Одежда ацтеков: Одежда ацтеков | это… Что такое Одежда ацтеков?

Одежда ацтеков — XVI: Шаг в бессмертие. — LiveJournal

Материалы.
Бедняки носили одежду, сотканную из волокон агавы. Ткань прочная и грубая, похожа на грубо обработанный лен или мешковину. Более богатые щеголяли в одежде из хлопка.
Наиболее дорогим материалом служили перья. В процессе создания «ткани» перья вставлялись в своеобразную паутину, причем, каждое перышко подвешивалось на нить и закреплялось узелком во втором ряду так, что с другой стороны видимой оставалась лишь разноцветная часть пера. Прежде, чем закрепить перья, из них составляли узор. Таким образом изготовляли символы тотемов, знамена, плащи, головные уборы, украшали щиты.

Цвета.
Цвет имел очень большое символическое значение для ацтеков. Красный цвет воспринимался как кровь и никак иначе. Черный цвет олицетворял войну, а так же являлся символом религии: жрецы одевались исключительно в черное. Желтый цвет был цветом пищи. Синий означал жертвоприношение, а зеленый считался королевским цветом.

Узоры.
Рисунок на ткани мог быть любым. Например, изображались цветы, дома, рыбы, улитки, кактусы, листья, птичьи перья, шкуры ягуаров, сердца, солнце и даже дым или падающий снег. Широко распространены были геометрические узоры и сильно стилизованные животные.

Аксессуары.
Ацтеки любили щеголять своим богатством и не упускали случая продемонстрировать свои драгоценности и такие аксессуары, как веера, опахала, которыми отгоняли мух, и головные уборы из зеленых и красных перьев. Из редких камней делали бусы, из золота отливали ожерелья в виде крабов, скорпионов, птиц или морских раковин, которые снабжались колокольчиками, звеневшими каждый раз, когда его обладатель двигался. Те же материалы использовались для подвесок и нагрудных украшений, а руки и ноги богатых молодых людей были украшены кожаными или золотыми повязками с нефритовой и бирюзовой мозаикой. Не столь состоятельные люди носили похожие узоры, но заменяли драгоценные камни, используемые аристократией, на раковины или менее ценные камни.
Некоторым мальчикам еще в детстве прокалывали уши и вставляли крошечные украшения, которые заменяли большими по мере взросления. Мочки постепенно оттягивались, и зрелые мужчины носили уже довольно массивные серьги. Нижняя губа также прокалывалась, чтобы вставить в нее губную серьгу или другое украшение.

Ацтеки носили одежду, по которой можно было почти безошибочно определять род занятий и состоятельность прохожих по их внешнему виду. Люди в скромных белых одеждах — это земледельцы. Более состоятельные опоясывали себя широкими кушаками с густой бахромой и красивой вышивкой. Меховую одежду и шерстяные ткани носили только очень богатые. Знатные лица щеголяли в плащах из перьев — легких, теплых и чрезвычайно изящных. Жрецы были узнаваемы по черным одеяниям до щиколоток, которые ткали для них юные девственницы, приписанные к храмам. На этих одеяниях была кайма из черепов и скрещенных костей.

Мужская одежда.

Одежда у обычного мужчины была простой и практичной. Все носили маштли (или мацтлаль) — набедренную повязку, представляющую собой полосу материи, украшенную на концах. Например, вышивкой, бахромой, мехом, перьями или дисками из драгоценных камней.
Маштли пропускался между ног и закреплялся на талии таким образом, чтобы два его конца свисали спереди и сзади. Для бедняков этот предмет одежды был единственным.
 

Вторым основным (за исключением самых бедных) предметом одежды был длинный плащ – тилмантли, — который завязывался на правом плече, т.к. у ацтеков не было ни брошей, ни булавок, ни пуговиц. Чаще всего, представлял он собой простой прямоугольный кусок ткани из волокон агавы, хлопка, шерсти ламы или кролика, перьев – в зависимости от статуса и достатка носящего. Одевался тилмантли как поверх плеч, так и вокруг тела, пропущенным под левым плечом.
Когда мужчина садился, он переворачивал свою накидку так, что почти вся ткань свисала спереди и прикрывала его тело и ноги. Не очень состоятельные ацтеки носили простые белые накидки. Придворные и знать одевались в накидки с геометрическим рисунком или в полоску, окрашенные в яркие цвета и украшенные изображениями животных и цветов.  Са­мые распространенные мотивы — это солнце, стилизо­ванные раковины, драгоценные камни, рыбы, абстракт­ные геометрические фигуры, кактусы, перья, тигровые и змеиные шкуры, кролики и бабочки.
Богатые люди подчеркивали свое благосостояние, надевая несколько накидок одновременно, одну поверх другой. Тильматли жреца был черного или темно-зеленого цве­та, часто расшитый изображениями черепов и человечес­ких костей. Плащ императора — а он один имел право носить этот аналог пурпурных одежд римских императо­ров — был сине-зеленого цвета, цвета бирюзы.
Так же встречались плащи-серапе, покроем напоминающие классический ролевой «нарамник».
Женщины плащи не носили.

(Еще изображения: -1-, -2-, -3-, -4-)

Широко распространены были и другие предметы одежды. Одежда наподобие треугольного передника могла удлинять набед­ренную повязку до верхней части бедра.
 ( +1)
Иногда жрецы и воины носили под своими плащами или вместо них тунику с очень короткими рукавами, шиколли, у которой был разрез спереди и которую можно было застегнуть, завязав ленточ­ку. У другой модели шиколли не было спереди разреза; ее нужно было стягивать через голову, как рубашку или как блузку/платье (уипилли), которые носили женщины. Эта туника могла закрывать либо только туловище, как жилет или короткая куртка, либо она могла свисать поверх набедрен­ной повязки до самых колен.
  (+1)

Хотя обычно ацтеки носили свободную одежду, но в военное время они наде­вали облегающие одеяния.
«Форма одежды» рыцарей-ягуаров, например, полностью соответствовала фигуре, словно облегающий комбенизон. Рубашка заканчи­валась шлемом, который покрывал голову, а штаны дохо­дили до щиколоток. Традиционными доспехами ацтекского воина была ичкауипилли, или «хлопчатобумажная рубашка», которая представляла собой облегающую одежду, так плотно простеганную, что она могла защитить от стре­лы.  Испанцы часто ценили эти рубашки выше своих собственных стальных доспехов.

( -1- , -2- )

Простой ацтек обычно ходил босой, пока не приобретал вес в обществе. Тогда он начинал носить сандалии (кактли), сделанные из кожи животных или те же волокон агавы. У вождя они были из золота.
Сандалии держались на ногах благодаря ремешкам, которые проходили между большим и вторым пальцами, однако некоторые виды сандалий имели задники и сложную систему ремешков, оборачивавшихся вокруг ноги крест-накрест от лодыжки до колена.

Женская одежда.

( -1-, -2-, -3-, -4-)

Одежда простолюдинок хоть и была одного кроя, но весьма разнообразной по цвету, рисунку и узору.
Женщины носили прямоугольные юбки (куэйтль) до щиколоток, старательно обшитые каймой и бахромой, украшенные вышивкой. Юбки придерживались на талии за счет узорных поясов (фаха). Существовали длинные запашные юбки – чинкуете.
Находясь вне дома, женщины носили поверх юбок белые или узорные туники (уипили), доходившие длиной до бедер. Уипили представляло собой прямоугольный кусок ткани с разрезом, через который продевалась голова. Бока зашивали, оставляя прорези для рук. Они ярко украшались у горловины и по нижнему краю. Повсе­дневная одежда была простая, белого цвета, но ритуальные или праздничные одежды демонстрировали широкое раз­нообразие цветов и узоров. Все свидетели подчеркивают яркость и великолепие туник и юбок, которые носили женщины из благородных семей и участницы ритуальных танцев.
(Схемы. Складки юбки под фаха и формы уипили)

Вместо плащей у женщин были длинные и широкие прямоугольные шали-накидки – ребосо. Так же в них носили за спиной детей. Более нарядные шали назывались кечкемитли (схема) 
Сандалии женщины одевали только в поездках, либо если этого требовало их положение в обществе.

  • Tags:костюм

Драпировочная одежда ацтеков



Драпировочная одежда ацтеков

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Драпировочная одежда ацтеков

Одеяние знатной ацтекской женщины,
состоявшее из куэитля (юбка) и уипилли
(туника, женская рубаха)

Драпировочная одежда представляла собой полотнища ткани, которые, сняв с
ткацкого станка, тут же набрасывали на тело. Их не кроили и не подгоняли по
фигуре носившего их человека.

Магитлатль. Старинный маштлатль (набедренная повязка)
является одним из образцов драпировочного одеяния. Длинный узкий кусок ткани,
маштлатль, носили мальчики и мужчины вместо нижнего белья для защиты половых
органов. Обёрнутые вокруг нижней части тела и пропущенные между ног, его концы
связывали затем на талии. Существовало два способа завязывания концов,
применявшихся в разных случаях. В первом случае концы связывали узлом спереди, и
данный способ предназначался для использования в быту и рабочей обстановке. Во
втором случаем концы связывали таким образом, чтобы один опускался спереди на
половые органы, а второй — сзади на ягодицы. Он предназначался для богов и
ритуальных церемоний и являлся, вероятно, более архаичным.

Получив право носить маштлатль, ацтекские подростки тем самым проходили обряд
посвящения. В соответствии с ацтекской традицией мальчики до 13 лет не носили
нижнего белья; мальчики более младшего возраста носили небольшие плащи,
завязываемые на плече. Однако после 12 лет мальчики носили маштлатль, самый
важный предмет мужского гардероба. Все мужчины — вне зависимости от сословия и
положения — носили нижнее бельё. По словам информантов Саагуна, ходить без
маштлатля считалось нецивилизованным. Несмотря на то, что маштлатль являлся
довольно простым предметом одежды, его концы могли украшать вышивкой,
указывавшей сословную принадлежность того, кто его носил.

 

Когда европейцы прибыли в Мезоамерику и увидели местные
племена, называемые обычно ацтеками, то им в глаза бросилась манера
индейцев украшать одежду перьями и иными яркими природными материалами.
В наше время во всем мире — возможно, под некоторым влиянием ацтекской
культуры — одежду часто украшают стразами и кристаллами. Чтобы не
переплачивать, вы можете заказать по интернету и

купить стразы оптом в интернет-магазине StrazOK.ru, самые яркие и в
разном исполнении: клеевые стразы, термостразы и пришивные кристаллы.
Тут вас удивит богатый выбор качественных страз самых разных форм (типа
Navette, Rivoli, Baguette, Cosmic или Galactic), цветов (как то Siam,
Crystal AB, Emerald, Sapphire, Volcano, Jet и т.д.) и размеров (от ss8
до ss50). Более пяти тысяч различных наименований ярких страз, индейцам
Мезоамерики такое и не снилось!

 

Набедренник. Набедренник является ещё одним образцом
драпировочной одежды, хотя он и не был так распространён, как маштлатль. Он
представлял собой квадратное полотнище, которое складывали треугольником.
Современные образцы набедренников, которые носят индейцы тараумара в Чиуауа,
Северная Мексика, навели учёных на мысль о том, что у ацтеков они были тех же
размеров — приблизительно 101 на 76 см (40 на 30 дюймов). Его традиционно
завязывали на правой стороне талии и носили поверх маштлатля. Хотя о его
функциональном предназначении мало что известно, его носили все мужчины всех
сословий, и более того — по тому, насколько сложен был на нём рисунок, можно
было, вероятно, установить, к каким сословиям — высшим или низшим — принадлежит
его обладатель.

Тильматли и куачтли. Тильматли также являлся образцом
драпировочной одежды, предоставлявшей ацтекам наибольшую свободу для
демонстрации собственного богатства, социального и служебного положения.
Тильматли представлял собой мантию, выполнявшую роль накидки или плаща,
набрасываемые на плечи и драпировавшие всю фигуру; большой тильматли называли
куачтли (обычно из хлопка). Зимой носили тёплую, подбитую утиным пером накидку.

Когда ацтек сидел на земле, то он, по словам антрополога Андреа Люден,
закрывая тело и ноги, обёртывал тильматли вокруг плеч. В зависимости от
сословной принадлежности его обладателя узел завязывали либо на правом плече
(общинник), либо спереди, над нагрудником (знатный человек). Обычно тильматли и
куачтли служили одеждой; однако зимой ими застилали кровати в доме. У каждого
простолюдина было две-три накидки; у знатных людей — значительно больше.
Тильматли стал столь важным для ацтеков предметом одежды, что он превратился в
средство обмена. Рабов можно было приобрести за тридцать куачтли, рабов, умевших
петь и танцевать, продавали за 40 куачтли.

Ацтекское правительство установило жёсткие законы, регулировавшие ношение
тильматли. Простолюдины могли носить тильматли длиной до колен; воины — до
лодыжек, да и то если они были в битве ранены в ноги и нуждались в защите.
Другими словами, лишь знатные лица и правители имели право носить тильматли до
лодыжек.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль
Агилар-Морено. – М., 2011, с. 470-471.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Одежда и одежда ацтеков — ИСТОРИЯ

ОДЕЖДА И ПЛАТЬЯ Ацтеков

Империя ацтеков была цивилизацией в центральной Мексике, которая процветала до прибытия европейских исследователей в эпоху Великих географических открытий. На протяжении всей своей истории как цивилизации Империя ацтеков распространилась на большую часть центральной Мексики и других прилегающих территорий, чтобы стать самым доминирующим и могущественным народом в регионе. Теночтитлан, главный город ацтеков (или альтепетль), был центром этой огромной империи.

Важной частью культуры ацтеков была одежда, которую люди шили и носили. Одежда ацтеков была похожа на одежду других доколумбовых мезоамериканских групп, поскольку они имели относительно схожие истории и культуры. При этом есть несколько ключевых моментов в отношении одежды и одежды ацтеков. Во-первых, общество ацтеков было разделено на отдельные классы, и разные классы носили разную одежду. Например, первосвященники, дворяне и члены королевской семьи носили очень богато украшенную одежду, а низшие классы — нет. Во-вторых, основным предметом одежды ацтеков для мужчин был «макстлатль», разновидность набедренной повязки. Мужчины обычно носили макстлатль с верхней одеждой, напоминающей плащ, который назывался «тилмахтли». Тимахтли были стилизованы по-разному, чтобы различать разные классы ацтекского общества. В-третьих, известно, что ацтекские женщины носили блузку под названием «хуипилли» вместе с длинной юбкой под названием «куитль». В качестве обуви знать ацтеков носила сандалии, которые они называли «кактусы». Простолюдинам в ацтекском обществе не разрешалось носить их, поскольку они считались признаком статуса. Кроме того, все ацтеки должны были ходить босиком, когда они входили в храм или находились в присутствии императора (хуэй тлатоани).

Правитель Тескоко (Нецауальпилли) в xiuhtilmatli (синий плащ), maxtlatl (набедренная повязка) и cactli (сандалии). Из Кодекса Истлилксочитль.

Головной убор вождя ацтеков Моктесумы II

Ювелирные изделия и аксессуары также были популярны в ацтекском обществе. Например, известно, что и мужчины, и женщины носили ожерелья и браслеты из золота и различных камней. В целом, украшения были символом статуса для ацтеков: высшие классы носили больше, а низшие — меньше. Также заметными в украшениях и одежде ацтеков были перья и раковины. Фактически, сине-зеленые перья птицы кетсаль высоко ценились и носились исключительно на головных уборах ацтекской королевской семьи.

Еще одним важным аспектом одежды ацтеков была одежда и доспехи для воинов. В частности, все воины носили макстлатль (набедренную повязку) вместе с формой доспехов, называемой «ичкахуипилли». Ичкауипилли представлял собой одежду из толстых слоев хлопка, которую носили как куртку и обеспечивали воину защиту от острого оружия. Кроме того, ацтекские воины часто награждались за свои боевые действия различными украшениями из раковин и стеклянных бусин. Воин высокого ранга или тот, кто родился в благородном сословии, мог носить дополнительную защиту в одежде, называемой «тлауизтли». Эти наряды были украшены более богато, чтобы выделить воина, и обеспечивали большую защиту, поскольку закрывали руки, ноги и туловище. Тлауизтли обычно шили из хлопка и кожи.

Ацтекские воины в доспехах ичкауипилли и костюмах тлауизтли из Кодекса Мендосы.

Ацтекский воин-ягуар

Самыми прославленными воинами в культуре ацтеков были воины-орлы и воины-ягуары. Воины Орла и Ягуара назывались «куаухоцелотль» и были двумя самыми элитными типами воинов в ацтекской армии. Воины, заслужившие эти звания, считались лучшими за их способность захватывать пленных в бою, что было одной из главных задач ацтекских вооруженных сил. Оба набора этих типов воинов носили очень характерные типы одежды, которые отличались от остальных воинов ацтеков. Например, известно, что воины-орлы носили шлемы и костюмы, украшенные орлиными перьями. Кроме того, у них обычно была голова орла на голове, а их лицо было видно из открытого клюва. Принимая во внимание, что воины-ягуары носили шкуру или шкуру ягуара, которая обычно покрывала все их тело. Их лица выглядывали из открытой пасти ягуара. Воины-ягуары носили его, веря, что они обретают силу животного в бою. И воины-орлы, и воины-ягуары шли в бой с оружием, называемым макуауитль, которое представляло собой разновидность деревянной дубины, к краям которой были прикреплены очень острые обсидиановые лезвия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *