как его носят в разных странах?
В различных мусульманских культурах мира сложились свои стили хиджаба. Хотя в наши дни это проявляется не так ярко, как в прошлом, мусульманки разных стран, проявляя творческий подход, повязывают платки разными способами, соблюдая скромность и украшая себя.
Турция
Источник: hijabifashions.com
Турчанки отдают предпочтение платкам, которые повязывают, не создавая сложных объемов. Концы платков при этом либо оставляют свешиваться за плечом, либо завязывают узлом спереди.
Марокко
Источник: pinterest.com
Марокканки любят объемные платки, образующие драпировки, что лучше всего смотрится с длинными юбками.
Объединенные Арабские Эмираты
Источник: holidify.com
Если вы являетесь поклонником эмиратской моды, то вам наверняка понравится этот стиль. Платки здесь, как правило, носят с абайями, часто черными. При этом нередко мусульманки закрывают лицо никабом.
Индонезия
Источник: pinterest.com
В последние годы мода на хиджаб получила огромную популярность в Индонезии, что побудило даже дизайнеров-немусульман экспериментировать с этим стилем одежды. Местный женский вид головного убора называется «джилбаб».
Оман
Источник: pinterest.com
В Омане распространено много разных стилей повязывания платка. Судя по всему, более популярными являются черные палантины, хотя в некоторых областях, таких как Маскат, отдают предпочтение красочным национальным платкам. Обычно их повязывают вокруг головы, образуя драпировки на груди.
Индия и Пакистан
Источник: pinterest.ch
Мусульманки Индии и Пакистана сочетают платок с платьями в национальном стиле и с шальвар-камизом – типом традиционного костюма из широких брюк и туники, распространенном в ряде стран азиатского региона. Иногда они отдают предпочтение современным платкам, а в других случаях – широким традиционным палантинам.
Иран
Источник: newsoholic.com
Покрытие головы для женщин в Иране в общественных местах является обязательным. Но как именно это делать – выбирает сама женщина. Если одни отдают предпочтение длинному черному чадору, то другие накидывают на голову элегантные шарфы. Самый простой способ ношения такого шарфа – это прикрыть им голову, а один конец закрепить на плече булавкой, оставив второй конец свисающим на грудь.
Африка
Источник: pinterest.com.mx
В Западной и Южной Африке распространен женский головной убор в виде тюрбана. В Нигерии его называют геле, в Малави и Гане – дуку, в Ботсване – тукви, в Южной Африке и Намибии – дук. Если в повседневной жизни носят простые варианты такого тюрбана, то на праздники и торжественные мероприятия очень сложные и замысловатые. Поэтому чтобы повязать их, женщинам приходится обращаться к специалистам – в упомянутых странах такой бизнес процветает.
8 различных стилей хиджаба со всего мира
В честь Всемирного дня хиджаба архитектор и писательница Ясмин Гамаль представляет восемь различных стилей хиджаба, распространенных в разных частях света.
1. Дупатта
Дупатта является частью традиционных пакистанских, индийских и бангладешских нарядов; мусульманские женщины также могут использовать этот шарф в качестве головного платка. Его обычно делают из легкого материала и красиво вышивают по краям.
2. Химар
Ряд египетских женщин носят химар в качестве хиджаба. Он покрывает голову, шею и плечи, и ниспадает вниз к животу или бедрам.
3. Керудунг
Джилбаб и керудунг – два популярных стиля хиджаба, которые носят в Индонезии и на Филиппинах. Джилбаб похож на чадру. Он закрывает женщин с головы до ног и имеет отверстие для лица. Что касается керудунга, то это покрывало, происходящее из Индонезии. Оно имеет жесткий козырек, оставляющий пространство между лбом и тканью.
4. Чадор
Чадоры является любимым вариантом хиджаба среди иранских женщин. Чадор представляет собой длинный кусок ткани, прикрепленный к другому маленькому платку. Он имеет большую длину, достигая ног или лодыжек женщины. Его носят в основном в Иране, Ираке и некоторых частях Ливана. Чадор связан с приверженцами шиитской традиции.
5. Тюрбан
Мусульманские женщины в Африке выбирают стиль, в котором хиджаб поднимается и обертывается вокруг головы и не охватывает шею. Таким образом, создается тюрбан. Тюрбан обычно предпочитают из-за высоких температур и палящего солнца, что является обычным явлением в Эфиопии, Сомали и Судане.
6. Никаб
Никаб, официальный головной убор женщин в Саудовской Аравии, покрывает голову, лицо и плечи. Спереди для глаз обычно предусмотрена щель.
7. Эшарп
Турчанки выбирают для своего хиджаба более модную ткань – эшарп. Это шелковый кусок квадратной ткани, который стильно повязывается вокруг головы и шеи.
8. Амира
Амира – популярное среди мусульман Сирии, простое, но эффективное головное покрывало, состоящее из двух кусков. Амира обычно используется женщинами в качестве хиджаба, когда они только начинают его носить, поскольку она не требует булавок и очень проста в ношении.
Платок: от авраамических религий до Gucci и Dolce & Gabbana
Часто ношение платка считается чисто религиозной практикой, но вопреки распространенному мнению, покрытие головы женщинами имеет свое значение в разных культурах и религиях. Начиная с исламского хиджаба и заканчивая экстравагантными головными уборами высокой моды, платки на протяжении веков играли ключевую роль в определении социального статуса женщины и в модных тенденциях, пишет Шейма Абдиризак.
В авраамических религиях практика ношения платка была широко распространена с древности. Покрытие головы в различных культурах и общинах рассматривалось как символ женской скромности. Хотя некоторые могут считать эту практику устаревшей, в современную эпоху религиозное влияние все еще остается сильным, хотя существуют самые разные тенденции. Даже некоторые мусульманские страны, такие как Турция, Индонезия, Иран и Египет, исторически имели периоды сложных отношений с женскими платками, запрещая их, в то время как в Иране покрытие головы является сегодня обязательным. Одновременно некоторые европейские страны запрещают никабы и бурки в общественных местах. Тем не менее миллионы мусульманок делают осознанный выбор, покрывая свои волосы, потому что они верят, что это повеление Всевышнего. Для других это политический маркер их веры и способ зримо идентифицировать себя как последовательницу ислама.
В современном мире помимо мусульманок, платки носят христианские монахини. Также и ортодоксальные еврейки обязаны покрывать свои волосы после брака.
Источник: twitter.com
Головные уборы имеют большое значение в культурах африканских стран к югу от Сахары. В этих культурах различные стили покрытия головы, как правило, были связаны с родословной, богатством или возрастом. С другой стороны, из трансатлантической работорговли возникла такая культурная практика, когда дурага (туго обтягивающий головной убор на завязках) в Америке считался головным убором рабов и бедных афроамериканских рабочих, который к тому же позволял маркировать низший класс. В некоторых общинах даже были приняты законы, запрещающие африканским женщинам появляться на публике без прикрытия волос. Однако в 1930-е годы американцы узнали о преимуществах дурага и стали носить его для сохранения прически.
Выставка в музее Вены приоткроет завесу тайны с женского платка.
Бандану, головной убор родом из Индии, носили, чтобы защитить волосы, голову или шею от жары и солнечных ожогов. Оценив удобство, британцы заимствовали ее. Во время Второй мировой войны бандана стала инструментом пропаганды, побуждавшим женщин работать, чтобы удовлетворять потребность в рабочей силе, когда мужчины ушли на войну. Клепальщица Роузи, с волосами, стянутыми банданой в горошек, на плакате «Мы можем сделать это» стала мировым феминистским символом, которому подражали многие женщины.
Клепальщица Роузи и ее прототип Наоми Паркер Фрэйли у токарного станка в механическом цеху ВМФ США в Калифорнии в 1942 г. / Источник: share.america.gov
Довольно скоро бандана была популяризирована в различных стилевых субкультурах, в том числе в эпоху хип-хопа. В хип-хоп эту тенденцию принес рэпер Тупак Шакур. С другой стороны, и женщины-звезды нулевых, такие как Бритни Спирс и Дженнифер Лопес, сыграли свою роль в распространении банданы как культового аксессуара.
Теперь модные дома, такие как Gucci, Marc Jacobs и Dolce & Gabbana, подхватили эту тенденцию. Головные платки с разнообразием техник их завязывания и драпировки зарекомендовали себя как универсальный аксессуар, имеющий истоки в различных исторических контекстах и обладающий способностью адаптироваться к постоянно меняющимся стилевым тенденциям и соответствовать им. Одно можно сказать наверняка: в последнее время головные уборы оказали заметное влияние на модные тенденции и, вероятно, сохранят свою актуальность дальше – особенно учитывая творческие порывы Instagram-блогеров, которые каждый день придумывают новые и инновационные способы стилизации хиджабов и платков.
Хиджаб Dolce & Gabbana / Источник: vogue.com
Как мода влияет на никаб
Тема никаба то и дело поднимается в общественной дискуссии, но часто при этом доминирует политический аспект. Так мало говорится о том, что делает никаб хорошим, удобным и красивым. Имеет ли значение качество ткани и ее переплетение? А как насчет завязок? А слои? Эти вопросы разбирает Анна Пьела.
При создании своей книги «Носить никаб» я разговаривала с 40 женщинами из Великобритании и США, которые закрывают лица. Хотя наши разговоры вращались вокруг религиозного аспекта никаба, стало очевидно, что многие из моих респондентов также заботятся о том, чтобы их внешний вид соответствовал моде. Одна упомянула, что она сочетает никаб с кожаной курткой-бомбером, другая была особенно внимательна к аксессуарам. Это определенно идет вразрез с часто основанными на предубеждениях представлениями о том, какой должна быть женщина, которая носит никаб.
Иногда мои респонденты рассказывали о практических трудностях, с которыми они столкнулись из-за отсутствия опыта, когда они впервые начали носить никаб. Одна из них, Фейза (псевдоним), рассказала мне, что выбрала изделие из толстого некачественного полиэстера, что приводило к перегреву. Поэтому при выборе никаба следует обращать внимание на то, чтобы он был изготовлен из тонкой и дышащей ткани. Высококачественные никабы рекламируются как дышащие, а ткань, которая используется для их изготовления – это, как правило, шелк или шелковый шифон. Другие, более доступные версии изготавливаются из смесей с вискозой, полиэстера и хлопка. При выборе никаба можно поднести его к свету и проверить, просвечивает ли он. Если это так, то он пористый, дышащий и, скорее всего, удобный в носке.
Источник: pinterest.com
Чтобы узнать больше о никабах, я поговорила с Асией Умм Аммар, онлайн-продавцом одежды Qibtiyyah Exclusive (малазийский бренд одежды). Она имеет клиентов по всей Европе и Северной Америке. По ее словам, никабы бывают разных видов. Однослойный никаб состоит из налобной повязки, к которой пришита сама вуаль, оставляющая отверстие для глаз. Двух- или трехслойный никаб имеет дополнительные куски ткани, пришитые к той же повязке, что позволяет экспериментировать: второй слой можно носить, откинув в сторону затылка так, что получается дополнительный головной покров, или оставить свисать на лицо, закрывая глаза. Три из четырех женщин, которых я спросила об их любимых никабах, категорично заявили, что они предпочитают многослойные. Одна из них прокомментировала: «Когда хочу выглядеть потрясающе, я ношу двухслойный никаб».
Наиболее распространенными видами крепления никаба являются завязки, липучки, кнопки или пуговицы. Часть моих респондентов отмечали, что они избегают застежек на липучках или кнопках, так как их слишком легко расстегнуть прохожим, которые преследуют их на улице и иногда пытаются сорвать никабы. Крепление с помощью завязок любимое у Асии: когда ее дети были маленькими, они часто тянули ее никаб, когда она находилась в общественном месте, и другие типы крепления просто не выдерживали.
Источник: modestish.com
Еще один вопрос – это длина. Саудовские никабы короче, а малайзийские – длиннее. «Все эти стили имеют практические функции. Тот, кто не носит никаб, может воспринимать это разнообразие исключительно с точки зрения моды или вкуса, но выбор той или иной модели всегда основан на практичности», – говорит Асия.
Никаб поддается инновациям, например, не так давно появился зип-никаб с застежкой-молнией посередине. Его предназначение в том, чтобы женщина при необходимости приема пищи в общественных местах и выполнении каких-то работ просто расстегивали эту застежку. Лозунг его создателей звучит как «Зачем переворачивать, если можно расстегнуть?».
Зип-никаб / Источник: flickr.com
Из профессионального интереса Асия Умм Аммар наблюдает за тенденциями никаба в разных частях мира: «В США никаб более «раскрепощен», и женщины более открыты для экспериментов, сочетая его с различными аксессуарами, а в Великобритании – более классический. С тех пор как в Саудовской Аравии была распущена религиозная полиция, в Эр-Рияде или Джидде можно увидеть интересные красочные никабы, но в священных городах Мекке и Медине разные цвета не популярны», – рассказывает она.
Никаб, несмотря на его негативную подачу и юридические запреты, продолжает набирать популярность во всем мире. Его ношение включает в себя множество вариантов в отношении ткани, длины, стиля и степени покрытия. Вопреки многим критическим замечаниям, это может быть положительным опытом. Как выразилась одна женщина, с которой я разговаривала: «Это восхитительно. Когда я надеваю никаб, то чувствую ветер на лице».
Книга Анны Пьелы “Ношение никаба” / Источник: sites.northwestern.edu
Никаб – будущее моды?
Модный бренд Marine Serre в Париже дебютировал с коллекцией дизайнерских масок для лица.
Французский дизайнер Марин Серр, которой сейчас 28 лет, в 2017 г. получила приз LVMH (известный производитель предметов роскоши под торговыми марками Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Moët & Chandon, Hennessy, Chaumet и др.) для молодых дизайнеров в 2017 г.
На парижской неделе моды модели вышли на подиум в различных масках для лица, включая вязаные, украшенные принтами в мелкую клетку и полностью закрывающие голову.
Источник: Getty Images
Поклонники поддержали дизайнера. Модель и инфлюенсер японского происхождения Казуэ Акимото пришла на показ Marine Serre, надев черно-красную маску этого бренда. Голландский блогер Роми Д’Фонсека также выложила в Instagram свое фото в подобной маске.
Это не первый случай, когда Марин Серр включила маски для лица в свое модное видение. Сама дизайнер определяет суть своей концепции как экологическую. Стильные маски от загрязнения, созданные в сотрудничестве с французским брендом R-Pur, она представила в коллекции очень/зима 2019 г. Они продавались по цене 575 долларов, но сейчас уже отсутствуют в продаже.
Источник: Getty Images
Марин Серр получила одобрение со стороны модных изданий за практичность своих работ «Энергия Серр дала толчок развитию индустрии моды. Ее гибридные одежды, каждая из которых представляет собой радикальный коктейль из воспоминаний прошлого, утилитарных практических возможностей и спортивного стиля, никогда не бывают настолько сложными, чтобы не нести отпечаток современности», – писал Vogue в прошлом году.
Так как показ проходил на фоне растущей обеспокоенности по поводу вспышки коронавируса (по последним данным, число заразившихся короновирусом во Франции достигло 130 человек), то многие увидели в коллекции прямую отсылку к медицинским маскам. Но, как отмечает дизайнер, работа над коллекцией началась задолго до эпидемии.
«Коран не предписывает мусульманкам носить платок»
Хиджаб — это привилегия независимой женщины: в древности — свободной от рабства, в современном мире — от сексистских установок общества
«Хиджаб — фундамент достоинства личности, атрибут ее свободы», — уверен известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, а раз так, то хиджаб априори не может выступать обязанностью, ведь достоинство не возникает на понуждении. И только ревнители мракобесия разжаловали эту привилегию в обязанность, а мусульманская женщина из свободной личности превратилась в собственность мужчин. О том, как вернуть хиджабу исконное значение, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
Рустам Батыр: «Сложно адекватно воспринимать вещи со стороны, ведь любое явление невозможно понять до конца вне системы координат той культуры, которая его породила»
ЭТО НЕ КАНДАЛЫ ВОСТОЧНОЙ ГУЛЬЧАТАЙ
В феврале отмечается Всемирный день хиджаба. Это совсем молодой праздник, придуманный несколько лет назад американкой Назмой Хан. Скорее, это даже не праздник, а ежегодный флешмоб, в рамках которого всем женщинам предлагается один день проходить в традиционном мусульманском одеянии. Такое погружение в образ жизни мусульманки помогает развенчать многие стереотипы об исламе. Один из них состоит в том, что хиджаб — атрибут забитости и рабского мышления, а именно таким он видится стороннему наблюдателю. Однако те, кто познал хиджаб изнутри, начинают воспринимать его уже совсем иначе — как символ достоинства и величия женщины.
В самом деле, сложно адекватно воспринимать вещи со стороны, ведь любое явление невозможно понять до конца вне системы координат той культуры, которая его породила. Какой же смысл закладывает сам ислам в понятие хиджаба?
Слово «хиджаб» буквально переводится как «завеса», «преграда». Традиционно в мусульманском богословии этим термином обозначают трансцендентность Бога. «Воистину, между мной и Им семьдесят завес (хиджабов) из света. Если бы ты увидел ближайшую из них, то сгорел бы», — говорил Пророк, отвечая на вопрос, видит ли он Бога. Даже тогда, когда Божий посланник, согласно исламскому преданию, вознесся ко Всевышнему во время небошествия (мираджа), он также разговаривал с Ним через завесу — хиджаб. Другими словами, хиджаб — граница между тварным миром и его Создателем, то, что скрывает божественное.
В рамках этого смыслового поля следует понимать целую гроздь исламских понятий, например идею богопознания (так сказать, «просветления»), которое обозначается в исламе термином кашф, что переводится как «раскрытие», «снятие». Подразумевается, что искатель в момент «просветления» срывает завесу (хиджаб), отделяющую его от Бога, и таким образом познает истину. На Пути важно «стремиться приподнимать завесы, а не собирать книги», любят повторять суфии. По этой же причине Кааба, которую еще также называют байт Аллах, то есть домом Бога, завешивается черной тканью. С практической точки зрения покрывать целое здание тканевым материалом, казалось бы, нелогично. Однако здесь мы имеем дело с исключительно символическим явлением. Эта ткань — все та же завеса, указующая на присутствие божественного, символ Трансцендентного, перед которым падают ниц хаджии — «гости Бога».
Именно в рамках таких смысловых координат родилось и мыслилось понятие хиджаба. Это не кандалы восточной Гульчатай, как полагают противники ислама, не колодки рабства. Напротив, хиджаб — манифест ее величию, апологетика прекрасной половины человечества, ведь хиджаб не что иное, как гимн божественному призванию женщины, ибо именно ей Бог доверил самое сакральное — творить жизнь. Поэтому женщина в исламе не сосуд зла и исчадие ада, как полагали в некоторых религиях, а носитель этой самой божественной миссии. Она как бы воплощает в себе божественное присутствие на земле. Вот почему территория вокруг Каабы и женская половина дома в исламе обозначаются одним и тем же словом — харам (гарем), то есть заповедная территория, пространство присутствия Бога. Таким образом, хиджаб — символ богоизбранности женщины.
Конечно, далеко не все мусульманки могут рассказать о подобных богословских смыслах и нюансах. Однако они безошибочно улавливают их на уровне ощущений. Так, покрывшиеся мусульманки часто говорят о чувстве защищенности, которое возникает вместе с мусульманским одеянием. Хиджаб ограждает их от похотливых мужских взоров, выступая фильтром стороннего восприятия, когда женщина видится не как объект мимолетного флирта и плотского вожделения, а исключительно как личность. Неслучайно исследователи в один голос твердят, что хиджаб не что иное, как форма проявления феминизма, часть борьбы современных женщин за свое право быть человеком. Женщины устали от сексизма и пошлостей. Они хотят уважительного отношения к себе, потому и надевают хиджаб.
Честные мусульманские богословы прекрасно знают о том, что Коран не предписывает женщинам носить платок
ДОСТОИНСТВО НЕ ВОЗНИКАЕТ НА ПОНУЖДЕНИИ
Итак, хиджаб, подобно оправе к драгоценному камню, раскрывает внутреннее достоинство женщины, возвеличивает ее. Собственно, на заре ислама он и понимался именно в таком ключе. Неслучайно поначалу его носили лишь свободные женщины, но не рабыни. Последним ношение хиджаба строго-настрого запрещалось. Этот запрет, как и сам факт существования в мусульманском обществе рабов, сегодня нас обескураживает, но тем не менее такой запрет вполне закономерно вытекает из внутренней логики самого явления. В самом деле, у рабов нет никаких прав на достоинство и уважение, ведь они просто имущество, которое можно купить и продать, а значит, они и не достойны хиджаба. Поэтому в исторических хрониках встречаются предания о том, как, например, халиф Умар срывал с рабынь платки с тем, чтобы те не вводили публику в заблуждение и не походили на свободных, достойных женщин.
И вот здесь мы подходим к ключевому моменту в понимании хиджаба. Он не что иное, как привилегия независимой женщины: в древности — свободной от рабства, а в современном мире — от сексистских установок общества. Хиджаб — фундамент достоинства личности, атрибут ее свободы. А раз так, то он априори не может выступать обязанностью. Ведь достоинство не возникает на понуждении. Оно рождается лишь в человеке, имеющем свободный выбор.
Если мы обратимся к Св. Корану, то увидим, что он выражает именно такую логику и потому оставляет вопрос хиджаба исключительно на усмотрение самого человека.
Вообще, в Коране слово «хиджаб» использовано семь раз (7:46, 33:53, 38:32, 41:5, 42:51, 17:45 и 19:17), но лишь в своем изначальном лексическом значении, которое мы уже отметили выше, и ни разу в смысле дресс-кода мусульманской женщины. Поэтому честные мусульманские богословы прекрасно знают о том, что Коран не предписывает женщинам носить платок. Священное писание, безусловно, призывает к тому, чтобы те «потупляли взоры, берегли чресла и не показывали своих красот, не считая того, что видно из них, и чтобы набрасывали покрывала на разрезы на груди» (24:31), но про платок не говорит ни слова. Целомудрие в одежде и поведении — вот к чему на самом деле призывает Господь женщин (впрочем, как и мужчин) в Коране. Из конкретики Он говорит лишь про прикрытие женской груди, но никак не волос.
Этот аят сильно бесил мусульманских богословов прошлого. Ведь они задались целью переосмыслить хиджаб из фактора самоосвобождения женщины в инструмент их порабощения. Поэтому ревнители мракобесия приложили немало схоластических усилий, чтобы рассмотреть в этом и других (24:60, 33:59 и даже 33:53) аятах Корана строгое предписание закутывать женщин в платки. Как водится, они призвали себе на помощь возводимые к Пророку хадисы, которые, словно по мановению волшебной палочки, всегда заполняли в нужном поздним богословам ключе «пробелы» в исламе и помогали модифицировать его под собственный уровень. Но это не отменяет общеизвестного, в сущности, факта: сам Коран не предписывает мусульманкам носить платок. Такое предписание мы находим лишь в рассказах (так буквально переводится слово «хадисы») людей, выдаваемых за изречения Пророка, и их интерпретациях священного текста.
Как только хиджаб был переосмыслен в данном ключе и разжалован из привилегии в обязанность, мусульманская женщина из свободной личности тотчас превратилась в собственность мужчин. Именно так и появилась порабощенная женщина Востока, бесправная Гульчатай.
Не секрет, что именно хиджаб отталкивает многих татарок от ислама. И это не удивительно. Ведь им преподносят вопрос в извращенном ключе — исключительно как обязанность, предписанную Кораном
МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ И БОРЬБУ ПЕРСОНАЛЬНО ЗА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАРОД
Впрочем, в нашем, западном, мире и нет никаких гульчатай. Мусульманки, надевающие платок за пределами исламских традиционалистских обществ, делают это вовсе не по принуждению, а исключительно по собственному выбору. Более того, за этот выбор им приходится бороться. Их по причине ношения хиджаба нередко дискриминируют на работе, создают искусственные препятствия в учебе, против них выступают зачастую даже родственники. На такую борьбу, которая изо дня в день длится годами, способны только свободные сильные личности, достойные всяческого восхищения и уважения. В этом состоит удивительный парадокс нашего времени. Именно западные, неисламские, общества вернули хиджабу исконное значение, превратив его из «обязаловки» обратно в личной выбор самого человека.
Хиджаб — право каждой мусульманки, неотъемлемая часть ее религиозных свобод. Мы, как гражданское общество, должны бороться за это право, тем более что и в нашей стране есть силы, которые хотят его отнять. Сегодня мусульманкам запретят носить платки, а завтра снова начнут сносить минареты и рушить храмы. Свободное ношение хиджаба — это также и атрибут светскости государства. Ведь как только общественное пространство (в частности учебные заведения и госучреждения) перестает быть доступным для определенной категории граждан по конфессиональному признаку, ни о какой светскости (читай: равноправии и отсутствии религиозной дискриминации) не может быть и речи. Поэтому борьба за хиджаб — это борьба и за нашу страну, за равноправие живущих в ней народов.
Однако в этой борьбе мы не должны забывать и борьбу персонально за свой собственный народ. Не секрет, что именно хиджаб отталкивает многих татарок от ислама. И это не удивительно. Ведь им преподносят вопрос в извращенном ключе — исключительно как обязанность, предписанную Кораном. Их лишают выбора. Как результат, в татарском народе становится все больше противников религии. А поскольку ислам, помимо всего прочего, служит и задачам самосохранения татар, неправильная трактовка этого и подобных ему вопросов неизбежно льет воду на ассимиляционные процессы. Так мы рубим сук, на котором сами же сидим.
Женщины-мусульманки и политика платка
Поскольку хиджаб — платок, который носят многие мусульманки, — становится все более заметным в мировых мегаполисах, он также становится все более политизированным. Многие люди удивляются, узнав, что хиджаб в смысле головного убора нигде в Коране не упоминается. Там, где он используется, это как «занавес» или «барьер», предназначенный для отделения жен Пророка Мухаммеда от посетителей. В более общем смысле хиджаб используется для описания скромного поведения, и Коран действительно предписывает скромность в одежде как мужчинам, так и женщинам. В так называемых «стихах о хиджабе» (24:30-31) используются арабские слова «химар» и «джилбаб», переводимые по-разному как «покрытие» или «головной платок» и «верхняя одежда» или «накидка» соответственно. Этот диапазон определений приводит к различному пониманию необходимости покрытия головы; одни говорят, что это необходимо, другие считают необязательным.
Головной платок, в первую очередь связанный с исламом, был популярен в разных частях мира по целому ряду культурных, религиозных и прагматических причин. Практика покрытия головы была распространена в иудейской, христианской и индуистской общинах, но она никогда не привлекала такого внимания и не вызывала столько споров по отношению к этим религиям, как в мусульманском контексте с XIX века, когда вуаль была установлена как символ мусульманских обществ колониальными правителями Ближнего Востока.
Исторически так сложилось, что политические деятели, которые запрещали или вводили частичные запреты на это, делали это, чтобы показать свою «современную», светскую ориентацию. Например, Реза Шах Пехлеви в 1936 году в Иране и Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции примерно десятилетием ранее. Король Афганистана Аманулла категорически не одобрял его использование в 1920-х и 1930-х годах. Напротив, Исламская Республика Иран с момента своего прихода к власти в 1979 году навязала его использование как символ своего фундаменталистского подхода и упрек в том, что она считает вседозволенностью шаха.
В Египте во время британского колониального периода ношение хиджаба вызывало споры; Лорд Кромер, британский консул во второй половине XIX века, выступал за то, чтобы женщины-мусульманки обнажались, что он видел как улучшение их жизни (при этом яростно выступая против избирательного права дома). Лейла Ахмед объясняет в своей книге «Женщины и пол в исламе », что египетские женщины имели гораздо более разнообразные и тонкие взгляды на хиджаб: в то время как некоторые, такие как Худа Шарави, основательница Египетского феминистского союза, отвергли хиджаб и устроили публичные презентации. , другие, такие как Малак Хифни Насиф, заняли гораздо более умеренную позицию, согласно которой женщины должны иметь возможность сами решать, покрывать ли им голову. Были и такие, как Зайнаб аль-Газали, их современница и одна из лидеров исламистского движения в Египте, которые считали, что хиджаб должен быть обязательным.
«Вейлинг — это жизненный опыт, полный противоречий и многозначности».
Династия Пехлеви в Иране просуществовала до 1970-х годов, но правлению шахов широко противостояли. Пехлеви были коррумпированы, политически репрессивны и щедры в своих расходах и образе жизни. В знак гражданского протеста иранские женщины приняли хиджаб. Это один из многих моментов в истории, когда хиджаб использовался как символ сопротивления. Как пишет Хома Худфар, «вуалирование — это жизненный опыт, полный противоречий и множества значений». В теперь уже классическом феминистском названии The Veil and the Male Elite Фатима Мернисси утверждает, что озабоченность хиджабом в 80-х годах была вызвана консервативными мусульманскими учеными и лидерами движений в арабских странах, которые выступали за ограничение мобильности женщин и публичной видимости. Мернисси пришел к выводу, что присутствие и свобода женщин просто угрожали могущественной мужской элите. Другой ученый, Фадва Эль Гуинди, отметил, что в то время принятие хиджаба помогло египетским женщинам защитить возможности, которые принесла модернизация, такие как доступ к образованию и возможность работать вне дома. Именно тогда для ограничения этих самых возможностей стали использовать стереотипы о «модернизированных женщинах» как о социально безответственных или даже беспорядочных половых связях.
Однако хиджаб, как и другие традиционные скромные предметы одежды, в том числе абайя и джилбаба — накидки, обволакивающие тело от шеи вниз, — и закрывающий лицо никаб, играли для женщин, носивших их, гораздо более сложную роль, чем помощь. они получают общественное одобрение. Для многих женщин ношение хиджаба было и остается элементом благочестия.
Когда в 1979 году в Иране развернулась Исламская революция, хиджаб стал линзой, через которую внешние наблюдатели интерпретировали — или неверно понимали — происходящие там события. Западные СМИ увидели в покрывающей голову чадре («палатке» на фарси) доказательство того, что иранское общество считало женщин неполноценными, хотя сами женщины первыми спонтанно и добровольно начали носить их в знак протеста годом ранее. Когда аятолла Хомейни постановил, что женщины должны носить чадру, тех, кто возражал, изображали просто как феминисток второй волны в иранском стиле, которые выдвигают те же требования, что и западные феминистки. Антиколониальный аспект их протестов, в частности критика участия западных держав в нефтяной промышленности Ирана, был стерт. Это было началом, утверждает Сильвия Чан-Малик, новой бинарной системы: «ислам» против «феминизма». Более того, это ознаменовало момент, когда феминизм как идеология начал вступать в сговор с государством, прокладывая путь для будущих оправданий войны как средства освобождения женщин от мужского угнетения. Гендерное равенство должно было стать «американской» ценностью, которую нужно было внедрять военным путем.
Теракты 11 сентября открыли новую эру: мусульмане были коллективно наказаны за террор, совершенный 19 мужчинами, большинство из которых из Саудовской Аравии, давнего союзника США. Преступления против мусульман на почве ненависти возросли в 2001 году в 17 раз по сравнению с 2000 годом. Заметными мишенями были женщины, носившие хиджаб. Они часто сталкивались с дискриминацией на работе и расовым профилированием в аэропортах. Американская пропаганда «войны с терроризмом» обвиняла ислам в террористических актах, и американским мусульманам пришлось выбирать ислам или порядок Соединенных Штатов, чтобы выжить. Американские женщины-мусульманки в подавляющем большинстве решили выйти за пределы этой сфабрикованной бинарности; тысячи надели хиджаб, одновременно заявляя о своем праве быть американцами. В отношении ее недавно надетого хиджаба один из участников интервью сказал: «Ислам прекрасен! Смирись с этим!» Женщина, у которой я брал интервью для проекта о ношении никаба в Америке, вспомнила слова своей коллеги после того, как она надела хиджаб: «Халима, что тебе нужно сделать, тебе нужно просто обернуть вокруг головы большой старый американский флаг и тогда вы можете быть прикрыты, но тогда никто не будет беспокоиться о том, где ваши лояльные люди».
Несмотря на расовую и религиозную напряженность между «транснациональной»/иммигрантской и афроамериканской мусульманской идентичностью, то, как эти группы исповедуют ислам, влияет друг на друга.
Тем не менее, представление ислама как неамериканского по своей сути стирает опыт и голоса афроамериканских женщин-мусульманок. Их наследие насчитывает более 400 лет, когда корабли направлялись в Северную Америку с рабами, примерно 30% из которых были мусульманами. Их истории показывают, что для них дискриминация включала в себя пересекающиеся расистские, сексистские и антимусульманские предрассудки, иногда одновременно. Несмотря на расовую и религиозную напряженность между «транснациональной»/иммигрантской и афроамериканской мусульманской идентичностью, то, как эти группы исповедуют ислам, влияет друг на друга. Например, некоторые афроамериканки-мусульманки носят хиджаб в «арабском стиле» вместо популярных среди этой группы тюрбанов. Между тем, наблюдая гораздо более свободное смешение полов в афроамериканских мечетях, многие женщины-иммигранты-мусульманки часто выступают против строгой гендерной сегрегации в своих мечетях.
После 11 сентября поиск Усамы бен Ладена, его архитектора, и его террористических сетей в Афганистане был переосмыслен как благородная война за освобождение афганских женщин, которые должны были носить бурку, полностью закрывающую одежду, закрывающую даже глаза. . С отголосками дурной славы, которая сопровождала чадру в глазах Запада в 1979 году, бурка в 2001 году стала символом угнетения женщин руками патриархального Талибана. Он занимал видное место в циничных оправданиях «войны с террором», предлагаемых как правыми, так и левыми политическими деятелями по обе стороны Атлантики. Первая леди Лора Буш прямо заявила об этом в радиообращении в ноябре 2001 года, когда заявила, что «борьба с терроризмом — это также борьба за права и достоинство женщин». Однако жестокое правление талибов стало привлекать внимание Запада только после 9/11. Тот факт, что к 2001 году талибы жестоко обращались с народом Афганистана в течение четырех лет, в течение которых активисты безуспешно агитировали за поддержку Запада, не был зарегистрирован.
Палестинка принимает участие в акции протеста против предложения Франции запретить женщинам-мусульманкам носить хиджабы в государственных школах у Французского совета по культуре 17 января 2004 года в городе Газа, сектор Газа. Abid Katib/Getty
Влияние этих первоначальных изображений женщин в парандже отразилось не только на театре военных действий. В 2004 году французский «запрет хиджаба» инициировал волну законов, нацеленных на мусульманских женщин, которые носили более скрытую форму мусульманской одежды — никаб. За этим запретом во Франции последовал общенациональный запрет на никаб. Политики, выступавшие за это, утверждали, что никаб навязывают женщинам родственники-мужчины. Они сравнили ношение никаба с ношением паранджи талибами в Афганистане. Контраргументы французских женщин-мусульманок, которые настаивали на том, что они носят никаб по своему выбору, были в значительной степени проигнорированы. Юридические обжалования этого законодательства в Европейском суде по правам человека не увенчались успехом, но решения подверглись широкой критике со стороны ученых-правоведов, которые считали, что толкование Судом «религиозной практики» коренится в христианском богословии. Они утверждали, что вместо этого Суд мог бы согласиться с позицией женщин, которые носят никаб, что это их выбор. В противном случае такие законы криминализируют никаб, что в конечном итоге приводит к удалению женщин в никабе из общественного пространства.
Несколько стран, в том числе семь в Европе, ввели аналогичный запрет на ношение никаба, последний раз в Швейцарии в 2021 году. В других странах действуют региональные или частичные запреты, в частности, во франкоязычной провинции Квебек, где государственным служащим запрещено носить «религиозные символы» на работе. Эти запреты оставались в силе во время пандемии COVID-19, когда страны ввели обязательное ношение масок, создав парадоксальную ситуацию, когда мусульманка может быть оштрафована примерно на 150 евро (около 160 долларов США) за ношение никаба и на 135 евро (около 147 долларов США). ) за хождение без маски.
Несмотря на эти запреты или, возможно, из-за них, многие мусульманки бросают вызов негативным ассоциациям с исламской одеждой. Некоторые активно продвигают его как центральное место в «скромной моде» — глобальном движении, возглавляемом религиозными женщинами, выбирающими стильные модные решения, которые позволяют им избегать сексуализированного дизайна, характерного для господствующей моды. Хотя на первый взгляд скромная мода, стилизованная под хиджабистов, кажется, просто бросает вызов стереотипу о религиозных женщинах как о безвкусных, это также пространство, позволяющее женщинам преодолевать напряженность, которая лежит в основе их интерпретаций ислама, личной политики и требований капитализма, которые формируют их онлайн. содержание (в котором часто рекомендуют бренд или халяльный продукт). Идентичности, возникающие в их результате, часто рассматриваются как противоречащие религиозной ортодоксии.
Хиджаб и никаб стали предметом споров, потому что они были превращены в политические символы, лишены какого-либо религиозного смысла и используются геополитическими акторами и движениями, которые используют свое предполагаемое отношение к исламской одежде как форму политического позерства. «Стало невозможно говорить об исламе без упоминания о женщинах, — утверждают ученые Голам Хиабани и Милли Уильямсон, — и невозможно говорить о мусульманских женщинах без упоминания о хиджабе». Таким образом, «дискурс чадры», созданный всеми, кроме женщин-мусульманок, в значительной степени и, к сожалению, затмил понимание, которое сделали по этому поводу сами женщины-мусульманки.
Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.
JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Обзор
Автор: Нур Аиша
Asian Journal of Social Science, Vol. 40, № 1, Специальный выпуск: Торговля и финансы в малайском мире: новый взгляд на историю коренных народов (2012 г.), стр. 133–136
Brill
Мусульманки действительно нуждаются в спасении? Антропологические размышления о культурном релятивизме и других его проявлениях
Автор: Лила Абу-Лугод
Американский антрополог, Vol. 104, № 3 (сентябрь 2002 г.), стр. 783-790
Wiley от имени Американской антропологической ассоциации
Еврейские женские «КИППОТ»: значения и мотивы
Автор: Хелана Дарвин
Contemporary Jewry, Vol. . 37, № 1 (апрель 2017 г.), стр. 81-97
Springer
Публичное и частное поведение женщин-мусульманок и индуисток: гендер, семья и общинная политика в Индии
Авторы: Сональде Десаи и Геда Темсах
Демография, том. 51, № 6 (декабрь 2014 г.), стр. 2307-2332
Издательство Университета Дьюка от имени Американской ассоциации народонаселения
Сокрытие Инфиты с помощью мусульманской этики: Современное исламское движение Египта
Автор: Фадва Эль Гуинди
Социальные сети Проблемы, Том. 28, № 4, Процессы и проблемы развития (апрель 1981 г.), стр. 465-485
Oxford University Press от имени Общества изучения социальных проблем
Чадоры, феминистки, террор: расовая политика американских СМИ Представления движения иранских женщин 1979 г. 637, Раса, религия и поздняя демократия (сентябрь 2011 г.), стр. 112–140
Sage Publications, Inc. совместно с Американской академией политических и социальных наук
После 11 сентября «Хиджаб» как значок
Автор: Ивонн Язбек Хаддад
Социология религии, Vol. 68, № 3, Мусульманская интеграция в Соединенных Штатах и Франции (осень 2007 г.), стр. 253-267
Oxford University Press
Посредничество в дискриминации: сопротивление угнетению среди афроамериканских женщин-мусульманок
Автор: Мишель Д. Byng
Социальные проблемы, Vol. 45, № 4 (ноябрь 1998 г.), стр. 473–487
Oxford University Press от имени Общества изучения социальных проблем
«Активистка-мусульманка»: солидарность вопреки разногласиям в движении «Война с террором»
Автор: Нарзанин Массуми
Ethnicities, Vol. 15, № 5 (октябрь 2015 г.), стр. 715-741
Sage Publications, Inc.
French Dressing: Race, Gender and the Hijab Story
Автор: Judith Ezekiel
Feminist Studies, Vol. 32, № 2 (лето 2006 г.), стр. 256-278
Feminist Studies, Inc.
ВВОДНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ К S.A.S. V. FRANCE (EUR. CT. H.R.)
By: Tom Syring
International Legal Materials, Vol. 53, № 6 (2014), стр. 1025-1072
Издательство Кембриджского университета
Почему мусульманки носят хиджаб?
Назма Хан, иммигрировавшая в Соединенные Штаты из Бангладеш в возрасте 11 лет, долгие годы стыдилась ношения хиджаба в Нью-Йорке.
Итак, в 2013 году она начала Всемирный день хиджаба — день, когда как мусульманки, так и немусульманки могут носить хиджаб.
Отмечаемый 1 февраля день является выражением солидарности и поддержки религиозной свободы.
Как исследователь иммигрантов-мусульман, я также давно отстаиваю право женщин на религиозное выражение в выборе одежды. Хиджаб связан не только с религией — женщины носят его по разным причинам, которые могут меняться в зависимости от времени и социального контекста.
Чадра — требование ислама?
Мусульманские религиозные писания не совсем ясны по вопросу о закрытии.
Различные отрывки из Корана, священной книги мусульман и хадисов, утверждений, приписываемых пророку Мухаммеду, ссылаются на ношение чадры женами пророка. Но ученые расходятся во мнениях относительно того, относятся ли эти утверждения только к женам пророка или ко всем женщинам-мусульманкам.
По мнению некоторых, вуаль использовалась как способ обуздать мужское половое влечение. Тем не менее, покрытие головы и тела появилось еще до ислама.
Еврейские, христианские и индуистские женщины также покрывали голову в разное время в истории и в разных частях мира.
Безусловно, хиджаб связан с религией. Многие женщины, освещающие это, говорят об этом как о способе демонстрации своего подчинения Богу и постоянном напоминании о том, что нужно твердо придерживаться исламских убеждений, таких как честность и щедрость по отношению к нуждающимся.
Подтверждение личности
Однако есть и другие причины носить хиджаб.
Французские и британские колонизаторы поощряли женщин-мусульманок снимать чадру и подражать европейским женщинам.
Следовательно, в странах Северной Африки и Ближнего Востока чадра стала символом национальной идентичности и противостояния Западу во времена независимости и националистических движений.
Сегодня некоторые женщины носят хиджаб в знак гордости за свою этническую принадлежность. Это в большей степени относится к иммигрантам в Европе и Соединенных Штатах, где наблюдается рост исламофобии.
В посте на Facebook, посвященном Всемирному дню хиджаба 2018 года, студентка Колумбийского колледжа Тока Бадран написала:
«Я ношу этот шарф, потому что в детстве меня приучили стесняться, даже стыдиться своей религии и своей культуры. Мне сказали, что быть мусульманином означало быть террористом, а внешне быть мусульманином означало одобрять насилие и угнетение… Я понимал, что мне будут не рады, пока я ношу символы своего наследия, и выбрал это, каким бы современным он ни был. путь, обними моих предков».
Афроамериканки-мусульманки в США иногда носят хиджаб, чтобы показать свою религиозную принадлежность. Они также хотят развеять предположение, что все афроамериканцы являются христианами и что мусульманами могут быть только люди иностранного происхождения. Фактически, 13 процентов взрослых мусульман в США — чернокожие американцы, родившиеся в стране.
Различные причины ношения хиджаба
Новоизбранная конгрессвумен Ильхан Омар носит хиджаб.
AP Photo/Кэролин Кастер)
Для многих других женщин головной платок стал средством сопротивления стандартам женской красоты, которые требуют большей открытости. Сторонники этой точки зрения утверждают, что снятие одежды в угоду мужскому взору не равносильно освобождению.
По мнению исследователей, женщины в хиджабах отмечают, что работодатели должны взаимодействовать с ними на основе их квалификации, а не внешности, и поэтому хиджаб уравнивает правила игры. Однако в западных странах женщины считают, что ношение головного убора затрудняет их трудоустройство.
Наконец, для некоторых женщин платок — это удобство.