Пандоры куклы: Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Модные куклы – это далеко не просто игрушки. Какими только свойствами куклы не наделялись, какие только роли они не играли на протяжении нашей истории. Первые куклы известны ещё со времён Древнего Египта. В крестьянских семьях кукол делали из подручных материалов: тряпочек, соломы, дерева, глины. В Новое время мир восхищали прекрасные фарфоровые куклы. Куклы были как безобидными игрушками для девочек, так и таинственно-страшными магическими предметами. А ещё куклы были модницами. Им вполне удавалось на протяжении многих столетий исполнять роль современных журналов мод. Таких кукол и называли куклами-пандорами.

Ещё в Древнем Риме кукол использовали для демонстрации мод. В римские провинции посылались глиняные фигурки кукол, одетые в модные новинки.

Были подобные куклы и в Европе XIV века. Изначально они были деревянными. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы. Эта кукла была подарена королевой Баварии английской королеве. А у одного старого венецианского модного магазина до сих пор существует вывеска с его названием La Piavola di Franza, что означает «французская кукла». И что, несомненно, подтверждает давнюю связь кукол и моды.

В то время модных кукол в основном заказывали королевы или богатые аристократки. Так в 1453 году королева Испании заказывала наряды из Парижа, которые были увидены ей благодаря модной кукле. И для знаменитой Марии Медичи её супруг Генрих IV также не раз заказывал кукол-демонстраторов модных новинок. А в 1642 году польская королева просила курьера, отправляющегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

И только в 40-е годы XVII века в Европе, а именно во Франции, появились те куклы, которые и назовут Пандорами. Это были восковые куклы. Они очень часто делались в человеческий рост. Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.

Именно в XVII веке моду начинают рекламировать сознательно и для этих целей, конечно же, служили куклы-пандоры. В то время в Париже существовал только один журнал, который можно было сопоставить с современными журналами мод. Этот журнал назывался «Галантный Меркурий», но вот только его тираж был весьма мал. И основную роль по-прежнему играли куклы.

К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.

Сохранилась и кукла-пандора, принадлежащая русской императрице Марии Фёдоровне. Эта кукла была сделана придворной модисткой французской королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен. Сейчас кукла-пандора Марии Фёдоровны хранится в Гатчинском дворце.

В те времена существовало два вида кукол-пандор. Большая Пандора, которая демонстрировала роскошные наряды для светских выходов и Малая Пандора, которая демонстрировала более скромные домашние наряды.

Куклы-пандоры были популярны и в XIX веке. В это время их начали производить на фирмах Jumeau, Gaultier, Bru. Для них делались головки из неглазурованного фарфора и тела из дерева.

Просуществовали куклы-пандоры до 1860-ых годов, а затем их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё в конце правления Людовика XVI перед самой Французской Революцией. Наследниками же кукол-пандор в современном мире, безусловно, стали манекены в витринах магазинов.

Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях.

История куклы Пандоры и развития моды в 17 веке

Помните, как в детстве мы любили переодевать кукол Барби и подбирать им неповторимые образы? А вот в далеком XVII веке куклы были не игрушкой, а наглядной демонстрацией моделей одежды. Такие «топ-модели» назывались пандорами и помогали дамам со всей Европы и Северной Америки узнавать о последних тенденциях французских модных домов.

Готовы посостязаться за звание историка моды? Тогда внимательно читайте статью — в конце вас ждет маленький тест.

С чего все началось?

Женщина всегда интересовались модными трендами, даже в эпоху Древнего Рима. Тогда не стали дожидаться появления глянца, телевидения, интернета и придумали первых кукол-манекенов из глины. Их раскрашивали, наряжали, а затем рассылали по провинциям империи, чтобы демонстрировать эталоны стиля.

Перенесемся в эпоху Ренессанса: уже в начале XVI века куклы демонстрировали заграничную моду европейским придворным. Приведу в пример историю Изабеллы д’Эсте, одной из самых известных женщин Италии того времени. Она славилась чувством стиля далеко за пределами страны и получала письма с просьбой отправить кукол, одетых в ее манере. Французский король Франциск I тоже писал — желал, чтоб при его дворе ходили так же.

Само понятие «кукол-пандор» появилось лишь в первой половине XVII столетия в Париже (а где же еще, как не в столице моды?). Они находились в литературном салоне маркизы де Рамбуйе, а гости, смотря на них, вели светские разговоры о последних модных тенденциях.

Тут приходит на ум ассоциация с мифологической красавицей: в переводе с древнегреческого «пандора» означает «всем одаренная». Эти куклы были невероятными модницами, и для них заказывали только самое лучшее.

Во что одевали кукол-пандор?

Ну кто из нас не любит стоять у шкафа и раздумывать, в чем бы пойти на прогулку? Века проходят, а женщины не меняются. Так и у куклы-пандоры был целый гардероб: платья с корсетами, юбки со шлейфами, сорочки, чулки, подвязки, туфли, головные уборы и перчатки. Не могли они обойтись и без причесок, ювелирных украшений, духов.

Куклы всегда были в паре. Одна называлась «большой Пандорой», наряжалась в платье для выхода в свет и словно собиралась на торжество или званый прием. Вторая кукла — «малая Пандора», демонстрировала образцы повседневной и домашней одежды.

Для кого делали кукол-пандор?

Пандоры изготавливались из дерева (реже — из воска), имели подвижные ручки и ножки. Французские модные дома отправляли их в европейские страны и Америку, где на местных ярмарках куклы показывали новинки одежды и причесок. Затем наряженных красавиц выставляли в ателье, чтобы состоятельные посетительницы могли рассмотреть их повнимательнее, а портные — скопировать и сшить безупречно стильные, актуальные модели.

Долгое время Пандоры были доступны только дамам из высшего света. Среди известных людей куклу-манекена могла себе позволить и российская императрица Мария Федоровна — ее Пандора хранится сейчас в Гатчинском дворце.

А что сейчас?

С появлением печатных модных журналов популярность кукол-пандор пошла на спад. Сейчас мы можем посмотреть на них только в музеях. Но как вы думаете, что пришло на смену нарядным красавицам? Правильно, манекены, которые стоят в каждом магазине одежды и обуви. Кто знает, может, куклы-пандоры еще вернутся в нашу жизнь…

ПАНДОРА И МОДНАЯ КУКЛА….Часть 1 — dolledition.com

Концепция моды изначально была необходимой формой визуальной коммуникации. Наши первые пещерные люди использовали то, что вы носили, и то, как вы это носили, чтобы передать наш пол, род занятий и визуально указать ранг, авторитет и уровень запугивания. Определенные текстуры, материалы и цвета помогли визуально подчеркнуть вашу точку зрения.

По мере того, как одно влечет за собой другое, мода зарождается в нескольких ключевых регионах Западной Европы. — в конце концов тяготеет к Парижу. Чтобы мода процветала или, по крайней мере, выживала, вам нужна коммерция. Торговцам необходимо доставлять свою продукцию клиентуре и новым рынкам. Эта потребность создала один из самых устойчивых элементов моды тогда и сейчас. Посланником стала кукла Пандора. Самые ранние фигурки Пандоры из дерева или воска были стильным, но прямым решением передать через границы, королевства и языки идеи моды, которые менялись и развивались.

Так же, как сегодня это делают модные подиумы, средства массовой информации и журналы, крайне важно создать спрос на изменение модных идей. Миниатюрные манекены могут донести до новой аудитории меняющиеся тенденции и множество деталей, которые сочетаются с модой. Отделка, шляпы, перчатки, обувь, прически (прически) и украшения были частью сообщения. Французские миниатюры Pandora путешествовали по Европе, а затем через Атлантику в Америку, а затем по колониям. В Америке они известны как «французские младенцы». И французская, и английская Пандора были объявлены в бостонских и нью-йоркских газетах об их прибытии. «Пандора» получит своеобразный дипломатический пропуск, которым пользуются даже в военное время, чтобы облегчить себе путешествие. Наполеон лишил бы эту привилегию, опасаясь, что это способ переправить секретные сообщения.

СЛЕВА И СПРАВА: Кукла королевы Анны XVIII века, около 1720 года. Куклы королевы Анны также использовались в качестве Пандоры. Художественный музей Барри — подарок Кэролайн К. и Ричарда Ф. Барри. В ЦЕНТРЕ: Манекен художника, резной и собранный из твердых пород дерева, ок. 1850-1860 гг. Концепция шарнирных манекенов, веками использовавшаяся художниками, превратилась в куклу Пандоры и королевы Анны. Этот дизайн является основой кукол BJD, популярных сегодня как модные куклы. Художественный музей Барри — Дар Кэролайн К. и Ричарда Ф. Барри / barryartmuseum.edu

СЛЕВА: Кукла Пандора, 1755-1760. Английский язык, дерево и шелк — Музей Виктории и Альберта, Лондон В ЦЕНТРЕ: Французское рококо Пандора, около 1750-1775 гг. ВВЕРХУ СПРАВА: английская Георгианская Пандора, сделанная из деревянных шарнирных конечностей, раскрашенное лицо и тело, стеклянные глаза, натуральные волосы, 1750 г. -1770. На кукле платье с открытой спиной из шелковой парчи в зеленую и кремовую полоску поверх корсета. ВНИЗУ СПРАВА: Шведская Пандора примерно 1600 года, Музей Ливрусткаммарен, Швеция.

Первое письменное упоминание об этих куклах относится к 1300-м годам, когда королева Франции общалась с королевой Англии по поводу коллекции кукол Пандора, которую она отправляла. В течение сотен лет эти «модные куклы» были похожи на коммивояжеров, которых использовали в качестве маркетингового инструмента или дипломатического жеста. Миниатюры могли демонстрировать меняющиеся тенденции моды и распространять благосклонность от одного правителя к другому. Иногда сбор Пандоры рассылался только за деталями прически, которая постоянно менялась и становилась все более театральной во французских и английских королевских дворах во второй половине 18 века.

Известные также как куклы Poupée de Mode и Queen Anne , торговцы модной одеждой шьют платья в миниатюре. Это был экономичный способ визуального общения, невзирая на языковые барьеры. Pandora также можно было использовать в витринах магазинов или наряжать, чтобы показать клиентам предполагаемый вид и конкретные детали перед изготовлением готового изделия. «Парижская» пупе, ставшая популярной во французской индустрии моды, использовалась для демонстрации текущей моды во всех деталях, которую затем могли копировать магазины, кутюрье или портной. Фигуры в натуральную величину, иногда по размерам клиента, в некоторых случаях стали использоваться, чтобы стать одним из первых типов манекенов в магазинах, используемых сегодня.

По мере того, как мода как национальная индустрия зарождалась во Франции, это повлияло на появление в середине 19-го века кукол French Fashion или «Poupée», созданных для детей. Первые куклы использовали фарфоровую (глазурованную), а затем бисквитную (неглазурованную) голову. В состав кузова входили сращенное дерево, ткань, лайка, различные комбинации, набитые опилками. Чуть позже появились различные композиционные материалы. В костюмах использовалась та же эстетика, что и в взрослой моде. Создатели Poupée, которым так восхищались, создавали индустрию кукольной моды за пределами Парижа, включая костюмы, аксессуары, парики, обувь, туалетные принадлежности, зонтики и мебель, которые были предметом национальной гордости и многочисленными наградами. Головки и детали из бисквитного фарфора обычно производились немецкими компаниями, которые делали своих собственных кукол и поставляли их французским кукольникам. Лучшие немецкие методы производства могли продаваться более конкурентоспособно. Регион Тюрингия в Германии, в котором есть природные залежи глины, используемой для изготовления бисквита, был значительным преимуществом. Обнаружив, что изменения в их бренде роскошных кукол трудно принять, немцы в конечном итоге превзойдут французов, поскольку более индустриальный девятнадцатый век открылся для большего количества людей отчасти из-за нового расширения поездок на поезде.

ВВЕРХУ: Гравюра «Marchande de Modes» из «Энциклопедии» Робера Бенара, 1777 г.: «Жертвы моды» ВНИЗУ СЛЕВА: платье Pandora. 18-ый век. Шелковая тафта. Коллекция Элизабет Дэй Маккормик, Музей изящных искусств, Бостон. ВНИЗУ СПРАВА: «Министр моды». Во время своего пребывания на службе у Марии-Антуанетты Роза Бертен была назначена министром моды. Она производила прически, шляпы и гардероб для королевы с головокружительной скоростью, когда тенденции развивались ежедневно (de mode), чтобы затем экспортировать их с помощью Pandora в королевские дворы Европы. Бертен заложил основу будущего парижской высокой моды.

Следующее землетрясение в мире модных кукол, ок. В 1880 году будет представлен Bébé. Теперь впервые производятся французские куклы, изображающие детей, с которыми дети играют, что позволяет детям играть роль родителей. Сегодня трудно понять, что является данностью. Это не только создало новую концепцию, которая радикально изменила кукольную индустрию и стала доминировать на кукольном рынке, но и привлекла новое внимание к детской моде как не просто к тому, что носили их родители. Это заканчивается гонкой зубов и ногтей с немецкими производителями, которые хотели перейти от модной элитной французской куклы, которая доминировала в куклах викторианской эпохи, на новые рынки, которые отражают ее более разнообразного покупателя, но требуют массового производства.

То, что последовало за этим, принесло как драматические производственные, так и культурные изменения с суровыми реалиями. Французской индустрии моды и мировой известности в области моды от кутюр пришлось бы заново изобретать себя, чтобы выжить после Первой мировой войны, депрессии, за которой последовали Вторая мировая война и немецкая оккупация. Писательница середины XIX века писала: «Половина парижского населения жила модой, а другая половина — модой. Дело было не только в национальной гордости, моде и, в частности, в высокой моде, в которой работали тысячи людей, отчаянно нуждавшихся в работе после войны и оккупации Парижа, а дизайнерам высокой моды требовалась аудитория. Впервые Соединенные Штаты с их бушующей экономикой стали самой желанной аудиторией для европейской индустрии моды.

В следующем выпуске будет рассказано о вдохновляющем переосмыслении высокой моды и индустрии моды в послевоенной Франции с миниатюрной модой Театра моды 1946 года и проволочными манекенами, созданными в качестве моделей. Это зарождение моды и декораций их ведущими дизайнерами положило начало борющейся индустрии, которая служила центром моды для других столиц, раздираемых войной. После турне по Европе Theatre de la mode прибыл в Нью-Йорк под бурные аплодисменты. Выставка также представит вклад Америки в области спортивной одежды и одежды прет-а-порте в мир моды. Новые дизайнеры, такие как Хэлстон, поставили американскую моду на первое место и в центр моды. Первая леди США Жаклин Кеннеди стала первой американской звездой международной моды. Новая волна американских модных кукол и радикально новые технологии породили новое поколение прежних «пупе».

Один из самых радикальных переходов в истории кукол — переход от женской модной куклы или «Poupée» к детской кукле или «Bébés». / Джн. Брю. & Cie Bébé cira 1880 — Художественный музей Барри — Дар Кэролайн К. и Ричарда Ф. Барри / barryartmuseum.odu.edu

La Marchande de Modes, François Boucher, 1746. Странствующий торговец модной одеждой (на полу) в гостях у клиента .

«Пять часов в Пакен» Анри Жерве. Жанна Пакен была одним из нескольких модельеров Прекрасной эпохи. — около 1900 года. По мере развития модного журнала использование Pandoras становилось все меньше и меньше.

Реклама Jumeau для 1885 наград за их Bébé Jumeau. Компания завоевала множество наград за свою долгую историю. Компания Jumeau, основанная в начале 1840-х годов, разрабатывала и производила высококачественные и инновационные куклы из бисквитного фарфора.

«Золотой век» фабрики Jumeau длился два десятилетия, с конца 1870-х до конца 1890-х годов, когда конкуренция со стороны немецких кукол привела фирму к финансовым затруднениям. Куклы Jumeau конца 1890-х годов отличаются более разным качеством. Немецкие куклы в 1890-х годах были дешевле, чем французские, но все равно были хорошо сделаны и очень любимы.

Немецкие производители кукол активно осваивали новые рынки и создавали кукол по конкурентоспособным ценам, отражая национальность своих покупателей. СЛЕВА И СПРАВА ВВЕРХУ: 14″ BELTON; РЕДКАЯ МОДЕЛЬ BAHR & PROSCHILD; возможно, для рынка Южной Америки. СПРАВА ВНИЗУ: 14″ S&H #1329Восточный. Из коллекции Кэтрин ДеАрмонд

Кукла Пандора имеет захватывающую предысторию, которая прошла через века. Возобновился интерес к традиции Пандоры, поскольку парижские дома моды адаптировались к нашему миру, а модная кукла продолжает свою непрерывную эволюцию — отражение мира вокруг нее. Платье половинного размера, приписываемое Роуз Бертен для Марии-Антуанетты. Изображение предоставлено: AG Nauta Couture

maryhillmuseum.org

Художественный музей Мэрихилл Онлайн-выставка

Коллекция манекенов, костюмов и декораций Theatre de la Mode теперь является частью постоянной коллекции музея Мэрихилл. Вы можете насладиться их онлайн-выставкой с справочной информацией о прошлом и настоящем. 35 Художественный музей Мэрихилл Драйв, Голдендейл, Вашингтон 98620 / maryhillmuseum.org

Поклонники моды и истории моды, как правило, знакомы с историей Théâtre de la Mode , обстоятельствами его создания в послевоенном Париже, его путешествиями по разным городам Европы и Америки и его случайным появлением в Музее Мэрихилл. Искусство. Эта история умело изложена в книге Эдмонда Шарля-Ру, Герберта Р. Лотмана, Стэнли Гарфинкеля и др. , Théâtre de la Mode: Fashion Dolls: The Survival of Haute Couture, (2002). Здесь он пересказывается с использованием старинных повествований, с которыми широкая публика может быть незнакома. Это повторение в значительной степени опирается на тексты из каталогов XIX века.45 Лондон Выставка Théâtre de la Mode и ее презентация в Нью-Йорке в 1946 году. В рассказе также воспроизведены данные из собственных архивов музея.

theguardian.com

Первое мероприятие для платной публики

ВВЕРХУ СЛЕВА: вид на Букингемский дворец из королевского сада. Фотография: Джон Кэмпбелл/Royal Collection Trust/PA ВВЕРХУ СПРАВА: Со стороны сада Букингемского дворца ВНИЗУ СЛЕВА: Посетители Букингемского дворца этим летом смогут осмотреть открытое пространство или отправиться на экскурсию. Фотография: Джон Кэмпбелл/Royal Collection Trust/PA ВНИЗУ СПРАВА: Розовый сад и летний дом 9.0015

Этим летом платная публика может устроить пикник во дворце, поскольку королева впервые открывает свой частный лондонский сад площадью 39 акров для посетителей, которые могут исследовать их самостоятельно. , самостоятельные экскурсии по ландшафтным садам будут предлагаться с июля по сентябрь. Сцена бесчисленных вечеринок в саду и редких юбилейных концертов, богатый дикой природой оазис в центре столицы может похвастаться более чем 1000 деревьев, в том числе тутовым деревом. Джеймсу I из Англии и 19озеро 19-го века, когда-то украшенное небольшой стаей фламинго, ставшей жертвой дерзкой лисы.

vogue.com

Выставка американской моды 2021

Музей Метрополитен. В 2021 и 2022 годах Институт костюма проведет свою первую выставку, состоящую из двух частей, на тему американской моды.

Met Gala 2021, ласково именуемый «самой большой вечеринкой моды», является благотворительным мероприятием для Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Мероприятие приветствует звезд, молодых креативщиков и образцов индустрии. Институт костюма проведет свою первую двухсерийную выставку на тему американской моды в 2021 и 2022 годах9. 0005

Первая часть «В Америке: лексикон моды» откроется в Центре костюма Анны Винтур 18 сентября 2021 года. «В Америке: антология моды» откроется 5 мая 2022 года. действует до 5 сентября 2022 г.

Теги: Пандора, модная кукла, Кукла королевы Анны, Джумо, Пупе, Пупе де Мод, Барри Художественный музей, Манекен художника, Кукла БЖД, Мария-Антуанетта

КУКЛЫ PANDORA И ИСТОРИЯ МОДНОЙ РЕКЛАМЫ

Что сошьем | Натали Скола


Мода пронизывает современную культуру — от Instagram до журналов, новые стили видны и доступны — особенно с учетом популярности онлайн-покупок во время пандемии!

Как люди узнавали о модных тенденциях до появления социальных сетей или появления журналов и модной рекламы?

С 14 по 18 века куклы, известные как Пандоры или poupées de mode были миниатюрными куклами, одетыми по последней моде и разосланными по Европе, чтобы поделиться новыми модными тенденциями.

Куклы Pandora — это увлекательные кусочки истории, потому что они показывают важность моды на протяжении веков и служат точкой отсчета для моды дня. Эти куклы не предназначались для детских игр, а были важными экономическими и культурными предметами.

Еще в 14 веке есть записи о том, что королевские семьи Франции отправляли кукол другим европейским дворам, чтобы продвигать французскую моду и укреплять дипломатические отношения. Итальянка Мария Медичи, любительница всего модного, перед свадьбой получила модных кукол от французского короля Генриха IV, чтобы она могла узнать, как одеваются французы. Использование этих кукол в королевских и аристократических кругах сделало их чем-то эксклюзивным и помогло Франции стать центром моды.

К 17 веку эти куклы прочно вошли в моду. Пик популярности кукол пришелся на 18 век; именно в это время они стали известны как куклы «Пандора», хотя происхождение этого названия неизвестно. Французские портные отправили Pandoras со своими моделями в Англию, Германию, Италию и Испанию. Одна из старейших модных кукол выставлена ​​в Livrustkammaren (Королевский оружейный музей) в Стокгольме. У нее есть одежда из шелка, расшитая золотыми и серебряными нитями. Ее парик сделан из настоящих человеческих волос и имеет сложную прическу. Высокое качество кукольной одежды и мастерство, присутствующее при создании самой куклы, является доказательством элитного статуса этих предметов.

Модная кукла c. 1590 г. в коллекции Королевской Оружейной палаты, Стокгольм. Источник.

Массовая популярность Pandoras в 18 веке связана с культурными изменениями, которые сделали моду и богатство более доступными. В начале 18 века условия передвижения улучшились благодаря растущей сети систем общественного транспорта. Это привело к увеличению мобильности, что позволило куклам Пандоры путешествовать дальше и с большей легкостью. Появление среднего класса с повышенным располагаемым доходом конкурировало с аристократической элитой. В Англии законы о роскоши, действовавшие с 14 века, диктовали, кто что может носить в зависимости от социального положения. К 17 веку законы ослабли и в конечном итоге были отменены, что дало людям гораздо больше свободы выбора того, что им носить, и помогло повысить популярность Пандор в стране. С улучшением производства роскошных тканей и развивающейся экономикой Европа увидела истоки того, что мы теперь называем рынком моды.

Большинство кукол Пандоры были сделаны из дерева, а их головы и тела были выточены из цельного куска. У некоторых руки и ноги были сделаны из сращенного дерева, а у других конечности были сделаны из воска или льна. Их лица были раскрашены, а у самых дорогих кукол были стеклянные глаза. У некоторых были раскрашенные волосы или реалистичные парики из льна или шерсти! Отражение точных новых причесок было так же важно, как и демонстрация новой одежды.

Одежда куклы Пандора отражает современный гардероб. Для женщин это включало:

  • Рубашка или сорочка (нижнее белье, которое носится ближе всего к коже)
  • Чулки
  • Корсеты (полностью костяные кружевные лифы, которые носят под платьем для создания определенной формы тела)
  • Корзины или другие поддерживающие элементы одежды (нижнее белье)
  • Карманы (носятся завязанными вокруг талии и доступны через прорези в верхней части платья)
  • Нижняя юбка
  • Верхняя часть платья
  • Живот (декоративная треугольная панель, закрывающая переднее отверстие) платья)
  • Аксессуары, такие как обувь, головные уборы, перчатки и украшения

 

Эта Пандора поставляется с невероятным количеством аксессуаров — всего 23! Источник.

Итак, для кого были сделаны эти куклы и кто их купил? Портнихи и портные отправляли кукол в разные страны, чтобы другие портные и портные могли копировать новые стили и модели. Таким образом, они служили рекламой портнихам, демонстрируя свое мастерство и талант. Пандоры также использовались богатыми клиентами. Мода, особенно мода, которую носили высшие классы, была дорогой; в 18 веке не было такой вещи как быстрая мода! Поскольку потребительские товары были доступны более широкому кругу общества, высшие классы стремились продемонстрировать свое богатство с помощью видимых товаров, таких как одежда; можно было носить только новейшие модели из лучших тканей. Pandoras предлагал покупателям возможность посмотреть, что они собираются купить, пощупать ткань и увидеть дизайн в миниатюрном макете. Одежда, которую носят эти маленькие манекены, была сконструирована точно так же, как и полноразмерная одежда, и включала в себя каждую деталь конструкции, демонстрируя огромные навыки портных и портных.

Куртка этой куклы могла быть сделана для куклы Пандора. Он сделан из красивого и дорогого цветочного шелка. Жакет на подкладке, а задняя часть жакета (низ) подобрана по рисунку, что свидетельствует о мастерстве портнихи. Источник.

В то время как Пандоры, как правило, были маленькими, размером с современные игрушечные куклы, некоторые из них были сделаны в натуральную величину. Состоятельные клиенты заинтересовались собственными Пандорами и начали собирать как меньшие, путешествующие версии, так и в натуральную величину. Стало популярным иметь пару кукол, одну в придворном платье — Grande Pandora — и одну в повседневной одежде — Petit Pandora. Куклы в натуральную величину были не только прихотью богачей, но и служили практической цели. Одежду, сшитую для куклы в натуральную величину, получатель мог примерить и помочь портнихе с подгонкой. Для портных Пандоры в натуральную величину были самой ранней версией современных магазинных манекенов. Роза Бертен, портниха королевы Марии-Антуанетты, отправила деревянных кукол Пандоры в Австрию, чтобы показать французскую моду семье королевы. В витрине своего магазина Бертен также использовала модель королевы в натуральную величину, демонстрируя публике последние королевские наряды и укрепляя образ Марии-Антуанетты как модницы.

 

Эта Пандора, хотя и без головы, является прекрасным образцом придворного платья (robe de cour) 1760-х годов. Придворные платья в это время состояли из трех частей: лифа на косточках с широким вырезом; юбка мантуа, длинная и узкая; и поезд. На нижнем рисунке показан масштаб Пандоры по сравнению с одеждой в натуральную величину. Источник (вверху). Источник (посередине). Источник (внизу).

Куклы Пандора, несмотря на то, что они выглядят как игрушки, не предназначены для игр. Их единственной целью было показать последние тенденции моды. Некоторые женщины использовали Пандоры, чтобы увековечить свой гардероб и жизнь. В Англии Летиция Кларк Пауэлл создала серию из 13 кукол, которых она одела в миниатюрные версии своего гардероба, включая свадебное платье; некоторые из этих кукол сохранились до наших дней в музее Виктории и Альберта.

 

Реплика свадебного платья Летиции Кларк Пауэлл в стиле Пандора. Источник.

В то время как большинство кукол изображали женские фигуры, также существовали модные куклы, изображающие мужчин, мальчиков и младенцев. Однако большинство кукол Pandora не сохранилось из-за их конструкции: такие материалы, как воск и лен, со временем разрушаются при использовании. Пандоры, когда они выполняли свою первоначальную функцию, передавались по наследству как семейные реликвии, и многие из них, вероятно, попадали в детские комнаты для использования в качестве игрушек.

Миниатюрная копия мужского пиджака, 1740-1760 гг. Источник.

Стремление к новым стилям способствовало популярности куклы Пандора на протяжении 18 века. Куклы были разосланы по Европе, а затем перевезены через Атлантику в Америку. Прибытие Пандоры из Европы было настолько захватывающим событием, что американские газеты сообщали об их прибытии, а некоторые портные даже брали плату с клиентов за просмотр куклы! Невероятно думать, что куклы путешествовали так много, когда путешествие занимало значительно больше времени, чем сегодня. Куклы были прекрасным визуальным индикатором французской моды, но они также действовали как дипломатическое представительство Франции. Мода считалась настолько важным экспортным товаром, что несколько раз на протяжении истории отмечалось, что куклы Пандоры защищены своего рода дипломатической неприкосновенностью. Война за испанское наследство (1701-1714 гг.) повлияла на отношения между Англией и Францией, препятствуя экспорту и импорту товаров с помощью эмбарго. Однако мода была признана товаром первой необходимости, и ей был разрешен безопасный проход. В 1704 году французский писатель аббат Прево записал:

«Актом галантности, достойным быть отмеченным в хрониках истории в пользу дам, министры обоих дворов даровали манекену особый пропуск, этот пропуск всегда уважался, и во времена наибольшую неприязнь, которую испытывали обе стороны, манекен был единственным объектом, который оставался нетронутым».

Несмотря на популярность и социальную и политическую значимость кукол Пандора, они вышли из употребления к последним десятилетиям 18 века, примерно в то время, когда появились первые журналы мод. Лучшее печатное оборудование, низкий налог на газеты и растущий уровень грамотности сделали журналы мод доступными и популярными. Покупателям, интересующимся последними модными тенденциями, больше не нужно ждать, пока портные скопируют одежду в мельчайших деталях и отправят ее в разные места. Журналы мод и пластинки были дешевы и производились массово. Хотя модные куклы продолжали производиться, они больше не пользовались той популярностью, которую когда-то имели.

Только в 20 веке возродилась практика путешествий модных кукол. Когда Вторая мировая война закончилась, Франция оказалась вытесненной Америкой как лидером моды. Индустрия высокой моды была важна с экономической точки зрения, но она также составляла важную часть французской национальной культурной самобытности. Чтобы помочь возродить идею французской моды, Роберт Риччи — сын дизайнера Нины Риччи — предложил театральную постановку о моде. The Théâtre de la Mode (Театр моды) был передвижной выставкой французских модных дизайнеров. Поскольку материалы были в ограниченном количестве, все конструкции были сделаны в миниатюре на проволочных манекенах длиной 27,5 дюймов (70 см). Более 60 парижских кутюрье вызвались создавать новые модные модели, в том числе Hermès, Balenciaga, Jeanne Lanvin и Pierre Balmain.

Один из наборов для Théâtre de la Mode во время его турне по Америке в 1946 году. Источник.

Исторические ювелирные дома, в том числе Van Cleef and Arpels и Cartier , предоставили миниатюрные украшения. Парикмахеры создавали индивидуальные прически, а модистки шили миниатюрные шляпки. Как и в случае с более ранними куклами Пандоры, в конструкции одежды был невероятный уровень детализации, с рабочими молниями и миниатюрными сумочками, включая еще более крошечные кошельки и косметику. Выставка открылась в Лувре 28 марта 19 года.45 и был необычайно популярен: его посетило более 100 000 человек, а продажа билетов пошла на помощь военным. Выставка совершила поездку по Европе и Америке, восстановив Париж как центр моды. Попутно он возродил куклу Пандору как средство коммуникации моды.

Некоторые модели одежды с выставки, демонстрирующие проволочные манекены и невероятные детали в конструкции нарядов. Источник.

Куклы Пандора были высокоэффективным средством рекламы моды, предоставляя клиентам такую ​​степень детализации, с которой современная реклама не может сравниться сегодня — мы полагаемся на высококачественные фотографии, но это не сравнится с возможностью потрогать ткань или даже примерить одежда. Куклы Пандоры, которые сохранились, являются невероятно важными культурными и историческими объектами, позволяющими исследователям изучать конструкцию одежды, особенно когда визуальные или письменные записи ограничены. Благодаря множеству модных гардеробов Пандоры можно рассматривать как предшественников современных модных кукол, таких как Барби и Американская девочка. У этих современных модных кукол есть гардероб и аксессуары, и они продаются элите — куклы American Girl печально известны своей дороговизной. Тем не менее, эти современные куклы по-прежнему считаются игрушками, хотя некоторые из них считаются предметами коллекционирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *