Одежда средневековой руси: Одежда Древней Руси — Русская историческая библиотека

Костюмы Древней Руси XII — XV века

Костюмы Руси XVI — XVII столетия ► Костюмы допетровской Руси ► Влияние быта на русский костюм ► Верхние одежды на Руси ► Средние одежды и обувь ► Парадная одежда на Руси ► Головные уборы в XVI веке ► Воротники в русском костюме ► Идеал женской красоты на Руси ► Национальные черты костюма допетровской Руси XVI-XVII века ► Военная одежда на Руси ► Ткани и орнаменты ► Декор в русском костюме ► Мужская одежда XVI века ► Служилая одежда в России ► Костюмы Руси в картинах ►

В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей
простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас
государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм
первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по
византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного.

На рисунках фигуры 2 – 5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми
тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип
древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем
ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал
меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху
и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).

Тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3).
Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а
составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были
цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига
стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно
предполагается: «от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные
части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими»
(И. Забелин, «Домашний быт русских цариц», 1872).


Костюмы Руси XII – XIII века

В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных,
отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки – воротник
и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались
жемчугом – надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали
его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из
дому, поверх ферязи – опашень, зимой – шубу.

Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными,
суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от
трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались
холодные – на подкладке, теплые – на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан.
Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.


Костюмы Руси XIII – XV века

Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к
запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более
простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем
подобен однорядке был охабень или охобень – верхняя одежда с четырехугольным
отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и
серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан,
смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и
застегивался только у шеи и на левом боку, последний – с перехватом, широкими
недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12).


Костюмы Руси XIV – XVI века

Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в
комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания
имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями.
Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой
воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими
рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели
вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами.

Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба
имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной
телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй
были чюги (фигуры 10 и 9) – узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные
к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или
тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п. Продолжение см. на следующей странице.

Далее ► Костюмы Руси XVI – XVII столетия

Главная ► Мода и история театра

Какой была одежда на Руси?

Какой была одежда на Руси?

Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала
одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим
идеалом. У женщин – белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови, а
у мужчин – окладистая борода. Одежда шилась из простых тканей и
отличалась простым кроем, но изобилием украшений, надетых поверх
нее: браслеты, бусы, серьги.

 

На моду Древней Руси оказывали влияние, в первую очередь, климатические
условия. Суровая зима, сравнительно прохладное лето послужили причиной
появления закрытых теплых одежд. Основными занятиями людей было
землепашество и скотоводство. Это тоже определяло стиль одежды.

Основными видами одежды были рубаха и порты, причем у
знати это была нижняя одежда, у народа — основная. Чем богаче человек,
тем многослойнее был его костюм. Можно сказать, что рубаха — это
древнейшая из одежд, ибо ее название восходит к древнему слову «руб» ,
т. е. «самый грубый». Длина рубахи, материал, из которого она сшита,
характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.
Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие- другие
сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и
бояр будни трудового народа бели наполнены тяжелой работой и одежда не
должна была сковывать движений. Рубаху носили на выпуск и обязательно с
поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался).
Полотна ткались узкие (30-40 см), и поэтому рубахи шились с
цельнокроенными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства
движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из
другой ткани-подоплеку (вот что значит «знать подоплеку дела»).
Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков
ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора
орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы
охраняли человека от другого сглаза и напастей. Украшения были
«навесными»- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и
жемчугами воротники- ожерелья и зарукавья — манжеты.

Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные
мужи сверху надевали еще одни — шелковые или суконные. Они стягивались
на поясе шнурком — чашником (отсюда и выражение » держать что-то в
загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые
узорами или обертывались онучами (куски полотна 2.5 метров), и на них
надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки — оборы, ими и
обвивались онучи. В нашем представлении все лапти одинаковы. Но это не
так. Лапти были толстые и тонкие. Темные и светлые, простые и сплетенные
узорами, были и нарядные — из подкрашенного разноцветного лыка.
Верхней одеждой были свита, кафтан и шуба. Вита надевалась черезх
голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно
закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого
различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды,
праздничные — сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные.
Обязательной частью мужского костюма был головной убор, летом — кожаный
ремешок, а зимой — самые разнообразные шапки — кожаные, войлочные,
меховые.

На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником,
сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением
(опростоволоситься — значит опозориться). Девушки заплетали волосы в
косу или носили их распущенными, подхваченными лентой, тесьмой или
обручем из кожи, бересты, обтянутым разноцветной тканью. А дочери
Ярослава Мудрого, изображённые на фреске Софийского собора, бывшие
наверняка модницами, носили конусовидные шапки, а под ними убрус — белый
или цветной платок, сложенный треугольником. Он закалывался под
подбородком, а его концы, расшитые золотыми узорами с жемчугами и
драгоценными каменьями, ниспадали на грудь.

На формирование состава, покроя, особенностей
орнаментации русского народного костюма оказали влияние географическая
среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития
производительных сил.
Русский костюм чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество
этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом
строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и
одеждой. Более того, свои отличия в одежде имели жители не только каждой
губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки. Поэтому
говорить о русском костюме «вообще» просто невозможно.

Одна из наиболее характерных черт русской народной
одежды — многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную
монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов,
и каждый ее вид частично закрывался другой, выделяясь разномасштабными
орнаментами, из-под широких рукавов шушпана (нагрудника),
заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава
с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под
передника и шушпана — рубаха с богато орнаментированным нижним краем и
все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль.
Пластика объемов еще больше подчеркивается фактурой и цветом материала —
отбеленного холста и домотканого сукна.

Холст вообще играет очень большую роль не только в самой
одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина
с рождения и до самой смерти. Так на крестинах мать младенца дарила
бабке-повитухе три аршина холста «кашу накрывать», а молодая жена в
момент начала жатвы бросала холстины на первый сноп свекрови, а та в
свою очередь одаривала ее ситцем на шубку. Вышитые холщовые полотенца —
необходимые принадлежности любого обрядового праздника, а, кроме того,
они являлись драгоценным желанным подарком. Холст начинали ткать с
ноября месяца ежедневно всю зиму с раннего утра и до поздней ночи.
Вместе со взрослыми трудились и девочки 11-12 лет.

Издавна основой основ любого русского костюма являлась
длинная, туникообразная, с широкими рукавами, рубаха. Кроилась она из
прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики —
прямоугольные или клиновидные вставки. Заготавливая ткань, мастерица
учитывала форму будущей вещи и места для вышивки, она искусно
распределяла поперечные полоски «затканки» на холсте: сначала широкие и
частые, затем все уже и реже и, наконец, они переходили в верхней части
в белое поле ткани.
Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были
четко определены места их расположения: «ошивки» ворота и запястья,
плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы
защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю,
шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные
шелка, золотые и серебряные нити. Старинные швы: роспись, набор, гладь,
полу крест определяли характер узора вышивки и связь ее со структурой
ткани. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью
крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и
растения, фигуры женщины — прародительницы всего живого, кони, птицы,
небесные светила — солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в
поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими
приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в
данной местности. Для украшения рубах использовались и кусочки различных
тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и
основная ткань. Этот старинный способ украшения одежды применялся еще в
боярском костюме, когда кусочки драгоценных заморских тканей, оставшиеся
от раскроя больших одежд, или уже сношенных, нашивались как украшение на
вновь сшитое платье. Кроме тканых, вышитых узоров, инкрустации тканями,
использовались разноцветные «травчатые» ленты, вьюнки, кружева, блестки,
золотые и серебряные галуны и позументы. Все это декоративное богатство
руками талантливых вышивальщиц превращалось в драгоценное произведение
искусства.

Украшались даже «горемычные» рубахи, причем и здесь
соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Так при трауре по
родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям — с черной,
исполненной крестиком и набором. Без всяких «украс» были рубахи только у
женщин-вдов, которые они надевали при совершении обряда «опахивания».
Женщин-вдов собирали со всей деревни, и они босиком, простоволосые,
одетые только в холщовые рубахи, должны были сохой опахать землю вокруг
деревни для предотвращения ее от холеры и падежа скота.

Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской
женщины и, выдержав испытание временем, пройдя через века, свободно
вошла в наш гардероб в виде разнообразных цельнокроеных платьев и
блузонов.
Но в старинном костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего в
северных и центральных районах России сверху надевался сарафан, а в
южных — понева. Понева — это вид юбки, состоящей из трех полотнищ
шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким
пояском — гашником: ее носили только замужние женщины. Понева была
круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен.
В основном поневы были темно-синего, темно-красного, реже — черного
цвета. Темное ее поле разделялось клетками, причем их цвет и размер
зависели от традиций той губернии, села или деревни, в которых ткались
поневы. Поневы, так же как и рубахи, делились на праздничные и
повседневные. Будничные отделывались по низу узкой домотканой полоской
тесьмы или полосками кумача. В праздничных же поневах большое внимание
уделялось «клаже» — так называлась нашивка по подолу, в которой
максимально использовалось все богатство отделки: многоцветная вышивка,
позумент, мишурное кружево из золоченых и серебряных ниток, травчатые
ленты, вьюнки, блестки, стеклярус и бисер. У круглых понев швы служили
не только для соединения отдельных частей, но и как дополнительная
отделка. Пояс — «покромка» ткался на станке из разноцветных шерстяных
ниток, концы его распушивались и среди нитей вплетались нитки бисера.
Поверх рубахи и поневы надевали передник — «занавеску», завязывавшуюся
сзади тесемками — <мутозками», Интенсивность цвета и декоративность
орнамента постепенно усиливаются сверху вниз, она создавалась за счет
вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент,
кружев, бахромы и блесток.

Завершал ансамбль шушпан из шерстяной, полушерстяной или
холщовой ткани с очень деликатным украшением: в основном соединительные
швы и окантовка вышивкой красным узором. Дополнялся костюм сложным
головным убором.Для всей территории России характерны две резко
различающихся категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми
волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки.
Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали
волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли
навлечь несчастья.

Основу всех разновидностей южнорусских головных уборов
типа «Сороки» составляла сшитая из простёганного холста, уплотнённая
пенькой или берестой твёрдая налобная часть, надеваемая непосредственно
на волосы. В зависимости от формы, плоской или имитирующей отходящие
назад рога, она именовалась кичкой или рогатой кичкой. Именно эта деталь
придавала всей его конструкции ту или иную форму, получавшую своё
завершение при помощи верхней части — своего рода чехла из кумача, ситца
или бархата — Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани —
позатылень. Вокруг названных трёх элементов создавался сложный по
составу и многослойный головной убор. Иногда он включал в себя до
двенадцати частей, а его вес достигал до пяти килограммов.
Многочисленные пуговицы, металлические ажурные и с рисунком, стеклянные
и простые использовались не только для застёжки, но и включались в
декоративный ряд украшений.

Необходимой частью костюма были и цветные широкие пояса.
Девушки к поясу привешивали сшитые из различных лоскутков нарядные
сумочки «для гостинцев».

Ноги обертывали онучами из белого «свейского» сукна или
холста и надевали лапти, плетенные из вязового или липового лыка, или
чулки белой шерсти, «вязаные в одну спицу и кожаные башмаки — коты,
которые для украшения фигурно пробивались медной проволокой спереди и
сзади. Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В
большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и
гайтаны — низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно
поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью
пользовались крупные серьги «голубцы» и более мелкие, изящные.
Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные «пушки» — шарики,
сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Несмотря на живописное многоцветие, цельность всего ансамбля
достигалась, главным образом, найденностью цветовых сочетаний и
соотношений.

Монгольское иго приостановило на несколько лет
экономическое и культурное развитие Древней Руси. Лишь после
освобождения от татаро-монгольского нашествия стал изменяться костюм.
Стали появляться новые, распашные одежды, отрезные в талии. Как
следствие влияния монгольского ига в русском костюме остались некоторые
предметы восточного обихода: тюбетейка, пояса, откидные рукава.

Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их
благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё
обычно надевали зипун. Для крестьян – это была верхняя одежда, а бояре
носили его только дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который
обязательно закрывал колени.

Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, была ферязь. В
рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль
тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава».

Специфической одеждой была шуба. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре,
и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не
был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой
или бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении.

Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея.
Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел
сарафан из нескольких сшитых кусков ткани.

Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати.
Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы
поразить заморских послов своей роскошью и богатством.


Средневековая русская одежда | SCA Adventures

Ивана Резанского

Кокошник представлял собой высокий круглый или треугольный традиционный головной убор, который носили церемониально в России 19-го века, и был…

Продолжить чтение

Давненько я не публиковал и не работал над переводом. Но, после недавнего события с…

Продолжить чтение

В нескольких статьях, которые я читал о средневековой русской одежде и вышивке, обсуждались различные виды тканей, которые…

Продолжить чтение

Недавно закончил читать и переводить статью М. А. Сабуровой о средневековом русском костюме. Эта статья, опубликованная в 1997 году,…

Продолжить чтение

Недавно я наткнулся на эти видео, размещенные на YouTube Музеями Московского Кремля, рассказывающие о позднем средневековье (16-17 вв.…

Продолжить чтение

Я искала, как сшить кафтан в русском стиле для своей персоны SCA, и наткнулась на эту интересную статью…

Продолжить чтение

Сейчас читаю и перевожу книгу Кондакова о Кодексе Гертруды и его наборе православных иллюминаций, пару…

Продолжить чтение

В настоящее время я читаю и перевожу книгу, написанную в 1906 году, об увлекательной части истории, так называемом Эгберте…

Продолжить чтение

Сегодняшний пост — продолжение моего перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945 году…

Продолжить чтение

Сегодняшний пост — часть I перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945…

Продолжить чтение

Распечатать статью
Поиск на сайте:

Искать:

Категории

КатегорииВыберите категориюАрхеология (21)Стрельба из лука (3)Блогинг (3)Керамика (1)Церковная вышивка (11)Вышивка (9)Иллюминация (9)Ювелирные изделия (11)Кожевничество (4)Средневековые рукописи (20)Средневековая Русь ( 37) Средневековая русская церковь (13) Средневековая русская одежда (11) Средневековая русская письменность (16) Металлообработка (2) Живопись (2) Палеография (13) Русская (11) История России (42) СКА (29))Перевод  (49)   Незаконченный  (2)Без рубрики  (3)Волжская Булгария  (2)Вики  (1)

Лицензирование

org/ns#» xmlns:dct=»http://purl.org/dc/terms/»> Приключения Ивана Резанского SCA Adventures by John Beebe лицензированы в соответствии с Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International

ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

 

Русский костюм в средние века сильно отличался от костюмов, которые носили в западноевропейских странах, таких как Англия, Франция, Германия и Италия. Россия сегодня очень холодная страна, а между 1300 и 1700 годами было еще холоднее, чем сейчас. В те времена Балтийское море, которое на самом деле является частью Атлантического океана, зимой замерзало. Большая часть России находится к северу от полярного круга. Зимний холод убивает людей, которые не защищены от него должным образом. Этот холод держал Россию изолированной от запада, потому что огромное количество снега и льда на земле делало невозможным путешествие с остальной Европой. Людей было недостаточно, чтобы уберечь грунтовые дороги от огромных нагромождений льда и снега. Кроме того, средневековая Россия не была единой страной до пятнадцатого века, когда она стала единой империей с императором, которого называли царем (произносится как «царь»). До этого власть находилась в руках многих «царских» родов, управлявших городами и территориями вокруг них. Некоторые из этих городов, такие как Новгород и Киев, были очень важны, потому что они находились на реках или рядом с ними, которые были основным средством передвижения в торговых целях. Когда эти реки замерзали зимой, люди часто использовали их как дороги, хотя нагромождение на них снега и рыхлого льда также создавало трудности для путешественников. В какой-то момент киевские князья были настолько могущественны, что весь регион был известен как «Киевская Русь». Позже «Русь» стала «Россией».

Когда средневековые русские одевались, и мужчины, и женщины первыми надевали рубаху. Это была простая туника с высоким вырезом и очень длинными рукавами, которые они могли натянуть на руки, чтобы защитить их от холода. Их шили из плотной шерсти или льна. Их всегда носили с поясом, так как считалось, что пояс отпугивает злых духов от своих носителей. Поверх этого часто надевали еще одну рубаху. Поверх рубахи женщины надевали различные предметы одежды. Иногда поверх рубахи надевали более короткую тунику — навершник. Это могут быть разные цвета; самым популярным цветом одежды в средневековой Руси был красный, потому что люди любили яркие цвета. Зеленый и синий также были популярны. Они часто вышивали свою одежду красными нитками, если сама одежда не была красной. Женщины также могли носить панову, которая представляла собой юбку из трех отдельных полос ткани, прикрепленных к кожаной полосе, которая использовалась для завязывания одежды на талии. Поскольку эта юбка открывалась спереди, она выглядела скорее как «обратный фартук». Другой популярной одеждой, в основном для незамужних девушек, была запона. Это было очень похоже на гербовую накидку, за исключением того, что было узко сшито по бокам. Мужчины носили туники поверх брюк. Следующим слоем одежды как для мужчин, так и для женщин было пальто, называемое свитой. Поверх свиты можно было надеть плащ или мантию. Было обычным делом носить всю эту одежду внутри, а также когда они рисковали выходить на холод.

Покрой и форма русских костюмов были в основном одинаковы для всех сословий. Основное различие между одеждой зажиточных и крестьян заключалось в ткани. Крестьяне носили одежду из грубой шерсти и льна; богатые носили парчу, тафту и бархат, сделанные из шелка и привезенные либо из Константинополя, либо из Александрии. В торжественных случаях русские царские особы и дворяне носили богато украшенные туники, называемые далматиками. Первоначально это была византийская одежда, принятая русскими правителями в десятом веке. Вначале русские правители хотели объединить страну в империю и править ею с абсолютной властью, как и византийские императоры. Эти одежды носили поверх рубахи и другой длинной туники. Поверх далматика надевали воротник, который называли ожерелья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *