История шелка | Полезные статьи
История шелка
Любовь к шелковым тканям древних времен и до наших дней к шелку вызвана его уникальными качествами. С помощью шелка заключали мир, шелк, его отправляли в подарок с послами в далекие страны…
Появление шелка связано с легендой, когда китайская императрица Хен Линг Ци в горячую воду уронила кокон тутового шелкопряда и с удивлением заметила, что он похож на смотанный клубочек. Их этих нитей попробовали соткать полотно, таким образом, получилась уникальная по своим свойствам и любимая на протяжении веков шелковая ткань.
Стоимость шелка ценилась на вес золота, поэтому он был доступен только богатым вельможам. Под страхом казни в Китае было запрещено вывозить личинок и гусениц шелкопряда за пределы страны. Тайну разведения шелкопряда и производство шелка, Китаю удавалось сохранять более трёх тысяч лет.
В 121 г. до н. э. их Китая вышел первый караван с шёлковыми тканями. Великий шелковый путь – стал сетью караванных путей, связывавших на протяжении нескольких тысячелетий торговые центры огромного пространства от Китая до Средиземноморья.
Популярность шелковых тканей была огромна. А технология шелкоткачества была известна только китайцам. Европейцы даже не представляли, что является сырьем, для его изготовления.
Невероятные домыслы подогревали повышенный спрос. Шелк стоил очень дорого, ценился на вес золота, но ни дороговизна, ни запреты не останавливали состоятельных граждан.
Предприимчивые европейцы пытались узнать способ изготовления шелковых материй, распуская их и пытаясь смешать их с льняной и шерстяной ниткой, но получаемая ткань по своим качествам значительно уступала китайской.
Легенды гласят, что IV веке, китайская принцесса привезла в Бухару коконы шелкопряда и семена шелковичного дерева, спрятанные в причёске. А в 555 году два монаха вывезли несколько личинок в Византию, это положило начало производству шёлка вне Китая.
За свою короткую жизнь 18-20 дней бабочка откладывает 500-700 яиц. Яйца развиваются 10-12 дней, и из них выводятся гусеницы длиной до 3мм., которые питаются листьями тутовника или как его у нас называют, шелковичного дерева. Через три недели гусеница увеличивается в 10000 раз, далее взрослые гусеницы начинают голодать и обматывают себя шелковой нитью, образуя коконы. В этом коконе гусеница за 3-4 дня превращается в куколку, а через 10 дней становится бабочкой.
С XII века шелковое производство начинается в Италии. А к XVIII веку уже получило распространение уже по всей Западной Европе. В нашей стране производство шелковых тканей началось во время правления Петра 1.
Описание:
История шелка
легенды, история и технология производства
Китай подарил миру шелк – уникальный материал, очень прочный и приятный на ощупь, поддерживающий комфортную температуру. Долгое время он был одной из основных статей китайского экспорта. Тайну его изготовления держали в секрете, а тому, кто её разгласит, полагалась смертная казнь. Вместе с фарфором и чаем шелк прославил Китай во всем мире. Древняя система торговых путей, соединившая Китай со странами Азии и Европы, неслучайно позднее была названа «Великим шелковым путем».
Старинный ткацкий станок. Со старинной картины
Легенды о появлении шелка в Китае
Шелк — продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.
Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.
Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.
Согласно другой легенде, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти её отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чём не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали её чувство разлуки с любимым конем.
Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они не годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. Тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был ни чем иным, как коконом тутового шелкопряда!
История производства шелка
Существующие легенды — лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая, в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.
Иньские гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах середины II тыс. до н.э. содержат иероглифы «шелкопряд», «тутовое дерево», «шелк», «шелковая ткань». К середине I тыс. до н.э. тутовые черви разводились уже в шести государствах Поднебесной. Центры шелководства находились в районах, лежащих вдоль рек Хуанхэ и Янцзы, а также в Сычуани.
С этих времен идет традиция: весной императрица открывала сезон шелководства, который продолжался шесть месяцев. Издревле шелководство считалось женским занятием.
Старинные ткацкие станки. Шелковый рынок, Пекин
Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.
Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.
Ворота храма Божества шелкопряда Сяньцань в парке Бэйхай, Пекин
Уже в эпоху Сражающихся Царств (475-221 до н.э.) шелк и изделия из шелка повсеместно распространились в Китае практически во всех слоях населения. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), «Второй совершенномудрый», предлагал по периметру «колодезных полей» высаживать тутовые деревья, чтобы стар и млад ходили в шелковых одеждах.
Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу. Во времена правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком.
Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами. О важной роли шелка в китайской культуре свидетельствует и тот факт, что из 5 тысяч наиболее употребительных иероглифов около 230 имеют ключ «шелк».
Технологии шелководства, вышивки, окрашивания тканей быстро совершенствовались. Это продолжалось вплоть до периода правления династии Тан (618-907).
Старинный ткацкий станок
Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. Со II в. до н.э. была налажена внешняя торговля – знаменитый Шелковый Путь. Ключевую роль в этом процессе сыграл Чжан Цянь 张 骞 (?-114 до н.э.), китайский дипломат и путешественник, открывший для Китая и китайской торговли страны Центральной Азии. По караванным путям, часть которых существовала и прежде, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.
Впрочем, ряд исторических и археологических фактов свидетельствуют, что в других странах о китайском шелке узнали намного раньше. Так, в одной из египетских деревень недалеко от Фив и в Долине Царей были обнаружены женские мумии, обернутые в шелковые ткани, датируемые XI в. до н.э. Вероятно, это наиболее ранняя находка.
После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные ткацкие мастерские, первоначально производившие церемониальные головные уборы, а позднее – разноцветные шелковые ткани. Ткани окрашивались растительными красителями: цветами, листьями, корой, корнями растений. Главные ткацкие центры располагались на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань. Танская эпоха – время интенсивной торговли шелком, он обнаружен на территории современного Синьцзяна, Турфана, Таджикистана и даже на Северном Кавказе.
Ткацкий станок
Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Среди знати шелк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год! Импорт шелка стал уже угрожать самой экономике Римской империи. В 380 году римский историк Аммиан Марцеллин (ок. 330-после 395) писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие».
Варвары также были пленены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал, среди всего прочего, 4000 шелковые туники.
Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей».
Китайцы рьяно оберегали секрет изготовления шелка. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, в Корее, а затем и в Японии узнали тайну производства шелка. Считается, что в Корею около II в. до н.э. его привезли сами китайцы, эмигрировавшие туда. На Японских островах шелк появился в III н.э. Затем, в IV веке, шелковое производство было налажено в Индии.
Существует несколько легенд, повествующих о том, как технология изготовления шелка стала известна в других странах. Согласна одной из них, китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. Её жених пожелал, чтобы его невеста привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса захотела привезти их на свою новую родину. Она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. Произошло это около 440 года. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по всему миру.
Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха. Около 550 года они тайно в своих полых бамбуковых посохах привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану I (483-565).
Тем самым Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось своё шелководство. Церковь и государство создавали свои шелковые мастерские, монополизировав производство и рьяно охраняя секрет его изготовления. В VI веке персы освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры.
Ткацкий станок
Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния, им украшали алтари. Постепенно мода на шелк распространилась среди знати. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании, а спустя четыре столетия шелк успешно производился городами Апеннинского полуострова, несколько городов которой дали свое имя тканям. Считается, что итальянский шелк берет свое начало от двух тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.
Сегодня шелк производят во многих странах мира: в Китае, Италии, Индии, Испании, Франции. Но по-прежнему Китай – крупнейший на мировом рынке экспортер шелка-сырца и шелковой продукции.
Технология производства шелка
Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка — очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания. В настоящее время ряд процедур автоматизирован.
Коконы шелкопряда
В течение столетий шелководство развивалось и совершенствовалось, превратившись в точную науку. Но даже сейчас технология получения шелка базируется на старых методах.
Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori — слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori — дикой шелковой моли, обитающей на белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции она потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна.
Моль
Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta, также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.
Тутовый шелкопряд
Самка Bombyx mori, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого в течении 4-6 дней она откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются и тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Яйца шелкопряда очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая её до 25 градусов Цельсия.
Стадии развития личинки шелкопряда
Приблизительно на седьмой день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз!
Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой.
В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.
Бамбуковые подносы с шелкопрядом
Наконец, приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, — червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск.
За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.
Куколки шелкопрядаЗдесь крепятся коконы шелкопряда
Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого её подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить.
Умерщвление личинок
После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 метров, а отдельные особи – до 1000 и более метров!
Сушка шелкаШелковые нити
Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.
Машина для разматывания коконовРабота оператора
Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.
Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде. Происходит рафинирование, в результате чего вес пряжи уменьшается приблизительно на 25%. После этого пряжа приобретает сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани.
Шелковые волокна, которые не пошли на прядение нитей, например, от разрушенных коконов, порванные концы и др., можно также скручивать в нити, наподобие тех, что получают из хлопка или льна. Качество этого шелка ниже, он имеет тенденцию к слабости и нечеткости. Его можно пустить, например, на изготовление шелкового одеяла.
Изготовление шелкового одеялаТрадиционный станок для плетения ковраШелковый ковер
Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки — 630!
Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!
Картина на шелке
В заключение — небольшое стихотворение о трудностях разведения тутового шелкопряда:
养蚕词
Yăng cán cí
Песня-цы о вскармливании шелкопряда
作者:缪嗣寅
Zuòzhě: Miào Sìyín
Автор: Мяо Сыинь (эпоха Цин, примерные даты жизни — 1662-1722)
蚕初生,
Cán chū shēng
[Когда] шелкопряд родится,
采桑陌上提筐行;
Cǎi sāng mò shàng tí kuāng xíng
Собираю тутовые листья, по меже с корзиной иду;
蚕欲老,
Cán yù lǎo
[Когда] гусеница шелкопряда готовится созреть,
夜半不眠常起早。
Yèbàn bù mián cháng qǐ zǎo
Глубокой ночью не сплю и часто встаю спозаранку.
衣不暇浣发不簪,
Yī bù xiá huàn fà bù zān
Одежду нет времени постирать и волосы не укладываю,
还恐天阴坏我蚕。
Hái kǒng tiān yīn huài wǒ cán
А еще боюсь, что дождливая погода попортит моих шелковичных червей.
回头吩咐小儿女,
Huítóu fēnfù xiǎo nǚ’er
Оглянувшись, поучаю маленькую дочь,
蚕欲上山莫言语。
Cán yù shàng shān mò yányŭ
[Когда] гусеницы шелкопряда собираются подняться [чтобы выделить шелк], не смей разговаривать!
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Шелк (2007) — Краткое изложение сюжета
Править
Шелк
(2007)
Прыгать на:
- Резюме (3)
- Резюме (1)
Резюме
История женатого торговца шелковыми червями, ставшего контрабандистом во Франции в 19 веке, путешествующего в Японию за поставками шелковичных червей для своего города после того, как болезнь уничтожила их африканские запасы. Во время своего пребывания в Японии он становится одержимым наложницей местного барона.
Женатый контрабандист тутового шелкопряда Эрве Жонкур из Франции XIX века едет в Японию, чтобы забрать свой тайный груз. Находясь там, он замечает красивую японку, наложницу местного барона, которой он становится одержим. Не говоря на одном языке, они общаются через письма, пока не вмешается война. Однако их безответная любовь сохраняется, и жена Эрве Элен начинает подозревать.
— Анонимный
В 1862 году торговец шелком Бальдабиу пригласил сына мэра французской деревни Эрве Жонкура поехать в Африку, чтобы привезти здоровые яйца тутового шелкопряда для своей фабрики. Эрве сначала женится на своей любимой невесте Элен Жонкур, а затем отправляется в долгое путешествие. Ему это удается, он зарабатывает состояние, и его снова приглашают в более длительное путешествие в Японию, чтобы торговать яйцами тутового шелкопряда. Его принимает местный барон в секретном месте, и он влюбляется в свою китайскую наложницу. Эрве возвращается к Элен, но остается одержимым наложницей.
— Клаудио Карвалью, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Спойлеры
Синопсис ниже может выдать важные моменты сюжета.
Сводка
- Фильм начинается с неопознанной женщины, купающейся в горячем источнике, пока неизвестный мужчина описывает кожу женщины.
Эрве (Майкл Питт), живущий в 19 веке, во Франции 1860-х годов, является военным офицером, потому что этого хочет его отец. Он счастлив, когда у него появляется возможность сменить профессию рядового солдата на торговца яйцами тутового шелкопряда. Поскольку в Европе шелкопряды поражены болезнью (pébrine), его отправляют в Африку за здоровыми яйцами. (В фильме показана лишь короткая сцена в пустыне.)
Так как африканские тутовые шелкопряды тоже поражены, его отправляют в Японию, хотя в то время (период Бакумацу) почти вся Япония была закрыта для иностранцев. Путешествие в карете и поезде, караван лошадей через Европу, затем Азию, путешествие на лодке с азиатского континента в Японию и с гидом, с завязанными глазами, верхом на лошадях в японскую деревню, где он может купить яйца у местного барона, Хара Дзюбэй (Кодзи Якушо).
Во время своего пребывания в деревне Эрве становится одержим безымянной наложницей Дзюбэя (Сей Ашина). Во время его второго путешествия туда она дает ему записку на японском языке, и он занимается сексом с другой девушкой, которую она ему передала. Обменяв больше яиц, чем в свою первую поездку, Эрве откладывает отъезд на два дня в надежде снова увидеть девушку.
Вернувшись домой во Францию, любовная одержимость Эрве безымянной японской девушкой остается тайной, и хотя он кажется счастливым со своей женой Элен (Кира Найтли), они остаются бездетными. Эрве разыскивает владелицу франко-японского публичного дома в Лионе, мадам Бланш ( Мики Накатани ), известную тем, что дарила своим клиентам маленькие синие цветы, которые она носит, и которая переводит для него записку так: «Вернись, или я умру». Мадам Бланш советует Эрве «забыть о ней, она не умрет».
Во время третьего путешествия Эрве в Азию торговец шелком Бальдабиу (Альфред Молина) хочет отправить его в Китай, так как в Японии больше нет безопасности, а хорошие яйца теперь доступны в Китае. Независимо от политики в Японии, Эрве все равно настаивает на том, чтобы поехать туда. Однако, когда он прибывает в Японию, разразилась война, и деревня заброшена; Дзюбея и девушки там нет. Молодой слуга Дзюбея (Каната Хонго), которого Эрве встречал раньше, показывает Эрве, куда ушли Дзюбей и его домочадцы. Когда Джубей видит Эрве, он становится враждебным и говорит Эрве вернуться домой во Францию. Перед отъездом Эрве обнаруживает, что Джубей казнил мальчика (через повешение) за то, что он показал Эрве, где их найти. Не увидев девушку, Эрве уезжает из Японии, успевая купить шелковые яйца в Сакате, и возвращается домой. К сожалению, из-за его побочного путешествия его отъезд задержался до слишком позднего сезона, и, не дойдя до Франции, Эрве обнаруживает, что яйца вылупились, а все шелковые гусеницы погибли. В результате три шелковых фабрики вынуждены закрыться. Чтобы нанять деревню, Эрве решает вместо этого построить сад Элен.
Несколько месяцев спустя Эрве получает длинное письмо от таинственной наложницы, написанное на японском языке. Он снова отдает письмо мадам Бланш для перевода, и та соглашается, при условии, что Эрве никогда больше не придет к ней. Письмо — глубоко трогательное признание в любви.
Элен заболевает и в конце концов умирает. После ее смерти Эрве находит на ее могиле в качестве дани маленькие синие цветы. Он снова ищет мадам Бланш, полагая, что письмо написала она, но мадам Бланш сообщает ему, что письмо написала Элен. Элен попросила мадам Бланш перевести письмо на японский язык, зная, что ее муж влюблен в японку, и желая, чтобы он был счастлив. Мадам Бланш говорит Эрве, что больше всего на свете его жена хотела быть этой женщиной. Слишком поздно Эрве наконец понимает, что именно Элен была его настоящей любовью.
Фильм заканчивается тем, что Эрве, которому суждено остаться бездетным и одиноким, рассказывает свою историю Людовику (Марк Рендалл) — молодому протеже с детства, а ныне садовнику Элен — на скамейке в саду Элен. Отныне Людовик может оценить настоящую историю сада Элен.