Новогодние дореволюционные открытки: Дореволюционные новогодние и рождественские открытки

Рождественские открытки начала XX века

Коллекция включает 28 открыток, 6 документов.

Подготовка к Новому Году и Рождеству всегда начинается заранее, и одним из традиционных элементов ее выступает поздравительная открытка. Традиция отправлять поздравительные открытки родным и друзьям практически утеряна в наши дни, а ведь еще в начале XX века открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоко ценимого.

Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 г. На ней был изображен зимний пейзаж и семейство, расположившееся возле елки. Массовое производство рождественских открыток началось в Англии в 1843 г., когда в преддверии Рождества английский государственный чиновник сэр Генри Коул придумал разослать всем поздравительные открытки взамен личных визитов. С 1860-х годов было налажено массовое производство открыток. Первые рождественские открытки для России специально печатались за границей, а в самой стране впервые были выпущены Общиной святой Евгении в 1898 г. В создании рождественских открыток принимали участие такие известные художники как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих. Старинные рождественские и новогодние открытки делали лучшие профессионалы своего дела, заслуженные художники и печатники, а также фотографы – для этого объявлялись конкурсы, устраивались выставки и выпускались каталоги. В отделе редких книг хранится коллекция дореволюционных новогодних и рождественских открыток, принадлежавших барнаульской семье М. А. и В. А. Васильевых. Дореволюционные открытки, посвященные самому любимому зимнему празднику, позволяют увидеть, каким Рождество и Новый год были более 100 лет назад.
Воробьева Наталья Владимировна, зав. отделом редких книг АКУНБ

Далее: рождественские открытки начала XX века; литература об открытках.


Рождественские открытки начала XX века


Литература об открытках:







1.Белицкий, Я. М. О чем поведала открытка / Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. — Москва: Связь, 1978. — 102 с., [24] л. ил.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Темой для каждого из рассказов, составляющих эту книгу, служит изучение истории и сюжета почтовой открытки. В качестве иллюстраций использованы старинные русские открытки, издания первых лет революции и ряд открыток, выпущенных в послевоенные годы.
2.Иванов, Е. В. Новый год и Рождество в открытках / Е. В. Иванов. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — 335 с., [40] л. ил.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Книга, созданная на основе авторской коллекции новогодних и рождественских открыток, откроет читателю целый пласт культуры, который таится в столь обыденной и «однодневной» вещи, как поздравительная открытка. Их эстетика, сюжетика и символика впервые подверглись глубокому и всестороннему анализу.
3.Олеск, Ксения. Открытка — на все случаи жизни и на все времена / К. Олеск // Комсомольская правда. — 2014. — № 13-т, 27 марта-3 апреля. — С. 12.
Полный текст (jpeg, 638 Кб)
4.Чапкина, М. Я. Москвичи поздравляют!: русская поздравительная открытка 1897-1917 годов: [альбом] / Мария Чапкина. — Москва: Контакт-Культура, 2009. — 254 с.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Альбом посвящен одному из замечательных явлений культуры России — поздравительной открытке. Он составлен на основе личной коллекции автора и демонстрирует богатейший ассортимент и художественное многообразие поздравительных открыток, изданных в 1897-1917 годах, и сразу ставшими неотъемлемой частью быта москвичей. Издание включает более 750 красочных открыток, значительная часть которых неизвестна современному читателю.

5.

Чапкина, М. Я. Художественная открытка: [К столетию открытки в России: альбом] / Чапкина Мария Яковлевна. — Москва: Галарт, 1993. — 303 с.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Альбом приглашает вас в забытый, хотя, казалось бы, очень знакомый мир русской открытки. Впервые представляются в полном объеме все виды художественной открытки за сто лет ее существования. Это «открытые письма» к Рождеству, Святой Пасхе, Дню Ангела. Это привычные в начале XX века фирменные рекламные карточки и многообразные сатирические серии. Это открытки, выпущенные Общиной Св.Евгении по рисункам знаменитых художников рубежа веков. Показано своеобразие открыточной продукции и после революции: плакатная, в «лучших» сталинских традициях, и кичевая, слащаво-курортная. В альбоме имеются и открытки военных, и так называемых «застойных» лет, и новейшего времени. В основу альбома положены уникальные коллекции автора — М.Я.Чапкиной, а также П.Д.Цуканова и М.С.Забоченя. Всего в альбоме воспроизводятся в цвете 495 открыток, полиграфия высокого качества.
6.Шлеев, В. В. Художественные открытки и их собирание / В. В. Шлеев, Э. Б. Файнштейн . — Москва : Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), 1960. — 36 с. : ил.
Полный текст (pdf, 6,42 Мб)
В настоящей брошюре авторы поставили своей задачей дать краткие сведения о появлении и распространении открыток, характеристику различных существующих типов открыток, ознакомить с существующими способами их систематизации, хранения и экспозиции.

Дореволюционные новогодние открытки (65 фото)

1

Ретро открытки с новым годом

2

Новогодние и Рождественские открытки

3

Рождественские открытки ретро

4

Старинные новогодние

5

Старинные новогодние открытки 1913

6

Старинные новогодние открытки

7

Старинные новогодние открытки

8

Красивые старинные новогодние

9

Старые открытки

10

Старинные новогодние открытки

11

Дореволюционные новогодние открытки

12

Старинные открытки с новым годом и Рождеством

13

Дореволюционные открытки с новым годом

14

Старинные открытки с новым годом и Рождеством

15

Старорусские открытки с новым годом

16

Старая цветная Рождественская открытка

17

Старинные открытки на рабочий стол

18

Дореволюционная Рождественская открытка

19

Винтажные Рождественские открытки

20

Ретро открытки с новым годом

21

Елка старые открытки

22

Винтажная открытка новый год

23

Новый год старинные открытки

24

Старинные открытки с новым годом

25

С Рождеством старинные

26

Новогодние открытки начала 20 века

27

Винтажные Рождественские открытки

28

Новогодние открытки прошлого века

29

Новогодняя традиция дарить открытки

30

Старинные Рождественские открытки

31

Французские Рождественские открытки

32

Старинные новогодние

33

Новогодние открытки ретро Винтаж

34

Ретро открытки с новым годом дореволюционные

35

Винтажная открытка новый год

36

Открытки с Рождеством Христовым

37

Винтажная открытка с новым годом

38

Открытки с Рождеством до революции

39

Рождество живопись

40

Старинные открытки с новым годом и Рождеством

41

Новый год старинные открытки

42

Рождественские германские открытки

43

Дореволюционная Рождественская открытка

44

Австрийские открытки с Рождеством

45

Современная Рождественская открытка

46

Новогодняя открытка

47

Новый год старинные открытки

48

Дореволюционные новогодние открытки с поездом

49

Открытки с Рождеством Христовым

50

Рождество в стиле ретро

51

Старинная Рождественская открытка

52

Новогодние открытки 1960

53

Старинные Рождественские открытки

54

Новогодние открытки тройка

55

Новогодние открытки ретро

56

Первые Рождественские открытки в России

57

Новый год старинные открытки

58

Европейские Рождественские открытки

59

Старинные Рождественские открытки

60

Дореволюционная Рождественская открытка

61

Новый год дореволюционные открытки

62

Старинные открытки с Рождеством

63

Французские Рождественские открытки

64

Старинные новогодние открытки

65

Винтажные новогодние открытки

Маленькие, но смертоносные: открытки, которые разожгли русскую революцию

В этой прекрасно иллюстрированной книге Тоби Мэтью обосновывает непритязательную роль открытки в политизации дореволюционной России. Дешевые в изготовлении, легко транспортируемые и спрятанные, несущие простое графическое сообщение, открытки с картинками идеально подходили для антиправительственной агитации. Слишком опасные для публикации, эти маленькие кадры мятежа годами хранились и распространялись в альбомах открыток, которые были характерной чертой любой приличной гостиной и растущего числа крестьянских хижин и рабочих бараков.

До 1905 года революционные группы печатали открытки за границей и контрабандой ввозили их в страну, одновременно распространяя свои идеи и собирая средства. Русско-японская война давала хороший материал для сатирических образов, однако в те дни количество активных революционеров было ничтожно мало — возможно, несколько тысяч на 125-миллионную страну, — и подавляющее большинство русских были бездумно лояльны.

Когда казаки открыли огонь по огромной мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9Однако январь 1905 г. навсегда изменил политический ландшафт России. События Кровавого воскресенья быстро распространились по всей империи, вызвав целый год восстаний и забастовок. Открытки с изображением резни появились сразу же и остались одним из основных элементов антиправительственной пропаганды. В хаосе следующих месяцев диссиденты смогли печатать открытки в России и распространять их более свободно. Даже коммерческие издатели обнаружили такой спрос на антицарские изображения, что начали выпускать свои, часто идентичные изображениям революционеров.
 

«Пулей не жалейте»

 
К осени Николай II наконец согласился пойти на некоторые уступки. Октябрьский манифест предоставил значительную свободу слова и печати; цензура была передана судам, что означало, что материалы могли циркулировать в течение нескольких месяцев, прежде чем они были отозваны. Последовала настоящая «вакханалия издательского дела»: к апрелю 1906 года открылось 93 новых компании, а по империи прокатился поток сатирических изображений. В течение полувека радикалы в России жаловались, что «теоретические идеи отскакивают от русских масс, как горох от стены». Теперь момент краткого политического либерализма в сочетании с растущим обществом потребления проникает даже в самые отдаленные районы. Капитализм оказался более эффективным средством распространения марксистской пропаганды, чем это представлялось революционным партиям; вдруг большевики рысью бегали от книжного магазина к книжному с портфелями, набитыми товаром, как обычные торговцы.

Но государство вскоре вернуло контроль, закрыло издательства и произвело аресты. К 1907 году легальная публикация диссидентских изображений была запрещена. Революционное движение внутри России начало разлагаться, а экспериментальное представительное правительство было лишено своих полномочий. Жестокие репрессии против восстаний, в результате которых были казнены тысячи людей, принесли в страну непростой мир. Тем не менее увлекательно представить эти открытки в домах миллионов россиян в течение следующего десятилетия, подрывные мысли, ожидающие воплощения в жизнь.

Как и все публикации, которые я видел в Four Corners Books (включая неотразимую Рисунки НЛО из Национального архива, любимый подарок ко дню рождения в этом году), Привет с баррикад выглядит приятно. Иллюстрации яркие и обильные, а оформление стильное. Если текст слишком подробен для случайного читателя, книга все же обещает счастливые времена для всех, кто интересуется русским искусством и историей начала 20-го века.

Есть что добавить? Присоединяйтесь к обсуждению и комментируйте ниже.

История русских праздничных открыток (дореволюционная)

Обычай посылать поздравительные открытки восходит к древним китайцам, которые обменивались приветственными посланиями по поводу празднования Нового года, и к ранним египтянам, которые передавали свои приветствия на папирусных свитках.

Считается, что первая рождественская открытка была создана английским художником по имени Добсон в 179 г.4. На открытке, которую он подарил своему другу, был изображен заснеженный зимний лес и счастливая семья рядом с елкой.

Первая коммерческая рождественская открытка была издана также в Англии в 1840 году. На ней были работы Джона Каллкотта Хорсли, художника Королевской академии художеств, и она была создана для его друга Генри Коула в качестве подарка родственникам Коула. Позже Генри Коул стал одним из основателей Музея Виктории и Альберта и первым директором музея.

Джон Калкотт Хорсли разработал открытку (12×7 см) с настоящим рождественским триптихом. На центральной картине изображены три поколения семьи сэра Генри, сидящие за рождественским столом, а по бокам размещены картины на тему милосердия и сострадания, при этом еда и одежда раздаются бедным. Внизу стояла подпись: «Счастливого Рождества и счастливого Нового года!» Открытки были восприняты с большим энтузиазмом и полюбились получателям, которые с гордостью показали их всем. Единственным исключением из популярности стали пуритане, которые поносили в публикации бокалы красного вина, переданные художником в руки семье, включая маленьких детей. Несмотря на это, интерес не угасал, и в течение следующих трех лет карты были выставлены на всеобщее обозрение. Коул, увидев, что эти карты пользуются постоянным успехом, увидел возможность разбогатеть. В 1843 году с помощью Джозефа Кандалла, издателя детских книг и иллюстрированных альбомов, Коул напечатал около тысячи экземпляров и продал их по шиллингу за штуку — по тем временам это были большие деньги! (В 2004 году неназванный покупатель купил одну из 30 сохранившихся копий первой карты на аукционе Bloomsberry за 5 170 фунтов стерлингов). Карточки были напечатаны на картоне и раскрашены вручную. Семья была убеждена, что рождественские открытки — это временное увлечение, а не долгосрочный бизнес, но они ошибались. С 1860-х годов началось массовое производство рождественских открыток.

Историки считают, что рождественские открытки существовали еще раньше. Их прототипы – гравюры и литографии на рождественскую тематику были популярны в средние века.

Сандро Боттичелли, Мистическое Рождество, около 1500

Робер Кампен, Рождество, 1420

Позднее в Европе люди стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, часто сделанные вручную. В декабре дети часто готовили эти письма для своих родителей. Еще одним предком рождественских открыток стали визитки, появившиеся в Париже в середине 18 века. Законодателем моды, как всегда, был Париж – вскоре визитные карточки завоевали популярность по всей Европе. На Святки визитные карточки лично доставлялись всем важным адресатам.

Первые рождественские открытки пришли в Россию из Англии в 1890-х годах. Предприимчивые торговцы покупали карточки без слов, а затем вручную писали на них по-русски. Это увеличило стоимость карт, которые продавались по рублю и выше за штуку, сделав их доступными только для состоятельных людей. Позже открытки печатались за границей, в основном в Германии, по заказу крупных книжных магазинов специально для России.

Первая русская рождественская открытка.

Обычай утренних личных свиданий и вручения визитных карточек на Новый год и Рождество стал приятной и радостной, хотя и хлопотной обязанностью аристократов в России со времен Екатерины Великой. Таким образом, британский обычай поздравлять друг друга поздравительными открытками быстро завоевал популярность в Императорской России.

В 1894 году Министерство внутренних дел России, в состав которого входил Почтовый департамент, разрешило пересылку открыток по почте.

Первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в практику в России в 1872 г. и предназначались для печати исключительно Почтовым ведомством. Указ 1894 г. разрешал пересылку через почтовую службу бланков с иллюстрациями, напечатанными частными издательствами.

В 1894 году в России начали печатать первые иллюстрированные открытки. На открытках был коллаж из нескольких живописных видов города с декоративной виньеткой. Изображение на открытке сопровождалось надписью «Привет из (название города)» или «С уважением из (название города)».

На рубеже 19 и 20 веков издание поздравительных открыток значительно выросло по количеству и разнообразию тем. Наряду со сценическими открытками стали доступны изображения разных национальностей регионов России, поздравления на разные случаи жизни, рекламные и юмористические изображения, а также другие темы.

Первые русские рождественские открытки, напечатанные в благотворительных целях, были изготовлены Санкт-Петербургским комитетом сестер Красного Креста (Общество святой Евгении) для сбора дополнительных средств для больницы, амбулатории и школы медсестер.

К Рождеству 1898 года Общество святой Евгении издало серию из десяти открыток по мотивам акварельных рисунков известных петербургских художников. Хотя на открытках не было рождественской надписи (это стало популярным позже), по замыслу создателей и по замыслу их изображений они были первыми русскими рождественскими открытками.

Рождество праздновали 25 декабря (по старому стилю), ближе к Новому году. Поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Издательские каталоги того времени содержат описания многих видов карт, таких как «изящно-тисненые», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократичные на лучшем холсте-картоне в стиле модерн» , «бромистое серебро», «бархат» и «аутентичная глубокая печать с позолоченными краями».

Особенно приятны слова одного из издателей: «Наконец-то мы можем поздравить своих родных и близких не фотографиями немецкой (зарубежной) жизни, а русской жизни, где все нам близко и знакомо, и полна воспоминаний о русской истории».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *