Художник недели: Соня Делоне
История, ценовые и маркетинговые показатели выдающейся художницы орбиты русского искусства, стоявшей у истоков орфизма и внесшей огромный вклад в развитие ар-деко Сони (Сары Ильиничны) Делоне-Терк (урожденной Штерн)
С момента, когда Соня Делоне взялась за кисть,
ее творческие поиски были направлены
в сторону очищения и высвобождения цвета.
Соня Делоне. Автобиография
- Соня Делоне
Источник: soniadelaunay.fr
Годы жизни: 1885–1979
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство
Первая в истории художница, удостоившаяся прижизненной выставке в Лувре, кавалер ордена Почетного легиона Соня, урожденная Сарра, Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии либо в Одессе. Источники расходятся в указании места рождения художницы, так как в самые первые годы жизни девочки ее семья — отец, инженер гвоздильной фабрики Елия (Илья) Штерн и мать, Хана Штерн (урожденная Терк), — какое-то время жила в Одессе.
В 1890 году в семье пятилетней Сарры случилось несчастье — скончался отец; и мать, не имея возможности содержать дочь, отдала ее на воспитание в семью брата — преуспевающего санкт-петербургского адвоката Генриха Тимофеевича Терка и его жены Анны. В новой семье Сарру стали называть Соней. И когда речь зашла об официальном удочерении, то единственным вариантом имени для девочки было имя Софья (Соня) Терк. Родная мать Хана Штерн не позволила семье брата удочерить племянницу, однако Сарра Штерн начала называть себя Соней Терк.
Начальное образование Соня получила в Санкт-Петербурге. Отмечая успехи девочки в математике, учителя прочили ей будущее, связанное с науками, однако преподаватель черчения обратил внимание родителей Сони на ее успехи в рисовании и посоветовал отдать дочь в художественное учебное заведение.
- ДЕЛОНЕ Соня (1885–1979) Филомена. 1907
Холст, масло. 41,3 × 33,4
Christie’s. Лондон. 02.02.2010. Лот 21
Цена: $960 798
Источник: artinvestment.ru
Так, в 1903 году, Соня Терк оказалась среди учениц художника Людвига Шмидта-Рейтера в художественной академии в Карлсруэ. Биографы художницы отмечают, что возможностей ее семьи вполне хватило бы, чтобы определить девушку в более престижную академию в Мюнхене, однако выбор пал на Карлсруэ, поскольку по соседству жили дальние родственники Терков, которые могли бы оказать поддержку 18-летней Соне. Легенда гласит, что дальнейшую судьбу начинающей художницы определил случай: однажды в руки к Соне попала книга об импрессионистах «Мане и его круг» Юлиуса Мейера-Грефе — и она была потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».
В 1905 году она становится студенткой парижской академии «Ла Палетт» на Монпарнасе. Учеба не продлилась долго: Соня была разочарована академическим подходом к обучению и гораздо чаще, чем в студии, ее можно было видеть в художественных галереях, в обществе маршанов и художников и в окружении самого современного на тот момент искусства. В литературно-художественном салоне баронессы Эттинген в конце 1900-х — начале 1910-х годов Соня познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. Среди ее знакомых были даже некоторые русские революционеры, которых далекая от политики Соня Терк считала «забавными». Такие знакомства не могли пройти мимо родителей, обеспокоенных будущим дочери и к тому же оплачивающих ее жизнь в Париже, они настаивали на том, чтобы Соня остепенилась: вышла замуж или вернулась домой в Санкт-Петербург.
Чтобы угодить родителям и не дать им повода забрать ее из Парижа, в 1908 году Соня Терк фиктивно вышла замуж за немецкого арт-критика и галериста Вильгельма Уде. Уде, специализировавшийся на авангардной живописи, привил ей вкус к новому искусству; в его же галерее Notre-Dame-des-Champs прошла и ее первая персональная выставка. К слову, отношений с родителями этот брак не улучшил: биографы сообщают, что на церемонии бракосочетания присутствовали только родители невесты и партнер жениха. Семья была, выражаясь языком того времени, скандализована: не на такую свадьбу для своей дочери рассчитывал состоятельный санкт-петербургский адвокат, поэтому, возвратившись в Санкт-Петербург, родители прекратили финансовую помощь дочери и возобновили ее только в 1910 году, когда Соня развелась с Уде и вышла замуж за Робера Делоне.
- ДЕЛОНЕ Соня (1885–1979) Электрические призмы. 1913
Холст, масло. 80,7 × 64,7
Christie’s, Париж. 19.10.2017. Лот 15
Цена: $1 857 644
Источник: artinvestment.ru
Брак с Делоне не только дал Соне Терк новую фамилию, но и определил ее будущую жизнь.
С первых лет совместной жизни Соня Делоне-Терк (этой фамилией она подписывалась до середины 1920-х годов) и Робер Делоне вместе разрабатывали теорию симультанизма (одновременности) в живописи. Применить теоретические разработки на практике Соня попробовала в 1911 году, украсив сделанное собственными руками одеяльце для своего годовалого сына Шарля абстрактным геометрическим узором. К 1912 году супруги Делоне уже окончательно сформулировали теорию симультанизма, которая выделилась в отдельное направление кубизма; в том же 1912-м поэт Гийом Аполлинер назвал это направление орфизмом, уподобив воздействие новой живописи музыке Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения.
Орфизм — направление в абстрактной живописи, задачей которого была одновременная (симультанная) передача цветового контраста и ритма с помощью локальных повторяющихся форм.
К середине 1910-х годов Соня Делоне перешла от написания натюрмортов и пейзажей к геометрической абстракции. А к 1920-м изменился не только стиль художницы — ее творческий арсенал пополнился новыми техниками и материалами. Начиная с 1911-го она много экспериментировала с аппликацией, коллажными техниками, делала эскизы для тканей, разрабатывала так называемые «симультанные платья». В 1913 году она совместно с поэтом и романистом Блезом Сандраром придумала первую симультанную книгу — поэму-картину из 445 строк «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», выпущенную парижским издательством «Люди нового склада» тиражом 150 экземпляров. С 1914-го или 1915-го (источники расходятся) Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Мясиным, Нижинским и др. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.
Однако все более ее время и творчество занимали дизайн и мода. После революции родители Сони потеряли возможность поддерживать ее финансово, а производство и продажа одежды приносили неплохой доход, поэтому уже в 1918-м в Мадриде Соня открыла бутик Casa Soniа для продажи своих дизайнерских вещей, а в начале 1920-х в Париже делала эскизы тканей для фабрик шелка в Лионе. Попутно дизайн и мода давали художнице прекрасную возможность экспериментировать с прикладными техниками и применять на практике принципы симультанности.
- ДЕЛОНЕ Соня (1885–1979) Рынок в Миньо. 1915
Холст, энкаустика. 92,5 × 127,5
Calmels Cohen, Париж. 14.06.2002. Лот 33
Цена: $4 344 920
Источник: artinvestment.ru
В 1924 году небольшая парижская мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т.д. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность, а также признание в качестве одного из создателей ар-деко, нового направления в дизайне. К 1930-м годам семья Делоне занялась украшением неоновой рекламой общественных пространств, а в 1937-м за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже Соня Делоне была отмечена золотой медалью.
При всем разнообразии видов искусства, материалов, техник, неизменной в творчестве художницы оставалась лишь приверженность к геометрической абстракции, которая в 1930-е годы постепенно приобретала все более строгие черты. Четкость линий и контрастность цветовых переходов оставались знаковыми чертами искусства Сони Делоне до самого позднего периода творчества — плавность цветовых и графических переходов появится в большом позднем абстрактном цикле «Ритм и цвет».
Общественная деятельность Сони Делоне тоже была связана с развитием и поддержанием абстрактного искусства: в 1931 году мы видим ее в числе учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание», а в 1939-м семья Делоне открыла авангардистский художественный салон «Новая реальность».
После смерти мужа в 1941 году Соня занялась сохранением и продвижением его творческого наследия, в том числе с помощью многочисленных выставок и интервью. В 1963 году 78-летняя Соня Делоне согласилась побеседовать с журналистом Vouge Жаком Дамасом. Эта беседа позже переросла в близкую дружбу, несмотря на 45-летнюю разницу в возрасте. Дамас написал множество статей о творчестве Сони Делоне, помогал организовывать ее выставки. Во многом благодаря усилиям Дамаса по популяризации творчества художницы в 1964 году в Лувре прошла персональная выставка Сони Делоне. Она стала первой в истории женщиной, удостоившейся этой чести при жизни.
Скончалась Соня Делоне в 1979 году.
Согласно базе Artfacts, в последние 100 лет работы Сони Делоне принимали участие в 287 групповых и 37 персональных выставках, а также как минимум в 46 ярмарках искусства. На Западе активно торгуют произведениями художницы такие галереи, как Galerie Ludorff (Дюссельдорф), Crane Kalman Gallery (Лондон), Galerie Pierre-Alain Challier (Париж), La Caja Negra (Мадрид), Galerie Proarta (Цюрих).
Произведения Делоне находятся во многих ведущих мировых музейных собраниях, в том числе в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA, Tate Britain в Лондоне, Центре Жоржа Помпиду в Париже, филиале Лувра в Абу-Даби, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Сони Делоне входит живопись, проданная в достаточно широкий промежуток времени — с 2002 по 2017 год — на зарубежных аукционах. «Филомена» (1907) показала третий по величине результат $960 798 на лондонском Christie’s в 2010 году, второй результат был также зарегистрирован на Christie’s, но уже парижском: в 2017 году была продана работа «Электрические призмы» (1913) за $1 857 644. Продажа самой дорогой работы художницы — «Рынок в Миньо» за $4 344 920 — состоялась в Париже на торгах скромного аукционного дома Calmels Cohen в 2002 году (позже, в 2007 году, французский аукционный дом был куплен Sotheby’s за неразглашенную сумму).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художницы 1905 раз были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 1250 работ, графика — 505 работ, живопись — 47 работ, ковер и гобелен — 24 работы, керамика, фарфор — 21 работа, смешанная техника — 16 работ, книги — 14 работ, декоративно-прикладное искусство — 3 работы, коллаж — 3 работы, ткань — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $19,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $28,77 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 1467 к 438 (77 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2005 | 217 | 192 | 88 | 25 |
2006–2015 | 1079 | 833 | 77 | 246 |
2016–2020 | 609 | 442 | 73 | 167 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 813 | 596 | 73 | 217 |
США | 356 | 318 | 89 | 38 |
Великобритания | 312 | 276 | 88 | 36 |
Германия | 123 | 77 | 63 | 46 |
Швейцария | 80 | 60 | 75 | 20 |
Бельгия | 45 | 35 | 78 | 10 |
Дания | 36 | 28 | 78 | 8 |
Швеция | 25 | 18 | 72 | 7 |
Монако | 25 | 0 | 0 | 25 |
Нидерланды | 23 | 18 | 78 | 5 |
Италия | 22 | 14 | 64 | 8 |
Австрия | 16 | 10 | 63 | 6 |
Израиль | 10 | 7 | 70 | 3 |
Канада | 5 | 2 | 40 | 3 |
Португалия | 5 | 2 | 40 | 3 |
Испания | 4 | 1 | 25 | 3 |
Финляндия | 3 | 3 | 100 | 0 |
РФ | 2 | 2 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Untitled | 2018 | 2,361 | 2019 | 994 | 1 | Bruun Rasmussen, Копенгаген | –1,367 | –57,9 |
2 | Собор | 2010 | 3,120 | 2011 | 1,800 | 1 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –1,320 | –42,3 |
3 | Les Pâques Russes II | 2014 | 2,432 | 2014 | 1,536 | 0 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –896 | –36,8 |
4 | Алфавит | 2009 | 1,126 | 2010 | 976 | 1 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | –150 | –13,3 |
5 | Rythme couleur | 2019 | 12,563 | 2020 | 11,368 | 1 | Sotheby’s, Лондон | –1,195 | –9,5 |
6 | Rythmes-Couleurs | 2013 | 7,500 | 2017 | 5,000 | 4 | Phillips, Нью-Йорк | –2,500 | –8,3 |
7 | Эскиз платья | 2009 | 6,566 | 2018 | 2,190 | 9 | Литфонд, Москва | –4,376 | –7,4 |
8 | Платье синхронное | 2011 | 4,063 | 2017 | 3,250 | 6 | Heritage Auction, Даллас | –813 | –3,3 |
9 | Цветочный мотив на красном фоне. Эскиз ткани | 2011 | 3,107 | 2018 | 2,983 | 7 | Литфонд, Москва | –124 | –0,6 |
10 | Женщина | 2002 | 33,460 | 2013 | 42,212 | 11 | Tajan, Париж | 8,752 | 2,4 |
11 | Рынок в Миньо 1 | 1988 | 372,000 | 2011 | 689,795 | 23 | Tajan, Париж | 317,795 | 3,7 |
12 | Цветовые ритмы | 2009 | 43,277 | 2013 | 50,000 | 4 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 6,723 | 3,9 |
13 | Посвящение Стравинскому | 2006 | 1,554 | 2018 | 2,500 | 12 | Bonhams, Нью-Йорк | 946 | 5,1 |
14 | Геометрическая композиция | 2011 | 2,118 | 2015 | 2,571 | 4 | Koller Auctions, Цюрих | 453 | 5,3 |
15 | Цветовой ритм, Париж | 1992 | 23,774 | 2012 | 62,730 | 20 | Christie’s, Лондон | 38,956 | 8,2 |
16 | Цветовые ритмы | 2007 | 1,527 | 2009 | 1,840 | 2 | Ketterer Kunst, Мюнхен | 313 | 10,2 |
17 | Португальский натюрморт | 1996 | 90,000 | 2015 | 274,000 | 19 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 184,000 | 10,8 |
18 | Диагональная композиция | 2009 | 15,300 | 2019 | 34,936 | 10 | Sotheby’s, Лондон | 19,636 | 12,8 |
19 | Костюмы, эскизы | 2011 | 12,516 | 2012 | 14,177 | 1 | ArtCurial, Париж | 1,661 | 13,3 |
20 | Цветовые ритмы — № 234 | 2009 | 9,924 | 2010 | 11,390 | 1 | Dorotheum, Вена | 1,466 | 14,8 |
21 | Rythme couleur | 2019 | 14,041 | 2020 | 16,240 | 1 | Sotheby’s, Лондон | 2,199 | 15,7 |
22 | Цветные ритмы № 615 | 2009 | 272,097 | 2014 | 513,390 | 5 | Sotheby’s, Лондон | 241,293 | 17,7 |
23 | Без названия | 2015 | 949 | 2016 | 1,185 | 1 | Artcurial, Париж | 236 | 24,9 |
24 | Цветовой ритм, Париж | 2010 | 62,730 | 2016 | 158,723 | 6 | Christie’s, Париж | 95,993 | 25,5 |
25 | Cinema | 2013 | 1,409 | 2013 | 1,918 | 0 | Cornette de Saint Cyr, Париж | 509 | 36,1 |
26 | Композиция. Цветовой ритм | 2013 | 33,201 | 2016 | 76,540 | 3 | Sotheby’s, Лондон | 43,339 | 43,5 |
27 | Синхронное платье, красно-черное | 2009 | 7,503 | 2011 | 16,064 | 2 | Aguttes, Париж | 8,561 | 57,1 |
28 | Noir et blanc | 2014 | 972 | 2015 | 1,905 | 1 | Artcurial, Париж | 933 | 96,0 |
29 | Композиция | 2009 | 709 | 2009 | 1,408 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 699 | 98,6 |
30 | Синхронное платье, зеленые и синие клетки | 2009 | 4,690 | 2011 | 14,565 | 2 | Aguttes, Париж | 9,875 | 105,3 |
31 | Без названия | 2011 | 970 | 2011 | 2,011 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 1,041 | 107,3 |
32 | Алфавит | 2009 | 355 | 2009 | 1,126 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 771 | 217,2 |
33 | Ритмическая композиция | 2009 | 435 | 2010 | 1,533 | 1 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | 1,098 | 252,4 |
Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) — 30,6 %. Следует отметить, что отрицательные значения CAGR в основном имеют работы в нижней ценовой категории (в среднем $3 тыс.), тогда как положительный рост показали работы более высокой стоимости (в среднем $83 тыс.). Средний эстимейт всех проданных работ Делоне был превышен на 176 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,8 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 59 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. По данным индекса Artist’s ARTIMX? средняя стоимость графических работ художницы с 2019 по 2020 год выросла на 35 %.
С рыночной точки зрения, Соня Делоне — типичный представитель художницы «русского круга», которой эмиграция в зарубежную творческую среду помогла изначально попасть на международные торги импрессионизма и модернизма, миновав основную обойму авторов «Русских недель». Отсюда — и количество аукционных продаж, в том числе и повторных, и внимание со стороны зарубежных галерей и музейных собраний топ-уровня. При этом, Делоне — художница, пока недооцененная рынком в плане ценообразования (в отличие от той же Тамары де Лемпицки), с хорошей перспективой роста стоимости работ. Обращает внимание, что из 1905 аукционных прецедентов на Россию приходится всего два (оба – успешные). Это говорит о том, что любое появление качественных работ француженки украинско-еврейского происхождения на отечественном рынке расценивается покупателями сродни событию.
На текущем, 334-м AI Аукционе выставлена книга художника Les illuminations (Озарения) Артюра Рембо. 1973.
Мария Кузнецова, AI
Денис Белькевич, AI
Источники: artinvestment.ru, portal-kultura.ru, lechaim.ru, rusavangard.ru
© artinvestment.ru, 2022
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Дизайнерское наследие Сони Делоне — YOURFOREST
«For me there is no gap between my painting and my so-called ‘decorative’ work. I never considered the ‘minor arts’ to be artistically frustrating; on the contrary, it was an extension of my art»
«Для меня нет разделения между моей живописью и, так называемой, декораторской работой. Я никогда не считала «прикладные искусства» чем-то, что тормозит развитие художника; напротив, это было продолжением моего искусства».
Творчество французской художницы и дизайнера украинского происхождения Сони Делоне (Sonia Delaunay) – огромный вдохновляющий мир цвета. Делоне была выдающейся представительницей арт деко, авангарда и вместе с мужем Робером Делоне создала новое направление в живописи — симультанизм (еще одно название – орфизм). Изображение движения цвета в свете – так определяла художница свои работы.
Впервые форма не главенствует, а подчиняется цвету; впервые форма строится не с помощью светотени, а с помощью глубины самого цвета. Цвета, словно живые организмы, воздействуют друг на друга, создают иллюзию движения и ритма. Такой подход был совершенно уникальным в живописи. В работах Сони Делоне теория цвета получила должное признание и широкое утилитарное применение. Ее творчество расширило понимание того, как цвет воздействует на человеческое восприятие, а сама психология цвета стала одним из самых важных инструментов современного дизайна.
Идеи симультанизма Делоне развивала не только на полотнах, но и в практической сфере: она создавала дизайн одежды и обуви, театральные костюмы, дизайн тканей и ковров для французских фабрик, иллюстрировала книги, занималась керамикой и витражами и даже оформляла автомобили.
История Сони
Будущая французская художница – урожденная Сара Ильинична (Элиевна) Штерн родилась в 1885 году в городе Градижск в Полтавской губернии (по данным других исследователей – в Одессе) . В возрасте 5 лет из-за смерти отца Сару взяла на воспитание родной дядя — Генрих Терк, успешный петербургский адвокат. Генрих и его супруга искренне полюбили девочку и стали ее опекунами. С этого момента она стала Соней Терк. Высокообразованная семья Терков жила искусством и много путешествовала по Европе. По совету гимназических учителей, распознавших талант Сони, она отправляется профессионально учиться живописи в Германию, в Художественную академию Карлсруэ. В 1905 году Соня под впечатлением книги «Мане и его круг» Юлиуса Мейера – Грефа решается отправиться в Париж, который назван автором книги центром истинного искусства. Здесь она поступает в академию «Ля Палетт», добивается в ней немалых успехов, входит в круг художественной богемы и знакомиться со своим первым супругом – критиком и галеристом Вильгельмом Уде. Хотя их брак был недолгим, но дружбу они сохранили до конца дней, Уде нередко поддерживал Соню и ее семью и покупал их картины.
Живопись
В 1908 году Соня Терк влюбляется и выходит замуж за молодого и талантливого абстракциониста Робера Делоне. Отныне она — Соня Делоне-Терк. Их союз, основанный на любви и творчестве, стал очень плодотворным. Вместе они изучают теорию цвета Эжена Шеврейля , экспериментируют с цветом. Робер создал оригинальный метод построения цветовых конструкций из окружностей и арок. «Ничего горизонтального или вертикального – свет все деформирует, ломает» — писал Делоне. В рамках этой теории появляются и первые работы Сони Делоне в жанре симультанизма – Электрические призмы, Рынок в Миньо и другие.
Рынок в Миньо
Интересна история возникновения картины Электрические призмы/Prismes électriques. Однажды, прогуливаясь вечером по бульвару Saint-Michel в Париже, Соня Делоне и Роберт обратили внимание на недавно установленные электрические фонари и цветные отблески, которые они оставляли на тротуаре. Оба художника пытались воссоздать впечатляющий отблеск этих новых для того времени изобретений в своих работах.
Электрические призмы/Prismes électriques
Эта и многие другие работы Сони вдохновили нас на создание модели деревянных панелей Prism – ссылка на модель на сайте. В поисках новых идей для панелей, мы, как и многие дизайнеры, собираем референсы, подглядываем за великими, учимся у лучших в нашей отрасли или в других отраслях. Недостаток такого метода — риск оказаться в плену чистой, уже созданной кем-то идеи и лишь подражать ей, не создав ничего нового. Но в случае с изучением работ Делоне произошла настоящая химия. В коллаборации с дизайнером Juanny Barcelò Borges мы создали Prism — уникальную по форме, ни на что не похожую модель деревянных панелей. Сложная, объемная, ритмичная, оптическая, построенная на контрасте, Prism –упорядоченный хаос всевозможных оттенков дерева.
Дом самой влиятельной пары парижского авангарда также постепенно превращается в арт-объект: Соня Делоне своими руками создает для него мебель, текстиль, светильники и многое другое. В своих изделиях она использовала разноцветные куски ткани, смешивая их как профессиональный колорист и дизайнер. Используя эту технику, она сшила для своего сына лоскутное одеяло. Именно это одеяло, которое теперь хранится в Музее современного искусства в Париже, положило, по мнению исследователей, начало ее особому стилю.
The quilt Sonia Delaunay made for her baby in 1911, now part of the collection at the National Museum of Modern Art in Paris, France
Мода
Увлекшись модой и текстилем, Соня Делоне создает наряды для себя и друзей. 1920-е годы стали по истине революционным для моды: во многом не только благодаря тому, что ее создавали не только кутюрье, но и некоторые передовые художники. В их числе была и Соня Делоне. В 1918 году в Мадриде Соня открыла Casa Sonia, модный и интерьерный магазин, где продавались аксессуары, мебель и ткани. Магазин имел большой успех, особенно у городской аристократии, и у него появились филиалы в Бильбао, Сан-Себастьяне и Барселоне.
Ее друг Сергей Дягилев, импресарио «Русского балета», помогал Соне организовать магазин, а затем поручил ей разработать костюмы для его постановки «Клеопатры» в The London Coliseum.
Спрос на ткани Сони был очень велик. По возвращению в Париж она наняла команду русских женщин для изготовления, вязания и вышивания своей продукции. В 1925 году Делоне основала свой собственный дом моды и зарегистрировала Simultané в качестве торговой марки как во Франции, так и в Соединенных Штатах. Ее студия занималась созданием текстиля и одежды, а модный дом, названный просто «Sonia», производил эксклюзивную одежду для таких именитых клиентов, как голливудская актриса Глория Свансон, писательница Nancy Cunard, архитектор Ernö Goldfinger и других.
Пальто для Глории Свансон
Наряды отличались контрастными геометрическими формами, выразительными цветами в стиле симультанизма и имели большой успех. В 1925 году симультанное платье Делоне украсило обложку журнала Vogue.
В течение четырех десятилетий Делоне проектировала ткани для амстердамского Luxury магазина Metz and Co, а затем и для магазина Liberty London, который существует и сегодня.
«Ткани Сони Делоне принадлежат будущему, потому что они соответствуют современной живописи, архитектуре, корпусам машин, красивым и оригинальным формам аэропланов, одним словом, дыханию этой активной современной эпохи, которая создала стиль, близко связанный с интенсивной, все убыстряющейся жизнью» — писал Робер Делоне
Progetto per tessuto
Этот эскиз ткани стал прообразом для еще одной нашей панели – Matrix. Глядя на эскиз создается ощущение, что Соня Делоне придумала QR код задолго до появления известной разработки японской компании Denso-Wave. В этой работе прослеживает очень сильная параллель с нашей цифровой эрой пикселей и кодов. В Matrix вместе с дизайнером Juanny Barcelò Borges мы придумали свою собственную систему кодирования — она состоит из 3-х квадратных элементов разного объема. Они, словно единицы информации, формируют матрицу с уникальным рисунком.
Интерьерные проекты
После Второй мировой войны Делоне присоединился к коллективу художников и архитекторов Groupe Espace, который стремился интегрировать искусство в каждый элемент повседневной жизни.Одним из наиболее важных проектов, над которыми она работала в это время, был дизайн мебели для студентов Cité Internationale Universitaire в Париже.
Ее дизайн представлял собой идеальное сочетание функциональности и эстетики, изюминкой которого стал книжный шкаф с цветными блоками, который выглядит уместно в современном домашнем офисе или гостиной.
Charlotte Perriand, Ateliers Jean Prouvé, Nancy, France with Sonia Delaunay-Terk,
Nicolas Schöffer Maison de la Tunisie Bench-Bookshelf
Мебель дизайна Сони Делоне в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже
Признание
Sonia Delaunay стала первой в истории женщиной-художницей, которая была удостоена при жизни ретроспективы в Лувре. Ретроспектива состоялась в 1964 году и включила 117 работ художницы, которые она лично отобрала и передала в дар музею. Соня Делоне направила живопись в прикладное русло, заложила основы массового производства одежды и осмысленного производства тканей. Она сыграла ключевую роль в том, чтобы сделать модную и практичную одежду более доступной. Даже с ростом коммерциализации ее идей и замыслов она оставалась верной своим художественным принципам.
Ее проекты по-прежнему актуальны, они копируются и воспроизводятся в наши дни, а также служат источником вдохновения и чистых идей для современных дизайнеров.
Соня Делоне: авангардная королева громкого, ноского искусства | Искусство и дизайн
Когда Соня Терк вышла замуж за Роберта Делоне в 1910 году, ей было 25 лет. Она уже дважды сменила страну, дважды имя и один раз вышла замуж по расчету за Вильгельма Уде, искусствоведа и коллекционера. Он был гомосексуалистом; она находилась под социальным давлением со стороны своей семьи в России. Выход замуж дал ей повод остаться в Париже. Уде осталась другом на всю жизнь, но в лице художника Делоне, пионера абстракции, она нашла вторую половинку. Вместе они стали настоящей авангардной парой.
Родившаяся Сара Стерн в Украине, Соня была отправлена в юном возрасте, чтобы жить с ее дядей и тетей в Санкт-Петербурге. Это были высокообразованные, зажиточные евреи, и Соня приняла их фамилию. Она также сменила свое имя и, будучи Соней Терк, отправилась учиться живописи в Германию. В 21 год она отправилась в Париж в поисках свободы, жизненных сил и молодости, которые и нашла. На фотографии 1908 года она изображена сидящей за столом в темном вычурном платье со всеми пуговицами и складками (хотя и с обнаженными предплечьями). Она уже выглядит на средних лет. На фото, сделанном пятью годами позже, Соня позирует в свободном лоскутном наряде собственного творения, выполненном в динамичной контрастной цветовой гамме «9».0005 одновременно ” стиль. Она выглядит на несколько лет моложе и готова танцевать.
Первые работы на предстоящей выставке Тейт Модерн относятся к допарижской юности Сони. Это портреты и пейзажи, написанные маслом на холсте, которые во многом обязаны Гогену, с цветами, которые прыгают со стен. Это раннее увлечение цветом определило ее дальнейшую долгую карьеру. Образный элемент должным образом отпал (хотя время от времени появлялся снова), и вскоре она создавала яркие абстракции. Ее тетя в Санкт-Петербурге умерла, завещав свое имущество, а Робер был мелким аристократом, так что Делоне имели личный доход. Вместе они развлекали и держали салоны. Среди их друзей были такие художники, как Кандинский и Шагал, а также поэты Гийом Аполлинер и Блез Сандрар.
Купальные костюмы, разработанные Делоне, 1920-е годы.
В данном случае коляска в холле не была врагом обещания. (В любом случае, бедность, безусловно, является более вероятным кандидатом.) Однако по-прежнему редко случается так, что крышка колыбели получает место в галерее и признается важным произведением искусства. Маленькое одеяло, которое Соня сшила для своего сына Чарльза в 1911 году, должно быть выставлено, и, кажется, это был прорыв, который переместил ее от фигуративной работы к абстракции. Покрывало представляет собой лоскутную смесь розовых, кремовых и зеленых оттенков с оттенками темно-бордового и черного. В нем показано, как Соня соединила русское народное ремесло с парижским авангардом и предвосхитила эксперименты с цветом и формой, которые впоследствии стали визитной карточкой стиля Делоне 9.0005 одновременно .
Наряду с детским одеялом выставлена расписная коробка для игрушек ребенка и наряд Сони, сшитый в той же манере, что и на упомянутой выше фотографии: к 1913 году Делоне нашли няню и отправились в танцевальный зал, Bal Bullier. Помимо шитья одежды для себя и своих друзей, Соня еще и рисовала. Рядом с платьем, состоящим из кусочков ткани разной фактуры, лежит ее большой холст Bal Bullier. Поток цвета и ритма, он показывает несколько пар (или одну пару, кружащуюся) под новой парижской сенсацией: цветными электрическими огнями.
Возможно, Соня отказалась от рисования, чтобы дать Роберту возможность заняться своим делом, чтобы они могли работать вместе над общим проектом, не вступая в прямую конкуренцию. Соня предпочла больше заниматься рукоделием. Она была рада подчеркнуть свое русское происхождение (но не свое еврейство), поскольку русское народное искусство было в моде и переживало возрождение. Возможно также, что Соня и другие модернисты не видели различия между изобразительным и прикладным искусством. В конце концов, она была межкультурным полиглотом, привыкшим переводить и менять способы выражения. Почему бы ее эстетике не проявиться то в картине на стене, то в платье, то в книжном переплете? Ее искусство можно было носить, это было заявлением об образе жизни новой породы: творческой современной женщины.
Так появилось simultané , которое Соне и Роберту предстояло практиковать всю свою жизнь. Что это было? Движение, стиль, эстетическое приключение? (Сандрар называл это «техникой». ) Русско-французский сплав, он радовался движению и контрасту красок, их словоохотливости. Он наслаждался той динамикой, которая создавалась, когда этот цвет или оттенок располагались рядом с этим и воспринимались сразу, одновременно. В работах Сони есть живое движение и ритм. («Контраст — это любовь», — сказал Сандрар.) Цвет — это язык. Каждый звук имел свой оттенок.
Yellow Nude (1908)
Сандрар был еще одним межкультурным полиглотом, и вскоре он и Соня вместе работали над книгой La prose du Transsibérien et de la Petite Jeanne de France (1913). Великолепная работа длиной два метра и шириной 20 см, сложенная наподобие гармошки в раскрашенный вручную рукав, представляет собой путевую поэму Сандрара справа, написанную разноцветными шрифтами, и кувыркающуюся картину Делоне слева, «интерпретирующую через цвета и их оттенки темы». и чувства, выраженные поэтическим текстом». Триумф синестезии, он слышит звуки стихотворения как цвет, его ритмы как формы. Внизу изображена красная Эйфелева башня, мотив, который снова и снова появлялся в работах Робера и Сони Делоне, как dernier cri в современности.
Эта пара в центре авангардного Парижа, чемпионы друг друга, отдыхали в Испании в разгар Первой мировой войны. Там они оставались до тех пор, пока не переехали в Португалию. Они рисовали, выставлялись и завязывали контакты, которые сослужили им хорошую службу. Соня снова создала большие полотна, настолько далекие от грязи Фландрии, насколько это можно себе представить. Из ее безошибочных дуг и поклонов выступают рыночные сцены и певцы фламенко.
Пальто, сшитое для Глории Суонсон (1924)
Если это и была очаровательная жизнь, то русская революция на короткое время остановила ее. Соня рассчитывала сдать в аренду свое имущество в Петербурге, но в 1917 году большевики конфисковали его, и поток денег прекратился. Должно быть, это был шок. В свои 30 лет Делоне впервые пришлось искать способ зарабатывать на жизнь. Со своими навыками рукоделия и дизайна Соня была в лучшем положении, чем более деликатный Роберт. В Мадриде пара познакомилась с Дягилевым, и вскоре Соня уже занималась дизайном костюмов для 9-го Русского балета. 0005 Клеопатра . Переход в коммерцию был всего лишь пустяком для эстетики simultané . Никогда не останавливаясь на достигнутом, к середине 1920-х годов у Сони была парижская студия, посвященная созданию тканей и одежды, и она открыла модный дом под названием просто Соня. Некогда авангардный эксперимент оправдал себя: слово simultané было зарегистрировано в качестве торговой марки во Франции и США.
Центральные десятилетия этой ретроспективы наводят на мысль об элитном шоппинге. Витрины бутика воссозданы с вышитыми туфлями и сумками, расставленными так, как распорядилась сама Соня. Ее ткани демонстрируются на механических движущихся роликах для полного динамического эффекта. Образцы тканей, пикантные купальники и пилотские кепки для современных девушек, водивших новомодные автомобили. Возможно, это было современно, но, конечно, кустарно и дорого.
Если основная эстетика Сони мало изменилась за десятилетия, и то, что началось как радикальное исследование цветовых контрастов, стало модным брендом, является ли это искусством? Или дизайн? Или, действительно, оба сразу – одновременно ? Здесь была картина разыгранная, чувственная. Это перформанс, принесенный нам манекенщицами. Соня привлекала состоятельных клиентов: в 1925 году для кинозвезды Глории Суонсон было сшито шерстяное пальто с вышивкой в геометрических оттенках насыщенных пряных красных, коричневых и кремовых оттенков. В этих модных творениях преобладают прямые линии, ромбы и полосы, а линии с прямыми краями поворачиваются под прямым углом. Как будто волнение кружащегося бального зала было вытеснено гламуром дороги. Но ненадолго: в 1930-е годы кривые и колеса и дуги были очень назад.
Еще четыре десятилетия Соня разрабатывала ткани для амстердамского роскошного магазина Metz and Co, а затем и для Liberty. Поэтов она не бросила, надо сказать. «Поэма-занавес» того времени имеет вышитые шерстью стихи сюрреалиста Филиппа Супо. Она делала «стихи-платья» — слова, которые ходили, — и читала лекции в Сорбонне о «влиянии живописи на дизайн одежды».
Ритм Цвет №. 1076 (1939)
Жизнь Сони шла в ногу с веком. Simultané был разработан на заре современного мира, его работы расписаны и сшиты вручную. К 1930-м годам она знала о возможностях массового и машинного производства. Она сказала: «Так мода станет демократичной, и это… можно только приветствовать, так как это повысит общие стандарты». Интересно, что бы она сделала из таких магазинов, как Zara или H&M.
Когда началась Вторая мировая война и Париж был оккупирован, еврейство Сони вдруг стало актуальным. Говорят, что ее сын Чарльз, известный популяризатор и критик джаза, присоединившийся к Сопротивлению во время войны, до самого вечера не знал, что его мать еврейка. В 19В 40 году Делоне покинули Париж и двинулись на юг, но к этому времени Робер был болен. Он умер в 1941 году. Он постоянно рисовал и широко выставлялся, поддерживая свою жену в ее начинаниях, когда она превозносила его. Она защищала его наследие после его смерти, организуя ретроспективные выставки и даря его работы, стремясь обеспечить его репутацию одного из великих пионеров абстракции. После ухода Роберта Соня начала рисовать маслом и гуашью. Тона более приглушенные, более зернистые, менее яркие и свободные, чем 9. 0005 La Prose du Transsibérien , с полукругами, расположенными вдоль диагональной или вертикальной оси.
У Роберта есть свое место, но разве Соня тоже не была великой пионеркой? Резкое эссе Гризельды Поллок в каталоге выставки представляет феминистский взгляд. По словам Поллока, модернистская культура позволила амбициозным и творческим женщинам насладиться новыми свободами, и Париж был их центром. Однако эти модернисты не писали свою собственную историю. История модернизма началась в XIX в.50-е, тяжелое десятилетие для женщин, и писали его маскулинные чудаки. Вклад женщин игнорировался, особенно там, где женская работа плавно перемещалась между искусством и дизайном. Таким образом, долгое время Соня Делоне считалась помощницей или женой более известного Роберта. Это первая британская ретроспектива ее работ почти через 40 лет после ее смерти. Это первая оценка ее как независимого артиста. Задача, настаивают кураторы, не в том, чтобы утверждать, что она лучше своего мужа, а в том, чтобы увидеть ее вклад ясно и полно, и сам по себе.
Игральные карты Simultané (1964).
К счастью, Соня прожила долго. К моменту ее смерти в 1979 году новое женское движение уже зародилось, и ее яркий вклад в современное искусство, контрапункт несчастному веку, получил признание. Возможно, ее даже считали беспроигрышной: президент Помпиду подарил ее картину Rythmes-Couleurs no 1633 президенту Никсону во время официального визита. Она оставалась современной до последнего; даже в позднем возрасте она ассоциировала себя с новым и захватывающим. Шикарный автомобиль Matra 530 был украшен ею в 1967, когда ей было 82. Изогнутые линии автомобиля окрашены в крупную клетку гоночного флага небесно-голубого и королевского синего, шалфейно-зеленого и красного цветов. Это искусство в движении. Соня следила за тем, чтобы на скорости цвета сливались в синий, чтобы не отвлекать других водителей.
Среди ее последних работ — картины и гравюры, которые по технике и стилю восходят к ранним годам ее карьеры. К тому времени она была французским национальным достоянием, но молодая русская, приехавшая в Париж, полная сил, все еще была на виду. Форма или ритм, изученный в 1920-е могли снова проявиться в 60-х. То есть ее работа не менялась, не развивалась? Возможно, у нее было другое представление о времени, больше похожее на спираль, чем на стрелу. Произведение под названием Rhythme sans fin, danse, , сделанное в 1964 году, имеет подзаголовок «По акварели 1923 года». Подсказка в названии; танец продолжается. Цвет — это радость. Абстракция отрицает историю. Как говорила сама Соня: «Абстрактное искусство важно только в том случае, если оно представляет собой бесконечный ритм, где встречаются очень древнее и далекое будущее».
- Соня Делоне находится в Тейт Модерн, Лондон SE1, с 15 апреля по 9 августа. tate.org.uk. Книги Кэтлин Джейми включают Sightlines .
Текстиль Сони Делоне — Минни Мьюз
Искусство
Искусство /
Мода
Урожденная русская художница Соня Делоне приехала в Европу в 1910 году и провела более десяти лет в центре парижского авангарда. Вместе со своим мужем Робером Делоне, пионером в области абстрактной живописи, дуэт основал художественное движение «Орфизм» — версию кубизма — посредством их коллективного творческого исследования цвета и формы. В то время как Робер получил многочисленные похвалы за свои творческие достижения, именно работа мадам Делоне в качестве дизайнера текстиля и моды сделала ее настоящей провидицей.
Опубликовано 27 сентября 2018 г.
По
Колби Муграби
Благодаря раннему увлечению цветом, вдохновленному фовизмом, прорывная работа Сони в текстильном дизайне произошла вскоре после встречи с мужем в 1911 году через лоскутное одеяло, которое художница сшила для своего новорожденного сына Чарльза, составленное из мелодии розовых, кремовых тонов. , зеленые и темно-бордовые формы контрастируют с тонкими оттенками черного. Этот спонтанный дизайн, созданный по материнскому желанию, стал ранним воплощением фирменного художественного стиля Сони, в котором русское народное искусство соединилось с элементами парижского авангарда.
Делоне продолжала экспериментировать с цветом и геометрией с помощью техники, которую она придумала как «simultanéisme», обозначающую одновременные рисунки, возникающие при размещении ярких оттенков и форм рядом друг с другом, как в теории цвета. Поскольку фигуративные элементы быстро исчезли из ее работ в движении к полной абстракции, то же произошло и с живописью. Вскоре ее искусство можно было носить.
После начала Первой мировой войны Делоне в значительной степени полагалась на свою работу по дизайну костюмов как на средство получения дохода. В 1917 января художнице было поручено создать одежду для адаптации «Клеопатры» для «Русского балета», которая объединила ее визуальный язык, а также глянцевые текстуры и богатые золотые детали. Успех этих проектов сыграл важную роль в том, что Делоне реализовал ряд заметных проектов в театре и кино.
К 1920-м годам, когда Делоне переключила свой основной способ самовыражения на рукоделие, она начала шить одежду для себя и своих друзей, применяя свою динамичную, спонтанную технику к их дизайну и конструированию.
Ее одежда радовалась движению и смаковала контрасты, обозначая особый образ жизни ее владельца, заключенный в тайне и приключениях. Ее творения были предназначены для современных женщин и ориентированы на потребности реальной жизни, предлагая кепки для вождения для путешествий, купальные костюмы для занятий спортом и простые платья в качестве рабочей одежды, все из которых включали мелодии цвета, геометрические формы и визуальный ритм, похожий на самые ранние картины художника.
Соня Делоне
Платье, 1928-1929
Соня Делоне
Платье, 1925 год
Соня Делоне
Купальник, 1928 год
СОня Делоне
Пляжный набор, 1928 г.
Фирменный стиль Делоне быстро завоевал Париж. К 1920-м годам она основала студию под названием «Sonia», занимавшуюся созданием текстиля и одежды для частных клиентов, а также открыла ателье вместе с французским кутюрье Жаком Хаймом. Самыми ранними заказами художницы были предметы одежды для высшего слоя общества, в том числе пальто для кинозвезды Глории Суонсон, состоящее из геометрических фигур, выполненных в насыщенных оттенках пряно-красного, коричневого и кремового цветов. То, что началось как радикальный творческий эксперимент по проверке границ цвета и формы, быстро превратилось в бренд высокой моды.
Новый бизнес художника и лихорадочное внимание к дизайну ткани и текстиля объединили ранее разделенный творческий процесс. Делоне понимала, как ее принты будут использоваться при создании окончательного предмета одежды, создавая идеальную визуальную гармонию и натиск поклонниц.
Это уникальное творческое сознание продолжалось на протяжении 1920-х годов, когда Делоне отреагировала на творчество парижского авангарда и начала использовать сюрреалистический текст на своей одежде в коллекции платьев с вышитыми стихами.
К 1930-м годам текстиль Делоне превратился из в основном в геометрические линии и формы и в значительной степени опирался на колеса, дуги и цветы.