Турнюр в одежде женской: что такое в Энциклопедии моды и одежды

История костюма: турнюр | Журнал Ярмарки Мастеров

Exclusive collection antik&vintage

Когда мы говорим «история костюма», то чаще всего думаем о Франции. Действительно, именно в этой стране зарождались все новомодные тенденции гардероба. Именно этой стране многим обязаны модницы всего мира.

Сегодня речь пойдет о необычном приспособлении для женского платья. Придумано оно было во Франции в 70-е годы 19 века.

Вы, наверняка, слышали не раз это слово «турнюр». Что же оно означает?

Турнюр (от франц. tournure — манера держаться) — это такая конструкция из маленьких подушечек или металлических полос. Она находится ниже спины на платье, а точнее под ним и придает платью вот такой силуэт.

Турнюр пришел на смену кринолину. Его изобретение принадлежит первому кутюрье — Чарльзу Фредерику Ворту. Сам он рассказывал, что идея турнюра пришла ему в голову при виде женщины подметавшей пол и подобравшей юбку назад.

Чарльз Фредерик Ворт — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды Ворт, один из родоначальников высокой моды.

Хотя можно предположить, что этот ход он подглядел из моды галантного века (а данная эстетика в конце XIX века приобрела неслыханную популярность, воплощаясь прежде всего в костюмированных балах) — в эпоху Рококо были в моде платья называемые «полонез», с объёмной драпировкой на задней части юбки. Такая драпировка была и у платьев 1860-х годов, которые явились предвестниками новых форм (все мы помним что новое — это хорошо забытое старое). Также вернулись в моду и муслиновые косынки фишю, и панье. Об этом напишу позже, в следующих публикациях).

Картинка из дамского журнала 1870-х гг., представляющая типичный модный силуэт.

Ближе к середине 1880-х юбка вновь начала становится пышнее. В целом таких больших колебаний пышности, как в предыдущее десятилетие, в 1880-х не наблюдалось. Для повседневного костюма второй половины 1880-х годов предлагаются более легкие турнюры в виде валиков или подушечек, сплетенные из тонкой и гибкой стальной проволоки. Такими их продолжают носить и в 1890-х годах, в период «Прекрасной эпохи» (Belle Époque). В конце столетия они постепенно уменьшаются, и около 1900 г. заменяются плоскими полукруглыми простеганными подушечками, набитыми конским волосом. Эти легкие накладки повязывают поверх корсета или надевают под него, формируя модный в ту пору S-образный силуэт. Такие мягкие подушечки (bustle pal) были в ходу вплоть до 1910-х г., когда наступило время последних турнюров. Силуэт продолжал «худеть», а вместе с его упрощением исчез и турнюр.
Мода на турнюр продлилась более 20 лет, до 90-х годов 19 века.

Историк моды Александр Васильев об исчезновении турнюров (отрывок из лекции): «Причина — развитие транспорта и поездов. Потому что в кринолине в поезд, когда мы в купе, обручи на уровне лица… а напротив вас другая… Такие карикатуры того времени есть. А турнюр… причина в том, что это слишком много. Оскар Уайлд боролся с турнюрами эстетическим своим советом… Неудобно сидеть, я вам объясню, вы же не жили в ту эпоху — я жил! Большой турнюр — вы же не можете сесть! Турнюр — это драпировка на ягодицах ниже талии — красиво я объяснил? Если вы сядете на турнюр, то он… в общем, вся красота ушла. Нет, можно, но сидеть надо уметь. Есть такие карикатуры, когда муж спрашивает жену: «Дорогая, ты не хочешь присесть?» — «Очень хочу, но портной не велел. Не в этом платье…»

В быту, в разговорной речи у турнюра было много названий. Одно из них — фру-фру — мы можем найти у Достоевского в «Подростке»: «Они сзади себе открыто фру-фру подкладывают, чтоб показать, что бельфам: открыто!» Речь идет, конечно же, о турнюре.

Фру-фру — звукосочетание, передающее шуршание шелка, дорогих тканей. Вот что писали еще в начале нашего века о фру-фру: «И трудно устоять перед выставленным в окнах магазинов, при виде этих воздушных юбочек, с зубчатыми плиссированными воланами, всевозможных цветов, как то: светло-розовых, зеленых, голубых, белых, лиловых, черных и всевозможных составных цветов; с ними соединен всегда «фру-фру» шумящего шелка, звучащий для элегантной дамы как музыка». Название «фру-фру» стало популярным благодаря театру.

В октябре 1869 года в Париже в театре «Жимназ» с большим успехом прошла пьеса Людовика Галеви и Анри Мельяка «Фру-фру», главную роль в которой исполняла Сара Бернар. Эта пьеса пользовалась большим успехом и в России. А.Н.Островский упоминает ее в «Талантах и поклонниках»: в ней намеревается выступить главная героиня — Негина.

В середине XIX века была популярна песенка: «Frou-frou, Frou-frou par son jupon la femme.», содержание которой сводится к тому, что шелест женской юбки способен потрясти мужскую душу.

Рейтинг

5.0
(1 голос)

Exclusive collection antik&vintage

Россия, Москва

Магазин (30)

Блог (3)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • французский стиль
  • мода и стиль
  • турнюр
  • платье франция

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

Платья 1870 годов – фото и картинки турнюрной моды

К концу 1860-х место кринолина у платьев занимает турнюр, который переходит в следующее десятилетие. Первая половина 70-х возвращается к пышным и тяжелым формам костюма. Казалось бы, облегчение наступило – кринолин исчезает, даже появляются нижние юбки, которые не столь тяжеловесны и неудобны, как кринолин, однако все не так просто. Мода иногда непредсказуема.

На европейском рынке становится популярным викторианский стиль. Уорт, который в конце предыдущего десятилетия постепенно изменяет силуэт и вводит турнюр, сначала придает ему пышные формы, сопровождающиеся роскошным декором. В то время это изобретение стали называть «задом Парижа», а распространяется оно с неимоверной быстротой и доходит до Америки. В Филадельфии в середине 1870-х впервые была показана коллекция французских платьев и костюмов.

Талант первого кутюрье создал композиционное равновесие в столь необыкновенном силуэте, все пропорции костюма сбалансированы. Маленький облегающий лиф платья спереди находится на одной прямой с отвесно падающей юбкой, которая тесно прилегает к бедрам. Эта главная вертикаль костюма является стержнем, удерживающим сложную конструкцию костюма с каркасным турнюром.

Получалось нечто необыкновенное – лиф с чуть завышенной талией, юбка со шлейфом и тюник, который своими драпировками вздымается вверх и назад. В моде 1870-х были роскошные декоративные наслоения разных по цвету и фактуре драпировок, складок, оборок, воланов, бахромы, кружев и других элементов, которые в обилии украшали весь костюм дамы, и особенное внимание уделялось турнюру.

Все это богатство декора с роскошью дорогих тканей создавало несколько перегруженный, но в то же время женственный образ.

Прически в эпоху турнюра

Прически в это время также требовали роскошные волосы. Пышные завитые волосы, уложенные в высокую прическу и с выпущенными на шею длинными локонами, украшались искусственными цветами, страусовыми перьями. На головке дамы красовалась маленькая шляпка, которую носили прямо надо лбом.

В моде 1870-х были заметны элементы, напоминающие эпоху ренессанса, а также увлечения восточным искусством. Модницы полюбили японские кимоно, которые носили в качестве домашней одежды, ткани с восточными рисунками.

А что же следует надеть в качестве верхней одежды, когда сооружен такой необъятный турнюрный комплекс? Оптимальным вариантом были широкие африканские бурнусы, различные накидки, мантильи и многие другие подобные вещи. Чтобы дама смогла держать всю эту конструкцию на своих плечах и бедрах и при этом ощущать себя комфортно, мастера костюмов постоянно вели поиски внутренних опор, а проще каркасов.

Закат кринолина наступил уже в 1867 г. На смену ему Уорт предложил женщинам турнюр. В то время часто рассказывали, что на эту идею модельера натолкнул вид женщины, которая во время уборки комнаты для удобства подтянула юбку чуть выше колен и собрала её сзади.

Турнюр, как и многие новшества, вводимые великим модельером, имел оглушительный успех. Он представлял собой юбку до колен, надетую поверх основной юбки и присборенную сзади в склады или оборки. Поддержкой для юбки была подушечка, набитая соломой или конским волосом, ватный валик или каркас из изогнутых на бедрах обручей. У менее состоятельных дам мягкий турнюр создавался подушечкой со смятыми газетами. А вообще-то турнюры имели разную конструкцию.

Для более скромной и повседневной одежды надевали короткий турнюр на поясе с валиком и оборками, выполненными из ткани с конским волосом и укрепленными по краю пластинами из китового уса. Иногда использовали нижнюю юбку, на которой над ягодицами была укреплена жесткая часть.

Использовалась и мягкая нижняя юбка с обручами на ее задней половине. Обручи были из стальной проволоки. Опорой женского костюма был корсет, конструкция которого была достаточно жесткая. Особенность этого корсета состояла в том, что в нем предусматривалась резкое расширение баски в боковых частях. Это создавало почти горизонтальную площадку над бедрами, позволяющую размещение на поясе объемных турнюров и многослойных верхних юбок.

К 1870-ым мода стала более утонченной, в одежде преобладали пастельные оттенки. Вырез лифа чаще выполнялся квадратным, для вечернего платья полагалось глубокое декольте. Рукава были длиной три четверти или длинные, оканчивались кружевными манжетами, а вечерние могли быть и без рукавов. Драпировки, складки, кружева, ленты, банты и бантики, вышивка были основными элементами декора.

К 1875 году цвета стали более насыщенными, а силуэт более вытянутым. Турнюр идет на спад. При этом лиф был гладкий и облегающий, а линии талии и бедер подчеркнуты.

К 1876 году особенно популярным стал покрой «принцесса» с удлиненным облегающим лифом «панцирь». Платья становятся уже, пышные складки сзади опускаются все ниже, образуя трен «рыбий хвост». Кстати этот шлейф в виде рыбьего хвоста при ходьбе мотался из стороны в сторону, и для того чтобы было удобнее даме, на конце трена полагалась специальная петля, которую можно было набросить на руку и двигаться свободнее. В некоторых платьях трен можно было отстегнуть и постирать.

Обувь к платьям с турнюром

Каблуки на обуви изменили положение тела, чуть наклонив его вперед, они в то время были около 4 см и широкими. Самым распространенным цветом обуви был черный цвет, но для свадебных и бальных нарядов использовался цвет слоновой кости или лайковая кожа. Популярными стали сапожки с эластичными боковыми вставками. Обувь украшалась кисточками и бантами.

Украшения

Из украшений, кроме драгоценных колье, стала популярна бархотка на шее с подвеской в виде сердца. В моде этой эпохи отражены вкусы крупной буржуазии, пышность буржуазных салонов.

Часто в истории моды этот период называют «позитивизм», от слова positive – положительный. Направление проявляется в перегруженности и эклектичности декора платьев с турнюром, костюмов и интерьера. Изобилие деталей, украшений, чрезмерная роскошь, демонстрация стоимости вещей и богатства одежды, одним словом – шик. Такое определение можно дать моде 1870-х.

Взлет и падение суеты: краткая история

В последнее время историки одежды проявляют большой интерес к теме женского нижнего белья во времени. В конце концов, это то, к чему мы все можем относиться, верно? Возможно, нет. Например, когда кто-то смотрит на корсеты из турнюр, кринолина и даже китового уса, мы действительно смотрим на культурные артефакты прошлого, которым еще только предстоит проникнуть в современную моду (современные корсеты имеют определенный фактор комфорта в своем дизайне).

Суета — это часть истории женской моды, которая всегда вызывала у меня любопытство. Меня интересует, что идея создания силуэта, столь специфического и столь дерзко непохожего на человеческую форму, была таким приоритетом в большей части господствующего белого американского общества. Меня завораживает мысль о наших сегодняшних стандартах силуэта, которые настолько полярны в том смысле, что они продвигают идею менее заметной женской формы, чем турнюр. Однако пересечение моды и движения за права женщин — тема для отдельного поста.

