Style empire: Empire style | art | Britannica

Нестандартный стиль Empire — «Лермонтов»

История появления стиля Ампир

  • Франция
  • Россия

Модный штрих
Эстетика украшений
Лаконичность фарфора в стиле Ампир
Серебро и бронза в стиле Ампир
Интерьер и предметы обстановки периода ампир


Развитие общества происходит по объективным законам, и категории причин и следствий никто не отменял. Поэтому, когда в начале XVIII века случайно нашли город Геркуланум, а позднее Помпеи, стало совершенно естественно, что это приведет к рождению нового стиля в искусстве. Интерес к античности, изучение архитектуры, предметов обихода и украшений позволили понять, сколь велики были возможности древней культуры. Желание возродить ее величие совпало с правлением Наполеона, жаждущего провести параллель с правителями древности. Так во Франции появился стиль ампир –торжественный, величественный, монументальный, который распространился по всему миру и завоевал особую популярность в России.

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг. Проводя сравнение своей персоны с римскими властителями, император четко озвучивал свои желания, регламентируя моду, искусство, литературу.

Так, чувствуя привязанность Наполеона к роскоши, живописец Жак Луи Давид для своих полотен, восхваляющих императора, заказывал особую мебель, что весьма пришлось по душе Наполеону. «Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри» (1812), «Коронация Наполеона» (1808) – полотна, положившие начало мощному этапу классицизма – ампиру. Стиль поступательно проник в архитектуру, интерьер, отразился на платье, нашел отклик в декоративно-прикладном искусстве.

Франция


Апартаменты, возведенные в стиле ампир, отличаются монументальностью, геометрической правильностью объемов, целостным восприятием фасада. Первые дворцы, перестроенные для Наполеона – Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр, Тюильри. И без того роскошные хоромы были частично трансформированы: утяжелены ордерной системой, арками, изменился интерьер помещений.


Наполеон любил Фонтенбло, именно там он решил поселиться. Когда император переехал в замок, то обнаружил только стены, поэтому с энтузиазмом принялся за его обустройство. Убранство замка преобразилось: стены обивались гобеленами, расписывались фресками на героическую тематику, полы застилались коврами. Интерьеры украшались знаменитым растительным орнаментом – пальметтами, арабесками, а также встречались основы военной атрибутики: мечи, миндалевидные щиты, гербы с орлами.


Император Франции предпочитал королевский размах, именно Наполеон дал новый виток развитию классицизма, породив стиль ампир, утверждавший императорское величие. Мебель соответствовала обстановке: массивная, золоченая, обитая китайскими гобеленами яркой расцветки безукоризненного качества. Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. После триумфа Наполеон мог позволить себе безмерные траты на благоустройство, надеясь восседать на троне вечно.


Бонапарт любил и Тюильри, где он обосновался в 1799 году, объявив своей резиденцией и принявшись к сооружению северного крыла. Главный вход он усложнил триумфальной аркой, ставшей в этот период отличительной чертой стиля. Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях. Задуманное как гимн славных заслуг Наполеона, сооружение прославляет победы полководца и его армии. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров.


В 1806 году Наполеон решает построить на месте церкви Мадлен (Святой Марии Магдалины) античный храм, который будет посвящен военной славе героев империи. Церковь окончательно была возведена только через 80 лет, основателю не довелось увидеть окончания строительства, которое и сегодня отличается монументальностью, поражает масштабами, являясь ярким показателем стиля, ушедшего вместе со своим кумиром.

Россия


Российская империя приняла ампир, как стиль, способный отразить величие народа, отстоявших независимость. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. П. Стасов), Михайловский дворец (К. Росси). Отличительные признаки данного стиля — роскошь, использование ценных натуральных материалов, обилие в интерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей, напоминающих об античных храмах и дворцах.


Ампир настолько пришелся ко времени, настроению и вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцов и распространился по всей России. Повсеместно комнаты стали украшаться тяжелыми драпировками, золотой и бронзовой инкрустацией мебели: ножки и подлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромные кровати с балдахином, ножки столов напоминают резные колонны. Величавость форм, размах пропорций, некая эпатажность словно притягивали к себе, поэтому ампир нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре, мебели и светильниках, фарфоре и живописи, моде и ткани, изделиях из стекла, стали и камня.


Нельзя сказать, что стиль был ограничен лишь двумя государствами, элементы его проникли в другие страны, например, в Великобритании его называли «регентским», но явный расцвет он получил лишь там, где удовлетворял амбиции императоров-победителей.

Модный штрих


Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. С 1801 года в платьях преобладает греческий орнамент, а чуть позднее к нему добавился этрусский и египетский. Женские платья стали немного короче, а к 1810 новым дополнением к нему становится меховое пальто. Но шиком считались кашемировые шали из Египта, производство которых поддерживала жена Наполеона Жозефина Богарнэ. Типичное платье эпохи ампир – с овальным вырезом, с собранными фонариком рукавами, высоко подпоясанное, дополненное широкой шалью, расшитой по краям.



Мужской костюм тоже видоизменяется: становится более сдержанным, ценится хороший крой, элегантность, великолепие. Обувь продолжает нести отпечаток античности: низкая, плоская, без каблука, популярны переплетенные из ремешков сандалии.


В этот период открываются модные салоны, появляются первые дома моды, начинают писать про особенности костюма, а при дворах высоко ценятся портные, которые не только обшивают весь двор, но вводят парфюмерию и оригинальные аксессуары.

Эстетика украшений


Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Изделия сдержанны, геометрически точны, украшаются гирляндами из лавровых листов, древнегреческим орнаментом. Упор делается на камни, предпочтение отдается бриллиантам, и даже если используются жемчуг, изумруд, рубин, сапфир, то обрамлением для них все равно служат мелкие диаманты. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Ювелиры изготавливают драгоценности к определенному гардеробу, поэтому единая композиция объединяет гребни для волос, тиары, ожерелья, висячие серьги, пряжки для пояса.



В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Считалось, что женщины, носившие камеи, находились под покровительством Афины, поэтому дочери Императора, высокородные княжеские персоны обязательно имели при себе такое ювелирное украшение, как символ совершенства и власти. Художественная резьба по камням впечатляет. Мастеру удается увидеть образ в камне, а затем столь тонко его вырезать, передать настроение на миниатюре. Камеи в стиле ампир гармоничны, не перегружены декоративными элементами, изящны и самодостаточны природной красотой.


Лаконичность фарфора в стиле Ампир


Не обошли стороной новые веяния и декоративно-прикладное искусство – севрский фарфоровый завод моментально отреагировал на запросы светского общества, видоизменив форму и внешнее оформление предметов. Севрская фарфоровая мануфактура во Франции и в настоящее время подчиняется Министерству культуры, а 200 лет назад полностью находилась под покровительством Императора.


Специально для Наполеона изготавливались вазы огромных размеров, столовые сервизы с изображением его сцен военных побед. Изделия щедро покрывались позолотой и украшались узнаваемым египетским орнаментом.



Изделия Севрского фарфора, созданные в начале XVIII века, поражают величием и торжественностью. Даже при первом взгляде они существенно отличаются по форме, цвету, декорированию. Формы вазонов монументальны, основательны; преобладают зеленые, голубые, пурпурные цвета, утяжеленные позолотой. Декор предметов выразительный с элементами античных барельефов.


Наполеон имел полное основание гордиться победами, поэтому любил, чтобы успехи были задокументированы не только на бумаге, но и напоминали ему и окружению об этом постоянно. Так появляется фарфоровая посуда, где изображался Император, полководцы, зарисовки жизни в походе. Безукоризненного качества керамические изделия расписывались вручную лучшими художниками, работавшими на фабриках.



В это время выпускается знаменитый Олимпийский сервиз из 166 предметов, который был подарен Александру I в дань уважения и примирения между государствами. На напольных вазонах, вазах для цветов, столовых предметах запечатлены картины античного мира. Пурпурная окаемка с золотым растительным орнаментом – отличительная особенность шикарного набора. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. В. Жакото, Ж. Жорже, А. А. Адам), которые полагались на работы Рафаэля, Давида, Энгра, либо черпали вдохновение из египетских фресок. В технологии использовалась надглазрурная роспись, золочение, элементы скульптурной моделировки. Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля.



Отличительными чертами ампира можно назвать связь с историей, излишнюю декоративность, смешение разных стилей: египетского/римского/турецкого.


Знаменитый Египетский сервиз, созданный в 1806 году во Франции, отличается от стандартных фарфоровых образцов в первую очередь тематикой сюжета. В его основу легло “Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte”, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону. На предметах набора нет ни одной выдуманной надписи или рисунка – все является калькой египетских надписей и барельефов. Сервиз, созданный из лучших пород известняка и гранита, теплый по цвету, искусно расписан натуральными красками, и сегодня не потерял первоначальный колорит и блеск. Формы вазонов напоминают амфоры, а в орнаменте используется характерная растительность: лепестки лотоса, как символ божественной силы и олицетворение солнца, дающего жизнь, тростник, лилия. Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее.



Российский ампир несет на себе все черты, установленные стилем с уклоном на национальную особенность. Наставниками для императорского фарфора в России служили французские учителя и художники. Отличие, безусловно, было в том, что тематикой являлось прославление Александра I и его побед. Гимном победы народа 1812 года стал знаменитый «Гурьевский» сервиз, а также «военные тарелки», на которых прописывались портреты солдат и офицеров разных войск.




Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом. Но его специфика – темы для сюжетов. Сервиз отражает жизнь простого народа, его костюм, характерную деятельность, предметы быта и труда, развлечения крестьянских детей. Интересны вазы, основанием которых были крестьянские девушки, наподобие древнегреческих жриц. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д.А. Гурьева. Сервиз украшали русские и французские живописцы, используя надглазурную полихромную роспись с позолотой.


Кроме сервизов российскими и европейскими заводами выпускалось огромное количество отдельных ваз, коллекционных тарелок, каминных часов, украшающих сегодня государственные и частные коллекции.

Российская империя, Москва,
завод Попова,
1810-1849 годы.

Фарфоровые каминные часы, Франция, ампир, 19 в.

Завод Попова, 1811-1860 гг.


Русская чайная пара в стиле ампир с характерной военной атрибутикой в красно/золоченом орнаменте.

Фарфоровый завод Гарднера, около 1820


На чайной паре в стиле ампир портрет Александра I в мундире, с орденоносной лентой. Предметы расписывались Ф. Жераром, украшены небольшими скульптурными листьями в золоченой окантовке по фону кружки и блюдца.

Серебро и бронза в стиле Ампир


Императорский стиль как нельзя лучше подошел изделиям из бронзы. Их формы отличаются простотой, поверхность тонирована патиной, а декор походит на античные фрески: головы или фигурки, напоминающие камей в окружении завитушного узора, подлинных символов, переплетенных рогов изобилия. Орнамент исполнен безупречно, поддерживая статус Empire.

Подсвечники, вторая половина XIX века.


Подсвечники выполнены в стиле ампир из патинированной бронзы. Основная форма как нельзя лучше передает античные колонны. Стволы подсвечников украшены изящной капителью, а резьба по подсвечнику позволяет отсветам огня играть по вырезанным дорожкам. Головы льва, лежащие в основании, олицетворяют связь прошлого и будущего, являясь наиболее типичным атрибутом египетской культуры.


Шикарны бронзовые люстры в стиле Ампир. Крупные, более метра в высоту, они состояли из множества подсвечников и рассчитаны были на огромные залы. Декоративность, скульптурные элементы делали предмет не столько утилитарным, сколько произведением искусства.

Люстра из двенадцати рожков. Фарфор, золоченная и патинированная бронза. Париж, 1895


Предметы из серебра этого периода нередко копировали форму и рисунки мраморных изделий и керамики древней Греции, Египта и Римской империи. К примеру, знаменитые Уорикская, Букингемская и Портлендская вазы, найденные в конце18-го века при раскопках в Греции, воплощаются в серебре и становятся объектами подражания для многих ювелиров. Утонченный, нередко плоский тесненный или гравированный декор первой половины Неоклассицизма, в изобилии сменился более крупными архитектурными мотивами и объемными литыми украшениями в античном духе: лавровые гирлянды и венки, листья аканта, головы и лапы орлов, лебедей, пантер, сфинксы, женские фигуры и маски, подобные древнегреческим. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. Принципы архитектурных классических форм и пропорций ярко воплощаются в подсвечниках и канделябрах: популярные модели дорической, ионической и коринфской колонн, гладкие, рельефные, прямоугольные, многогранные, прямоугольные, напоминающие египетские обелиски. Серебряная столовая посуда по-прежнему сохраняет изящные очертания античных сосудов, но появляются, напоминающие глобус или тыкву, шарообразные предметы.


В производстве посуды широкое применение получают новые технологические методы обработки металлов, наилучшим образом подходящие для геометрических и симметричных форм, присущих Неоклассицизму. Это позволило значительно увеличить количество элегантной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, поскольку спрос на подобную продукцию в имперский период небывало возрос. Листопрокатный стан семьи Бейтмена, производил большое количество тонких серебряных пластин, легко поддающихся резке, плавке, закручиванию и сгибанию. Подобных свойств и высокого качества пластины, только в сочетании с медью производились на предприятии в Шеффилде. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке.



Серебряное блюдо, в котором множественно повторен мотив рога изобилия. Christian Ludewig Kuhfeldt, Берлин, 1830 г.



Французский набор для масла и уксуса, выполненный из серебра и хрусталя. 1830 г.



Еще один набор из Льежа для масла и уксуса, сделанный из серебра со стеклянными графинчиками. 1830 г.




Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г.



Серебряная емкость для подачи овощных блюд. 1803 г.



Бранденбургская супница. Гладкая поверхность, приподнятые ручки, высокая крышка хорактерны для столового серебра имперского стиля. 1801 —1803 гг.



Серебряная, с прозрачной стеклянной вставкой конфитюрница и двенадцать ложек в наборе. Париж, около 1830 г.



Два кофейника с характерными для стиля Ампир туловами в форме античных ваз и основанием в виде треножника, литыми украшениями-пальметами, пунктирным узором по линии окружности горлышка и носиками, со стилизированой головкой льва и лебедя. Работа Д. Г. Гарро, Париж, 1819 — 1830 гг.

Серебряный самовар в стиле Ампир. 19-й век



Серебряный набор для чая и кофе работы Victor Saglier в стиле Ампир. Середина 19-го века


Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.



Серебряная конфитюрница работы Герберта Денуайе в виде треножника стремя крылатыми кариатидами. В наборе 12 золоченых ложек. Смешаны египетский и эллинский стили. 1820-1832 гг.



Самовар из золоченого серебра в египетском стиле, выполненный лондонскими мастерами Д. Скооттом и Б. Смитом в 1806 г. Три фигурки сфинксов поддерживают тулово самовара и опираются лапами на треножник



Трофейный кубок Данкастера из золоченого серебра, созданный Ребекой Имс и Эдвардом Баркардом в 1828 г. Вакханальные фигурки в орнаменте и змеевидные ручки нередко использовались как для выставочного, так и для домашнего серебра



Эскизы из альбома Херста для Шеффилдских пластин отражают образцы для подсвечников в форме дорической (слева), ионической (средний рисунок) и наиболее декоративной коринфской колонн.

Интерьер и предметы обстановки периода ампир



Фрагмент оформления потолка и стен в зале времен Empire



Кресло, сделанное для Нея, маршала Наполеоновской армии. Jacob-Desmalter, 1800-е года, Париж


Колыбель для новорожденного герцога Бордо, работы Жана-Франсуа и Франсуа Томаса Denière Matelin, Париж



Туалетный столик, 1820-1830 гг.



Секретер-бюро, 1804-1815 гг. , Франция



Комод, приписывается работе Йозефа-Мари Бенара, 1820 года, Париж



Амуры и Психеи. Консольный стол с каминными часами, 1799 г., Франция



Пьедестал. Стол-подставка. Jacob-Desmalter


Табурет работы Бернара Пойе,
1805 г.


Опочивальня Наполеона в Большом Трианоне, дворце, расположенном в северо-западной части Версаля



Приемная Наполеона во дворце Фонтенбло


Спальня императора,
Шато-де-Фонтенбло,
Франция


Одна из комнат
императрицы Жозефины
в Шато-де-Мальмезон


Салон du Conseil во дворце
Мальмезон

Гостиная, Le Royal Palace Ademtown


Парадная спальня Полины
Боргезе, 1804 г.
Британское посольство,
Париж


Гостиная, Le Royal Palace
Ademtown



Акварельный эскиз кровати с балдахином Бенджамина Готхольда для Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтейна



Ранний Ампир. Стул из дворца Мальмезон, с подлокотниками в виде лебедей, спроектирован Персье и Фонтеном для императрицы Жозеефины в 1880 г. Форма стула заимствована от древнегреческой мебели, а мотив лебедей, придающий стулу величие, от римской имперской.



Эскиз комода из «Сборника декора интерьеров» Перрсье и Фонтена работы Б. Молито (1811 г.) отражают монументальность и важность фронтального дизайна стиля Ампир. Ножки в виде лап животного присущи мебели раннего Ампира, а кубической формы характерны для позднего периода.


Ничто не оставалось в течение веков неизменным. Стиль ампир, вобравший в себя таинственность египетской культуры, не раз возвращался, а в наши дни, в прямом смысле слова, переживает свое возрождение.

Книга «Empire Style. The Hotel de Beauharnais in Paris»








  • Книги


    • Художественная литература

    • Нехудожественная литература

    • Детская литература

    • Литература на иностранных языках

    • Путешествия. Хобби. Досуг

    • Книги по искусству

    • Биографии. Мемуары. Публицистика

    • Комиксы. Манга. Графические романы

    • Журналы

    • Печать по требованию

    • Книги с автографом

    • Книги в подарок

    • «Москва» рекомендует

    • Авторы

      Серии

      Издательства

      Жанр



  • Электронные книги


    • Русская классика

    • Детективы

    • Экономика

    • Журналы

    • Пособия

    • История

    • Политика

    • Биографии и мемуары

    • Публицистика


  • Aудиокниги


    • Электронные аудиокниги

    • CD – диски


  • Коллекционные издания


    • Зарубежная проза и поэзия

    • Русская проза и поэзия

    • Детская литература

    • История

    • Искусство

    • Энциклопедии

    • Кулинария. Виноделие

    • Религия, теология

    • Все тематики


  • Антикварные книги


    • Детская литература

    • Собрания сочинений

    • Искусство

    • История России до 1917 года

    • Художественная литература. Зарубежная

    • Художественная литература. Русская

    • Все тематики

    • Предварительный заказ

    • Прием книг на комиссию


  • Подарки


    • Книги в подарок

    • Авторские работы

    • Бизнес-подарки

    • Литературные подарки

    • Миниатюрные издания

    • Подарки детям

    • Подарочные ручки

    • Открытки

    • Календари

    • Все тематики подарков

    • Подарочные сертификаты

    • Подарочные наборы

    • Идеи подарков


  • Канцтовары


    • Аксессуары делового человека

    • Необычная канцелярия

    • Бумажно-беловые принадлежности

    • Письменные принадлежности

    • Мелкоофисный товар

    • Для художников


  • Услуги


    • Бонусная программа

    • Подарочные сертификаты

    • Доставка по всему миру

    • Корпоративное обслуживание

    • Vip-обслуживание

    • Услуги антикварно-букинистического отдела

    • Подбор и оформление подарков

    • Изготовление эксклюзивных изданий

    • Формирование семейной библиотеки




Расширенный поиск



Теги:

Париж, интерьер, имперский стиль


Издательство:


Flammarion


Год издания:


2016


Место издания:


Paris


Язык текста:


английский


Редактор/составитель:


Ebeling J. ; Leben U.


Тип обложки:


Твердый переплет+суперобложка


Формат:


273х356 мм


Размеры в мм (ДхШхВ):


356×273


Вес:


3240 гр.


Страниц:


347


Код товара:


868282


ISBN:


978-2-08-020272-7


В продаже с:


23. 11.2016




Дополнительная информация


Аннотация к книге «Empire Style. The Hotel de Beauharnais in Paris»:
This monograph dedicated to the most spectacular example of Parisian First Empire interior architecture retraces the history of the building and the lives of its residents. The Hotel de Beauharnais, constructed in 1713, gained renown during the Consulate period. In 1803, Josephine Bonaparte acquired the property for her son, Eugene de Beauharnais, and had the building renovated and decorated at great expense. At the fall of the Napoleonic Empire, it was sold to the King of Prussia and became an embassy during the nineteenth century. With its unique Consulate and Empire decor, the palace is an invaluable specimen of Parisian interior architecture. The result of more than ten years of research and restoration work, this book recounts three centuries of European political history through the lives of the Hotel’s successive owners.

Читать дальше…

















Ампир | искусство | Британика

Vêndome Column

См. все материалы

Связанные темы:
искусство
стиль бидермейер
Регентский стиль

См. весь связанный контент →

Ампир , основной этап неоклассического искусства, процветавшего во Франции во времена Первой империи (1804–1814 гг.).

Стиль ампир был вдохновлен стремлением Наполеона к стилю, вдохновленному величием Древнего Египта и имперского Рима. В архитектуре это было представлено такими парижскими зданиями и памятниками, как церковь Мадлен (первоначально Храм Славы) Пьера-Александра Виньона, Триумфальная арка Жана Шальгрина и Триумфальная арка Шарля Персье и Пьера Фонтена. Карусель и Вандомская колонна; в живописи Жака-Луи Давида Sacre de l’empereur Napoléon I er et couronment de l’impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, 2 декабря 1804 и батальные сцены барона Антуана Гро; а в скульптуре — героические статуи Наполеона и его семьи Антонио Кановы.

Стиль ампир в одежде также находил свое вдохновение в классических временах, одновременно сознательно подражая богатой элегантности дореволюционной Франции, одевая женщин, чтобы подчеркнуть женственность и изящество, в струящихся творениях в пол из легких тканей, часто со шлейфами, которые всегда были с декольте и подпоясывались сразу под грудью. Парижские зимы требовали теплой верхней одежды, которая была многочисленна и разнообразна, в том числе шарфы, палантины, накидки, куртки и верхние платья. Мужская мода периода Империи отличалась фраком с вырезом, обнажающим жилет и рубашку с высоким воротником и галстуком, очень напоминающую пошив одежды в Лондоне.

Французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, проектировавшие обстановку парадных залов Наполеона, внесли большой вклад в создание стиля ампир в оформлении интерьеров и дизайне мебели. Их идеи были включены и распространены в их Recueil de decorations intérieures (1801 и 1812; «Коллекция предметов интерьера»). Сильный археологический уклон ампира привел к прямому копированию классических видов мебели и аксессуаров; к этому был добавлен новый репертуар египетского орнамента, стимулированный кампаниями Наполеона в Египте. Мебель из шпона красного дерева с опорами из ормолу приняла форму римских, греческих и египетских стульев и столов с опорами в виде крылатых львов и пилястрами со сфинксами, бюстами или пальмовыми листьями. Там, где не существовало классических прототипов, современные образцы были оживлены древними орнаментальными мотивами, часто с символическим значением, относящимся к правлению Наполеона, например, крылатая победа и лавровый венок, используемые в качестве декоративных символов триумфа; пчелы, снопы зерна и рог изобилия для процветания; и фасции и сфинксы для завоевания.

Хотя стиль ампир зародился во Франции (в частности, в Париже), он быстро распространился по всей Европе, и каждая страна адаптировала его к своему национальному вкусу. См. также Стиль бидермейер; Греческое возрождение; и стиль Регентства.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Вирджинией Горлински.

Стили ампир и регентство | Публичная библиотека Нью-Йорка

Два отличительных движения, теперь известные как стиль ампир и стиль регентства, родились из формального неоклассицизма, который доминировал в европейском строительстве и декоре конца восемнадцатого века. Эти стили были в значительной степени стимулированы ожесточенным соперничеством Франции и Англии и их правителей. Наполеон I (1769 г.-1821), самозваный император Франции, решил расширить имперское величие Франции силой оружия. Вступив на престол в 1804 году, он сразу же запустил амбициозную программу в области искусства и дизайна, которая продолжалась до конца его правления в 1815 году. Через Ла-Манш принц-регент, будущий король Георг IV (1762-1830), искал способы отпраздновать наследия благодаря его активному покровительству искусству.

Социальные условия в этот период времени, часто известный как наполеоновская эпоха, создали два новых декоративных стиля. Новые археологические находки в Греции, Риме, Помпеях и Египте вдохновили на создание целого ряда книг по ключевым образцам. Мебель и искусство древности оживили новые стили. Общий вкус к египтомании и символическое применение орнамента одновременно оживляли современную мебель во Франции и Англии. Поскольку наполеоновская эпоха была временем непрерывных военных конфликтов, в модные украшения проникли боевые узоры, в результате чего в моду вошли походная мебель, драпировки в стиле вымпелов и кровати-палатки.

Если вам нужна дополнительная помощь, посетите нашу справочную службу или напишите нам по адресу [email protected].

Составлено Паулой А. Бакстер, Коллекция искусства и архитектуры, 04.09. Вместо этого используются следующие термины:

Украшения и украшения — стиль ампир
Украшения и украшения — стиль Регентства

Кроме того, можно использовать географические подразделения, как в

Украшения и украшения — Франция — стиль ампир

Связанные рубрики использования могут быть:

Архитектура эпохи Регентства
Мебель Регентства — Великобритания
Регентство — Англия

И

Англия — Общественная жизнь и обычаи — 19 век
Франция—Общественная жизнь и обычаи—19 век

Фоновые исследования

Существуют две краткие статьи энциклопедии, которые определяют стили ампир и регентство. Это:

Дерек Линструм. «Стиль Империи», Vol. 1, стр. 412-415.

Стивен Пэриссен. «Стиль Регентства», Vol. 2, стр. 1036-1041.

В: Энциклопедия дизайна интерьера . Под редакцией Джоанны Банэм. Лондон: Fitzroy Dearborn, 1997. (MLO 97-13993 Front)

Reference Works

Survey History:

Франция – Социальная история

Англия – Социальная история

Справочник

Керл, Джеймс Стивенс. Египтомания: египетское возрождение, повторяющаяся тема в истории вкуса . Манчестер, Великобритания: Manchester University Press, 1994. (3-MAL 94-13038)
Включает эссе «Египетское возрождение после наполеоновских кампаний в Египте», в котором описывается вклад Денона Вивана, Томаса Хоупа и других, а также как использование египетских мотивов вписывается в современное неоклассическое выражение, особенно в дизайне мебели.

Гловер, Майкл. Наполеоновские войны: иллюстрированная история, 1792-1815 гг. . London: Batsford, 1979. (JFF 80-1366)
Обзорное исследование хронологического развития конфликтов со времен Французской революции до поражения Наполеона при Ватерлоо. Обеспечивает быстрый доступ к датам, статистике и историческому контексту.

Исторический словарь эпохи Наполеона . Под редакцией Джорджа Ф. Нафцигера. Lanham: Scarecrow Press, 2002. (*R-DG 02-3989)
Готовый справочный инструмент для поиска ключевых терминов для отдельных лиц, мест, сражений и других событий того времени.

Франция – Социальная история

Наполеон Бонапарт пришел к власти на пепелище огненной Французской революции и отличился в военном отношении в течение короткого и хаотичного периода Директории (1795-98). Генерал Бонапарт организовал свое восхождение от первого консула до императора в 1804 году, умело манипулируя слабыми политиками и восхищенной армией. Коронация Наполеона, ослепительная демонстрация помпезности и пышности, ознаменовала начало энергичной перестройки французского истеблишмента, в которой его рука была видна повсюду. Личное участие Наполеона распространилось на создание художественного стиля, основанного на эстетике неоклассицизма, который прославлял монументальный масштаб, мужскую строгость и смелую орнаментальность.

Бойме, Альберт. Искусство в эпоху бонапартизма 1800-1815 гг. . Чикаго: University of Chicago Press, 1990. (3-MAM 91-5522)
Исследование широкого влияния Наполеона на искусство Франции, Англии и континентальной Европы. Исследует социальные, политические и экономические факторы и карьеры ключевых художников.

Жангембр, Жерар. Наполеон: Бессмертный император . New York: Vendome, 2003. (JFF 03-3292)
Красивый иллюстрированный обзор иконографии Наполеона с его эпохи до наших дней.

Мансель, Филип. Орел в великолепии: Наполеон I и его двор . Лондон: Джордж Филип, 1987. (JFF 88-890)
Исследует протокол, помпезность, пышность и мотивацию создания императорского двора Наполеоном.

Англия – Социальная история

Джордж, принц Уэльский, родился старшим сыном короля Георга III. С раннего возраста принц разочаровался в своей роли: ему было отказано в каком-либо обширном образовании или зарубежных поездках, а также не было разрешено действительную военную службу. Лишенный всех подходящих занятий, он обратился к погоне за удовольствиями, огорчая отца своим пристрастием к вину, женщинам и демонстративному потреблению. Со временем Джордж стал утонченным покровителем изящных и декоративных искусств и много сделал для поощрения заслуживающих внимания нововведений в английской архитектуре и декоре. Стиль Регентства многим обязан активному покровительству Джорджа в годы его пребывания на посту принца, регента и короля.

Эриксон Кэролли. Наш бурный день: История эпохи Регентства Англии . New York: Morrow, 1986. (JLE 86-2146)
Богатое воспоминание о сильных страстях и личностях периода Регентства, в котором доминировал сам принц-регент, но проявлялось в различных артистических, литературных и политических деятелях. Объясняет колоритный характер того времени.

Мюррей, Венеция. Высшее общество: социальная история периода Регентства, 1788-1830 гг. . Лондон; Нью-Йорк: Викинг, 19 лет.98. (JFE 99-2690)
Информативное исследование высших классов Британии и их вклада в прогресс. Обнажаются социальные обычаи и нравы.

Паризьен, Стивен. Георг IV: Большое развлечение . London: John Murray, 2001. (JFE 01-6106)
Биографическое исследование сосредоточено на достижениях Джорджа как в искусстве, так и в политике. Обсуждается его архитектурное покровительство и факторы, которые привели к тому, что стиль Регентства был назван в его честь.

Пристли, Дж. Б. Принц удовольствий и его регентство 1811-1820 . London: Heinemann, 1969. (F-11 6272)
Исследует события эпохи Регентства и то, как они повлияли на Джорджа, и как он, в свою очередь, повлиял на Англию.

Смит, Э.А. Георг IV . Новый рай; Лондон: Издательство Йельского университета, 1999. (JFE 00-11665)
Серьезное политическое исследование создания монарха и его правления.

ФРАНЦИЯ – Стиль ампир

Стиль ампир родился из слияния искусства и личного стремления. Французский император хотел новый внешний вид: получившиеся новаторские дизайны были чистыми и строгими и несли на себе печать предпочтения Наполеона мужественным и военным эффектам. Император выбрал двух амбициозных провидцев, Шарля Персье (1764-1838) и Пьера-Леонара Фонтена (1762-1853), в качестве своих официальных архитекторов и декораторов. Они опубликовали Recueil de decorations interieures в 1801 и 1812 годах, что делает его самым влиятельным сборником образцов стиля ампир. Персье и Фонтен внесли важные новшества в Лувр и Тюильри, а их декоративная программа была выполнена в таких королевских резиденциях, как Мальмезон и Фонтенбло.

Мебель, как правило, была прямоугольной и симметричной, а бронзовая аппликация Доре, полированное золото и инкрустация, напоминающая драгоценные камни, стали отличительными чертами нового стиля. Стиль ампир также популяризировал определенные формы мебели: туалетный столик , консоли, тентовые кровати и походные табуретки. Орнамент, заимствованный из античных источников, хорошо вписывался в концепцию императорской династии и завоеваний, а детали с изображением орлов, пчел, инициалов Наполеона и лавровых венков занимали почетное место на краснодеревщиках и изделиях из металла. Художественные изделия из металла процветали в виде маятниковых часов, золотых и серебряных столовых приборов и декоративных канделябров. Шелковые и бархатные ткани драпировались, качались или подвешивались к потолку для достижения элегантного, но воинственного эффекта.

Книги влиятельных образцов

Стиль ампир

Украшение Империи

Книги влиятельных образцов

Contet, F. Intérieurs Directoire et Empire . Париж: Editeur d’Art, 1932. (MLES++)
Акварельные тарелки начала двадцатого века с оригинальными интерьерами в стиле ампир.

Денон, Вивант. Путешествие по Бассе и Верхнему Египту, кулон Кампании Бонапарта . Лондон: С. Багстер, 1809 г. (Стюарт 709 г.).5-7096)
Классическое исследование древнеегипетских памятников и их убранства, составленное во время похода Наполеона в Египет (1797-8). Служит первоисточником для мотивов, которые спровоцировали повальное увлечение дизайном Egyptomania.

Персье, Шарль. Recueil de decorations intérieures comprenant tout ce qui a rapport à ameublement comme trepieds, candélabras…. Paris: P. Didot l’Ainé, 1812. (MLO++)
Этот сборник образцов был разработан официальными архитекторами Наполеона. Персье и Фонтен отдавали предпочтение символическим и орнаментальным мотивам, которые вошли в рабочий репертуар стиля ампир. Они также считали, что мебель и интерьер имеют значительную взаимосвязь.

Стиль ампир

Декоративные стили часто не могут быть точно датированы, потому что их вдохновение может ощущаться раньше, чем фактический период их расцвета, и выходить за его пределы. Стиль ампир чаще всего датируется периодом правления Наполеона, 1804-1815 гг. , но его черты развивались в более ранние периоды Directoire и Consulat (1795-1803 гг.), а мебель в стиле ампир все еще производилась в Европе, в частности в Швеции в 1830-е гг. Доминирование Наполеона на мировой арене до 1815 года дало возможность стилю ампир распространиться по всей Европе и проникнуть в художественно франкофильскую Англию.

Эпоха Наполеона: костюм от революции до империи, 1789-1815 . Катели ле Бурбис, главный редактор. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1989. (3-MML+90-4501)
Этот каталог крупной выставки демонстрирует, как одежда того периода влияла на современную мебель и способствовала развитию стиля ампир.

Апра, Ниетта. Ампир 1804-1815 . New York: World Pub., 1973. (MLES+ 73-1723)
Хорошо иллюстрированный, краткий обзор истории стиля с акцентом на его основные характеристики и наиболее примечательные произведения.

Бодо, Франсуа. Стиль ампир . Лондон: Thames & Hudson, 1999. (3-MLES 00-8123)
Обзор стиля и его достижений в различных средствах массовой информации.

Барриэль, Жан-Франсуа. Ле Стиль Империя . Paris: Flammarion, 1982. (3-MLES 86-1065)
Краткий визуальный обзор изобразительного и декоративно-прикладного искусства Директории (1789–1799) и Первой империи (1800–1815).

Дешам, Мадлен. Империя . Нью-Йорк: Аббевилль, 2004 г. (JQF 04-79).6)
В этом красивом альбоме основных социальных факторов, в том числе личностей Наполеона и Жозефины, непосредственно упоминаются работы в стиле ампир. Также показывает степень распространения стиля в других географических регионах.

Гонсалес-Паласио, Алвар. Французский ампир . Feltham: Hamlyn, 1970. (3-MLES 86-2087)
Стильно написанная оценка живописи, скульптуры, архитектуры, фарфора, текстиля, обоев и гобеленов, изделий из бронзы, серебра и предметов искусства.

Украшение в стиле ампир

Продвижение Наполеоном декора в классическом стиле было задумано как мощный контрапункт стилистическим излишествам барокко и рококо, а также старым режимам , которые поддерживали такие эффекты. Античные темы и мотивы использовались для продвижения гражданских и военных идеалов Франции. Мебель и изделия из металла Якоба-Десмальтера, Бьенне, Томира и Одиота были выполнены в смелом новом стиле ампир. Взаимосвязь архитектурной обстановки, мебели и декора приобрела большое значение в глазах Персье, Фонтена и других носителей стиля.

Буржуа, Эмиль. Империя стиля, ее происхождение и характеры… Париж: H. Laurens, 1930. (3-MLES)
Обзор зданий и украшений в стиле ампир на черно-белых фотографиях.

Фонтенбло, маленькие апартаменты Наполеона и Жозефины . Versailles: Editions artistiques et scientifiques, A. Bourdier, 1912. (MLES+)
Оригинальная мебель и интерьеры этой королевской резиденции профилированы вместе с соответствующей историей дизайна.

Гранжан, Серж. Мебель в стиле ампир, 1800–1825 гг. . Нью-Йорк: паб Taplinger. Co., 1966. (MOF)
Объясняет различные формы и типы мебели, разработанные в этот период, с акцентом на инновации.

Гроэр, Леон де. Декоративное искусство в Европе 1790-1850 гг. . Нью-Йорк: Риццоли, 1986. (3-MLD+ 86-4891)
В обширной истории обзора все декоративные конструкции того времени обсуждаются в их неоклассическом контексте.

Жанно, Гийом. Империя . Paris: Vincent, Fréal et Cie., 1965. (MAMI)
Краткое исследование основных моментов декора в стиле ампир с пристальным вниманием к излюбленным орнаментам и мотивам.

Лафон, Поль. Художественно-декоративное и мобильное искусство в духе Республики и Империи . Париж: Société de propagation des livres d’art, 1906. (MLES+)
Еще один справочник, в котором изучается генезис дизайна в стиле ампир.

Лефуэль, Гектор. Франсуа Оноре Жорж Жакоб-Десмальтер, наследник Наполеона Ier et de Louis XVIII . Париж: А. Морансе, 1927. (3-MOF)
Исследование ведущего художественного краснодеревщика и дизайнера мебели.

АНГЛИЯ – Стиль Регентства

Первоначально известный как «Английская империя», этот стиль был впоследствии назван в честь человека, наиболее ответственного за его распространение – принца-регента Англии. Стиль Регентства во многом обязан стилю ампир, но были добавлены уточнения, чтобы сделать его более подходящим для английского вкуса. И стиль ампир, и стиль регентства объединяет простые линии, смелые контуры и гладкие поверхности.

Начало стиля Регентства, отмеченное изящными и сдержанными классическими греческими формами, можно увидеть в более поздних работах Томаса Шератона и в книге Томаса Хоупа «Домашняя мебель и предметы интерьера » (1807 г.). Стилистические нововведения включают в себя более интимные интерьеры, введение мебели для ванных комнат , тщательно подобранный орнамент, обильное использование тканей, таких как шелковый дамасский шелк и цветной ситец, вызывающие воспоминания цвета, взятые из старинных источников, и новые, технологически улучшенные материалы.

В этот период не прекращался поиск новинок в дизайне. Шинуазри и «индуистский» или индийский стили стали модными, наряду с националистически вдохновленными готическими или тюдоровскими декоративными элементами. Были популярны греческие стулья с саблевидными ножками, элегантные буфеты, вращающиеся книжные шкафы и кушетки на ножках-когтях. Стиль Регентства регулярно возрождается в современном дизайне интерьера и декорировании из-за резонанса того времени.

Книги влиятельных образцов

Архитектура в стиле Регентства

Королевский павильон в Брайтоне

Украшение в стиле Регентства

Книги влиятельных образцов

Хоуп, Томас. Мебель для дома и предметы интерьера. London: T. Bensley, 1807. (MLO++)
В этой публикации впервые в англоязычной литературе был введен термин «внутренняя отделка». Авторские рисунки стимулировали вкус к академически вдохновленному орнаменту в греческой, римской и египетской модах

Николсон, Питер. Практичный краснодеревщик, обойщик и полный декоратор. London: H. Fisher, Son & Co., 1826. (MOI)
Иллюстрирует ряд предметов мебели и предметов интерьера, непосредственно заимствованных из стилей ампир, а также дизайны, отражающие растущий плюрализм, присущий стилю регентства.

Шератон, Томас. Энциклопедия краснодеревщика и художника. Лондон, 1805–1806 гг. (8-MOF+)
Поздняя работа дизайнера демонстрирует развивающийся стиль Регентства и многие популярные декоративные мотивы того периода, от трафальгарских стульев с саблевидными ножками до кроватей во французском стиле.

Смит, Джордж. Справочник краснодеревщика и обойщика… London: Jones, 1826. (MOI)
Вдохновленный Надеждой, этот справочник дизайнера, среди прочего, показывает ряд популярных дизайнов эпохи Регентства (и Империи), предлагаемых современным производителям мебели и обычным потребителям. .

Архитектура в стиле Регентства

Архитектурное покровительство Георга IV обычно считается его величайшим наследием. Он нанял таких ведущих архитекторов, как Джон Нэш, сэр Джеффри Уятвилл и сэр Джон Соан. Первым успешным предприятием принца Уэльского стал ремонт его лондонского дворца Карлтон-Хаус, начатый в 1783 году архитектором Генри Холландом. Джордж спонсировал значительные ремонтные работы в Букингемском дворце (бывший Букингемский дом) и Виндзорском замке в годы своего пребывания на посту принца-регента и короля.

Бингэм, Нил. К.А. Басби: Регентский архитектор Брайтона и Хоува . Лондон: Галерея RIBA Heinz, 1991. (3-MQZ (Busby) 93-8911)
Карьера Басби раскрывает эстетические и практические наклонности архитектора эпохи Регентства.

Морли, Джон. Регентский дизайн, 1790-1840 гг.: сады, здания, интерьеры, мебель . London: Zwemmer, 1993. (MLE 93-9590)
Описывает застроенную среду того периода и объясняет нововведения во внутренней отделке, пространственном планировании и городском дизайне.

Пилчер, Дональд. Стиль Регентства с 1800 по 1830 год . Лондон: BT. Бэтсфорд, 1947. (MQWK)
Стиль исследуется в широком архитектурном контексте и противопоставляется новым достижениям с более ранними неоклассическими зданиями.

Пайн, Уильям Генри. История королевских резиденций Виндзорского замка, Сент-Джеймсского дворца, Карлтон-Хауса и Фрогмора . Лондон: А. Драй, 1819. 3 тома. (MQWK+)
Демонстрирует интерьеры этих дворцов в стиле Регентства, раскрывая преобладающие вкусы принца-регента и его периода.

Рейли, Пол. Введение в архитектуру Regency . Лондон: Искусство и техника, 1948. (MQWK)
Серьезное академическое исследование использования неоклассического стиля в период Регентства.

Уорсли, Джайлз. Архитектурные чертежи периода Регентства, 1790-1837 гг.: из коллекции рисунков Королевского института британских архитекторов . Лондон: A. Deutsch, 1991. (3-MQG 92-2886)
Практическое визуальное изучение планов зданий и концепций дизайна.

Королевский павильон на Брайтоне

Королевский павильон Джорджа в Брайтоне является самым известным памятником стиля Регентства. Этот приморский дворец претерпел различные преобразования в руках четырех архитекторов. Генри Холланд руководил реконструкцией оригинального фермерского дома, который был переименован в «Морской павильон» и дальнейшим расширением в 1801–1804 годах. Уильям Порден построил конюшни и Дом для верховой езды, а Джон Нэш руководил восстановлением нынешнего Королевского павильона с 1815 по 1823 год, руководствуясь стилистическими полетами фантазии Джорджа. Два одаренных декоратора интерьеров, Роберт Джонс и Фредерик Крейс, разработали экзотические восточные интерьеры, действуя на энтузиазме Джорджа к шинуазри.

Морли, Джон. Создание Королевского павильона в Брайтоне: эскизы и чертежи . Boston: Godine, 1984. (3-MAV+ 86-2162)
Самое обширное исследование этого здания, включая историю консервации, с подробной информацией о его декораторах и их различных дизайнерских схемах.

Масгрейв, Клиффорд. Королевский павильон: романтический этюд . Брайтон: Bredon & Heginbothom, 1951. (MQWK)
Классическая архитектурная история дворца и его место в английском строительстве.

Робертс, Генри Дэвид. История Королевского павильона с описанием его оригинальной мебели и декора . London: Country Life, 1939. (MQWK)
Объясняет план павильона в контексте использования дворца.

Королевский павильон, Брайтон . Брайтон: Королевский павильон, Художественная галерея и музеи, 1976.
(MAVY+ (Брайтон) 78-246)
Хорошо иллюстрированная история исследования, которая также объясняет связь дворца с самим Брайтоном.

Украшение в стиле Регентства

В то время как фактические годы политического Регентства были 1811-20, для стиля Регентства указаны разные даты. Наиболее распространены даты 1783-1830 или 1800-1830. Некоторые историки распространяют стиль Регентства на позднюю фазу, 1830–1837 годы, которая охватывает период правления брата и преемника Георга IV, короля Вильгельма IV.

Коллар, Фрэнсис. Мебель Регентства . Вудбридж, Великобритания: Клуб коллекционеров антиквариата, 1985 г. (3-MOF 86-1351)
Хотя эта работа задумывалась как руководство для коллекционеров, она содержит хорошие иллюстрации и практическую идентификационную информацию.

Журден, Маргарет. Мебель Регентства, 1795-1830 . London: Country Life, 1965. (MOF+)
Профилирует различные типы форм мебели и объясняет их уникальные качества.

Масгрейв, Клиффорд. Мебель Регентства 1800-1830 . Лондон: Faber, 1970. (MOF)
Классический образец прекрасной мебели, построенный в период, когда этот стиль был апогеем.

Паризьен, Стивен. Регентский стиль . London: Phaidon, 1992. (3-MQWK+ 93-1979)
Авторитетный обзор технических, практических и эстетических соображений, которые учитывались при создании стиля Регентства, и влияние этого стиля на общество.

Винтерсгилл, Дональд. Английский антиквариат, 1700-1830 гг. . Нью-Йорк: Морроу, 1975. (MAVC 76-2176)
Мебель в стиле регентства помещается в более широкий контекст георгианской эпохи.

Избранные Интернет-сайты

Большинство ресурсов, которые можно найти в Интернете, представляют собой либо энциклопедические определения стилей из онлайн-справочников, либо коммерческие сайты, рекламирующие продукты в стилях ампир и регентство. Некоторые интересные визуальные ресурсы с соответствующими ссылками см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *