Описание картины Крамского «Неизвестная»
Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.
Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.
Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.
Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.
Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.
При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.
В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.
Композиция
Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.
Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.
Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.
Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.
Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.
История создания
История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.
Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.
Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.
Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.
Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.
Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.
Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.
Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.
Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.
Резонанс
Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.
Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.
При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И. Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.
Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.
Посмотреть еще картины Крамского И.Н.
Автор И. Шмитц
Крамской «Неизвестная» описание картины, анализ, сочинение
Что такое красота, как соотносятся красота и нравственность, как слить в искусстве этическое и эстетическое — предмет постоянных размышлений Крамского. И именно в контексте этих размышлений можно понять смысл сколь знаменитой, столь и загадочной «Неизвестной». В наследии Крамского «Неизвестной» суждено было стать самой популярной и известной его картиной. Появившись на XI передвижной выставке в 1883 году в Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли картину как произведение, обличающее моральные устои общества. Героиню картины называли «одним из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин презренных под их нарядами, купленными ценой женского целомудрия», «кокоткой в коляске». Третьяков, по-видимому, воздержался от приобретения картины, и только в 1925 году она оказалась в коллекции Третьяковской галереи.
Восприятие образа Крамского сегодняшним зрителем отличается от восприятия современников. Заключенный в нем потенциал, его неоднозначность послужили в дальнейшем причиной отождествления «Неизвестной» с Анной Карениной Толстого, Настасьей Филипповной Достоевского или Незнакомкой Блока. На протяжении своей долгой жизни произведение Крамского приобрело ауру разнообразных смыслов, приобрело поэтический ореол.
Положение героини Крамского — это положение изгоя, отвергнутого обществом и возвращающего ему его презрение. Мотив противостояния враждебному окружению явно выражен в картине. Крамской раскрыл трагическое одиночество человека, которого никто не любит и который сам уже не в состоянии любить; болезненное желание самоутвердиться и при этом ранимость, неспособность к контакту с миром и людьми. «Я» героини — это «Я», прежде всего, готовое к отпору, к обороне. В ее взгляде вызов, но за ним читается внутренняя опустошенность и надломленность.
Героиня «Неизвестной» маняще красива. Художник наделил ее бархатными черными глазами, чувственным ртом, смуглой кожей с нежным румянцем. С большим мастерством Крамской написал перо на шляпке, пушистый мех, синий атлас лент. «Неизвестная», пожалуй, единственная работа Крамского, в которой он достиг такой осязательности, материальной достоверности предметного мира. Дама в коляске одета очень модно. На ней шляпка «Франциск» («последний крик» сезона 1883 года), «шведские» перчатки и пальто «Скобелев». Это еще один намек на род занятий изображенной дамы. «Модный наряд героини Крамского свидетельствует о наличии средств следовать за рекомендациями журналов, но ничего не может сказать об истинном положении дамы в обществе… она не принадлежит к высшему свету — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах общества. Во второй половине XIX века аристократическая дама уже не могла диктовать моду остальным — купечество располагало большими средствами — так выработался особый несколько старомодный стиль, отличающий принадлежность к родовой аристократии».
Можно заметить, что изображение женщины в коляске не растворяется в пейзаже, не погружено в атмосферу туманного, морозного зимнего дня, а помещено как бы перед ним, что усиливает впечатление вызова, красоты, выставленной напоказ. Для демократического искусства XIX столетия красота — это прежде всего категория этическая, а не эстетическая, область жизни души, а не мира вещей. Крамской стремился вглядеться в лик Красоты, задумывался над вопросом, что она — добро или зло, от Бога или от Дьявола. И все же для Крамского, человека, воспитанного на идеалах эпохи 1860-1870-х годов, красота внешняя остается дьявольским наваждением и искушением, он воспринимает чувственное в женщине как противоположное духовному, женственное представляется стихией, враждебной личности, разуму, совести. «Неизвестная» — это образ злой женственности.
Год написания картины: 1883.
Размеры картины: 75,5 x 99 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: портрет.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Иван Николаевич Крамской
Неизвестная дама, 1883, 99×76 см: Описание произведения спросили его. — Неизвестная дама, — лаконично ответил Крамской. Куртизанка? Любовница высокопоставленного лица? Может быть, возлюбленная самого императора? Или она литературная героиня? Дочь художника? Признаемся сразу, точного ответа мы не знаем. После Крамского осталось много дневников и писем. В них не встречается ни одного упоминания о его работе над этой картиной.
На 11-ю выставку передвижников не рекомендовалось приводить юношей и девушек. Дело в том, что среди популистских, обличительных картин «Неизвестная дама» Крамского была словно гостьей из другого мира. Элегантно и подчеркнуто богато одетая красивая женщина, во взгляде которой была надменность и еще что-то сложное для словесного выражения. «Кокотка в карете!» искусствовед Владимир Стасов не утруждал себя поисками глубинных смыслов. Общественное мнение в основном поддержало эту версию, потому что эта картина стала причиной установленного возрастного ценза 16+. Это считалось неприличным!
На картине изображена модно одетая дама, едущая в коляске по Невскому проспекту морозным утром. За ее спиной виден Аничков дворец, на ней черное мехово-бархатное пальто, красивые шведские кожаные перчатки, напоминающие замшу, стильная шляпка-фрэнсис со страусовым пером — все это только что вошло в моду. У нее стройная фигура и лицо, от которого невозможно оторвать глаз. А глаза этой женщины – главная загадка картины. Именно из-за этих невероятных блестящих глаз ее называют русской Джокондой. Тайна творения Леонардо — ее улыбка, а самое удивительное в «Неизвестной даме» Крамского — ее глаза. Глубокий, почти черный, взгляд у них надменный и в то же время беззащитный и надменный; но за презрением читаются незащищенность и уязвимость. Ее красивое лицо откровенно чувственно, оно манит и в то же время создает дистанцию.
В ней видели Анну Каренину, Настасью Филипповну и даже Незнакомку Блока, хотя стихотворение было написано намного позже. А как насчет реальных прототипов? Самую распространенную версию озвучил Стасов. Кокотка, куртизанка, содержанка. В пользу этого говорит подчеркнуто роскошный наряд. Высшее общество уже вводило в моду «утонченную простоту»: аристократы разорялись, поэтому особенно шиком становилось не гнаться за модой слишком быстро. В то же время купеческие дочери и куртизанки часто могли позволить себе «все лучшее сразу». А так как они не могли войти в высший свет, то на прогулки наряжались особенно усердно. Эту версию поддерживает и исследование, найденное через пятьдесят лет после создания картины, в котором женщину легче принять за спортивную девушку: она вульгарна, одутловата, с презрением во взгляде, но загадки окончательной версии еще нет. Однако Дмитрий Андреев, специалист по костюмам эпохи Александра II, утверждает, что дама в окончательном варианте картины одета не только богато, но и с безупречным вкусом. Нувориши и их женщины так не одевались…
В этой неизвестной даме видели балерину Екатерину Числову, любовницу Великого Князя Николая Николаевича, и балерину Анну Кузнецову, содержанку Великого Князя Константина Николаевича. Но самая увлекательная версия гласит, что Крамской нарисовал Екатерину Долгорукову, которая долгие годы была любовницей Александра II, а после смерти императрицы стала его женой. Дерзкий вид и Аничков дворец, по этой версии, являются вызовом не принявшему ее обществу и наследнику императора, жившему в этом дворце. Технически это возможно: художник учил рисовать детей императора. Когда Александр II был убит, Екатерина была сослана за границу. Крамской не мог выставить ее портрет, это могло внести очень серьезные проблемы в его отношения с Александром III, ненавидящим Долгорукову. Поэтому он якобы изменил ее черты лица, и она очень походила на дочь художника Софию. Искусствоведов время от времени сотрясает информация о каком-то письме Александра II к возлюбленной, в котором говорится о заказанном у Крамского портрете, но официально это письмо нигде не фигурировало и нет никаких подтверждений того, что Неизвестная дама написана от Екатерины Долгорукой.
Существует также множество мелодраматических версий, пытающихся пролить свет на имя дамы в модной шляпке Фрэнсиса. История о невиданной красоте крестьянке Матрёне Саввишне, ставшей женой дворянина Бестужева, и умершей после того, как он от неё ушел, вообще достойна стать сюжетом киносериала в пару сотен серий. Традиционный минус — отсутствие каких-либо доказательств того, что Матрена — дама, изображенная на картине.
Мы не знаем имени, но кое-что можем сказать. Крамской рассказал нам историю об одиночестве, о противостоянии одиночки и толпы, о презрении, возвращаемом обществу презираемым им. Эти темы мы встречаем и в других произведениях художника (1, 2).
Еще одно интересное наблюдение: эта картина перекликается с написанным Репиным за границей «Парижским кафе» (Илью Ефимовича тоже укоряли тогда многие передвижники и конкретно Владимир Стасов). Репин не скрывал тему, не надо угадывать противостояние женщины (падшей? эмансипированной? мы не знаем, но что-то с ней не так!), бросившей вызов обществу, и общества, питавшего к ней презрение . Даже внешне сюжеты похожи, хотя дерзкая женщина Репина во взгляде не имеет страдания, скрытого в надменных глазах Неизвестной Дамы.
Это также история о невероятной силе красоты. В «Неизвестной даме» особенно остро воплотилась парадоксальность таланта Ивана Крамского. У него были вполне определенные взгляды и на задачи искусства, и на идеал женщины — чистой матери, жены, высоконравственной, духовной, без вуали порочной чувственности. Парадокс в том, что его жизнь и его картины часто расходились с провозглашаемыми им идеями. Бунтарь и демократ, в конце жизни он искал способы наладить отношения с Академией и писал портреты царской семьи. Приверженец чистоты и нравственности, он женился на женщине, которая до него сожительствовала с женатым мужчиной и была им покинута. Написав множество семейных портретов и женщин, в облике которых духовная красота привлекала к себе первое внимание, он вошел в историю как автор чувственной, роскошной Неизвестной Дамы — кем бы она ни была, она не выглядит символом высоконравственной особы. .
Возможно, этот разлад в мировоззрении и жизни и стал причиной ранней смерти Крамского? Интересно, что бы он рисовал, если бы не внедрился в идеологию и не создал огромное количество таких удачных заказных портретов, которые ему не очень нравились? Сослагательное наклонение вовсе не предполагает уверенных ответов, но почему-то кажется, что «Неизвестная дама» является частью этого ненайденного ответа.
Автор Алена Есаулова
Винтаж Иван Крамской Картина Неизвестная Настенная
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
2193 продажи
|
Цена:
€39,63
Первоначальная цена:
€49,54
(Скидка 20%)
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо) плюс стоимость доставки
Покупайте со скидкой! Остался только 1 по этой цене.
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 3 ноября 2022 г.
15 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.