Мария антуанетта платья: о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты» — Кино и сериалы на DTF

о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты» — Кино и сериалы на DTF

Наряды, цвета и даже музыка в драме Софии Копполы отсылают нас к современной поп-культуре. Зачем это режиссеру? Как дизайнеру удалось достичь компромисса между модой XVIII века и современной? Разбираемся подробно.

1980
просмотров

Можно ли рассказать историю только через костюмы героев? Передать через наряд мысли, чувства и жизненную ситуацию персонажей? Можно, если за дело берется итальянская художница по костюмам Милена Канонеро. Что она и доказала в картине «Мария-Антуанетта», где платья главной героини являются неотъемлемой частью повествования. Лента вышла в 2006 г. Она принесла Милене третий «Оскар» за дизайн костюмов.

В начале фильма Марию-Антуанетту будят и одевают слуги. Эта бытовая сцена ничего не добавляет к действию — в другом фильме ее бы не показали. Но здесь она подчеркивает важность костюма для повествования. Процесс облачения в фильме становится метафорой становления личности. Здесь очень важно, что героиню одевают другие люди, а не она сама.

В самом начале, по приезде во Францию, девушка одета очень скромно. Но французские придворные сразу же с энтузиазмом переодевают ее в нарядные одежды. Посыл ясен: в новой стране ей придется стать совершенно другой личностью, из ребенка превратиться в женщину. Перемена эта, по сути, вынужденная, она не пройдет без последствий — в будущем героиня потеряет над собой всякий контроль и придут годы безудержного веселья.

​Мария-Антуанетта в австрийском платье…

​… и переодетая на французский манер

Такой современный версальский двор

Милена Канонеро, конечно, опирается на то, как выглядели настоящие платья XVIII века. Но в то же время она видоизменяет их таким образом, чтобы они играли определенную роль в повествовании и в визуальном ряде фильма. В итоге мы получаем на первый взгляд странное сочетание моды рококо и современной популярной эстетики.

​Небывалый в XVIII веке оттенок розового

Например, этот тон розового никогда не использовался в XVIII веке, однако он распространен в современной поп-культуре. Зачем такая неуместная вставка? Этим художница хочет показать, что быт версальского двора и современный стиль жизни имеют много общего: от идеи, что красота может существовать ради самой красоты (результат — повальное увлечение китчем) до уверенности, что в жизни следует «просто веселиться».

Королева при дворе — предмет декора

Фильм можно условно разделить на четыре части — четыре периода в жизни Марии-Антуанетты. Каждому из них соответствуют свои декорации, визуальный ряд и, конечно, наряды. В первые годы при дворе героиня носит платья светлых пастельных тонов, создающих «весеннее» настроение. Почему так? Потому что при дворе девушка — это предмет декора, который должен состоять из приятных цветов и плавных линий.

Именно поэтому многие платья Марии-Антуанетты чем-то напоминают пирожные. Тема еды, особенно выпечки, очень важна в фильме, где хорошенькую девушку так и называют — «пирожное». Присмотревшись, в кадре можно найти платья-маффины и платья-макаруны.

​Увлечение светло-радужными расцветками платьев навевает ассоциации с макарунами

Пусть едят пирожные!

Второй период жизни Марии-Антуанетты — это годы непрерывных вечеринок, время ярких цветов и смелых нарядов. Декольте становятся глубже, парики выше, шлейфы дольше. Появляются насыщенные желтые, синие, розовые цвета. Художники становятся все раскованнее — одновременно с героиней. Высокие парики выглядят неустойчиво, как сама ее жизнь.

​Годы веселья: высокие парики и яркие цвета

В этот период происходит постепенное растворение личности Марии-Антуанетты в суете Версаля. Мы понимаем это каждый раз, когда узор ее платья сливается с орнаментом стены, или когда она одета точно так же, как другие женщины рядом с ней.

Марию-Антуанетту едва видно на фоне стены​

Главное предназначение женщины и королевы — стать матерью

Третий период — это годы материнства, когда Мария-Антуанетта отдает предпочтение струящимся линиям, ангельски-белым и кремовым тонам. Она наконец-то получила право жить, как хочет — в пасторальных платьях на лоне природы. Почему? Потому что она исполнила предназначение, которое считалось главным для женщины и королевы в то время — стала матерью. Теперь ей не обязательно мимикрировать под виды Версаля, мучаясь от собственной неполноценности, — можно быть просто собой.

​Материнство облачило Марию-Антуанетту в наряды сельской простоты

Этот перелом в развитии героини совпал с реальным поворотом моды XVIII века, которая в начале 1780-х под влиянием идей Просвещения обратилась к простоте, естественности, деревенским мотивам. Даже когда героиня возвращается из деревни в Версаль, она не надевает прежние яркие платья. Теперь это другая женщина.

​Возвращение в Версаль не стало для Марии-Антуанетты возвратом к прежнему стилю

Период траура

Под конец наступает период траура, мрачных и тусклых платьев, унылых зимних тонов — по мере того, как революция набирает силу, а героиня переживает смерть матери. Художники выбирают для Марии-Антуанетты темно-пурпурные, черные, темно-синие оттенки, приглушенные тона лилового и голубого. Розовый теряет свой блеск. Линии приобретают лаконичность, ткани становятся тяжелее.

​Траурные наряды Марии-Антуанетты

Историческая составляющая

Там, где это не мешает повествованию, Канонеро позволяет себе быть исторически точной. Например, голубое платье с розовыми бантами, в которое Мария-Антуанетта одета в начале фильма, практически скопировано с одного из ее ранних и самых известных портретов.

​Портрет юной Марии-Антуанетты. ..

​…и платье, вдохновленное этим портретом

Персиковое платье с бантами тоже взято с одного из ранних портретов.

​Мария-Антуанетта в персиковом платье на портрете…

…и в фильме​

Наряды для венчания и коронации исторически точны в том смысле, что там героиня щеголяет в панье — каркасах, которые надевались под юбку, делая ее чрезвычайно пышной по бокам, но оставляя довольно плоской спереди и сзади. Панье бывали и другой конструкции, но именно такие предписывались этикетом французского двора в 1780-х. Надевать их следовало только в особых случаях, поэтому все остальные наряды королевы имеют более узкий и удобный в быту крой.

​Свадебный наряд Марии-Антуанетты

​Королевская чета в день коронации

Не только панье, но и другие модные силуэты 18 века были перенесены с портретов на экран. Среди них повседневное «английское платье» и «английское платье» с подкатанной юбкой, «турецкое платье» и навеянный мужским костюмом редингот. И конечно, белое муслиновое «платье по-королевски», очень деревенского вида, которое Мария-Антуанетта ввела в моду в 1780-х.

​«Английское платье»

​«Платье по-королевски»

Многие наряды, которые кажутся эксцентричными выдумками Канонеро, существовали на самом деле. Например, черно-белая шуба королевы.

​Чёрно-белая шуба королевы в фильме…

​…и в реальности

Даже розовая пудра, которой на экране посыпаны парики Марии-Антуанетты, действительно использовалась некоторыми модницами XVIII века. Вот до каких вершин исторического правдоподобия может довести художника хороший бюджет фильма.

Статья по материалам The Costume Vault.

Автор Валерия Шмырова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Референсы и драфты». Автор курса — художник по персонажам в Fortnite (Epic Games) Григорий Лебидько, куратор группы — Александр Труфанов. Курс для тех, кто любит и умеет рисовать, и хочет плотно прокачать навык дизайна персонажей до уровня «мидкор» и выше. Скажите, что пришли с DTF и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Работа выпускника курса​ Анатолий Иванов

Куда пропали платья Марии-Антуанетты | Виражи Истории

Печально-известная последняя королева Франции Мария-Антуанетта была влюблена в моду. Наряды, украшения, стиль — стали смыслом её жизни. Она растрачивала огромное состояние на новые платья, шляпки, перчатки, чулки. И все для того, чтобы стать законодательницей мод в Париже.

Кадр из фильма «Мприя-Антуанетта» 2006 года

И действительно, все, что появлялось у королевы старались копировать и повторить. Даже если новая модель платья или прическа впервые появлялись не неё, Мария-Антуанетта умудрялась преподнести наряд так, что ни у кого не оставалось сомнений в том, что первенство принадлежит ей.

Если другие королевы и императрицы одевались для того, чтобы подчеркнуть свой статус, то Мария-Антуанетта делала это только для удовольствия, чтобы оставаться женщиной всегда и везде.

Реконструкция бального платья Марии-Антуанетты

В последствии, это сыграло с Марией-Антуанеттой очень злую шутку. Её страсть привела на гильотину.

Она утратила свой статус недостижимой монархини, а так же неприкосновенность в глазах людей. Она стала просто женщиной, мотовкой, которая растрачивает казну государства, в то время как народ голодает.

Но, обо всем по-порядку.

Мария-Антуанетта в день переодевалась 3 раза: для утренних приемов одно платье, для отдыха дома второе, для вечернего выхода в свет — третье. Вот как пишет об этом Стефан Цвейг:

Камеристка с поклоном предлагает для просмотра один из фолиантов, в котором собраны приколотые булавками маленькие образчики материалов всех имеющихся в гардеробе одежд. <…> Обычно выбор продолжается довольно долго; наконец с помощью булавок обозначаются образцы туалета, отобранные королевой, платье для приемов, дезабилье для второй половины дня, вечернее парадное платье.  

Стефан Цвейг

По этикету того времени требовалось иметь минимум по 12 комплектов одежды для малых приемов, для торжественных церемоний, просто нарядных платьев. При этом Мария-Антуанетта заказывала сотни других платьев на все случаи жизни. Ведь нельзя же законодательнице мод появляться в одном и том же дважды.

платье с портрета Марии-Антуанетты с детьми, Адольф Ульрих Вертмюллер

Помимо платьев, полагалось иметь белье, чулки, сумочки, обувь для разных случаев жизни. Мария-Антуанетта и здесь заказывала с лихвой. Например, перчаток 18 пар в неделю, туфель 4 пары в неделю и это как минимум.

Королеве полагалось сумма в 120 000 ливров в год на одежду и сопутствующие аксессуары. Но она тратила даже больше, чем в два раза — 270 000 ливров.

В Версале под наряды королевы было отведено 3 больших комнаты.

При таком количестве одежды и украшений, в наследство музеям должно было достаться множество вещей. Украшения и мебель иногда всплывают на аукционах, а вот платьев нет.

Palais Galliera, Музей моды города Парижа. Лиф от платья Марии-Атуанетты

Почему же сейчас в музеях мира нет платьев Марии-Антуанетты?

Потому что все её наряды были уничтожены или распроданы.

Последние годы правления Людовика XVI были формальными. Страна находилась во власти революционеров. Вроде, он все ещё был королем, но фактически ничего не решал, был бесправным узником собственного дворца в Тюильри.

В 1792 году свершился ключевой момент Великой Французской Революции — штурм Тюильри. В результате, король Людовик XVI и его семья были арестованы. Королевская власть перешла Республике.

Разъяренный народ громил дворец, ломая изысканную мебель и протыкая портреты. Досталось и одежде. Женщины рвали в клочья шикарные платья, насмехаясь над «умершей» модой, которую породила королева-мотовка. Что-то растащили по домам и перешили.

Вещи, которые находились в других дворцах, например в Версале, распродали. Если мебель и украшения уходили представителям богатого сословия других стран, то одежда и прочие «тряпки» скупили старьевщики за копейки. Шикарные шелковые, парчовые, газовые, муслиновые туалеты никому не были нужны. Революционеры предпочитали вещи из практичных тканей.

Поэтому, платья практически не сохранились. Шикарные наряды, которые вы можете увидеть в музеях — это в основном реконструкция, основанная на портретных изображениях.

В Королевском музее Онтарио есть платье, которое предположительно принадлежит Марие-Антуанетте. Оно перешивалось в 19 веке. Так что фасон и размер немного изменились. А в наше время его отреставрировали.

Платье ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО принадлежало Марие-Антуанетте, находится в музее в Онтарио

В замке Эгесков в Дании на экспозиции можно увидеть платье, в котором вшита часть наряда.

Если вам было интересно, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

историямодафранциякоролевыстиль

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Платье Марии-Антуанетты — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(844 релевантных результата)

Связано с платьем Марии-Антуанетты
  • платье в стиле рококо

  • парик марии антуанетты

  • платье 18 века

  • костюм марии антуанетты

Мария-Антуанетта: скандальная королева моды в истории

 

Королев уже давно изучаются и почитаются за то, что они носят. От юбок Изабо из Баварии, которые были настолько объемными, что дверные проемы приходилось расширять, чтобы вместить их, до страстной любви Кейт Миддлтон к высокой уличной моде — простые люди уже давно очарованы королевскими трендами. Тем не менее, ни одна другая королева не вдохновила революцию стиля так сильно, как Мария-Антуанетта. От пышных платьев пастельных тонов, украшенных лентами и бантами, до простых муслиновых платьев, которые вызывали как восхищение, так и презрение, тенденции, которые установила Мария-Антуанетта, до сих пор подражают ведущим модельерам.

 

Превращение Марии-Антуанетты из эрцгерцогини в дофину

Эрцгерцогиня Мария Антония Австрийская , Мартин ван Мейтенс Младший, 1767 г., через Смитсоновский институт

 

Когда Мария-Антуанетта впервые прибыла во Францию, чтобы занять место дофины, это был 1770 год, и ей было всего 14 лет. Австрия заплатила 400 000 ливров за свое приданое, а предметы внутри были сделаны в Париже. Это было необходимо для того, чтобы юная принцесса могла выглядеть соответствующе, когда ее представляли зорким придворным в Версале.

 

В день приезда на новую родину Мария-Антуанетта была одета в великолепное австрийское свадебное платье. Тем не менее, как символический акт избавления от своих австрийских привычек в пользу всего французского, юная принцесса была вынуждена снять это прекрасное платье. Мария-Антуанетта была раздета до нижнего белья и переодета по французской моде, что, по описанию, сделало ее в тысячу раз более очаровательной . Трансформация началась.

 

Роза Бертен: «Министр моды» Марии-Антуанетты

Мадемуазель Роза Бертен, портниха Марии-Антуанетты, картина Жана Франсуа Жанине, через Музей Метрополитен

 

Как и многие известные иконы стиля, Мария-Антуанетта пользовалась услугами стилиста. Ее избранницей «министра моды» стала Роза Бертен (1747–1813). Мария Жанна «Роуз» Бертен была простолюдинкой, которую Мария Антуанетта воспитала, чтобы она стала ее модным стилистом и портнихой номер один при дворе Версаля. Естественно, Бертен привлекала и других богатых клиентов из ближайшего окружения королевы, что делало ее самостоятельной богатой женщиной. Среди ее клиентов была ближайшая подруга Марии-Антуанетты, принцесса де Ламбаль, а также художник-портретист Виже Лебрен.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Бертин получила полную свободу действий в создании роскошных вечерних платьев для своей королевы, подходящих для официальных выходов при дворе. Ходили слухи, что для Марии-Антуанетты шили 300 платьев в год, и она никогда не надевала ничего дважды.

 

Многие из этих платьев были бы формальными robe à la Française , , которые уже были в моде к тому времени, когда молодая австрийская эрцгерцогиня прибыла в Версаль. 9Халат 0139 по-французски отличался открытой нижней юбкой, широкими корзинами и использованием плотной ткани с цветочными деталями.

 

Бертену также приписывают введение в моду красно-коричневого цвета (красно-коричневый цвет представляет собой сочетание темного коричневого, красного и фиолетового цветов, похожего на цвет блохи). Когда король Людовик XVI впервые увидел свою королеву в красно-коричневом творении Бертена, он воскликнул «это багряно-красный!» . Несмотря на эту довольно гротескную ассоциацию с очень ненавистным насекомым, багровый цвет стал популярным, потому что его было нелегко испачкать. Буржуазия была так увлечена цветом, что красильщики сукна едва успевали за спросом.

 

Деталь из халата по-французски , 1760-70, через Метрополитен-музей

 

Но именно более повседневные творения Розы Бертен из муслина, которые королева предпочитала, когда проводила время в Малом Трианоне, вызвали бурю негодования. На изысканном королевском портрете французской королевы, написанном Виже Лебрен (которая также была клиенткой Розы Бертен), Мария-Антуанетта изображена в простом неструктурированном платье из белого муслина, завязанном на талии ленточным поясом. Ее волосы также уложены в неформальной манере, свободно завиты и украшены соломенной шляпой с лентами. Это платье, сорочка á la reine (или robe en gaulle ) была создана для Марии-Антуанетты Розой Бертен в 1781 году.

 

Сорочка в стиле Рейн : Модный хит или политическая бестактность?

Мария-Антуанетта в сорочке, Элизабет Луиза Виже-Лебрен, 1783, через музей Метрополитен

 

Современному зрителю этот портрет кажется безобидным; для 18 века, дореволюционной Франции, это было оскорблением. Королеву раскритиковали за продвижение моды, в которой использовались импортные ткани, а не французский шелк, что негативно сказалось на и без того разваливающейся экономике.

 

Точно так же Марию-Антуанетту критиковали за то, что она одевалась как доярка. В Малом Трианоне Мария-Антуанетта предпочитала одеваться просто, как противоядие от жесткости корсетной одежды и придворных обычаев. Одетая в свои простые муслиновые наряды, Мария-Антуанетта могла расслабиться как в прямом, так и в переносном смысле.

 

Когда портрет случайной королевы, сделанный Виже Ле Брун, был показан публике, они были оскорблены и возмущены тем, что она могла ради забавы притворяться простолюдинкой, в то время как тысячи ее людей голодали из-за нехватки продовольствия. Современники Марии-Антуанетты считали, что как королеву ее следовало изобразить в царственной манере, соответствующей ее жизненному положению.

 

Тем не менее, это платье-рубашка стало популярным не только во Франции, но и в Англии. Эту революцию в стиле «нижнее белье как верхнюю одежду», которую некоторые считают неприличной, современники Марии-Антуанетты переняли.

 

Антуан Лоран Лавуазье и Мария Анн Лавуазье, картина Жака Луи Давида, 1788 г., музей Метрополитен

 

Рубашку á la reine полюбили богатые женщины не только во Франции, но и во всей остальной Европе и в Англии. Известные женщины, которые были изображены в искусстве как последователи этого стиля одежды, включают Мари-Анн Поль Лавуазье (1758-1836), жену и лабораторного партнера французского химика и дворянина Антуана Лавуазье, Джейн Буллер, леди Лемон (1747-1823), жена английского лорда и члена парламента, и императрица Елизавета Алексеевна России (1779 г.-1826). Сорочка à la reine считается предшественником белых струящихся платьев эпохи Регентства (1818-1820 гг.), которые также были свободными, неструктурированными и несколько откровенными.

 

К тому времени, как Мария-Антуанетта достигла своего тридцатилетия, она стала более трезво относиться к женской моде, что можно увидеть на портретах, сделанных с ней в те годы. Королева Франции поручила своему «министру моды» создать для нее более серьезные наряды. Мария-Антуанетта решила отказаться от цветов в волосах, отдав предпочтение головным уборам из бархата более темных оттенков красного и синего.

 

Торжественное бальное платье ( халат пари) , приписываемое Роуз Бертен, около 1780 г. , музей Метрополитен

 

Однако любовь Марии-Антуанетты к моде никогда не ослабевала. Роуз Бертен продолжала привозить платья королевы из своего парижского бутика даже после того, как ее поместили под домашний арест. Именно в одном из таких платьев знаток французской моды был в тот день, когда ее увезли из дворца и заточили в Консьержери.

 

Влияние Марии-Антуанетты на моду сегодня

Высокая мода с выставки Christian Dior: Designer of Dreams , 2019 г., через Музей Виктории и Альберта

 

Современные модельеры по-прежнему постоянно черпают вдохновение в культовом образе Марии-Антуанетты, настолько далеко идущим является влияние творений Розы Бертен. Кристиан Диор, Вивьен Вествуд, Кристиан Лакруа и Тьерри Мюглер — все они кутюрье, отдающие дань уважения знатокам французской моды в своих причудливых проектах.

 

Использование Диором

пышных юбок, облегающих лифов, мягких пастельных тонов и замысловатой цветочной вышивки напоминает фирменный стиль Марии-Антуанетты. Вивьен Вествуд создала пенистые кондитерские изделия, которые воплощают вкус французской королевы к бантам, оборкам и кружеву. Летом 2019 года для покупателей с больших улиц снова набирает обороты легкий и легкий образ доярки.

 

Модное наследие Марии-Антуанетты

Фрагмент ткани из Выставка «Кристиан Диор: Дизайнер мечты », 2019 г., через Музей Виктории и Альберта

 

Сегодня стиль

Марии-Антуанетты узнаваем. Но почему эта женщина оказала такое продолжительное влияние на мир моды, чего не смогли оправдать другие королевы? Возможно, это потому, что она была идеальной «девчачьей девочкой». Она в полной мере предавалась своей любви к красивым девчачьим вещам, особенно в те годы, когда у нее не было детей. Ее стиль говорит о маленькой девочке в каждом из нас, девушке, у которой никогда не будет достаточно ленточек и для которой все должно быть розовым.

 

Едва ли можно упрекнуть Марию-Антуанетту в чрезмерной любви к моде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *