Схенти в древнем египте: Костюм Древнего Египта — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Костюм Древнего Египта — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Содержание

  • 1 Древнее Царство
    • 1.1 Мужской костюм
    • 1.2 Женский костюм
  • 2 Среднее Царство
    • 2.1 Мужской костюм
    • 2.2 Женский костюм
  • 3 Новое Царство
    • 3.1 Мужской костюм
    • 3.2 Женский костюм
    • 3.3 Украшения


Просмотры: 35 047

Скачать как PDF

Все первые поселения людей, почти все древнейшие государства распола­гались в долинах рек или на берегу моря. Вода давала людям все, что было нужно для существования.

Все картинки — внизу!

Однако сезонные изменения ре­жима рек в странах Африки и Азии заставляли людей приспосабливать реки к своим нуждам. Осуществить такую задачу можно было только силами большого организованного коллектива. Труд первых строи­телей оросительной системы Нила, где возникла и существовала на протяжении пяти тысячелетий одна из древнейших культур на зем­ле— культура Древнего Египта,— относится к архаическому пери­оду.

История Древнего Египта — крупного рабовладельческого госу­дарства восточных деспотий — начинается с IV тысячелетия до н. э. Ручной труд ремесленников и рабов создает в это время предметы быта и ткани добротного качества, но мало разнообразные но материалу, форме и отделке. Такой же простой и незатейливой была и одежда египтян в эпоху Древнего царства (2780—2280 гг. до н. э.).

Древнее Царство

Мужской костюм

Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства был передник — «схенти» (ил. 2) — полоса неширокой ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом.

Строгое деление общества на сословия порождало обособленность и замкнутость была даже среди людей одной профессии или одного общественного положения. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала. Так, схенти фараона, главы государства с неограниченной властью, был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Еще более простой была одежда рабов — она состояла из небольшой повязки из очень грубой небеленой ткани или кожи (ил. 5). С появлением растительных красителей— желтого, голубого, коричневого (конец Древнего царства) — цветную одежду довольно долгое время могли носить только привилегированные сословия: крупные землевладельцы, жрецы, придворные.

Несравненно более очевидными признаками отличия служили прически, головные уборы и обувь (право носить обувь принадлежало только фараону). Все египтяне тщательно брили волосы, но голову всегда покрывали париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами. или шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову. Чем длиннее были локоны парика, гем знатнее был его владелец, поэтому самыми пышными париками обладали фараоны и члены их семей.

Костюм фараона

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тростника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились в костюме фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедренной повязки (ил. 2). Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода,корона и посох.

В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н. э.), властитель каждой их этих стран имел свою корону.

После объединения, с начала эпохи Древнего царства, фараоны стали носить сдвоенную корону, символизируя этим важный этап в истории страны. Посох — один из древнейших атрибутов власти на земле у многих народов, источником жизни которых когда-то было скотоводство,— у фараона сохранялся на протяжении нескольких тысячелетий. Однако на фресках и других изображениях фараонов посох присутствует сравнительно редко.

К древним символам царской власти относится и головной убор — «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «урсем» (ил. 7). Поперечную сторону ткани клафта накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, сверху — обручем со скульптурным изображением урея; падающую сзади материю собирали и заматывали концами ленты. Боковые опускающиеся на плечи стороны клафта вырезали полукругами, чтобы спереди падали четкие прямые куски ткани.

Это стремление к прямым четким линиям — характерная особенность костюма жителей Древнею Египта.

Костюм жреца. При совершении жертвоприношений и ритуальной службы спину жреца покрывала шкура пантеры. Часть шкуры (с головой) располагали спереди и прикрепляли к поясу. Голову и лапу украшали золотыми с эмалью пластинками (ил. 6).

Женский костюм

В эпоху Древнего царства женский костюм также предельно прост. Это была длинная прямая рубашка — «калазирис» на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой.

У знатных египтянок уже в эту эпоху на калазирисе появляется отделка — вышивка, плиссировка (ил. 12). Калазирис остается основной женской одеждой на протяжении всей истории Древнего Египта и изменяется лишь в некоторых деталях кроя — иногда вместо отдельных бретелек делают цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины (ил. 10). По этой одежде, изображенной в мелкой пластике и на фресках, можно проследить, какое разнообразие пестрых (или вышитых) тканей вырабатывалось в Древнем Египте. Женщины, как и мужчины, носили парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами. более длинными, чем у мужчин.

Среднее Царство

В эпоху Среднего царства (ок. 2065—1660 гг. до н. э.) древнеегипетская одежда заметно усложняется. Это было время децентрализации Египта, ослабления власти фараона и новой борьбы за объединение египетского государства. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли оживляет экономическую жизнь страны: активно растут города, усложняется быг, стремление к роскоши принимает более широкие масштабы. Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами были настолько велики, что кварталы богачей и бедняков в городах разделялись высокой стеной и беднякам запрещалось проникать за пределы отведенной территории. Все это нс могло не сказаться на костюме.

Появление новых тканей и привоз материй и различных предметов роскоши из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

Мужской костюм

Египетская знать уже не довольствуется скромным схенти Древнего царства. Количество ткани, затраченной на одежду, теперь свидетельствует о сословном и имущественном положении ее владельца. Египтяне начинают понимать красоту пластических свойств ткани, все чаще и чаще появляются плиссированные и гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати сохраняются как обрядовая одежда, а у большинства населения — как повседневная.

Женский костюм

В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляются лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. Однако постепенно и в женском костюме проявляется го же стремление использовать пластические свойства мягких и тонких тканей. На некоторых памятниках позднего периода Среднего царства встречаются изображения женщин в топких, слегка драпированных покрывалах. Основная же масса женщин продолжает носить калазирисы прежней формы.

Новое Царство

Расцвет египетской культуры, искусства, художественной промышленности в эпоху Нового царства (1570—950 гг. до и. э.) падает на период XVIII династии (1584— 1338 гг. до н. э.). Успешные войны сильно расширяют территорию государства. влияние Египта распространяется в Передней и Малой Азии и достигает бассейна Эгейского моря. Завоевание ряда восточных государств, знакомство с их культурой обогащают кругозор египтян, а получение дани драгоценными товарами и торговля привносят еще большую роскошь в быт египетской знати. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным линиям — будь то мебель или туалетная ложечка для косметики в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности проявляются в настенных фресках, по-своему звучат они и в новом решении костюма.

Мужской костюм

Первые попытки использовать пластические свойства ткани, чтобы сделать костюм более красивым, получают дальнейшее развитие в эпоху Нового царства. Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить одновременно несколько одежд. Легкие, тонкие ткани, плиссированные или слегка драпированные, окружают тело прозрачной дымкой, создают новые пропорции, придают внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Таким образом, новая одежда, прежде всего, украшала человека, видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки, в то время как примитивный схенти Древнего царства оставлял тело обнаженным и служил всего лишь некоторой защитой. Возможно, под влиянием Востока в это время появляются элементы кроя. Примером может служить фрагмент фрески Нового царства, где изображен казначей фараона в одежде, состоящей из узкой короткой рубашки, полудлинного схенти, сверх которого надет небольшой набедренник из пестрой или вышитой ткани с фестонами по нижнему краю. Большое распространение получает и новая одежда — сусх, состоящая из  рубашки — калазириса и большого куска прямоугольной гкани. названного греками «синдон». Синдон, чаще всего плиссированный в долевом направлении, обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикрепляли с внутренней стороны (ил. 18).

Фараон и его приближенные носили так же калазкрисы из прозрачной ткани, сверху плиссированный или драпированный схенти (ил. 23), а иногда только один прозрачный схенти поверх нижнего схенти (ил. 1, 26).

Наряду с этим появились и новые мужские одежды из пестрых цветных тканей (ил. 25).

По изображению нубийцев (ил. 24) мы можем судить о некоторых одеждах жителей завоеванных египтянами стран.

Женский костюм

В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов. Это явление, неизвестное египтянам Древнего царства, становится одной из наиболее характерных особенностей одежды рассматриваемого периода.

Высокая, подчеркнутая талия, легкие прозрачные одежды из плиссированных тканей то окружают фигуру египетской женщины прозрачным колокольчиком (ил. 1), то облегают все формы легкой плиссировкой в различных направлениях (ил. 27, 28). В эпоху Нового царства к традиционному женскому цветному калазирису (шафрановому, голубому, красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором как в эпоху Среднего царства, имитирующим крылья кобчика  — символа Изиды (ил. 16). В таких калазирисах иногда изображены царицы при свершении жертвоприношений. Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или из тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди (ил. 26), но существовали и большие покрывала. Они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах (ил. 1).

Женский костюм простолюдинки остается почти без изменений. Ру- башку-калазирис на бретелях или с небольшими рукавами делают из цветных, белых и натурального цвета льняных и хлопчатобумажных тканей. Культура хлопка широко распространяется в это время. Сохранились изображения рабынь и в их национальных одеждах (ил. 17).

Женские парики эпохи Нового царства были особенно разнообразны, в их формах видно стремление к единому композиционному решению всего костюма (ил. 1, 9, 23, 26, 27).

Украшения

Высокий уровень мастерства ремесленников особенно ярко проявился в производстве украшений. Еще в эпоху Древнего царства египтяне изобретают цветные насты и ими покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений: традиционное «ускх» — ожерелье-солнце (ил. 26), сетки, которыми, как туникой, украшали калазирис, браслеты и др.

Египтяне славились и обработкой драгоценных металлов. Золотые украшения эпохи Нового царства отличаются не только высокой техникой, но и изысканным художественным решением—тонким рисунком, изящной простотой, красотой умело стилизованных форм (20, 21, 22).

После эпохи Нового царства (950 г. до н. э.) Египет становится добычей иноземных завоевателей. Его экономика, культура приходят в упадок, захваченные земли отпадают. Однако в эпоху эллинизма наступает процесс некоторого возрождения. Остатки египетской культуры тщательно сохраняются, но ее законсервированное искусство попадает пол влияние нового мира. Это влияние сказывается и в костюме. Одежда получает мягкую форму, любимые египтянами плиссировки заменяются свободной драпировкой (ил. 31). Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию. Греческое влияние было особенно сильно в I веке, когда Рим вел активную завоевательную политику и Юлий Цезарь стремился овладеть Египтом. Официальный торжественный костюм фараонов все еще оставался традиционным, но все чаще и чаще прославленная царица Клеопатра появлялась в легких драпированных одеждах и головном уборе богини (ил. 30). Покрывало, задрапированное вокруг стана, перекинутое со спины на правое плечо, скреплялось под обнаженной грудью узлом. Оно вошло в обиход римских женщин в эпоху империи.

3. Фараон Сети I. Фрагмент рельефа из гробницы Сети. XIX династия (1337—1317). Фивы. Аллея царей Корона Верхнего Египта (красная) (Древнее царство).
4. Голова царицы Нефертити. Скульптура. Новое царство. XVIII династия. 1-я половина XIV в. до н. э. Берлин, Государственный музей. Редкостная гармония форм и линий, созданная скульптором эпохи Нового нйрства Тутмосом, воспроизводит изысканный облик прославленной красавицы—царицы Нефертити. Высокий царский головной убор — «атеф»—венчает ее голову.

5. Рыбная ловля. Рельеф из гробницы Акхутотепа. Древнее царство. III—IV династии. 2475—290 гг. до н. э. Одежда рабов. Набедренная повязка из грубого полотна или кожи состоит из пояса и куска ткани, прикрывающей перед. Бритые головы покрыты плотно облегающими шапочками из светлого грубого полотна (Древнее царство).

6. Наследник фараона в ритуальном костюме жреца. Фрагмент рельефа из гробницы Сети I. XX династии. Фивы. Аллея царей. Знаки положения юного наследника фараона — парик и «Локон юности». Наследник одет в ритуальный костюм жреца — схенти и шкуру пантеры. Голова и лапа се скреплены и украшают грудь (Древнее царство).

7. Головной убор фараона—клафт. Фрагмент росписи гробницы Сети . XX династия. Фивы, Аллея царей. Вся ткань клафта заложена небольшими складками и укреплена на лбу лентой с урссм. Oi ушей концы ленты пропущены под клафтом до затылка и ими стянута в жгут часть ткани, падающая на спину. Вырезанные боковые части скреплены с двух сторон тесемками (Новое царство).

8. Озирис ведет фараона в подземное царство. Саркофаг Сети I. XX династия. Фивы. Аллея царей. На голове Озириса белая корона Нижнего Египта. Парадный ритуальный костюм фараона состоит из частей, утверждающих своей символикой божественное происхождение его власти. К поясу из золотых чеканных пластинок с разноцветной эмалью прикреплен золотой треугольник с изображением (в правом нижнем углу) восходящего солнца. Сверху от пояса спускается украшение из золотых пластинок с цветной эмалью, внизу законченное двумя уреямн — символами власти фараона над жизнью и смертью. Большое многорядное ожерелье—ускх—символ солнца, дающего всем жизнь на земле. Золотая подвязанная борода — знаки царского достоинства. На голове клафт—особый головной убор фараона, укрепленный на лбу лентой с урсем.

9. Мать и жена Узерхеша. Фрагмент росписи гробницы Узерхета. XIX династия. 2-я половина XIV’ в. до н. э. Фивы, могила Узерхета
Сложившийся в древнем Египте в эпоху Нового царства идеальный облик совершенной женской красоты понятен нашим современникам, хотя и отделяют нас от него многие и многие столетия. Эта великая сила искусства и есть свидетельство его бессмертия, глубины творчества человеческого гения, озаренного любовью и пониманием видимого и невидимого мира.
К шедеврам искусства Нового царства относится и этот фрагмент росписи стены гробницы жреца Узерхета. На нем изображены мать и жена Узерхета. приносящие жертвенные возлияния на гроб умершего. По обычаям эпохи Нового царства головы женщин покрыты париками, укрепленными повязками — венцами из мелких металлических пластинок. На темени помещены небольшие керамические конусообразные сосуды с благовонным маслом, которое испаряется через нижние маленькие отверстия. Это изобретение изощренной египетской косметики соединено с париком и поддерживается лентами.
Грудь и плечи женщин-аристократок покрыты традиционным широким плоским круглым ожерельем — ускх, символизирующим солнце (Новое царство).

10. Женская статуэтка из line. Амстсрдам, Государственный музей. Женский калазирис из белого полотна понизу вышит ромбовидной сеткой и закончен небольшой плиссированной оборкой (Древнее царство).

11. Совершение туалета царевны Кавит. Рельеф из Фив. XI династия. Каир, музей. Упрощенный вариант ритуального костюма жреца. Сверх белого полотняного схснти надета шкура пантеры. Парик из растительных волокон. Маленькая борода — знак принадлежности к царской семье. Одежда вельможи -схснти и синдон, на голове парик и венец-повязка из цветных керамических пластинок. На жене вельможи — калазирнс и покрывало из тонкой ткани, венец-повязка, как у вельможи (Новое царство).

12. Жрец преподносит .задан супругам Сеннеджем.Роспись гробницы. Египет, Дейр-эль Медине. Слуга царевны, наливающий ей напиток в плоскую чашку, одет в удлиненный схенти, характерный для эпохи Среднею царства. Калазирис царевны имеет одну широкую фигурного покроя бретель. Короткий женский парик — нововведение эпохи Среднего царства — в это время имела право носить лишь высшая знать. Костюм служанки —традиционный калазирис и длинный парик (Среднее царство).

13. Статуэтка женщины. Слоновая кость. XII династия. Париж. Лувр. Гладкая статичная поверхность ткани калазириса украшена небольшими группами мелких складок. Бретели превращаются в короткий, открытый спереди лиф без рукавов. Поперечные складки на этом лифе хорошо гармонируют с продольными группами складок длинного калазириса (Среднее царство).
14. Слуга, наполняющий сосуд вином или маслом. Среднее царство. XVIII или XIX династия. Каир, музей. Поперечно-драпированный схенти эпохи Среднего царства.
15. Жнец. Фрагмент росписи гробницы Менна. Новое царство. XVIII династия. Одежда надсмотрщика над земледельцами (слева). На бедрах маленький схенти, сшитый из отдельных продолговатых кусочков кожи. Перед прикрьи трапециевидным куском холста или кожи. Белая холщовая шапочка, сделанная по форме головы, предохраняет ее от солнца (такая же одежда бытовала и в эпоху Нового царства).

16. Костюм служительницы храма Изиды. На девушке традиционной формы калазнрнс из цветной ткани, покрытый рядами вышивки, имитирующей оперение ястреба (кобчика) сине-зеленых и сине-блекло- красмых тонов. Внизу широкая плиссированная оборка из ткани. Запястья рук и щиколотки ног украшены золотыми с эмалью браслетами (Среднее царство).

17. Семитки. Роспись гробницы номарха Хнумхотепа. Фрагмент. XII династия. Египет. Бени-Хассан.
Политика военной экспансии, характерная для Египта уже в конце Среднего царства, расширяет границы государства, и завоеванные народы изменяют этнический состав его населения. Это находит отражение в искусстве. Художники стремятся передать национальные особенности завоеванных народов. На фрагменте росписи стены гробницы номарха Хнумхотспа II изображены еврейские женщины в своей национальной одежде. Прямые свободные рубашки с крупным цветным геометрическим рисунком широких вертикальных полос и обувь—короткие сапожки, неизвестные самим египтянам, так же, как черты лица и особенности телосложения, характеризуют этих отважных, завоеванных, но не покоренных женщин (Среднее царство).

18. Статуэтка Птамесс. XIX династия. Париж. Лувр. Новый комплект мужской одежды — «сусх» — рубашка-калазирис, сверх которой надевали плиссированный синдон. Синдон обвертывали вокруг бедер, спереди его завязывали полуузлом и один (или два) конца спускали до низа калазириса. Эту часть енндона иногда скрепляли поперечными пластинками ювелирной работы (Новое царство).

19. Чиновник принимает налог от поселян. Фрагмент росписи гробницы в Фивах. XIII династия. Лондон. Британский музей/ Костюм царского чиновника. Короткая рубашка — мужской калазнрис и схенти, сверх которых надета небольшая набедренная повязка из плотной ткани, отделанная внизу (Новое царство).

20. Головной убор жены Тутмоса 14. XVIII династия. Нью-Йорк. Метрополитен-музей. Головной убор из тонких золотых чеканных пластинок, как бы составленный из многочисленных миниатюрных отражений солнца, был украшением жены фараона Тутмоса 14. В этом произведении ювелирного искусства уже сияют зарницы культа Солнца, созданного фараоном Эхна гоном через восемьдесят с лишним лет.
21. Ювелирное украшение — золотая серьга. XVIII династия. Каир. Египетский музей. Красота сияния золота в сочетании с цветными эмалями, расположенными в сложном рисунке этог о на> рудного украшения, своеобразная зашифрованная повесть о его мистическом значении. В этом украшении нет ничего случайного, нет красоты ради красоты. Все строго обусловлено. Числовые соотношения ажурных золотых пластинок, изображающих перья кобчика и покрытых эмалью, площадей внутреннего круга, где помещена голова кобчика, и наружного, окаймление которого держат цепкие лапы хищника, количество подвесок — хвоста птицы — все подчинено строго охраняемым засекреченным формулам. В этих соотношениях, в этих формулах, воплощенных в совершенной материальной красоте, египтяне видели божественную силу Природы.

22. Ювелирное украшение — золотая подвеска в виде ладьи со скарабеем и уреями. Из гробницы Тутанхамона. Каир. Египетский музей. Другим образцом украшения — амулета является это произведение, владелец которого включен в его общую композицию. Рельефные формы амулета созданы из различных материалов, значительная часть которых добыта из недр земли—золото, оникс, сердолик и другие камни зародились и сформировались в земле. По верованию египтян, все они наделены таинственной силой, способной влиять на жизнь человека, и обласканные руками художника, сумевшего придать им форму, выделить их красоту в сопоставлении друг с другом и в сочетании с другими материалами, получили новую силу. Нижний ряд составлен из цветков и бутонов лотоса, следующий — сложное сочетание кобчика (его тело и голова закрыты ониксовым скарабеем), двух змей — уреев, окаймляющих внешние стороны крыльев, и символических знаков власти фараона в лапах кобчика. На дуге верхнего ряда в центре — всевидящее око. Над ним — тонкий серп полумесяца поддерживает камею с изображением двух египетских божеств и фараона между ними (Новое царство).

23. Рыбная лонля и охота.
Фрагмент рельефа гробницы Менна. Новое ца-рство. XVIII династия.
Египет. Illейк-эль- Курнах
Костюм фараона — калазмрис из прозрачной ткани, сверху—драпированный схенти. Костюм жены фараона — калазирис и хаик Изиды, на голове венец. Костюм рабыни — калазирис. Набедренная повязка раЗа в Новом царстве заменена схенти эпохи Древнего царства.

24. Нубийские воины.
Фрагмент росписи гробницы Джамуии в Фивах. XVIII династия. Конец XVв. до н. э.
Костюмы нубийцев состоят из набедренных повязок и металлических защитных сеток, покрывающих только левую ногу каждого нубийца.

25. Озирис среди четырех сыновей Хоруса и Небриды. Роспись неизвестной могите. XVIII династия. Лондон, Британский музей. Озирис — главное божество египтян — изображен в костюме фараона с атрибутами царской власти. В зтом костюме видно влияние культуры Передней Азии. Оно сказывается в том. что одежда из плотных тканей покрывает все тело Озириса и состоит из двух отдельных частей: нижней— калазнриса с длинными рукавами — и верхней—открытой спереди юбки из ткани с рисунком, укрепленной на талии поясом и соединенной на спине с короткой накидкой. Эта верхняя одежда имеет сходство с хаиком Изиды, но форма создана не драпировкой, а покроем, в чем также видно влияние Азии, (сдвоенная корона Верхнего и Нижнего Египта — сфера излучения божественной силы Озириса, золотая подвязанная борода, пастушеский посох с загнутым верхним концом и треххвостный бич — древнейшие атрибуты власти у народов, занимавшихся скотоводством.— все это присвоено Озирису как верховному царю.
26. Тутанхамон с женой. Спинка кресла фараона Тутанхамона в Фивах. XVIII династия. 1-я половина XIV в. до н. J. Каир. Египетский музей. Тутанхамон, жизнь которого оборвалась на двадцатом году, стал самым популярным фараоном в XX веке. Судьба, отказав ему в жизни, сохранила нетронутой его гробницу, открытую в 1922 году. Все предметы, помещенные в его гробнице, стали известны всему миру, но особенное восхищение вызывает его трон — не обилием драгоценных украшений, а совершенством художественной работы. На спинке трона изображены фараон и его жена. Они одеты в торжественные царские облачения. Особенную торжественность их нарядам придают сложные короны, которыми так увлекались фараоны эпохи Нового царства. Увеличение деталей в короне фараона было связано с завоеванием и присоединением новых земель. Большую роль играло и усложнение символики этих предметов. Составные части одежды Тутанхамона—схенти (внизу) и плиссированный синдон, пояс, укреплявший синдон (его концы спускаются сбоку), и священный пояс из золотых пластинок с цветной эмалью (см. ил. 8), ожерелье ускх. У царицы — плиссированный калазирис. хаик Изиды и ускх. Небольшие короткие парики покрывают головы фараона и его жены.

27. Статуэтка знатной египтянки в парике. Новое царство. XIX династия. Каир. Египетский музей. Новый вид женской одежды, в котором расположение плиссировки в разных направлениях создаст новую ритмическую и иллюзорную структуру костюма аристократки эпохи Нового царства.
28. Женский торс (из Амирны). Новое царство. XVIII династия. 1-я половина XIV в. до и. з. Париж, Лувр. Прозрачное плиссированное покрывало, облегающее стройные формы тела молодой женщины (Нефертити?) — вариант художественного принципа изменения фактуры и ритма костюма, введенного египтянами в эпоху расцвета искусства Нового царства.

29. Вдова, оплакивающая мужа. Фрагмент росписи гробницы Амане монета Новое царство. XIX династия. Египет, Дейр-Эль-Медине. Траурный женский костюм (белый) эпохи Нового царства.
30. Статуэтка богини Изиды. Новое царство. Берлин, Городской музей. Женский аристократический египетский костюм эпохи эллинизма. Способ драпировки
античных одежд на фигуре заметно отличается от греческого и римского. Египтяне стремятся выделить, обрисовать контуры фигуры и зафиксировать созданную форму по возможности без изменений. Поэтому они лишают подвижности верхний конец покрывала, перекинутый с правого плеча на перед. Они связывают его узлом с противоположной стороной покрывала под обнаженной грудью и закрепляют узел круглой выпуклой пряжкой. Самый конец ткани образует красивый вертикальный волан. Этот египетский способ драпировки женского покрывала был использован и введен в моду римскими женщинами в конце I и во II веке н.э.

31. Статуэтка богини Изиды эпохи эллинизма. Берлин. Городской музей. Поздний провинциальный вариант драпировки античной одежды по египетскому образцу (II век н. э.).

1. Аменофис IV с женой в саду. XVU1 династии. Новое царство. Рельеф. Берлин, Городской музей. Интимность отношений молодой пары — юного фараона и его жены— передана художником в жесте хрупкой царицы, которым она подносит небольшой букет цветов своему супругу, как бы предлагая ему вдохнуть аромат только что распустившихся весенних первоцветов. Ощущение радостного расцвета жизни молодых создает и цветовая гамма — сочетание палевых, голубоватых и светло- зеленых тонов разных оттенков.
Костюм фараона состоит из белого схентн. сверх которого задрапирован синдон из легкой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплен поясом, длинные концы которого
спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосками.
Небольшой парик украшен уреем, а сзади—двумя лентами из такой же ткани, как и пояс. Правая рука фараона опирается на посох — один из символов ег о власти. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше и состоит из двух основных частей—длинного калазириса из легкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же легкой белой, но еще более прозрачной ткани (3 м. длины и 1,30 м ширины), задрапированной определенным способом на фигуре. Пояс из плотной цветной ткани, укрепляющий изнутри хаик, спускается спереди (с правой стороны) двумя длинными концами. На голове повязка с уреем. Концы повязки развеваются сзади. На плечах — ускх (Новое царство).

2. Тенты с женой. Статуэтка из Гизе. 2400 г. до п. э. Берлин. Шарлотенбург, Городской музей. Мужская одежда. Схенти (передник) из полотна. Левый конец от середины бедра заложен в мелкую складку и скруглен. Пояс из плотной ткани или кожи застегнут костяной пряжкой. Бритая голова египтянина покрыта париком из растительных волокон. Женская одежда. Калазирис из полотна. На голове парик (Древнее царство).

История моды и костюм в Древнем Египте – как одевались фараоны

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.

Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. Древние египтяне были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.

Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н .э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).

Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.

Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис

Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.

Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.

После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.

Древнеегипетские росписи

Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.

Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.

Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.

На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.

Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.

Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.

В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.

Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.

Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх

Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.

Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх

Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.

Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.

Скульптура голова Тутанхамона

Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.

Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт

Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона Древнего Египта называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.

Статуя писца Каи
Одежда – схенти

Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.

Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.

Бюст Нефертити, цилиндрическая корона

Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола

В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей — калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.

Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.

Нагрудная пектораль Тутанхамона «Рок Бога» (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музее

Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.

Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона

Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.

Были известны египтянам и ароматические масла, различные рецепты целебных и омолаживающих мазей, а также масок для лица. Славилась своей любовью к косметике и Клеопатра, которая даже написала целый косметический справочник – «О лекарствах для лица».

Сосуд для косметики
Материал — кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

санти | Хронология истории моды

Древнеегипетская юбка с запахом, которую носили мужчины.

Согласно Бронвин Косгроув в «Полная история костюма и моды: от Древнего Египта до наших дней» (2000), в Египте:

«Традиционной мужской одеждой были шенти. Простой килт, он оборачивался вокруг бедер, а концы свисали складками на передней части тела. Первоначально сделанный из кожи или шкур, позже он был сделан из легкой ткани, обычно из льна. Иногда фараонов изображают со свисающим сзади килтом поясным хвостом, а солдаты иногда носили килт в полоску или сшитый из цветной ткани». (17)

Согласно A History of Fashion  (1980):

«Самой древней мужской одеждой была простая набедренная повязка или schenti, которая состояла из одной полоски полотна, обернутой вокруг бедер. Его переняли все классы, хотя, как нам говорят, материал, использовавшийся фараонами, был намного тоньше и часто плиссировался. Существовали различные способы складывания этой одежды, наиболее распространенный из которых сегодня используется в Индии и некоторых частях Африки, когда ткань проходит по диагонали через бедра, при этом один конец заправлен на талии, а другой свободно свисает спереди. Эту одежду носили с голым торсом независимо от социального положения». (черный 23)

Рис. 1 — Художник неизвестен. Погребальная камера Кен-Амона, главного управляющего царя , 1448-1422 гг. до н.э. Фреска; 80 х 70 см (32,7 х 27,6 дюйма). Луксор/Фивы: Долина Царей. Источник: Wikimedia

Рис. 2 — Художник неизвестен. Гробница Тутмоса IV. Вестибюль , 18 династия, Тутмос IV, 1397-1387 до н.э. Луксор/Фивы: Долина Царей. Источник: Pinterest

Рис. 3 — Нина де Гарис Дэвис (1881–1965). Похоронная процессия, Могила Пари , ок. 1390–1352 г. до н.э. Бумага, темпера; 48,5 х 192 см (19 1/8 х 75 9/16 дюйма). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 35.101.3. Фонд Роджерса, 1935 г. Источник: The Met

F

ashion, Costume, and Culture: Clothing, Headwear, Body Decorations, and Footwear through the Ages  (2004) также подробно описывает schenti:

» Скенти, или килт, был основной одеждой египетской знати или высшего сословия с самых ранних дней Древнего царства (ок. 2700–2000 гг. до н. э.) и вплоть до Нового царства (ок. 1500–ок. 750 г. до н. э.). По своей сути, сченти представлял собой прямоугольный кусок ткани, обернутый вокруг бедер и удерживаемый на месте заправленным одним концом в туго обернутую талию или завязанным ремнем. Доказательства существования шенти исходят из множества иероглифов или рисунков, которые появляются в хорошо сохранившихся гробницах египетской знати.

Считается, что первые schenti были сделаны из кожи или шкур животных, но вскоре предпочтительной тканью стал лен. Полотно производилось из льняного завода и производилось хорошо развитой ткацкой промышленностью. Это была легкая ткань, удобная в жаркую погоду Египта, и ее было легко накрахмалить или закрепить в складки или складки, которые были популярны во времена Среднего царства (ок. 2000–ок. 1500 г. до н. э.) и Нового Царства. .

Основная форма schenti оставалась удивительно неизменной на протяжении более чем двухтысячелетней истории Древнего Египта. Однако было много вариаций этой базовой формы. Первым нововведением в schenti был изогнутый разрез, сделанный на одном конце прямоугольной ткани, который затем появлялся на передней части одежды, когда этот конец был заправлен за пояс. Эти передние украшения стали более сложными, с бахромой, появившейся в одном образце Старого Царства, и вертикальными складками, украшающими другие образцы. Ко времени Среднего царства щенти стали немного длиннее, достигая чуть ниже колена. Еще одним дополнением был треугольный фартук, свисавший спереди сченти. Фартук выглядел как пирамида с заостренным концом на линии талии и плоским основанием на коленях. Этот фартук часто был накрахмален, иногда так, что выступал перед носителем. Во времена Среднего царства и Нового царства многие иероглифы изображают мужчин в более длинной прозрачной юбке поверх шенти. Иногда эти юбки доходили до щиколоток, а в некоторых случаях были накрахмалены и плиссированы».

Рис. 4 — Художник неизвестен. Нектанебо II предлагает Осирису Хемагу , 360–343 гг. до н.э. Гранодиорит; 93,2 × 170,8 см (36 11/16 × 67 1/4 дюйма). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 12.182.4c. Фонд Роджерса, 1912 г. Источник: Метрополитен-музей

Ссылки:

  • Блэк, Дж. Андерсон, Мэдж Гарланд и Фрэнсис Кеннетт. История моды . Нью-Йорк: Утро, 1980. http://www.worldcat.org/oclc/929912599.
  • Косгрейв, Бронуин. Полная история костюма и моды: от Древнего Египта до наших дней . Нью-Йорк: Checkmark Books, 2000. http://www.worldcat.org/oclc/925279376.

  • «Шенти». В «Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения для тела и обувь на протяжении веков » под редакцией Сары Пендергаст и Тома Пендергаста, 28–29. Том. 1, Древний мир. Детройт: UXL, 2004. Виртуальная справочная библиотека Гейла (по состоянию на 18 сентября 2017 г.).

Политика конфиденциальности


Хронология истории моды — это проект Департамента истории искусств FIT. Хронология предлагает научный вклад в общественное знание истории моды и дизайна. В соответствии с этой миссией письменные комментарии, исследования и анализ Timeline , предоставленные студентами, преподавателями и другими членами сообщества FIT, лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0. Если не указано иное, изображения, использованные в Timeline не подпадают под действие этой лицензии Creative Commons, применяемой к письменным работам из Timeline . Несмотря на то, что были предприняты все попытки добиться точности, Timeline находится в стадии разработки. Если у вас есть предложения или исправления, свяжитесь с нами.

Сохр.

Сохр.0058

  • Гимн Аполлону: Древний мир и русские балеты

    В 1900-1909, 1910-1919, 20 век, блог

  • Фрида Кало: внешность может быть обманчивой

    В 1930-1939 гг., 20 век, блог

  • Торжественное открытие Музея исторического костюма в Познани, Польша

    В 1880-1889 гг., 19 век, блог

  • Лен в Древнем Египте — нить

    Маша Карпушина

    Свободно исследовать океаны прошлого, рассказать историю обширных забытых культур, профильтровать богатство древних знаний через собственное видение, приобщиться к замысловатым деликатесам историческая деталь, которая в любом другом случае осталась бы закрытой, кажется заманчивой. Во что бы то ни стало, потерпите меня, так как мы впервые отправимся в эту поездку вместе. Я не профессиональный писатель и не журналист. Кто я? Я думаю, вы будете судить об этом. В этом месте я подвергаю себя вашей высшей степени критики, и если мне повезет, я продолжу, если нет, я не могу сказать, что буду сожалеть об этом опыте.

    В период с 10 000 по 6 000 лет до н.э. Сахара создавала совсем другой ландшафт, чем мы ожидаем увидеть сегодня. Во время влажной фазы, которая существовала в то время, пустыня превратилась в пышную среду можжевеловых и сосновых лесов, разделенных полосами текущих рек, самой важной из которых, конечно же, был Нил. Вытекая из земель Судана, река текла на север через Верхний Египет, город Каир и вверх к Нижнему Египту, в конце концов впадая в Средиземное море.

    К 4000 г. до н.э. новая цивилизация ступила на прекрасные берега Нила. В отличие от других народов, египтяне принесли с собой очень структурированную и сильную иерархию во главе с фараоном (живым Богом). В 1567 г. до н.э. Ахмос основал Восемнадцатую династию, и с усложнением их системы управления культура фараонов начала расцветать, позволив Египту стать высшей властью мира. Были выиграны битвы с соседними странами, началось культурное взаимообогащение, поскольку ремесленники и интеллектуалы того времени перенесли свои знания и навыки в Египет. Двери были открыты.

    Так вот, по словам Геродота, египтяне были очень увлечены гигиеной, он писал: «Они носили одежды из свежевыстиранного льна, особенно заботясь о том, чтобы они всегда были чистыми, ибо чистоту они ценят больше, чем украшения». В отличие от шумеров, которым разрешалось носить шкуры и шерсть, египтяне предпочитали тканые растительные волокна, такие как лен, поскольку его можно было соткать очень тонко, создавая легкую и прохладную ткань, идеально подходящую для климата. В первые дни это были, как правило, пальмовые волокна, но по мере того, как египетская ирригационная и сельскохозяйственная система, а также их методы улучшались, лен стал применяться в производстве льна, что привело к фактическому исключению всех других материалов. Ткань носили белого цвета из-за религиозного значения, и ее было легко стирать, что делало ее общепринятым идеалом.

    Хотя одежда была символом статуса, костюмы для обоих полов были минимальны, ведь в начале династических периодов дети и рабы ходили голыми. Самая древняя зарегистрированная мужская одежда — это простая набедренная повязка «Шенти», которая состояла из одной полосы льна, обернутой вокруг бедер. Эта особая одежда была принята всеми классами, хотя высшие аристократы предпочитали более тонкую плиссированную ткань. Существовали различные способы складывания этого материала, наиболее распространенным из которых был тот, который использовался в Индии и некоторых частях Африки, где материал проходил по диагонали через бедра, при этом один конец был заправлен на талии, а другой свободно свисал спереди. сопровождается голым торсом независимо от класса.

    Во время правления Тутмоса IV (1425-1405 гг. до н.э.) от Шенти в основном отказались в пользу юбки, сделанной из цельного треугольника полотна, длина которого могла варьироваться от середины бедра до икры. Самая простая форма была туго стянута сзади и собрана в единую складку спереди. Опять же, высокородный процент населения сделал шаг вперед, разработав более сложный вид, в котором излишки материала были собраны на талии, а ряд тщательно уложенных складок веером образовывал идеальный комплект. Передник в форме клина был подвешен к декоративному поясу, вышитому и украшенному драгоценными камнями, чтобы удерживать всю композицию на месте.

    Другим примером одежды была туника с рукавами, напоминающая ночную рубашку с короткими рукавами. Длина одежды варьировалась от колена до щиколотки. В случае с фараоном ткань была соткана настолько тонко, что была очень прозрачной, и поэтому для дополнения образа требовался нижний слой в виде шенти. Его завершал элегантный фартук.

    Принцы Шестнадцатой династии носили большую прозрачную вуаль из материи, которую накидывали на тело и завязывали один раз на шее. Замысловатые складки на плечах и вокруг бедер создавали впечатление плаща, туники с рукавами и короткого килта.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *