Кто они? Знаменитые незнакомки из картин (часть 2)
Начало статьи здесь: Знаменитые незнакомки из картин (часть 1)
Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.
Джованина и Амацилия Пачини
На знаменитом полотне Брюллова «Всадница» изображены две девочки, носившие фамилию Пачини.
Старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее восхищенными глазами с крыльца.
Карл Брюллов эту картину написал не просто так, не потому, что увидел в этих девочках образы, которые хотел бы запечатлеть и оставить в истории живописи и искусства. Картину своих приемных дочерей заказала своему обожаемому и многолетнему любовнику или возлюбленному, как позже стали называть художника, их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния.
Карл Брюллов с огромным удовольствием согласился нарисовать прекрасных девочек ради любви к графине.
Известно, что Юлия Павловна Самойлова жила «на широкую ногу», была не ограничена в деньгах и сорила ими налево и направо. Высший свет прекрасно знал, что своим повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое, поэтому и женихов у девушек было много. Однако, случилось так, что ко времени замужества девушек графиня слегка финансово поиздержалась, а к более преклонному возрасту она практически разорилась.
Будучи взрослыми приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
И взыскали. Они получили сущие крохи от огромного наследства их отца.
Ф.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772 г.
Александра Петровна Струйская
На полотне Рокотова изображена Александра Петровна Струйская, урожденной Озерова.
О ее жизни и судьбе известно немного.
Александре Струйской было 18 лет, а некоторые источники утверждают, что 14, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца Николая Еремеевича Струйского. Из неких местных легенд и рассказов известно, что будущий муж долго и основательно готовился к свадьбе, а на свадьбу подарил ей новую церковь.
Струйский всю жизнь писал жене стихи. Говорят, что он очень любил свою прекрасную жену, но был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно.
Однако, все, кто бывал в доме Струйских в гостях, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги, что у них нет ничего общего, что они разные и даже об одних и тех же вещах имеют разное мнение. Более того, Николай Еремеевич пугал своими причудами. Он был деспотичным хозяином, говорят, что и с женой Струйский обращался по-крепостнически. Доподлинно известно, что однажды муж проиграл ее в карты какому-то помещику, увезшему Александру Петровну с собой на какое-то время.
Хозяйкой Александра Петровна действительно слыла не только отменной, но и жестокой.
При доме у нее была ткацкая мастерская, где работали семи-восьмилетние девочки и она не видела в этом ничего плохого, приучала их к работе.
Сыновья у Струйских были гуляками, любили портить сельских девок. Когда одному из сыновей какой-то крепостной отрубил топором голову за осквернение дочери, вдова-помещица приказала не кормить четыре дня ни людей, ни животных. Голодная деревня, включая орущих детей, присутствовала при расправе над виновным.
Она так же с легкостью расправлялась и с крестьянками, «очастливленными» ее любвеобильными сынками. Просто подыскивала им мужей и выдавала замуж.
Именно так на свет появился будущий поэт Александр Полежаев.
За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве.
После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.
Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.
Галина Владимировна Адеркас
«Купчиха за чаем» Кустодиева. Мне кажется, эту работу знают все. Ее репродукцию я видела у своей приятельницы в Австрии. Она говорила, что это была любимая картина ее бабушки. Бабушки, которая помнила ту, настоящую, яркую и сытую Россию, где часто были праздничные ярмарки, веселые карусели и «хруст французской булки».
Хотя мало кто знает, что картина была написана в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать и мечтать не всем.
В качестве купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас.
Самая настоящая и натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века.
В Астрахани Галина Адеркас была просто соседкой Кустодиевых по дому. В студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель не смогла пройти мимо этой красоты.
В тот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского факультета. На набросках художника она изображена более худой и тонкой, какой являлась на самом деле. Но Б.М. Кустодиеву на картине ее хотелось видеть красивой купчихой с выдающимися телесами.
Галина Владимировна Адеркас по образованию врач-хирург. Она даже какое-то время после окончания университета работала по профессии, но потом бросила медицину и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503−1519 гг.
Лиза дель Джокондо
Это один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов
Много легенд и догадок, версий и предположений было сделано учеными и искусствоведами о том, кто же все таки эта знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо.
Кому принадлежит легендарная и таинственная улыбка Мона Лизы?
Но в 2005 году официальной версией признано, что на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо.
Портрет скорее всего заказал художнику муж Лизы, чтобы отметить рождение сына и покупку дома. И портрет жены заказан был в новый дом благородного семейства.
Лиза родила и вырастила пятерых детей. Скорее всего, ее брак был основан на любви.
Когда супруг умер от чумы и Лизу поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.
Но опять таки, это всего лишь официальная версия, а картина, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи будет по-прежнему вызывать интерес ученых и на протяжении будущих лет мы, возможно, узнаем и другие версии о том, кто же изображен на холсте художника с этой таинственной улыбкой, которую забыть невозможно.
Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.
[Важные мелочи…]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках
Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.
Готова к сотрудничеству!
«Женский портрет»: кем была неизвестная, изображенная на картине Карла Брюллова
2021-05-14 18:30:38
Таинственная красавица, изображенная на картине Карла Брюллова «Женский портрет» удивляла как современников художника, так и современных ценителей живописи. Почти 50 лет искусствоведы были абсолютно уверены в том, что настоящее имя девушки — Ульяна Смирнова. Более того — на наброске к портрету была надпись. Однако, кем была эта девушка, узнать не удалось. Почему? Просто никакой Ульяны Смирновой никогда не существовало.
Портретист
Несомненно, Карл Брюллов был выдающимся живописцем своего времени. И признание к нему пришло не только благодаря шедевру «Последний день Помпеи», но и благодаря его портретам. Многие известные личности XIX столетия желали оказаться натурщиками художника. Именно кисти Брюллова принадлежат портреты архитектора Тона, библиографа и друга Пушкина Соболевского, географа Чихачева, писателя Кукольника, поэта и прозаика Алексея Толстого и других.
Поэтому еще более странным кажется тот факт, что в конце 1830-х годов на одной из своих картин Брюллов изобразил никому неизвестную девушку с собачкой на руках. До середины ХХ века это полотно называли просто «Женский портрет».
У Смирнова
Во второй половине прошлого столетия девушка наконец обрела имя. Его подсказал искусствоведам набросок к портрету, который был подписан «У Смирнова». Эта надпись и стала основанием для предположения, что на картине нарисована некая Ульяна Смирнова. Причем, у Ульяны появилось даже отчество, обозначенное всего одной буквой «М». С этого момента во всех источниках картина стали фигурировать как «Портрет У. М. Смирновой».
Устоявшийся миф о существовании Ульяны Смирновой удалось развеять только в 2018 году. То есть спустя как минимум 170 лет экспертам посчастливилось наконец-таки разгадать тайну портрета Карла Брюллова.
Знак препинания и собака
Первым приблизился к истине сотрудник Русского музея, где и по сей день хранится шедевр, Сергей Алексеев. Искусствовед усомнился в том, что «У» является начальной буквой имени героини, так как после нее не была поставлена точка. В результате проведенного исследования и изучения разнообразных архивных документов Алексеев пришел к выводу, что надпись «У Смирнова» следует понимать буквально, потому как картина находилась у коллекционера с аналогичной фамилией.
Что касается девушки, изображенной на полотне, то благодаря сравнительному анализу удалось установить и личность таинственной незнакомки. Ею оказалась не кто иная, как дочь императора Николая I великая княжна Александра Николаевна. Девушка прожила лишь до 19-ти лет и умерла после преждевременных родов. Она была любимицей императора, и многие художники успели запечатлеть её образ на холсте. Эта версия подтвердилась после сравнения “Женского портрета” с другими работами. К их числу можно отнести, например, Кристину Робертсон, не один год работавшую при дворе Николая I. Кроме того, помогла «опознать» княжну и собака, которую также увековечила Робертсон.
Карл Павлович Брюллов — биография, известные картины, интересные факты мастер портретной живописи. Он также получил несколько наград Академии художеств за свои картины. Брюллов был золотым призером выставки, состоявшейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и зарубежных живописцев.
Особенности творчества художника Карла Брюллова: искусствоведы относили его стиль живописи к академизму и романтизму, но талант живописца выходил далеко за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Для Брюллова живопись была не только инструментом изображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях ему удалось органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Возрождения с собственным взглядом на живопись.
Известные картины Брюллова: «Нарцисс», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи», а также портреты И. Крылова, А. Голицына, А. Брюллова , так далее.
Творчество Брюллова: долгий путь к успеху
Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: его отцом был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и по совместительству преподаватель Петербургской Академии художеств. Так же, как и его братья, юный Карл с детства начал постигать азы живописи. Будучи от рождения болезненным ребенком, он почти все время проводил в постели, но задания, полученные от отца, выполнял с усердием: нарисовал ряд человеческих фигур и лошадей. За невыполнение этого требования можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик приложил огромные усилия, чтобы избежать наказания. Эта техника многое дала – поступив в 10 лет в Академию художеств, Карл Брюллов поражал учителей своим мастерством и усердием.
Учеба Брюллова в Академии продолжалась до 1821 года; в это время он создал свои первые картины, такие как «Нарцисс» (1819) и «Гений искусства», которые были признаны Советом Академии образцом для копирования. Легко справлялся со всеми заданиями и был приятен в общении с молодежью, Брюллов заслужил благосклонность учителей и одноклассников и часто помогал последним, исправляя их экзаменационные работы.
По окончании учебы Брюллов получил золотую медаль, которая давала ему право на статус пенсионера с заграничной командировкой, но президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года на под предлогом повышения квалификации. Учителем Брюллова был выбран художник А. Ермолаев, не обладавший таким мастерством. Просьба Карла Павловича Брюллова о смене учителя была отклонена, и тогда живописец отказался от поездки за границу.
Неожиданное предложение от Императорского Общества Поощрения Художеств дало возможность молодому живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был написать несколько картин на заданные темы, а взамен Императорское общество обещало оказать финансовую поддержку для поездки за границу. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые картины, которые художник регулярно должен был присылать в Общество. Такой шанс был достаточно уникален для начинающего художника Брюллова, и он попытался его использовать, работая над картинами «Покаяние Полыника» и «Эдип и Антигона», убедив комиссию в правильности выбора. .
Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник вместе со своим братом Александром отправился в увлекательное путешествие по Европе. По прибытии в Рим живописец получил от Общества первое задание на копирование «афинской школы» Рафаэля. Этим произведением он завершил свое ученичество: последующие картины Брюллова с названиями, говорящими нам о том, откуда черпал вдохновение гений кисти, были обречены на успех. Так, его «Итальянское утро», написанное в 1823 году, вызвало огромный ажиотаж в Петербурге: современники Брюллова были поражены свежестью его стиля и оригинальностью трактовки обыденного сюжета. Императорское общество преподнесло эту работу в дар Николаю I, который наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему пару картин. В 1827 году Брюллов написал «Итальянский полдень», но Императорское общество раскритиковало произведение, полагаясь на недовольное мнение императора, поэтому живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.
Искусство Брюллова
Разрыв с Императорским обществом поощрения художеств позволил художнику полностью посвятить себя заказам соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Императорского общества. Фотографии картин Брюллова, написанных им в этот период, показали своеобразие его таланта и разнообразие художественных приемов. В его полотнах можно было увидеть элементы, присущие барокко, классицизму и реализму. Картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно прорисованным антуражем и окружающей средой.
Помимо портретов Брюллов писал и акварелью – его работы были сочными, воздушными, наполненными солнцем и романтизмом. Для акварелей Брюллова была характерна специфическая манера письма: имелось сочетание контрастных цветовых пятен, с помощью которых художнику удавалось передать настроение изображаемых людей и очарование природы.
Вернувшись в Петербург, Карл Брюллов занял должность заведующего историческим классом в Академии. Он был популярен среди местного дворянства как искусный портретист – портреты И. Крылова, В. Жуковского, Н. Кукольника, Ю. Из-под его кисти вышли портреты Самойловой, А. Струговщикова и других современников. Он также участвовал в росписи лютеранской церкви и Исаакиевского собора, но из-за тяжелых условий, отрицательно сказавшихся на здоровье художника, прекратил работу над ней.
По настоянию врачей в 1849 году художник Брюллов отправился поправить здоровье на Мадейру. Через год он приехал в Италию и, прожив там до 1852 года, умер от удушья в городке Манциана недалеко от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театральностью.
На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, которые художник создал в разные периоды своего творчества. Вы можете посмотреть репродукции в высоком разрешении, зарегистрироваться на нашем сайте и насладиться произведениями, по праву вошедшими в мировую сокровищницу искусства.
Карл Брюллов | Муза Байрона
Архив метки: Карл Брюллов
21
февраль
Несколько дней назад я прочитал рассказ Николая Гоголя (1809-1852) под названием Невский проспект (или Невский проспект), впервые опубликованный в 1835 году. Все вместе это было очень интересно, не только потому, что я люблю русскую литературу и гоголевскую литературу. другие истории, а потому что главный герой художник! Рассказ начинается и заканчивается описанием Невского проспекта; во-первых, читатели знакомятся с теми людьми, которых там можно увидеть, и, наконец, вскрывается ложь и поверхностность всех этих «существ». Сам Гоголь писал: « Но страннее всего происшествия, происходящие на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту! (…) Ибо все обман, все сон, все не то, чем кажется. (…) Он лежит во все времена, Невский проспект, но больше всего, когда ночь нависает над ним густой массой, выбирая белизну из серых домов, и весь город гремит и полыхает огнями и тысячами кареты съезжают с мостов, всадники кричат и скачут взад и вперед на своих лошадях, и когда сам дьявол зажигает все уличные фонари, чтобы показать все в чем угодно, но только не в его истинных цветах. ‘
История вызывает настроение сентиментальных романов 18-го века, поэтому она наполнена иронией и высмеивает патетического и романтического главного героя и его окончательное разочарование. Я настоятельно рекомендую вам прочитать ее, и если вы этого не сделаете, это ваша потеря. А теперь часть рассказа, описывающего русских художников того времени:
Последний день Помпеи русского художника Карла Брюллова в 1830-33 гг.
‘ Этот молодой человек принадлежал к такому редкому в нашей стране классу людей, что на него можно смотреть как на явление. Эти люди не более петербуржцы, чем люди, которых мы видим во сне, являются частью мира действительности. Этот совершенно исключительный класс людей особенно редок в городе, где обитают либо государственные служащие, либо лавочники, либо немецкие ремесленники. Он был художником. Странное явление, не правда ли? Петербургский художник! Художник в стране снегов! Художник в стране финнов, где все мокрое, плоское, бледное, однообразное, серое, туманное!. . Эти художники совсем не такие, как итальянские художники, гордые и огненные, как Италия и ее небеса; напротив, в большинстве своем это люди безобидные, кроткие, застенчивые и покладистые, непритязательно преданные своему искусству, пьющие чай с парой друзей в небольшой комнате, скромно обсуждающие любимый предмет и довольствующиеся минимумом еда и комфорт. Они нанимают какую-то старую нищую женщину в качестве модели, заставляя ее позировать целых шесть часов только для того, чтобы передать на холсте ее бесстрастное, оцепеневшее и жалкое выражение. Они любят расписывать интерьеры своих комнат всяким хламом, валяющимся вокруг: гипсовые руки и ноги, кофе, окрашенный пылью и старостью, сломанный мольберт, выброшенная палитра, друг, играющий на гитаре, стены, покрытые краской. , и открытое окно, через которое можно мельком увидеть бледную Неву и рыбаков в красных рубашках. Все, что они рисуют, имеет сероватый, мутный оттенок — неизгладимый отпечаток севера. Но при всем при этом они с удовольствием трудятся над своими картинами.