудник экспозиционного отдела.

Дополнительная информация по телефонам: 8(4855) 28-40-04, 28-39-94

 

Фрагменты выставки:

 

 

 

Другие материалы в этой категории:
« Бесплатная экскурсия по выставке «Генерал П.И. Батов»

Экскурсии на выставке «Модерн. Рыбинск. Образы эпохи» »

Наверх

Плат узорный — Красноуфимский краеведческий музей

 

Самые красивые, добрые, светлые и удивительные праздники в году – это преддверие  Нового года. «Плат узорный» — так ласково и поэтично назвали мы тему Никольской ярмарки -2019.  Выбор не случаен, ярмарка посвящена   женскому головному убору – платку. Платок – символ национального наряда. Народный костюм всегда менялся, ушли из нашей обыденной жизни косоклинные сарафаны, понёвы, уже не увидишь наших модниц в лаптях, но один элемент костюма сохраняется в неизменном виде – это платок.

Название женского головного убора в старое время – плат,  в некоторых говорах слово сохраняется до наших дней. Название платок появляется в  XVII веке. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце  с вышивкой — убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя еще сто лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Этимология слов, производных от корня «плат», по В. И. Далю означает: «Плат, платок, платочек, платишка, платчишка, плотица, платчица — четырехугольный равносторонний лоскут ткани» ; плат — значит пласт, плоский. Такие же определения находим и в древнерусских словарях: плат — часть, кусок, полоть, лоскут, обрывок, кусок ткани.

В словаре Ушакова: плат, плата (устаревшее  и риторическое). То же, что платок. Пример: «Расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны.» Жуковский.

Упоминание о головном уборе платке имеется у И. Е. Забелина: «в XV в. городские женщины носили головной убор, состоящий из подбрусника, подзатыльника и убруса, на который накидывалась фата или плат (покров)». Плат, по его описанию, представлял собой четырехугольный кусок ткани, либо легкий — из турецкой и индийской выбойки, бязи,  либо плотный — из набивной (разноцветной и одноцветной — алой, синей, но чаще всего белой или полосатой) материи.

В словаре Ефремовой читаем: «Плат, народно – поэтическое, то же, что и платок».

Поэты и писатели в своих произведениях часто заменяют слово платок на более поэтическое слово – плат.

Александр Блок в стихотворении «Россия»  пишет такие строки:

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Россия  в этом стихотворении предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

Платок в ансамбле народного костюма — это завершение головного убора или украшение наряда. Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин – всегда дарили своим любимым платки в знак внимания и любви. Как самое дорогое, сокровенное хранились эти платки в сундуках.

Любовь Гребенникова  «Плат узорный».

Плат русский узорный

По сердцу мне.

Накину на плечи

И выйду к тебе.

Меня он согреет,

Подарок ведь твой,

Меня провожал ты

На зорьке домой.

Зимней пургою

Года пролетят…

Плат русский, узорный

Ласкает мой взгляд,

Накину на плечи

И выйду к тебе…

Не скрипнет калитка,

Холодно мне…

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи — обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок (плат).
Платок — наиболее устоявшийся  элемент народного костюма, так как платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд. Кстати сказать, вид платка, а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И, конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины. Прошли века и годы, платки уступают  место новым головным уборам, но такие шедевры, как русские платки, не поддаются натиску моды и продолжают украшать современных модниц.

Приходите на Никольскую ярмарку 21 декабря 2019 года в 11 часов в Красноуфимский краеведческий музей,  и вы сможете посмотреть яркие, красочные наряды наших участников, где платок играет ведущее место.

О.Кузнецова, зав. выставочным залом,   Красноуфимский  краеведческий музей.

 

Шарфы с рисунком — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

шарфы с узором — 39 для продажи на 1stDibs

шарфы с узором для продажи на 1stDibs

Просмотрите широкий ассортимент узорчатых шарфов для продажи на 1stDibs. Наша коллекция узорчатых шарфов включает в себя множество цветов: черный, коричневый, красный и другие. Если вы ищете аксессуары определенного периода времени, наша коллекция разнообразна и обширна, и вы найдете некоторые из них, датированные 20-м веком, в то время как другие версии, возможно, были выпущены совсем недавно, в 21-м веке. Найти такие привлекательные узорчатые шарфы — независимо от происхождения — несложно, но Hermès, Chanel и Gucci выпустили популярные версии, на которые стоит обратить внимание. Если вы просматриваете наш ассортимент этих аксессуаров, вы обнаружите, что сегодня многие из них доступны для женщин, но есть еще модели для мужчин и унисекс.

Сколько стоят узорчатые шарфы?

Цены на узорчатые шарфы начинаются с 72 долларов и достигают максимума в 1486 долларов, при этом эти изделия продаются в среднем по 350 долларов.

В поисках подходящих шарфов

Мы давно любим винтажные и дизайнерские шарфы. Каждый гламурный ансамбль заслуживает легкого завершающего штриха, который можно дополнить этим стильным универсальным аксессуаром.

На протяжении веков шарфы занимали особое место в эволюции формальной и повседневной одежды. И хотя в настоящее время этот галстук прочно укоренился в западной культуре, происхождение этого галстука имеет глобальный характер.

Известно, что египетская царица Нефертити носила тонко сплетенный шарф с головным убором, а император Чэн из китайской династии Хань руководил армией воинов, чьи шарфы обозначали их ранг. Идея шарфов как символов статуса все еще сохраняется; например, шелковые шарфы, которые нравились высшему классу во время правления королевы Виктории, являются недоступным предметом роскоши, стоимость которого для многих потребителей непомерно высока. Однако растущее разнообразие доступных материалов с годами сделало это украшение более доступным с самого начала.

Роскошные дома и различные дизайнеры помогли сделать шарфы и длинные струящиеся накидки желанным модным аксессуаром в 20 веке.

Итальянский дизайнер-визионер Эмилио Пуччи — первый модельер, вышедший на рынок стиля жизни, — привнес абстракции и ослепительные психоделические элементы в шарфы, а междисциплинарная американская художница середины века Вера Нойманн использовала японские техники для создания ярких текстильных дизайнов на основе своих картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *