Клеопатра настоящая: Биография Клеопатры — Афиша Daily

Биография Клеопатры — Афиша Daily

Препринт

«Порочнейшая женщина в истории»: как потомки оболгали Клеопатру

Афиша Daily

10 июля 2022 11:30

Клеопатра была одной из самых знаменитых правительниц в истории, но нам она больше известна по художественным образам, не всегда справедливым. Публикуем фрагмент книги, в которой Стейси Шифф, получившая Пулитцеровскую премию за биографию Веры Набоковой, скрупулезно воссоздает биографию реальной царицы.

После смерти Клеопатра продолжает вызывать такие же противоречивые эмоции, как и при жизни. Все успехи приписывают исключительно ее сексуальности. Всегда удобнее было объяснять успех женщины красотой, а не мозгами, низводить ее до умения выбирать сексуальных партнеров — конечно, мужчин. Невозможно соревноваться с могущественной обольстительницей. Против женщины же, обвивающей мужчину кольцами своего змеиного ума, стреноживающей его своими нитками жемчуга, по крайней мере, должен иметься какой‑то антидот. Клеопатра нервирует мужчин больше как мыслящий человек, а не как соблазнительница: гораздо безопаснее верить, что она была фатально привлекательна, а не фатально умна. (Написанное в IV веке до н. э. изречение Менандра «Мужчина, учащий женщину писать, снабжает змею ядом», школьники заучивали и через сотни лет после ее смерти.) К тому же таким образом любое произведение становится интереснее. Задает тон Проперций. Для него Клеопатра была распутной соблазнительницей, «царицей-шлюхой», позже сделалась «женщиной ненасытной похоти и ненасытной алчности» (Дион), грешной блудницей (Данте), «шлюхой восточных царей» (Боккаччо), олицетворением незаконной любви (Драйден). У Проперция она блудит с рабами. Один римлянин в I веке н. э. утверждал (это ложь), что «античные авторы постоянно говорят о ненасытной сексуальности Клеопатры».

В одном источнике она настолько ненасытна, что часто притворяется проституткой. И она настолько прекрасна и токсична, что «многие мужчины платили за ночь с ней своими жизнями».

По оценке одной женщины, жившей в XIX веке, она была «умопомрачительной ведьмочкой». Флоренс Найтингейл называла ее «этой гадкой Клеопатрой». Предлагая роль в кино актрисе Клодетте Кольбер, Сесил Б.ДеМилль спросил: «Как вам идея стать порочнейшей женщиной в истории?» Клеопатра появляется даже в книге 1928 года «Грешники сквозь столетия». В общем, у женщины нет ни одного шанса в сражении против легенды.

Личная жизнь неизбежно побеждает политику, а эротика побеждает всех: мы не забудем, что Клеопатра спала с Юлием Цезарем и Марком Антонием, еще долго после того, как забудем, чего она этим достигла. Забудем, что она должна была сохранить огромную, богатую, густонаселенную империю в сумеречные для империи времена, сохранить династию, легендарную и великую. О ней помнят, потому что она сумела соблазнить двух величайших мужчин того времени, а на самом деле ее преступление в том, что она позволила себе те же отношения (они были «всего лишь обманными залогами, выданными с корыстной целью»), в которые спокойно вступали все мужчины у власти. Она сделала это же — и сразу стала извращенкой и подрывательницей устоев. Ну и совершала другие оскорбительные деяния. Например, заставляла Рим чувствовать себя грубым и неотесанным, а еще неуверенным в себе и бедным — уже достаточный повод для тревоги, и без элемента сексуальности. Какое‑то время ее призрак витал над римлянами как предостережение. При Августе институт брака приобрел новый лоск, и это не прибавило популярности памяти Клеопатры, демонической разрушительницы семейных гнезд.

Она вызывала презрение и зависть в равной мере и с равными искажениями; в придуманной про нее легенде мужских страхов не меньше, чем мужских фантазий.

От Плутарха пошла величайшая в истории легенда о любви, хотя жизнь Клеопатры не была ни такой трагичной, ни такой романтичной, какой ее до сих пор представляют. Причем она даже дважды роковая женщина. Чтобы Акций стал битвой битв, требовалась «царица-дикарка», замышляющая разрушить Рим. Чтобы Антоний не устоял перед чарами чего‑то неримского, требовалась коварная соблазнительница, «что уже погибла сама и вместе с собой готовилась сгубить и его». Сложно сказать, где заканчивается месть и начинается преклонение. Ее могущество вдруг усилилось: чтобы удовлетворить исторические амбиции одного мужчины, требовалось превратить другого в жалкого раба. Да, она была послушной отцелюбивой дочерью, патриоткой и защитницей, ранней националисткой, символом отваги, мудрой правительницей со стальными нервами, мастером самопиара. Нет, она не строила Александрийский маяк, не умела делать золото, не была идеальной женщиной (Готье), мучеником любви (Чосер), глупенькой маленькой девочкой (Шоу), матерью Христа. Один коптский епископ VII века назвал ее «самой великолепной и мудрой из женщин», более славной, чем бывшие до нее цари. В хороший день говорят, что Клеопатра умерла за любовь, и это тоже не совсем так. В конце концов все, от Микеланджело до Жерома, от Корнеля до Брехта, пытались ее разгадать. Ренессанс на ней помешался, романтизм — еще больше. Она даже Шекспира вывела из равновесия, выжав из поэта его лучшую женскую роль, его лучшую поэзию и последний акт пьесы, посвященный больше Клеопатре, чем Антонию, который один критик назвал «веселой данью безвинному адюльтеру среднего возраста». Шекспира с таким же успехом можно обвинять в том, что мы потеряли настоящую Клеопатру VII, как можно обвинять в этом александрийскую влажность, римскую пропаганду и ясные лиловые глаза Элизабет Тейлор.

Александрия не сразу утратила значение центра интеллектуальных состязаний и философских марафонов и оставалась им еще где‑то сотню лет. А потом стала исчезать. Вместе с ней исчезла юридическая независимость женщин: закончились дни, когда можно было подать в суд на свекра, чтобы вынудить его вернуть твое приданое, если твой (неплатежеспособный) муж сбежал и растил ребенка с другой женщиной. После землетрясения V века н. э. дворец Клеопатры сполз в Средиземное море. Маяк, библиотека, мусейон — все исчезло. Сегодняшняя Александрийская гавань ничем не напоминает о своем эллинистическом прошлом. Нил поменял русло. Город просел больше чем на шесть метров. Даже побережье мыса Акций, которое Клеопатра фактически изучила наизусть, изменилось. Ее Александрия уже давно стала почти невидимкой: либо покоится на дне морском, либо погребена под многолюдным городом, который по большей части забыл эллинистическую главу своей жизни. Культура Птолемеев испарилась. Многое из того, что знала Клеопатра, забылось на полторы тысячи лет. Совсем другая женщина, Дева Мария, заняла место Исиды, как Элизабет Тейлор заняла место Клеопатры.

В итоге наше пристальное внимание к египтянке только растет: исчезнув, она стала еще легендарнее. Белые пятна в ее истории не дают рассеяться магии.

Она продолжает нас тревожить. И сегодня мы слышим отголоски ее судьбы. Через две тысячи лет после того, как она угрожала Октавиану весьма дорогим пожаром, ничто не захватывает человечество так сильно, как огромная удача и ужасная катастрофа. Мы сегодня все так же сражаемся в битве Востока с Западом, все так же мечемся между потаканием своим желаниям и сдержанностью, как когда‑то Цицерон. Секс и власть пылают все так же ярко. Амбиции, достижения и власть женщин беспокоят нас так же, как в свое время римлян, для которых Клеопатра была больше чудовищем, чем красавицей, но совершенно точно — немного и тем и другим.

Две тысячи лет черного пиара и шедевров литературы, кинематографа и оперы не могут скрыть факта: Клеопатра была чрезвычайно сильной царицей, в экстренных ситуациях осторожной и хитрой, иногда приспособленкой, стратегом высшего уровня. Ее карьера началась с одного дерзкого акта неповиновения и закончилась другим.

«Кто из женщин, кто из всех древних мужчин был так же велик?» — вопрошает неизвестный автор сохранившейся лишь фрагментами латинской поэмы, отводящей ей главную роль на античной сцене.

Смело, грубо, зримо она явилась в мировой политике и повлияла на ход истории. Она убедила народ Египта, что сумерки — это рассвет, и всеми силами этот рассвет приближала. В отчаянной ситуации неистово импровизировала, потом снова импровизировала — кое‑кто так определяет гения. Блеск и величие были в ее истории задолго до того, как к ней прикоснулись Октавиан и Шекспир. Ее присутствие возбуждало. Прежде чем вдохновить Плутарха на длинные лирические отступления, она проделала то же самое с его соотечественниками. С первого и до последнего ее появления нас поражает ее умение продумывать сцену и расставлять декорации. До самого конца она оставалась режиссером своей жизни, проницательная, горячая, непостижимо богатая, избалованная и при этом амбициозная.

Взрослая Клеопатра почти не встречала людей, которых считала себе ровней. Римлянам она казалась упрямым, свирепым исключением из каждого правила. До сих пор ее практически не с кем сравнить: предшественников много, преемников — единицы. Вместе с ней, можно сказать, закончилась эпоха императриц. За две тысячи лет можно найти всего пару женщин, обладавших неограниченной властью над таким огромным царством. Клеопатра остается едва ли не единственной за мужским покерным столом, у кого на руках одновременно очень хорошие и очень плохие карты. То отличный кон, то отвратительный. Невозможно вообразить, что она чувствовала летом 30 года до н. э., когда к ее стране приближался Октавиан и становилось все отчетливее понятно, что больше не будет резких поворотов колеса Фортуны, не будет фантастических спасений, что и она, и Египет на этот раз очевидно проиграли. Страх и гнев, должно быть, обуяли Клеопатру, понявшую, что ей суждено стать «погубительницей Египта», как выразился хроникер III века н.  э. И ничто не могло облегчить боль от такой масштабной потери, даже маячившая впереди чудесная загробная жизнь. Если допустить, что она в нее верила.

Издательство

«КоЛибри», перевод Марии Леоненко

расскажите друзьям

люди

Уолли де БакерЭлизабет ТейлорМарк Антоний

Клеопатра: настоящая красавица, или ее привлекательность сильно преувеличена?









Так ли была красива египетская царица, как нам показывают в фильмах, или это все выдумки?

Из древних источников и фильмов о жизни египетской царицы Клеопатры мы знаем, что она была очень красива. Согласно древнеримским историческим записям ее красота пленила самого Юлия Цезаря. А Марк Антоний вообще погубил себя из-за своей любви к царице.

В фильмах Клеопатру непременно играет какая-нибудь восхитительная актриса — Вивьен Ли, Софи Лорен или Моника Белуччи. Из-за этого мы тоже представляем царицу как женщину с блистательной красотой и шармом. Но так ли она была прекрасна, как показывают нам на экранах?

Плутарх составил подробное описание Клеопатры

Один из исторических источников описания внешности египетской царицы приписывают авторству Плутарха. Он писал, что ее красота не была чем-то невероятным. Клеопатра больше привлекала своим обаянием, обращением, красноречием и приятным голосом.

О необычайной красоте начал говорить древнегреческий историк Дион Кассий

Дион Кассий жил на два века позже, чем Клеопатра. Ни разу не видя ее вживую, он сделал свои выводы о привлекательности царицы. Он называл ее красоту несравненной, а голос — чарующим. Именно этими орудиями, как считал ученый, она и сразила наповал Юлия Цезаря и Марка Антония.

Клеопатра была полиглотом

Царица имела хорошее по тем временам образование, что позволяло ей успешно вести государственные дела. Кроме того, она знала много языков и редко когда прибегала к услугам переводчиков при общении с чужеземцами.

По легенде Клеопатру привез к Цезарю ее же слуга

Он спрятал царицу в ковре на маленькой лодке и доставил к Цезарю на руках. Можно предположить, что Клеопатра была очень миниатюрной, раз это удалось осуществить. В эту же ночь она так очаровала Цезаря, что он стал ее верным почитателем.

Марк Аврелий превратился в прихвостня

Плутарх утверждал, что Марк Аврелий стал настоящим “бабьим прихвостнем”. Она обворожила его не столько своей внешностью, сколько женской хитростью. Когда император вызвал ее к себе, чтобы наказать за поддержку врагов, царица велела снарядить корабль невероятной красоты, а сама оделась в роскошное платье а-ля “богиня Венера”.  Ее сопровождали служанки в образе нимф, а прибытие к берегам происходило под чарующую музыку. Это представление поразило Марка Аврелия до глубины души, и он влюбился как мальчишка.

Так была ли Клеопатра такой красавицей, как ее представляют наши современники?

Силами искусственного интеллекта удалось создать 3D-рисунок египетской царицы. За основу взяли монеты с ее лицом, барельеф из Дендеры и скульптурные портреты. Получилась внешность с явно выраженными чертами смешения национальностей. Удалось вычислить и рост великой Клеопатры. Он составил около 1,52 м. Внешне царица не представляла ничего особенного, но это еще раз подтверждает, что необязательно быть красавицей неземной красоты, чтобы покорять сердца мужчин.

Как вы считаете, красота — главное оружие женщины, или что-то другое?

Теги:

  • внешность
  • клеопатра
  • красота


Кем была настоящая Клеопатра?

Автор Кристобель Хастингс, CNN

История древнего мира изобилует историями о всемогущих женщинах. Возьмите Нефертити, египетскую царицу 18-й династии, которая основала новую религию и положила начало культурной революции как жена фараона Эхнатона; или Зенобия, царица-воительница Пальмиры третьего века, завоевавшая Египет и бросившая вызов Римской империи.

Но, пожалуй, самой легендарной из всех является Клеопатра. Последняя правительница династии Птолемеев в Египте, она использовала свой политический такт, личные связи и бесконечную способность к переосмыслению, чтобы стать единственной женщиной древнего мира, правившей единолично.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры и Ричард Бертон в роли Марка Энтони в фильме «Клеопатра» 1963 года. Предоставлено: Universal History Archive/Universal Images Group Editorial/Getty Images

И все же, спустя более 2000 лет после смерти Клеопатры, популярное повествование о ее жизни остается заметно одномерным. Для многих она роковая женщина, соблазнившая двух римских государственных деятелей и якобы покончившая с собой укусом змеи.

Кажется, ее самым выдающимся достоянием была ее легендарная красота — концепция, основанная на культурных пробных камнях, таких как великая трагедия Шекспира «Антоний и Клеопатра» и культовый поворот Элизабет Тейлор в 1963 эпопеи «Клеопатра», породившей вездесущий образ царицы с расшитыми бисером косами, глазами в красной оправе и змеевидными аксессуарами.

Актриса Вивьен Ли в сценической версии пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра», 1951 год. Фото: Bettmann Archive/Getty Images , мы знаем, что в древнем мире ее такой грозной делала не ее внешность или знаменитые любовники, а то, как она умело манипулировала своим публичным имиджем, чтобы укрепить свою власть.

Мастер-заклинатель

По сей день личность Клеопатры остается предметом споров. Исторические мнения о ее происхождении разделились: большинство утверждает ее македонские греческие корни (она была потомком македонского генерала Птолемея), в то время как другие предполагают, по крайней мере, частичное африканское происхождение.

Но, независимо от своего расового происхождения, Клеопатра считала себя египетской царицей и первой в грекоязычной линии Птолемеев выучила египетский язык. Умная, компетентная и харизматичная, она была настолько любима своим народом, что даже спустя три столетия после ее смерти ей все еще поклонялись в Египте.

Фрагмент египетского барельефа с изображением Клеопатры эпохи Птолемеев. Фото: De Agostini Editorial/Getty Images

Клеопатра, однако, не просто приняла культурные нормы: она заново изобрела их в своих интересах. Как заметила британский археолог Джойс Тилдесли в своей книге 2008 года «Клеопатра: последняя царица Египта», она «использовала иконографию и культурные отсылки к более ранним царицам, чтобы укрепить свое положение», одевая себя богиней-матерью Исидой на церемониальных мероприятиях, чтобы подчеркнуть ее божественное право на власть.

Ее личность была такой же яркой. В «Жизни Антония» философ-биограф Плутарх писал о «непреодолимом очаровании» ее разговора и отмечал, что «ее присутствие в сочетании с убедительностью ее рассуждений… было в нем что-то стимулирующее».

Политический стратег

Однако, если принять во внимание многолетнее правление Клеопатры, становится очевидным, что дело не только в ее жизнерадостности. В Древнем Египте иностранные и семейные амбиции на корону представляли постоянную угрозу, и Клеопатра умело противостояла обоим, налаживая связи с самыми могущественными римлянами того периода. В 49до н.э., она бежала в Сирию, чтобы собрать войско после того, как была изгнана из Египта советниками фараона Птолемея XIII, ее брата-мужа и соправителя.

Через некоторое время после своего возвращения в Египет в попытке претендовать на трон как на свой собственный, Клеопатре удалось получить частную аудиенцию с Юлием Цезарем, который отправился в Александрию, чтобы урегулировать спор. Согласно легенде, она попросила своего слугу Аполлодора пронести ее во дворец завернутой в постельное белье, получив прямой доступ к римскому полководцу. После успешного отстаивания своего дела она получила как поддержку Цезаря, так и его привязанность, что позволило ей свергнуть своего брата и единолично завладеть троном. Через несколько месяцев она забеременела, и в 47 г. до н.э. в ее тщательно продуманном союзе родился сын и наследник: Цезарион.

Гравюра XIX века изображает Клеопатру, удивляющую Юлия Цезаря при их первой встрече. Предоставлено: Х. Армстронг Робертс/ClassicStock/Getty Images

После убийства Цезаря в 44 г. до н.э. Клеопатра перехитрила всех потенциальных замыслов своих братьев и сестер относительно своего положения в безжалостной династической форме. Ее младший брат Птолемей XIV таинственным образом исчез (Тилдесли утверждает, что он почти наверняка был убит), в то время как ее сестра Арсиноя IV была устранена убийцами Марка Антония по ее приказу, что расчистило ей путь, чтобы поставить Цезариона рядом с собой в качестве соправителя.

Когда позже Марк Антоний был назначен правителем восточных провинций Рима, Клеопатра быстро заключила следующий политический союз — и в истинной форме она сделала это с театральным чутьем.

Роберт Райан и Кэтрин Хепберн обнимаются в сцене из спектакля «Антоний и Клеопатра» на Американском шекспировском фестивале в 1960 году. Фото: Марта Холмс/The LIFE Images Collection/Getty Images теперь Турция, по приглашению Антония, одетая как Афродита, греческая богиня любви, на золотой лодке, украшенной пурпурными парусами и серебряными веслами. Драматическое мастерство окупилось, и у пары завязался страстный роман, который позволил Клеопатре укрепить свою власть на троне и сохранить независимость Египта. Спустя годы в этом союзе родилось трое детей, и к 34 г. до н. э. монарх ловко передала царства всем своим детям за пределами Египта, стремясь расширить свою империю.

Переосмысление прошлого

Несмотря на впечатляющее правление Клеопатры в течение двух десятилетий, общественный имидж королевы — одно из важнейших средств защиты ее огромной империи от растущей мощи Рима — должен был помешать ей в загробной жизни. После ее смерти римская пропаганда, распространенная Октавианом (будущим римским императором Августом I) — соперником Марка Антония и возможным преемником — представила королеву как красивую коварную соблазнительницу, чтобы оправдать конфликт. Это искажение, поддерживаемое классическими авторами-мужчинами, сохранялось веками и продолжает процветать в популярной культуре.

«Смерть Клеопатры» (ок. 1640 г.) Алессандро Турчи. Фото: Hulton Fine Art Collection/Heritage Images/Getty Images

Но восприятие, похоже, медленно меняется. В последние годы ряд ведущих авторитетов в области Клеопатры, в том числе Тилдесли и египтолог Джоанн Флетчер, работали над развенчанием мифа, выдвигая на передний план новые исследования и упуская из виду детали, чтобы вернуть достижения монарха в картину. А поскольку Галь Гадот сыграет главную роль в грядущем фильме, который переориентирует историю Клеопатры «глазами женщин», на большом экране может появиться более тонкое представление.

Поскольку Клеопатра продолжает очаровывать воображение публики, как никогда важно, чтобы мы начали более критически относиться к древней царице, не в последнюю очередь потому, что то, что мы знаем о ее достижениях и истинной сути ее характера, возможно, гораздо более убедительно. Если мы откажемся от нашей фиксации на эстетической ценности и посмотрим на беспристрастные свидетельства из ее собственной эпохи, мы сможем получить гораздо более глубокое понимание Клеопатры, а также других женщин-лидеров классической древности — то, что вдохновит нас так же, как и очарует. Cегодня.

Клеопатра | Биография, красота, история, смерть и факты

Клеопатра

Смотреть все медиа

Дата рождения:
70 г. до н.э. или 69 г. до н.э.

г.

Умер:
30 августа до н. э.
Александрия
Египет
Известные члены семьи:
супруг Марк Антоний
сын Птолемей Филадельф
Роль:
Битва при Акциуме

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем знаменита Клеопатра?

Будучи царицей Египта (51–30 гг. до н. э.), Клеопатра активно влияла на римскую политику в решающий период и была особенно известна своими отношениями с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Она, как никакая другая женщина древности, представляла собой прототип романтической роковой женщины. Клеопатра вдохновила множество книг, пьес и фильмов.

Как Клеопатра пришла к власти?

Когда ее отец, Птолемей XII, умер в 51 г. до н. э., Клеопатра и ее брат Птолемей XIII правили вместе, пока она не была вынуждена бежать около 50 г. до н. э. С помощью своего любовника Юлия Цезаря она вернулась к власти после смерти своего брата в 47 г. Она правила вместе со своим братом-мужем Птолемеем XIV, а затем со своим сыном Цезарионом.

Какой была Клеопатра?

Клеопатра была харизматичной и умной, и она использовала оба качества для достижения политических целей Египта. Она также была безжалостной, по сообщениям, убив несколько членов семьи, чтобы укрепить свою власть. Единственный член ее дома, изучавший египетский язык, она, как говорили, была популярной правительницей.

Как умерла Клеопатра?

С прибытием Октавиана-завоевателя (будущего римского императора Августа) муж Клеопатры, Марк Антоний, покончил жизнь самоубийством под ложным впечатлением, что она умерла. Похоронив его, 39-летняя Клеопатра покончила с собой, хотя неизвестно, как именно. Некоторые утверждают, что это произошло с помощью аспида, символа божественной царственности.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Клеопатра , (греч. «Известная своим отцом») полностью Клеопатра VII Тея Филопатор («Клеопатра, любящая отца богиня») , (род. 70/69 г. до н. э. — умерла 30 августа до н. э., Александрия), египетская царица , известная в истории и драме как любовница Юлия Цезаря, а затем как жена Марка Антония. Она стала королевой после смерти своего отца, Птолемея XII, в 51 г. до н. э. и правила последовательно со своими двумя братьями Птолемеем XIII (51–47) и Птолемеем XIV (47–44) и своим сыном Птолемеем XV Цезарем (44–30). После того как римские войска Октавиана (будущего императора Августа) разгромили их объединенные силы, Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и Египет попал под римское владычество. Клеопатра активно влияла на римскую политику в критический период, и она, как никакая другая античная женщина, стала представлять собой прототип романтической роковой женщины.

Дочери царя Птолемея XII Авлета, Клеопатре суждено было стать последней королевой македонской династии, правившей Египтом между смертью Александра Македонского в 323 г. до н. э. и его аннексией Римом в 30 г. до н. э. Линия была основана генералом Александра Птолемеем, который стал царем Египта Птолемеем I Сотером. Клеопатра была македонского происхождения и почти не имела египетской крови, хотя античный автор Плутарх писал, что она единственная из своего дома взяла на себя труд выучить египетский язык и по политическим причинам называла себя новой Исидой, титул, который отличал ее от более ранней птолемеевской царицы Клеопатры III, которая также утверждала, что является живым воплощением богини Исиды. На монетных портретах Клеопатры лицо скорее живое, чем красивое, с чувствительным ртом, твердым подбородком, влажными глазами, широким лбом и выдающимся носом. Когда Птолемей XII умер в 51 г. до н. э., трон перешел к его маленькому сыну Птолемею XIII и дочери Клеопатре VII. Вероятно, но не доказано, что они поженились вскоре после смерти отца. 18-летняя Клеопатра, старше своего брата примерно на восемь лет, стала доминирующей правительницей. Факты показывают, что первый указ, в котором имя Птолемея предшествует имени Клеопатры, был издан в октябре 50 г. до н. э. Вскоре после этого Клеопатра была вынуждена бежать из Египта в Сирию, где собрала армию и в 48 г. до н. э. вернулась, чтобы встретиться со своим братом в Пелусии, на восточной границе Египта. Убийство римского полководца Помпея, искавшего убежища от Птолемея XIII в Пелусии, и прибытие Юлия Цезаря принесли временный мир.

Клеопатра поняла, что ей нужна поддержка римлян или, точнее, поддержка Цезаря, если она хочет вернуть себе трон. Каждый был полон решимости использовать другого. Цезарь искал деньги для погашения долгов отца Клеопатры, Авлета, когда он изо всех сил пытался сохранить свой трон. Клеопатра была полна решимости сохранить свой трон и, если возможно, восстановить славу первых Птолемеев и восстановить как можно больше их владений, которые включали южную Сирию и Палестину. Цезарь и Клеопатра стали любовниками и провели зиму в Александрии в осаде. Следующей весной прибыло римское подкрепление, и Птолемей XIII бежал и утонул в Ниле. Клеопатра, теперь замужем за своим братом Птолемеем XIV, была восстановлена ​​на своем троне. В июне 47 г. до н. э. она родила Птолемея Цезаря (известного александрийцам как Цезарион, или «маленький Цезарь»). Был ли Цезарь отцом Цезариона, как следует из его имени, сейчас неизвестно.

Цезарю потребовалось два года, чтобы погасить последний огонь помпейской оппозиции. Как только он вернулся в Рим в 46 г. до н. э., он отпраздновал четырехдневный триумф — церемонию в честь полководца после победы над внешним врагом, — на которой была выставлена ​​напоказ Арсиноя, младшая и враждебно настроенная сестра Клеопатры. Клеопатра нанесла как минимум один государственный визит в Рим в сопровождении мужа, брата и сына. Она была размещена на частной вилле Цезаря за рекой Тибр и, возможно, присутствовала при освящении своей золотой статуи в храме Венеры Прародительницы, прародительницы семьи Юлиев, к которой принадлежал Цезарь. Клеопатра была в Риме, когда в 44 г. до н. э. был убит Цезарь.

Узнайте, как отношения Клеопатры с Цезарем и Марком Антонием привели к падению Египта

Посмотреть все видео к этой статье

Вскоре после ее возвращения в Александрию, в 44 г. до н. э., умер соправитель Клеопатры Птолемей XIV. Клеопатра теперь правила со своим малолетним сыном Птолемеем XV Цезарем. Когда в битве при Филиппах в 42 г. до н. э. убийцы Цезаря были разбиты, Марк Антоний стал очевидным наследником власти Цезаря — по крайней мере, так казалось, поскольку внучатый племянник и личный наследник Цезаря Октавиан был всего лишь болезненным мальчиком. Антоний, теперь контролирующий восточные территории Рима, послал за Клеопатрой, чтобы она могла объяснить свою роль в последствиях убийства Цезаря. Она отправилась в Тарс в Малой Азии, нагруженная подарками, отложив свой отъезд, чтобы усилить ожидания Антония. Она вошла в город, плывя вверх по реке Сиднус на барже, одетая в одежды новой Исиды. Антоний, отождествлявший себя с богом Дионисом, был пленен. Забыв свою жену Фульвию, которая в Италии делала все возможное, чтобы защитить интересы своего мужа от растущей угрозы со стороны молодого Октавиана, Антоний вернулся в Александрию, где относился к Клеопатре не как к «защищенной» государыне, а как к независимому монарху.

В Александрии Клеопатра и Антоний сформировали общество «неповторимых жизнелюбов», члены которого вели то, что одни историки интерпретировали как жизнь разврата и безумия, а другие интерпретировали как жизни, посвященные культу мистического бога Диониса.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В 40 г. до н.э. Клеопатра родила близнецов, которых назвала Александром Гелиосом и Клеопатрой Селеной. Антоний уже покинул Александрию, чтобы вернуться в Италию, где он был вынужден заключить временное соглашение с Октавианом. В рамках этого урегулирования он женился на сестре Октавиана, Октавии (Фульвия умерла). Три года спустя Антоний был убежден, что он и Октавиан никогда не смогут прийти к соглашению. Его брак с Октавией теперь не имеет значения, он вернулся на восток и воссоединился с Клеопатрой. Антонию нужна была финансовая поддержка Клеопатры для его отложенной парфянской кампании; взамен Клеопатра просила вернуть большую часть восточной империи Египта, включая большую часть Сирии и Ливана и даже богатые бальзамическими рощами Иерихона.

Парфянская кампания потерпела неудачу, как и временное завоевание Армении. Тем не менее в 34 г. до н. э. Антоний отпраздновал триумфальное возвращение в Александрию. За этим последовало празднование, известное как «Пожертвования Александрии». Толпы стекались в гимназию, чтобы увидеть Клеопатру и Антония, сидящих на золотых тронах на серебряной платформе, а их детей, сидящих рядом с ними на тронах чуть ниже. Антоний провозгласил Цезариона сыном Цезаря, тем самым сделав Октавиана, усыновленного Цезарем своим сыном и наследником, незаконнорожденным. Клеопатра была провозглашена царицей царей, Цезарион — царем царей. Александр Гелиос получил Армению и территорию за Евфратом, его младший брат Птолемей земли к западу от нее. Сестра мальчиков, Клеопатра Селена, должна была стать правительницей Кирены. Октавиану, наблюдавшему из Рима, было ясно, что Антоний намеревался, чтобы его большая семья правила цивилизованным миром. Началась пропагандистская война. Октавиан забрал завещание Антония (или то, что он называл завещанием Антония) из храма дев-весталок, которым оно было доверено, и открыл римскому народу, что Антоний не только даровал римские владения иностранке, но и намеревался быть похороненным рядом с ней в Египте. Быстро распространился слух, что Антоний также намеревался перенести столицу из Рима в Александрию.

Антоний и Клеопатра провели зиму 32–31 г. до н. э. в Греции. Римский сенат лишил Антония его предполагаемого консульства на следующий год, а затем объявил войну Клеопатре. Морская битва при Акциуме, в которой Октавиан столкнулся с объединенными силами Антония и Клеопатры 2 сентября 31 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *