Как появилась гжель? — Жизнь замечательных имен — LiveJournal
Как появилась гжель?
Звонкое слово «гжель» обозначает русскую фаянсовую посуду и украшения. Гжель имеет белый цвет и раскрашена синей кобальтовой краской.
Гжель – это старинный район, где издавна занимались гончарным промыслом. В так называемый «Гжельский куст» входят 27 населенных пунктов. Этот район расположен приблизительно в 60 километрах к востоку от Москвы в сторону Мурома и Владимира. Час езды на электричке с Казанского вокзала.
Места здесь довольно скудные, болотистые и глинистые. Вырастить что-либо на такой земле – проблема. Но в том-то и дело, что такие замечательные глины, как находили в этом районе, сами по себе были сокровищем. Поэтому здешних жителей издавна кормило ремесло, и кормило лучше, чем земледелие. В районе реки Гжелки занимались гончарным промыслом и добились в нем выдающихся успехов.
Гжель известна по крайней мере, с 14-го века. Гончары из Гжели привозили произведенную ими посуду в Москву. Везли горшки, миски, кирпичи, изразцы и… детские свистульки. Ерундовая, казалось бы, вещь, дешевка. Но когда свистулек продается много тысяч в год, их производство приносит хороший доход. Кроме того, гжельцы поставляли в Москву и местную глину, снабжали сырьем московских гончаров из Гончарной слободы, что находилась на Таганском холме.
В 1770-е годы в России пытались начать производства фарфора. Секрет изготовления тонкой, изящной посуды вывезли из саксонского города Майсен, а белые глины начали искать по всей России. В деревне Перово (сейчас она является районом Москвы) в начале 19 века существовала фарфоровая фабрика Отто, где изготавливали фарфоровую посуду по майсенскому способу. На этой фабрике работал гончар из Гжели Павел Куликов. Он видел, как и из чего изготавливают фарфоровую посуду, а главное, научился ее обжигать. Надо сказать, что конструкция горна и режим обжига при производстве фарфора – главный секрет. Обучившись, Павел Куликов вместе с братом начал искать в окрестностях родной деревни белую глину, из которой можно было изготавливать фарфоровую посуду. Поиски завершились успехом. В районе деревни Минино они нашли залежи светлой серой глины. Братья соорудили на своем дворе печь для обжига фарфора и начали производство. Вместо фарфора у них получился грубоватый и непрочный фаянс. Несмотря на это, фаянсовая посуда, красивая, белая и гладкая пользовалась спросом. Она выглядела лучше глиняной посуды, и при этом дешевле фарфоровой.
Братья Куликовы, желая сохранить монополию на производство фаянса, делали всё сами. Но информацию утаить невозможно. Соседи прокрались в их мастерскую, разведали устройство печи для обжига и построили такие же у себя на подворьях. Так Гжель стала центром производства русского фаянса. Вскоре местные мастера нашли способ украшать свои изделия глазурью и разноцветной росписью.
Одним из основателей фарфорового производства в Гжели был Яков Васильевич Кузнецов. В 1810 году он выкупился на волю у помещика и открыл в Гжели собственное дело. Дело пошло, и уже через два года завод работал на всю мощность. Когда Якову Кузнецову стали помогать его дети, Терентий и Анисим, производство стало расширяться. В 1832 году заработал второй завод Кузнецовых, в Дулево Владимирской губернии. В 1889 году наследники Якова Кузнецова основали товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий. Со временем товарищество объединило под своим управлением семь российских заводов по производству посуды из фаянса и фарфора. Правление «Товарищества» находилось в Москве на Мясницкой улице. В этом доме сейчас размещается магазин «Фарфор». Все фарфоровые заводы в Гжели объединились «под одной рукой» и это была рука Кузнецовых.
После революции кузнецовские заводы были национализированы и разъединены. Каждое производство было само по себе. В 1930-х и в 1940-х годах около половины производства советского фарфора и фаянса оказалось сосредоточенным в Гжели. К сожалению, многие традиции мастеров оказались утраченными. Их пришлось восстанавливать заново.
Гжель стала одним из центров прикладного и декоративного искусства сначала СССР, а потом Российской Федерации. Здешние художники создают посуду традиционных форм. Эта посуда по большей части используется в декоративных целях, хотя остаются вполне функциональными.
Кроме посуды в Гжели освоили производство изразцов, архитектурных украшений из фарфора, а также начали выпускать фаянсовые статуэтки. Для росписи гжельского фаянса мастера применяют четыре цвета: коричневый, желтый, зеленый и синий.
Голубая и синяя роспись кобальтовой краской стала фирменной для гжельского фаянса. И сейчас, когда говорят о гжельской росписи, предполагают именно роспись синего цвета. Мастерицы-маникюрщицы даже ввели в пользование узор «гжель», расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовывая на них традиционные гжельские узоры, цветки и листки.
Опубликовано на сайте Топавтор
Полезные ссылки:
- Гжель в Википедии
- Откуда на Руси появилась Гжель?
- История возникновения Гжели
- Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
история появления слова в русском языке
Популярное
Катастрофа, в которой погибло больше советских военачальников, чем во время войны
История любви Леонида Агутина и Анжелики Варум: слухи о разводе и брак длиною в 22 года
13 августа 2020 10:30
Роспись по керамике, для создания которой в основном используют синие и белые краски, является одним из основных традиционных русских промыслов. Интересно, что любимый узор гжельских мастеров — роза. В ремесленной среде она прозвана Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок было много Агафий. Вот и прижилось название. А откуда тогда появилось слово «гжель»?
Источник:
История появления термина берет свое начало в Московской области. Там есть деревня под названием Гжель. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке. Но специалисты уверены, что населенный пункт имеет опосредованное отношение к слову.
Источник:
Слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько. Так появился «гжельский куст», а позже Гжельская волость.
Источник:
Кстати, привычная для нас бело-голубая роспись появилась лишь в начале XIX века на гжельских предприятиях. Раньше изделия расписывали разноцветными красками. В населенных пунктах «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. В наше время в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и даже телефонные аппараты.
Источник:
Советские вафли: «Артек», «Динамо», «Лимонные»
Записи в школьном дневнике
Людей с какой внешностью нельзя было показывать на советском телевидении
В лицее Карелии педагог наказала школьника за американский флаг на одежде
Как подводники Советского Союза узнали большой секрет США
Вещи времен СССР
Гири»неваляшки»
Время, когда мама давала тебе один рубль и посылала в магазин
Шикарные снимки из сталинского СССР, часть III
Игрушки с душой и креативом
Как это было? Детские сады Советского Союза
Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России»
СМЕРШ: как работала лучшая контрразведка в истории
Въезд через выезд: свежая порция убойных бумажных объявлений
Интересные фотографии времен СССР
Моменты из прошлого
А хорошо ведь было
«Салют-7»: подробности засекреченного ЧП в космосе
Музей Социалистического Быта в Казани
Как Надежда Румянцева стала «Королевой бензоколонки»
Немного о четвероногих покорителях космоса
Проект летающей подводной лодки в Советском Союзе
Рестайлинг советских автомобилей иностранными фирмами
По прозвищу Муха: история подвига простого советского лётчика
Катастрофа, в которой погибло больше советских военачальников, чем во время войны
Любимцы детства: животные, которые вызывали умиление всего Советского Союза
История любви Леонида Агутина и Анжелики Варум: слухи о разводе и брак длиною в 22 года
В Совете Федерации хотят заморозить деньги и имущество уехавших из России миллиардеров
Памяти Юрия Никулина: таланты на сцене и в бою
10 января 1944 казнена Зина Портнова (17 лет). На допросе она застрелила следователя и еще 2 немцев
Русский стиль Гжель — Глиняная посуда и фарфоровая посуда
Неподалеку от Москвы находится группа около тридцати деревень под названием Гжель, издавна славившихся своей белоснежной глиной. Гжель, должно быть, так называлась одна из этих деревень. Происхождение этого имени так или иначе связано с глаголом жечь — «огонь, жечь». Это место всегда было центром народного гончарства и сыграло важную роль в истории и развитии русского керамического искусства. Традиционно Гжель поставляла глину на многие заводы и производила прекрасную глиняную посуду, известную на протяжении веков.
История русского гончарства начинается с гжельской майолики восемнадцатого века, за которой в девятнадцатом веке последовали полуфаянс, фарфор и тонкокованный фаянс. Гжели потребовалось всего около пятидесяти лет, чтобы освоить все основные типы земли.
Среди гжельских изделий наиболее привлекательными являются искусно выполненные коомганы, квасники (кувшины для кваса, разновидности традиционного русского безалкогольного напитка), разнообразные и оригинальные по форме. Кроме того, почти все население Гжели участвовало в изготовлении майоликовой посуды, тарелок, кувшинов, братин, винных ложек, кружек, чернильниц и других, более декоративных, праздничных предметов одежды, таких как блюда, кувшины в форме двойки. -голова. Малые скульптурные формы также представляли интерес в гжельской керамике
Керамика-роспись на гжельской майолике близка народному стилю «лубок». Каждый нарисованный предмет — творение гончара, который часто был простым неграмотным крестьянином; но его простая практика не вступала в противоречие с высокой степенью художественного мастерства, сочетавшего опыт мастера природы, городской и деревенской жизни, художественных впечатлений от архитектуры, иконописи, изразцов и лубков с собственным воображением. и ф
В декоре гжельской посуды выделяются два своеобразных композиционных направления: трехчастная композиция с подчеркнутым центральным мотивом под носиком и панорамная композиция с ритмичным расположением орнаментов вокруг сосуда
Разработанная специфическая система гжельской майоликовой росписи была конвенциональной и фронтально-плоской, с дальнейшим расширением стилистического рисунка нового искусства. Наряду с традиционной техникой малой пластики создавалось искусство гжельской скульптуры.
На старые традиции оказали влияние новые направления советского декоративно-прикладного искусства, отказавшиеся от станковой живописи и обратившиеся к своеобразным средствам и условному декоративному языку. Однако в советский период наибольшее внимание уделялось национальным фольклорным традициям.
В 1980-х годах гжельское искусство, как всегда, базировалось на традиционных художественных принципах, унаследованных от старых мастеров и сформулированных еще во времена советской власти. В целом искусство Гжели включает в себя стилистическое единообразие и индивидуальные вариации, что способствовало созданию различных стилей и разнообразных художественных манер, развивающихся в рамках общего художественного стиля.
Важной особенностью гжельской керамики является цельность формы, подчеркнутая росписью. Однако время и развитие художественных стилей меняют характер и тематику живописи. Первоначально гончары создавали в основном утилитарные изделия, но в настоящее время художники чувствуют себя вправе создавать художественные произведения, эмоционально сильные и проникнутые сложными ассоциациями, способные не только украсить нашу жизнь, но и преобразить ее, сделать ее более комфортной.
Современное искусство Гжели – активное художественное направление со своими взлетами и падениями, с поиском новых путей. Можно ожидать его расцвета и успеха, если мастера и впредь будут обращаться к наследию старины и предшествующих периодов, находить в нем источник образования и вдохновения.
Михаил Терлецкий
Гжель — красивая русская керамика — Из России с любовью
Гжель — стиль керамики, который берет свое начало
имя из села
гжель
и окружающие
области, где производится с 1802 года.
О
тридцать деревень, расположенных к юго-востоку от Москвы
производить гончарные изделия и доставлять их по всей России.
На самом деле,
практически все население около тридцати деревень в этом районе
издавна занимались изготовлением гончарных изделий, тем более, что учитывая
густые раскидистые леса вокруг никогда не было недостатка в
дрова. Можно сказать, символично, что Гжель была понята
уже в 19века как синоним, в значительной степени, с русским народным
керамика. Правда, несколько раньше, в предыдущем, XVIII в.
Гжель прославилась как крупный центр керамики, производивший не только
глиняная посуда чисто утилитарного назначения, но и художественно-декоративного назначения
объекты.
Название Гжель стало ассоциироваться с гончарным делом в 14 веке. Гжельская керамика
изначально создавался гончарами в своих домах, однако довольно рано на этих
гончары начали объединяться в мастерские, чтобы увеличить производство.
мастерские в конечном итоге превратились в фабрику, где детали формировались в формах и
гончары отвечали за отдельные изделия, определенный стиль или украшение.
Самые ранние изделия были созданы из фаянса. Керамика была окрашена сплошным
белый с характерным синим рисунком. Керамика также производилась с использованием олова.
глазурь на основе белой и цветной глазури синего, зеленого, желтого и коричневого цветов,
а не просто синий на белом фоне, в стиле, который называют
майолика. Цвет корпуса фаянса варьируется в зависимости от сырья.
используется, и может варьироваться от белого до коричневого. Как правило, он стреляет на более низком уровне.
температуры, чем керамогранит или фарфор, и может оставаться полупористым до
водой до глазирования.
Это
развитие совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались на Руси
ценана. Происхождение слова точно неизвестно. Изделия из майолики были
называется в Европе фаянсом. Продукт был
изготавливалась обычно из тонированных глин, имела массивную пористую оболочку, украшалась
с эмалевыми цветами в полихромном, типично крестьянском стиле. Истинный,
ценана была впервые изготовлена в Москве
в заведении купца Афанасия Гребенщикова, нанявшего
количество гончаров из Гжели. Вернувшись домой и узнав секреты
производство майолики, они открыли собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кто они были — их имена были утеряны — они так хорошо начали, что
всего за несколько лет гжельская майолика уже успешно
конкурируя с продукцией Гребенщикова.
В то время как знаменитая майолика итальянского Возрождения заимствовала сюжет
материал из современной живописи и служил исключительно декоративным
назначения (выпускались в основном большие вазы, гигантские блюда и барельефы), гжель
посуда была, напротив, утилитарной формы и формы и украшалась
двухмерные рисунки, которые обычно имеют народное происхождение; большой местный
лужи яркого цвета демонстрировали заметное сходство с «лубком», русским
фольклорная картина или афиша.
В
1830-е годы гжельские гончары разработали фаянсовую, или белую, глиняную посуду.
качество, которое могло соперничать с кремовой посудой, производимой в Англии в
время. Они следили за развитием фаянса с приобретением
фарфор. Фарфор обжигается при той же температуре, что и керамическая посуда, но в отличие от
керамогранит становится полупрозрачно-белым и поэтому очень желателен.
Изготовление фарфора было секретом, тщательно охраняемым Китаем.
готовая продукция экспортируется. Когда Россия
была в состоянии производить свой собственный фарфор, это подорвало высокую стоимость импорта
из Китая
или западноевропейских производителей. Хотя было несколько периодов
срыв гончарного производства на Гжели, качественная керамика вновь
производится как в узнаваемом синем на белом дизайне, так и в более
красочная майоликовая посуда.
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент отечественной
посуда, такая как тарелки для завтрака и супа, обеденные сервизы, кружки, кружки,
и кувшины. Чаще это была только бело-глазурная посуда, лишенная
украшение; однако он ценился именно из-за своей гигиенической белизны.
Тем не менее, всегда был и всегда будет народный спрос на
привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный этого имени, искал
создать что-то индивидуальное, имеющее любопытную или забавную деталь и красочную
дизайн, привлекательный для покупателя.
предметный материал не отличается большим тематическим разнообразием, он был
не заимствовано из современной ему живописи или литературы, а было изобретением
сам гончар, часто неграмотный, но с художественной интуицией,
позволяя ему интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения за природой
и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными от зданий и икон
видел, и подправить результат с его собственным воображением. Дизайн представляет собой
нарисованный вручную рисунок, обведенный темным пигментом на светлом глазурованном
поверхность, а затем орнаментирована зелеными, желтыми, коричневыми и синими пигментами.
Есть
в живописных окрестностях Гжели нет ничего особенно выдающегося, кроме,
конечно, расстилающиеся поля, синяя опушка леса вдали и
прозрачная голубоватая дымка, окутывающая маленькие деревеньки по соседству.
Возможно
именно эта мерцающая синева перенесена на белоснежное поле
Гжельский фарфор?
Возможно
он отвечает за все привлекательные узоры, которые мы находим на тонкой вазе,
пузатый кувшин или крепкая кружка, вызывающая восхитительное чувство
удивление и радость при обнаружении первых групп весенних цветов в
пятна от таяния снега?
Честно говоря, искусное моделирование и
виртуозная манера письма преобразила то, что казалось бы обычным
предметы домашнего обихода в настоящие произведения искусства. Гжельский фарфор пользуется большой популярностью.
популярность как в нашей стране, так и за рубежом, узнаваемая сразу по
характерная сине-белая цветовая гамма, своеобразный дизайн и формы.
ключ к этому удивительному успеху кроется в поразительно выразительной уникальности
гжельской посуды, вызывающей волнующую эмоцию общения с Матерью
Природа. Неудивительно, ведь эти нарисованные от руки картины приятно гармонируют
с формой.
Сейчас
Гжель находится на еще одном пике славы. Дизайнеры и гончары с любовью сохраняют
традиционные формы и декор, отличающиеся фольклорными чертами.
Все
Выкройки, как и прежде, изготавливаются вручную, поэтому каждое изделие само по себе является произведением искусства.
Тем не менее, современные образцы легко отличить от девятнадцатого века.
антецеденты, с современной обработкой глубоко изученных народных мотивов и
техники последних дней.
Беспрецедентный
Жанровые картины появляются в Китае. Ассортимент пополнился новыми формами и
узоры. Сейчас Гжель производит чайные, кофейные и обеденные сервизы, самовары, вазы,
подсвечники, часы, лампы, статуэтки и многое другое в годовом исчислении
более 2500 сортов.
Многие
гончары, скульпторы и художники происходят из поколений местных мастеров. А
в течение этого десятилетия появилась плеяда новых мастеров. Сосуды и фигурки
носящие их имена, являются жемчужинами самых амбициозных коллекций. Самый молодой
мастера с любовью сохраняют старые традиции и обогащают это драгоценное наследие
со своими находками.