Какую обувь носили в Древнем Риме – Италия по-русски
Оставить плюсик!
Рассказываем, кому обязаны итальянцы безупречным мастерством по выделке кож и изготовлению прочной, удобной и красивой обуви, покорившей мир.
ГРЕЧЕСКАЯ ОБУВЬ
Древние римляне позаимствовали многое у древних греков, в том числе, дизайн обуви. Основной обувью греков была «pedῖlon», примитивная форма сандалий, с кожаной стелькой, вырезанной по форме стопы, и рядом кожаных полос, доходящих до подъема. Эта обувь превратилась в более прочные «sandάlia», окрашенной в яркие цвета (красный, желтый) для женщин. Вслед за ними появились «krhpίς» (крепес), мужские открытые туфли, от которых произошли «ἐndromίς», шнуровка которых доходила до колен, типичная обувь военных.
«ἐmbάdeς», вероятно, вавилонского или фракийского происхождения, были одними из первых моделей закрытых туфель, как мужских, так и женских, выпускаемых в многочисленных вариантах, низких или высоких, и разных цветов. Женская обувь для церемоний называлась «diάbaqron», с вставками драгоценных и недрагоценных металлов.
Очень дорогие «baucides» на платформе носили гетеры, чтобы казаться выше и стройнее. Затем существовали «coturni», очень высокие сапоги, которые носили трагические актеры.
Основные центры по производству греческой обуви находились на Сицилии, в Черном море, Киренаике и Малой Азии, где сапожники занимались как дублением кожи, так и изготовлением обуви. Окрашивание происходило с использованием тех же методов, что и для тканей, путем нанесения растительной коры, пигментов минерального или металлического происхождения и красной земли.
ЭТРУССКАЯ ОБУВЬ
Позаимствовав базовые модели у греков, римляне скопировали и элегантность утонченных этрусков. Модель обуви, найденная при раскопках в Кьюзи и хранящаяся в Британском музее в Лондоне (490 — 470 г.г. до н. э.), очень напоминает римские «Перонес», даже если на задней стороне ступни у римлян было отверстие, которое завязывали кожаными шнурками.
Типичная модель, используемая этрусками в шестом веке до н.э., — это сапоги с вытянутым приподнятым носом, так называемые «calcei repandi», некоторые черты которой до сих пор сохранились в традициональной обуви жителей горных селений центральной Италии.
Эти стили почти без изменений переняли римляне.
КОЖАНАЯ ВЫДЕЛКА
Римляне добывали квасцовый камень в Толфе и Аллюмьере в Лацио, производя из него сульфат алюминия, квасцы. Квасцы были основополагающими в текстильной промышленности как фиксатор цвета, использовались для печати на пергаменте, для дубления кожи, для производства стекла и, как кровоостанавливающее средство, для заживления ран. Короче говоря, из квасцев делали все, кроме алюминия.
Римляне выделывали кожу, подвергая ее воздействию дыма костров, особенно тех, которые жгли из свежей древесины. Это был вид «альдегидного дубления» (класс химических соединений, которыми богат дым и некоторые из которых используются до сих пор).
Затем существовало «растительное дубление» с танинами, потому что при контакте с водой и с ветвями и листьями кожа становилась коричневогоцвета и носилась гораздо дольше. Фактически, листья и древесина содержат растительные танины, которые поглощаются кожей. До сих пор растительные дубильные вещества в форме экстрактов обычно используются для производства определенных видов кожаных изделий, в частности, для получения кожи для подошвы обуви.
Существовали и альтернативные методы дубления кожи, к примеру, мочой, корой дуба, корой сосны и кожурой граната.
Римляне, в большинстве своем, носили обувь на босую ногу, кроме как на севере, где было холоднее (там обматывали ноги шерстяными лентами), в то время как во всех крупных городах ходили в обуви без всякого подобия современных носок даже зимой.
ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ
Обувные корпорации
Плутарх рассказывает, что уже во времена Римского царства кожевники были объединены в корпорацию.
Эти корпорации, предшественники современных объединений ремесленников, действовали в течение всего республиканского периода; Юлий Цезарь, который вникал в абсолютно любые дела государства, даже издал для них ряд законов, регулирующих эту деятельность.
Выделка кожи как профессия уже переживала период расцвета в царский период, настолько, что была сформирована корпорация Кориариев (Coriarii), специализирующихся на дублении кожи различными веществами, такими как квасцы, моча, различные жиры и растительные вещества. Римляне пользовались услугами гражданского сапожника (Sutor), военного сапожника (Caligarius) и производителей сандалий (Solearius или Baxearius), специализированных мастеров и торговцев, всегда присутствующих на форуме. Их мастерские находились по соседству, в квартале, за входом которого стояла статуя Аполлона в сандалиях — отсюда и название знаменитого Аполлона Сандалариуса.
Производство
Римская обувь могла быть отполирована пчелиным воском и окрашена шафраном для желтого, танинами для черного, индиго для синего и багрецом для красного цвета (типичного для самой роскошной обуви).
Верх обуви был сшит из льняного полотна и соединен с подошвой полосками кожи или высушенными кишками животных.
Подошва была объектом особого внимания и работы. Железные заклепки были размещены так, чтобы от них оставались хорошо различимые и узнаваемые отпечатки на земле. У каждого полка было свое особое расположение гвоздей. Понятно, что дезертира могли вычислить без труда.
Даже римские куртизанки оставляли особые следы, которые ясно указывали: «Следуй за мной!» Кроме того, толстые пробковые подошвы позволяли этим дамам казаться выше.
Мода
Сандалии в Имперский период стали изысканными и роскошными, украшенными бронзовыми, медными, золотыми и серебряными нитями и пряжками, цветными перьями, подвесками, цепочками, ракушками и перламутром, инкрустациями из драгоценных или полудрагоценных камней.
Юлий Цезарь носил на публике золотые сандалии, которые, как считают историки, были, на самом деле, кожаными с золотой отделкой, иначе они были бы довольно неудобными. Иногда и подошва могла быть покрыта золотом: именно сандалиями на золотой подошве Нерон, как говорили, ударил в живот беременную жену Поппею, убив ее.
Уже в 215 г. до н.э. закон Lex Oppia пытался ограничить богатство женской одежды. Позднее тот же Юлий Цезарь, а затем и другие императоры боролись против чрезмерной пышности мужской и женской одежды, установив также максимально допустимую цену убранства, но они не добились многого.
Великий Гораций высмеивал людей, которые носили золото на своих одеждах, но все напрасно: мода нравилась и была крупным бизнесом.
О римcком императоре Гелиогабале говорили, что он не надевал одну и ту же пару туфель два раза подряд, но запрещал матронам носить сандалии, украшенные вышивкой или драгоценными камнями, возможно, потому, что он хотел быть единственным, кто одевался шикарнее всех в империи. Другой императпр Гай Юлий Цезарь Германик обычно носил «Калигулы», за что солдаты его прозвали «Калигулой».
Только мужчины могли использовать красный цвет для обуви, но Марк Аврелий, мудрый император, в законах о привилегиях запретил мужчинам использовать цветные туфли. Что касается дорогих белых сандалий, они были зарезервированы для императора.
Виды римской обуви
Первыми ботинками римлян были «Solae», используемые мужчинами и женщинами, своего рода примитивные сандалии, от названия которых произошло итальянское слово «Suola», «подошва».
Это были примитивные туфли на кожаной подошве, привязывающиеся к ноге, которые впоследствии стали домашней обувью, своего рода, тапочками.
Римляне никогда не ходили в гости или на банкеты без домашней обуви (рабы несли сандалии для своих хозяев). Римляне, как и японцы, как только входили в дом, снимали обувь и надевали тапочки, потому что считалось негигиеничным ходить в домах в том, в чем ходили по улице.
В домах мужчины и женщины обычно носили «Soccus», легкие и низкие ботинки, похожие на туфли греческого происхождения; их надевали, как только входили в атриум. Соккус были домашней обувью без шнурков, как тапочки, с кожаной или пробковой подошвой. Конечно, гости приносили их с собой из дома. Соккус — это обувь, используемая также комическими актерами.
Вместо этого «Котурно» («Coturno») обычно носили актеры трагедий: это обувь с шнуровкой на лодыжке или икре и на очень толстой подошве, чтобы сделать рост выше и актера более впечатляющим.
Впоследствии римляне носили «кальциды» или кальцеи, используемые мужчинами и женщинами, на подошвах без каблуков толщиной около 5 мм, с верхом из мягкой кожи, покрывающим всю ступню, иногда украшенные серповидными пряжками цвета слоновой кости.
Кальцеи, которые носили сенаторы (Calcei senatorii), были черными, кальцеи высокопоставленных чиновников — красными. В погребальной стеле сапожника Кайо Джулио Элио, датируемой первым веком до нашей эры, выставленной в Риме в музее Монтемартини, вырезаны образцы кальцеи.
Кальцеи были очень любимы богатыми римлянами и, безусловно, являлись самой дорогой и удобной обувью.
Римские мужчины, особенно военные, носили военную обувь «Калиги» или «Калигулы», которая подарила прозвище Императору Калигуле и была полностью закрыта. Военные, вплоть до центурионов, крестьяне и все, кому приходилось преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, носили Калиги, туфли на тяжелой подошве без каблуков с шипами. На верхнем крае обуви, для облегчения надевания, были сделаны две прорези, спереди и сзади, обувь была сделано из очень толстой кожи и, следовательно, жесткой.
«Кампагус» (Campagus), которые по внешнему виду мало отличались от «Калиги», были ежедневной обувью Императора.
Женщины часто носили шлепанцы, похожие на греческие креписы, сделанные из кожи или пальмовых ветвей, часто цветные.
В позднеимперский период матроны надевали золотые сандалии или ботильоны длиной до икры, сделанные из кружевной кожи.
Или они носили, как и мужчины, Crepidulae, ботинки с очень высокой подошвой, привязанной к подъему ноги полосками кожи, которые в зависимости от богатства и титула могли быть более или менее украшены, даже иметь подошвы из золота или серебра.
По случаю церемоний патриции, но только для мужчин, носили Муллеи (Mullei), Кальцеи пурпурного цвета с очень толстой подошвой, чтобы увеличить рост тех, кто их носил, как свидетельствуют Плиний и Светоний. И Кальцеи и Муллеи были дорогой, сложной, трудной для ношения и неудобной обувью, поэтому в повседневной жизни римляне носили сандалии с подошвой, закрепленной на ногах различными системами на основе кожаных ремешков.
После завоевания Галлии в Римской империи обувь «Gallicae» стала очень модной — это были галлийские сандалии для мужчин на деревянной подошве, завязанные спереди.
Простые люди и крестьяне, мужчины и женщины, носили другие виды обуви; наиболее часто использовались обувь Perones с подошвой без каблука с верхом из кожи до щиколотки, закрепленной на задней части стопы с помощью пряжек или шнурков, которую можно было носить на босой ноге или вставлять какой-то войлочный носок. Рабы, мужчины и женщины, носили деревянные сабо «Sculponea» из неокрашенной овчины и кожи.
Самые бедные люди также носили Adonis, еще более простую обувь с прямоугольной подошвой, которая крепилась длинными кожаными ремнями к частям из шерсти или войлока.
В 5-6 веке римские матроны носили золотые сабо или кожаные сапоги, которые скрипели и цокали при каждом шаге, что шокировало святого Иеронима. «Как женщины смеют это надевать?», — вопрошал он. Но уже тогда был введен запрет на различные цвета и оборки, пока новая религия и вовсе не унифицировала костюмы до строгости и отсутствия стиля.
Какая разница с языческими временами, когда римские женщины надевали цепочки на лодыжки из золота и серебра, а иногда прикрепляли к кожаным шнуркам цветных туфель серебряные погремушки, чтобы, когда они проходили, сладкий звон доносился до мужчин!
Теперь вы понимаете, почему Италия — страна красивой обуви: это очередная заслуга древних римлян, которые преуспели в моде, взяв лучшее из разных культур того времени.
Гиды, трансфер и шоппинг
Добавь сюда свою фирму!
Фото romanoimpero.com
Обувь женщин Древнего Рима
В отличие от Греции, в Римской Империи не было принято ходить босиком. Мужская и женская обувь древних римлян различалась только по цвету, а не по форме. Император Аврелий свои указом дал женщинам право выбирать материал, из которого будет изготовлена их обувь и ее расцветку. По тому, какие сандалии обуты на римлянке, можно было определить, к какому социальному слою она принадлежит.
Домашняя обувь
Дома римляне носили простые подошвы с ремнями, называемые солеас. Приходя в гости, матроны имели при себе сменную обувь, которую несли рабыни, сопровождавшие их. Простолюдинки несли свои домашние сандалии сами. Без собственной обуви приходить в гости было не принято. От остальной обуви женские солеас отличались:
- тонкой кожаной подошвой;
- изготовленным из полосок кожи или ткани верхом;
- ярким цветовым оформлением.
Трапезничали жители Древнего Рима лежа. Поэтому рабыни снимали со своих хозяек солеас. За столом матроны проводили много времени: пили, ели, обсуждали новости, иногда сплетничали. В обиход вошло выражение «солеас депонерум», в переводе означавшее: снять сандалии. Постепенно эти слова стали восприниматься как приглашение к столу. Рабы присматривали за обувью патрицианок. Ведь если сандалии пропадут, будет грандиозный скандал: появляться на улице матроне в солеас, а тем более, босиком, — верх неприличия.
Обувь для улицы
По мостовым прекрасные римлянки ходили в сандалиях и башмаках, называемых кальцеоли. В Древнем городе процветало сапожное ремесло, приравненное к искусству. Мастера специализировались на определенном виде обуви и занимались индивидуальным пошивом, а ученики изготавливали «ширпотреб» для магазинов. Женские кальцеоли были, как правило, из мягкой светлой кожи, иногда украшенные жемчужинами, золотом и драгоценными камнями. Все решало богатство и статус их хозяйки. В Древнем Риме положение женщины в обществе определяло ее поведение, костюм, прическу, макияж, а также обувь:
- дамы благородного поведения носили только закрытую обувь;
- куртизанки могли позволить себе сандалии, демонстрирующие красоту их ступней;
- незамужним благовоспитанным девицам разрешались только кальцеоли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди шнурком или лентой.
Простолюдинки и рабыни носили деревянную обувь или ходили босиком. Иногда бедному сословию приходилось носить курбанты — кусок сыромятной кожи, обвязанный вокруг щиколотки.
Причуды жителей Вечного города
Богатство императоров и патрициев давало им, их женам и любовницам право на всяческие причуды и капризы. Например:
- жена императора Клавдия Нерона Поппея носила обувь с золотыми подошвами, а он сам — с серебряными;
- у некоторых членов Римского сената была забава: носить под тогой правую туфельку своей возлюбленной. Отсюда — мода на крошечную дамскую ножку;
- женщины легкого поведения, привлекая кавалеров, требовали от сапожников набить гвоздями на подошве слова: «Следуй за мной».
На основании принятых во времена Римской Империи канонов и правил лишь по одной туфельке через много сотен лет можно понять, кем была ее хозяйка, какое положение в обществе занимала.
Римская обувь | Encyclopedia.com
Наряду с жителями Индии древние римляне были одним из первых народов в истории человечества, которые разработали широкий ассортимент обуви. Древние месопотамцы (жители региона с центром на территории современного Ирака), египтяне и греки либо ходили босиком, либо использовали простые сандалии в качестве преобладающей формы обуви. Климат в этих регионах сделал такой выбор обуви разумным. Но более изменчивый климат на итальянском полуострове, родине этрусков и римлян, делал ношение сандалий или хождение босиком неудобным. Эти общества разработали множество различных стилей обуви, от легких сандалий для ношения в помещении до тяжелых ботинок для использования в военных целях или для путешествий в более холодный климат. Кожа была основным материалом, используемым для изготовления обуви в Древнем Риме. Римляне умели делать качественную кожу из коровьих шкур.
Этрусская обувь
Этруски, предшествовавшие римлянам в создании полностью развитого общества на итальянском полуострове примерно в 800 г. до н.э., разработали несколько различных форм обуви. Однако мы мало знаем об этрусской обуви, потому что сохранилось мало записей об их культуре. Их часто называют «загадочными» этрусками. Но историки считают, что они заимствовали стили обуви у греков и с Дальнего Востока, возможно, у обществ Индии. Имеющиеся свидетельства, в первую очередь статуи и некоторые настенные росписи, а также римские истории, указывают на то, что этруски носили легкие сандалии, тапочки из ткани (вероятно, шерстяные) и кожаные сапоги, которые закрывались кожаными ремнями. Одна форма сандалий с острыми, загнутыми вверх пальцами, по-видимому, была заимствована из Восточной Азии. Все, кроме этого последнего стиля, можно увидеть в более поздних римских туфлях.
Обувь римлян
Основные типы обуви, которую носили римляне, очень мало изменились с момента образования Римской республики в 509 г. до н.э. до падения Римской империи в 476 г. н. э. Основная уличная обувь была известна как calceus. Эта обувь закрывала всю стопу и закрывалась кожаными шнурками, называемыми ремешками. Другая немного более легкая уличная обувь называлась крепида. Он закрывал бока и заднюю часть стопы и мог быть выполнен в нескольких разных стилях. Римляне также носили несколько стилей обуви. Котурнус, высокие богато украшенные сапоги, носили всадники, охотники и некоторые авторитетные лица, чтобы показать свой статус. Это был высокий богато украшенный ботинок. Еще один тип обуви, заимствованный римлянами у жителей завоеванной области, известной как Галлия, на территории современной Франции, назывался галликой. Это были прочные ботинки, созданные для работы и для холодной погоды. Наконец, римляне носили в помещении несколько стилей обуви. Наиболее распространенной была подошва или сандалия. Легкая обувь из кожи или плетеных листьев папируса, подошва крепилась к ноге простым ремешком через верхнюю часть стопы или подъем. Другая домашняя обувь включала сокки, свободные кожаные тапочки, и сандалии, сандалии на деревянной подошве, которые носили в основном женщины.
Хотя основные типы обуви оставались неизменными на протяжении всей римской истории, стили со временем менялись. Стили обуви до и во время Римской республики (509–27 гг. до н. э.) были простыми, с небольшим орнаментом, что отражало простоту и бережливость ранних римлян. С возвышением Римской империи после 27 г. до н. э., когда римляне росли в богатстве и могуществе, стили обуви стали более богато украшенными и декоративными. Состоятельные люди особенно часто носили обувь с золотой отделкой или орнаментом, металлическими пряжками, вышивкой или драгоценными камнями.
Как и в случае с другими формами одежды, римляне использовали различия в стилях обуви для обозначения статуса и могущества владельца. Например, сенаторы, издававшие законы в римские времена, носили особую форму кальцеуса, закрепленного четырьмя черными ремешками, в то время как императоры носили кальцеи (множественное число от кальцея), закрепленные красными ремешками. С другой стороны, рабам вообще не разрешалось носить кальцеи. Они шли босиком. А заключенных часто заставляли носить тяжелые деревянные крепиды, затруднявшие передвижение. Актеры в римских драмах также использовали обувь, чтобы символизировать статус персонажей, которых они играли. Комические актеры носили легкие кожаные крепиды, а актеры в более серьезных пьесах, называемых трагедиями, носили котурни (множественное число от котурна). Как и сегодня, о человеке в Древнем Риме можно было многое сказать по тому, какую обувь он носил.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Косгрейв, Бронуин. Полная история костюма и моды: от Древнего Египта до наших дней. Нью-Йорк: Checkmark Books, 2000.
Таинственные этруски. http://www.mysteriousetruscans.com/index.html (по состоянию на 24 июля 2003 г.).
Саймонс, Дэвид Дж. Костюм Древнего Рима. Нью-Йорк: Chelsea House, 1987.
Calceus
Cothurnus
Crepida
Gallicae
Solea
Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения для тела и обувь на протяжении веков
Древнеримская обувь
С тех пор, как люди ходят по планете Земля, им приходится носить кожаную обувь чтобы защитить свои нежные ноги. Самая старая обувь в мире, которая была найдена, ок. 5500 лет (слева). Названный «башмаком Арени-1», он был обнаружен международной группой археологов в армянской пещере в 2008 году. В сочетании с прохладными и сухими условиями в пещере пол пещеры был покрыт толстым слоем овечьего навоза. который запечатал и сохранил обувь 7-го размера.
Обратите внимание на дубленую кожу и кожаные шнурки. Солома, найденная в ботинке, была датирована тем же возрастом, что и сам ботинок. Возможно, это была дополнительная прокладка для тепла и камней.
В 1991 году туристы в австрийских Альпах недалеко от итальянской границы обнаружили Ледяного человека в тающем леднике. В возрасте 5300 лет Ледяной Человек попал в заголовки международных газет, потому что он является самым старым, сохранившимся в неприкосновенности человеком, когда-либо найденным. Несмотря на то, что он на несколько сотен лет моложе «самой старой обуви в мире», его обувь похожа на самую старую обувь. (Ученые пришли к выводу, что Ледяной Человек был убит.)
Обувь Ледяного Человека (вверху) была сделана из оленьей шкуры. Подошвы ботинок были из медвежьей шкуры, а для изоляции и тепла внутренняя часть ботинок была набита мягкой травой. Один ученый предположил, что из-за сложности обуви в очень древние времена, вероятно, были сапожники.
Если мы перенесемся на тысячи лет вперед, к временам, когда ранние христиане и древние римляне смешались на рыночных площадях и полях сражений, мы увидим, что обувь БЫЛА сделана профессиональными сапожниками, и она была «улучшена», а не «переработана». разработан», потому что они по-прежнему сделаны из кожи и по-прежнему незаменимы при ходьбе. Или к беготне, как в случае с 2000-летней римской обувью (слева), обнаруженной в 2016 году во рву в римском форте Виндоланда, недалеко от Хексхэма Нортумберленд. Для первооткрывателей римская обувь выглядела очень похожей на ту, которую две тысячи лет спустя носил Дэвид Бекхэм, английский профессиональный футболист.
Поскольку в Древнем Риме было теплее, чем в «старейшей обуви», найденной в Северной Европе, они в основном носили то, что мы носим летом, — сандалии.
Слева вверху простая сандалия, которую носили римляне и христиане в 200 году нашей эры.
Справа «причудливые» сандалии, которые носила богиня охоты Артемида на статуе в Лувре, Париж
Солдаты римских легионов носили caligae (слева), сапоги на толстой подошве с гвоздями (клепаниями) . Они были сделаны из кожи. Как уже было замечено, обувь была сделана из шкур животных навсегда… навсегда. Жалкая смерть была вызвана этими башмаками с шипами во время битвы за Иерусалим в 70 году нашей эры, когда римляне осаждали евреев.
В конце концов евреи потеряли Иерусалим, но они боролись изо всех сил за каждую его часть. Римляне овладели башней Антонии в середине июля 70 г., но отступили для разведки. Когда доблестный римский вспомогательный солдат по имени Юлиан увидел, что его товарищи отступают, в порыве героизма он побежал за евреями и убил многих из них. Тит, римский полководец, и его солдаты смотрели с восхищением, но что-то произошло.
Битва за Иерусалим
Иосиф Флавий в своих Войнах 6.1.8 описывает эту сцену: «… как у Юлиана была обувь, полная толстых и острых гвоздей, как и у всех других солдат (caligae — шипы на подошвах обуви), поэтому, когда он бежал на (гладких мраморных) полах храма он поскользнулся и упал на спину с очень сильным шумом, который издавали его доспехи. Это заставило тех иудеев, которые убегали, повернуть назад… Иудеи окружили его толпами и поражали его копьями и мечами своими со всех сторон… но (Юлиан), когда он многих из них пронзил свой меч… он прижал шею к своему телу, пока все остальные его конечности не были сломаны, и никто не пришел его защищать, и тогда он уступил своей судьбе… (Тит) был глубоко потрясен… тем более, что он был убит на глазах из стольких (солдат)… таких, которые могли бы (помочь ему), но были слишком напуганы, чтобы попытаться это сделать».
Иосиф Флавий — один из немногих писателей древности и любого другого времени, описывающих смерть в результате обуви. Обувь военных с шипами / шипами также использовалась простолюдинами для пеших прогулок и прогулок по пересеченной местности.
Вся римская обувь была на плоской подошве. Высокие каблуки вошли в моду только в конце 1500-х годов. По сути, римляне всегда носили вариации открытых сандалий, каждая со своим именем.
Обратите внимание на кальцеус (обычно подбитый гвоздями ботинок с толстой подошвой) на охотнике с этой мозаики (слева) из Виллы Романа-дель-Казале на Сицилии — 300-е годы нашей эры.
Охотник одет в красочную тунику и тяжелую шерстяную защиту на ногах.
Охотники, однако, в древнеримские времена охотились, как некоторые охотятся сейчас, для развлечения и потому, что это считалось своего рода «военной подготовкой».
Обувь в древности, как и в современности, часто говорила о статусе человека. Здесь (внизу) можно увидеть обычные римские мужские сандалии с высокими ремешками, нормальные женские сандалии, закрепленные, как и сегодня, с кожаным ремешком между пальцами ног, и несколько изнеженные закрытые красные туфли, которые римский сенатор был вынужден носить.