Биография Коко Шанель — РИА Новости, 19.08.2013
https://ria.ru/20130819/956823612.html
Биография Коко Шанель
Биография Коко Шанель — РИА Новости, 19.08.2013
Биография Коко Шанель
19 августа 2013 года исполняется 130 лет со дня рождения модельера и дизайнера Коко Шанель.
2013-08-19T09:37
2013-08-19T09:37
2013-08-19T11:37
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/67913/83/679138374_0:128:800:578_1920x0_80_0_0_ad9f7c995a923bb8f4f0c06792e13cc6.jpg
франция
европа
весь мир
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/67913/83/679138374_17:0:794:583_1920x0_80_0_0_a3b7756c8721d62e8c05efa826253f4d.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, франция, коко шанель (габриэль шанель), the house of chanel
Справки, Культура, Франция, Европа, Весь мир, Коко Шанель (Габриэль Шанель), The House of Chanel
Модельер и дизайнер XX века Габриэль Бонер Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel), получившая впоследствии прозвище Коко Шанель (Сосо Chanel), родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр (Франция).
Мать Шанель умерла, когда девочка была совсем юной. Отец не взял на себя заботу о детях, и Габриэль оказалась в монастырском приюте, о котором впоследствии предпочитала не вспоминать, как и о своем детстве.
Покинув приют, она устроилась в трикотажную лавку, а в свободное время пела для офицеров в концертном зале La Rotonde. За исполнение шуточных песен, называвшихся Qui qu a vu Coco? и Ko Ko Ri Ko, к ней прикрепилось имя Коко.
В 1910 году Габриэль Шанель открыла свою первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. Изделия Шанель пользовались популярностью у французских актрис того времени, что способствовало становлению ее репутации.
В 1913 году Шанель открыла новый бутик в курортном французском городе Довиль. Вскоре появилась ее первая коллекция спортивной одежды из непривычного для французской аристократии материала – джерси.
В 1915 году Шанель открыла свой первый Дом Моды в Биаррице (Франция), после чего к ней пришел ошеломляющий успех.
В 1918 году она открыла Дом Моды в Париже.
В 1921 году Шанель выпустила свои первые духи Chanel №5. Это был пятый аромат серии, представленной на суд Шанель Эрнестом Бо (Ernest Beaux), бывшим парфюмером русской императорской семьи.
Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.
В 1924 году Шанель представила коллекцию макияжа, которая состояла из пудры и губной помады. Этот год также ознаменовался учреждением компании Société des Parfums Chanel, которая создавала уникальные ароматы и средства косметики.
«Я сама — мода»: Коко Шанель о красоте, мужчинах и одиночестве. Читайте в материале проекта Weekend >>
Путешествие в том же году по Шотландии в компании с герцогом Вестминстерским вдохновило Шанель на создание твидовых костюмов.
В 1926 году Габриэль Шанель создала знаменитое маленькое черное платье. Американский журнал Vogue причислял его к вневременной классике и сравнивал по универсальности с автомобилями Ford.
В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению Сэмуэла Голдуина (Samuel Goldwyn), чтобы работать над стилем крупнейших звезд кино.
В 1930-х годах Коко создала первую коллекцию драгоценных ювелирных украшений, которую демонстрировала в своем особняке.
Период Второй мировой войны стал периодом затишья для Шанель, долгое время работал только один бутик аксессуаров и парфюмерии. По окончании войны Шанель эмигрировала в Швейцарию.
В 1954 году в возрасте 71 года Шанель повторно открыла Дом Моды, а в феврале следующего года в свет вышла легендарная стеганая сумочка 2.55.
В 1957 году Габриэль Шанель создала знаменитые двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой.
К 1960 году слава Шанель приобрела новые масштабы. Самые яркие знаменитости того времени – Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Жаклин Кеннеди, Грэйс Келли и Жанна Моро, Одри Хепберн – появлялись на публике в последних новинках от Шанель.
В 1969 году знаменитая актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Коко в известном бродвейском мюзикле «Коко».
Посмотрите фотоленту: Тельняшка и черное платье — знаковые вещи от Коко Шанель >>
10 января 1971 года Великая мадмуазель умерла в номере отеля Ритц, расположенного, напротив здания Дома Шанель.
В 1909–1919 годах Коко пережила свою настоящую любовь рядом с Артуром Кэйпелом (Arthur Capel), наследником английской династии промышленников и заядлым игроком в поло. Однако, по велению родителей, он женился на состоятельной даме. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель. Погиб в автомобильной аварии в 1919 году.
В 1957 году Коко Шанель получила Оскар мира моды в Далласе, которым отмечен ее талант «наиболее влиятельного творца ХХ века».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Шанель, Коко: биография, личная жизнь, знаковые вещи. История жизни дизайнера на сайте Vogue
Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр на западе Франции и была вторым ребенком из шести детей. Семья ее очень скромного достатка — отец вел кочевую жизнь, торгуя на ярмарках, а мать работала прачкой. В возрасте 32 лет мать Габриэль умирает. Отец не справляется с детьми самостоятельно и пристраивает сыновей сельскохозяйственными рабочими, а трех сестер отправляет в аббатство Обазин. Там, в женском монастыре, при котором был приют для сирот, Габриэль проводит почти семь лет. Она вдохновляется стилем барокко в роскоши религиозных предметов и начинает любить сдержанную черно-белую гамму. Черный, цвет траура и одеяний воспитанниц приюта, ассоциируется у Шанель с ее личной судьбой — до 16 лет она носит только черный костюм.
Юность
В 1901 году, когда Шанель исполнилось 18 лет, девушка переезжает в католический пансионат в городке Мулен, примерно в 240 километрах к северо-востоку от Обазина. Юная Габриэль овладела навыками швейного мастерства и начала работать помощником продавца в небольшом магазине одежды. Днем она шила, а вечером выступала в кабаре. Там ее шарм и обаяние привлекали поклонников, а песенки Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Co, которые она исполняла, подарили ей знаменитое прозвище Коко. Хотя сама Габриэль, которая любила придумывать факты своей биографии, настаивала на том, что так ее называл отец в детстве. В Мулене она встречает французского коннозаводчика и богатого наследника Этьена Бальсана. В 1907 году они покидают город и начинают жить в его имении под Парижем. Ей были чужды образы дам того времени, поэтому она носила вещи Этьена: брюки для верховой езды, тельняшки и спортивные джемперы. В это же время она начинает делать шляпки, совершенствуя сложные дизайны и делая их современными.
Коко Шанель
Популярное
Когда товарищ Бальсана, английский предприниматель Артур Кейпел, приехал в имение с визитом, он сразу обратил внимание на стиль Коко: его восхищала ее непохожесть, уверенность и талант. Именно Артур, которого все называли Бой, стал главной любовью в жизни Шанель. Он помогал ей во всех начинаниях и заставил верить в себя.
Артур Кейпел, 1911
Heritage Images
Популярное
Коко Шанель и Артур Кейпел на пляже, 1917
Коко Шанель и мода
В 1910 году Габриэль открыла свой первый бутик женских шляпок под названием Chanel Modes на улице Камбон, 21, в Париже. Французских актрис в ее изделиях подкупала простота и элегантность, которую нигде больше было не найти: шляпки Шанель, вдохновленные мужским стилем, создавали утонченный образ без нагромождения лент и перьев. Три года спустя, в 1913 году, она открыла второй бутик в курортном городе Довиль во Франции и стала продавать в нем одежду. Выбор места не случаен — именно там Коко проводила много времени с Артуром. Посетительницам салонов нравились не только дизайны, но и образ Шанель: воплощение современной женщины ХХ века. А уже совсем скоро появилась ее первая коллекция одежды для отдыха и спорта, в которой были представлены вещи из джерси. Выбор такой ткани был неожиданным для общественности — в то время она чаще всего использовалась для мужского нижнего белья. Первыми моделями Chanel были сестра Габриэль Антуанетта и их тетя Адриан. Они ходили по городу в одежде бренда и таким образом рекламировали его.
Пользуясь безоговорочной репутацией, Шанель открыла свой первый Дом моды в Биаррице во Франции в 1915 году. А затем, в 1918 году, и в Париже, на улице Камбон, 31. С того момента Габриэль имеет статус кутюрье. Шанель устраивает настоящую революцию: она укорачивает платья, освобождает линию талии и вводит в моду короткие стрижки и загар. Это положило начало новому веку моды.
В 1919 году Бой погибает в автокатастрофе. Его смерть становится для Габриэль сильным ударом, и она впадает в депрессию. Чтобы пережить трагедию, она полностью фокусируется на работе: «Я или тоже умру, или закончу то, что мы начали вместе».
Популярное
Благодаря роману с великим князем Дмитрием Романовым в 1921 году, во время отпуска в Монте-Карло, Шанель знакомится с французским парфюмером русского происхождения Эрнестом Бо. Возвратившись в Париж, она просит его создать аромат, который пахнет «как женщина, а не как роза». Эрнест работает над парфюмом несколько месяцев и создает серию из тридцати образцов. Среди них Шанель выбирает пятый аромат — композицию из нот жасмина, майской розы, иланг-иланга и сандалового дерева — и он становится культовым Chanel №5. В нем Бо новаторски использует альдегиды — синтетические компоненты, которые усиливают запах. На сегодняшний день этот парфюм по-прежнему считается символом женственности и воплощением классики.
Коко Шанель и великий князь Дмитрий Павлович Романов, 1920-е
Эрнест Бо, 1920-е
Heritage Images
Популярное
Флакон Chanel N°5, 1921
В 1919 году Шанель совместно с русским театральным деятелем Сергеем Дягилевым работала над балетом Стравинского «Весна священная». Между Мадемуазель и Дягилевым началась верная дружба и партнерство. В 1924-м Габриэль создает костюмы для балета «Голубой экспресс». Премьера состоялась 20 июня 1924 года в Театре Елисейских Полей в Париже, однако широкая публика костюмы Шанель так и не увидела — Дягилев запретил фотосъемку во время представления.
Артисты балета «Голубой экспресс» в костюмах, разработанных Коко Шанель
Hulton Deutsch
Популярное
В 1924 году Габриэль начинает роман с богатейшим человеком Великобритании, Хью Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским. Он приглашал ее в свои дворцы, отправлял за ней частный поезд, осыпал ее цветами и драгоценностями, дарил недвижимость и устраивал путешествия на яхтах. Во время поездки по Шотландии ее вдохновляют твидовые пиджаки и шерстяные свитеры герцога, жилеты его слуг и головные уборы моряков. Так появляются одни из самых знаковых вещей модного Дома.
Герцог Вестминстерский и Коко Шанель, 1924
С 1931 года Коко каждые полгода работает в Голливуде над стилем крупнейших звезд по приглашению Сэмюэла Голдвина — и получает за это сумму в миллион долларов. В 1935 году Шанель находится на вершине своей славы: в Париже открыто пять бутиков, а ее Дом насчитывает 4000 сотрудников.
Коко Шанель, 1931
Популярное
Коко Шанель, 1937
С началом Второй мировой войны Габриэль Шанель пришлось закрыть все свои бутики. Возвращается она в мир моды только в 70 лет, выбрав для первого показа дату со своим счастливым числом 5 — 5 февраля 1954 года. Публика встретила моделей ледяным молчанием. Французская пресса разгромила коллекцию, назвав ее жалкой, а Шанель — престарелой. Былая слава вернулась к ней после колонки в Life (тогда самом читаемом журнале Америки), где дизайны Коко назвали революционными. Так, в 1960-е слава Chanel приобретает новые масштабы. Вещи модного Дома носят мировые знаменитости — от Жаклин Кеннеди и Грейс Келли до Элизабет Тейлор и Брижит Бардо. Габриэль посвящает все время делу своей жизни: в здании на улице Камбон, 31, она работает и принимает клиентов. В мастерской она проводит семь последних лет своей жизни. Она спит неподалеку, в отеле Ritz, который стал для нее домом. Габриэль Шанель не стало 10 января 1971 года, в воскресенье — единственный день недели, когда Мадемуазель не работала.
Коко Шанель, 1959
Chanel после Габриэль
В 1983 году креативным директором Дома моды Chanel стал Карл Лагерфельд. Карл совершенствовал дизайны, устраивал грандиозные показы и, как и Шанель, работал до последнего дня своей жизни. Он сделал лого Chanel одним из самых узнаваемых, размещая его на всех изделиях и дал вторую жизнь классике модного Дома. После смерти Карла Лагерфельда в 2019 году пост креативного директора Chanel заняла его правая рука Виржини Виар. Она начала работать в Chanel в 1987 году в качестве стажера, помогала Карлу Лагерфельду в Chloé c 1992 по 1997 год и была назначена директором Chanel Creative Studio в 2000 году.
Карл Лагерфельд в Париже, 1 января 1979 года
picture alliance
Популярное
Карл Лагерфельд и Виржини Виар
Карл Лагерфельд и Виржини Виар
Популярное
Параллельно с модной линией Chanel развивается и косметическая. В 1924 году Шанель запускает линию косметики, в которой представлены пудра и губная помада. В отличие от массовых аналогов, кремовая формула помад Chanel была пигментированной и комфортной для повседневной носки. В 1927 году Шанель представляет линию уходовых средств: от тоников и мыла до лосьонов и кремов. Вскоре они становятся популярными во всем мире благодаря своим увлажняющим ингредиентам и легкой шелковистой текстуре. Один из самых знаковых продуктов — Huile de Jasmin, восстанавливающее жасминовое масло для лица и тела. Сегодня Chanel Beauty выпускают уходовые средства, косметику и лак для ногтей — причем не только для женщин, но и для мужчин, в рамках коллекции Boy de Chanel.
Chanel Beauty в Vogue, 1976
Chanel Beauty в Vogue, 1992
Популярное
Chanel Beauty в Vogue, 2000
Популярное
Также стоит упомянуть линию украшений Chanel. В 1920-е годы появляются первые модели бижутерии Шанель. Тогда было принято считать, что подобные аксессуары созданы для бедных дам, которые не могут себе позволить настоящие драгоценности. Коко ломает данный стереотип — ее бижутерия становится неотъемлемым элементом образа современной женщины. Шанель и ее модели носят многослойные ожерелья, броши, браслеты-манжеты и пояса с камнями. В 1927 году Коко знакомится с герцогом Фулько ди Вердура в Венеции и приглашает его в Париж — поработать над дизайнами. Сначала он рисовал эскизы тканей, а после начал разрабатывать ювелирные украшения. Фулько ди Вердура помог Шанель окончательно сформировать стиль украшений бренда, придумав главные ювелирные коды, которыми Дом моды пользуется до сих пор.В 1932 году в частной парижской резиденции Шанель организует выставку своей первой коллекции высокого ювелирного искусства Bijoux de Diamants, посвященной красоте бриллиантов. Габриэль полностью пересмотрела традиционные коды ювелирного искусства: чтобы показать, как изделия будут выглядеть в жизни, она выставила их на восковых манекенах.В 1954 году, после возвращения в Париж и открытия нового магазина, Шанель начинает сотрудничать с ювелиром Робером Гуссенсом. В украшениях он любил золото и бриллианты, которые заменял на литое стекло и горный хрусталь для бижутерии. В 1960-х они вместе разрабатывают дизайны с цветами, бусинами и жемчугом.
Знаковые вещи в коллекциях Шанель
1. Твидовый костюм
2. Аксессуары из искусственного жемчуга
3. Маленькое черное платье
4. Сумка 2.55
5. Тельняшка
6. Брюки клеш
7. Сумка Chanel Boy Bag
8. Двухцветные туфли
Популярное
Вечернее платье
Коко Шанель в тельняшке, 1930
Популярное
Платье и жакет, 1926; твидовые костюмы, 1961; твидовый костюм 1927–1929
Коко Шанель в жемчужном ожерелье
Популярное
Сумка Chanel 2.55 в Vogue, 2010
Chanel Boy Bag
Популярное
Chanel весна-лето 2020
Chanel resort 2021
Книги о Шанель
1. «Coco Chanel. Легенда и жизнь», Жюстин Пикарди
2. «Одинокая Chanel», Клод Делэ
3. «Chanel & Co. Подруги Коко», Мари-Доминик Лельевр
4. «Коко Шанель», Анри Гидель
5. «Красота – всегда оружие», Коко Шанель
6. «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой», Коко Шанель
7. «Chanel. Энциклопедия стиля», Жером Готье
8. «Загадочная Коко Шанель», Марсель Эдрих
9. «Аллюр Коко Шанель», Поль Моран
Фильмы о Шанель
1. «Одинокая Коко Шанель», Джордж Кацендер, 1981
2. «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль», Элоди Леонард, 2001
3. «Коко Шанель», Кристиан Дюге, 2008
4. «Коко до Шанель», Анн Фонтен, 2009
5. «Коко Шанель и Игорь Стравинский», Жан Кунен, 2009
6. «Однажды», Карл Лагерфельд, 2011
7. «Возвращение», Карл Лагерфельд, 2013
Популярное
Коко Шанель
Кто есть ктоКоко Шанель
Читайте также
Почему вам нужны украшения с жемчугом этой зимой
Саша Сабынина
Новости
Подвески с камелией на новых часах и кольцах Chanel
Саша Сабынина
Chanel №5 — история легендарного аромата
org/Person»> Арина ШабановаКакой будет выставка о Габриэль Шанель в обновленном Музее Гальера
Габриэль Шанель, основательница CHANEL
«Пусть моя легенда процветает и процветает. Желаю ей долгой и счастливой жизни!»*
*Очарование Шанель, Поль Моран, Герман, 1996 г. © Man Ray Trust / ADAGP Paris, 2016 г.
Габриэль Шанель прожила свою жизнь так, как хотела. Испытания сиротского детства и успехи состоявшейся бизнесвумен породили необыкновенный характер смелый, свободный и опередивший свое время. Верная дружба и страстные любовные связи, а также жажда культуры, открытий и путешествий помогли сформировать ее личность. Гардероб, свободный от ограничений и излишеств, дополненный мужскими акцентами, создал дальновидное очарование, ставшее вечным и в то же время дико современным. Жемчуг и бриллианты, небрежно сочетающиеся с культовыми духами, создали фирменный стиль… Стиль женщины-авангардиста, пионера, чей образ жизни и многогранность сформировали ценности Дома, который она основала, и который остается источником вдохновения для всех женщин.
кокос словами
Освобожденная
Мы снова видим ее в 1930 году, в брюках и матросской рубашке, с развевающимися на ветру короткими волосами. В течение довольно долгого времени Габриель не делала ничего подобного другим. Уже довольно давно она открыла для себя счастье позволить своей коже потемнеть под ласками солнца, проводя время в 1920 году на пляжах Лидо в Венеции в компании Мисии Серт. Жизнь на открытом воздухе, перемежающаяся открытием спорта и досуга, которым она предавалась с удовольствием: гольф, катание на лыжах, яхтинг, рыбалка и т. д. И, конечно же, верховая езда, страсть, которая началась с Этьена Бальсан в 1906, который продолжился Боем Кейпелом, выдающимся игроком в поло, и герцогом Вестминстерским.
Действия, которые вдохновили ее на создание гардероба, который еще не назывался спортивной одеждой, но который заложил основу, актуальную как никогда. «Я придумала себе спортивную одежду не потому, что другие женщины занимались спортом, а потому, что занималась я. Я не выходила на улицу, потому что мне нужно было создавать платья, я создавала платья именно потому, что выходила на улицу, потому что я жила для себя жизнью века. Германн, 19 лет96.
Габриэль Шанель и ее собака Жиго в Ла Паузе, 1930 г.
© Все права защищены
Instinctive
Ее первый шляпный бутик, который она открыла в 1910 году и привлек внимание всего Парижа, стал краеугольным камнем ее наследие. Два года спустя, почувствовав рост приморских курортных городов, она открыла второй бутик в Довиле.
Именно тогда в Биаррице, еще одном городе, который вскоре станет модным, она открыла свой дом высокой моды в 1915. Габриэль Шанель заняла дом по адресу rue Cambon, 31 в 1918 году. Затем в 1921 году она создала N°5, первые духи портнихи, которые своим шлейфом и изысканным флаконом перевернули парфюмерные коды той эпохи. В 1937 году она сама позировала для создания рекламы, новаторства и снова дерзости… А потом была коллекция изящных украшений «Bijoux de Diamants» в 1932 году, которая всколыхнула и вызвала скандал в притихшем мире изящных искусств. украшения, и еще раз показала, как она выводит из моды все, что было сделано раньше. И как она была грозной бизнес-леди, первой в своем роде, которая создала независимую и международную компанию, чей острый инстинкт никогда не подводил ее.
Мадемуазель Шанель за работой, 1937 год
© Photo Roger Schall / Collection Schall сумка через плечо из стеганой кожи, жемчужные ожерелья… Габриэль Шанель изобрела очарование и создала грамматику стиля, вечный образец современного гардероба.
За ее видением простого гардероба со сдержанными, утонченными линиями, а главное, который не сковывал бы женские движения и подходил для повседневной жизни, последовали другие новшества. Первая портниха, создавшая духи в 19В 21 год у нее было чутье, которое помогло ей завоевать мир. Она заявила: «Духи — это роскошь». Для своих изысканных украшений она, не колеблясь, снова избавилась от лишнего, облегчила жесткую оправу и изобрела способы носить их в волосах. Лишение священной природы самых драгоценных камней снова стало удивительно современным видением. Габриэль Шанель также была новатором в обращении с женщинами. Когда она согласилась работать в Голливуде и одевать американских актрис в 1931 году, это было потому, что она понимала, как она сама говорила, что «сегодня мода может быть навязана только через кино». **Ответ на интервью Жака Шазо для шоу DIM DAM DOM, Film by Guy Job, 1969 **La Revue du Cinéma, 1 сентября 1931 г.
Габриэль Шанель в саду виллы La Pausa в Рокбрюне, 1938 г.
© Photo Roger Schall — Schall Collection
03 Бесплатно
«Я единственный непотухший вулканический кратер в Оверни»,* игриво сказала Габриэль Шанель. Одной из отличительных черт огненного темперамента дизайнера было то, что его никто не ограничивал, не говоря уже о мужчинах. Это один из парадоксов этого великого любовника. Независимая в личной жизни Габриэль Шанель была такой же независимой и в деловой.
Хотя вначале ее финансово поддерживал Бой Кейпел, который помог ей открыть парижский шляпный магазин в 1910 году, а также бутик в Довиле в 1912 году, Габриель взяла на себя обязательство вернуть ему каждый цент. Вопрос принципа, а также почти инстинкт выживания: ни от кого и никогда не зависеть и оставаться свободным любой ценой. Стремясь к свободе, она стала владелицей виллы Бель Респиро в Гарше, недалеко от Парижа, и построила виллу Ла Пауза в Рокбрюн-Кап-Мартен на Ривьере. И, конечно же, улица Камбон, 31 в Париже, где она разместила свои апартаменты. Быть свободной и независимой было одним из лучших примеров, которые она подавала женщинам. * Очарование Шанель, Поль Моран, Герман, 19 лет.96.
Габриэль Шанель на вилле «Ла Пауза», 1938 год
© Фото Роджера Шалла – Коллекция Шаля
Меценат
«Это художники научили меня строгости»,* Покровительница, муза, а иногда и настоящая Пигмалион Художник по костюмам для театра, балета и кино, заядлая читательница, увлеченная барочным и византийским искусством и славянской культурой, Габриэль Шанель завела глубокие дружеские отношения со многими художниками. Мисия Серт, ее самая близкая подруга, познакомила ее с этим миром постоянного творчества. Вместе их пути пересеклись с дорогами Дягилева, Кокто, Стравинского и Дали… Габриэль Шанель финансово поддерживала Русские балеты Дягилева и создавала костюмы для его балета Le Train bleu (Голубой поезд). Для Кокто, который считал ее «величайшей портнихой своей эпохи»,** она создавала костюмы для его пьес «Антигона», «Орфея» и «Королева Эдип». Она пригласила Стравинского на свою виллу в Бель Респиро и поддержала его музыкальные произведения.
Что касается Сальвадора Дали, то в 1938 году Габриэль Шанель одолжила ему свою виллу в Ла Паузе более чем на шесть месяцев, чтобы он мог работать над выставкой картин, которую он представлял в Нью-Йорке в следующем году. Среди ее близких друзей также были танцор Серж Лифарь, Жак Липшиц и Пикассо. Как и поэты Пьер Реверди и Макс Джейкоб, а также писатель Поль Моран, который посвятил ей книгу «Очарование Шанель» и был частично вдохновлен ее отношениями с Боем Капелем при написании его романа «Льюис и Ирэн». «Она каким-то чудом действовала в моде, следуя правилам, которые, казалось, относились только к художникам, музыкантам, поэтам. Она навязала невидимое, она наложила благородство молчания на фурор высшего света», — констатировал Жан Кокто. Габриэль, художник среди художников. * Очарование Шанель, Поль Моран, Герман, 19 лет96 **С благодарностью Комитету Жана Кокто
Габриэль Шанель и ее друг танцор Серж Лифарь, 1937
Жан Мораль 1938 © Brigitte Moral SAIF Париж
Читатель
«Книги были моими лучшими друзьями — призналась однажды Габриэль Полю Морану. Они никогда не покидали ее, начиная с чтения псалмов в Абазинском аббатстве. На улице Камбон, в ее квартирах, полки прогибаются под тяжестью книг. Один из них лежит раскрытым рядом с парой очков… Лежа на своем бежевом замшевом диване, на стеганых подушках, Габриель все читает.
Софокл, Гомер, Плутарх и Вергилий выставлены рядом с Рабле, Данте, Шекспиром и Монтенем. Лабрюйер, Мольер, Сервантес сидят рядом с Руссо, Вольтером и Паскалем. Мы также находим Пруста, Бронте, Штейна, Достоевского и Толстого. А еще есть поэты: Рильке, Бодлер, Аполлинер, Верлен, Кокто, Макс Жакоб и Реверди. * Очарование Шанель, Поль Моран, Герман, 1996
Габриэль Шанель в своей квартире — улица Камбон, 31 в Париж, 1937 год
Фото Жан Мораль © Бриджит Мораль
Пигмалион
Габриэль помогла раскрыть талант. Естественно, она соединила своих друзей воедино, изобретя понятие сети задолго до своего времени… В 1936 году она познакомила молодого Лукино Висконти с режиссером Жаном Ренуаром, который, сразу увидев потенциал этого молодого итальянского аристократа, помешанного на о кино, нанял его помощником режиссера.
Через несколько лет Висконти отправил Франко Дзеффирелли в Париж и попросил Шанель помочь ему войти в мир французского кино. Шанель познакомила его с Брижит Бардо и Роже Вадимом, тем самым положив начало карьере итальянского режиссера.
Актриса Жанна Моро и Габриэль Шанель в Голливуде, 1960 год
© Giancarlo BOTTI/GAMMA RAPHO
Любительница искусства
Учиться, открывать, развивать свою душу и свое творчество посредством искусства: таков был девиз что Габриэль Шанель прожила всю свою жизнь. Увлеченная живописью, скульптурой, архитектурой и историей, Габриэль влюбилась в славянскую культуру и обаяние в обществе великого князя Дмитрия Павловича. С тех пор ее коллекции украшают блузки в русском стиле, мантильи, разноцветные кабошоны и византийские кресты.
В сопровождении Хосе Марии Серта, мужа ее подруги Мизии, она путешествовала по Риму и Венеции, восхищаясь красотой церквей и великолепием барочного искусства. Шаблоны Античности, а также преклонение перед золотом органично вошли в ее стилистический лексикон. У себя дома Габриэль собирала китайские лаковые коромандельские ширмы (у нее их было около тридцати, редкость!), которые тоже вдохновляли ее. Роскошь, которую она создавала в своих домах и квартирах, не заботясь об идеальном сочетании стилей и эпох, является бесконечным источником творчества: шары из горного хрусталя, подвески для люстр, роскошные зеркала, приглушенные цвета, бронзовые акценты и брак Востока и Запада — вот некоторые из многих влияний, которые можно найти в стиле CHANEL. >
Габриэль Шанель перед своими лаковыми ширмами Coromandel — улица Камбон, 31, Париж, 1937 год
© Борис Липницкий / Roger-Viollet , что из «мужского-женского» Габриэль Шанель осмелилась на все. Она украла твид из мужской одежды и превратила скромный трикотаж в привилегированный материал. Она разработала пижамы для пляжа и платья, которые стирали талию.
Она ничего не боялась, когда решила: «Эти цвета невозможны. Я просто собираюсь одеть этих женщин в черное». Со своими короткими волосами она загорела на солнце и черпала вдохновение в куртках, которые носят парни на гоночных трассах, чтобы создать стеганый эффект на своих культовых сумках. С энтузиазмом она неслась по лыжным склонам, ловила рыбу, играла в гольф или галопировала часами. Попадание в заголовки никогда не вызывало у нее паники, равно как и не вызывало шока у ее любовников или ее независимого отношения и свободного духа. И еще меньше с ее стремлением усердно работать и бороться за то, чтобы быть единственной, кто решает ее судьбу, чтобы быть единственной, кто управляет ее бизнесом. В статье «Выдвигаем в Зал славы» от 19 июня31, Vanity Fair резюмировала ее так: «Габриэль Шанель была первой, кто применил принципы модернизма к пошиву одежды, потому что она числит среди своих друзей самых известных мужчин Франции, потому что она сочетает проницательное деловое чутье с огромной личной расточительностью. и искреннее увлечение искусством». Авангард во всех отношениях. * The Allure of Chanel by Paul Morand, Hermann, 1996
Габриэль Шанель в саду своей виллы «Ла Пауза», 1938
© Photo Roger Schall — Коллекция Schall
Удача
Создавая свой первый аромат N°5, Габриэль Шанель пришлось выбирать между различными рабочими образцами, и она остановила свой выбор на пятом экземпляре, который ей подарили. На вопрос «Как мне его назвать?» она ответила: «Я представляю свою коллекцию из пяти платьев 5 мая, пятого месяца года, поэтому мы дадим ей номер, который она носит, а число 5 принесет ей удачу». о записке, которую однажды написал ей Жан Кокто … Это снова была удача и удача, которую она желала, лелея символизм колоска пшеницы, отлитого из бронзы на основании журнального столика ювелиром Робертом Гуссенсом на ее улице Камбон. квартиру или расписанную для нее Сальвадором Дали.
Суеверная Габриель… Хотя она одна определила свою судьбу, дизайнер в любом случае была внимательна к знакам и символам на протяжении всей своей жизни. Поэтому ее день рождения, 19 августа, стал еще одним легендарным ароматом, N°19. А лев, в честь своего астрологического знака Льва, был найден со многими предметами, которые никогда не покидали ее. Он поселился с королевским присутствием в ее квартире на улице Камбон, 31… Что касается символа звезды, который был вымощен на напольной плитке Обазина, он следовал за ней на протяжении всей ее жизни и превратился в яркую бриллиантовую звезду в ее украшениях. коллекция Bijoux de Diamants, представленная в 1932. * Эрнест БО, «Souvenirs d’un parfumeur» (Воспоминания парфюмера), Industrie de la Parfumerie, том 1, № 7, октябрь 1946 г., стр. 228–231
Печать левой руки Габриэль Шанель рукой, с ее подписью.
© CHANEL
coco by artists
when coco meets chanel
remaining time 00:00
remaining time 00:00
Coco
1/из 4
000000 habraille habra15
1/из 4 9000 4
habraleel «habroselle».
BoF
ПАРИЖ, Франция — Было бы невозможно оспорить утверждение, что Габриэль «Коко» Шанель является самым известным дизайнером в истории — репутация превосходит репутацию таких конкурентов, как Dior, Balenciaga и Yves Saint Laurent, все из которых дала моде гораздо больше, чем она. Ее великая сила заключалась в ее способности читать времена и настроения, которые их меняли, и обычно делала это раньше, чем кто-либо другой. Она была настоящим катализатором перемен в моде, но не всегда очень оригинальным творцом.
Ее история стала легендарной, и, по крайней мере, ее основные факты теперь стали частью мифологии моды, даже для тех, кто не проявляет особого интереса к миру моды. Биографии, мемуары, дневники, фильмы, даже пьесы; ее жизнь вывернута наизнанку для всеобщего удовольствия, и нет никаких оснований полагать, что поток слов и образов, посвященных ей, в обозримом будущем уменьшится, как и переплетенные буквы C в логотипе компании когда-либо исчезнут. мода.
HV3M5L6E3JCEBIWMLTASPUTQF4
Шанель родилась в Сомюре в богадельне в 1883 году и была незаконнорожденной. Ее мать умерла, когда дочери было 12 лет, и с этого момента любая гадалка предсказала бы ей темную и тоскливую жизнь в печали. Но любой, кто мог читать характер и силу воли, знал бы возможность другого жизненного пути. Еще в молодости она обладала красотой, которая переросла в кокетливый стиль, очаровывавший мужчин на протяжении всей ее жизни, тем самым позволяя ей получать от них все, что она хотела.
Факты ее ранних дней нелегко проверить. Она выросла во времена — последние годы 19-го века — и в месте — сельской Франции, — когда жизнь бедняков редко полностью документировалась. Итак, фактов мало, и на протяжении всей жизни Шанель этим пользовалась. Она хорошо умела мифологизировать себя, а мифологизировать нужно было многое. Насколько нам известно, ее окрестили Габриэль и узаконили, когда ее родители поженились через год после ее дня рождения. Она была одной из пяти детей, и семья жила в крайней нищете. Когда его жена умерла от туберкулеза, отец, бедный разносчик, бросил своих трех дочерей на территории приюта и исчез. Жизнь в строгом католическом учреждении, которым управляют монахини-садистки, полные решимости усмирить всех своих подопечных, не произвела на Шанель такого впечатления, за исключением того, что заставила ее восстать против всех форм дисциплины и бороться за то, чтобы идти своим путем. Они не смогли сломить ее дух, но определенно укрепили ее решимость взять под контроль свою жизнь как можно скорее.
Освобождение пришло, когда Шанель поехала в Мулен работать швеей и зарабатывала на жизнь пением в баре, где ее прозвали Коко в честь песни, которую она пела. Она была популярна не в последнюю очередь потому, что превратилась в невероятно красивую девушку. Ее профессиональная жизнь началась в 1906 году, когда она стала любовницей французского наследника текстильной промышленности и владельца скаковых лошадей. ткань (и то, как она могла ее использовать) и лошади были двумя страстями ее жизни, как и богатые, влиятельные мужчины, которые оплачивали счета и помогали ее деловым начинаниям. Но Шанель было мало быть любовницей занятого человека. Ее амбициям нужен был выход. Итак, ее возлюбленный выбрал классический путь из очень распространенного затруднительного положения того времени и сделал ее модисткой, но не профессией, а чем-то, чтобы скоротать время. Все изменилось, когда она встретила красивого и богатого англичанина, разделявшего ее страсть к лошадям. Они влюбились друг в друга, возможно, это был единственный раз в жизни Шанель. Он взял ее с собой в Париж, и через год она открыла свое первое модное заведение на узкой улочке под названием улица Камбон 119 января.10. Ее любовник, Бой Капель, повсюду брал ее с собой, и вскоре она узнала, как живут, разговаривают и одеваются аристократы и бомонд. Шанель не нравился суетливый, обременительный внешний вид высокой моды до Первой мировой войны, и когда Капель подарил ей бутик в Довиле в 1913 году, она начала коварную частную войну, пытаясь сделать женщин такими же современными и удобными в одежде, как мужчины. — особенно активные виды на открытом воздухе, такие как Capel. В Довиле она представила повседневный трикотаж и платья, шокирующе простые по сравнению с тем, что выходило из салонов кутюрье в Париже.
Она выбрала правильный момент. Война 1914-1918 годов не была временем расточительности, и военные лишения сделали женщин более восприимчивыми к простоте, чем они могли бы быть в противном случае. Шанель все больше интересовала непринужденная элегантность мужской одежды, особенно для носки в деревне, и она взяла много идей из гардероба Капеля, которые легли в основу того, что к концу войны стало хорошим бизнесом с зарегистрированным домом высокой моды. на улице Камбон и процветающее заведение pour le sport в Биаррице. Оба олицетворяли принципы, которые освещали всю дизайнерскую жизнь Коко Шанель: роскошь простоты; настойчивость в совершенстве мастерства и качества материалов и, возможно, ее самый стойкий дар моде; потребность модной женщины быть стройной и сохранять стройность на протяжении всей жизни.
Жизнь и счастье Шанель — если она когда-либо была счастлива — были разорваны смертью Капеля в автокатастрофе в 1919 году. Позже она сказала, что с его смертью она потеряла все, но можно также сказать, что она приобрела большое иметь дело. Франция, как и Великобритания, все еще оплакивала молодых людей, погибших в бойне войны. Было подсчитано, что ни в одной из стран практически не осталось семьи, не затронутой трагедией, и траур заполнил улицы Парижа и Лондона женщинами в черном. Не имея настоящей семьи, Шанель стояла вне этого очень важного для женщины момента. Смерть Кейпела — такая же насильственная и печальная, как смерть в окопах, — проложила мост между ней и остальными представителями ее пола.
Несмотря на отсутствие формального образования, Шанель обладала остротой ума, редкой для модных кругов. Она знала, что молодые женщины, глядя на своих матерей, сломленных потерей мужей и сыновей, чувствовали почти побуждение не влюбляться. Независимая garçonne меняла представления о женственности, и стройная, спортивная Шанель заметила признаки раньше всех.
Она никогда не доверяла мужчинам. Она возьмет деньги в обмен на свое тело и потратит их на сохранение своей независимости. Она выбирала любовников за их силу и за то, как она могла ей помочь. После Капеля были великий князь Дмитрий Русский и герцог Вестминстерский, а во время Второй мировой войны — дом Гюнтера фон Динклаге, несмотря на то, что вступление в союз с членами оккупационных немецких войск в Париже считалось изменой.
Я считаю, что ее «маленькое черное платье» 20-х годов было вдохновлено тремя вещами. Сначала Шанель осознала необходимость послевоенного траура — даже для молодых женщин — но подумала, что он может быть более шикарным, чем традиционные женские потребности. Во-вторых, она хотела, чтобы женщины перестали выглядеть забитыми и уничтоженными горем. Поэтому она обратилась к формальной мужской одежде; жесткий белый воротничок и накрахмаленные манжеты — шикарная демонстрация мужского подчинения и превосходства. Добавьте к этому мрачную память о монахинях, которых она никогда не переставала ненавидеть в их черных одеяниях и белых чепцах, и тот факт, что приправление черного платья белым воротничком и манжетами извращенно превращало аристократку в прислугу, прислуживавшую прислуге. чай и вода в ванне, и у вас есть что-то вроде сложного кубика Рубика, который был во многих модах Шанель.
Когда век сменился 20-ми, Шанель была признана одним из великих лидеров моды не только в Париже, но и во всем мире. Ее стиль и палитра кажутся такими же современными сегодня, как и тогда: шикарными и спортивными днем, основанными на четкой, лестной линейности и романтичными ночью. Часто забывают, что в 20-х и 30-х годах она создавала женственные вечерние платья из кружева, которые придавали женщинам такой же авторитет, как и ее повседневная одежда.
У нее не все было по-своему, конечно, в Париже были и другие важные кутюрье, не в последнюю очередь Вионне, мадам Гре и Ланвен, а также два ее главных соперника, Пату в 20-х и Скиапарелли в 30-х. Охраняя собственное положение, она делала все, чтобы очернить их и их стиль. Patou добился большого успеха в Америке, которая уже стала чрезвычайно прибыльным рынком для французской моды, за который стоит бороться. Скиапарелли обладал ярмарочной смелостью и остроумием, которые каждый сезон попадали в заголовки газет, к глубокому огорчению Шанель.
Эдна Вулман Чейз, главный редактор американского, французского и британского Vogue более полувека, часто ссорилась с Шанель из-за того, сколько редакционных страниц было посвящено ей и Пату. Она возражала против того, чтобы ее одежда размещалась на том же развороте, что и его, и часто угрожала отменить ее рекламу, если она не сможет поступить по-своему. Но Чейз был таким же крутым, как Шанель, и обычно отступать приходилось кутюрье. Как она заметила: «У Шанель есть дух Тилля Уленшпигеля… Никогда нельзя было быть уверенным, было ли ее озорство преднамеренным или бессознательным». Я думаю, что суждение истории было бы менее двойственным.
Шанель провела Вторую мировую войну, скрываясь в отеле «Ритц» со своим немецким офицером фон Динклаге, закрыв свой бизнес в 1939 году. С прекращением войны Франция решила наказать тех, кто сотрудничал с немецкими оккупационными силами. Шанель сочли целесообразным покинуть Францию и ее увезли в Швейцарию, с согласия Уинстона Черчилля всегда ходили слухи.
И на этом карьера Коко Шанель могла бы остановиться, и она бы по-прежнему занимала то почетное место, которое занимает сегодня. Но вместо этого она решила вернуться — рискованное решение для пожилой женщины, которая больше не симпатизирует нынешней моде. Известная как один из ведущих модернизаторов и создателей моды в 20-м веке, она также в Chanel № 5 подарила миру самый известный и популярный аромат. Слухи в то время говорили, что это был номер 5, который заставил ее принять решение, поскольку он терял свою поул-позицию без гламура одежды и показов мод для поддержки продаж. Другие утверждали, что это была личная ненависть Шанель к дизайнерам-гомосексуалистам, которые в 50-х доминировали в парижской моде. Хотя она восхищалась и принимала Баленсиагу как великого мастера и создателя, она видела, что Dior, Balmain и другие сводят на нет всю работу, которую она проделала, чтобы упростить и модернизировать женскую одежду. Она была полна решимости помешать их шовинистическому романтизму (как ей казалось) превращать в трофеи современной женщины, над созданием которой она так усердно работала, могущественным существом, в значительной степени зависящим от мужчин.