Я кое-что прочитал о подъеме и спаде суеты этой зимой, и сегодня я поделюсь с вами кратким обзором. Пожалуйста, сообщите нашей команде, если вам нужна помощь в создании собственного суетливого образа.

Прежде всего, почему такая суета?

Кринолин

Некоторые из наших читателей хорошо осведомлены о сиюминутной популярности кринолина; большие, в форме обруча, носили под женскими платьями в середине 1800-х годов. Технически кринолин был разновидностью нижней юбки и изготавливался из жесткого материала, часто из комбинации стали и конского волоса. Желаемым видом были самые широкие юбки, которые когда-либо видела человеческая раса, некоторые из которых достигали шести футов в диаметре. Вспомните платья Скарлетт О’Хара в первых сценах «9».0014 Унесенные ветром .

Хотя кринолин был популярен, он также был опасен, неудобен и ужасно непрактичен. По оценкам недавних историков одежды, тысячи женщин погибли в результате различных несчастных случаев с кринолином, в основном связанных с пожаром. Тенденция быстро сместилась в сторону менее колоколообразной формы, огибающей тело, к приплюснутой спереди и по бокам и приподнятой сзади.

Первый этап: получение правильной формы

Хотя турнюр был впервые запатентован в 1857 году, популярность кринолина мешала ему взлететь до 1860-х годов, когда нижняя юбка в клетку эволюционировала, а затем исчезла, чтобы лучше соответствовать реалиям жизни женщин. Первые версии носили низко, чтобы создать плавный шлейф (см. изображения справа). Обычно их изготавливали из стали и хлопка и носили, завязывая или застегивая на талии спереди. В центре внимания платья был в основном шлейф, оборки по низу платья и лиф.

Примеры низко висящих турели Ранняя турнюрка

Второй этап: Украсьте эту шишку!

В конце 1860-х домашняя швейная машина стала обычным явлением, и акцент сместился на украшение платья, а не на размах его крыльев. В то время как акцент оставался на задней части платья, в 1870-х годах внимание уделялось украшениям шлейфа, и, хотя они были тщательно продуманы, многие из них были обнаружены в области юбки под коленями. Таким образом, турнюры на какое-то время перестали быть стандартными предметами женского гардероба. Изображение справа — один из примеров такого сдвига.

Сосредоточьтесь на шлейфе платья

К 1880-м годам количество украшений снова начало расти, поскольку дизайнеры искали больше места для украшения и творчества. Суета вернулась, и она вернулась с удвоенной силой.

Эта вторая фаза суматохи имела место во время того, что Виктория называет «строго сшитой фигурой» конца 19-го века. Турнюр носили поверх туго перевязанного корсета, и он был рассчитан на то, чтобы выдерживать вес как можно большего количества волн ткани, а также сопутствующих украшений. Мы говорим о складках, оборках, бантах и ​​всевозможных тканевых взрывах. Турнюры той эпохи были тем, что я называю промышленной прочностью, чтобы выдерживать вес задней части и иметь воланистый вид. Корсажи могли быть самыми разными, чтобы соответствовать фигуре и стилю владельца, но почти всегда носили с высоким воротом.

«Строго скроенная фигурка»

Я бы с удовольствием пополнил свою коллекцию одним из этих турнюров!

Промышленная суета

Третья фаза: царствование корсетов осознание опасности такой одежды. Миссия организации, организованной как Общество рациональной одежды, состояла в том, чтобы протестовать против « против введения любой моды в одежде, которая либо уродует фигуру, затрудняет движения тела или каким-либо образом вредит здоровью». Основными целями были обтягивающие корсеты и «тяжело утяжеленные» юбки.

