Почему девицы носили косу а женщины покрывали голову платком: 7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

Признаки, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены: Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье»

Признаки, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены: Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку

Признаки, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены: После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором

Признаки, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены. Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владелице. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

1. По головному убору

Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая макушка была призвана подчеркнуть ее красоту на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

2. По венцу

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял собой обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому жених получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

3. По серьгам

На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче.

4. По косе

Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу, означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть ее волосы и снять с нее головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить поневу. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

5. По орнаменту и цвету одежды

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе, или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.

6. По юбке

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщовый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.

Замужние женщины носили поверх рубахи поневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – За гашник! — это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в поневу — это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней поневу родители или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, поневу надеть не могла.

7. По обручальному кольцу

Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце, то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по классике.

«Русская семерка»

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены / Газета «Ставропольская правда» / 25 июля 2014 г.

женские головные уборы на Руси

Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Традиция обязательно покрывать голову появилась на Руси с древнейших времен.

Как известно, главной девичьей красой на Руси была ее коса, а потому головной убор девушки оставлял макушку открытой и был призван подчеркивать ее красоту. Обычно девицы носили крепившийся на затылке узкий металлический обруч. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями, становился венцом.

Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очелье. Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу. Сначала это височные кольца, а к XIV веку — подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название рясы. Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов. Если девушка носила венец, она была незамужней. Отсюда венец — это символ девичества.

Из праздничных уборов уже тогда у девушек существовало некое подобие кокошника — повязка и венец, а из украшений — височные кольца, очелья, подвески, бляшки и пряжки.

Постепенно головной убор женщины, будучи изначально украшением, становится знаком ее социального статуса. После того как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский.

Головной убор замужней женщины предполагал полное покрытие головы. В X–XI веке это повой, или повойник. Первоначально он представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх на голове, для закрепления, надевались повязка, или лента. В XV–XVI века под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке веревочками или закрепленный на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху еще надевался убрус — вышитое полотняное, а у знатных женщин шелковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

В XI–XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию нескольких уборов: повойник, убрус и поверх — круглая шапочка с мехом по краям, особенно зимой. Передняя часть кики позже становится съемной и также получает название очелье. Очелье особенно богато украшается жемчугом и бисером. У женщин украшения крепились уже не к волосам, как это бывало у девушек, а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV–XV векам самыми распространенными становятся рясы.

Теперь поговорим о кокошнике. Впервые это название встречается в документах XVI века. Слово «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха. Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X и XII веку, встречается некоторое подобие кокошника — твердого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. Кокошники считаются головными уборами богатых замужних женщин.

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности. Кокошники отличаются по форме и украшениям. В центральных районах России были треугольные кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере — однорогий конус, на юге — двурогий. Твердая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Часто поверх кокошника одевали платок, завязывали у подбородка или закалывали.

Разновидностью кокошника можно считать кику. Ее название происходит от названия лебединого крика — «кликать, кричать». Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Ее надевали поверх повойника. Главным ее отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твердую шапку с плоским верхом, иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.

Женщины менее богатые и знатные носили сороки и менее дорогие убрусы.

Сорока — один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок, сороку носили в XII веке, и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей: кичка, сорока, позатыльник, налобник, платок.

Кичка — круглая холщовая шапочка, на передней, лобной стороне которой прикрепляли твердую часть из луба — подкорья липы или вязов, дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающееся над шапочкой часть, называлась кичкой. Они были самых разных форм: квадратообразной, полукруглой и в виде рогов. Сорока представляла собой вытканное длинное полотно, которое крепилось на кичке и спускалось ниже, на спину и плечи. Позатыльник — ткань на твердой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — нашитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки еще завязывался платок.

О повязке, или налобнике стоит поговорить отдельно. Она была одним из самых древних ленточных головных уборов, уже известных в X веке, и представляла собой полоску шелковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала это был просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой. Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу — подкладку длиной около пятидесяти сантиметров. Под косу ее завязывали веревочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившиеся продолжение повязки — ленты. Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором. С проникновения на Русь православной веры платок стал самым актуальным и незаменимым атрибутом в одежде женщины.

Данный аксессуар являлся символом благочестия, для женщины или девушки было немыслимо появиться в общественном месте без платка. Незамужние девушки носили платки как знак чистоты помыслов и поступков, а платок на замужней женщине означал полную покорность своему мужу. Примечательно и то, что платки незамужних женщин отличались от платков замужних как цветом, так и величиной. Предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось неприличным, а сорвать убор с ее головы, оставить ее простоволосой, было страшным оскорблением. Отсюда корни выражения «опростоволоситься», означающего «опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении».

В старину платок был самым желанным подарком, знаком любви, заботы и уважения. Его мог подарить парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестный, приглашенный на торжество. В наши дни ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и указывает на ее благочестие и целомудрие.

17.12.2018

Взгляд на женские головные уборы

/ andreadoria

«Януар» Йорга Бреу Старшего. (1510-15)

Недавно я понял, что когда дело доходит до женских головных уборов в 16 веке, многие люди сегодня не уверены, что женщины на самом деле носили на голове.

В качестве быстрого эксперимента я решил просмотреть свою Pinterest-коллекцию изображений 16 века. В этой коллекции есть смесь женщин и мужчин, как высокого, так и низкого происхождения. Хочу отметить, что в коллекции действительно есть большинство североевропейских изображений, а также более высокий процент изображений первой половины XVI века. Полное изображение, название и даты находятся в моей Pinterest-коллекции.

Начнем со шляп? Из почти 440 изображений, на которых изображены женщины, я нашел 83 изображения женщин в шляпах:

Глядя на эти изображения, мы видим, что большинство шляп, которые носят женщины, довольно просты по стилю и не имеют перьев. прикрепленные или с прорезями:

  • 39 % головных уборов украшены перьями – большинство женщин с перьями в головных уборах кажутся либо знатными по происхождению, либо женщинами из свиты наемников. Насколько я вижу, все изображенные перья — натуральные белые страусиные перья.
  • 19 % головных уборов имеют какие-либо прорези – эти головные уборы также, похоже, атрибутируют либо знатных особ, либо женщин, сопровождающих наемников. Четких изображений шляп с прорезями на тулье мы не видим, только на полях.

Я смиренно заключаю, что шляпы с разрезами и перьями — это в основном благородная привычка украшать себя, и что ее скопировали еще несколько экстравагантных женщин из низших классов. Также может быть, что перья более распространены среди проституток, чем обычные женщины, например, в военных поездах, но эта теория на данный момент является просто предположением.

Одно сразу становится ясно при просмотре картинок — шляпы на самом деле не самый популярный вид. Большинство женщин в большинстве классов носили различные варианты головных платков или вуалей. Из почти 440 изображений женщин, которые я собрал, более чем на 220  только головной платок или вуаль, без шляп. (Я не включил в этот расчет только сетки для волос).

Я не буду приводить все эти 220 примеров женщин — они есть в коллекции. Но я выбрала несколько примеров всех этих красивых платков/фат, ради удовольствия:

Заключение? Женщина 16 века очень любила покрывать волосы. Большинство для этого использовали головные платки/вуали, иногда используя вульстхаубе, чтобы преувеличить профиль. Меньший процент использовал головные уборы — иногда в сочетании с вуалью или сетками для волос. Волосы кажутся полностью или почти полностью покрытыми, в отличие от более ранней моды. то есть косы, торчащие из-под платка на голове в течение 15 века. В зависимости от социального статуса могут использоваться разные цвета и материалы, но подавляющее большинство, похоже, это белый лен.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Мода, Женщины

«Пошлую толпу всегда привлекает внешний вид, а мир состоит главным образом из пошлости». ― Никколо Макиавелли, Принц, 1532.

  • Непослушная монахиня — похабная гравюра 1555 года
  • Волшебник живописи и пейзажей раннего Нового времени
  • Святой Гинефор — чудесный святой догго!
  • Еженедельная пословица прошлого: «Закутавшись в синий плащ»
  • Создание селфи — модный мужчина 16 века
  • Самый опасный человек в Тюдоровской Англии…?
  • Взгляд на женские головные уборы
  • Руководство по одеванию: как фрау
  • Скромное хвастовство vanitas
  • Ужас и кровь! Скрытые убийцы раннего Нового времени

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединиться к 74 другим подписчикам

Следите за вульгарной толпой на WordPress.com

  • Скромное хвастовство vanitas
  • Волшебник красок и пейзажей раннего Нового времени
  • Святой Гинефор – чудотворный святой-собака!
  • Красный — цвет дьявола, папы, простолюдина или, может быть, Мартина Лютера?
  • Ангел смерти – стильный палач
  • Повар 16 века и его одежда

Искать:

  • Животные
  • Искусство
  • Документальный фильм
  • Мода
  • Еда
  • Мартин Лютер
  • Мужчины
  • Наемники
  • Природа
  • Непослушные лакомые кусочки
  • Пословицы
  • Реформация
  • Райслауфер
  • Социальная история
  • Тросс
  • Тюдор
  • Нижнее белье
  • Женщины

Архивы
Выберите Месяц Март 2021 (1) Декабрь 2019 (1) Январь 2019 (1) Июль 2018 (1) Март 2018 (1) Январь 2018 (2) Август 2017 (1) Июль 2017 (1) Май 2017 (1) Июль 2016 ( 1) Январь 2016 г. (2) Ноябрь 2015 г. (1) Октябрь 2015 г. (2) Сентябрь 2015 г. (2) Август 2015 г. (5) Июль 2015 г. (3)

Должны ли христианки носить головные уборы?

ДомМатериалы УказательКниги Библии1 Коринфянам Головные уборы

Вопрос

Ответ

В 1 Коринфянам 11:3-16 рассматривается вопрос о женщинах и головных уборах. Контекст всего отрывка из 1 Коринфянам 11:3-16 — подчинение данному Богом порядку и «цепочке подчинения». «Покрытие» на голове женщины используется как иллюстрация порядка, главенства и власти Бога. Ключевым стихом этого отрывка является 1 Коринфянам 11:3: «Но хочу, чтобы вы знали, что всякому мужчине глава — Христос, женщине глава — мужчина, а Христу глава — Бог». Смысл этого стиха можно найти в остальной части отрывка. Порядок таков: Бог-Отец, Бог-Сын, мужчина или муж и женщина или жена. Покрывало или покрывало на голове верующей коринфянки показывало, что она находится под властью своего мужа и, следовательно, подчиняется Богу.

В этом отрывке также есть стих 10: «По этой причине женщина должна иметь на голове символ власти ради ангелов». Почему это важно для ангелов? Отношения Бога с людьми — это то, за чем наблюдают ангелы и чему учатся (1 Петра 1:12). Поэтому подчинение женщины делегированной Богом власти над ней является примером для ангелов. Святые ангелы, пребывающие в совершенном и полном подчинении Богу, ожидают, что и мы, последователи Христа, будем такими же.

Это покрытие означает не только ткань, но также может относиться к длине женских волос. Как мы можем это сказать? Мы должны воспринимать этот стих в том контексте или в той обстановке, в которой он представлен. «Не сама ли природа учит вас, что если у мужчины длинные волосы, то это бесчестье для него? А если у женщины длинные волосы, то это слава для нее; ибо волосы ее даны ей для одежды» ( 1 Коринфянам 11:14-15). Таким образом, в контексте этого отрывка женщина с более длинными волосами отчетливо выделяет себя как женщину, а не как мужчину. Апостол Павел говорит здесь, что в коринфской культуре, когда волосы жены были длиннее, чем у мужа, это свидетельствовало о ее подчинении его главенству. Роли мужчины и женщины созданы Богом, чтобы показать глубокий духовный урок, то есть подчинение воле и приказу Бога.

Но почему в этом отрывке проблема с волосами? Апостол Павел обращается к проблеме, связанной с коринфской культурой, которой позволили разрушить церковь. Для женщины бритая голова считалась позором (и, по иудейскому мышлению, признаком траура, Второзаконие 21:12). Ее волосы были ее «славой» (1 Коринфянам 11:15). В коринфской культуре женщины обычно носили головной убор как символ подчинения своим мужьям. Пол подтверждает правильность следования этому культурному предписанию: отказ от головных уборов на женщинах пошлет совершенно неверный сигнал культуре в целом. На самом деле, Павел говорит, что если христианка отказывается от головного убора, она может с таким же успехом обрить и свои волосы (стих 6). Женщина, отказывавшаяся носить покрытие в этой культуре, по сути, говорила: «Я отказываюсь подчиняться приказу Бога». Поэтому апостол Павел учит коринфян, что длина волос или ношение «покрытия» женщиной были внешним признаком сердечного отношения к подчинению Богу и Его установленной власти.

Божий порядок таков, что муж является главой жены, как Бог является главой Христа, но здесь не подразумевается неравенство или неполноценность. Бог и Христос равны и едины, как едины муж и жена. Этот отрывок не учит, что женщина ниже мужчины или что она должна подчиняться каждому мужчине. Она учит Божьему порядку и духовному главенству в супружеских отношениях. В коринфской культуре женщина, которая покрывала голову во время богослужения или на публике, демонстрировала свое подчинение авторитету.

В современной культуре мы больше не рассматриваем женское ношение головного убора как знак подчинения. В большинстве современных обществ шарфы и шапки являются модными аксессуарами. У женщины есть выбор носить головной убор, если она рассматривает это как знак своего подчинения авторитету мужа. Однако это личный выбор, а не то, что следует использовать для суждения о духовности. Настоящим вопросом здесь является сердечное отношение послушания Божьей власти и покорности установленному Им порядку «как Господу» (Ефесянам 5:22).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *