Неизвестная
Картина И.Н. Крамского «Неизвестная» – одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины ХIХ века. Появившись на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1883 года в Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли картину как произведение, обличающее моральные устои общества. В.В. Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске», художник и критик Н.И. Мурашко – «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам, П.М. Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов».
Дама в коляске одета очень модно, с шиком. На ней шляпка «Франциск» («последний крик» сезона 1883 года), «шведские» перчатки и пальто «Скобелев». Это еще один намек на социальный статус изображенной: она не принадлежит к высшему свету, так как кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах общества.
В.В. Стасов ставил на одну доску «Неизвестную» и серию заказных светских портретов Крамского 1880-х годов. Но «Неизвестная» – не салонный портрет. Это многоплановое произведение, хотя здесь по-своему и использован опыт работы художника в области заказного парадного портрета. Эффектная подача модели, ее чувственная «манкость» существуют не сами по себе, а как элементы сложного целого.
«Неизвестная» – пожалуй, единственная работа Крамского, в которой он достигает такой осязательности, материальной достоверности предметного мира. Можно заметить, что изображение женщины в коляске не растворяется в пейзаже, не погружено в атмосферу туманного, морозного зимнего дня, а помещено как бы перед пейзажем, что усиливает впечатление вызова, красоты, выставленной напоказ.
Для демократического искусства XIX столетия красота – прежде всего категория этическая, а не эстетическая, область жизни души, а не мира вещей. Крамской стремится вглядеться в лик Красоты, задумывается над вопросами: что она – добро или зло, от Бога или от Дьявола? И все же для Крамского, человека, воспитанного на этических идеалах эпохи 1860–1870-х годов, красота внешняя остается дьявольским наваждением и искушением, он воспринимает чувственное в женщине как противоположное духовному, женственное представляется стихией враждебной личности, разуму, совести.
Что такое красота, как соотносятся красота и нравственность, как слить в искусстве этическое и эстетическое – предмет постоянных размышлений Крамского. И именно в контексте этих размышлений можно понять идею сколь знаменитой, столь и загадочной «Неизвестной». Истолкование Крамским триады «красота–доброта–истина», читающееся в «Неизвестной», лежит в русле рассуждений на эту тему Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, К. Леонтьева, С. Булгакова. Своеобразным эпиграфом к картине могут служить слова последнего: «Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды… Томление по красоте есть вопль всего мироздания».
Крамской видел опасности, искушения красоты. В этой картине он прикоснулся к одной из мучительных загадок бытия. Он не дал однозначного ответа, но сумел глубоко обосновать вопрос к себе и к миру. «Неизвестная» соединяет в себе острое чувство современности с раздумьями над извечными вопросами жизни. По мере вглядывания, погружения в это произведение раскрываются его разнообразные планы – социальный, психологический, философский. Крамской говорил, что язык иероглифа ему ближе всего. Именно таким иероглифом, емким по смыслу, стала его картина «Неизвестная».
История одного шедевра: «Неизвестная» Крамского
Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи.
«Неизвестная» Крамского, 1883. (wikipedia.org)
Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.
Экипаж героини Крамского также вызвал у современников нарекания. Например, критик Стасов назвал её кокоткой в коляске. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо те, кого вскоре окрестят суфражистками. Так же, например, вела себя Анна Каренина в романе Льва Толстого.
Этюд к картине, найденный в Праге в частном собрании. (wikipedia.org)
Взгляд Неизвестной сочетает надменность, достоинство и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.
Русская Джоконда
Перед выставкой передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной», художник был крайне взволнован. Даже ушёл с вернисажа. А когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый пытал, кто изображён на картине.
Екатерина Долгорукова. (wikipedia. org)
Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской писал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Ещё одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, родившая императору четырёх детей.
Девушка с кошкой, 1882. Портрет Софьи, дочери Крамского. (wikipedia.org)
Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы называлось имя модели.
Судьба художника
Иван Крамской пришёл в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамской устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.
В 19 лет он переехал в Петербург, где после года всё той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он оказался в среде молодых бунтарей, которые настаивали на самостоятельном выборе сюжетов для полотен и отказе от мифологического засилья. Впоследствии они организуют товарищество передвижников.
Автопортрет Крамского, 1867. (wikipedia.org)
Именно Крамской стал идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.
«Христос в пустыне», 1872. (wikipedia.org)
Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашёл.
Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.
Сборник: Католики против гугенотов
Массовая расправа католиков с протестантами-гугенотами во Франции произошла в ночь на 24 августа 1572 года. Жертвами стали около 30 тыс. человек.
- ЕГЭ
- Европа
- XVI век
Варфоломеевская ночь
Варфоломеевская ночь
Варфоломеевскую ночь называют самой кровавой в 16-м столетии. Она стала кульминацией конфликта между католиками и гугенотами, развивавшегося в течение долгого времени. За день гугенотская верхушка была обезглавлена, жертвами террора стали тысячи людей. Впрочем, на этом войны между гугенотами и катол…
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?
Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?
В августе 1572 года состоялась свадьба французской принцессы Маргариты и одного из лидеров гугенотов короля Наварры Генриха. В Париж съехалось множество протестантов. 22 августа было совершено нападение на предводителя гугенотов, адмирала, прославившего Францию на полях сражений, Гаспара де Колиньи …
- Статьи
- Европа
- XVI век
Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)
Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)
В Варфоломеевскую ночь вождь гугенотов, адмирал Франции Гаспар II де Колиньи стал одним из первых погибших.
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
За что истребляли гугенотов? (18+)
Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?
- ЕГЭ
- Европа
- XVI век
Варфоломеевская ночь
Варфоломеевскую ночь называют самой кровавой в 16-м столетии. Она стала кульминацией конфликта между католиками и гугенотами, развивавшегося в течение долгого времени. За день гугенотская верхушка была обезглавлена, жертвами террора стали тысячи людей. Впрочем, на этом войны между гугенотами и катол…
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?
В августе 1572 года состоялась свадьба французской принцессы Маргариты и одного из лидеров гугенотов короля Наварры Генриха. В Париж съехалось множество протестантов. 22 августа было совершено нападение на предводителя гугенотов, адмирала, прославившего Францию на полях сражений, Гаспара де Колиньи …
- Статьи
- Европа
- XVI век
Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)
В Варфоломеевскую ночь вождь гугенотов, адмирал Франции Гаспар II де Колиньи стал одним из первых погибших.
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Америка
- XVIII-XIX вв.
Русские Гавайи: бесполезный райский уголок
- Статьи
- Европа
- XVI век
Эдуард VI, «золотой мальчик» Генриха VIII
- Статьи
- Европа
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
- Статьи
- Европа
- XVI век
Отвергнутая королева
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Сомерсет Моэм
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 268316
Москва в руках Монгола
- 📚 Статьи
- 👀 258336
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 216880
Берия и женщины
- 📚 Статьи
- 👀 214509
Протокол допроса адмирала Колчака
- 📚 Статьи
- 👀 158958
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- 📚 Статьи
- 👀 97216
Русские Гавайи: бесполезный райский уголок
- 📚 Статьи
- 👀 44023
Эдуард VI, «золотой мальчик» Генриха VIII
- 📚 Статьи
- 👀 42361
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
- 📚 Статьи
- 👀 31446
Отвергнутая королева
- 📚 Статьи
- 👀 30938
Сомерсет Моэм
- 📚 Статьи
- 👀 687776
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 619044
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 275314
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- 📚 Статьи
- 👀 268316
Москва в руках Монгола
- 📚 Статьи
- 👀 266495
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 263993
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 258336
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 222013
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Статьи
- 👀 216880
Берия и женщины
- 📚 Статьи
- 👀 214509
Протокол допроса адмирала Колчака
Правильно ли слово «автор» для художника, создавшего конкретную картину?
Стандартной практикой в английском языке является указание лица, ответственного за творческую работу, под другим именем в зависимости от формы творческой работы. Так, автор картины — художник (или художник ), автор скульптуры — скульптор (или художник ), автор музыкального произведения — композитор (или автор песен ), автор танца хореограф , автор театральной декорации сценограф , автор карты картограф и так далее.
Конечно, во многих подкатегориях письма мы также используем более конкретные термины, чем автор , например, романист , эссеист , сценарист , поэт и
3 биограф
4 . Но мало кто из англоговорящих моргнет, если вы назовете любого из этих авторов автором 9.0004 . В изобразительном искусстве широкий термин, соответствующий автору в письменном искусстве и применимый к живописцу, скульптору, гравёру, рисовальщику, вышивальщику, ткачу и т. д., составляет художник . К сожалению, для ясности, художник может также относиться к музыкальному, театральному или другому исполнителю, который может быть или не быть автором исполняемого произведения.
В законе об авторском праве, хотя письменные произведения долгое время рассматривались отдельно от визуальных произведений, создателей картин и других произведений изобразительного искусства иногда называют «авторами». Например, Chappell & Shoard, В Справочнике Закона об авторском праве (1863 г.) говорится о «Законе о внесении поправок в Закон, касающийся авторского права на произведения изящных искусств, и о подавлении совершения мошенничества при производстве и продаже таких Работы» вступил в силу 29 июля 1862 г.:
В преамбуле говорится, что по закону, установленному в настоящее время, авторы картин, рисунков и фотографий не имеют авторских прав на такие свои произведения, и положения закона призваны восполнить этот недостаток. Картины, рисунки и фотографии, существовавшие на 291 июля 1862 г., которые в настоящее время защищены законом, являются только те, которые автор не продал ранее к тому времени.
Возвращаясь назад, мы имеем этот отрывок из J. Salmon, Описание произведений искусства Древнего и Нового Рима (1798):
Три картины над алтарями принадлежат Рубенсу, а фрески — Помаранчо. Мозаика принадлежит Перуцци, а бассорельеф Пьеты — неизвестному автору.
Аналогичный эффект имеет Дж. Стюард, 9 лет.0003 Путеводитель незнакомца по Парижу
(1837 г.), в этом отрывке из длинного описания «некоторых великолепных картин» в проходе вокруг хора в Сен-Этьен-дю-Мон: Сент-Женевьев представлена во славе; внизу — городские чиновники в парадных костюмах и несколько зрителей, среди которых поэт Сантей и автор картины — Ларжильер;
В преамбуле говорится, что по закону, установленному в настоящее время, авторы картин, рисунков и фотографий не имеют авторских прав на такие свои произведения, и положения закона призваны восполнить этот недостаток. Картины, рисунки и фотографии, существовавшие на 291 июля 1862 г., которые в настоящее время защищены законом, являются только те, которые автор не продал ранее к тому времени.
Три картины над алтарями принадлежат Рубенсу, а фрески — Помаранчо. Мозаика принадлежит Перуцци, а бассорельеф Пьеты — неизвестному автору.
Сент-Женевьев представлена во славе; внизу — городские чиновники в парадных костюмах и несколько зрителей, среди которых поэт Сантей и автор картины — Ларжильер;
И от Джона Касселла (издатель), Произведения выдающихся мастеров живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства (1854), у нас есть это предложение:
Итальянский писатель по имени Гаргани полагал, что он обнаружил, что автором картины [«Тайная вечеря» св. Онофро] был не кто иной, как Нери ди Биль, на основании рукописи, датированной 1461 годом, в которой говорилось что картина «Тайная вечеря» написана на стенах трапезной св. Онофро этим художником.
Так же необъяснимо, как склонность носителей английского языка относиться к автору как к ошибке применительно к живописцу или другому прекрасному художнику, так и их готовность использовать автор образно относится к Богу (если, возможно, они не понимают «В начале было Слово» буквально) и другим нечеловеческим силам. Например, у Джона Овингтона, Путешествие в Суратт, год, 1689 (1696):
Азия, как мы знаем, была первой стадией смертных, которая как по богатству, так и по протяженности, является самой значительной частью нашего Трехстороннего континента и имеет температуру воздуха, благодаря своему удобному положению, в равной степени превосходящую оба. И поскольку это был первый Первородный Человечества, по особой Милости от Верховного Творца Мира; то же самое было и с нациями и королевствами, монархиями и империями, чьи законы столь же священные, сколь и гражданские, формировались здесь; и те Божественные Тайны Еврейская , а также христианская религия были впервые объяснены.
И из Джона Николсона (печатник), «Краткий обзор эпикурейской философии», в The Lifes of the Ancient Philosophers (1702):
Поскольку Мир был создан и управляется Природой , он будет иметь Конец . Ибо все составы растворимы, и все, что имеет начало, имеет и конец. Непрекращающееся движение атомов, из которых он состоит, должно, наконец, вызвать его растворение; не говоря уже о том, что некая Внешняя Причина может быть Автором Его Разрушения, особенно если учесть, что, хотя оно возникает только одним способом, оно может быть разрушено многими Способами.
В данных обстоятельствах действительно странно, что английский язык сопротивляется называть создателей произведений изобразительного искусства авторами , но, несомненно, так и есть.
Картина «Обнаженная женщина в оригинальной раме, Неизвестный автор», Вена, около 1920 г. Продается на 1stDibs
Картина «Обнаженная женщина в оригинальной раме, Неизвестный автор», Вена, около 1920 г.
Фоторамка Tramp Art в красно-золотой краске
Рамка для картин в стиле ар-деко, Вена, около 1920-х годов
Рамка для картин в стиле модерн, Вена, около 1908 года
Двойная рамка для картин в стиле ар-деко, Вена, около 1920-х годов Женщина, около 1850 г.
Фоторамка из орехового дерева в стиле ар-деко с закругленным стеклом Вена около 1920-х гг.
Оловянная фоторамка в стиле ар-деко, около 1920-х гг.20-е годы
Фотография женщины в рамке в Ормолу. Рамка для фотографий, Франция
Миниатюрная антикварная фоторамка Tramp Art в красно-золотой окраске
Находится в Филадельфии, Пенсильвания.
Прекрасная миниатюрная фоторамка Tramp Art.
С сумасшедшей красной заливкой и золотыми бликами.
Найден в поместье в Пенсильвании.
Просто великолепное произведение народного творчества!
Датировать:
20 век…Категория
20 -го века неизвестное народное искусство картинные рамки
Материалы
Wood
Античный миниатюрный народный бродяга , AT
Рамка для картин в стиле ар-деко, Вена, 1920-е гг.
Латунь полированная и покрытая печной эмалью.Категория
Винтажные австрийские фоторамки в стиле ар-деко 1920-х годов
Материалы
Brass
Art Deco Picture Frame, Vienna, около 1920S
$ 325 ПРОДАЖА ЦЕНА
21% СКИД
Picture Frame, Vienna, Vienna, Circa 1908
. около 1908 года.
Полировка и печная эмаль.Категория
Антикварные рамки для картин в стиле австрийского югендстиля начала 1900-х годов
Материалы
Латунь
Рамка для картин в стиле югендстиль, Вена, около 1908
325 $ Цена со скидкой
Скидка 21%
Двойная фоторамка в стиле ар-деко, Вена, около 1920-х годов
Полированные и покрытые печной эмалью
Картинка внутри только для фотосессии, в комплект не входит.Категория
Австрийские фоторамки в стиле ар-деко 1920-х годов
Материалы
Латунь
Двойная фоторамка в стиле ар-деко Вена, около 1920s
Французская лиможская эмалированная портретная доска с изображением Екатерины Медичи
Расположена в Палм-Бич, Флорида
Французская лиможская эмалированная портретная доска с изображением Екатерины Медичи, 19 век
содержится в эбеновой раме
с монограммой и датой на обороте
Диаметр пластины 3 1/2 дюйма. ..Категория
Антикварные картины XIX века
Материалы
Эмаль
Французская лиможская эмаль Портретная доска с изображением Екатерины Медичи
$1,200
Старинный женский портрет, около 1850 г.
Находится в Биг-Флэтс, штат Нью-Йорк
Старинная картина представляет собой портрет женщины в красном платье, сидящей в позолоченной раме, маслом на холсте, c 1850 г.
Размеры — 29,75 »В x 28» Ш x 2,5 »Г
Примечание в каталоге: Спросите о СКИДКЕ…Категория
Старинные картины середины XIX века
Материалы
Холст, краски
Старинный женский портрет, около 1850 г.
$ 760 Цена продажи
20% скидка
Недавно просмотр
Просмотр Подробнее
Обещание 1stdibs
Узнайте больше
Специально.