Женский костюм XVII века — История европейского костюма XVII-XIX веков
Изменения в женском костюме в XVII столетии прошли сложный и насыщенный путь. Как уже отмечалось, начало века в костюме, особенно придворном, знаменовалось господством испанской моды. Костюмы были внушительны по размерам, богаты по количеству кружев на стоячих воротниках и фрезе, на манжетах и корсаже. Корсаж, сильно затянутый в талии и с планшеткой спереди, придавал женской груди изгиб лебединой шеи. А металл и проклеенный холст корсажа делали ее неподвижной. Для женского костюма XVII века характерно наличие нескольких юбок, отличающихся друг от друга цветом. В 30-ых годах вошло в моду верхнее платье — роб со светлой нижней юбкой, ткань которой была видна в распахнутые от талии полы. Блестящий тяжелый атлас, парча и муар покрывали юбки платья. Темные ткани верхнего платья контрастировали с зелеными и красными нижними юбками, выглядывавшими из — под подогнутых верхних. Богатые горожанки, которые могли прогуливаться по улицам (тогда как знатные дамы пешком не передвигались), подбирали верхнюю юбку, образуя фижмы. Женщины подбирали волосы в маленькие чепчики из тончайшего полотна и восточного легкого шелка. Это не мешало поверх чепчика надевать шляпу с высокой тульей и широкими полями. Дополняли костюм перчатки с узорно расшитыми крагами. В это время в моду стали входить ювелирные подвески, серьги, кольца. Женщины, как и мужчины, кутались в плащи — короткие, как пелерины, или длинные, надевавшиеся вместе с капюшоном. Однако, женская мода этой эпохи постепенно утрачивает жесткость и чопорность, которую придавали ей многочисленные подбивки и подкладки. Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии юбок стали более мягкими и плавными, ткань свободно спадала от талии до пола. Верхнее платье от пояса до мысков туфель всегда было распахнуто, его лиф застегивался пуговицами либо драгоценными подвесками. Другим броским украшением платья являлся большой белоснежный отложной воротник, отделанный кружевами ручной работы, потеснивший стоячий «воротник Марии Медичи» — воротник на каркасе, иногда поднимавшийся выше головы. Форма этих суперворотников была разной — округлая во Франции и двойная в Англии. В моду вошли кокетливые кофточки, короткие декольтированные лифы со шнуровкой. Шею и очень глубоко открытую грудь «закрывали» полупрозрачной вставкой (шемизеткой) из батиста. Женский костюм дополнялся массой различных, в том числе драгоценных, украшений: поясами и поясными кошельками (прикреплялись под юбку), веерами из перьев (в середине века сменились восточными, складными), поясными зеркальцами в оправе и жемчужными нитями бус, впервые появившимися поясными (на цепочке) часами в виде луковицы (нюренбергское яйцо, 30-ые гг.). Будучи несовершенными в прямом назначении, они стали предметом ювелирного искусства.
Перчатки украшали не только вышивкой, но и драгоценными камнями. |
Мужской костюм XVII века — История европейского костюма XVII-XIX веков
С 1618 года, с начала Тридцатилетней войны, открывается новая романтическая страница в истории костюма. Как же выглядели герои этих пьес? Что придавало их виду такую безудержную отвагу? Войны этого периода не отличались сильной маневренностью и стремительностью: техника военного оснащения была примитивной. Однако наличие огнестрельного, может быть, еще и несовершенного оружия, подвижная конница и господство рукопашного боя с холодным оружием должны были в первую очередь откорректировать одежду воина. Как мы уже говорили, солдатское одеяние становится простым хотя бы потому, что его формы суть одежды простолюдинов, одежды мастеровых и крестьян, чьи руки, ноги и корпус двигаются не в танце, а в тяжелой работе. Кружевами покрывались лихо заломленные набекрень офицерские шляпы и раструбы ботфортов из грубой кожи. Они украшали краги перчаток, отвороты панталон и подвязки; в общем, кружева в продолжении двух веков были неотъемлемым украшением мужчин в большей степени, чем женщин. В армейской практике существовали даже «кружевные перемирия», во время которых воины приводили в порядок свою одежду, сушили кружевные воротники и манжеты на прикладах мушкетов и завивали пришедшую в беспорядок шевелюру. В это время соперничество придворных между собой особенно сказалось в костюме. Куртка или камзол с пришивной баской, плотно прилегавшие к груди и застегивавшиеся на навесные петли, могли быть из сукна, бархата и даже из атласа и золотого муара (в придворном костюме). У камзола была на спине застежка. Она могла застегиваться частично, что создавало особые удобства при движении. Широкие рукава раскрывались на внутренней стороне руки и сужались книзу. В разрезах рукава виднелась рубашка, перевязанная в локте лентой. Офицеры поверх колета повязывали длинные широкие шарфы из тафты, цвета которых соответствовали любимым цветам их дам. Шарф из тафты нередко отделывался кружевами, что составляло главное украшение костюма. Штаны доходили до ботфорта сапога, отделывались кружевом, лентами и бантами. Раструбы ботфортов также могли быть украшены кружевами и бантами. Большая пряжка на сапоге поддерживала шпору. Особое внимание мужчина уделял плащу — его цвету, подкладке и манере носить. Пока в моде были (в начале века) короткие испанские плащи, некто Баланьи учредил новую моду: он спустил плащ с правого плеча, вместо того чтобы надевать его на оба, как это было принято. В начале века можно было плащи драпировать, обертывая их вокруг тела в самом живописном беспорядке. К 30-м годам XVII века в моду вошел более длинный солдатский плащ, выкроенный «полусолнцем», со стоячим воротником, застегивающимся у горла на пуговицу. Плотный плащ, укрепленный на фигуре, на сцене живет и движется вместе с актером, подчеркивает его движения, красиво развеваясь при быстрых поворотах. Поэтому репетировать надо обязательно в плаще, чтобы научиться им владеть и управлять им в движении. Плащи с рукавами, расшитые шнурами (брандебуры), и венгерки, отороченные мехом, создавали большое разнообразие костюма. Это обстоятельство хочется подчеркнуть, тем более что в массовых сценах «Мушкетеров», где особенно много на сцене мужчин, разнообразие может быть достигнуто не только цветом костюма, вариациями его простежки и декоративной отделки (шнуры, ленты, галуны), бантов и шарфов, но разницей в надевании плащей, разнообразием верхней одежды, покроя штанов. Мушкетеры (личная гвардия королей Людовика XIII и Людовика XIV) в знак отличия носили поверх всего казак — накидку из двух половин, не сшитых по бокам, цвета которой подбирались в масть лошадям, серым и черным. С 1633 года, после эдикта о роскоши, изданного кардиналом Ришелье, костюмы уменьшаются в объеме, камзолы делаются уже, штаны больше прилегают к ноге, придворные штаны для ношения их с туфлями принимают форму обтяжных и получают название кюлот. В этот период снимают излишние кружева с воротников, заменяя их чистым полотном, ткани и расцветки становятся скромнее, а костюмы изящнее. Но ненадолго! Слуги одевались по той же моде, несколько отставая от нее, и значительно скромнее. Дворяне, умирая, оставляли по завещанию свою одежду слугам, которым, однако, не положено было ее носить. Поэтому они кое-как перешивали ее и донашивали в более скромном виде. Под пером очевидца возникает живописное описание Парижа XVII века: «…Франция вся полна несообразностей и диспропорций, каковые, слагаясь в некое согласное несогласие, поддерживают ее существование. Обычаи причудливые, страсти свирепые, перевороты непрестанные, гражданские войны непрерывные, смуты беспорядочные, крайности неумеренные, путаница и сумятица, разнобой и бестолочь — словом, все, что должно было ее разрушить, но на самом деле каким-то чудом ее поддерживает! Дамы всячески стараются быть бледными, и все выглядят так, будто у них перемежающаяся лихорадка. Чтобы казаться красивее, они усвоили обычай лепить на лице какие-то пластыри и наклейки. Волосы они обсыпают клоунским порошком, от которого кажутся седыми… Перейдем к одежде. Дамы носят вокруг талии особого рода бочарные обручи, наподобие беседок, именуемые вертугаденами… Но довольно о женщинах. У мужчин спина открыта сверху донизу длинным разрезом, точь-в-точь как у линей, которых разрезают вдоль спины. Манжеты у них длинней рукавов, и их заворачивают кверху, так что рубашка оказывается поверх камзола. Но, по-моему, им следовало бы называться попугаями, ибо большинство носит плащи и чулки ярко-красного цвета (так, что их всех поголовно можно принять за кардиналов), зато остальная часть одежды пестрит большим числом красок, чем палитра художника. Перья у них длиною с волчий хвост, а на голове носят они подставную голову с поддельными волосами, именуемую париком. Диаметр ширины и глубины моих штанов не мог бы измерить Эвклид. Два цельных куска тафты пошло на изготовление для меня пары перевязей, концы которых болтаются до колена, ударяя меня по ногам… Тот, кто выдумал здешние воротнички, обладал большим хитроумием, чем изобретатель игольного ушка. Эти воротнички построены в дорическом стиле, снабжены контрофорсами и окружены равелином, аккуратно пригнаны, туги и выровнены по уровню, но приходится мириться с тем, что носишь голову в фаянсовом тазу и что шея совершенно неподвижна, точно сделана из гипса. Кавалеры весь день и всю ночь проводят в променадах, и из-за каждой пролетевшей мухи возникают вызовы на дуэль. Хуже того, они еще и в секунданты приглашают совершенно незнакомых людей, а кто не пойдет, того славят трусом. А поэтому я сильно побаиваюсь, как бы мне в один прекрасный день не пришлось вступить в поединок из-за чести и умереть из-за чепухи. Обычные церемонии и приветствия между приятелями столь сложны, что для того, чтобы постигнуть искусство реверанса, необходимо поступить в танцевальную школу и научиться всем прыжкам, ибо здесь выплясывают целый балет, прежде чем приступить к разговору. Не часто режиссерам и художникам выпадает удача знакомства с такими интересными и яркими текстами, острота и емкость характеристик в которых выходит из рамки драматургического материала. В подобных строках всегда бьется пульс времени, одухотворяющий безмолвные иллюстрации. |
Костюм 17-го века — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(477 релевантных результатов)
Костюмы и мода 17 века
FUN Monster
В мире моды всегда были влиятельные лица, люди, которые задавали модные тенденции для остального общества. До того, как появились Кардашьян, были члены королевской семьи и дворяне, чей вкус и одежда влияли не только на моду их эпох, но и на образы, которые можно найти на современных подиумах. В 17 веке такими влиятельными лицами были Елизавета I, Генриетта Мария, Карл II и Людовик XIV.
Пила первой половины 17 века очень похожа на моду прошлого столетия. В соответствии с жесткостью и формальностью елизаветинского двора многие модели того времени были мягкими и жесткими. Эта тенденция продолжалась до начала 1600-х годов, показывая высокие воротники, заниженную талию и узкие, стягивающие корсеты для женщин. Так продолжалось до правления Карла I и его женитьбы на Генриетте Марии Французской.
Генриетта Мария была дитя Европы, с наследием и происхождением со всего континента. Помимо того, что она была сестрой Людовика XIII и тетей Людовика XIV, а также принцессой сама по себе, она также происходила из знаменитой флорентийской семьи Медичи. Ее социальный статус и ее связь с покровительством искусств поставили ее на путь установления модных тенденций, и она сама стала влиятельной. Влияние елизаветинской моды присутствует в общем облике того времени, но жесткость исчезла с набивкой, а легкость движений стала более важной при построении моделей одежды.
Генриетта Мария была королевой Англии до 1649 года, а ее сын, Карл II, стал королем в 1660 году. Он сам был законодателем мод и быстро подружился со своим не менее царственным двоюродным братом Людовиком XIV, Королем-Солнце. Два короля вместе установили тенденции в мужской моде, которым следуют и сегодня, в том числе создали концепцию полного комплекта одежды, называемого «en suite», от которого мы получили термин «костюм». До этого модного новшества большинство нарядов комбинировались друг с другом, когда отдельные части комбинировались для создания наряда. Людовик XIV представил одежду, детали которой были подобраны в тон, а Карл II привез ее в Англию с новой деталью, называемой жилетом, которая легла в основу того, что впоследствии превратилось в современные мужские костюмы.
Людовик XIV всячески продвигал моду, потому что это шло на пользу французской торговле. Французы производили много тканей, таких как парча и кружева, а Король-Солнце даже организовал гильдию портных, которая привлекла самых востребованных дизайнеров и портных во Франции. Он был известен тем, что устраивал роскошные балы, приглашал дворян и членов королевской семьи со всей Европы и предлагал им продемонстрировать свои лучшие наряды. Торговля с Дальним Востоком также принесла новый текстиль, и Франция извлекла из этого выгоду, став крупным экспортером шелка и других роскошных тканей. Все эти усилия сделали Францию лидером моды во второй половине семнадцатого века.
В Англии Карл II задавал свои собственные модные тенденции, вводя французские стили и влияя на католических придворных своей украшенной элегантностью. В одежде этой эпохи часто встречались украшения с использованием кружев и вышивки. Однако, несмотря на то, что Карл II был законодателем моды, он также задавал и анти-тренд. Протестантские фракции смотрели на все эти наряды как на индульгенцию и разработали стили, демонстрирующие простоту того, что они считали правильным образом жизни. Прозванные Круглоголовыми за коротко остриженные волосы и головные уборы, они не верили в излишества. Однако это не значит, что они не были стильными сами по себе. Эти двоюродные братья американских пилигримов продемонстрировали свое чувство моды через гладкий крой и четкие линии, демонстрируя своим стилем одежды простой образ жизни, в который они верили. Они прозвали стили Карла I и II «кавалерским» стилем, пытаясь связать его. с развратным поведением; этот ярлык сохранился, несмотря на насмешки.
Если Генриетта Мария, Людовик XIV и Карл II были супермоделями своего времени, то фламандский художник Питер Пауль Рубенс был самым верным папарацци той эпохи. Взглянув на портреты известных дворян и членов королевской семьи того времени, выполненные Рубенсом, можно увидеть многие из мод, характерных для того периода. Он рисовал известные фигуры, в том числе герцога Бекингемского и Марию Медичи, и получил рыцарское звание от Карла I. Он также работал дипломатом, работа, которая поставила его в авангарде европейской моды в эпоху барокко, сохранив ее для поколений.