Как появился мраморный «Ангел» в подмосковном Архангельском
История мраморного «Ангела», что украшает тихий церковный сад в подмосковной усадьбе Архангельское, началась в девяностых годах XIX века, когда скульптор получил заказ и принялся за работу. Или даже раньше – когда была еще жива девушка, чья короткая биография послужила мастеру источником вдохновения. Татьяна Юсупова с рождения была окружена любовью, очень богата, воспитана в среде ценителей искусства. А все-таки не пожалеть ее не получается: жизнь одной из самых завидных российских невест была наполнена печалью.
Татьяна Николаевна Юсупова
Работу над этим произведением скульптор Марк Матвеевич Антокольский начал в конце 1892 года, к тому времени княжна Юсупова, в память о которой создавалось изваяние, уже четыре года как покоилась в могиле. В парижскую мастерскую переправлялись ее фотографии, а еще – описание места, где предполагалось разместить скульптуру: важна была композиция целиком, а не одно лишь надгробие. В 1899 году памятник был установлен – на холме, склон которого сбегал к старице Москвы-реки, у южной стены усадебной церкви, в имении, где любила проводить время эта молодая девушка и где она скоропостижно скончалась в возрасте двадцати двух лет, прожив печальную, но полную надежд жизнь.
Скульптура в усадьбе Архангельское
В ее короткой биографии можно заметить немало почти литературных параллелей, одна из них – сходство с пушкинской Татьяной, которая призналась в любви и встретила лишь холод. Но в отличие от героини «Евгения Онегина», Татьяна Юсупова была дочерью не обычного провинциального помещика, а дворянина из числа самых богатых в Российской империи, наследника всего огромного состояния рода Юсуповых, князя Николая Борисовича.
Татьяна, или Танёк, как звали ее в семье, была младшей из двух дочерей. Родители, Татьяна Александровна Рибопьер и Николай Юсупов, долгое время боролись за право быть вместе – они были кузенами, а такой союз церковь запрещала. Против стремления молодых пожениться была и мать Юсупова. После того, как поползли слухи о попытке побега, Николай по высочайшему повелению был арестован и отправлен на некоторое время на Кавказ.
С. Зарянко. Портрет Николая Юсупова
Ф.К. Винтерхальтер. Портрет Т.А. Юсуповой
Но молодые нашли поддержку в лице отца невесты, графа Рибопьера, и сразу после коронации Александра II тот добился от нового императора разрешения на брак. 26 сентября 1856 года Николай и Татьяна обвенчались и вскоре уехали за границу.
Новоиспеченная княгиня Юсупова блистала при дворе Наполеона III, а вернувшись в Санкт-Петербург, стала украшением и русского столичного общества. Первенец супругов, дочь Зинаида, родилась в 1861 году. Спустя два года на свет появился ее брат Борис, но прожил он недолго, всего два месяца. Смерть ребенка княгиня переживала тяжело, и для того, чтобы поправить ее здоровье, семья уехала в Европу.
Князь Юсупов купил виллу на озере Леман, она получила название «Татиания». Там в 1866 году родилась Татьяна Николаевна Юсупова.
Ж. Фуке. Татьяна Юсупова
Обе княжны получили превосходное образование. Юсупов, сам коллекционер, любитель музыки и художник, и в дочерях воспитывал чувство прекрасного, с самого детства они были окружены предметами искусства и людьми искусства. А кроме того, князь тратил большие деньги на благотворительность – после его смерти эту деятельность продолжит его старшая дочь.
Княжны Зинаида и Татьяна
Во дворце Юсуповых на Мойке хранились коллекции драгоценных камней, музыкальных инструментов, картин, книг. Когда Юсуповы привезли из Европы фотографический аппарат, у них появилось и новое увлечение – фотографирование.
На портрете работы Ф. Фламенга Зинаида Юсупова изображена с фамильной жемчужиной «Пелегрина» на шее
Татьяна и великий князь Павел Александрович
Здоровье Татьяны Александровны, матери Зинаиды и Татьяны, продолжало ухудшаться. В 1879 году она умерла – ее младшей дочери в то время исполнилось тринадцать лет. Смерть матери стала трагедией для девочки. Татьяна очень тосковала, не зная как заполнить пустоту в душе. Особенно близкие отношения сложились у нее с императрицей Марией Александровной и двумя великими князьями – Сергеем и Павлом.
Княгиня Юсупова с дочерьми
В Павла Александровича, Поля, — младшего сына императора, Татьяна была влюблена с ранней юности. Свои чувства она, как положено любой девочке, доверяла лишь дневнику и самым близким подругам. Княжна посещала балы, на которых ловила взгляд своего «Онегина», писала стихи. Возможно, Татьяна призналась в чувствах Павлу, как и пушкинская героиня, потому что давняя дружба между ними вдруг прекратилась, Поль начал избегать княжну, о чем та с горечью писала в своем дневнике.
Великий князь Павел Александрович
Зинаида, старшая, тем временем, блистала в свете. Красивая, умная, добрая и артистичная, старшая из дочерей Юсупова получила предложение руки и сердца от болгарского князя, но предпочла ему другого – графа Феликса Сумарокова-Эльстона. Отец был недоволен тем, что дочь упускает возможность получить титул принцессы, и долго не давал своего согласия на брак – как некогда препятствовали в этом ему самому.
В 1882 году Зинаида – Зайде, как ее называла младшая сестра, — все же стала женой Сумарокова, и тот по воле ее отца стал наследником титула и фамилии и герба Юсуповых: старый князь Николай Борисович был последним из представителей рода по мужской линии. Молодая чета обосновалась в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых.
В.А. Серов. Княгиня Зинаида Юсупова
Брак старшей сестры был довольно удачным, а вот младшая, тоже красавица и завидная невеста, замуж не торопилась. Татьяна, конечно, мечтала о своей свадьбе с великим князем, но увы – пришла весть о том, что тот обручится с другой. В жены Павлу предназначалась греческая принцесса Александра, его кузина. «Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба — самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей моей жизни», — записано в дневнике княжны.
Долгой истории несчастной любви не получилось. В июне 1888 года Татьяны не стало, она умерла внезапно, в три дня, отчего, разумеется, поползли слухи – причиной был назван тиф. В Берлин, где жил тогда отец, отправились одна за другой две телеграммы.
24 июня 1888 г. «У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида.»
27 июня 1888 г. «Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков».
После смерти Татьяны Юсуповой
Спустя несколько лет, уже похоронив и отца, Зинаида заказала памятник на могилу своей младшей сестры. Став одной из самых богатых наследниц своей эпохи, княгиня Юсупова продолжала заниматься благотворительностью, даже находясь в эмиграции в Париже: в отличие от многих российских аристократов, ей удалось вывезти за границу часть своего состояния. Она умерла в 1939 году.
Сын княгини, Феликс, в декабре 1916 года стал одним из участников убийства Распутина, которое было совершено во дворце Юсуповых на Мойке. Позже, во Франции, он писал свои мемуары, но о своей тетке в них не упомянул.
Татьяна Юсупова
Великий князь Павел Александрович, о чьей свадьбе то со страхом, то с надеждой думала Татьяна, женился 17 июня 1889 года. Брак был очень коротким – через два года великая княгиня умерла после родов от эклампсии. По странному стечению обстоятельств, она прожила почти столько же, сколько и Татьяна Юсупова. Сам великий князь погиб в 1919 году – был расстрелян в Петропавловской крепости вместе с другими членами императорской семьи.
Поговаривали, что Юсуповы стали жертвой проклятия: якобы еще царевич Алексей, сын Петра I, так наказал тех, кто способствовал его падению и гибели:не то изменник, не то несчастный сын деспотичного отца, преданный любовницей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и сюрпризы, что преподносила ей жизнь
Я как-то не очень люблю сюрпризы. Это только в словаре они трактуются как «нечаянная радость», а в нашей жизни они куда уж чаще напоминают неприятности. Хотя и в старину не все сюрпризы несли в себе лучезарную ноту – взять хотя бы затею Одиссея с подарком троянцам деревянного коня. Но 28 февраля 1882 года принес двадцатилетней Зинаиде Николаевне Юсуповой классический сюрприз – ничем не омраченный и приятный… В тот день она познакомилась с болгарским князем Баттенбергом и кавалергардом Сумаровым-Эльстон. Щеки княжны пылали румянцем смущения, а ее глаза сияли…
Музыка небесных сфер
Статный красавец Феликс Эльстон тем же вечером записал у себя в дневнике: «Кажется, ко мне неравнодушны…» Но и сам с первого мига был влюблен в новую знакомую.
Для двоих, отныне существовавших в ином измерении, уже звучала музыка небесных сфер, а отец княжны все никак не мог расстаться с честолюбивыми мечтами. Ему грезилась дочь, сидящая на европейском троне. Ведь был, по крайней мере, один августейший претендент! И тогда, вполне возможно, его Зинаида смогла бы сыграть бы свою роль в истории Европы. Но…
Князь Юсупов сдался, не перенеся рыданий Зайдэ – таково было домашнее имя его дочери – во время бурных семейных обсуждений.
Весной 1882 года союз сердец был заключен. Внешне это был очень счастливый брак. Но жизнь изобилует сложностями, и, порой, люди сами не осознают, с чем именно у них проблемы.
Прекрасная дама с портретов
Она была образована, добра и очень хороша собой. Многие художники писали ее портреты. Наиболее известно ее изображение на картине кисти Валентина Серова.
Словно живая, смотрит лучистыми серыми глазами на зрителя необыкновенной красоты женщина, лицо которой обрамляют седеющие пряди, но они только усиливают очарование озаренного внутренним светом лица. Современники назвали ее «маркизой нашего времени».
Русской красавицей она предстает перед нами на картине К.Е. Маковского – дивный головной убор, жемчужное ожерелье, броский народный сарафан. Княгиня Юсупова обожала танцевать, а «исторические» балы были модной тенденцией на рубеже ХХ века.
Зинаида Николаевна в платье русского стиля танцевала на знаменитых придворных балах – блистала у великого князя Владимира Александровича и ошеломила всех на достопамятном маскараде в Зимнем дворце.
Усадьба Архангельское пробудилась
Надо сказать, что при новых владельцах – супругах Зинаиде Николаевне и Феликсе Феликсовиче – Архангельское пробудилось. В 90-е годы XIX века тут нередко устраивали подобные шумные празднества и любительские спектакли. Многие из костюмов Юсуповых, пошитых в лучших мастерских России, сегодня бережно хранятся среди экспонатов музейного собрания Эрмитажа.
Каждым летом в Архангельском кипела жизнь и веселье – собирались многочисленные друзья, гостили музыканты, артисты, художники… Когда на рубеже веков в самом зените своей славы приехал в Россию французский живописец Франсуа Фламенг, его пригласили тоже. На память об этом осталась картина, где художник запечатлел Зинаиду Николаевну вместе с ее мальчиками на фоне парка и Большого дома в усадьбе Архангельское.
Серов работал над знаменитым портретом Зинаиды Николаевны в петербургском дворце Юсуповых на Мойке, но в 1900 году художник был приглашен владельцами в Архангельское. В подмосковном именье он написал сыновей хозяев – Феликса-младшего с бульдогом и Николая, портрет которого, как считал художник, ему «не дался», а также их отца Феликса Феликсовича Юсупова-Сумарокова-Эльстон на лошади.
Обычный человек с необычной родословной
Мужем обворожительной Зинаиды, стал человек, затерявшийся на фоне современников. Но однажды он ошеломил жену, преподнеся ей в день рождения необычный сюрприз. Тогда Феликс Феликсович подарил любимой не много не мало, а всю гору Ай-Петри целиком…
Более не было в нем ничего примечательного, разве что, проявившееся с годами, поразительное сходство с Иосифом Виссарионовичем, да еще необыкновенная родословная.
Его отец – Феликс Эльстон – объявился в Москве в 1825 году пятилетним ребенком. Малыша привезла вернувшаяся из длительного путешествия по Европе уже немолодая дама – Елизавета Михайловна Хитрово, затем о мальчике продолжила заботиться ее незамужняя дочь Е.Ф. Тизенгаузен. Кто был родителями Феликса – тут история темная. Несомненно одно – они были представителями высшего света.
Незаконнорожденное дитя любви получило имя Феликс, которое в переводе с латыни означает «Счастливый», фамилию своей англичанки-кормилицы и прекрасно существовало на белом свете, не будучи отягощенным каким бы то ни было наследственным титулом.
Графским достоинством и двойной фамилией Сумароков-Эльстон счастливчик обзавелся на тридцатом году жизни после женитьбы на Елене Сергеевне Сумароковой – последней представительнице рода. В их семье появились на свет две девочки и пять мальчиков.
Третьим сыном графа Сумарокова-Эльстон был Феликс Феликсович, который позже, благодаря женитьбе на Зинаиде Николаевне, обретет титул князя и еще одну фамилию Юсупов.
Весьма примечателен был еще один сын из этой многодетной семьи. Звали его Павел Феликсович, и он чрезвычайно увлекался теннисом. Со временем он сумеет заразить своей страстью всех подросших племянников. Особенных успехов из молодого поколения достигнет Михаил Сумароков-Эльстон, игравший левой рукой.
Его будут неоднократно вызывать в Ливадию поиграть в теннис с государем. Причем игра с высокой особой будет идти безо всяких поблажек.
Император Николай II никогда не чурался спортивных занятий. Прекрасно развитый физически, он очень любил игру в теннис. Корты были во всех императорских резиденциях, в том числе в соседнем с усадьбой селе Ильинском.
А в самом имении Архангельское на теннисном корте часто мерялись силами и умениями дядя Павел и сын хозяев Николай, также считавшийся одной из лучших ракеток России. Здесь же изучал азы тенниса и второй сын – Феликс, полученные навыки он доведет до совершенства, обучаясь в Оксфорде.
Рок настигает женщин рода Юсуповых
Летом 1884 года княгиня Зинаида Николаевна Юсупова внезапно заболела. Подскочила температура и несколько дней продержалась около 42 градусов. Были вызваны лучшие врачи того времени, но они не смогли оказать помощь…
А молодой женщине – всего только 23 года, у нее годовалый сын. Приглашен Сергей Петрович Боткин – профессор клиники Медико-хирургической академии и всемирно известный мастер медицины, который вылечил тысячи больных. Но и он в бессильном отчаянии разводит руками.
Обо всем этом пишет в своем личном дневнике княгиня, причем старательно избегает указания конкретной причины столь грозного недуга. Все в духе соблюдения секретов семьи.
Можно предположить, что медики столкнулись с тяжелым случаем заражения крови, которое даже в наше время и при наличии спектра современных антибиотиков, представляет серьезную проблему.
В какой-то момент княгиня в полусне-полубреду узрела Иоанна Кронштадтского и попросила о встрече со священником. Отец Иоанн пришел и на коленях горячо молился у постели больной… Вскоре весь Петербург облетела весть о чуде исцеления княгини, только что умиравшей от сепсиса.
На сегодняшний день Иоанн Кронштадтский – молитвенник, чудотворец, прозорливец – причислен к лику святых…
После внезапной смерти младшей сестры Зинаида Николаевна будет твердо убеждена, что рок действительно существует, и что Татьяну обрекло на гибель именно ее выздоровление…
Теперь вы представляете, как княгиня Юсупова будет переживать и бояться, когда ее старший сын Николай приблизится к определенному фатумом 26-летию! И ведь дурное предчувствие ее не обмануло…
Загадочный обелиск
Шагая по дорожке к Кладовой над оврагом, нельзя было не заметить какое-то интересное здание, стоящее выше по склону, и обелиск возле него. Пришла пора рассмотреть их поближе.
Кто из нас не видел обелисков! Большие и маленькие, они установлены практически в каждом городе в честь какой-нибудь победы. Само же слово, обозначающее этот символ победы, имеет греческие корни, но появилось оно в этом языке лишь когда древние греки стали контактировать с Египтом.
Там, на родине гигантских пирамид, сфинксов и мумий массово резали в каменоломнях гранитные четырехгранные блоки, сужающиеся кверху. По мнению египтян, обелиски напоминали лучи солнца. Их, снабженных прославляющими надписями, как символы лучезарного небесного светила ставили перед храмами и рядом с гробницами.
А вот в Риме египетским сакральным символам нашли более земное применение. Там вертикальные каменные столпы служили указателями на дорогах и стержнями, выполняющими роль стрелки в солнечных часах.
Около обелиска я ходила, как лиса около винограда. Ведь не просто же так взметнулась в небо эта каменная глыба! Когда поставлена, в честь чего и что же она означает?
Немного грубоватая, но ведь чем-то она похожа на обелиск с картины Юбера Робера?
Или вот на эти обелиски, что стоят на столе в Большом доме.
Но об обелиске в Архангельском я так и не нашла никакой информации в интернете.
Может, кто из вас, друзья, что-нибудь знает?
И, как оказалось, среди читателей нашлись знающие люди! Спасибо большое Игорю, который подсказал, что сие загадочное устройство маскирует собой вентиляционное отверстие.
Рухнувший мир князей Юсуповых и Колоннада
Смотрите, какой сегодня яркий и веселый день! И как здесь красиво. От центрального портика с купольной ротондой – словно раскинутые для объятия руки – идут по обе стороны сквозные колоннады, наполненные светом и воздухом. Это сооружение усадьбы так и называют – Колоннада.
Колоннада – излюбленное место проведения свадебных фотосессий, снимки между колонн выходят всегда эффектными. А когда идешь по такой, чуть приподнимешь голову вверх – и все, ты уже в другом веке…
Крутые ступени лестничных маршей, не оставляя возможности для размышления, уверенно ведут ко входу в Верхний зал.
Но, преодолев их, видишь перед собой запертую массивную дверь. Однако такое бывает не всегда, иногда счастливцы попадают внутрь – там, с мая по октябрь, проходят концерты классической музыки. И тогда везунчики могут поведать о зале, украшенном колоннами, о высоком куполе с обилием лепных деталей и барельефами, о потрясающей росписи ярко-синим, белым, и жаром горящим золотым.
В противоположность Верхнему, Нижний зал отличается особой строгостью. Зато в нем постоянно проходят какие-нибудь выставки.
А теперь я приглашаю вас, друзья, внимательно посмотреть на барабан купола.
Видите, что там изображено? Да ведь это ангелы! Почти полнообъемные фигуры божественных посланцев… Но смотрите: они печальны и низко склонили головы. А можете сказать, что у них в руках? Да, это факелы, перевернутые огнем вниз…
Факел вообще – важный и многозначный символ. Много лет в Советском Союзе в качестве эмблемы знания и просвещения использовали изображение пылающего факела. Международной эмблемой прогресса служит рука с факелом, пламень которого развевается по ветру.
В искусстве античности пламенеющий огнем факел означал жизнь, а обращенный горящей стороной к земле символизировал смерть.
Замечательное сооружение Колоннада строилось Юсуповыми как фамильный некрополь.
Правда, она ни единого дня не использовалось по прямому назначению. Более того, здание даже не успели освятить. Видите, на куполе нет креста? Пока строили этот памятный храм-усыпальницу, пока его отделывали – пришел 1917 год и грянула революция…
Если церковь Михаила Архангела самая ранняя постройка усадьбы, то усыпальница – самая поздняя.
Это кажется странным
22 июня 1908 года на нелепой дуэли погибает старший сын Юсуповых – Николай Феликсович.
Младший из сыновей Зинаиды Николаевны потом напишет: «Несколько дней спустя мы выехали в Архангельское на захороненье в семейной усыпальнице».
Согласитесь, запись какая-то странная. Мало того, что Колоннады в Архангельском еще нет, так ведь и родовая усыпальница князей Юсуповых находится не здесь, а в Спасском-Котове, где существует с конца XVIII столетия! Там, в почтенной древности Спасском храме, погребены усопшие князья Юсуповы.
Но в Архангельском, подле храма Михаила Архангела, покоится княжна Татьяна. В ее склеп безутешные родители временно захоронили тело Николая, предполагая позднее перенести останки в величественный мемориальный храм в честь святителя Николая, строительство которого семья начала уже весной следующего года.
Но тогда возникает новый вопрос: почему же на смиренном кладбище в Архангельском нет никакой, даже самой скромной, надписи о любимом сыне Николае Юсупове? Не кажется ли это вам странным?
Охота за сокровищами
Тайны и клады всегда интригуют, особенно в детстве… Кстати, посчастливилось ли вам найти хоть одно запрятанное сокровище? Вы улыбаетесь? А зря, между прочим. Так было всегда – в годины бедствий и социальных потрясений люди старались припрятать до лучших и безопасных времен то, что не потеряет цены.
А сколько их было – нашествий врагов, смут, бунтов, войн, революций… Не всегда за своим добром, укрытым от чужих и жадных рук, возвращались владельцы. Потому-то найденных кладов в России всегда было много. Даже мой дедушка однажды нашел клад. Вот здесь я рассказывала об этом. Можете не сомневаться, что кладов, которые еще не найдены, гораздо больше.
…13 апреля 1919 года несметно богатые князья Юсуповы покинули не только усадьбу Архангельское, но и страну Россию. Навсегда. С собой они могли захватить лишь жалкие крохи из принадлежавших им сокровищ. Все их дворцы и обширные семейные коллекции стали собственностью советского государства, которое стало поступать с ними, как считало нужным.
Что-то из уникальных шедевров попало в Государственный музейный фонд, часть передали в Эрмитаж и Русский музей, кое-что из исторического наследия распылили по музеям страны. Но самым печальным в это время была массовая распродажа художественных ценностей на европейском рынке «для нужд индустриализации». Перед войной, на торгах в Берлине, князь Феликс лично видел выставленные для реализации вещи из дворцов Юсуповых.
Но денег большевикам все равно не хватало. Поэтому стоило хорошенько поискать, где же Юсуповы могли укрыть свои богатства! Начали с Питера, потом переключились на Москву. Поискали в летней резиденции семьи Архангельское, обследовали дворец в их любимом поместье Ракитное, где даже под двухсотлетним дубом землю поковыряли. На всякий случай обшарили все прочие 17 имений, рассеянных по всей России. Тщетно!
И вдруг летом 1925 года потрясающая находка! В юсуповском дворце на Мойке совершенно случайно найден клад огромной ценности – колье, броши, браслеты, диадемы, блюда, сервизы, кубки, солонки, серебряные скульптуры и даже скрипка Страдивари. Предметы из серебра потянули на 1120 кг, а золота, без учета оправ драгоценных изделий, оказалось почти 14 кг! Маленькая такая комнатка пряталась под главной лестницей дворца…
Беда в «русском Версале»
Сначала в Архангельском поправляли свое здоровье красноармейцы. Это было сразу после революции. Потом товарищи быстро разобрались, что к чему, и тут стал отдыхать уже исключительно комсостав РККА. В 30-е годы на территории усадьбы началось строительство корпусов военного санатория. Храм к этому времени уже не действовал, а потому в нем поселили строителей. И вот кому-то из сознательных работяг пришла в голову идея поискать юсуповские сокровища среди могил.
Склеп вскрыли, залезли в гробы. Сокровищ не нашли, но останки, за ненадобностью, побросали с крутого обрыва в Москва-реку.
Говорят, там был еще один гробик младенца – сына Зинаиды Николаевны. Так может быть вот почему так сильно болела княгиня – неудачные роды и вызванное ими инфекционное заражение?
Насколько правдива эта дикая история с гробами? Я зашла в храм Михаила Архангела и спросила о могиле Николая Юсупова. И мне сказали, что многие об этом спрашивают… Но тут же решительно заявили, что сейчас в склепе никто не похоронен, а все тела давным-давно эксгумировали.
Тот факел, что ярко горит для других
Наша прогулки по усадьбе Архангельское подходит к концу, мы возвращаемся к Большому дворцу.
Выходим из Святых ворот, проходим мимо гостевого домика, минуем чудесный ажурный мостик, и вот она – потрясающая работа мюнхенского скульптора К.Г. Барта, выполненная в 1905 году, – бронзовая скульптура обнаженного юноши.
Печально опустив голову, он сидит на постаменте в скорбном раздумье. Одна нога безвольно свесилась, другая поджата под сидящего. В правой руке лавровый венок, в левой – перевернутый факел, огонь которого вот-вот погаснет. Говорят, что эта скульптура, которая носит название «Скорбящий гений», создавалась как надгробие…
Ее увидела в 1908 году в заграничной поездке Зинаида Николаевна Юсупова и, не удержавшись, купила на аукционе. В том же году ранним утром 22 июня на Крестовском острове Петербурга раздались четыре выстрела. Причиной дуэли стала роковая Марина Гейден, а стрелялись ее муж – граф Мантейфель и возлюбленный. Сначала их разделяло тридцать шагов, затем расстояние сократили до пятнадцати…
Николай Юсупов оба выстрела произвел в воздух, тогда как ревнивый граф четвертым выстрелом не промахнулся. После случившегося очаровательная Марина проживет еще 66 лет, но так никогда и не увидит адресованного ей последнего письма любимого. Написанное в ночь перед дуэлью, оно останется в семейном архиве…
Верили или нет в древнее ногайское проклятие потомки Юсуповых – доподлинно неизвестно, но точно известно, что еще долго последующие поколения ограничивались одним ребенком в семье. Возможно, в наше время отлаженный механизм рока прекратил свою ужасную работу, ведь ногайская кровь в жилах семьи сильно разбавилась, да и потомки ее уже не носят фамилию Юсуповых?
Последний мужнин сюрприз для Зайдэ
В доме Юсуповых жила круглолицая старушка с добрым взглядом – мать отца. Сын Зинаиды Николаевны с юмором повествует о безобидных чудачествах милой бабушки, о шелковичных червях, которых та разводила со всей страстью по всему дому, о том, как гости давили этих гусениц, усаживаясь поудобнее в кресла.
Лукавый Феликс Юсупов! А ведь у него был куда более весомый повод для воспоминаний о бабушке Елене Сергеевне: компаньонкой престарелой дамы была молоденькая Зинаида Григорьева. С которой в 1910 году у Феликса-старшего начнется роман, что превратит князя в счастливого отца трех ее детишек. В эмиграции вторая семья старшего Феликса Феликсовича будет жить неподалеку от дома Юсуповых в Риме.
Взрослому сыну и законной жене об этом однажды станет известно. Что, конечно, пополнит чашу страданий Зинаиды Николаевны…
Однако в мемуарах Феликса об этом ни полслова. Многоодаренный человек, он в полной мере владел фамильным умением искусно обходить неудобные страницы семейной истории.
Для общественности эта тайна на свет всплыла совсем недавно.
А именно тогда, когда во Франции на торги в антикварном аукционе были выставлены вещи и произведения искусства, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его жене Ирине. Среди прочего там была также переписка его отца Юсупова-Сумарокова-Эльстон с возлюбленной Зинаидой Григорьевой-Светиловой, включая письма престарелого князя к их детям.
Владельцем раритетов значился некто Виктор Контрерас, мексиканец по национальности.
Кто такой Виктор Контрерас
Это случилось в 1958 году. В один из весенних дней Виктор Мануэль Контрерас, 17-летний начинающий художник, изучавший искусство в Париже, был приглашен на обед в дом Юсуповых. Виктор зашел в гости и… остался там на пять лет.
Постаревший Феликс Феликсович и его жена Ирина взяли смуглолицего и улыбчивого юношу из экзотической страны под свое крыло. Несмотря на разницу в возрасте, юный художник особенно привязался к экстравагантному князю. Отвечая на нескромные вопросы журналистов, Виктор наотрез отверг сексуальную подоплеку их взаимоотношений: «Это была чисто платоническая дружба, хотя я был им очарован».
Не мучайтесь также, задавая себе вопрос, как юсуповские реликвии попали Контрерасу, тут все законно. После смерти четы Юсуповых так распорядилась их дочь Ирина.
В живописном городе Куэрнавака, где все дома укрыты сенью ветвей красной бугенвилии, беспечально проводит дни бывший обладатель невероятного шарма Виктор Контрерас. Сейчас ему за семьдесят, он вполне обеспеченный человек и состоявшийся художник. Его монументальные творения из бронзы украшают многие города Мексики и США, а также находятся в коллекциях у ценителей из доброго десятка стран.
Однажды Контрерас проговорился, что у него в доме хранится настоящее сокровище – собственноручное письмо князя, раскрывающее во всех деталях тайну убийства Распутина. Пока, правда, Виктор его продавать не намерен и даже никому не показывал, но кто знает…
А вот среди выставленных им на аукцион 270 лотов находился боярский костюм, в котором молодой Феликс блистал в 1912 году на балу в лондонском Альберт-Холле. Этот кафтан, пошитый из золотой парчи с красными цветами, но неведомо когда лишившийся бриллиантов и оторочки из соболей, был продан неизвестному покупателю за 62 тысячи евро.
А теперь – тадам! Вот он – Феликс Феликсович Юсупов в своем знаменитом кафтане и шапке.
Порочный красавец, одаренный талантом литератора и художника, князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон по сию пору занимает воображение многих и до сих пор остается одной из притягательных и загадочных фигур в русской истории.
Свято место пусто не бывает
Рассеялся дым от крейсера «Мальборо», увозившего навсегда законных владельцев Архангельского… Лишившись их, имение не осиротело – тут же объявились новые хозяева. И какие!
На какое-то время в Большом дворце усадьбы поселился председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. После смерти Ленина в Архангельском постоянно жила и работала Надежда Константиновна Крупская. Клара Цеткин, пламенная коммунистка, которой мы обязаны существованием Международного женского дня, с 1925 года и до последнего дня жила здесь в санатории.
На территории усадьбы и на реке часто видели отдыхающего Алексея Николаевича Косыгина. А сколько любопытных персонажей современной российской элиты сейчас проживает в скандальных дачах, понастроенных на землях вырубленных реликтовых рощ подмосковного имения Юсуповых… Впрочем, это уже за пределами нашей темы.
Рубрика: Россия
Royal Menus — Юсупов | Royal Menus
Сегодня имя семьи связано с убийством Распутина. Но на протяжении веков, вплоть до революции 1917 года, княжеский дом Юсуповых в Российской империи был синонимом роскошного образа жизни, состоящего из банкетов и балов среди бесценных произведений искусства, размещенных во дворцах и поместьях семьи, раскинувшихся по всей России.
Суп с вареным мозгом из хребта осетра; грудки жаворонков, деглазированные на Мадейре с трюфелем; поджаренные на вертеле ортоланы, задушенные кресс-салатом со сливками; ценного ягненка из соленых болот Нормандии… ведь даже салат был подан с гарниром из тертого мяса лобстера, бритого маринованного языка и нарезанных трюфелей. Это лишь некоторые из блюд, подаваемых гостям Юсуповых.
Княгиня Зинаида Юсупова была самой богатой наследницей в России, способной развлекаться в таких масштабах, с которыми мог сравниться только сам российский царь. Ее сын, князь Феликс, навсегда вписал имя Юсупова в учебники истории, когда в 1915 году он убил печально известного монаха Распутина.
Юсуповы были известными замечательными артистами. «Наш персонал был набран со всех концов света: арабы, татары и калмыки украшали дом своими разноцветными костюмами», — вспоминал князь Феликс.
Их дворецкий, по словам принца, «знал всех друзей и знакомых моих родителей и обращался с ними в соответствии со своими личными симпатиями и антипатиями, независимо от их ранга или положения. Гость, который не был в его благосклонности, обязательно остался без вина или десерта».
Хорошо известно, что Юсуповы были одной из немногих частных семей, которые действительно могли угостить на ужин российскую императорскую семью. В феврале 1886 года, когда дом Юсуповых возглавлял князь Николай (отец Зинаиды), «Таймс» сообщала, что «в субботу вечером члены императорской семьи были развлечены по истинно княжескому обычаю князем Юсуповым, его зятем и дочерью, Граф и графиня Сумароковы-Эльстоны в своем дворце на Мойке. Этот особняк, известный своими картинными галереями и роскошными парадными залами, является одним из немногих, где царя развлекают по размаху, уступающему только самому императорскому двору».
Двумя годами ранее корреспондент того же издания писал, что Государь посетил «великолепный бал и угощение, устроенное недавно сказочно богатым князем Юсуповым их императорским величествам». Корреспондент отмечал, что, «пока Его Императорское Величество прогуливался с братьями по роскошным залам, Императрица, одетая в белый атлас с россыпью бриллиантов, оставалась танцевать в бальной зале с 11 до 13 часов, когда был сервирован роскошный банкет. в сопровождении музыки в соседней большой столовой».
«Роскошные банкеты» были визитной карточкой юсуповских развлечений. Два меню, представленные на этом сайте, датированы 1893 и 1905 годами. жареные фазаны и куропатки; и нежная смесь жаворонков, деглазированных на Мадейре, и трюфелей.
Специальным гостем вечера был пышно одетый эмир Бухары в тюрбане. Эмир прибыл в Санкт-Петербург в предыдущем месяце, чтобы добиться от царя одобрения признания его сына Али-хана наследником бухарского престола. Ранее в этот день эмир лично прощался с царем в Зимнем дворце.
Этот ужин состоялся в просторном Юсуповском дворце, расположенном на набережной реки Мойки в самом сердце Санкт-Петербурга. «Молодая княгиня Юсупова, богатейшая женщина России, — вспоминала княгиня Радзивилл в своих воспоминаниях, — иногда открывала друзьям двери своего великолепного Мойского дворца, но делала это не так часто».
Принц Феликс был впечатлен теми усилиями, которые приложили его предки, чтобы сохранить княжескую коллекцию вин и ценные обеденные сервизы. «Подвал Мойского дворца представлял собой лабиринт комнат, обшитых стальными листами, со специальным устройством для их затопления в случае пожара», — вспоминал он. «В этих подвалах находилось не только бесчисленное количество бутылок лучших вин, но и посуда и фарфор, используемые для больших приемов, а также великое множество предметов искусства, для которых не нашлось места в галереях и гостиных».
Среди столовых сервизов был сервиз из Севра, подаренный предкам Юсуповых королем Франции Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Коллекции семьи были так многочисленны, что обеденный сервиз был потерян и забыт в подвалах Мойки, пока не был вновь обнаружен князем в сумерках императорской России.
Принцу Феликсу было почти шесть лет, когда его родители устроили ужин для эмира. С раннего возраста он привык играть роль свидетеля несметного числа экзотических гостей и странных нарядов и протоколов, которые проходили через двери семейных домов.
«Когда я был маленьким ребенком, — вспоминал принц Феликс, — моя мать познакомилась с одной из странных форм китайской вежливости». Поводом послужил визит представителя императорской династии Цин в Китае, маркиза Ли-Хунг Чанг.
«В конце трапезы двое китайских слуг Ли-Хун-Чанга принесли серебряную миску, два павлиньих пера и салфетку. Мандарин взял одно из перьев, пощекотал им горло… и весь свой обед вырвал в таз», — вспоминал принц.
«Моя мать пришла в ужас и вопросительно взглянула на дипломата, сидевшего слева от нее, много лет прожившего на Востоке. — Принцесса, — сказал он, — вы должны считать себя весьма польщенной, ибо такое поведение со стороны Ли-Хун-Чанга есть дань вашей вкусной пище; оно предназначено для того, чтобы передать готовность его превосходительства начать свой обед заново».0003
«Одной из прихотей моего отца была постоянная смена столовых. Почти каждый день мы обедали в разных залах, и это необычайно усложняло сервировку стола. Николаю [старшему брату Феликса] и мне, которые часто опаздывали, иногда приходилось бегать по всему дому, прежде чем обнаружить, где подается обед».
Княжеские монограммы в обоих меню, представленных на этом сайте, содержат кириллическую букву «Ю» для Юсупова (Юсупова), окруженную кириллическими буквами «С» и «Э» для Сумарокова-Эльстона.
Так как княгиня Зинаида была единственным ребенком князя Николая, а потому наследников мужского пола не было, царь Александр III издал указ о браке Зинаиды с графом Сумароковым-Эльстоном, разрешающий новому мужу принять титул князя Юсупова, помимо того, что он граф, чтобы гарантировать, что княжеское имя семьи будет передано детям и будущим наследникам Зинаиды.
Королева Румынии Мария запомнила Юсуповых за их «роскошное гостеприимство и хорошее настроение». Королева восхитилась княжной Зинаидой, назвав ее «молодой и чрезвычайно привлекательной женщиной. Ее серые глаза были сияюще ясны и интенсивны, ее улыбка очаровательна; ее волосы, гладко зачесанные назад, оставляли открытым лоб, что было необычно в те дни бахромы и завитых причесок. Привлекательная женщина, полная доброты, стремящаяся распространять вокруг себя радость».
«Ее муж, – продолжала королева Мария, – был несколько тяжеловесен, но он также был добр, и его гостеприимство не знало границ».
Второе меню на этом сайте взято из обеда 1905 года, состоявшегося в великолепном средневековом Волковом дворце Юсуповых в самом центре Москвы.
«Наш московский дом был построен в 1551 году царем Иваном Грозным, — вспоминал князь Феликс, — царь использовал его как охотничий домик, ибо он тогда был окружен лесами».
Дом, продолжал он, «сохранил свой характер шестнадцатого века; большие сводчатые залы, средневековая мебель, богато украшенная посуда из золота и серебра. Все это восточное великолепие было прекрасной обстановкой для приемов, которые устраивали мои родители. Иноземные князья, бывавшие у них, заявили, что никогда не видели ничего подобного им».
Столовая на втором этаже с арочным потолком и одной из множества огромных отопительных печей, покрытых голландской плиткой XVII века, изображена в этом меню, которое предлагает гостям все: от жареных на вертеле ортоланов в сливках из кресс-салата до лобстеров. медальоны, залитые коньяком, и блюдо Poularde à la Néva, подаваемое с изысканным русским салатом.
Учитывая местность, было уместно, что гости начали ужин с супа, названного в честь принимающего города. Консоме «Московити» на основе осетрины и огурца было поистине царским русским супом вплоть до вареного нарезанного кубиками костного мозга осетровой хребта весиги, которым он украшался.
Когда гости прибыли на этот обед, они должны были подивиться реставрационным работам, которые неуклонно велись княгиней Зинаидой с 1892 года. Дворец был оборудован секретными туннелями, соединяющими его с Кремлем, и другими выходами, разбросанными по всему городу. «Во время реставрации, проведенной моими родителями, — рассказывал князь Феликс, —… был обнаружен один из входов в этот проход. Войдя в него, они обнаружили длинную галерею с рядами скелетов, прикованных к стенам!»
Год спустя, в 1906 году, американский посол прибыл в Волков дворец, чтобы подготовиться к сопровождению молодого принца на охоте на волков. «Стены толщиной около четырех футов, а все комнаты сводчатые», — писал посол Мейер в письме своей семье.
«Он занимает целый квартал, окруженный садом. Вы входите во двор, который с трех сторон ограничен домом и конюшней, и въезжаете под арку, где парадный вход, по наружной лестнице с каменными ступенями».
Неподалеку Юсуповым принадлежало другое поместье под названием Архангельское, которое румынская королева Мария посетила, когда была еще принцессой, во время торжеств по случаю коронации царя Николая II. Она вспомнила гостеприимство Юсупова, охватывавшее «румынский цыганский отряд, лошадей для верховой езды, лодки на реке, экипажи всех размеров и форм, танцы, пикники, ужины при лунном свете и бесконечные вечеринки de plaisir, посещение других загородных домов по соседству и во все часы дня и ночи дикие, причитающие, смеющиеся, рыдающие цыганские мелодии, сопровождающие каждое наше движение; восхитительная музыка, значительно усиливающая эмоциональное возбуждение тех несколько безответственных дней».
«Несколько безответственный», действительно, поскольку революция таилась за углом.
Портрет семьи княгини Зинаиды Юсуповой, около 1900 г. Художник: A Pasetti # 2377194
Вернуться к эскизам
Портрет семьи княгини Зинаиды Юсуповой, около 1900 г. Художник: A Pasetti
2-377-194 — © Fine Art Images/Heritage Images
Портрет семьи графа Феликса Юсупова, граф Сумароков-Эльстон, c1900. Семейный портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1861-1939), Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона (1856-1928) и их сыновей Николая и Феликса (1887-1967). Николай будет убит на дуэли, а младший Феликс был одним из убийц Распутина. Находится в собрании Государственного Исторического музея, Москва.
Детали изображения
Информация о людях
- A Pasetti, приписывается : : Фотограф
- Zinaida Yusupova: Russian: Princess
- Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston: Russian: count
- Nikolai Yusupov: Russian: prince, soldier
- Prince Felix Yusupov: Русский: Князь
- Григорий Распутин: Русский: мистик
9
6 Фотография 60200
Lifestyle & Leisure Fashion & Dress
People Famous People
Society & Culture Family Life
Artistic Representations Portraits
Digital Image Размер
Размеры в пикселях (Ш x В) : 3703×4707
Размер файла : 51 065 КБПсевдонимы
- 36286
- 35
- 0750000035
- 2-377-194
- 2377194
- 36286
Купить Распечатать
Ключевые слова —
уточнить поиск, скомбинировав несколько ключевых слов ниже.
XIX век
XIX век
20th век
A Pasetti
Apparel
Аристократия
Аристократ
Черно-белый
Черный белый
век
Дети
Одежда
FER
Платье для одежды
костюм
FER
Платье для одежды
костюме
FER
. Эльстон
страна
граф Сумароков-Эльстон
преступник
волосы на лице
семья
семейный портрет
Fashion
Fashion Clothing
Отец
Отцовство
Felix Yusupov
Felix Yusupov Count Sumarokov-Elston
Grigori EfiMovich Rasputin
9000.
убийца
локация
военная форма
мать
материнство
усы
Убийца
Усы
Николай Юсупов
девятнадцатого века
Благородство
Воспитание
Pasetti A
Фотография
.