Развитие учебно-познавательной деятельности дошкольников: особенности и методы формирования

Как формируются элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Какова структура учебной деятельности дошкольников. Какие навыки необходимо развивать у детей для успешного обучения в школе. Как организовать эффективное обучение дошкольников через игру.

Сущность учебно-познавательной деятельности дошкольников

Учебно-познавательная деятельность дошкольников — это целенаправленный процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе и дальнейшего обучения. Она имеет ряд особенностей, отличающих ее от учебной деятельности школьников:

  • Тесная связь с игрой как ведущей деятельностью дошкольного возраста
  • Преобладание наглядно-образного мышления
  • Непроизвольность психических процессов
  • Необходимость эмоциональной вовлеченности ребенка
  • Зависимость от взрослого в организации деятельности

Формирование элементов учебной деятельности — важнейшая задача дошкольного образования. Какие же компоненты учебной деятельности доступны дошкольникам?

Структура учебной деятельности дошкольников

Исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показали, что учебная деятельность имеет следующую структуру:

  • Учебная задача
  • Учебные действия
  • Контроль
  • Оценка

У дошкольников эти компоненты только начинают формироваться. Рассмотрим, как происходит становление каждого из них.

Учебная задача

Учебная задача — это цель, которую ставит педагог перед детьми. В дошкольном возрасте важно, чтобы задача была конкретной и наглядной. Например, научиться рисовать дерево, выделяя его основные части — ствол, ветки, листья.

Учебные действия

Это конкретные операции, которые выполняет ребенок для решения учебной задачи. У дошкольников учебные действия тесно связаны с предметной деятельностью. Важно, чтобы ребенок мог манипулировать реальными предметами или их изображениями.

Контроль

Контроль за правильностью выполнения действий только начинает формироваться у старших дошкольников. Он проявляется в умении сравнивать результат с образцом.

Оценка

Способность к самооценке учебной работы у дошкольников развита слабо. Они ориентируются в основном на оценку взрослого. Важно учить детей элементам самооценки.

Развитие предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование учебной деятельности — длительный процесс, который начинается задолго до школы. Какие же предпосылки необходимо развивать у дошкольников?

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В этом возрасте необходимо формировать:

  • Умение слушать и выполнять указания взрослого
  • Интерес к новым знаниям и умениям
  • Способность к элементарному самоконтролю

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

У детей 4-5 лет важно развивать:

  • Умение ставить цель своей деятельности
  • Способность выполнять задание по образцу
  • Элементарные навыки планирования своих действий

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

К концу дошкольного возраста у детей формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности:

  • Умение сознательно подчинять свои действия правилу
  • Способность внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого
  • Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу

Методы формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников

Какие же методы наиболее эффективны для развития учебно-познавательной деятельности в дошкольном возрасте?

Игровые методы обучения

Игра остается ведущей деятельностью дошкольника, поэтому обучение через игру наиболее естественно и эффективно. Какие виды игр способствуют развитию учебных навыков?

  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры с элементами обучения
  • Игры-экспериментирования

Проблемное обучение

Метод проблемного обучения развивает у дошкольников:

  • Любознательность
  • Инициативность
  • Самостоятельность мышления

Проектная деятельность

Участие в проектах формирует у детей:

  • Умение ставить цель
  • Планировать свои действия
  • Достигать результата

Организация развивающей среды для учебно-познавательной деятельности

Важнейшее условие успешного формирования учебной деятельности — грамотно организованная предметно-развивающая среда. Какие требования предъявляются к среде?

  • Доступность материалов для самостоятельной деятельности детей
  • Наличие материалов, стимулирующих познавательную активность
  • Возможность трансформации пространства в зависимости от образовательной ситуации
  • Соответствие материалов возрасту и уровню развития детей

Роль педагога в формировании учебно-познавательной деятельности

Успешность формирования учебной деятельности во многом зависит от педагога. Каковы основные функции воспитателя в этом процессе?

  • Создание мотивации к познанию
  • Организация деятельности детей
  • Оказание необходимой помощи
  • Контроль и оценка деятельности детей

Педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Поэтому важно поддерживать интерес детей, чередовать различные виды деятельности, использовать игровые приемы.

Диагностика уровня развития учебно-познавательной деятельности

Для оценки эффективности работы по формированию учебной деятельности необходима регулярная диагностика. Какие методы используются для этого?

  • Наблюдение за деятельностью детей
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • Беседы с детьми
  • Диагностические задания

Важно оценивать не только результат, но и процесс деятельности ребенка — его самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Подготовка к школьному обучению: формирование учебной мотивации

Важнейшая задача дошкольного образования — формирование у детей позитивного отношения к учебной деятельности. Как развивать учебную мотивацию дошкольников?

  • Создавать ситуации успеха
  • Поощрять познавательную активность
  • Формировать позитивный образ школы и учения
  • Развивать произвольность поведения

Сформированность учебной мотивации — важнейшее условие успешной адаптации ребенка к школе.

Заключение

Формирование учебно-познавательной деятельности — сложный и длительный процесс, который начинается задолго до школы. Грамотно организованная работа в дошкольном возрасте позволяет заложить прочный фундамент для успешного школьного обучения. Важно помнить, что ведущая роль в этом процессе принадлежит игровым методам, соответствующим возрастным особенностям дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *