Сущность учебно-познавательной деятельности дошкольников
Учебно-познавательная деятельность дошкольников — это целенаправленный процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе и дальнейшего обучения. Она имеет ряд особенностей, отличающих ее от учебной деятельности школьников:
- Тесная связь с игрой как ведущей деятельностью дошкольного возраста
- Преобладание наглядно-образного мышления
- Непроизвольность психических процессов
- Необходимость эмоциональной вовлеченности ребенка
- Зависимость от взрослого в организации деятельности
Формирование элементов учебной деятельности — важнейшая задача дошкольного образования. Какие же компоненты учебной деятельности доступны дошкольникам?
Структура учебной деятельности дошкольников
Исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показали, что учебная деятельность имеет следующую структуру:
- Учебная задача
- Учебные действия
- Контроль
- Оценка
У дошкольников эти компоненты только начинают формироваться. Рассмотрим, как происходит становление каждого из них.
Учебная задача
Учебная задача — это цель, которую ставит педагог перед детьми. В дошкольном возрасте важно, чтобы задача была конкретной и наглядной. Например, научиться рисовать дерево, выделяя его основные части — ствол, ветки, листья.
Учебные действия
Это конкретные операции, которые выполняет ребенок для решения учебной задачи. У дошкольников учебные действия тесно связаны с предметной деятельностью. Важно, чтобы ребенок мог манипулировать реальными предметами или их изображениями.
Контроль
Контроль за правильностью выполнения действий только начинает формироваться у старших дошкольников. Он проявляется в умении сравнивать результат с образцом.
Оценка
Способность к самооценке учебной работы у дошкольников развита слабо. Они ориентируются в основном на оценку взрослого. Важно учить детей элементам самооценки.
Развитие предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте
Формирование учебной деятельности — длительный процесс, который начинается задолго до школы. Какие же предпосылки необходимо развивать у дошкольников?
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
В этом возрасте необходимо формировать:
- Умение слушать и выполнять указания взрослого
- Интерес к новым знаниям и умениям
- Способность к элементарному самоконтролю
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
У детей 4-5 лет важно развивать:
- Умение ставить цель своей деятельности
- Способность выполнять задание по образцу
- Элементарные навыки планирования своих действий
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
К концу дошкольного возраста у детей формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности:
- Умение сознательно подчинять свои действия правилу
- Способность внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого
- Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу
Методы формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников
Какие же методы наиболее эффективны для развития учебно-познавательной деятельности в дошкольном возрасте?
Игровые методы обучения
Игра остается ведущей деятельностью дошкольника, поэтому обучение через игру наиболее естественно и эффективно. Какие виды игр способствуют развитию учебных навыков?
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры с элементами обучения
- Игры-экспериментирования
Проблемное обучение
Метод проблемного обучения развивает у дошкольников:
- Любознательность
- Инициативность
- Самостоятельность мышления
Проектная деятельность
Участие в проектах формирует у детей:
- Умение ставить цель
- Планировать свои действия
- Достигать результата
Организация развивающей среды для учебно-познавательной деятельности
Важнейшее условие успешного формирования учебной деятельности — грамотно организованная предметно-развивающая среда. Какие требования предъявляются к среде?
- Доступность материалов для самостоятельной деятельности детей
- Наличие материалов, стимулирующих познавательную активность
- Возможность трансформации пространства в зависимости от образовательной ситуации
- Соответствие материалов возрасту и уровню развития детей
Роль педагога в формировании учебно-познавательной деятельности
Успешность формирования учебной деятельности во многом зависит от педагога. Каковы основные функции воспитателя в этом процессе?
- Создание мотивации к познанию
- Организация деятельности детей
- Оказание необходимой помощи
- Контроль и оценка деятельности детей
Педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Поэтому важно поддерживать интерес детей, чередовать различные виды деятельности, использовать игровые приемы.
Диагностика уровня развития учебно-познавательной деятельности
Для оценки эффективности работы по формированию учебной деятельности необходима регулярная диагностика. Какие методы используются для этого?
- Наблюдение за деятельностью детей
- Анализ продуктов детской деятельности
- Беседы с детьми
- Диагностические задания
Важно оценивать не только результат, но и процесс деятельности ребенка — его самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Подготовка к школьному обучению: формирование учебной мотивации
Важнейшая задача дошкольного образования — формирование у детей позитивного отношения к учебной деятельности. Как развивать учебную мотивацию дошкольников?
- Создавать ситуации успеха
- Поощрять познавательную активность
- Формировать позитивный образ школы и учения
- Развивать произвольность поведения
Сформированность учебной мотивации — важнейшее условие успешной адаптации ребенка к школе.
Заключение
Формирование учебно-познавательной деятельности — сложный и длительный процесс, который начинается задолго до школы. Грамотно организованная работа в дошкольном возрасте позволяет заложить прочный фундамент для успешного школьного обучения. Важно помнить, что ведущая роль в этом процессе принадлежит игровым методам, соответствующим возрастным особенностям дошкольников.