Как белое платье Мэрилин Монро из фильма «Зуд седьмого года» стало культовым
Один из самых культовых образов актрисы
Антон Гулевский
Редактор моды
Герои Мэрилин Монро и Тома Юэлла выходят из кинотеатра и отправляются на вечернюю прогулку. Проходя по решетке тротуара, Монро слышит звук приближающегося поезда в метро и останавливается. Когда поезд проходит под решеткой, плиссированная юбка белого платья актрисы поднимается в воздух — и обнажает ее ноги. Эту сцену из фильма Билли Уайлдера «Зуд седьмого года» знают даже те, кто никогда в жизни не смотрел его. Пожалуй, именно она и сделала фильм таким популярным — а исполнительницу главной роли окончательно закрепила в статусе главного секс-символа прошлого века. Не в последнюю очередь создатели фильма обязаны произведенным вау-эффектом наряду актрисы — белому платью-миди с глубоким вырезом и плиссированной юбкой. Рассказываем историю создания знаменитого образа.
Образ Мэрилин Монро в белом платье, стоящей на решетке троуара, пока ее юбка взлетает наверх от потока воздуха, стал по-настоящему культовым. В поп-культуре его цитировали сотни раз — и в качестве оммажа, и в ироничном ключе. Но надо понимать, какой эффект он произвел в середине 50-х. Сегодня это смотрится соблазнительно, но абсолютно невинно — актрисы и поп-звезды и не такое выделывали на глазах у изумленной публики. А вот в середине прошлого века происходящее на экране было по-настоящему провокационным — особенно учитывая, что в центре внимания оказалась самая желанная женщина своего времени.
Кадры из фильма «Зуд седьмого года», 1955
Legion-Media
Съемки происходили на улице в Нью-Йорке — и вокруг съемочной площадки в тот день собралось так много людей, что там попросту негде было протолкнуться. Зеваки, поклонники Монро, папарацци, полицейские — все только и ждали, что очередного дубля, когда юбку актрисы снова унесет в воздух. Любопытно, что на съемках Монро сопровождал ее тогдашний муж — бейсболист Джо Ди Маджо. Отношения между супругами и так не ладились — а уж за такую откровенную по меркам своего времени сцену он и вовсе возненавидел жену. Именно во время съемок фильма они и приняли решение развестись — поговаривают, что здесь не обошлось без участия того самого платья.
Кадры из фильма «Зуд седьмого года», 1955
Legion-Media
Культовый наряд был создан художником ко костюмам Уильямом Травиллой, которого часто называют любимым дизайнером Мэрилин Монро. Он создавал наряды актрисы в восьми фильмах — и, если верить ему самому, даже недолго состоял с ней в романтических отношениях. Правда, по словам легендарного редактора моды Harper’s Bazaar Дианы Вриланд, Травилла вовсе не являлся создателем платья — он просто купил его в уже готовом виде. Что он, впрочем, всячески отрицал. Правды мы уже не узнаем — так что придется верить дизайнеру на слово. Впрочем, он сам не был высокого мнения о своем творении: в одном из интервью он даже назвал его «этим дурацким маленьким платьем». Знал ли он тогда, что оно станет куда известнее его самого?
Что стало с культовым нарядом потом? После трагической смерти актрисы в 1962-м году, киностудия 20th Century Fox провела аукцион ее вещей — там платье и ушло с молотка. На предварительных торгах его купила знаменитая актриса Дебби Рейнольдс — она более 40 лет собирала коллекцию костюмов из знаменитых голливудских фильмов. Наряд обошелся ей в скромную сумму в 200 долларов — удивительная удача для такой покупки. Рейнольдс рассчитывала открыть собственный музей — но этим планам так и не суждено было сбыться. В 2011-м году она сама устроила торги — одним из самых желанных лотов как раз и было то самое платье. Предварительно его оценили в 1-2 млн долларов, но в итоге оно отправилось к новому владельцу за 4,6 млн! Когда наряд был продан, Рейнольдс не смогла сдержать слез. Имя покупателя так и осталось неизвестным — анонимный коллекционер делал ставки по телефону.
Как снималась самая известная сцена с участием Мэрилин Монро (фото, видео)
Эти кадры из фильма «Зуд седьмого года» стали одними из самых известных в истории мирового кино. Очаровательная блондинка в белом платье — Мэрилин Монро — стоит на вентиляционной решетке метрополитена, а воздух, идущий оттуда, вздымает ее платье, чуть ли не выше головы.
Однако мало, кто знает, что первоначальная версия этой сцены, снятая на натуре в Манхэттене, была куда откровенней, чем та, что вошла в фильм. Из-за нее актриса развелась с мужем. По загадочному стечению обстоятельств, негатив той пленки бесследно исчез. Однако не так давно была обнаружена цветная кинозапись, снятая на любительскую камеру, на которой запечатлены несколько секунд с тех съемок.
Работа на натуре
Это произошло в одну из ночей позднего лета 1954 года. Нью-йоркский кинолюбитель Жюль Шульбэк, эмигрант, бежавший в 1930-е годы из нацистской Германии в США из-за своего еврейского происхождения, узнал, что на одной из улиц Манхэттена студия Двадцатый век фокс будет снимать сцену из фильма «Зуд седьмого года» с участием Мэрилин Монро. Не долго думая, он сразу же бросился туда, взяв с собой 16 мм камеру фирмы «Bolex».
Несмотря на то, что уже было около часа ночи, на улице собралась большая толпа зевак, журналистов и фотографов, которые ожидали появления Монро. Отметим, что в этом и состоял замысел авторов фильма и боссов киностудии: приглашая прессу и поклонников актрисы посмотреть, как она снимается в столь откровенной сцене, они хотели сделать рекламу своей картине. Их расчет полностью оправдался: сделанные в ту ночь фотоснимки облетели все популярные печатные издания. Более того, эту сцену большинство людей знает именно по этим фото, а не кадрам из фильма.
По сюжету, два главных героя (Мэрилин и женатый мужчина, которого она пытается соблазнить) выходят из кинотеатра, и Монро встает на решетку вентиляции метрополитена, чтобы освежить себя в душную летнюю ночь (которая, на самом деле, была довольно прохладной) идущим оттуда потоком воздухом, который «неожиданно» для нее сильно задирает платье, открывая нашему взору ее стройные ноги. «Разе это не прекрасно?» — спрашивает она при этом. Да, Мэрилин, это было прекрасно.
Разумеется, силы воздуха, идущей из настоящей вентиляции не хватило бы, чтобы так сильно поднять пусть и столь легкое платье, какое в тот момент было на Мэрилин Монро. Поэтому для создания данного эффекта под решеткой был установлен вентилятор, которым управлял специалист по спецэффектам.
Все шло хорошо: как и ожидали продюсеры фильма, поглазеть на кинозвезду пришла толпа людей, в основном мужчины. Они собрались вокруг съемочной площадки и в окнах близлежащих домов и в течение двух часов наблюдали за съемками картины, а точнее за тем, как полы платья Мэрилин поднимались и опускались, а затем снова поднимались, и снова опускались… Когда воздух задирал юбку, они кричали «Выше, выше!».
«К сожалению, среди них был и муж Мэрилин Джо ДиМаджио, — рассказывает режиссер фильма Билли Уайледр. – И ему совершенно не понравилось то, что он там увидел наряду со всеми остальными».
ДиМаджио, о котором позже говорили, что он ревновал Монро к каждому мужчине, не планировал идти туда, решив подождать свою жену в отеле. Однако журналист Уолтер Винчел уговорил его пойти. Мэрилин Монро не была рада появлению мужа на площадке. Однако еще больше был недоволен сам он: толпа мужиков, глазеющая на исподнее его жены, привела его в бешенство. Ночью у пары произошла крупная ссора, из номера доносились крики и звуки борьбы. На утро ее визажисту и парикмахеру пришлось приложить не мало усилий, чтобы спрятать синяки, красовавшиеся на лице. Через три недели Монро подала на развод.
Скромнее и короче
В результате, отснятые материалы так и не вошли фильм. Сцена переснималась заново: уже на студии и без посторонних глаз. Конечный вариант, который включили в финальную монтажную сборку, оказался куда более скромным и пристойным, чем первоначальный.
Выдвигалось много версий, почему оригинальная пленка, позже бесследно исчезнувшая, не была использована. Кто-то полагал, что вся история со съемкой на улицах Манхэттена была сделана исключительно в рекламных целях (чему помог и скандал с разводом Монро). Другие считали, что снятый в ту ночь вариант был слишком откровенным, и Мэрилин попросила переснять его, сделав более приличным, чтобы еще больше не раздражать мужа. Бытовала также и весьма экстравагантная версия, что в тот момент на кинодиве не было нижнего белья. Однако Уайлдер всю свою жизнь последовательно опровергал это, утверждая, что на ней был не один, а несколько комплектов белья.
Историки кино полагают, что все эти причины могли вместе повлиять на решение не использовать сделанные на улицах Нью-Йорка кадры. Как бы там ни было, факт в том, что визитной карточкой «Зуда седьмого года» стала не сама сцена из фильма, а фотоснимки, снятые репортерами в ту ночь.
Кинолюбитель
Однако вернемся к Шульбэку. В его семье история о том, как он снимал Монро, стала легендой. Его правнучка Бонни Сиглер рассказывает, что он часто не без хвастовства рассказывал ее. Однако никто не знал доподлинно, существовала ли эта пленка в реальности (непонятно, по какой причине — К.А.).
Шульбэк был страстным кинолюбителем. Он не расставался со своей камерой ни при каких обстоятельствах и записывал все, что можно. Однажды он снимал свою дочь весь день — от пробуждения до сна — и смонтировал из этого фильм. В его коллекции сохранились сотни отснятых материалов, среди которых должна была находиться та самая пленка.
Проверить так ли это или нет удалось лишь в 2004 году, когда Шульбэк переезжал на новое место жительства. Его внучка со своим мужем, разбирая одну из комнат, обнаружили в ней большое количество контейнеров с кинопленкой. У мужа, такого же синефила, как и Шульбек, сразу же загорелись глаза: возможно среди них и была пленка с Монро, о которой он слышал из семейных легенд.
Однако выяснить это было не так-то легко: коробки лежали без маркировки, да еще во многих пленка не была уложена должным образом и походила на перепутавшийся клубок с нитками. В ту же ночь он стал кропотливо просматривать записи, многие из которых пришлось чинить. Там было все: семейные торжества, парады, посиделки в барах. И посреди всей этой повседневности внезапно перед ним предстала сама Мэрилин Монро, безуспешно пытающаяся укротить свое платье. «Это было поразительно: миф оживал на глазах, — рассказывал он. — Она была похожа на парашют с двумя стройными ножками внизу».
По кадрам видно, что Шульбэк смог занять очень удачную позицию для съемки: он снимал практически из-за плеча Билли Уайлдера (его силуэт отчетливо виден на видео справа). Механические камеры не могли вести запись в течение долгого периода времени, поэтому каждые 25 секунд ему приходилось заводить свой «Bolex».
Обнаружив пленку, чета Сиглер поспешила обрадовать самого Шульбэка. Он был счастлив: его история подтвердилась, хотя он-то в этом, разумеется, никогда и не сомневался. На опубликованном видео также присутствуют и другие записи с Монро, сделанные Шульбэком. И все в цвете! Настоящая находка для любого киномана. Наслаждайтесь!
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Белое платье Мэрилин Монро: Вспомните, когда
Автор: Ханна Лак, CNN
Копаясь в архивах истории поп-культуры, «Помните, когда?» это серия, предлагающая ностальгический взгляд на наряды знаменитостей, которые определяли их эпохи.
Однажды ночью на Манхэттене в 1954 году коктейльное платье цвета слоновой кости вошло в историю кинематографа, когда столкнулось с восходящим бризом. Этот незабываемый момент из причудливой комедии «Зуд седьмого года» был полностью связан с человеком в платье.
В фильме Билли Уайлдера Мэрилин Монро играет бесхитростную модель, которая хранит нижнее белье в холодильнике и макает картофельные чипсы в шампанское. Лето флирта с соседкой снизу приводит к кульминационной сцене, когда после того, как пара сходит в кино на 52-й улице, Монро останавливается над решеткой метро, чтобы насладиться прохладным потоком воздуха из проходящего поезда: «Разве это не восхитительно». ?» — говорит она своим звенящим голосом Бетти Буп, когда ее платье развевается.
Уильям Травилла, ведущий художник по костюмам компании 20th Century Fox, не придал особого значения одежде, ставшей его самым известным творением, — он назвал ее «это глупое маленькое платье». Травилла работал над восемью фильмами Монро, включая «Как выйти замуж за миллионера» и «Джентльмены предпочитают блондинок». Актриса обожала его обтягивающие, обтягивающие модели: «Дорогой Билли, пожалуйста, одень меня навсегда. Я люблю тебя», — написала она ему однажды. Травилла сшила свое платье «Зуд седьмого года» из крепа из ацетата вискозы, ткани, достаточно тяжелой, чтобы раскачиваться при ходьбе Монро, но достаточно легкой, чтобы поймать этот важнейший ветерок. Косой крой с завязками на шее и складками в виде солнечных лучей, тонкий пояс обвивает талию аккуратным бантом: «…прохладно и чисто, в грязном, грязном городе», как описал его Травилла.
Актриса Мэрилин Монро и актер Том Юэлл на съемках фильма «Зуд седьмого года». Предоставлено: Sunset Boulevard/Corbis/Getty Images
14 дублей
Рано утром 15 сентября 1954 года Монро стояла под фонарями Klieg на Лексингтон-авеню, в то время как член съемочной группы сидел на корточках в решетке под ее каблуками, работая ветряная машина. В нескольких футах за полицейской баррикадой тысячи фанатов и фотокорреспондентов столпились, чтобы мельком увидеть звезду. («Русские могли вторгнуться на Манхэттен, и никто бы этого не заметил», — вспоминал позже ее публицист Рой Крафт.)
Толпа была не такой спонтанной, как казалось — Фокс распространил слух о предстоящем событии, рассчитывая на бесплатную рекламу. Уайлдер сделал 14 дублей (позже сцена была переснята на студии в Калифорнии), в то время как толпа, в основном мужская, кричала «выше» каждый раз, когда порыв ветра поднимал юбку Монро. (Она пришла подготовленной для зевак в двух парах белого нижнего белья.)
Если зрители были в восторге, тогдашний муж Монро, центральный полевой игрок «Нью-Йорк Янкиз» Джо Ди Маджио, был менее взволнован. В своей книге Уайлдер описал «выражение смерти» на лице Ди Маджио, когда он умчался на съемочную площадку, чтобы тушиться в соседнем отеле St. Regis. Несколько биографов описали бурный спор, который разгорелся в номере 1105, когда вернулась Монро. Это была одна из многих соломин, которые якобы положили конец бурному браку; Вернувшись в Лос-Анджелес три недели спустя, она объявила об их разводе. «Мэрилин рассталась с Джо из-за сексуальных фотографий», — гласил заголовок Daily News.
Платье сшито художником по костюмам Уильямом Травиллой. Фото: Matty Zimmerman/AP
Непреходящее наследие
За десятилетия, прошедшие после выхода фильма, кокетливое платье стало символом самой Монро.
Изображение копировалось в бесчисленных модных съемках и использовалось для продажи автомобилей, апельсиновой газировки и даже крема для удаления волос. Стоило водке Absolut сфотографировать одну из их бутылок на решетке метро с развевающейся вверх этикеткой, и референс был понятен. Современные взгляды на платье носили на сцене Бритни Спирс и Ники Минаж, на съемках с Линдси Лохан и Мадонной, а также с другой известной блондинкой, Барби.
Там было гораздо больше X-рейтинговых оммажей и многочисленных пародий, наиболее запоминающаяся реклама Уиллема Дефо на Супербоуле для Snickers, изображающая актера, демонстрирующего волосатые ноги и белые трусы, до тех пор, пока кусочек шоколадки не вернет его «Мэрилин» к ее прекрасной себя. В этом году китчевое изображение скульптора Сьюарда Джонсона из нержавеющей стали будет постоянно установлено в Палм-Спрингс, предлагая туристам возможность сфотографироваться под юбкой Мэрилин высотой 26 футов. Подобная возвышающаяся скульптура была найдена лицом вниз на свалке в Гуйгане, Китай, а ее изображение даже было выращено на японском рисовом поле.
Зрители собираются вокруг 26-футовой скульптуры Мэрилин Монро работы Сьюарда Джонсона. Предоставлено: Charles Rex Arbogast/AP
Что касается оригинального платья, то оно томилось среди имущества Уильяма Травиллы до его смерти в 1990 году, когда актриса Дебби Рейнольдс купила его за 200 долларов. В 2011 году Рейнольдс продала свою коллекцию голливудских памятных вещей, чтобы избежать банкротства, а плиссированное платье, которое на сегодняшний день является одним из самых узнаваемых костюмов в истории кино, было продано на аукционе за 4,6 миллиона долларов.
Его успех был обусловлен не только откровенными атрибутами платья — дизайн Травиллы воплощал ту же алхимическую смесь невинности и соблазнения, которую Монро так мастерски проецировала на целлулоид. Ангельски-белый и дерзко-дерзкий, он отражал соблазнительные противоречия самой актрисы.
Мэрилин Монро в своем знаменитом белом платье для фильма «Зуд седьмого года». Фото: Bettmann Archive/Getty Images
В биографии звезды Норман Мейлер написал о спектакле Монро «Зуд седьмого года»: «Это невероятный спектакль для актрисы, которая находится на грани разлуки со своим мужем, два ужасных фильма за ее плечами, находится в психоанализе, слишком много пьет и все время думает о разрыве своего контракта.