От императорского платья до народного костюма — Look At Me
О Ламановой написано много и многими, целью этой статьи не является открыть нечто новое, но дать краткое и цельное описание творческой биографии модельера. Многие и сегодня уделяют немало внимания императорскому периоду ее деятельности, что приятно глазу и слух ласкает, исключая советский период, пошива «демократической» (будучи честными с собой, назовем ее простой и скучной, в сравнении с платьями периода модерна и императора) одежды для народа. Советские искусствоведы и историки костюма, напротив, говорят о трагической судьбе, героическом служении народу, патриотизму, освобождении женщин от корсета (будто это немецкий плен), от которого все же избавился Пуаре. Мы будем объективны (хотя моде модерна уделим большее внимание, в силу обильности материала), потому дадим лишь краткие биографические сведения о Ламановой, не касаясь ее личности, но обратим много внимания на ее творчество.
Н. Ламанова
Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Семья была на грани разорения, когда двадцатилетняя Надежда после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Ламанва в 1879 году переходит на самостоятельную работу — закройщицей в известную мастерскую Войткевичей. И буквально сразу делает большие успехи — профессия была выбрана верно.
В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров.
Уже будучи не только владелицей собственного ателье, но и директором преуспевающей школы, Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними модными коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. С завидным упрямством, так свойственным ее натуре, она зубрит историю национального костюма – и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени (этнические мотивы были в 1880-1900х на высоте, и в самых продвинутых кругах считались официозным мэйнстримом).
В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестер Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Мастерская ее в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке в доме Адельгейма.
Художница была первой, кто оценил идеи знаменитого французского модельера П. Пуаре. Она начала создавать модели без корсета уже во второй половине 1900-х годов. Кажущаяся свобода фигуры в костюме модерна не более чем иллюзия, создаваемая легкостью и подвижностью тканей, перетеканием причудливых орнаментов с поверхности одной детали на другую. Силуэт же создавался жестким длинным корсетом.
Отказ от корсета требовал совсем иной конструкции, справедливо называемой стилем «неогрек» или «неоклассицизм» (термин, принятый для этой эпохи только в России). Знаменитая туника «a la russe» (тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом и столь популярная в Европе 1810 года) возродилась в 1910 году усилиями и Пуаре, и Ламановой.
В 1917г., после революции, Ламанова остается в России. По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.Она принимает участие в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских».
В том же 1919 году Ламанову заключают в Бутырскую тюрьму, обвинение ей не было предъявлено, и, благодаря вмешательству Максима Горького (его жена была клиенткой Ламановой), после двух с половиной месяцев заключения, ее освободили.
В период с 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма.
С 1921 года она работает в театре Вахтангова. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке.
В 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке «Art Decoratifs» в Париже «за костюм, основанный на народном творчестве». Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль «a la russe» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе. Платья Ламановой, были представлены на выставке с полагающимися аксессуарами — обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша. В то же время Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту». Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в «Ателье» и «Красной ниве», где формулирует принципы реформирования модельного дела, прежде всего в статьях: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.), «О целесообразном костюме».
С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.В середине 20-х годов Ламанова возглавила кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и других организаций для внутренних и международных выставок, и продолжала работу в Кустэкспорте вплоть до 1932 года.
До конца жизни (15.10.1941) Ламанова продолжает создавать костюмы для театра и кино. Она одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Иван грозный», «Ревизор»; в глубоко пенсионном возрасте создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», «Последних дней Турбиных», оперы «Борис Годунов» и т.д.
Имениттые заказщицы
Императрица Александра Федоровна, Ирина Юсупова, княжна Мария Павловна Романова, кузина Николая Второго, Бетти Врангель, Мария Кшесинская, Анна Павлова, Вера Холодная, Александра Хохлова, Анель Судакевич, Лиля Брик, ее сестра Эльза Триолепр и д.р.
Работы Ламановой
1 Платье визитное из сукна бежевого цвета
Строгое визитное платье бежевого цвета -наиболее ранняя работа Ламановой из хранящихся в Эрмитаже. По своей конструкции, цветовому решению и характеру декора этот костюм является ярким воплощением моды середины 1890-х гг. Платье цельнокроеное, типа «принцесс», сильно приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья, с расклешенной, свободно расширяющейся книзу юбкой. Длинные рукава покроя «жиго» — очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. О развитом чувстве формы и большом художественном вкусе мастера свидетельствует и характер орнаментального декора платья, решенного в виде гирлянд мелких цветов, исполненных тамбурным швом, как бы обвивающих вертикальные, идущие от плеча полосы, расшитые блестками. Полосы сужаются к талии и далее расширяются к подолу юбки, подчеркивая ее форму.
Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле
Платье покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий — фонарик, в духе времени. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блестками, по декольте и подолу — гирлянды искусственных цветов и бантов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей — прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в. Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушая его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья — вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с поникшими побегами — решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для стиля модерн графической гибкостью линий.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле
Лиф 1 — притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 — притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блестками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд. В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских — Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф.
Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле
Изящное бальное платье из белого тюля и шифона на двойном чехле из атласа. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блестками и фасонными шишками цветочного узора. Костюм решен в единой колористической гамме серебристых тонов, столь модных в эпоху господства модерна. Мерцание атласа сквозь слои шифона и тюля создает эффектный фон для юбки, украшенной широкой гирляндой фантастических цветов с объемным контуром, вышитых серебристыми блестками в сочетании с золотой канителью и бисером. Инкрустация кружевом в виде перистых листьев удачно дополняет орнамент. В целом это очень нарядное платье как бы пронизано призрачным лунным светом.
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из желтого бархата и шифона
Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, притален, со шнипом, на драпированном поясе из желтого атласа, с небольшим напуском спереди. Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны
Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блестками и стразами.
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье парадное придворное из розового муара
Лиф, шлейф, пелерина, юбка — реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.
Платье вечернее (лиф и юбка) из зеленого атласа и черного шифона
Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона. Лиф с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка — шелковая бахрома и вышивка цветным шелком и металлической нитью. В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур. За счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон здесь достигается особый декоративный эффект — смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампира, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн — и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.
Принадлежало В.В. Карахан — жене известного дипломата.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля
Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие — кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шелком в тон ткани растительного орнамента в стиле модерн. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа. В платье сочетаются неоклассические веяния, характерные для х 1910-х гг., с элементами модерна и японскими мотивами.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из плотного белого шелка и шифона
Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая. прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шелком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева
Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками. Один — из белого шифона с оригинальной, вышитой бисером, стеклярусом и стразами, широкой каймой из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой — из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913
Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором
Лиф удлиненный, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка — вышивка черным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть, из того же бисера, спереди юбки. Судя по силуэту, декору и цветовому решению, платье явно создано под влиянием восточных балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х
Платье вечернее из легкого черного шелкового крепа и атласа
Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и черного тюля на черном шелковом чехле
Лиф мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками, двойной: нижний, из белого кружева и тюля — открытый, на лямках; верхний — из черного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть. Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на черном шелковом чехле, с двойным тюником из черного тюля с неровной линией подола.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Актриса Ольга Книппер-Чехова в манто работы Надежды Ламановой. 1913 год
Александра Хохлова в вечернем платье с поясом из бус. (1924)
Платье по мотивам народного костюма (1919-1925) Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили)
Платье по мотивам народного костюма (1919-1925)
Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера. Модель актриса Александра Хохлова. (1923)
Жизнь и наследие Ламановой Надежды Петровны — первого русского модельера
T
МОДА•ИСТОРИЯ
26 декабря исполнилось 160 лет со дня рождения легенды российской моды Надежды Петровны Ламановой. Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает, какой путь она прошла от портнихи императрицы до законодательницы ранней советской моды — и какое наследие оставила после себя.
Текст:
Тим Ильясов, Маргарита Абазьева
Надежда Ламанова — самое значимое имя отечественной моды первой половины ХХ века. Она была звездным кутюрье для титулованных клиенток до революции, а после нее фактически стала родоначальницей новой советской моды. Она дружила с Полем Пуаре, ее запечатлела в стихах Цветаева, а Серов на холсте, ее талант ценили Станиславский и Немирович-Данченко, ее новаторское видение впечатляло парижских коллег-конкурентов. Спустя восемьдесят лет после смерти Надежды Петровны маленькая группа энтузиастов (Lamanova.com) согласовала установку мемориальной доски у входа в дом на Тверском бульваре, где до 1917 года находились ее знаменитый на всю страну салон и огромное ателье. Это будет первый в России памятный знак дизайнеру. На создание доски нужно восемьсот тысяч, и, увы, за целый год собрать эту сумму пока не получилось. И это несправедливо. Совсем несправедливо.
Самородок из Шутилово
Российская мода до революции не была ни оригинальной, ни самостоятельной. Подавляющее большинство фасонов были французскими или немецкими, иностранцы же держали основные ателье и дома моды. Надежда Петровна Ламанова, уроженка деревни Шутилово в Нижегородской губернии, была самобытным исключением из этого правила.
Выросшая в многодетной семье обедневших провинциальных дворян, Ламанова была вынуждена искать самостоятельности: ей было двадцать два года, когда она уехала в Москву, чтобы найти работу. В Москве будущий модельер училась в школе кройки Ольги Александровны Суворовой, а затем устроилась моделистом в мастерскую известной в то время портнихи Татьяны Степановны Войткевич. Талант вскоре дал о себе знать: Надежда Ламанова обрела популярность у клиенток Войткевич и уже через год открыла собственное небольшое ателье.
Ее умение создавать платья, представлявшие фигуру в самом выгодном свете, привлекали в мастерскую знатных и состоятельных особ. Растущая слава Ламановой в Москве и Петербурге открыла ей двери в императорский дворец: в 1904 году она удостоилась высокого звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Федоровны. Надежда Петровна создавала для императрицы элегантные консервативные платья безупречного кроя в пастельных тонах с ниспадающими складками, визуально удлинявшими ее фигуру. Шесть платьев Надежды Ламановой для императрицы хранит коллекция Государственного Эрмитажа.
Работала Надежда Ламанова методом «наколки» — классическим для парижской Haute Couture, — драпируя метры ткани прямо на теле заказчицы и закалывая их десятками булавок, она добивалась гармонии пропорций платья и фигуры. Вопреки ожиданиям клиенток, сама Ламанова никогда не шила: по ее убеждению, архитектор, создавший эскиз здания, не должен лично класть кирпичи. К 1910-м годам у нее в ателье работали две сотни швей. Популярность Надежды Ламановой была невероятной, а носить платье, сшитое в ее мастерской, считалось признаком достатка и хорошего вкуса.
Шаляпин от моды
В конце 1890-х Надежда Ламанова вышла замуж за успешного юриста Андрея Павловича Каютова, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия». Муж Надежды Ламановой, в юности увлекавшийся сценой, имел множество знакомств в театральной среде. В 1901 году друг семьи Константин Станиславский пригласил Ламанову создавать костюмы к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад» в Московский художественный театр. Сотрудничество Надежды Ламановой с МХАТом продлилось всю жизнь: она не только создавала собственные театральные костюмы, но и выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников Льва Бакста и Александра Головина. Ее изделия были точны и удобны, а Станиславский называл Ламанову Шаляпиным от моды.
Дом на Тверском
Выйдя замуж, Надежда Петровна приобрела участок по внутреннему проезду Тверского бульвара. Здесь в 1904 году для семьи Ламановых-Каютовых был возведен четырехэтажный дом, в котором ателье Ламановой обрело новый, самый известный свой адрес — Тверской бульвар, 10.
Этот дом стал колыбелью русской моды, средоточием светской жизни и элегантности в дореволюционной России. Здесь заказывали наряды члены царской семьи и придворные дамы, супруги московских банкиров, адвокатов и промышленников, знаменитые актрисы Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная, балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. Многие дамы на портретах Валентина Серова запечатлены художником в платьях, сшитых в доме на Тверском бульваре.
Именно здесь в 1911 году при аншлаге прошел показ моделей и лекция известного парижского кутюрье Поля Пуаре, новатора и изобретателя в моде начала XX века. Ламанова первой в России оценила идеи Пуаре, начав шить туалеты, к которым не требовался корсет — туники и платья в стиле неогрек.
Любопытно, что показы в Москве были редкостью, и подходящего слова для обозначения манекенщиц в речи не было, потому можно было услышать, как моделей называли «пробир-мамзельками».
Ламанова и революция
Революцию Надежда Ламанова встретила прославленным модельером царской России, ей было 56 лет, и ее жизнь могла завершиться самым трагичным образом — для молодой советской власти Ламанова, хозяйка модного салона, одевавшая императорскую семью и элиты прежней страны, была прежде всего чуждым новому обществу «буржуазным элементом». В 1919 году Ламанову и всю ее семью арестовали по доносу, одного из родственников расстреляли, саму же Надежду Петровну после двух месяцев в Бутырке отпустили без предъявления обвинений. По легенде избежать заключения помогло заступничество писателя Максима Горького, чья жена, актриса Мария Андреева, одевалась у Ламановой.
Эмигрировать Надежда Ламанова отказалась, в Советской России ей удалось не просто сохранить жизнь и продолжить работать — она вернула себе статус модельера высшего класса и возглавила государственный проект создания новой социалистической моды. Уже в 1919 году Ламанова руководила Мастерской современного костюма, в которой придумывали одежду нового советского человека.
Одежда для советских элит
В новой советской действительности Надежда Ламанова оставалась верной концепту «красивого платья». Совершенствуя его, она свела силуэт костюма к простому прямоугольнику, ориентируясь на эстетику европейской моды начала 1920-х годов. Правда, плачевное состояние советской текстильной индустрии диктовало свои условия: для создания моделей приходилось использовать грубые и простые полотно, холст, солдатское сукно, низкие сорта шерсти, байку, гарус, бязь, ситец. Но и эти ткани были в большом дефиците, поэтому часто в работу шли расшитые рушники и полотенца, павловопосадские шали и другие неожиданные подручные материалы.
Вместе с тем Надежда Ламанова, как и до революции, выполняла заказы для частных клиентов — знаменитых советских актрис и жен кремлевской элиты. В своем «подпольном» творчестве она продолжала использовать роскошные элементы в стиле ар-деко: бисерную вышивку и шелковые ленты, которые в годы НЭПа еще удавалось добыть. Костюмы шились далеко не из льняных полотенец и, конечно, эстетически очень отличались от моделей, получивших официальное признание. Современники вспоминали, что в советском ателье Ламановой шили даже меховые шубы.
Несмотря на то что большевики оценили ее талант, Ламанова все же хорошо понимала принципы советской власти и до конца жизни сознавала уязвимость своего социального положения: от клейма бывшей хозяйки буржуазного модного дома в СССР избавиться было невозможно.
Советская мода в Париже
В 1925 году модели Надежды Ламановой отправили в Париж на Международную выставку декоративного искусства. Платья разрабатывались при содействии коллег: художниц Евгении Прибыльской, Александры Экстер, скульптора и близкой подруги Ламановой Веры Мухиной, а также ученицы и сподвижницы модельера Надежды Макаровой. Платья были сшиты в западном стиле и декорированы этническими орнаментами, специально разработанными Мухиной и Макаровой. Вместе с моделями на выставке демонстрировали и аксессуары: шляпы, сумочки, украшения из шнура, веревки, соломы, деревянных бусин, гальки и даже хлебного мякиша.
Модели выглядели актуально, но сильно контрастировали с роскошными изделиями французских модных домов. Кроме того, Париж уже привык воспринимать все русское в духе театральных костюмов Льва Бакста к балетам Дягилева, создавших образ экзотической России. Ансамбли от Ламановой, конечно, не имели ничего общего с ними. Однако, невзирая на критические отзывы, коллекция Надежды Ламановой завоевала Гран-при. Сама Надежда Петровна в Париже на той выставке не была, возможно, ее просто не выпустили из страны.
Модели для народа
Социалистическая мечта о том, что стильная и практичная одежда вскоре будет доступна каждому, не имела ничего общего с реальностью. Советская промышленность 1920-х годов была абсолютно к этому не готова. И хотя модели Ламановой играли роль идеальных прототипов изделий советской моды, они так и остались штучным эксклюзивным явлением на периферии культурной жизни.
Не имея возможности массово производить готовую одежду, власти попытались предложить людям шить ее самостоятельно. В 1925 году журнал «Красная нива» выпустил в свет приложение — альбом «Искусство в быту» — своеобразную иллюстрированную инструкцию по созданию одежды, адресованную простым советским работницам. Опубликованные в нем эскизы пальто, платьев, жакетов, костюмов, спортивной одежды и пионерской формы были созданы Верой Мухиной в основном по моделям Надежды Ламановой. Каждый эскиз сопровождался выкройками и подробными инструкциями по выбору ткани, орнамента и цветовой палитры. Модели Ламановой очень просто кроились и легко шились из доступного текстиля.
В советский период творчества Надежда Ламанова по-прежнему активно сотрудничала с театрами, создавая многочисленные костюмы для постановок. В 1932 году она получила должность художника-консультанта во МХАТе и занималась преимущественно созданием театральных и кинокостюмов, называя себя «моделистом». Ламанова работала в театре до конца своей жизни.
В середине октября 1941-го Москва спешно и хаотично эвакуировалась. 15 октября Надежда Петровна пошла в театр за деньгами, на Дмитровке у поликлиники Большого театра ей стало плохо… Есть и более драматичная версия ее смерти, в которой Ламанова шла к эвакуации театра, но, забытая, как Фирс в «Вишневом саде», наткнулась на закрытые двери и умерла в сквере Большого театра, однако письмо сестры, на руках у которой Надежда Петровна умерла, не оставляет пространства для разночтений.
Дело Надежды Ламановой продолжили ее ученицы и преемницы — Фекла Гореленкова и Надежда Макарова уже в первом в СССР Доме моделей. Надежда Макарова возглавляла Дом моделей, а Фекла Гореленкова занимала в нем должность художника-модельера.
Имя Ламановой и память о великом модельере сохраняли и передавали ее наследники в профессии. Так, несмотря на все безумие ХХ века, мы помним о Надежде Петровне, великом русском модельере, и хочется надеяться, что на доме по адресу Тверской бульвар, 10, скоро появится мемориальная доска в ее честь — первый памятный знак, посвященный герою моды в России.
Автор благодарит исследователей жизни и творчества Н. П. Ламановой (Lamanova.com) и лично Аллу Соловскую за предоставленные материалы и консультации при подготовке статьи
{«width»:1200,»column_width»:100,»columns_n»:12,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}
Надежда Ламанова — Первый кутюрье российской моды
Если говорить о российской моде, то первое имя, которое упоминается, это Надежда Ламанова. Интересно ее имя еще и тем, что она заявляла о своей верности новому советскому режиму, хотя до революции была поставщиком Ее Величества Императорского Двора. Можете ли вы представить себе это опасное сочетание – экстравагантные гламурные платья до 1917 года и массовый авангард моды после?
Она была хорошей подругой французского кутюрье Поля Пуаре и прославилась своими роскошными нарядами с золотым шитьем, сшитыми для царской семьи и представителей бывшего высшего общества.
«Ламанова также серьезно прониклась идеей «революционизировать» платье. Ламанова смогла в 1919 году с разрешения советской власти организовать Художественное ателье современного платья, которое занималось экспериментами с дизайном платья для
В 1925 г. совместно с советским скульптором Мухиной издала альбом «Искусство в быту», в котором пропагандировала результаты своей портнихи, представляя конкретные проекты практичной и удобной рабочей одежды для рабочих, созданных из простого сырья, но с настоящей эстетической привлекательностью.
В то же время Ламанова шила одежду для главных фигур советского высшего света и мира моды начала 1920-х годов. Вернувшись в Париж из Советского Союза, Эльза Триоле, будущая спутница Луи Арагона, произвела настоящий фурор, продемонстрировав на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в середине 1920-х годов платье, сшитое Ламановой и украшенное кружевом из Вологодчины. .
В это время Ламанову вдохновила идея внедрения народных мотивов в дизайн одежды. Она была глубоко убеждена, что такие популярные мотивы, как ткани ручной работы и декоративные детали (например, кружево или вышивка), могут сделать моду более демократичной, синтезируя народный костюм с высокой модой.
После радикального конструктивистского движения середины 1920-х годов Ламанова была главным теоретиком моды в Советской России. Постепенно она начала явно дистанцироваться от идеи создания «массовой одежды», подходящей для всех рабочих, в качестве альтернативы «буржуазной одежде». Ламанова пришла к выводу, что реформа одежды и дизайна должна идти совершенно в другом направлении, ближе к потребностям конкретного потребителя, и фактически способствовала максимальной индивидуализации одежды.
Выступала за гармонию внешнего вида и создание индивидуального платья с учетом вкуса и особенностей конкретного человека. Одежда должна помогать человеку лучше выражать свою подлинную индивидуальность и вкус. Ее собственные творения, ставшие образцом для подражания для многих будущих поколений советских модельеров, «предполагали компромиссный симбиоз модного модернистского платья и традиционного этнического декора».
Добавив украшения ручной работы, такие как вышивка, к своим стилистически простым и модернистским платьям, она создала компромисс, который не должен был отказываться от элемента репрезентативной красоты в пользу чистых продуктивных функций платья.
Фактически, использование этнических мотивов в качестве декоративных элементов в более праздничном костюме стало стандартной чертой советского модельного ателье. Основная проблема заключалась в том, что ручная вышивка была очень трудоемкой и не подходила для промышленного массового производства. Поэтому платья Ламановой в основном шили в ателье как уникальные экземпляры».0003
(Юкка Гронов и Сергей Журавлев «Мода встречает социализм»)
Надежда Ламанова | Лили Абсент
/ Адам Лид / Оставить комментарий
В нашем последнем посте мы кратко рассмотрели карьеру и работу российского дизайнера Надежды Ламановой, поскольку она заработала репутацию дизайнера Haute Couture для высших слоев общества России, а затем заново открыла себя как авангард конструктор для широких масс в новой революционной России. Теперь мы собираемся еще раз взглянуть на модели Ламановой до 1917 года. Для начала приведем один особенно яркий пример вечернего платья примерно 1910–1911 годов:
Надежда Ламанова, Вечернее платье, ок. 1911-1912 гг.; Государственный Эрмитаж (ЭРТ-18063)
А вот некоторые детали вышитого украшения:
Приведенный выше дизайн платья отражает переход от прежнего жестко структурированного силуэта S-образного корсета к более вертикальному силуэт с использованием трубчатой формы платья. Не заблуждайтесь, основа все еще была на месте, но теперь платье свободно ниспадало, напоминая классическую греческую одежду.0043 Хитон .
Само платье состоит из двух слоев: нижний слой состоит из бирюзово-нефритового зеленого атласа, а верхний слой состоит из черного шифона с вышитым цветочным мотивом, состоящим из цветов и листьев хризантем. Сама вышивка выполнена золотисто-зеленым шелком и золотыми нитями. Видно, как сочетание разных фактур, контрастных цветов и отдельного слоя с металлизированной вышивкой создает объемность платья, что особенно заметно при взгляде на шлейф. Приведенные выше фотографии просто не отражают платье.
А теперь кое-что, немного отличающееся от середины 1890-х годов. Это выездное платье, принадлежавшее императрице Александре Федоровне:
Надежда Ламанова, Выездное платье, гр. 1890-е годы; Государственный Эрмитаж (ЭРТ-9404)
Крупный план
Приведенное выше визитное платье середины 1890-х гг., скорее всего 1894-1897 гг., для него характерны рукава бараньей ноги или Жиго . Построенное как платье линии принцессы, оно было сшито из шелкового бархата цвета слоновой кости/кремового цвета. Платье украшено декоративным узором из линий зеленых и серебристых металлических блесток, которые были вышиты таким образом, чтобы создать мотив виноградной лозы; вертикальные линии пайеток предполагают своего рода шпалеру, которая служит для подчеркивания вертикальных линий/силуэта платья.
Вышеприведенные примеры составляют лишь малую часть продукции Ламановой, и они отражают основные модные тенденции того времени, и хотя многое из того, что она создала, было довольно традиционным, как в случае с приведенным выше платьем для визитов, были также попытки раздвинуть границы. например, в случае с вышеупомянутым зеленым вечерним платьем. Только после революции Ламанова стала дизайнером, создавая модели готовой одежды для масс и в то же время создавая авангардные модели. Ламанова — дизайнер, о котором мы должны знать больше.
Нравится:
Нравится Загрузка…
/ Адам Лид / Оставить комментарий
Как и во многих наших постах, тема этого поста началась с одной темы, а закончилась совершенно другой. Сначала нам попались фотографии бального платья, сшитого в начале 1900-х годов для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II, последнего императора России. Далее мы отметили, что дизайнером выступила некая Надежда Ламанова. Что было интересно, так это то, что это был неизвестный нам дизайнер, и что еще более поразительно, это то, что она была женщиной. В то время как почти вся рабочая сила составляет Haute Couture платья были женскими, дизайнер редко был женщиной, по крайней мере, до 1920-х годов.
Надежда Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в Нижнем Новгороде, Россия и умерла в Москве 15 октября 1941 года в возрасте 79 лет. Из-за ранней смерти родителей в 1877 году она прошла обучение на швею в Московской школе шитья. Через два года она пошла работать в модный дом. В 1885 г. она открыла в Москве собственную швейную мастерскую и успешно наладила свое дело; пока оно не стало самым популярным швейным заведением в Москве. В какой-то момент (перевод неясен) она поехала в Париж и встретилась с Полем Пуаре (надеюсь, мы сможем узнать об этом больше в будущем). В конце концов, ее работа привлекла внимание Императорского двора, и она была назначена «Поставщиком двора Ее Императорского Величества», а ее изделия носили придворные дамы и сама императрица. Наконец, начиная примерно с 1901 Ламанова также создавала костюмы для театральных постановок. 1 К сожалению, о ней не так много на английском языке, поэтому мы почерпнули некоторые основные биографические данные из различных источников.
Ранний портрет Надежды Ламановой, дата неизвестна.
Надежда Ламанова, портрет Валентина Серова, 1911 год.
Однако после революции карьера Ламановой стала еще более интересной. Арестованная в 1919 году большевистским правительством (то, что она была официально назначенным дизайнером Императорского двора, вполне могло быть ей смертным приговором), она была освобождена благодаря вмешательству писателя Максима Горького, проведя в тюрьме около 2,5 месяцев. После этого она сосредоточилась на разработке театральных костюмов (предположительно, реабилитируя себя в глазах большевистского режима в процессе).
Большевистская революция. В Россию грядут большие перемены…
К началу 1920-х годов Ламанова начала создавать одежду, ориентированную на массы, опираясь на традиционную русскую одежду, и даже некоторые из ее дизайнов были включены в официальную графику «как делать». буклет под названием «Искусство в повседневной жизни» в виде простых выкроек одежды. Ниже приведены два образца:
В 1920-е и 1930-е годы работы Ламоновой успешно экспонировались на различных выставках за пределами России, и в то же время она продолжала создавать костюмы как для театра, так и для кино. Ниже приведены лишь несколько примеров ее работ (глядя на них определенно чувствуется дух Поля Пуаре):
Наряд Надежды Ламановой, вдохновленный традиционными костюмами северных народов, 1923 год; моделью выступила актриса Александра Хохлова.
Актриса Александра Хохлова моделирует еще одно платье Ламановой, 1924 год.
Лиличка Брик (сидит) со своей сестрой Эльзой Триолет в народных платьях Ламановой, 1925 год.
Мода Ламановой 1920-х годов.
Итак, что за платье заставило нас пойти по этому необычному пути? Ну вот, бальное платье, принадлежавшее императрице Александре Федоровне:
Надежда Ламанова, бальное платье, начало 1900-х; Государственный Эрмитаж (ЭРТ-8619)
Крупный план лифа
Крупный план платья
Это бальное платье, созданное в начале 1900-х годов. К сожалению, конкретные детали (по крайней мере, на английском языке) скудны, но, судя по стилю одежды, мы, вероятно, смотрим на временные рамки 1900-1906 годов. Платье изготовлено из шелковой атласной нижней юбки белого/цвета слоновой кости в сочетании с тюлем белого/цвета слоновой кости, украшенным пайетками, бисером и аппликациями с использованием цветочного мотива. Как и в случае с любым из этих платьев, часы ручного труда, вложенные в вышивку и прикрепление блесток, просто ошеломляют.
Это великолепное бальное платье олицетворяет роскошь русского двора. В то же время, зная кое-что о дизайнере, удивительно, что Надежда Ламанова смогла успешно заново изобрести себя в то время, когда любой, кто имел ассоциацию с Ancien Regime , каким бы отдаленным он ни был, был подозрительным и часто односторонним. билет на расстрел. В следующем выпуске мы рассмотрим еще некоторые работы Ламановой до 1917 года.
Продолжение следует…
Нравится:
Нравится Загрузка…
/ Адам Лид / 2 комментария
В нашем последнем посте мы кратко рассмотрели карьеру и работу российского дизайнера Надежды Ламановой, поскольку она заработала репутацию дизайнера Haute Couture для высших слоев общества России, а затем заново изобрела себя как avant. garde конструктор для широких масс в новой революционной России. Теперь мы собираемся еще раз взглянуть на дизайны Ламановой до 19 лет.17. Для начала вот один особенно яркий пример примерно 1910 – 1914 годов:
Вечернее платье, Надежда Ламанова, ок. 1912 – 1914 гг.; Государственный Эрмитаж
Вид сзади
Боковой профиль
Приведенный выше дизайн платья отражает переход от прежнего плотно структурированного силуэта S-образного корсета к более вертикальному силуэту с использованием трубчатой формы платья. Не заблуждайтесь, основа все еще была на месте, но теперь платье свободно ниспадало, напоминая классическую греческую одежду.0043 Хитон .
Само платье состоит из двух слоев: нижний слой из бирюзово-нефритового зеленого атласа и верхний слой из черного шифона с вышитым цветочным мотивом, состоящим из цветов и листьев хризантем. Сама вышивка выполнена золотисто-зеленым шелком и золотыми нитями. Видно, как сочетание разных фактур, контрастных цветов и отдельного слоя с металлизированной вышивкой создает объемность платья, что особенно заметно при взгляде на шлейф. Приведенные выше фотографии просто не отражают платье.
А теперь кое-что, немного отличающееся от середины 1890-х годов. Это визитное платье, принадлежавшее императрице:
Выездное платье, Надежда Ламанова, середина 1890-х гг.; Государственный Эрмитаж
Крупный план
Приведенное выше визитное платье середины 1890-х гг., характеризуется рукавом из бараньей ноги или Жиго и является платьем линии принцессы. Согласно описанию, модная ткань из шелкового бархата цвета слоновой кости/кремового (в зависимости от освещения). Металлические пайетки были пришиты для создания мотива виноградной лозы с вертикальными линиями пайеток, напоминающими своего рода шпалеру, которая служит для подчеркивания вертикальных линий/силуэта платья.
Вышеприведенные примеры составляют лишь малую часть продукции Ламановой, и они отражают основные модные тенденции того времени, и хотя многое из того, что она создала, было довольно традиционным, как в случае с приведенным выше платьем для визитов, были также попытки раздвинуть границы. например, в случае вышеупомянутого зеленого бального платья. Только после революции Ламанова стала дизайнером, создавая модели готовой одежды для масс и в то же время создавая авангардные модели. Ламанова — дизайнер, о котором мы должны знать больше.
Постскриптум: Удивительно, как много платьев начала 1900-х годов смогли пережить революционные потрясения и две мировые войны. 🙂
Нравится:
Нравится Загрузка…
/ Адам Лид / 2 комментария
Как и во многих наших постах, тема этого поста началась с одной темы, а закончилась совершенно другой. Сначала мы наткнулись на несколько фотографий бального платья, созданного в начале 19 века.00-х годов для Императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II, последнего Императора России. Далее мы отметили, что дизайнером выступила некая Надежда Ламанова. Что было интересно, так это то, что это был неизвестный нам дизайнер, и что еще более поразительно, это то, что она была женщиной. Хотя почти вся рабочая сила, производящая платья Haute Couture , была женщинами, дизайнеры редко были женщинами, по крайней мере, до 1920-х годов.
Кем была Надежда Ламанова? К сожалению, на английском языке о ней немного, но вот что удалось выяснить: Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в Нижнем Новгороде, Россия, и умерла в Москве 15 октября 19 года.41 год в возрасте 79 лет. Из-за ранней смерти родителей в 1877 году она прошла обучение на швею в Московском швейном училище. Через два года она пошла работать в модный дом. В 1885 г. она открыла в Москве собственную швейную мастерскую и успешно наладила свое дело; пока оно не стало самым популярным швейным заведением в Москве. В какой-то момент (перевод неясен) она поехала в Париж и встретилась с Полем Пуаре — надеюсь, мы сможем узнать об этом больше в будущем. В конце концов, ее работа привлекла внимание Императорского двора, и она была назначена «Поставщиком двора Ее Императорского Величества», а ее изделия носили придворные дамы и сама императрица. Наконец, начиная примерно с 1901, Ламанова также занималась дизайном костюмов для театральных постановок.
Ранний портрет Надежды Ламановой, дата неизвестна.
Надежда Ламанова, портрет Валентина Серова, 1911 год.
Однако после революции карьера Ламановой стала еще более интересной. Арестованная в 1919 году большевистским правительством (то, что она была официально назначенным дизайнером Императорского двора, вполне могло быть ей смертным приговором), она была освобождена благодаря вмешательству писателя Максима Горького, проведя в тюрьме около 2,5 месяцев. После этого она сосредоточилась на разработке театральных костюмов (предположительно, реабилитируя себя в глазах большевистского режима в процессе).
Большевистская революция. В Россию грядут большие перемены…
К началу 1920-х годов Ламанова начала создавать одежду, ориентированную на массы, опираясь на традиционную русскую одежду, и даже некоторые из ее дизайнов были включены в официальную графику «как делать». буклет под названием «Искусство в повседневной жизни» в виде простых выкроек одежды. Ниже приведены два образца:
В 1920-е и 1930-е годы работы Ламоновой успешно экспонировались на различных выставках за пределами России, и в то же время она продолжала создавать костюмы как для театра, так и для кино. Ниже приведены лишь несколько примеров ее работ:
Наряд Надежды Ламановой, вдохновленный традиционными костюмами северных народов, 1923 год; моделью выступила актриса Александра Хохлова.
Актриса Александра Хохлова моделирует еще одно платье Ламановой, 1924 год.
Лиличка Брик (сидит) со своей сестрой Эльзой Триолет в народных платьях Ламановой, 1925 год.
Мода Ламановой 1920-х годов.
Итак, что за платье заставило нас пойти по этому необычному пути? Вот:
Бальное платье, гр. 1900, Надежда Ламанова; предположительно в собрании Эрмитажа.
Лиф крупным планом
Платье крупным планом
Это бальное платье было создано в начале 1900-х годов. К сожалению, конкретные детали (по крайней мере, на английском языке) скудны, но, судя по фасону платья, мы, вероятно, смотрим где-то около 1900 года. Несмотря на то, что линия талии имеет заостренный конец, лиф не имеет характерного эффекта «голубиной груди». начало 1900-х годов. Что касается материалов, у нас есть белый атлас с тюлем и шифон, украшенный пайетками и вышивкой. Как и в случае с любым из этих платьев, часы ручного труда, вложенные в вышивку и прикрепление блесток, просто ошеломляют.
Это великолепное бальное платье олицетворяет роскошь русского двора. В то же время, зная кое-что о дизайнере, удивительно, что Надежда Ламанова смогла успешно заново изобрести себя в то время, когда любой, кто ассоциировался с Ancien Regime , каким бы отдаленным он ни был, был подозрительным и часто односторонним.