Возможно, они что-то задумали. Такая мода оказалась неустойчивой, особенно с учетом того, что женщины все чаще врываются в общественную жизнь по мере приближения 20-го века. В то время как суматоха шла полным ходом, в 1890-х годах женщины стремились к большей мобильности, а платья с каждым годом становились все более индивидуальными. Лиф развивался гораздо медленнее, а юбка сдувалась. Любая потребность в формировании была возложена на ответственность корсета, который до сих пор сохраняет свое присутствие в женской западной моде.

Достижение девушки Gibson S-силуэт: все дело в набивке

Мода домохозяйки 1950-х годов

Хотите осень в стиле Регентства? Примерьте куртку Spencer

Создайте собственный суетливый образ.

Вы можете посмотреть стили, вдохновленные эпохой суматохи, от Recollections здесь.

суета | Хронология истории моды

Подушечка или рама, надетая под юбку, выпячивающаяся сзади.

Детали

Валери Камминг, К.В. Каннингтон и П.Е. Каннингтон в Словаре истории моды (2010) напишите:

«Термин «турист» не использовался примерно до 1830 года: сейчас это обычное описание устройства для выпячивания юбки сзади на талии». (34-35)

Филлис Тортора и Сандра Кайзер в The Fairchild Dictionary of Fashion (2014) пишут:

«Подкладка, подушка или набор стальных пружин, создающих округлый выступ ниже талии на задней части женского платья». (464)

Согласно Энциклопедии одежды и моды (2004 г.):

«Преувеличение женских ягодиц было периодической темой в западной моде на протяжении нескольких сотен лет. Оттянутые назад верхние юбки мантуа конца семнадцатого и начала восемнадцатого века (свободные платья) подчеркивали эту область, а подушечки или «пробковые крупы» иногда поддерживали стильный стиль конца 1770-х и 1780-х годов. Даже неоклассические платья начала девятнадцатого века часто имели небольшую подкладку на спине — так называемый искусственный горб — чтобы придать линии с высокой талией изящную плавность. По мере того, как талия опускалась, а юбки расширялись, подушечки сохранялись, и к концу 1820-х годов их стали называть суетой».

В Энциклопедии мировой одежды и моды (2010 г.) суета определяется как:

«До начала 1860-х годов кринолиновая клетка сохраняла свою куполообразную форму, увеличиваясь в окружности и вдохновляя множество сатирических карикатур. По прошествии этого времени он начал сплющиваться спереди, а с конца 1860-х годов для удержания юбок сзади использовались конструкции из суеты. В начале 1870-х годов более широко использовались турнюры (турнюры). Они были созданы с использованием самых разных материалов, таких как обручи из металла, тростника или китового уса или плетеные воланы из конского волоса. Суета исчезла через два-три года, но вернулась в моду в более преувеличенной форме с начала 1880-х годов. Затем они увеличились в размерах до больших горизонтальных выступов. Некоторые из них, такие как дымоход, были спроектированы так, чтобы разрушаться, когда владелец садится. Все суеты требовали, чтобы женщины сидели боком на стульях, и они также вызывали эффект раскачивания при ходьбе».

Рис. 1 — Дизайнер неизвестен (Британия). Платье , 1870 г. Шелк. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1980.409.1a – c. Фонд Фонда Кэтрин Брейер Ван Бомель, 1980 г. Источник: Музей Метрополитен

Рис. 2. Дизайнер неизвестен (американец). Ансамбль женского платья , ок. 1870. Шелковая тафта, льняное полотняное переплетение и хлопчатобумажное саржевое переплетение с бахромой из шелкового макраме; 123,19 см (48 1/2 дюйма, по центру спины). Лос-Анджелес: Музей искусств округа Лос-Анджелес, M.2007.211.773a-d. Источник: Музей искусств округа Лос-Анджелес 9.0003

Рис. 3 — мадам Грапанш (американка). Обеденное платье , 1884–86. Шелк. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, CI63. 23.3a, b. Подарок миссис Дж. Рэндалл Крил, 1963 г. Источник: The Metropolitan Museum of Art

Рис. 4 — Производитель неизвестен (американец). Суета , 1870-е гг. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, CI45.79.2. Дар Марии Ле Бутилье, 1945 г. Источник: Музей Метрополитен

Рис. 5 — Производитель неизвестен (американец). Суета , ок. 1880. Проволока, хлопок. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, CI51.26.7. Подарок мистера Фрэнка Кэррингтона, 1951 год. Источник: The Metropolitan Museum of Art

Рис. 6 — Производитель неизвестен (американец). Суета , 1882 г. Сталь, хлопок. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, CI53.72.19. Подарок миссис Уильям Р. Уизерелл, 1953 г. Источник: Музей Метрополитен

Рис. 7. Производитель неизвестен (на английском языке). Женская суета , ок. 1885. Хлопковая саржа, сталь, покрытая хлопчатобумажной тесьмой, и шнур из хлопчатобумажной тесьмы; 78,74 см (31, по центру спинки). Лос-Анджелес: Музей искусств округа Лос-Анджелес, M. 2007.211.39.9. Источник: Музей искусств округа Лос-Анджелес

На рисунках 1 и 2 показан силуэт платья из турникета с различными украшениями в 1870 году. Рисунок 3 представляет собой еще один пример платья из турникета 1880-х годов с уникальной деталью на спине. . На рисунках с 4 по 6 показаны различные опоры в стиле суеты, доступные между 1870-ми и 1880-ми годами. На рис. 7 изображен полный турнюр, изготовленный в 1885 году.

Его загробная жизнь

Современные дизайнеры экспериментируют с конструкциями, похожими на турнюры. Рей Кавакубо из Comme des Garçons представила современный вариант брутального стиля на показе Spring 2012 RTW (рис. 8), а Кристиан Диор продемонстрировал элегантный вид платья в стиле бастл на показе Fall 2014 Couture (рис. 9).).

Рис. 8 — Comme des Garçons (Rei Kawakubo) (яп.). Ready to Wear Fashion Show , весна 2012. Источник: Vogue

Рис. 9 – Christian Dior (франц.). Couture Fashion Show , осень 2014. Источник: Vogue

Каталожные номера:

  • «Суматоха». Википедия , 28 сентября 2017 г. https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Bustle&oldid=802763681.
  • Камминг, Валери, К. Уиллетт Каннингтон, Филлис Каннингтон и Чарльз Релли Бирд. Словарь истории моды . Нью-Йорк: Берг, 2010 г. http://www.worldcat.org/oclc/1002419232.

  • Эйхер, Джоанн Бубольц, изд. Энциклопедия мировой моды и одежды . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 2010 г. http://www.worldcat.org/oclc/767923552.

  • Хаугланд, Х. Кристина. «Суета». Энциклопедия одежды и моды 1 (30 ноября 2004 г.): 204–6. http://libproxy.fitsuny.edu:2200/ps/i.do?p=GVRL&sw=w&issn=&v=2.1&it=r&id=GALE%7CCX3427500101&sid=googleScholar&linkaccess=abs
  • Тортора, Филлис Г., Сандра Дж. Кайзер и Бина Эблинг. Словарь моды Fairchild Books . 4-е издание. Нью-Йорк: Fairchild Books, издательство Bloomsbury Publishing Inc. , 2014 г. http://www.worldcat.org/oclc/

    9357.

Политика конфиденциальности


Хронология истории моды — это проект отдела истории искусств FIT. Timeline предлагает научный вклад в общественное знание истории моды и дизайна. В соответствии с этой миссией 9Письменные комментарии, исследования и анализ 0014 Timeline , предоставленные студентами, преподавателями и другими членами сообщества FIT, находятся под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Если не указано иное, изображения, использованные в хронологии , не подпадают под действие этой лицензии Creative Commons, применяемой к письменным работам из хронологии . Несмотря на то, что были предприняты все попытки добиться точности, Timeline находится в стадии разработки. Если у вас есть предложения или исправления, свяжитесь с нами.

Сохр.

Сохр.

  • Гимн Аполлону: Древний мир и русские балеты

    В 1900-1909, 1910-1919, 20 век, блог

  • Фрида Кало: внешность может быть обманчивой

    В 1930-1939 гг.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *