Женщина в сюрреализме — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal
?
tanjand September 21st, 2017
Женщина в сюрреализме
Женщина в сюрреалистическом каноне страшна, как гарпия или медуза, и фетишизируется как ребенок или девственница, но всегда заметно «другая».
«Проблема женщины — самая чудесная и тревожная проблема в мире», — заявил художник-сюрреалист Андре Бретон. Ее тело — конечная тема мужского желания и фантазии; пространство как противоречивого беспокойства, так и удовольствия.
Художники-сюрреалисты неоднократно обращались к фигуре Венеры — ее безрукое, безголовое тело появляется в работах Рене Магритта, Сальвадора Дали и Макса Эрнста как символ сексуальной энергии и силы. Часто женщина превращается в объект, такой как стул или стол, — мебель благоприятна. Дали использовал семь обнаженных женских для композиции в 1951 году — эти разрозненные, извивающиеся женщины в своей зловещей форме черепа показывают, что художник воспринимал женщину как опасность.
Дали. Женщина, встряхивающая покрывало.
Антипапа Макса Эрнста
Рене Магритт.
Но иногда что-то случалось и у великих сюрреалистов появлялись другие образы. Женщина становилась такой:
Дали. Сестра художника
Конная фантазия Портрет Леди Данн
Но это уже не сюрреализм.
Или такой:
И это не сюрр. Это кубизм. Рене Магритт. Юность.
Первые фотографии — Клод Каон — французская писательница и фотохудожница-сюрреалистка.
Tags: Дали, Клод Каон, Макс Эрнст, Рене Магритт, сюрреалисты
О современном искусстве в новогодних елках
Эту веселую иллюстрацию рождественской ёлки можно найти на поздравительной открытке от Аткинсона – у него множестве других умных и смешных…
Красивый фейк
В инернете завирусилась подборка мозаичных котиков, якобы найденных при раскопках древних Помпей. Представляете – такие современные,…
Цвет, сексуальность и безостановочный шок викторианской скульптуры
Обнаженные рабыни, бесконечные обнаженные груди, страсть, вожделение — распостраненнй образ женщины в искусстве 19-го века. Самая известная…
Вакханалия: золотое великолепие Дэмиена Херста
Позолоченные скульптуры Дэмиена Херста в лондонском ресторане Вакханалия. Оформление основано на греческой и римской мифологии. Любитель…
Что хотела сказать художница?
Монахиня (мадам Жюли де Со) 1850-70 (Дом Садли, Ливерпуль) Смотрите, она сидит и молится, и это визуальное приглашение совершить внутреннее…
Лучшее за год: от оптических иллюзий до гиперреалистичных портретов
Талантливые рисовальщики со всего мира, которые стали популярными в сети, и что они создали в этом, 2022-м году. Сейчас, когда год подходит к…
Что карты могут рассказать о сегодняшнем мире
Картография помогает нам систематизировать информацию, которая все больше становится доступной благодаря разным СМИ, и, конечно, в первую…
Мужской топ из женского платья
Легендарное платье Кристиана Диора «Юнона» 1949/1950 года на показе Dior у подножия пирамид превратилось … в мужской топ. …
Правда о черкесских красавицах Барнума
«Черкесские красавицы» были одним из самых увлекательных розыгрышей П. Т. Барнума. Обладая экзотическими именами, скандальными…
249 картин, художники, описания стиля в искусстве простыми словами, Дали
Сюрреализм – это авангардное направление в живописи, кинематографе и литературе, возникшее в начале двадцатого столетия и получившее активное развитие в период между двумя Мировыми войнами. Характерные черты стиля — применение аллюзий и парадоксальное сочетание форм. Вода под кистью художников-сюрреалистов твердеет, а камни напротив становятся жидкими и растекаются.
Последователи этого стиля черпали вдохновение в глубинах собственного подсознания, перенося на полотно невысказанные мысли, создавая фантастические миры, объединяющие вымысел и реальность.
1 / 13
- Происхождение термина «сюрреализм»
- Отличительные черты
- Идеи
- Отличия от других направлений
- История возникновения направления
- Развитие направления в России
- Известные художники-сюрреалисты
- Знаменитые сюрреалистичные картины
- Современный сюрреализм
Происхождение термина «сюрреализм»
По-французски «сюрреализм» означает «сверхреализм» (surréalisme). Это слово используется в качестве противопоставления гиперреализму. И если в последнем случае предметы изображаются с фотографической точностью, то характерной чертой французского течения становится минимальное сходство с действительностью.
Главный инструмент художников-сюрреалистов — аллюзии, намекающие и рождающие аналогии с неким историческим или политическим фактом. Нередко авторитетные критики и эксперты сравнивают этот стиль со «сновидением наяву».
Одним из первых понятие сюрреализма сформулировал в 1924 году основоположник этого стиля в искусстве — Андре Бретон. Им было сформулировано следующее определение нового для того времени течения: «чистый психический автоматизм, цель которого – выразить письменно, устно или другим способом реальное функционирование мысли». С точки зрения художника, созданное им направление представляет собой бесконтрольную диктовку мыслей, которые выходят за границы нравственных и эстетических канонов, существующих в обществе.
Отличительные черты
Сюрреалисты признают главенство подсознания над окружающей действительностью. Они отрицают традиционный подход к написанию произведений искусства, определяя важнейшей ценностью каждого творческого человека свободу восприятия мира.
Картины последователей этого художественного стиля можно узнать по следующим чертам:
- Абсурдное совмещение образов, реальности и выдумки.
- Обилие нестандартных, фантасмагорических форм.
- Чрезмерная эпатажность, бросающая вызов общественным устоям, морально-нравственным канонам.
- Обращение к магическим, фантастическим и эротическим мотивам.
Доподлинно известно, что многие сюрреалисты писали свои картины, находясь под воздействием наркотических веществ и алкоголя, которые затуманивали мозг и позволяли проникнуть в подсознание. Художники рисковали своим здоровьем, раз за разом, предпринимая попытки возвыситься над обыденностью, освободиться от приземленных и будничных мыслей, чтобы в итоге подарить миру уникальные полотна, чья стоимость сегодня превышает десятки миллионов долларов.
Идеи
На формирование и дальнейшее развитие французского сюрреализма сильное влияние оказала теория психоанализа, сформулированная Зигмундом Фрейдом. Для наиболее полного понимания основных идей художественного течения, прежде всего, необходимо ознакомиться со спецификой научной трактовки сновидений. По мнению Фрейда, пока человек спит, его мозг находится в состоянии покоя, а человеческим разумом владеет подсознание.
Сон в работах сюрреалистов становятся продолжением реальности, не ограниченной рамками обыденности. Во многом произведения, выполненные в этом стиле, становятся своеобразным экспериментом и вызовом обществу. При этом законы академической живописи соблюдаются авторами картин в полном объеме. Так, в фантастических абстракциях мы можем наблюдать игру света и тени, которая соседствует с необычными цветами и оттенками или причудливым сочетанием форм.
Нереальный мир, который создается художником, производит впечатление чего-то зыбкого и размытого, живущего по своим собственным законам, которые попросту не подвластны человеческому сознанию. Такой подход позволил авторам писать совершенно разные и непохожие друг на друга работы, объединенные общей идеей и чертами сюрреалистического стиля.
Отличия от других направлений
Показать таблицу
Период появления | Страна возникновения | Ключевая идея | |
Сюрреализм | Начало XX столетия | Франция | Сновидения наяву, сочетание абстрактных форм и аллюзии. |
Футуризм | 1910-1920 гг. | Италия | Культ будущего и отказ от прошлого |
Экспрессионизм | Первые десятилетия XX века | Германия и Австрия | Художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают |
Модернизм | Конец XIX — начало XX века | Франция | Некий разрыв с имеющимся историческим опытом изобразительного искусства, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм |
Абстракционизм | Начало XX века | Германия | Отказ от привычного изображения предметов и явлений в пользу нефигуративных композиций, открывающих «новую» реальность. |
Дадаизм | 1916-1922 гг. | Швейцария | Примитивнейшее отношение к окружающей действительности |
Кубизм | 1906-1907 гг. | Франция | Слияние простых геометрических форм. |
История возникновения направления
Как новое направление в искусстве течение сформировалось в двадцатых годах прошлого столетия во Франции. Основоположником этого стиля стал Андре Бретон, который в 1924 году опубликовал знаменитый «Манифест сюрреализма».
Сад земных наслаждений
Иероним Босх
Однако, по мнению целого ряда исследователей, характерные абстрактные мотивы встречаются в работах европейских мастеров, живших и творивших еще в Эпоху Возрождения. Наглядным доказательством этой точки зрения может считаться триптих «Сад земных наслаждений» И.Босха, который наполнен причудливыми фигурами, созданными фантазией художника.
Сальвадор Дали отцом сюрреализма называл итальянца Джузеппе Арчимбольдо. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Четыре элемента» и «Времена года», на которых одушевленные и неживые предметы образуют аллегорические человеческие портреты.
Принято считать, что направление сюрреализм, как самостоятельное течение в искусстве, сформировалось из французского нигилистического движения «дадаизм». Первая выставка художественных произведений, выполненных в новом для того времени жанре, была организована в 1925 году, в Париже. Однако, уже в начале 30-х годов в направлении назревает первый кризис, спровоцированный политическими убеждениями Андре Бретона. После того как основоположник течения вступает в Коммунистическую партию Франции, движение покидает более половины его сторонников.
Всемирная известность пришла к сюрреалистам благодаря международным художественным выставкам, которые прошли в 1936-1937 гг. , в лучших английских, японских и французских картинных галереях. Несмотря на то, что многие эксперты расценивают начало Второй мировой войны как официальное закрытие движения, Сальвадор Дали — один из самых известных и выдающих художников, чье творчество неразрывно связано с этим жанром, вполне успешно продолжает и в послевоенный период совершенствоваться в этом направлении.
В 40-50-х годах двадцатого столетия картины мастера отлично продаются и пользуются стабильно высоким спросом среди ценителей живописи. Течение окончательно растворяется в авангардизме к 70-м годам XX века.
Развитие направления в России
В отличие от импрессионизма, в России абстрактный сюрреализм не сумел получить широкого распространения. Вполне вероятно, что это связано с глобальными политическими, социальными и экономическими преобразованиями, которые происходили в стране в 20-40-х годах двадцатого века.
Кроме того, в СССР даже малейшие отклонения от идеологического курса правящей партии моментально пресекались, расценивались, как «чуждые советскому человеку элементы» и происки Запада, погрязшего в капитализме.
Зарождение сюрреализма в России, как самостоятельного направления в искусстве, связано с именем Александра Николаевича Бурганова, специализирующегося на создании причудливых и парадоксальных скульптур. Фантазийные и иллюзорные мотивы прослеживаются и в работах советских художников. В качестве примера стоит привести картину «Директор погоды», созданную российским автором Александром Тышлером. Многие исследователи сравнивают это произведение с работами знаменитого Сальвадора Дали.
По характеристикам и отзывам некоторых экспертов, позднее творчество Казимира Малевича может быть с полным правом отнесено к сюрреалистическому направлению («Три девушки»).
Известные художники-сюрреалисты
К числу признанных мастеров сюрреалистического направления в художественном искусстве можно отнести следующих выдающихся авторов.
Джорджо де Кирико
Первые фантазийные, метафизические работы этого художника были представлены взыскательному европейскому обществу за несколько лет до официального основания нового течения в искусстве. Одним из самых известных произведений автора стала картина «Меланхолия и мистерия улицы».
Андре Массон
Свои самые прославленные картины этот художник написал под гипнозом и в состоянии опийного транса. Этот выдающийся представитель творческого бомонда постоянно экспериментировал с материалами, техниками и новыми технологиями.
Вольфганг Паален
Он считается изобретателем такого художественного приема, как фюмаж, который позволяет создавать на холсте рисунок копотью от горящей свечи.
Рене Магритт
Категорически отрицал собственную приверженность к сюреализму, называл себя основоположником принципиально нового течения, который обозначался им, как «магический реализм». Самым известным и неоднозначным полотном автора стал «Сын человеческий».
Ив Танги
Талантливый американский мастер-самоучка, который, не имея академического образования, писал выдающиеся произведения в жанре сюрреализм. Большая часть работ посвящена морю, в которое Танги был влюблен с самого раннего детства.
Сальвадор Дали
Самый известный представитель течения. Руке этого выдающегося творческого деятеля принадлежит более полутора тысяч работ, пользующихся коммерческим успехом у покупателей.
1 / 12
В наши дни произведения, созданные признанными художниками-сюрреалистами начала двадцатого столетия, оцениваются в миллионы долларов и занимают почетные места в частных коллекциях, лучших музеях и картинных галереях мира.
Знаменитые сюрреалистичные картины
Художественные работы, выполненные в жанре сюрреализм воплощают в себе уникальную, фантазийную вселенную, с воображаемыми объектами, явлениями и связями между ними, которые неизменно притягивают внимание зрителя, погружая его в зыбкий мир красочных снов и причудливых игр подсознания.
Скрипка Энгра, Ман Рэй
По мнению современных экспертов и критиков, черно-белое коллажное изображение обнаженной женщины с полным правом может считаться хрестоматийным примером сюрреалистических картин. Ман Рэй сумел добиться невероятного контраста между молочно-белой женской спиной и черного фона.
Отсылкой к музыкальному инструменту стал узнаваемый символизм рисунков, нанесенных на мраморную кожу героини. Не менее аллегорично название работы – ни для кого не секрет, что у французского художника Энгра помимо живописи было два увлечения: женщины и игра на скрипке.
Материнство, Жоан Миро
Эта одна из первых картин испанского мастера, выполненная в сюрреалистическом стиле. Произведение было создано в 1924 году, в нем отчетливо прослеживается узнаваемый стиль автора, в котором всевозможные геометрические формы приходят на смену одушевленным объектам.
1 / 10
Для отображения связей между предметами и направлений их движения Жоан Миро нередко использует пунктирные или прямые линии.
Постоянство памяти, Сальвадор Дали.
Это полотно также известно под такими названиями, как «Стойкость памяти», «Твердость памяти» и «Мягкие часы». Картина считается канонической для всех сюрреалистов. Сам Дали, вспоминая о том, как он написал свою самую известную картину, рассказывал следующее.
Однажды из-за чрезмерной усталости у художника случился сильнейший приступ мигрени, из-за чего он был вынужден отказаться от похода с друзьями в кино. На ужин Дали решил съесть плавленый сыр. При взгляде на супермягкий продукт в мозгу у художника произошло рождение идеи о воссоздании на холсте чего-то такого же мягкого.
Он пошел в мастерскую и за считанные минуты набросал на холсте ствол безлистной маслины, однако, на этом работа застопорилась. Решив отдохнуть, мастер выключил свет и буквально наяву «увидел» часы, мягко свисающие с обрубленной ветки маслины.
Кукла, Ханс Беллмер
Над написанием оригинальной серии «сломанных» кукол Ханс Беллмер начал трудиться еще в 1933 году. Примечательно, что идея создания одной из самых известных сюрреалистических картин пришла к ее автору во время игры с двоюродной сестрой.
Как отмечал сам художник, при написании работы он ставил перед собой цель вскрыть робкие, глубинные мысли маленьких девочек, которые с недетской жестокостью привносят в невинные детские забавы «тень деформации» и любовь, граничащую с ненавистью.
Ангел домашнего очага, Макс Эрнст.
1 / 10
Невероятно мрачная и атмосферная работа скрывает в себе страшную метафору конца 30-х годов прошлого века. Как и многие другие творческие люди того времени, Эрнст отчетливо видел, насколько губителен фашизм и всеми фибрами души ощущал приближение кровопролитной Второй мировой войны. Главным героем произведения стал экспрессивный монстр в разноцветном тряпье, олицетворяющий фашистский режим.
Корни, Фрида Кало.
1 / 10
Картина была написана в 1943 году, Фридой Кало, которая считается одной из самых дорогих художниц двадцатого столетия. Из-за травмы позвоночника талантливая, харизматичная и очень красивая женщина оказалась прикована к постели, что невероятно тяготило ее непоседливую, творческую натуру. В произведении «Корни» она постаралась изобразить все те моральные, нравственные и физические страдания, на которые обрекла ее неизлечимая болезнь.
Спящая Венера, Поль Дельво
Была представлена Дельво уже в конце Второй мировой войны. После продолжительного путешествия по Италии Поль проникся многовековой архитектурой этой страны, что подтолкнуло его на создание целой серии сюрреалистических урбанистических пейзажей.
1 / 10
Обнаженная Венера была изображена мастером маслом в окружении античного города и загадочных фигур, одной из которых стал полуистлевший скелет.
Жертвоприношение солнцу, Джорджо де Кирико
Итальянский сюрреалист Джорджо де Кирико писал в трех основных форматах – пейзажи, натюрморты и автопортреты, объединяя в своих работах неуместные, абстрактные объекты и многочисленные геометрические здания. Целая серия полотен художника посвящена уникальной и такой далекой красоте Солнца и Луны, которые соединяются между собой с помощью вездесущих электрических проводов. Создается впечатление, словно светила обмениваются между собой энергией, наполняя окружающее пространство теплом.
Сын человеческий, Рене Магритт
Картина была создана бельгийским мастером в 1964 году, став завершающей работой в карьере художника. Причудливое сопоставление контуров и текстур различных предметов, образующих при более пристальном рассмотрении человеческие лица, стало авторской «фишкой» сюрреалиста.
Лицо «Сына человеческого» Магритта скрыто зеленым яблоком, которое, судя по всему, отсылает зрителя, к библейской легенде об Адаме и Еве. Автор уверен, что природой человека скрыто непреодолимое желание познать невидимое, при этом мы совершенно не обращаем внимание на то, что фактически находится непосредственно перед нами.
Заметки для Апокалипсиса, Доротея Таннинг
Жена Макса Эрнста, Доротея Таннинг, продолжала создавать картины в жанре сюрреализм вплоть до 80-х годов прошлого столетия. После смерти любимого супруга художница переезжает на постоянное место жительства в Нью-Йорк, где рисует впечатляющие работы, наполненными запутанными конечностями и хвостами.
1 / 14
Картина «Заметки для Апокалипсиса» была написана под впечатлением от воскресного обеда. Искусно вышитая скатерть напомнила Доротее некую сетку, которая пытается навести подобие порядка в окружающем ее пространстве.
Современный сюрреализм
Искусство и творчество, также как и мода, находятся в постоянном развитии. Под влиянием политических, социальных и экономических явлений в обществе появляются новые формы самовыражения, совершенствуются существующие и давно забытые стили и направления. Современный сюрреализм представляет собой причудливое сочетание постмодернизма, виженари арта, авангарда, поп-сюрреализма.
Нынешние художники в отличие от творческих деятелей начала двадцатого столетия, не стремятся глубоко вникнуть в изначальную философию течения, взяв на вооружение его спонтанность, эпатажность, абстрактность и размытость сюжета.
Интересным примером современных работ в жанре сюрреализм могут стать картины, написанные девушкой Отем де Форест, которая активно экспериментирует с новыми техниками и приемами. Так, на одной из своих картин для отображения динамики огня художница использует корни растения.
Не меньший интерес со стороны экспертов вызывают портреты русского художника О.Шупляка, в основе которых лежат иллюзии. При ближайшем и вдумчивом рассмотрении полотна становится понятно, что мастер сумел объединить в одной картине две уникальные истории.
Современные сюрреалисты делятся со зрителями собственными страхами, болью и сомнениями, уделяют пристальное внимание душевным переживаниям человека и быстротечности его жизни. Каждое произведение, словно призывает нас разгадать некую тайну, чей смысл спрятан за ассоциациями и иллюзиями.
8 женщин-сюрреалистов, не являющихся Фридой Кало — от Мерет Оппенгейм до Доротеи Таннинг но женщины во всем мире уже давно используют искусство, чтобы проникнуть в глубины снов и бессознательного. Как отмечает искусствовед Уитни Чедвик в каталоге LACMA
«В стране чудес: сюрреалистические приключения женщин-художниц в Мексике и США» , сопутствующий музейной выставке 2012 года, «наследие сюрреализма включало в себя модель творческой практики, которая побуждала многих женщин адаптировать его принципы в своих поисках, чтобы связать художественную самоидентификацию с реалиями пола и женской сексуальности».
Несмотря на то, что в сюрреалистическом движении, которое имело место в Европе 20-го века, доминировали мужчины, женщины вносили свой вклад в этот жанр на протяжении всего этого века — и вплоть до современного периода, как видно из работ Николь Эйзенман и Инки Эссенхай. Cегодня. Итак, Кало не участвует в этом, пока мы выделяем восемь исторических женщин-сюрреалистов, чья карьера охватила все, от живописи до поэзии.
Гертруда Аберкромби
Гертруда Аберкромби, Ухаживание , 1949 год. Собрание Музея современного искусства Чикаго, подарок Gertrude Abercrombie Trust. Фото: Натан Кей, © MCA Chicago. Предоставлено MCA Чикаго.
Склонность к луне, черным кошкам и загадочным женщинам, Гертруда Аберкромби создала в своих картинах воображаемый готический Средний Запад. Родом из Остина, штат Техас, Аберкромби провела большую часть своей жизни в Чикаго, а к 1940-м годам она и ее муж поселились в роскошном викторианском доме, где они часто устраивали экстравагантные вечеринки для джазовых музыкантов и артистов. В отличие от ее разгульной жизни, плоские фигуры Аберкромби и обширные пейзажи, тихо освещенные ночным небом, превращают мирское в потустороннее.
Remedios Varo, Papilla Estelar , 1958 г. Изображение предоставлено галереей Wendi Norris, Сан-Франциско.
Advertisement
В начале Второй мировой войны испанская художница Ремедиос Варо и ее второй муж, французский поэт-сюрреалист Бенджамин Пере, бежали из франкистской Испании и оккупированного нацистами Парижа, в конце концов обосновавшись в Мексике, где Варо развила свой остроумный стиль. сюрреализма. Находясь под сильным влиянием литературы, природы, религии и дружбы с художницей-сюрреалистом Леонорой Кэррингтон и фотографом Кати Хорной, Варо воплотила свои интеллектуальные и духовные любопытства в фантастические образы. От женщины в плаще с миндалевидными глазами и растрепанными серебристыми волосами, готовящейся освободиться от мужского духа в Женщина, покидающая психоаналитика (1960), в стройную женскую фигуру, которая сидит в космосе, перемалывает звезды и кормит заключенный в клетку полумесяц в Celestial Pablum (1958), картины Варо — самые смелые мечты.
Доротея Таннинг, Фатала , 1947 год. © Фонд Доротеи Таннинг. Изображение предоставлено галереей Wendi Norris, Сан-Франциско.
Доротея Таннинг, High Wires , 1950. Изображение предоставлено Kent Fine Art.
Загар соблазнительный и навязчивый День рождения (1942) — автопортрет художницы в образе женщины с обнаженной грудью. Она и мифическое крылатое существо смотрят на неизвестного злоумышленника — которым можем быть мы, зрители, разрушающие фигуры, прежде чем они отправятся в путешествие по бесконечному коридору с открытыми дверями. Вдохновленный Дадаизмом, Таннинг часто изображал молодых женщин в эмоционально и сексуально заряженных состояниях покоя. Она жила в Нью-Йорке, где познакомилась с коллегой-сюрреалистом (и ее будущим мужем) Максом Эрнстом. Пара провела время в городе и в Седоне, штат Аризона, прежде чем переехать во Францию в конце 19-го века.50-х годов, когда Таннинг стал ориентироваться на абстракцию и мягкую скульптуру. После смерти Эрнста в 1976 году Таннинг вернулся в Штаты и впоследствии опубликовал два мемуара.
Хелен Лундеберг, Портрет Инес , 1933 год. © The Feitelson / Lundeberg Art Foundation, любезно предоставлено Louis Stern Fine Arts.
Helen Lundeberg, Biological Fantasy , 1946. © The Feitelson / Lundeberg Art Foundation, любезно предоставлено Louis Stern Fine Arts.
В 1934 году одна из самых значительных женщин-сюрреалистов Калифорнии, Хелен Лундеберг, и ее муж, Лорсер Фейтельсон, создали то, что стало известно как пост-сюрреализм, написав единственный в США манифест, бросивший вызов европейскому сюрреализму Андре Бретона, который выступал за выражение «чистый психический автоматизм». В отличие от своих европейских коллег, Лундеберг верила в использование более рациональной формы творчества для изображения бессознательного. Словно осознанный сон, ее картины внимательно размышляют о тайнах биологии, астрономии и физики.
Man Ray
Meret Oppenheim , 1931-1932
Hyperion Press Ltd.
US$35,000
Méret Oppenheim
Eichhörnchen / L’Écureuil , 1969
Levy
In 1930s Paris, Мерет Оппенгейм вращалась в тех же кругах, что Бретон и Эрнст, и, как известно, работала фотографической музой Ман Рэя в серии обнаженных и эротических портретов. Хотя она экспериментировала с живописью и фотографией, Оппенгейм наиболее известна своей фирменной посудой, покрытой мехом. Это преобразование предметов повседневного обихода в символические отсылки, указывающие на эксплуатацию женского тела обществом, принесло Оппенгейму признание не только как музы.
Очертания тишины , 1950
Галерея Вайнштейна
Вызывающий воспоминания сюрреализм Кей Сейдж, напоминающий сумрачные пейзажи и суровые здания Джорджио де Кирико, а также сферические формы ее мужа Ива Танги в пустынном пространстве, оказал огромное влияние на США в 1930-е годы. Сейдж провела свое детство в Европе и Нью-Йорке, а позже интегрировалась в парижский клуб мальчиков-сюрреалистов, где познакомилась с Танги в 1939 году. Как только она развила свой зрелый стиль, отличающийся сильными архитектурными формами и четкими линиями горизонта, Сейдж регулярно выставлялась в Нью-Йорке. и Европе на протяжении 1940-х и 50-х годов. Она трагически начала терять зрение в середине 1950-х годов, но продолжала писать четыре тома стихов и начало мемуаров.
Роза Роланда
Родом из Калифорнии, Роза Роланда сделала знаменитую карьеру бродвейской танцовщицы в Нью-Йорке в начале 1900-х годов, но под влиянием романтического романа с мексиканским художником Мигелем Коваррубиасом у нее развился талант к фотографии после того, как они переехала в Мексику в 1925 году. Находясь под сильным влиянием исследования Рэем фотограмм, которые он называл «рентгенограммами», она использовала механическую технику для создания автопортретов своего подсознания.
Leonora Carrington
Bird Bath (Baño de Pájaros) , 1974
Музей латиноамериканского искусства, Лонг-Бич ряд картин и скульптур, посвященных мифическим сюжетам. Она также публиковала рассказы. Поселившись во Франции с партнером и коллегой, художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, Кэррингтон выставлялся на «Международной выставке сюрреализма» в 1919 году.38. В течение следующих четырех лет она перенесет нервный срыв, примет участие в выставке «Первые документы сюрреализма» в Нью-Йорке в 1942 году вместе с Марселем Дюшаном, напишет сюрреалистические мемуары En bas (Внизу) (1943) и эмигрировать в Мексику. Там Кэррингтон подружилась с Варо, вышла замуж за венгерского фотографа Эмерика Вайса в Мехико и освоила ее захватывающий, магический реалистичный стиль.
Алексис Коррал
Сюрреализм был явно женским движением. Так почему же так много великих женщин-художниц были забыты?
Вклад женщин-художников в сюрреалистическое движение может быть хорошо известен, но лишь немногие получили заслуженное признание. Новая научная выставка во Франкфурте собрала работы 34 выдающихся художников, некоторые из которых долгое время игнорировались и исключались из художественно-исторического канона, где доминируют мужчины.
Количество и разнообразие их работ показывают, что женская точка зрения была центральной в сюрреализме с момента его зарождения после Первой мировой войны. Входит в «Фантастические женщины. Сюрреалистические миры от Мерет Оппенгейм до Фриды Кало» в Schirn Kunsthalle Frankfurt в Германии — это ошеломляющие 260 картин, работ на бумаге, скульптур, фотографий и фильмов, некоторые из которых раньше редко видели.
На выставке представлены работы менее известных художников, таких как Тойен, Бриджит Тичнор, Элис Рахон, Кей Сейдж и Ителл Колкухун, а также их более известных современников, Фрида Кало, Мерет Оппенгейм, Ли Миллер, Клод Кахун, Леонора Кэррингтон, Дора Маар и Доротея Таннинг. Основные моменты включают показ фильма первопроходца французского кинорежиссера Жермен Дюлак «Морская ракушка и священник ». Сделанная в 1927 году, она считается первой сюрреалистической работой в истории кино.
«По сей день имена и работы огромного числа выдающихся женщин-художников со всего мира отсутствуют во многих справочниках и обзорных выставках по сюрреализму», — пишет куратор выставки Ингрид Пфайффер в публикации, сопровождающей выставку. «Причин этому много, в том числе бесконечное повторение устаревшего канона, несмотря на недавние исследования — проблема, которая относится к истории искусства в целом».
Многие художники связаны своей связью с одним из основателей сюрреализма Андре Бретоном, а также своим участием или вкладом в ключевые групповые выставки и публикации. Выставка также исследует сеть дружеских отношений этих женщин-пионеров, которая простиралась от Европы до США и Мексики.
Доротея Таннинг, Напряжение (1942). Коллекция Ulla und Heiner Pietzsch, Берлин. © The Estate of Dorothea Tanning/VG Bild-Kunst, Бонн, 2020. Фото: Йохен Литткеманн, Берлин
В 1944 году бретон, первосвященник сюрреализма, писал: достаточно ясно в сегодняшней суматохе. Художник должен, в частности, отдавать предпочтение женской системе в противоположность мужской системе, опираться исключительно на женские способности». На выставке отмечается, что его поддерживали, в том числе финансово, несколько ключевых женщин движения, в том числе французская художница Валентина Гюго.
Леонор Фини, Хтонское божество, охраняющее сон молодого человека
(1946). © Галерея Вайнштейна,
Сан-Франциско и Галерея Фрэнсиса Науманна, Нью-Йорк / VG Bild-Kunst, Бонн, 2020
На выставке представлены многие важные сюрреалистические темы, такие как «изысканный труп», совместные произведения искусства, автоматические письма и изображения мифических существа и ландшафты подсознания. «В целом [сюрреалистическое] движение во многих отношениях кажется явно «женским», поскольку оно отвергает все традиционно мужские, патриархальные и империалистические структуры», — отмечает Пфайффер. Женщинам-сюрреалисткам приходилось сталкиваться со своей долей сексистских взглядов, но в то время они испытывали большую свободу и никогда не были простыми музами.
Среди основных экспонатов выставки — автопортреты, жанр, который женщины-сюрреалисты сделали своим; эта форма гораздо реже использовалась их коллегами-мужчинами. Пфайффер размышляет, почему это произошло, написав: «Многие из них раньше изображались их коллегами-художниками как «объект» мужской проекции».
Мерет Оппенгейм, Примитивная Венера 1962 (1933). © Kunstmuseum Solothurn / VG Bild-Kunst, Bonn 2020
Она цитирует Мерет Оппенгейм, стоящую обнаженной возле печатного станка в знаменитой серии Ман Рэя, или Унику Цюрн, изображенную в виде связанной куклы в произведении Ганса Беллмера. Женщины, по словам Пфайффера, «во многих случаях анонимизировались как «женщина», таинственное, желанное существо. Вездесущность женского тела в сюрреалистическом искусстве поставила перед женщинами-художницами задачу вырасти со своими собственными способами видения и мышления из пассивного объекта в действующий субъект».
На выставке представлены работы покойного сюрреалиста Луизы Буржуа. К концу конца 1960-х годов многие из новаторских художниц движения жили в относительной безвестности, их сюрреалистическое искусство лишь постепенно открывалось заново незадолго до их смерти или посмертно. «Фантастические женщины», который после показа во Франкфурте отправляется в Музей современного искусства Луизианы в Дании, показывает, как художественное движение формировалось гораздо большим количеством женщин-художников, чем до сих пор признавали историки. Это были необыкновенные женщины, чей зачастую игривый и самоуверенный подход к своему телу и женской сексуальности опережал свое время.
Посмотрите на некоторые из невероятных работ ниже.
Вид инсталляции из фильма «Фантастические женщины. Сюрреалистичные миры от Мерет Оппенгейм до Фриды Кало». © Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2020, Фото: Норберт Мигулетц.
Клод Кахун, Автопортрет (Я на тренировке… Не целуй меня) , (ок. 1927). Частная коллекция. © Клод Кахун
Луиза Буржуа, Автопортрет туловища (1963-64). Коллекция фонда Easton
© The Easton Foundation / VG Bild-Kunst, Бонн, 2020 г. Фото: Кристофер Берк.
Фрида Кало, Автопортрет с терновым ожерельем, (1940). Коллекция Центра Гарри Рэнсома, Техасский университет в Остине, Коллекция современного мексиканского искусства Николаса Мюрея © Banco de México Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust/VG Bild-Kunst, Bonn 2020.
Вид инсталляции из фильма «Фантастические женщины. Сюрреалистичные миры от Мерет Оппенгейм до Фриды Кало». © Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2020, Фото: Норберт Мигулетц.
Кей Сейдж, В назначенное время (1942). Художественный музей Ньюарка, завещание Кей Сейдж Танги, 1964 г. © Estate of Kay Sage/VG Bild-Kunst, Бонн, 2020 г.