Старинная прялка: Прялки старинные – купить на Ярмарке Мастеров

«Старинная прялка-символ женской доли»

Старинная прялка – символ женской доли.

 

Наверное, не во всех семьях есть вещь, которая передается
по наследству из поколения в поколение. Но в моей семье есть такая вещь. Это
старинная самопрялка. Мне рассказала о ней недавно прабабушка. Все старинные
вещи хранят в себе дух далеких времен. Мне захотелось узнать больше о прялках и
прядении.

Прялка – символ женского рукоделия. Каждая хозяйка должна
была сама одевать свою семью. Поэтому все зимние месяцы, от уборки урожая и до
самой масленицы, женщины пряли. Прядение было самым трудоемким из всех видов
работ, падавших на плечи крестьянки.

« В избушке, напевая, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Горит лучинка перед ней» — писал Александр Сергеевич
Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь,  и приходилось
пользоваться лучиной. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное
льняное волокно – кудель – привязывалась в верхней части прялки – лопасти, а на
сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой
осторожно вытягивала из бороды (нижней части кудели) нить и скручивала ее, а
правой рукой навивала эту нить на вращающееся веретено. Сколько нужно было
ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть
потянешь посильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или
неровной. На лавку рядом с собой пряхи ставили лукошко с клюквой. Потому что
кислая клюква  способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени
смачивала нить. Чтобы потом из пряжи получить 1
м ткани необходимо было 5 суток беспрерывно прясть.

Прялка сопровождала девушку всю жизнь. Новорожденным
девочкам подкладывали в колыбельку детскую прялочку.

С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые
разрешали спрясть нитку из грубой шерсти. Пряжу затем сжигали, а золу девочка
должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, чтобы стать хорошей пряхой.
Прясть и готовить себе приданное девушка начинала с 6-8 лет. Прялка была ценным
подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж- жене. Изготовление прялки
было чисто мужским занятием, но прядение – чисто женским. Считалось, что если
мужчина прикоснется к прялке, он потеряет силу и ловкость. Но прядение не
считали нудной обязанностью. Девушки часто собирались на посиделки (или
супрядки»), там они распевали песни под прядение. Молодые парни приходили
присматриваться к девушкам, сидящим за работой. К той, которая умела хорошо
прясть, сватались. Такая девушка считалась хорошей хозяйкой. В некоторый областях
парни выкупали прялку или ее захватывали, если девушки выходила из избы. В этом
случае если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень путал пряжу или
кудель, ломал веретено или прятал предметы для прядения. После окончания
работы, когда вся кудель превращалась в нить, можно было и хороводы поводить и
поплясать.

Но не все девушки становились хорошими пряхами. Самым
обидным словом для молодой девушки было «непряха». Со временем
появилось много пословиц, поговорок, хороводных песен, связанных с прялками и
прядением. «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «У ленивой пряхи  и про
себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не ленись прясть, хорошо
оденешься». Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких
сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила своего
жениха с помощью спряденной нити. В шуточной песне «Дуня-тонкопряха» рисуется
образ «непряхи».

Красивая прялка было гордостью владелицы. Она несла ее на
вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд
прялки. В последний день масленицы
женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок,
при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.

 

Выращивание и обработка льна тоже были не легкие занятия.
Льняные ткани впервые начали изготовлять в горных областях Индии почти 9 тыс.
лет назад. С тех пор человек выращивает лен в качестве прядильной культуры.
Изделия из него долго не изнашиваются. Примерно через 2,5 тыс. лет он был
позаимствован Ассирией, Вавилоном, а затем – Древнем Египтом. Из Египта
культура льна попала в Грецию и Рим. От римлян лен позаимствовали галлы и
кельты, а от греков – славяне.

По традиции качество волокна определяют по длине нити,
получаемой из 1 кг пряжи. Сегодня наши лучшие нити – это номера 20-40, то есть,
из 1 кг пряжи получается 20-40 км нити, а в Древнем Египте умели прясть нить 240-го
номера. Секрет изготовления таких нитей, к сожалению, утерян. Ткань, полученная
из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Тончайшие
льняные полотна, которыми были обвиты мумии египетских фараонов, сохранились до
наших дней.

У наших предков лен считался очень важной культурой и
высоко ценился в хозяйственной жизни. Зачастую доход семьи зависел от урожая
этой культуры, поэтому не зря говорили «Посеешь лен – пожнешь золото», «Лен-
кормилец, льном только и живем, льном налоги платим, свадьбы и праздники
справляем», — говорили в народе.

Первый полученный лен женщины показывали друг-другу, демонстрировали
свое рукоделие. А девушки хотели, чтобы их работу оценили парни и будущие
свекрови.

Напряденные нити льна на веретене пряхи складывали в
специальную коробку – мочесник. Мочесник брали с собой на супрядки. Стенки его
были расписаны также нарядно, как и прялки. Интересно то, что из сотен прялок,
хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена
своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Русская
Резьба по дереву и роспись до сих пор славится за пределами нашей Родины.

Типы прялок сложились в далекие времена. Прялка состояла из
двух главных частей: горизонтальной (донце) на которой пряха сидела и
вертикальной (лопасть или гребень на ножке), к которой кудель привязывалась. На
каждой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. По устройству
выделяют два основных вида прялки: корневые (копылки) и разъемные (составные).
Корневые вырезали из целого дерева – донце из корня (копыла), лопасть – из
«прямизны» (древесного ствола). Обычно использовали ель или сосну. Про
составные прялки была загадка: «На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу
трясу». Эта загадка полностью описывает то, из чего была сделана прялка. Донце
вырезалось из осины, гребень – из клена, а веретено было березовым. Гребень или
лопасть составной прялки вставлялись в донце.

Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так
многообразно, так любовно как прялка. Конечно, такой затейливый предмет не
только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном
смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Почти все русские народные
росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Каждая губерния, или даже уезд внутри нее, по-разному
украшали прялку: разной резьбой, росписью, разными мотивами росписи. Но есть и
смешанные типы. Поэтому вопрос, какие прялки были характерны для той или иной
области России остается открытым.

Вот одна из классификаций северных прялок:

1)                
Ярославская

2)                
Ярославско-костромская

3)                
Вологодская

4)                
 Архангельско-вологодская

5)                
Поморская

6)                
Мезенская

7)                
Тверская

Ярославская прялка отличается
от других стройностью и узорчатостью. Это прялка резная, составная из 2 частей.
Лопаска маленькая, украшена несложными геометрическими узорами: полосами,
кругами звездами. Ножка имеет вид столбца, сужающегося кверху. Чаще всего она
украшена оконцами, прорезанными насквозь. Донце – прямоугольная доска, не
украшенная.

Ярославско-костромская прялка
копыл. Украшается резьбой ножка и лопаска. Лопаска чаще всего ромбовидная. Сверху
лопаски — прорезная резьба, снизу и на ножке – контурная резьба, то есть
резьба, которя наносилась по контуру рисунка. Донце – узкое. Постоянным
орнаментом такой прялки является елка, нижние ветки которой – склоненные головы
коней. На ветвях сидят птички. Ножка такой прялки большая и украшена резьбой.
Изображалась какая-либо башенка, а снизу — обыкновенно изображается чаепитие —
один из любимейших сюжетов в резьбе и росписи прялок. За столом, на котором
стоит фигурный самовар и чашки, сидят (или стоят) по бокам две фигуры (обычно
женские). Чаепитие — символ счастливой жизни.

Вологодская прялка прежде всего
выделяется своими размерами – это самая высокая прялка. Ее высота около 1
м. Широкая, большая лопаска – выгодная площадь для резьбы. Эта прялка вырезана
из цельного дерева и из-за узкого донца она неустойчива. Зачастую ее нельзя
поставить. По сравнению с вологодской прялкой, ярославская выглядит просто
игрушкой. Главным мотивом резьбы является круг или розетка, внутри которых
также присутствует разнообразная резьба. Это характерная деталь резьбы. Круги и
розетки —  древний языческий символ солнца.

В Вологодской области существовало много типов прялок,
относящихся к разным районам. Мне хотелось бы выделить Грязовецкую прялку.
Грязовецкая прялка напоминает Ярославско-костромскую, но в ней нет того
изящного изгиба. Лопасть заканчивается тоже иначе – по прямой линии.

Архангельско-вологодская прялка
– копыл сходна по своей конструкции с вологодской прялкой. Ее высота все же
немного ниже. Прялки архангельско-вологодского типа принадлежат к группе
расписных прялок. Расписываются они обыкновенно с двух сторон (и лопаска и
ножка), причем лицевая сторона расписана интереснее и богаче. Роспись делалась
с контуром. Роспись этих прялок имеет яркий и пестрый колорит, так как
немногочисленные краски, употребляемые народными художниками, ярки сами по себе
и не знают дополнительных переходных тонов. На прялках изображались и
геометрические узоры и растительный орнамент и животные и сцены из жизни,
например посиделки, катание на лошадях, чаепитие.

Поморский тип прялок
составной, то есть лопаска, донце и ножка вырезаются отдельно. Лопаска
вытянутая, ножка как бы состоит из бусин. Прялка украшалась резьбой и росписью,
причем резьба более бедная, чем у вологодских прялок, но силуэт прялки более
легкий, изящный.

Мезенский тип прялок имеет
довольно большую лопаску, очень заметно суживающуюся вверху. Ножка – столбик
без вырезок. Это прялка – копыл очень красочная с линейным орнаментом,
нанесенным пером. По желтому фону (общему для всей прялки) красно-коричневой
краской (сиеной) намечены схематичные изображения коней и птиц, а вся остальная часть узора,
носящего каллиграфический характер, исполнена пером. Штрихами нарисованы также
изогнутые ноги коней, хвосты птиц и узор волн под лебедями.

Тверская прялка резная,
составная. Она похожа на поморскую прялку, но лопаска и донце вырезаны из
одного куска дерева. Лопаска расширяется кверху и увенчана зубцом из двух
дугообразных линий. Лопаски тверских прялок в лицевой части имеют небогатую
резьбу. Резьба небогата, но прялка удобна, легка, занимает мало места.

 

Все старинные прялки восхищают своей простотой, но не так-то
просто повторить эти узоры. Очень богатое народное крестьянское искусство
скрашивало монотонный труд пряхи. На многих прялках роспись наносилась даже на
донце. Казалось бы зачем, ведь ее не видно. Но в то время, когда хозяйка за
прялкой не работала, прялка вешалась на стену и служила одним из немногих
украшений крестьянской избы.

В 19 веке на помощь крестьянке пришла самопрялка.
Предполагается, что появилось в Индии, откуда
распространилась по миру. «Самопрялка» состоит из доски, на которой установлено
колесо. Вместо веретена – катушка. Рогатка – держатель кудели вставлялась в
нижнюю перекладину прялки или в донце. Ножным приводом приводится в движение
колесо, и через ремень
вращение передается рогачу, на катушку
наматывается нить. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на
Прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки
(лежаки).

В
моей семье сохранилась русская самопрялка. Она перешла к моей маме от
прабабушки Вали. Прабабушка рассказала, что эта прялка ей досталась от ее мамы,
моей прапрабабушки Анюты, которая была превосходной мастерицей: пряла, вязала,
ткала, вышивала. А прапрабабушке Анюте прялка перешла от ее бабушки Наташи.
Раньше все прялки делались вручную только мужчинами и дарились невестам, женам,
дочерям. Нашу прялку бабушке Наташе подарил ее муж Иван. Выходит, что родилась
она более ста тридцати лет назад. Как же это давно было… Глядя на эту прялку,
представляешь себе небольшой деревянный дом с печкой, скамьи вдоль стен.
Наверное так, поставив на скамью донце с вставленной в нее рогулиной, сидела за
прялкой моя прапрапрапрабабушка Наташа и пряла.

Моя прапрабабушка Анюта научилась прясть, когда ей было лет
9-10. Маленькая ученица быстро превзошла по мастерству свою бабушку, стала
лучшей в деревне мастерицей и завидной невестой. В ее руках все горело: прялка
пряла ровные нити, ткацкий станок, кстати, тоже самодельный, делал ровную
хорошую ткань, а из тканей выходила красивая одежда с замысловатой вышивкой,
узнаваемой во всей деревне.

Прошло много лет, прядение забылось, и старая прялка была
надолго убрана в чулан… Когда прялку достали впервые через столько лет, я
увидела не обыкновенную вещь, а предмет, впитавший в себя то далекое время,
когда меня, моих родителей и бабушек еще не было на свете, предмет, у которого
есть душа.

Я попробовала покрутить на прялке нить, и она легко и радостно
начала работать.

 

 

 

 

портал в прошлое: старинная прялка.: vodolei_13 — LiveJournal

Как ни запрещал король-отец из «Спящей красавицы» прясть в королевстве — дочка всё же нашла чердак, где и укололась заколдованным веретеном. .. Я не «спящая красавица», но тоже обожаю чердаки. С детства. Раньше там было, конечно, интереснее, но люди отчего-то очень любят наводить порядок, невзирая на раритеты. Для них — это просто пришедшие в негодность вещи. Для моей бабушки многие из моих находок когда-то служили обычными  «бытовыми приборами», если выражаться современным языком.
Вот, например, чудом уцелевшая прялка (пряслице) — ей 117 лет!!!

Помните? Три девицы под окном…

отсюда
..пряли, конечно…

Все девицы раньше просто обязаны были уметь прясть: готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет. Прядение и ткачество были одними из самых трудоёмких из всех видов работ крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Вот так выглядит наша прялка. «Пряслень» — вот как произносили древние славяне.
И, конечно, она самодельная. Прялки были двух типов — прялки с гребнем и прялки с лопастью.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Дату я узнала  благодаря резьбе: 1896 год.

А ещё здесь вырезан крест! Конечно, многие усматривают здесь христианский смысл. Но старинные сюжеты резьбы  по дереву учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян.  Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня, солнца, и прочих начал жизни  и были сильнейшими оберегами.

Так вот, считается, что правильный равноконечный крест символизирует соединения двух начал: мужского (вертикальная полоса) и женского (горизонтальная). Но вот здесь, на прялке, всё-таки он не совсем равноконечный — один из лучей мастер решил удлиннить: видимо, чтобы больше походил на христианский крест. Всё-таки на пороге был 20 век — языческие символы забывались…

А прялки и предметы хозяйственного быта украшались особо. Вот на доске вырезан круглый орнамент. Любой круг в первую очередь ассоциировался с Солнцем — такой символ должен был защищать от ночной нечисти. Помните, кикимору — печную нежить — которая любит по ночам пряжу путать и всякие козни мужикам строить? Вот от неё-то, видимо, и  защищали оберегами прялки, чесалки и прочую хозяйственную утварь.

Кикимора путает пряжу.

Но  что означает символ-цветок в круге?
«Hа Руси лепестковый шестилучевой символ, именуемый Перуновым или громовым знаком, повсеместно использовался для украшения деревянной домашней утвари и в наружном декоре деревянных изб, хором и церквей в качестве оберега от гнева бога-громовержца». Вот, оказывается, что это за «цветочек».

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Кстати, художники, любили изображать прях, благодаря им мы можем поразглядывать не только самих женщин, но и…  прялки. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Вот на этой картине — прялка  закреплена на лавочке стационарно, а были и переносные.

И.М.Прянишников Пряха 1878

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной.

Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

Наш вариант прялки более мобильный — переносной — с ним можно было пойти куда угодно, положить — хоть на завалинку, хоть на травку — сесть сверху и прясть сколько угодно…

Часто женщины иногда собирались у кого-нибудь в доме, пряли, пели песни  — вместе рукодельничать было веселее.  Думаю, что «мобильная прялка» для совместных посиделок была очень удобна.

Куликов И.С. Пряхи.

С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там они усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи. В традиционных представлениях девушка — пряха, а молодица — непряха. Для женщины главным становилось ткачество.

* * * * *
Кто же смастерил мою прялку?
Вряд ли мои прадеды — им не было в ту пору и 20-ти лет.  Хотя, тогда народ в этом возрасте был  мастеровит… Или мой прапрадед? Но этого я уже никогда не узнаю…

Пы.Сы. Если я что-нибудь  напутала с символами, и меня обманул интернет — пожалуйста, поправьте меня немедля.

Продолжение следует…

Начало Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
Домострой?
На разных русских языках
Что за праздник без частушки!
Изба — от глагола «топить»
Печная нежить: всё как у людей
Печка греет, печка кормит, печка лечит. .. Часть 1. «Печь нам мать родная»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 2. «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть3. «Обряд перепекания ребёнка»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 4. «Хле­бом не корми, только с печи не го­ни»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 5. «Счастье придёт — и на печи найдёт»
Заклички весны
Праздником 1 АПРЕЛЯ мы обязаны Домовому!
О разрушенной церкви и найденных иконах

Старинные прялки — руководство по ценам и стоимости

28 найдено:

Эти товары проданы, описание, изображение и цена приведены только для справки.

Грузинская настольная миниатюрная прялка, 18 век, высота 26 см, ширина 30 см.

Старинная прялка из дуба и вяза высотой 81 см, купленная у Стэнли Липскомба, март 1978 г.

Дубовая прялка, Континенталь, конец 19го века, высота 95 см, ширина 86 см, глубина 48 см.

Шерстяная прялка в стиле раннего Эшфорда. Поместье покойного Дугласа Осборна Хоука. Рост 81 см

Старинная английская прялка, подпись APG, высота 100 см.

Эбонитовая прялка

Редкая старинная английская прялка из фруктового дерева 18 века, утяжеленное свинцовым колесом, высота 99 см.

Китайская прялка, дерево и бамбук, 20 век. Высота 68 см, длина 100 см.

Старинная французская прялка из фруктового дерева высотой 84 см x 78 см.

Староанглийская прялка

Детская деревянная прялка

Старинная прялка

прялка 19 века

Викторианская дубовая прялка из шерсти. Рост 87 см (общий)

Старинная дубовая прялка

Прялка

Маленькая европейская прялка из черного дерева с украшениями из слоновой кости и растительной слоновой кости. Требует некоторой реставрации. Высота 60 см.

Большая прялка конца 19 века.

дубовая прялка 19 века

Старинная английская прялка из фруктового дерева с педальным приводом традиционной конструкции с большим колесом со спицами. Высота общая 92 см, с этикеткой производителя Peter Stewart Spittalfield, Dunkeld

Прялка XIX века из континентального бука и позолоты, с оловянным колесом и опорами балясин с перфорированными ручками, высота 98 см.

Прялка XIX века из тонированного бука и кости, с деревянным маховиком и костяными навершиями, дважды штампованная Майи, высота 76 см.

Прялка XIX века из розового дерева и слоновой кости, с тростниковыми ножками и навершиями из слоновой кости, высотой 58 см.

Прялка из атласной березы и перьевой гостиной Regency, платформа, украшенная сценой зданий в пейзаже, ящик с лиственными бордюрами, высота 94 см.

Прялка из континентального дуба и фруктового дерева XIX века, рама и дубовое колесо с лиственным орнаментом из древесной стружки, высота 85 см.

Викторианская прялка из красного дерева и слоновой кости работы Харди, покойный Маршалл, Йорк, с оловянным маховиком и навершиями из слоновой кости, 129 г.см высотой

Викторианская прялка из черного дерева и слоновой кости, инициал Ds и дата 1881 г. , некоторые части отсутствуют, высота 124 см.

Прялка для гостиной из красного дерева начала XIX века с оловянным маховиком и ручками из слоновой кости, высота 119 см.

Старинная прялка Стоимость (Руководство по идентификации и ценам)

Идентификация старинной прялки может быть сложной задачей для современных людей. Большинство моделей выглядят одинаково, но вам нужно лишь простое обучение, чтобы научиться распознавать разные типы, используемые в разных регионах.

К счастью, некоторые энтузиасты-ремесленники делают все возможное, чтобы сохранить эту традицию, поэтому вы можете поговорить с ними, когда найдете одну прялку или решите ее купить. Крайне важно определить его тип, состояние и стоимость перед покупкой.

Содержание

История прялки

Происхождение прялки неясно. Историки считают, что первая модель появилась в Китае в 1030 году нашей эры, но некоторые нашли следы ее существования в Древнем Египте.

По неподтвержденным данным, он появился в Индии где-то между 500 и 1000 годами нашей эры. Во всяком случае, вы можете найти первую модель, нарисованную в 1035 году нашей эры.

К 13 веку этот ценный предмет стал стандартным снаряжением европейских прядильщиков, прядивших пряжу из необработанного волокна. Прядение стало более непрерывным и быстрым после того, как в 16 веке, вероятно, в 1530-х годах, были добавлены фланец и шпулька, а в 17 веке — педаль.

Когда производство волокна в Европе изменилось с конопли на хлопок, а в конце 17-начале 18 века был построен ткацкий станок, прялки стали бесполезны.

С другой стороны, ручное прядение было популярно в Америке до Американской революции, и американцы продолжали использовать прялки вплоть до 19 века. В наши дни любители и мастера, которым нравится традиционное изготовление ткани, все еще используют эти предметы. Тем не менее, они часто являются лишь декоративными элементами в домах и офисах.

 

Старинные детали прялки

Изображение предоставлено: lavisch

Прядение — это способ скручивания шерсти, чтобы получить непрерывную нить или пряжу, намотанную на палку для последующего плетения. Для завершения этого процесса женщины использовали прялку со шпинделем и вращающимся колесом.

Ремесленники обычно использовали дуб, бук, клен, орех, сосну и иногда тис для изготовления этого полезного предмета. В нем есть несколько деталей, и их отсутствие указывает на возраст, состояние и стиль прялки.

Ведущее колесо (маховик)

Эта деревянная деталь накапливала энергию, регулировала скорость и удерживала веретено в движении. Поскольку оно крепилось к оси ремнем, спиннеры увеличивали и уменьшали скорость вращения колеса, регулируя его натяжение.

Лента привода

Это была кожаная или тканевая петля, прикрепленная к ведущему колесу и маховику, и для правильной работы ее необходимо было держать туго. Например, ослабленные приводные ремни легко проскальзывают и блокируют вращение колеса, а слишком натянутые приводные ремни могут сломать прялку.

Мать всего

Мать всего была главной деревянной осью, проходящей через центр прялки. Он поддерживал другие части колеса и сохранял выравнивание конструкции.

Педаль (педаль)

Эта часть представляла собой платформу, на которой спиннер мог стоять, используя прялку. Ряд ремней соединял педаль с колесом, позволяя передавать мощность от женских ног к ней и вращая флаер, вращая пряжу.

Флаер и шпулька

Флаер представлял собой крошечный деревянный диск с канавками, прикрепленными к шпинделю, которые помогали пряже скручиваться. Бобина представляла собой цилиндр, прикрепленный к рогульке, который в основном удерживал скрученную пряжу. Их цель состояла в том, чтобы позволить сделать последовательную нить.

Девы

Назначение этих вертикальных планок состояло в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование прялки, удерживая механизм флаера в нужном месте. Кроме того, внешний вид всегда добавлял старинной прялке эстетической привлекательности.

Отверстие

Это была часть, расположенная в верхней части колеса, предназначенная для подачи нити. Вы можете узнать две его части: гарду с небольшим центральным отверстием для резьбы и маленькую головку в виде ручки. Они должны соответствовать друг другу, чтобы обеспечить быстрое прохождение нитей.

 

Идентификация антикварной прялки

Поскольку не все старые вещи одинаковы, всегда следует проверять, не является ли прялка антиквариатом. Кроме того, это будет стоить по-разному, в зависимости от нескольких важных функций. Посмотрим.

Возраст

Как только вы найдете старинную прялку, вы можете определить ее возраст по скопившемуся ворсу или даже жиру в отверстии, так как большинство женщин не чистят эти части тщательно.

Если эта деталь использовалась регулярно, то можно было увидеть желобок на отверстии, через которое проходила пряжа во время прядения шерсти. Кроме того, старые детали часто имеют изношенные крючки для флаеров, и они обычно имеют канавки, а иногда и сломаны.

Состояние

Несмотря на то, что прялки были созданы на века, при внимательном осмотре можно увидеть больше или меньше следов износа. К сожалению, вы часто можете заметить трещины на дереве или даже отсутствующие или сломанные части, пока некоторые предметы ремонтируются, что снижает ценность предмета.

Прялка без ножной педали и шпинделей будет стоить меньше, чем штука в отличном состоянии. Имейте в виду, что даже минимальная реставрация может стоить вам от 100 до 200 долларов. Замена или ремонт большего количества деталей обойдется еще дороже.

Тип

Вы можете найти три основных типа мчащихся колес, в том числе:

  • Ирландское натяжение (одинарный привод с катушкой)
  • Скоба натяжная (одинарный привод с поводком)
  • Двойной привод

Мастерство

Всегда проверяйте общий дизайн колеса, так как его изменение становится очевидным после многих лет эксплуатации. Определить возраст прялки в большинстве случаев можно по ее стилю и общей форме.

Изделия ручной работы никогда не бывают идеальными, поэтому вы можете заметить небольшие различия в диаметре и внешнем виде колес. Первые изделия машинной резки с симметричным и однородным дизайном появились на рынке после 1860 года.

Конструкция

Большинство мастеров уделяют особое внимание деталям при создании старых прялок ручной работы. Поэтому можно увидеть замысловатую резьбу на поверхности и орнаменты на деревянных веретенах.

Небрежно сделанные своими руками и машинами вещи никогда не бывают красивыми и сложными. С другой стороны, изделия ручной работы обычно асимметричны из-за несовершенных методов рукоделия, использовавшихся в старые времена.

Материалы

Первые прялки всегда были полностью деревянными. Однако мастера добавили некоторые металлические или пластиковые детали в новые модели, так что вы можете использовать эту информацию, чтобы отличить старинную конструкцию прялки от современных.

Отделка

До середины 1800-х годов люди использовали прозрачный шеллак для отделки прялок, в то время как некоторые старые изделия были покрыты краской или маслом. После этого периода эти прялки покрывали лаком или лаком, что облегчало их датировку.

Раритет

Как всегда, редкие прялки будут дорогими, особенно хорошо сохранившиеся старинные. Не многие знаменитости используют этот предмет в повседневной жизни, но те, кто связан с историческими личностями или событиями, обойдутся в небольшое состояние.

Клеймо производителя

В большинстве случаев местные ремесленники создавали прялки и обычно не маркировали свою продукцию. Поэтому клейма производителя на первых предметах в большинстве случаев не найти.

Знаки производителя на нижней стороне педали или стола указывают на то, что предмет, на который вы смотрите, был произведен в 1800-х годах. Джесси Трусделл создал самые ценные прялки с 1815 по 1855 год, отмеченные знаком Дж. Трусделла.

Другие варианты включают колеса Farnham, изготовленные в 1800-х годах, с рынком, выжженным на столешнице или сбоку колеса, и колеса E.S. Части Уильямса.

 

Старинные прялки

На протяжении веков люди использовали прялки для превращения необработанных волокон в нити или пряжу. Несмотря на то, что их внешний вид более или менее похож, вы можете распознать несколько стилей, характерных для определенных стран или регионов.

1. Саксонские (Золушка) прялки

Этот тип прялки, разработанный в немецкой Саксонии, был первым с катушками и педалью. Историки считают, что первые модели с горизонтально расположенными элементами, большим колесом и тремя ножками появились в 1533 г.

Он прост в управлении, что делает его отличным выбором для начинающих. Умелые женщины могли производить пряжу от тонкой до средней толщины, используя эту модель.

2. Норвежская прялка

Помимо рамы скамейки и четырех ножек, норвежские прялки аналогичны саксонской модели. Женщины использовали их для производства тонкой шерсти и льна, удобно сидя.

Поскольку эта модель была относительно небольшой, она была устойчивой, портативной и удобной. К сожалению, это не было выбором для новичков.

3. Льняная прялка

Эта прялка была отличным приспособлением для прядения волосовидных волокон льняного растения в льняную нить. Этот сложный процесс был редкостью в США, поэтому этот тип прялки не распространен в этой области.

4. Прялки Charkha

Этот традиционный стиль настольного прядения возник в Индии и считается старейшей формой прядения. Для изготовления самых тонких тканей, таких как ангора, кашемир, шелк, хлопок и кхаддар, не требовались флайер и шпулька.

Женщины могли бы сложить этот компактный предмет в коробку и легко перевезти его в любое время. Самая известная модель принадлежала Ганди. В настоящее время эта прялка является желанным декоративным элементом.

5. Ирландская замковая прялка

Эта модель имела другую конструкцию, фланец располагался над колесом. Такая конструкция занимала меньше места, делая ее практичной. Модель поставлялась с тремя или четырьмя опорами и различными передаточными числами, что позволяло контролировать количество витков пряжи.

6. Шагающее колесо (большое колесо, шерстяное колесо)

Эта модель веретена с непропорционально большими колесами заставляла женщин стоять во время работы. Он появился в Европе в средние века и стал популярным в американских колониях, где использовался до 19 века.

Большое колесо имело тяжелую деревянную конструкцию без педалей и рогульки и могло использоваться для прядения шерсти, хлопка и льна.

7. Спиннинг Дженни

Джеймс Харгривз изобрел эту большую прялку с несколькими шпулями и рукояткой в ​​1764 году. Это была первая машина, использовавшаяся в текстильной промышленности, и это был огромный шаг на пути к текстильной индустриализации.

Старинная прялка Стоимость

Большинство старых прялок обычно недороги, включая антикварные предметы. Вы можете купить его примерно за 100-400 долларов, в то время как редкие предметы в отличном состоянии могут стоить от 600 до 850 долларов.

С другой стороны, некоторые уникальные предметы могут стоить дорого. Например, прялка Чаркха, которую использовал Махатма Ганди, оценивалась в 75 000 долларов.

Старинная прялка стоимость

Старинная прялка Цена
Большое мотальное колесо для пряжи Прялка 850 $
Примитивная прялка 600 долларов
Голландская прялка 1850 года $395
Примитивная прялка $325
Примитивная прялка $325
Прялка из темного дерева 275 долларов
Викторианская прялка 1800-х годов 263 $
Деревянная прялка с зеленой меткой 250 долларов
Российская имперская прялка XIX века 244 $
Украшенное дерево в виде замка, прялка высотой 38 дюймов (96,5 см) 22 долл. США 5
Саксонская прялка 215 долларов
Деревянная прялка 1885 года 200 долларов
Викторианская прялка высотой 38,5 дюймов (97,8 см), 1800-е годы 200 долларов
Деревянная прялка SWIFT Winder 200 долларов
Прялка 21,5 дюйма (54,6 см) 200 долларов
Викторианская прялка диаметром 32 дюйма (81,3 см) 1800-х годов 183 $
Примитивная норвежская прялка 165 долларов
Деревянная прялка 160 $ ​​
Старинная прялка 115 долларов
Миниатюрная резная деревянная прялка высотой 11 дюймов (28 см) $59

Большая прялка для намотки пряжиПримитивная прялкаГолландская прялка 1850 г.Примитивная прялкаПримитивная прялкаТемная деревянная прялкаВикторианская прялка 1800-х годовДеревянная прялка с зеленой маркойИмператорская российская прялка XIX векаИзысканная деревянная прялка в стиле замка, 38 дюймов (96,5 см) высокая прялкаСаксонская прялкаДеревянная прялка 1885 г. Викторианская, 38,5 дюймов (97,8 см) высокая прялка 1800-х годовSWIFT Winder деревянная прялкаПрялка 21,5 дюймов (54,6 см)Викторианская прялка 32 дюйма (81,3 см) 1800-х годовПримитивная норвежская прялкаДеревянная прялкаСтаринная прялкаМиниатюрная резная деревянная прялка высотой 11 дюймов (28 см)

Лучший способ проверить стоимость вашей прялки — обратиться к эксперту в аукционном доме или антикварном магазине. Кроме того, существует множество бесплатных веб-сайтов, таких как InstAppraisal или Country Living Magazine, для проверки.

 

Советы по покупке старинных колес

Найти хорошо сохранившиеся старинные прялки часто бывает непросто. Поэтому перед покупкой желаемой модели следует провести домашнюю работу.

Самообразование

Первый шаг — узнать как можно больше о стилях и конструкции прялок. Крайне важно распознавать оригинальные детали и замечать их отсутствие. Всегда тщательно осматривайте колесо и проверяйте правильность соединения функциональных частей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *