Как русская матрешка завоевала планету?
Зайдите в любой сувенирный магазин в России. Какие изделия самые запоминающиеся, самые яркие? Какие пользуются у иностранцев широким и неослабевающим спросом? Правильно, матрешки.
Изготовление деревянных игрушек, которые можно вкладывать одну в другую, русские умельцы освоили очень давно. В первую очередь это были пасхальные яйца и яблоки. Такие игрушки получили развитие с появлением токарного станка. Истории известно, что на таком станке любил поработать сам Петр I, но вот свидетельств, что он мастерил такие поделки, не сохранилось.
Считается, что первая русская матрешка «родилась» в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов, знаменитый промышленник и меценат. Рассказывают, что в мастерскую из Японии попала деревянная игрушка – фигурка лысого старика, мудреца Фукурумы. Эта кукла состояла из сложенных друг в друга семи фигурок. Художник мастерской Мамонтова Сергей Малютин заинтересовался этой поделкой и решил создать что-нибудь подобное, только с русским колоритом. Малютин сделал эскиз, деревянную форму изготовил мастер Василий Звездочкин.
Матрешка Сергея Малютина
Малютин раскрасил кукол в стиле, который сам же и придумал. Первая матрешка содержала восемь кукол и изображала мать и семерых дочерей. Эта игрушка сохранилась до наших дней и находится в Музее игрушки Сергиева Посада. Там же находятся и другие варианты матрешек: Старик, Гетман, «Сказка про репку».
Почему же игрушку нарекли именно матрешкой? Имя Матрена было весьма популярным в России. Оно обычно связывалось с образом многодетной матери, у которой была дородная фигура, далекая от стандарта 90-60-90. Со временем это имя приобрело нарицательный характер и использовалось для обозначения ярко раскрашенных деревянных кукол. Первая кукла Сергея Малютина стала воплощением древнейшего символа российской культуры.
Сначала матрешки изготавливались в московской мастерской, а после ее закрытия центром производства стали учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада.
Появление матрешки именно в это время было не случайным. Русская художественная интеллигенция как раз в ту пору поворачивается в сторону произведений народного творчества, народного искусства. Во многих домах появляются коллекции, связанные с народными традициями. А вот широкому распространению матрешки за рубежом способствовала популяризация всего русского благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева в Париже.
Массовый экспорт матрешек начался с ежегодных ярмарок в Лейпциге.
С 1909 года наша матрешка – постоянная участница Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий в Лондоне. А благодаря передвижным выставкам, организованным Русским обществом пароходства и торговли, матрешка стала желанным гостем приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
Расцвет этого вида народного творчества прервался с началом строительства социализма в СССР. В Советском Союзе, где главная ставка делалась на индустриализацию всей страны, внимание ремеслу по изготовлению деревянных кукол уделялось минимальное. Производство матрешек осуществлялось на государственных фабриках. Делали кукол по определенному шаблону, утвержденному заранее, и отступать от него не рекомендовалось. Фабричным путем производили матрешек столько, что смогли организовать их экспорт в большинство стран мира.
Выставка «Музей русской матрёшки»
Горбачевская перестройка открыла дорогу самовыражению художников. И они самовыражались кто как мог. Среди героев «матрешечного» промысла конца 1980-х появился весь пантеон российских и советских деятелей, герои мультфильмов, сказок, и даже не обошлось без разного рода вульгарщины. А кто-то из творцов Госплана СССР решил, что можно увеличить объемы производства, делегировав его Молдавии, Украине, Кавказу и другим местам. Рынок матрешек заполонили посредственные поделки. Без родных традиций матрешка превратилась в обычную деревянную игрушку, примитивную и простую. Правда, наряду с обилием ширпотреба, появилась и авторская матрешка – украшение многих российских и западных коллекций.
Хотим мы или нет, но матрешка – важное художественное событие в культуре России. Она по праву заняла почетное место в образах и душе нашего народа.
история возникновения, что символизирует матрешка
Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал.
Содержание статьи
- История создания матрешки
- Какой была первая матрешка?
- Матрешка в современном мире
История создания матрешки
Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.
Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.
Какой была первая матрешка?
Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.
Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.
Матрешка в современном мире
В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.
Матрешки могут изображать:
- исторических личностей,
- литературных персонажей,
- героев народных сказок и басен.
Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:
- Семеновская матрешка;
- Загорская матрешка;
- Тверская матрешка;
- Вятская матрешка.
Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.
Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.
Такие музеи есть
- в Сергиевом Посаде;
- В Нижнем Новгороде;
- В Ногинске;
- В Вознесенском.
Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.
Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.
Читайте также:
- Народные промыслы России
- Больше, чем ремесло: Почему настоящая икона – всегда чудо
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
История русской матрешки
Одно упоминание слова «матрешка», и большинство людей автоматически подумает «Россия». Это неудивительно, ведь уже более ста лет Россия заселяет остальной мир своими матрешками. Эти куклы были символом традиционной русской жизни, значением матери в семье и большим уважением, оказываемым ей многодетной семьей и их многочисленными членами под одной крышей.
Хотя куклы считаются одной из древнейших традиций в культуре и истории России, многие источники и историки считают, что куклы не считались таким новаторским изобретением, как о них часто думают. На самом деле это никогда не было изобретением, а просто нововведением, вызванным вдохновением. Веские доказательства указывают на то, что другие формы матрешек существовали за сотни лет до того, как был изготовлен первый набор матрешек.
То есть вы хотите сказать, что матрешек в России не изобрели?
Это правда. Несмотря на то, что матрешки приобрели всемирную известность и популярность в России, существуют физические доказательства того, что идея вложения кукол друг в друга существовала с начала первого тысячелетия, то есть почти за 900 лет до того, как были сделаны первые матрешки. .
Созданный с целью хранения и украшения, китайцы изобрели вложение деревянных ящиков друг в друга в 1000 г. н.э. Концепция состояла из большого деревянного ящика, который при открытии содержал почти такой же деревянный ящик, но меньшего размера, а внутри этого меньшего ящика находился еще один меньший ящик и так далее. Затем эта концепция эволюционировала от скворечников к матрешкам, которые послужили основой для первых в мире матрешек.
Этот подход вскоре эмигрировал в Японию, где они затем реализовали идею создания деревянных кукол своих собственных божеств. Сити-Фукудзин или Семь Богов Счастья, которые, как считается, приносят удачу в японской мифологии, были одними из первых, чьи деревянные матрешки были сделаны по их образу. Японский бог счастья и долголетия Фукурокудзю представляет собой деревянную куклу, которую можно разобрать и обнаружить внутри шесть других богов. Эта же кукла привлекла внимание молодой женщины, и она привезла ее на родину. Этот кто-то — Елизавета Мамонтова.
Первые матрешки в России
Елизавета Мамонтова была женой богатого русского, промышленника и предпринимателя Саввы Мамонтова. Мамонтов был меценатом и был сторонником создания и сохранения народного творчества русской культуры. Из-за этого стремления он основал мастерскую в Абрамцево, Москва. Мастерская детского образования была направлена на разработку и изготовление детских кукол, которые изображали бы и представляли традиционный русский образ жизни и культуру.
Здесь все становится сложнее. Нет однозначной уверенности в том, что Елизавета купила куклу в мастерскую и послужила источником вдохновения для тамошних рабочих, включая Василия Звездочкина и Сергея Малютина — двух человек, стоящих за первыми в мире матрешками. Некоторые считали, что купленная Елизаветой кукла зажгла у Звездочкина и Малютина идею, которая привела к созданию матрешки. Некоторые историки считают, что вдохновение пришло из самой России, а не из куклы из другой страны. Хорошо известно, что русские создавали разъемные пасхальные яйца еще до того, как были сделаны первые матрешки, и, возможно, именно отсюда пришло вдохновение.
Некоторые источники затем указывают, что сам Василий — как сказано в мемуарах — <что он> был заинтересован в создании полой куклы со спрятанными внутри игрушками. Ни о японских куклах Фукурокудзю, ни о ранних русских пасхальных яйцах не упоминалось. Откуда бы ни исходила искра, эта идея вдохновила его и Малютина на создание первого в истории набора русских матрешек. Результатом этого вдохновения стала девочка-петух, которую они назвали «матрешкой». Матрешка – первая в России деревянная матрешка ручной работы.
Почему Матрешка?
Название «матрешка» буквально означает «маленькая матрона», относящееся к русскому женскому имени «Матрена» или «Матреша».
Независимо от названия, самая большая кукла из набора матрешек символизирует мать русского семейства. Форма была вдохновлена дородной фигурой матери, изображающей ее плодородие и ее значение как центра традиционной русской семьи. Акт вложения кукол в самую большую куклу представляет собой мать и ее способность вынашивать и зачать своих сыновей и дочерей. Это оправдывает то, что женщины всегда были самыми большими куклами в наборе.
Иметь большую семью – это обычная культура и практика в России. Но это зависит не только от способности матери иметь как можно больше детей. Это также включает расширенных членов семьи, которые все присутствуют под одной крышей. Тети и дяди, бабушки и дедушки, племянницы, племянники, родственники мужа и внуки — все играют определенную роль в традиционной русской семье.
Первый набор матрешек состоял всего из восьми отдельных деревянных кукол. Самая большая кукла — это женщина, держащая в руке черного петуха, что стало причиной того, что она стала более известна как Девушка-Петух. Внутри нее было еще семь кукол, вложенных друг в друга. Всего в наборе было девять персонажей: шесть из них были подтвержденными женщинами, один подтвержденный мужчина, два других — один нарисован внутри одной из женских кукол, как будто его держит старшая сестра, а один — младенец, запеленанный в лоскутное одеяло — не имеют подтвержденной гендерной идентичности. Четыре из этих восьми кукол держали в руках различные предметы: петуха, косу, миску, в которой, как считается, была каша, и метлу. Все восемь кукол одеты в традиционную русскую крестьянскую одежду.
Как матрешки завоевали всемирную популярность
Вновь считается, что Елизавета Мамонтова сыграла ключевую роль в популярности матрешек. Многие историки считают, что именно она привезла их на Всемирную выставку, проходившую в Париже в 1900 году. На выставке игрушка получила бронзовую медаль. Вскоре после этого концепция приобрела популярность в своих краях и создавалась по всей стране, что привело к массовому производству кукол в России. За короткое время туристы приобретали матрешки-матрешки и привозили их с собой на родину, приобретая еще большую известность.
Матрешки по-прежнему производятся непрерывно, большинство из них производится в России. Традиционные дизайны все еще используются, но со временем дизайн и узоры изменились. Матрешки, созданные в настоящее время, могут быть созданы с героями мультфильмов, политическими деятелями, знаменитостями, природой и животными, даже адаптированными для чьей-то семьи.
Постоянное производство русских матрешек, традиционное или современное, указывает на то, что игрушки по-прежнему покупаются и ими пользуются во всем мире, демонстрируя некогда спокойный и простой образ жизни древних русских, а также значение матери в простая семья.
История русской матрешки в деталях
– Мастерская Firebird
Какова история русских матрешек?
Происхождение русской матрешки начинается в 1840-х годах в небольшой деревне к северу от Москвы, Россия. Усадьба Абрамцево — интеллектуальный и художественный центр — сыграла значительную роль в развитии русского народного творчества в начале 19 века.
Впервые Абрамцево стало известно в 1843 году, когда усадьбу купил Сергей Аксаков, писатель-славянофил. В 1870 году Савва Мамонтов, наследник железнодорожного состояния и один из самых значительных деятелей развития русского национального искусства, приобрел имение Абрамцево у семьи Аксаковых.
История гласит, что первая русская матрешка была создана в 1890 году в Воспитательной мастерской в усадьбе Абрамцево на севере Москвы. Но как это было сделано?
На судьбоносную субботнюю встречу в усадьбе Абрамцево русский монах принес своеобразную японскую матрешку с изображением мифического японского бога радости Сити-Фукудзин или Семь богов счастья. Эта причудливая кукла содержала семь кукол уменьшающегося размера, вложенных друг в друга.
Тем временем в Японии некоторые люди считают, что неизвестный русский монах привёз первый набор фигурок для гнездования на японский остров Хонсю (откуда возникла кукла Фукурума). Тем не менее, мы все можем согласиться с тем, что русские пасхальные яйца-матрешки и китайские скворечники существовали задолго до куклы Фукурама или матрешки.
Сергея Васильевича Малютина, художника-славянофила, жителя Абрамцева, заинтересовала матрешка Фукурама, и он решил создать нечто подобное. Он задался целью создать матрешку с русским духом, представляющую русскую культуру и народ.
Малютин сделал набросок первой матрешки и поручил Василию Петровичу Звездочкину, резчику по дереву, жителю Абрамцева, вырезать деревянную шелуху куклы. С помощью токарного станка и стамески Звездочкин создал первые заготовочные матрешки из мягкой древесины липы.
После этого Малютин вручную расписал незаконченные русские матрешки. На первом русском наборе матрешек была изображена крестьянская семья. В нем было восемь штук; мать и семеро детей.
Вы можете увидеть этот оригинальный набор матрешек и другие древнерусские матрешки в Музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.
Искусство изготовления русских кукол остается неизменным и по сей день, сохраняя все ноу-хау древних русских мастеров. Древесину липы или березы для токарной обработки древесины обычно срубают ранней весной и оставляют сохнуть на годы, чтобы древесина не растрескалась.
Деревянные бревна окорываются, складываются в штабели и оставляются на открытом воздухе на несколько лет для достижения определенного состояния. Только опытный токарь по дереву может определить, когда бревна готовы к резьбе. Когда они готовы, бревна разрезают на более мелкие деревянные заготовки для изготовления кукол.
Почему русские матрешки называются матрешками?
Нет конкретной информации о том, почему она называется Матрешкой, но мы знаем происхождение этого слова. Матрешка — это любимая форма русского имени Матрена, которое было популярно среди женщин в России 1800-х годов. Матрёна происходит от латинского слова «матер», что означает Мать.
Название матрешка очень подходит, потому что оно точно представляет стереотипную фигуру матери в большой русской крестьянской семье с крепким телосложением.
Со временем Матрешка стала нарицательным названием русских матрешек.
История русской матрешки в регионах: Сергиев Посад
Производство матрешек продолжалось в Детской образовательной студии в Абрамцево до 1990-х годов. Когда эта мастерская была закрыта, производство матрешек переместилось в учебно-демонстрационные мастерские в Сергиевом Посаде — городе в России к северо-востоку от Москвы.
Город входит в группу древних городов Золотого кольца, знаменитую Троицкой лаврой XIV века и комплексом Сергиева монастыря.
Искусство и ремесленная культура процветали в городах и деревнях, окружающих монастырский комплекс. Легенда гласит, что особую популярность в городе приобрели деревянные троичные игрушки — и первым их изготовил сам преподобный Сергий Радонежский.
Сергиев Посад был колоритным традиционным русским городом, и монастырь добавлял ему своеобразия. У него была рыночная площадь, расположенная прямо перед воротами монастыря, которые всегда кипели торговцами, монахами, паломниками и ремесленниками.
Мастера Сергиева Посада узнали о матрешке из соседнего города Абрамцево и попытались ее тиражировать.
Изменился дизайн матрешки, и родились Сергиево-Посадские русские матрешки.
Сергиев Посад Русские матрешки были очень выразительны, потому что художники уделяли больше внимания лицам матрешек. Одежда была не такой детализированной. Однако эти матрешки были красивы и вызывали восхищение как у взрослых, так и у детей. На сергиево-посадских матрешках изображались крестьяне, купцы, монахи, дворяне.
Первые матрешки Сергиева Посада имели овальные и очерченные лица. Головы матрешек были непропорционально больше тела. В результате несоразмерности эти матрешки выглядели примитивно, но очень выразительно.
В Сергиевом Посаде появилась первая политическая русская матрешка — прототип знаменитой куклы Горби.
Матрешки, такие как Гетман — Гетман был политическим лидером, губернатором Украины во времена Российской империи — вдохновили художников на создание большего количества матрешек на политическую тематику.
Набор матрешек изображал всю многодетную семью, а в некоторых случаях и других членов расширенной семьи. Другие русские матрешки изображали исторические темы и сказки — бояре, богатыри, Дед Мороз и так далее.
Русские матрешки в Сергиевом Посаде обычно насчитывали от двух до двадцати четырех фигурок. Самый популярный набор матрешек состоял из трех, восьми и двенадцати частей. В 1913 году на Выставке игрушек в Петербурге была представлена русская матрешка из 48 предметов работы Н. Булычева из Сергиева Посада.
Раннее развитие матрешек зависело от навыков токарщиков. Высококвалифицированные токари создавали матрешки с тонкими боками, что считалось своеобразным искусством изготовления матрешек.
К сожалению, профессиональные художники, расписывавшие матрешек раннего периода, не воспринимали это достаточно серьезно — это было скорее досугом и развлечением. В результате в музее-усадьбе Поленово выставлено много матрешек в карикатурном стиле.
Традиции народного творчества сыграли существенную роль в развитии современного стиля сергиево-посадских матрешек. Религиозные иконописцы Сергиева Посада внесли свой вклад в визуальный стиль Матрешки.
Реализация антропоморфизма — приписывания человеческого сходства с предметами или животными — была широко распространена в древней религиозной художественной традиции. Художники концентрировались на лице человека и меньше на его теле. Антропоморфизм был также распространен в Византийской империи и древнегреческой культуре. Матрешки, написанные в иконописных школах Сергиева Посада, показали связь между ранними иконописными стилями и ранними матрешками.
Русские Матрешки Сергиева Посада имели свои характеристики:
- Верхняя часть плавно переходит в более толстую нижнюю часть
- Матрешки расписаны гуашью и покрыты лаком.
В связи с популярностью матрешек в Сергиевом Посаде, по всей России стали появляться другие мастерские по изготовлению матрешек.
Изначально виды матрешек были несколько иными: на них изображались как мужские, так и женские персонажи. Есть этнографические матрешки: самоед (эскимос), цыганка, американец, турок, китаец, литовец, татарин, украинец и так далее.
Постепенно художники стали изображать на матрешках больше женских персонажей. Они также определили некоторые факторы, такие как соотношение ширины и высоты куклы.
Российская писательница Лариса Соловьева разделила развитие матрешки на три периода:
1) 1890—1930-е гг.
2) 1930-е — начало 1990-х годов
3) С начала 90-х по сегодняшний день.
Первый период связан с появлением первых матрешек и большого разнообразия кукол.
В 1918 году по инициативе коллекционера Н. Бартрама в Москве был открыт Национальный музей игрушки. Первая русская матрешка Сергея Малютина была частью первой выставки. Сергиев Посад способствовал появлению матрешки и превратил матрешку в излюбленное произведение народного творчества.
История русской матрешки в регионах: Семеново
Семенов стал крупным матрешечным центром в Нижегородской области. Роспись семеновской матрешки связана с традиционным ремеслом села Мериново (около Семенова).
Город Семенов — один из основных центров резьбы и росписи матрешек. Матрешки, выполненные в стиле хохломы — мотивы, связанные с культурой старинной живописи России, — впервые появились в Семенове.
Хохлома — русская роспись по дереву в ручном стиле и национальный орнамент, известный своими изогнутыми и яркими цветочными, ягодными и лиственными узорами.
При рисовании по дереву красный, черный, зеленый, желтый и оранжевый цвета используются поверх золотого фона.
В 1924 году Арсентий Федорович Маяров — мастер-токарь по дереву — привез с ярмарки в Нижегородской области сергиево-посадскую некрашеную деревянную куклу и отдал раскрашивать дочь. Контуры матрешки она нарисовала гусиным пером. Затем она раскрасила их анилиновыми красками, поместив в центр ярко-аленький цветочек и украсив кокошником на голову Матрешки. Маяровы за более чем 20 лет стали известными мастерами матрешки и лучшими в области.
Декоративная матрешка Любы Маяров положила начало новому стилю русской матрешочной росписи, отличающемуся обилием декоративных элементов.
Семеновские художники оставили открытыми еще необработанное дерево, расписав матрешку анилиновыми красками, а затем покрыв ее лаком. Сначала нарисовали очертания матрешки, в том числе контуры лица. Затем они нарисовали ему глаза и нанесли румяна на щеки. Следующим шагом было рисование шарфа, юбки и фартука. Фартук, на котором был изображен букет витиеватых цветов, — главный элемент семеновской матрешки.
Еще одной особенностью деревянной куклы Семенова является то, что основной цвет букета задает цветовой тон всей куклы. В основном художники использовали красный, синий и желтый цвет в различных сочетаниях для шарфа, сарафана и фартука матрешки.
С течением времени букет цветов становился плотнее, красочнее и живописнее, словно нарисован листовыми и цветочными экстрактами. Букет традиционно рисуется на фартуке асимметрично, несколько смещенным вправо.
Форма матрешки Семенова, в отличие от других матрешек, отличалась исключительной симметрией. Относительно тонкий «верх», резко переходящий в утолщенный «низ».
Семеновские матрешки были известны тем, что в них было несколько кукол. В самой большой матрешке было 72 куклы; самая большая была высотой 1 метр и диаметром 0,5 метра. Эта особенная кукла была изготовлена в 1970 году и посвящена дню рождения советского лидера Владимира Ильича Ленина.
В 80-е годы семеновские художники разработали новые виды матрешек, в том числе «Дед Мороз и Снегурочка». — предназначен для детей, которые учатся считать.
История русской матрешки в регионах: Полхолвский майдан
Полховский-Майдан — город к юго-западу от Нижнего Новгорода. Первые деревянные матрешки были изготовлены на Полховском Майдане в 1930-е годы.
Деревянное мастерство было давней традицией на Майдане — несколько деревянных фигурок-игрушек, таких как самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки, были изготовлены путем токарной обработки дерева на токарном станке.
Как и их семеновские коллеги, художники Майдана использовали анилиновые красители— Матрешки были ярко раскрашены, а затем покрыты лаком.
Но, в отличие от семеновских кукол, матрешки Полховского Майдана были ярче, ярче и имели более крупный рисунок. Художники Майдана накладывали слои красок — зеленой, синей, желтой, пурпурной, малиновой красок, — получая выразительный и яркий узор.
Матрешки Полховского Майдана имели карикатурный рисунок — как будто ребенок рисует лицо матрешки. На матрешках были изображены красивые деревенские девушки с нахмуренными бровями и лицом, обрамленным черными прядями.
Художники Полховского Майдана, как и художники Семеново, особое внимание уделяли растительному орнаменту на корпусе матрешки, часто изображая многолепестковые цветки Rosa canina (Шиповник) как основной элемент передника куклы. На Майдане цветок шиповника символизирует женственность, любовь и материнство, что делает его основным компонентом деревянных изделий Полховского Майдана.
История русской матрешки в регионах: Вятка (Киров)
В отличие от других регионов, в Вятке (Кирове) в начале ХХ века, особенно в XIX веке, расцвет русского народного творчества.37 г., когда в селах Вахрино и Овчарном образовалось первое организованное объединение ремесленников — артель «Прогресс».
Вятские матрешки изображали девочку с румяными щеками, в пестром платке, сарафане (сарафан на бретельках), держащую букет полевых цветов. Ранние вятские матрешки расписывали масляными красками.
Вятская матрешка впервые была представлена зарубежной публике в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе. Благодаря международному признанию в ремесленном мире артель «Прогресс» объединилась с «19лет Октябрьской революции» на создание Кировской фабрики токарных игрушек.
В 1968 году вятские художники, такие как семеновские и полховские художники Майдана, начали использовать анилиновые красители для росписи кукол, что дало начало новой серии красочных вятских матрешек.
Кроме того, они усовершенствовали традиционный крестьянский костюм, создав очень детализированные и декоративные матрешки. С этими изменениями матрешка стала уже не просто игрушкой, а дорогим сувениром и свидетельством декоративно-прикладного искусства.
Осознавая опасность утраты традиций, эти художники попытались соединить передовые методы изготовления матрешек с местной народной традицией вятских кукол.
В начале 1970-х совет по производству игрушек и поделок объявил конкурс на лучший дизайн матрешки, чтобы заинтересовать местных мастеров в развитии ремесла.