Костюмы Древней Руси XII — XV века
Костюмы Руси XVI — XVII столетия ► Костюмы допетровской Руси ► Влияние быта на русский костюм ► Верхние одежды на Руси ► Средние одежды и обувь ► Парадная одежда на Руси ► Головные уборы в XVI веке ► Воротники в русском костюме ► Идеал женской красоты на Руси ► Национальные черты костюма допетровской Руси XVI-XVII века ► Военная одежда на Руси ► Ткани и орнаменты ► Декор в русском костюме ► Мужская одежда XVI века ► Служилая одежда в России ► Костюмы Руси в картинах ►
В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей
простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас
государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм
первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по
византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного.
На рисунках фигуры 2 – 5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми
тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип
древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем
ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал
меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху
и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).
Тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3).
Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а
составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были
цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига
стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно
предполагается: «от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные
части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими»
(И. Забелин, «Домашний быт русских цариц», 1872).
Костюмы Руси XII – XIII века
В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных,
отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки – воротник
и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались
жемчугом – надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали
его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из
дому, поверх ферязи – опашень, зимой – шубу.
Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными,
суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от
трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались
холодные – на подкладке, теплые – на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан.
Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.
Костюмы Руси XIII – XV века
Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к
запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более
простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем
подобен однорядке был охабень или охобень – верхняя одежда с четырехугольным
отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и
серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан,
смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и
застегивался только у шеи и на левом боку, последний – с перехватом, широкими
недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12).
Костюмы Руси XIV – XVI века
Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в
комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания
имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями.
Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой
воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими
рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели
вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами.
Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба
имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной
телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй
были чюги (фигуры 10 и 9) – узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные
к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или
тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п. Продолжение см. на следующей странице.
Далее ► Костюмы Руси XVI – XVII столетия
Главная ► Мода и история театра
Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала
| ||||
На моду Древней Руси оказывали влияние, в первую очередь, климатические Основными видами одежды были рубаха и порты, причем у Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, На формирование состава, покроя, особенностей Одна из наиболее характерных черт русской народной Холст вообще играет очень большую роль не только в самой Издавна основой основ любого русского костюма являлась Украшались даже «горемычные» рубахи, причем и здесь Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской Завершал ансамбль шушпан из шерстяной, полушерстяной или Основу всех разновидностей южнорусских головных уборов Необходимой частью костюма были и цветные широкие пояса. Ноги обертывали онучами из белого «свейского» сукна или Монгольское иго приостановило на несколько лет Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, была ферязь. В Специфической одеждой была шуба. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати. | ||||
Средневековая русская одежда | SCA Adventures
Ивана Резанского
Кокошник представлял собой высокий круглый или треугольный традиционный головной убор, который носили церемониально в России 19-го века, и был…
Продолжить чтение
Давненько я не публиковал и не работал над переводом. Но, после недавнего события с…
Продолжить чтение
В нескольких статьях, которые я читал о средневековой русской одежде и вышивке, обсуждались различные виды тканей, которые…
Продолжить чтение
Недавно закончил читать и переводить статью М. А. Сабуровой о средневековом русском костюме. Эта статья, опубликованная в 1997 году,…
Продолжить чтение
Недавно я наткнулся на эти видео, размещенные на YouTube Музеями Московского Кремля, рассказывающие о позднем средневековье (16-17 вв.…
Продолжить чтение
Я искала, как сшить кафтан в русском стиле для своей персоны SCA, и наткнулась на эту интересную статью…
Продолжить чтение
Сейчас читаю и перевожу книгу Кондакова о Кодексе Гертруды и его наборе православных иллюминаций, пару…
Продолжить чтение
В настоящее время я читаю и перевожу книгу, написанную в 1906 году, об увлекательной части истории, так называемом Эгберте…
Продолжить чтение
Сегодняшний пост — продолжение моего перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945 году…
Продолжить чтение
Сегодняшний пост — часть I перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945…
Продолжить чтение
Распечатать статью
Поиск на сайте:
Искать:
Категории
КатегорииВыберите категориюАрхеология (21)Стрельба из лука (3)Блогинг (3)Керамика (1)Церковная вышивка (11)Вышивка (9)Иллюминация (9)Ювелирные изделия (11)Кожевничество (4)Средневековые рукописи (20)Средневековая Русь ( 37) Средневековая русская церковь (13) Средневековая русская одежда (11) Средневековая русская письменность (16) Металлообработка (2) Живопись (2) Палеография (13) Русская (11) История России (42) СКА (29))Перевод (49) Незаконченный (2)Без рубрики (3)Волжская Булгария (2)Вики (1)
Лицензирование
org/ns#» xmlns:dct=»http://purl.org/dc/terms/»> Приключения Ивана Резанского SCA Adventures by John Beebe лицензированы в соответствии с Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 InternationalОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Русский костюм в средние века сильно отличался от костюмов, которые носили в западноевропейских странах, таких как Англия, Франция, Германия и Италия. Россия сегодня очень холодная страна, а между 1300 и 1700 годами было еще холоднее, чем сейчас. В те времена Балтийское море, которое на самом деле является частью Атлантического океана, зимой замерзало. Большая часть России находится к северу от полярного круга. Зимний холод убивает людей, которые не защищены от него должным образом. Этот холод держал Россию изолированной от запада, потому что огромное количество снега и льда на земле делало невозможным путешествие с остальной Европой. Людей было недостаточно, чтобы уберечь грунтовые дороги от огромных нагромождений льда и снега. Кроме того, средневековая Россия не была единой страной до пятнадцатого века, когда она стала единой империей с императором, которого называли царем (произносится как «царь»). До этого власть находилась в руках многих «царских» родов, управлявших городами и территориями вокруг них. Некоторые из этих городов, такие как Новгород и Киев, были очень важны, потому что они находились на реках или рядом с ними, которые были основным средством передвижения в торговых целях. Когда эти реки замерзали зимой, люди часто использовали их как дороги, хотя нагромождение на них снега и рыхлого льда также создавало трудности для путешественников. В какой-то момент киевские князья были настолько могущественны, что весь регион был известен как «Киевская Русь». Позже «Русь» стала «Россией».
Когда средневековые русские одевались, и мужчины, и женщины первыми надевали рубаху. Это была простая туника с высоким вырезом и очень длинными рукавами, которые они могли натянуть на руки, чтобы защитить их от холода. Их шили из плотной шерсти или льна. Их всегда носили с поясом, так как считалось, что пояс отпугивает злых духов от своих носителей. Поверх этого часто надевали еще одну рубаху. Поверх рубахи женщины надевали различные предметы одежды. Иногда поверх рубахи надевали более короткую тунику — навершник. Это могут быть разные цвета; самым популярным цветом одежды в средневековой Руси был красный, потому что люди любили яркие цвета. Зеленый и синий также были популярны. Они часто вышивали свою одежду красными нитками, если сама одежда не была красной. Женщины также могли носить панову, которая представляла собой юбку из трех отдельных полос ткани, прикрепленных к кожаной полосе, которая использовалась для завязывания одежды на талии. Поскольку эта юбка открывалась спереди, она выглядела скорее как «обратный фартук». Другой популярной одеждой, в основном для незамужних девушек, была запона. Это было очень похоже на гербовую накидку, за исключением того, что было узко сшито по бокам. Мужчины носили туники поверх брюк. Следующим слоем одежды как для мужчин, так и для женщин было пальто, называемое свитой. Поверх свиты можно было надеть плащ или мантию. Было обычным делом носить всю эту одежду внутри, а также когда они рисковали выходить на холод.
Покрой и форма русских костюмов были в основном одинаковы для всех сословий. Основное различие между одеждой зажиточных и крестьян заключалось в ткани. Крестьяне носили одежду из грубой шерсти и льна; богатые носили парчу, тафту и бархат, сделанные из шелка и привезенные либо из Константинополя, либо из Александрии. В торжественных случаях русские царские особы и дворяне носили богато украшенные туники, называемые далматиками. Первоначально это была византийская одежда, принятая русскими правителями в десятом веке. Вначале русские правители хотели объединить страну в империю и править ею с абсолютной властью, как и византийские императоры. Эти одежды носили поверх рубахи и другой длинной туники. Поверх далматика надевали воротник, который называли ожерелья.