Опашень одежда: Опашень | это… Что такое Опашень?

Охабень, опашень, однорядка, ферязь, свитка

На изменения нарядов серьезное влияние оказывали прежде всего культурные и экономические условия эпохи, нормы морали, привычки, довольно быстро меняющиеся в России. Да к тому же правительство своими предписаниями, указами постоянно «корректировало» моду на одежду и даже предметы быта. Были на Руси когда-то охабни…
Охабни, как и опашни, ферязи, свиты, сукни, однорядки, относились к верхней длиннополой одежде, которую охотно носили лишь до второй половины XVII в. Если говорить более конкретно, то охабень (от охабити — ‘обнять, охватить’) — это легкая верхняя распашная, длинная, до каблуков, одежда, с прорехами под рукавами, с четвероугольным откидным или стоячим воротником. Застегивалась на пуговицы. Носили ее поверх кафтанов. Судьба одежды, упоминавшейся в письменных источниках еще с 1489 г., была решена царским указом 1679 г.: «В лета 7188 году октября в 23 день великий государь по своему царскому благоразсудительному милосердному рассмотрению указал своего царского синклиту бояром и околничим, и думным, и ближним, и служилым, и приказным людем по Москве и в городах носить служилое платье, а прежние старобытные городовые одежди охобни и однорядки отставити для того, что те одежди долги прилично женскому платью и к служилому и дорожному времени было непотребно да и многоубыточно». Как ослушаться? Легче было опальное одеяние спрятать подальше да забыть о нем. Так многие и поступили. Лишь крестьяне ходили по-прежнему.
Вторая верхняя одежда прямого покроя, широкая и долгополая, с висячими рукавами, с пуговицами от верха и до низа называлась опашень, опашни носили мужчины и женщины дома. В них ходили и летом. Название опашень употреблялось реже, чем охабень, хотя в текстах оно замечено несколько раньше: с 1359 г. Уже упоминавшийся указ 1679 г. отбил охоту рядиться в широкие верхние кафтаны. Сохранялись они несколько дольше только в костромских, тверских и псковских местах. А ведь было время, опашни привлекали внимание даже иностранцев. Так, английский посол Флетчер в 1591 г. писал: «У женщин верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивают спереди».
Носили в старое время и приволоки. Это — богатая одежда, широкая и длинная, подбитая мехом, с широким воротником. По летописям приволока известна как княжеский плащ, который надевался поверх воинского доспеха, а в старорусский период его носили служилые люди. Во второй половине XVII в. приволока упоминается все реже, затем вовсе выходит из употребления.
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону. Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками. Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана. Тот же Флетчер оставил следующее замечание: «Мужчина ходит в однорядке из грубого белого или синего сукна, у мужчин победнее однорядки из коровьей шерсти, при выходе из дому набрасывается сверх всей этой одежды однорядка, похожая на охабень, с тою разницею, что шьётся без воротника». Слово однорядка фиксируется с 1489 г. Приведем описания однорядок в явочной челобитной 1611 г. из Москвы: «Живота в нем поставил платья однорядку мускую темнолазурь четырнатцать пугвиц да жены однорядка вишнев цвет девять пугвиц». Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. «И со многих людей в Кремле городе по воротам з дворян и с подьячих охобни и однорядки здирали». С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.
Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху. Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Приведем несколько описаний, сделанных иностранными послами в XVI—XVII в.: «Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью»; «На них ловко сидели красные полукафтанья, а другие, вроде длинного плаща, были накинуты на шею, мастерски вышитые, подбитые соболем,— они называют их ферезью»; «Поверх этого кафтана они носят еще другой, покрывающий икры и называющийся ферезью».
Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые.
Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц: «Великий государь указал в Московском государстве бояром и окольничим и ближним людем ходить в ферезях цветных, всяких чинов людем — в кафтанах всяких». В грамотке 1681 г. один из москвичей пишет своему приятелю: «Да писал ты ко мне про ферези, их на Москве не носят и делать их не велят». Дело в том, что в 1681 г. запрет на ферези был повторен еще более строго, о чем летописец сообщает: «Того же году повелением царя и великого князя Феодора Алексеевича всея России самодержца Московского государства всяких чинов российским людям старинного платия однорядок и ферезей никому носить не указано, то платие оставлено, а велено платие всем носить служилое, какое кому бог прилучил».
В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.
Поговорим о свитках. Название свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков. В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды. Часто так называли одежду постригающихся в монахи. А вот свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи. За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду. В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно. Считался лишь со временем года и погодой.

Г.В. Судаков. Были о словах и вещах. Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1989г
http://www. booksite.ru/fulltext/sud/akov/byly/index.htm

Летник, опашень, кичка. Какую русскую одежду перестали носить при Петре I | Фото | Общество

3657

14 января 1700 года вышел указ Петра I «О ношении платья на манер Венгерского». Император решил заменить старославянский уклад жизни на западноевропейский и начал с внешних признаков. Было запрещено ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале в обиход было введено венгерское платье, позже – немецкое и французское. Со всех, въезжающих в город в русской одежде, брали пошлину. Мужчины и женщины должны были привыкать к таким предметам одежды как камзол, роба и шлафрок вместо русского костюма. И если в деревнях привычная одежда ещё оставалась и вытеснялась  постепенно, то в столице высшие слои общества перестали носить традиционные наряды раз и навсегда.

АиФ. ru решил вспомнить, от каких предметов гардероба пришлось отказаться людям после реформ Петра.

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха, которая шилась из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней.

© Public Domain

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна, который представлял собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

© Public Domain

Богатые люди поверх зипуна надевали кафтан.

© Public Domain

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины и зайца, а знать — из куницы, соболя и чернобурки. Традиционная русская шуба – массивная, длинная до пола, прямая. Застёгивалась на пуговицы или петли.

© Public Domain

На голове обычно носили тафью – маленькую круглую шапочку. И уже поверх неё надевали шапки: треухи, мурмолки и горлатные шапки.

© Public Domain

Основой женского костюма также была длинная рубаха. Поверх белой или красной рубашки с вышивкой на рукавах надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла.

© Public Domain

Еще одна традиционная женская одежда – сарафан, чаще всего без рукавов.

© Public Domain

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней одеждой на выход был длинный суконный опашень с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы.

© Public Domain

Сверху надевалась душегрея или шуба. Знатные женщины любили носить муфты – рукава, шитые мехом внутрь и с меховой опушкой.

© Public Domain

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

© Public Domain

Что касается обуви, в деревне крестьяне, как правило, носили лапти, а в городе – сапоги. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

© Public Domain

В качестве украшений широко использовались пуговицы, нашивки, съёмные воротники – «ожерелья», зарукавья (накладные обшлага, похожие на браслеты) и запоны (пряжки). Всё это называлось нарядом или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

© Public Domain

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха, которая шилась из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней.

© Public Domain

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна, который представлял собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

© Public Domain

Богатые люди поверх зипуна надевали кафтан.

© Public Domain

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины и зайца, а знать — из куницы, соболя и чернобурки. Традиционная русская шуба – массивная, длинная до пола, прямая. Застёгивалась на пуговицы или петли.

© Public Domain

На голове обычно носили тафью – маленькую круглую шапочку. И уже поверх неё надевали шапки: треухи, мурмолки и горлатные шапки.

© Public Domain

Основой женского костюма также была длинная рубаха. Поверх белой или красной рубашки с вышивкой на рукавах надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла.

© Public Domain

Еще одна традиционная женская одежда – сарафан, чаще всего без рукавов.

© Public Domain

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней одеждой на выход был длинный суконный опашень с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы.

© Public Domain

Сверху надевалась душегрея или шуба. Знатные женщины любили носить муфты – рукава, шитые мехом внутрь и с меховой опушкой.

© Public Domain

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

© Public Domain

Что касается обуви, в деревне крестьяне, как правило, носили лапти, а в городе – сапоги. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

© Public Domain

В качестве украшений широко использовались пуговицы, нашивки, съёмные воротники – «ожерелья», зарукавья (накладные обшлага, похожие на браслеты) и запоны (пряжки). Всё это называлось нарядом или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

© Public Domain

мода

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Очередь голосовать: три часа под палящим солнцем, но русские не сдаются

  • Фестиваль пива Октоберфест в Баварии

  • Марьина Роща парк и музей

  • Сорокоградусная засуха: антиалкогольные плакаты СССР

  • Репортаж из ДНР

Новости СМИ2

Все, что вам нужно знать о русском кафтане

Что-то более легкое на этой неделе. Обычно мне нравится иметь яркую мысленную картину событий, мест и людей, прежде чем я опишу их в своем письме. В этом помогает Pinterest, и я часто трачу много времени на пролистывание изображений исторических реконструкторов или картин, представляющих фантастический или исторический интерес.

В наши дни в романах обычно пренебрегают одеждой. Большинству читателей не нравится слишком много подробностей о покрое или манере одеваться (за исключением, может быть, какой-нибудь исторической прозы). Но даже если я не выкладываюсь изо всех сил с сумасшедшими деталями вышивки, пуговиц или золотой филиграни, мне все равно нравится, когда одежда подходит персонажам.

В частности, кафтан постоянно всплывает в моих визуальных исследованиях мужских персонажей. Я нашел статью на русском языке под названием «Все, что вам нужно знать о кафтане». Я подумал, что это было интересно, и там есть несколько хороших картинок, так что вот мой перевод. Если вы хотите иметь более четкий мысленный образ при чтении моего первого романа «Песнь Сирина» (в продаже с 1 июля 2017 г. ), читайте дальше.

Кафтан – краеугольный камень истинно русского гардероба. Почти все варианты мужской верхней одежды на Руси были вариантами кафтана.

В десятом веке моду на русских ввели варяги (скандинавы), которым было предложено править враждующими племенами Руси. Сами скандинавы получили моду из Персии. Сначала кафтан носили исключительно князья и бояре, но со временем он «просочился» и в гардеробы остального общества. Даже священники носили кафтаны.

Богатые шили кафтаны из легкого шелка, парчи или даже атласа, почти всегда с меховой оторочкой. Рядом с меховой опушкой, по краям, обшлагам и подолу прикрепляли золотой или серебряный шнурок.

Кафтан был очень удобной одеждой, и он сводил к минимуму «недостатки фигуры», присущие хорошему лорду. Люди низшего сословия носили кафтаны, потому что это делало их более царственными, солидными и величественными.

Ферязь

Этот вариант кафтана имел широкий подол, шириной до трех метров, с длинными рукавами, свисающими до земли. Благодаря ферязу у русских появилась поговорка: «Работать, опуская рукава».

Его носили и в холодную зиму, и в жаркое лето. Летние ферязы имели тонкую подкладку, а зимний вариант был на меху.

Богатые шили свои ферязы из парчи или бархата, а крестьяне шили из холста или хлопка. Богатые надевали свои ферязы поверх других, более тонких кафтанов, а бедняки — прямо на рубахи. «Бюджетный вариант» феряза завязывался шнурком, и имел всего 3-5 скромных петель. «Эксклюзивный вариант» феряза имел семь дорогих на вид петлиц, которые закреплялись кистями. Их можно было связать вместе или застегнуть на пуговицы.

Опашень

Опашень был похож на феряза, только менее величественный. Как правило, его использовали либо как плащ, либо как летнюю накидку. Его шили из ткани или шерсти, без подкладки и украшений. Иногда на нем не было даже пряжек или галстуков. Рукава тоже были длинными, доходили до подола, но пришивались только сзади. Переднюю часть проймы и окат рукава обвязывали гладью или тесьмой. В принципе, опашень можно было носить как жилетку. Руки, уже покрытые рукавами другого кафтана, выходили в проймы, а рукава опашенного свисали по бокам или завязывались сзади. Когда было холодно, можно было завернуть руки в рукава.

Зипун

Это был минималистичный, облегченный вариант кафтана из домотканого полотна. На нем не было украшений и излишеств вроде стоячего воротника (иногда встречающегося на других кафтанах). Это делало его очень функциональным — оно не ограничивало движения. Зипун в основном носили крестьяне и казаки (см. мой предыдущий пост о казачьих семейных ценностях). Казаки даже называли свой промысел «походом на зипунов». Разбойники были известны под названием «носители зипун».

Чтобы прочитать больше интересных исторических и культурных фактов, которые я собираю, когда изучаю для своих романов, ознакомьтесь с моим постом о Кодексе чести русского офицера, об увлекательной одержимости средневековых европейцев Царством пресвитера Иоанна или трогательная история о том, как сибирский охотник принес царю Николаю личный подарок.

Если вам понравился этот пост, вам также может понравиться моя коллекция вдохновляющих историй из русской истории « героев на все времена». Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих и поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Только дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:

Музеи Московского Кремля: — Одежда

  • Сапог детский

    Русь, Москва, XV век.
    Кожа, раскрой, шитье.

  • Шапка царевича Дмитрия

    Шитье — Россия, конец XVI века.
    Сукно — Англия (?), XVI век; тафта — Восток, XVI век

  • Детское платно (кафтан в обтяжку)

    Россия, XVII век.
    Ткань — Франция, ткачество.

  • Сумка детская

    Турция, XVII век.
    Золото-парчовый бархат, тафта, шнур, плетение.

  • <br />Linen, weaving.</p></p>»> Нижняя рубашка императора Петра II

    Голландия, 1727-1730 гг.
    Лен ткацкий.

  • Кафтан императора Петра II

    Франция, 1727-1730 гг.
    Сукно, шелк, серебряные нити, ткачество, вышивка.

  • Набедренники императора Петра II

    Франция, 1727-1720 гг.
    Сукно, лен, ткачество.

  • jpg» data-sub-html=»<h5>Breeches and stockings of the coronation costume of Emperor Peter II</h5><p><p>France, 1727-1730.<br />Silk brocade, fustian, canvas, weaving, embroidery.</p></p>»> Бриджи и чулки коронационного костюма императора Петра II

    Франция, 1727-1730 гг.
    Шелковая парча, бустиан, холст, ткачество, вышивка.

  • Перчатки детские (варежки)

    Россия, XIX век.
    Кожа, тиснение.

PrevNext

В музеях Московского Кремля сохранились предметы детской одежды, большая часть которой принадлежала наследникам царя.

Первой одеждой дворянских детей были подгузники, разумеется, льняные. Их покрывали пеленками, обычно из сукна. Парадные пеленки обычно обшивались серебряной тесьмой. Когда дети выросли, они стали носить официальные костюмы и платья. Гардероб юных царевичей и царевн состоит из почти одинаковой одежды: рубахи и штаны, которые носят как нижнее белье, носки, кафтаны, сарафаны, охабены (пальто с длинными рукавами), опашены (надворные одежды), меховые куртки. Вся детская одежда шилась из различных шелковых тканей; зимняя одежда была подбита мехом. Парадные костюмы и платья были расшиты золотом и отделаны жемчугом и драгоценными камнями. Позже мальчики стали носить изысканные шапки в стиле шапки Мономаха с меховой опушкой и полудрагоценными камнями. Девушкам полагалось носить золотую корону, также усыпанную драгоценными камнями.

Самый ранний экспонат на выставке — детский сапожок XVI века (рис.1), найденный в ходе археологических исследований 1994-1995 гг. Настоящим шедевром искусства является шерстяная шапка вишневого цвета, украшенная жемчугом, рубинами и изумрудами (рис. 2). Он принадлежал царевичу Дмитрию, сыну Ивана Грозного. Представленное платно (рис.3) — или парадное одеяние, длинное, расстегнутое одеяние, сильно расклешенное к низу, с широкими короткими рукавами, выполнено из сукна, сотканного из шелковых нитей с вкраплениями серебра, и служит образцом парадного платье для наследных принцев. Замечательная бархатная сумка XVII века могла бы принадлежать маленькому принцу или принцессе благодаря своим небольшим размерам.

Коллекция Оружейной палаты включает в себя гардероб внука Петра Великого – Петра II, т.е. костюмы в западном стиле, парадные и ночные рубашки, траурные и охотничьи плащи, бешметы, а также нижнее белье, перчатки, шланг и шляпы. Он взошел на престол в возрасте двенадцати лет в 1727 году и умер от оспы в 1730 году. Его костюмы долгие годы оставались нетронутыми, поэтому они до сих пор хорошо сохранились. Здесь вы можете увидеть рубашку (рис.5), кафтан (рис.6), гетры со шнуровкой (рис.7), туфли и пару чулок (рис.8), которые носил молодой император.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *