Прическа древнего египта: История причесок – египетские прически

История причесок – египетские прически

Все боится времени, но время боится пирамид

Историческая справка:
Древний Египет – государство, существовавшее в долине реки Нил на территории Северо-Восточной Африки в период с ок. 3000 года до нашей эры до 30 года до нашей эры.

Именно с пирамидами (мощными, вечными) ассоциируется Древний Египет в первую очередь. Но, как говорится, все, что не изобрели в Древнем Египте, было придумано немного позже китайцами. Древние египтяне были не только превосходными строителями, астрономами, математиками, медиками, но и прекрасными парикмахерами. Впрочем, тогда и такого слова не существовало – парикмахер.

Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э. Египетский музей, Каир.
Нофрет – парик, Рахотеп – короткая стрижка.

И если одежда египтян была достаточно проста и незамысловата – кусок ткани, обернутый вокруг тела, завязанный на бедрах, накинутый на плечи, то прически отличались особой сложностью.

Жители Древнего Египта делали прически как из собственных волос, так и из париков. Причем прически из собственных волос чаще всего носили люди бедные и незнатные, или молодые (мужчины – короткие стрижки, женщины – прямые распущенные волосы, иногда слегка завитые). Фараоны же, царицы, а также жрецы и чиновники носили парики.

Тутанхамон с женой в саду, рельеф на крышке ларца, XIV в. до н.э.
Тутанхамон и жена – парики.

Парики в Древнем Египте делались из натуральных волос (самые дорогие парики во все времена), шерсти животных, ниток, веревок, волокон растений. Египетские парики были по цвету всегда темными, только в последние столетия существования египетской цивилизации появятся разноцветные парики – голубых, оранжевых, жёлтых цветов.

Парики, как и все, что окружало жителей Древнего Египта, имели геометрическую форму и четкость линий.

Под парики как мужчины, так и женщины брили головы. Так как климат в Египте достаточно жаркий, то, чтобы не получить солнечный удар, очень часто носилось два парика, одетых друг на друга, между которыми образовывалась воздушная прослойка, которая и защищала от теплового удара.

Женские парики могли быть самых разнообразных форм – в форме шара, «каплевидной» формы, «трехчастный» (волосы спускаются на грудь и спину), с плоским верхом и волосами, разделенными на две части и с ровно подстриженными концами.

Особенностью жрецов (служителей культа) были парики огромных размеров, а также, не менее огромные, маски священных животных.

Погребальная маска Тутанхамона. Новое царство. Египетский музей. Каир. Египет.
На маске Тутанхамона виден урей и клафт.

Все мужчины в Древнем Египте тщательно выбривали лица. Делали они это при помощи специального приспособления – серповидного, сделанного из бронзы или камня. Бороду (и то искусственную) мог позволить себе носить только фараон. Бороду фараон носил вне зависимости от того был он мужчиной или женщиной. К слову, в истории Египта был всего один фараон-женщина – Хатшепсут. Всем известная Клеопатра хоть и правила Египтом, но была лишь его царицей. Борода фараона считалась символом владения землей, а хозяином земли в Древнем Египте был только фараон.

Борода фараона была искусственной, достаточно тонкой и вытянутой – она чем-то напоминала козлиную бородку. Борода могла заплетаться в косичку или мог завиваться её конец. Иногда в бороду вплеталась золоченая змейка – урей — символ власти фараона.

Дети (и девочки, и мальчики) ходили с бритыми головами, на которых оставлялась лишь одна прядь волос у левого виска, либо несколько прядей, которые заплетались в косичку.

Не менее интересными и сложными были и головные уборы древних египтян.

Статуя Осириса, Лувр, Париж
На статуе можно увидеть корону пшент и бороду фараона.
(Осирис – бог, но Осирис и правитель в то же время.)

Корона фараона – пшент – по форме напоминала кольцо, со вставленной в него бутылкой. Корона была сдвоенной, как и сам Египет, состоящий из, когда объединённых в одно целое, двух частей – Верхнего и Нижнего Египта. Также корона была двухцветной – красно-белой – цвета-символы Верхнего и Нижнего Египта. Корону пшент фараоны одевали поверх чепцов, платков или же маленьких шапочек изо льна. Носили фараоны и тростниковую корону – атеф, а также сдвоенную корону, которую украшали изображения кобры и коршуна.

Очень популярным среди всех египтян был клафт – платок, плотно облегающий голову, полосатый. Такой платок имел три конца, два из которых спадали на грудь, а третий – на спину.

Бюст Нефертити, ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк. Новый музей, Берлин.
Корона в форме цилиндра.

Что касается египтянок, то они головных уборов практически не носили, обходясь париками. Исключением являлись лишь царицы. Корона царицы представляла собой головной убор в виде птичьей фигуры – фигуры сокола с расправленными крыльями. Такие короны делались из золота и украшались драгоценными камнями. Впрочем, самая известная и прекрасная египетская царица Нефертити носила совершенно другую корону – простую, цилиндрической формы.

Кадр из кинофильма «Клеопатра» 1999 год.
Корона царицы в виде сокола.

Жители Древнего Египта очень любили себя украшать сложными прическами и головными уборами, Больше париков они любили разве что украшения и косметику, которыми пользовались все – как мужчины, так и женщины. К примеру, знатные египтянки в обязательном порядке красили ресницы и брови порошком кохль (сурьма, черный камень, истолченный в порошок), а вокруг глаз малахитом рисовали зеленые круги. Очень косметику любила и последняя египетская правительница Клеопатра, она даже написала книгу, посвященную косметике, — «О лекарствах для лица». Была у нее, на берегу Мертвого моря, и своя парфюмерная фабрика, которую подарил ей Антоний – римский полководец.

Нофрет. Подводка глаз.
Фрагмент статуи царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э.

Так как туалетные процедуры во времена Клеопатры выполнялись рабынями, то, можно предположить, что и парикмахерами в Древнем Египте также были рабы. И в этом не будет ничего удивительного, ведь точно известно, что парикмахеры в Древней Греции были рабами. Но это уже совсем другая история.

Вероника Д.

Древний Египет. Прически, украшения, косметика

Содержание

  • 1 Мода Египта
  • 2 Прическа
  • 3 Головные уборы
  • 4 Украшения
  • 5 Косметика
  • 6 Related Posts:

Мода Египта

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.
Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Прическа

Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной». Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.
Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.
Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.
Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.
Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.
Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)


  • головные уборы
  • древний Египет

 

 

Также вас может заинтересовать:

    Волосы, пол и социальный статус в Древнем Египте

    Человеческие волосы — отличный холст для самовыражения, но не каждый может быть очень гибким в выборе прически. Так было в Древнем Египте, где изображения волос отражали социальный статус и идеализировали личности мужчин, женщин и детей.

    Историк искусства Гей Робинс смотрит, как египетские гробницы, построенные примерно между 1480 и 1350 годами до нашей эры, изображали стратификацию по полу, статусу и возрасту в форме волос. Часовни были заказаны «высокопоставленными чиновниками-мужчинами», чтобы показать идеализированные версии их семьи. В иконографии и мужчины, и женщины носили парики. Под ними женщины носили длинные волосы, а мужчины почти всегда носили их «короткими или бритыми». Напротив, не элита, работающая вне дома, часто показывалась с их естественными локонами.

    Часовни-гробницы изображали детей препубертатного возраста маленькими, обнаженными, сосущими свои указательные пальцы, с бритыми головами, «за исключением локона волос, падающего с правой стороны», — пишет Робинс. Пока мальчики и девочки не достигли половой зрелости, было не так много гендерных знаков. Затем их показывали одетыми, с прическами, «сильно обозначенными для пола».

    Пол, на самом деле, был очень важен, как и социальный статус. Элитные взрослые мужчины носили парики выше уровня плеч, самые знатные носили парики, «искусно уложенные в пряди, локоны или косы». Беря волосы других людей, чтобы носить себя, элитные мужчины изображали власть «командовать» другими в своих собственных целях.

    Сыновья элитных мужчин были младше своих отцов по рангу как в семье, так и в обществе в целом. Этот меньший статус проявляется в часовнях, где сыновья изображены в «либо коротком круглом парике, либо с бритой головой». Меньше волос могло означать подчиненный статус, будь то богу или смертному господину, поскольку жрецы и домашние слуги изображались с бритыми головами. Когда священник брал на себя метафорическую роль сына в обряде, он носил парик с прядью сбоку.

    В отличие от мужских более коротких локонов, как «элитные женщины, так и домработницы» отличались «длинными волосами ниже плеч, часто до уровня груди». Женщины носили длинные собственные волосы, даже под париками, и изображались с короткими волосами в основном в религиозном контексте. Робинс утверждает, что женские локоны были тесно связаны с плодовитостью, подтверждая представление о том, что половое созревание было точкой, в которой прически молодых женщин отличались от причесок молодых мужчин.

    Женщины отмечали другие этапы жизни, меняя прически или парики. Робинс отмечает, что особый «трехсторонний стиль» с локонами, обрамляющими лицо, и третьей группой в конском хвосте «обозначал определенный этап в жизни молодой женщины, когда она уже не ребенок, но еще не замужем». Возможность носить такие разные парики означает, что «женщины имели свободное время, которое они могли потратить на то, чтобы привести свои волосы в порядок, и ресурсы, чтобы распоряжаться чужими услугами для выполнения этой задачи».

    Как заключает Робинс, «Хотя сцены в часовнях-гробницах не предназначались для точного воспроизведения реального мира, а скорее представляли элитарный идеал, система идентичности, построенная в искусстве, должна была отражать соответствующую систему в жизни, которая определяла идентичность человека и его место в обществе». Прически показывают, что элитные мужчины черпали свой статус и идентичность из своего положения «вне дома», тогда как женщины конструировали свою идентичность на памятниках по отношению к мужчине, иконографически и через свой статус чьей-то дочери, родственницы, жены.

    И это не мелочь.


    Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.

    JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

    Волосы и формирование идентичности в Древнем Египте, ок. 1480-1350 гг. до н.э.

    Журнал Американского исследовательского центра в Египте, Vol. 36 (1999), стр. 55-69

    Американский исследовательский центр в Египте

    Египетские прически

    Египетские прически
    Одежда
    , которую носили древние египтяне, была простой и состояла из белых сорочек для женщин и килтов для мужчин. Одежда была украшена великолепными украшениями, поясами и фартуками, а также добавлением декоративных и очень модных париков. Древние египтяне обычно стригли волосы или сбривали их, а богатые египтяне носили парики. Женщины Древнего Египта держали длинные волосы, которые они заплетали и завивали. Состоятельные женщины также носили изысканные парики.

    Египетские парики

    Варианты египетских причесок
    Прически древних египтян подвергались некоторым вариациям в зависимости от их положения в обществе. Эти вариации были обусловлены следующим:

    • Статус — чем выше статус, тем сложнее прическа, парики и украшения
    • Роль в обществе — Египетские жрецы полностью брили волосы и не носили париков
    • Пол — мужчины и женщины носили разные прически
    • Возраст — Дети обоих полов носили «Замок молодости». Пожилые мужчины и женщины красили волосы хной
    • Мода — Прически и мода менялись в разные периоды истории Древнего Египта

    Египетские женские прически их волосы были короткими, тогда как женщины позднего Нового царства держали длинные волосы, которые они заплетали и завивали. Состоятельные женщины также носили изысканные парики. Л Длинные волосы были заплетены в косы или заплетены в конские хвосты, а иногда подстрижена челка. Волосы богатых были искусно завиты и иногда украшены драгоценностями, золотыми нитями, цветами, бусами, лентами и резинками для волос. Женщины предпочитали уникальные прически, которые закреплялись заколками и шпильками.

    Египетские прически мужчин
    Прически мужчин в Древнем Египте мало менялись в течение всего периода, длившегося более трех тысяч лет. Древние египтяне обычно либо коротко сбривали волосы, либо сбривали их. Богатые египтяне тогда носили тщательно продуманные парики или наращивание волос.

    Египетские детские прически
    Египетские детские прически состояли из бритой головы, за исключением одной длинной заплетенной пряди, свисавшей сбоку. Этот локон называли «Прядью молодости». Эта прическа была традиционным стилем, который носили как мальчики, так и девочки до достижения половой зрелости. В возрасте полового созревания «замок молодости» срезали, и юноши брали ту же прическу, что и мужчины, — короткую или выбритую. Затем молодые девушки держали длинные волосы, которые они заплетали в косы или заплетали конские хвосты, а иногда подстригали челку. Их волосы были искусно завиты и иногда украшены украшениями, бусами и резинками для волос.

    Волосы на лице и теле
    Мода и традиции, связанные с волосами на лице и теле, менялись в разные периоды. Известно, что мужчины самых ранних периодов, вплоть до Старого и раннего Среднего царства, носили пышные бороды и усы. Эта мода изменилась в более поздние периоды египетской истории, и мужчины всех ролей и статусов переняли чисто выбритый стиль.

    Борода фараонов
    Несмотря на изменение стиля и низкое уважение растительности на лице, борода по-прежнему считалась священной для богов и, следовательно, для фараонов. Борода считалась божественным символом богов. На изображениях фараонов, как королей, так и некоторых королев, можно увидеть накладные заплетенные бороды.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *