От камзолов до блейзеров: мужская мода XVIII — начала XX века
История мужской моды имеет достаточно много интересных и увлекательных моментов. С каждым новым десятилетием кардинально менялись тренды, мужчины превращались из элегантных, аккуратных мачо в уличных разбойников или наоборот. Мужская мода XVIII — начала XX века была достаточно интересной и необычной, поэтому не лишним будет вспомнить, как все происходило.
Пышные наряды и щеголи-петиметры
Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.
Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.
Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.
Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.
Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.
Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.
«Великий мужской отказ» и денди
К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки — одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками — удобная защита от непогоды.
Позже в моду вошел фрак — разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.
Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.
В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны — их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» — отказом от пестрого костюма.
Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм — культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма — цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука — была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный — вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.
В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки — нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.
Сдержанная классика и «изящные мужчины»
К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка — шляпы с округлой, очень жесткой тульей — они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.
Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.
Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален — костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.
Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб — без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.
И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.
Красавец мужчина. Русский модник на театре • Julie-pr
В Санкт-Петербурге в Шереметьевском дворце проходит интересная выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Выставка посвящена феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца 18 – начала 20 века.
Прологом к исторической части экспозиции стал театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров 20 — начала 21 веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики – от Г.А. Товстоногова до Данилы Козловского – размещены в ряд, как в фойе настоящего театра.
Заходишь в выставочный зал и кажется, что попала на спектакль! На фоне красных театральных занавесов разместились выставочные экспонаты: кафтаны, камзолы, фраки, сюртуки, табакерки и кисеты, лорнеты и пенсне, мушечницы и пудреницы, портреты и фотографии щеголей разных веков, эскизы мужских театральных костюмов… Сейчас все эти вещи, которыми пользовались модники прошлых веков, кажутся экзотикой.
Выставка «Русский модник на театре» — это путешествие по театральным эпохам, которые соответствуют эпохам мужской моды: классицизм – это эпоха Фонвизина и Державина, романтизм – эпоха Пушкина и Лермонтова, чеховские персонажи – это рубеж веков… Можно проследить, как менялась мода на мужские костюмы.
Слева: Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)
Обратите внимание на вышитые пуговицы.
Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)
Парадный мужской костюм в конце 18 века состоял из кафтана, камзола и коротких штанов – кюлот. К такому костюму надевали белые чулки и башмаки с пряжками. Кафтаны шили из дорогих тканей – бархата, парчи, шелка, расшивали их вышивкой гладью шелковыми и золотыми нитями, блестками и цветными камнями. Пуговицы на кафтане были декоративными, не застегивались, чтобы был виден не менее нарядный камзол. Камзолы шили из шелковых тканей светлых тонов и также украшали вышивкой. А вот спинка камзола шилась из простой ткани и имела шнуровку, позволяющую лучше «посадить» по фигуре. Из-под камзола виднелся шейный бант или отделка рубашки – жабо.
Кафтан — часть костюма к балету «Приказ короля», 1898 год (шелк, бисер, искусственный жемчуг)Кафтан — часть костюма к балету «Приказ короля», 1898 год (шелк, бисер, искусственный жемчуг)
Один из самых интересных экспонатов выставки — кафтан и камзол 1780-х годов. Камзол сшит из шелка и льна, украшен вышивкой гладью шелковыми нитками, пуговицы на камзоле также расшиты гладью. Бархатный кафтан более богато украшен вышивкой золотыми и серебряными нитями и пайетками, с декоративными пуговицами, расшитыми серебряной нитью. У кафтана интересная история: он был передан в гардероб Императорских театров в середине 19 века и использовался как сценический образ для артиста Пьера Итманса в спектакле «Женитьба Фигаро» на сцене Михайловского театра. В самом начале 20 столетия обнаружилось, что это может быть костюм из гардероба князя Григория Александровича Потемкина. Вот так вот долгое время костюм безвестно служил верой и правдой театру!
Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, вышитые серебряной нитью)Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, вышитые серебряной нитью)Камзол, конец 1780-х гг. Атлас, пайетки, вышивка гладьюКафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, вышитые серебряной нитью)Камзол, конец 1780-х гг. (атлас, пайетки, вышивка гладью)Камзол, конец 1780-х гг. (атлас, пайетки, вышивка гладью)
В начале 19 века одежда модников лишается пестрых оттенков – на смену кафтанам приходит черный фрак. Одни из самых известных щеголей того времени – П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, который написал пособие о мужском стиле в стихах. Думаю, «Онегина» читали практически все. В самых известных литературных персонажах того времени — Евгении Онегине Пушкина и Чацком Грибоедова — воплотились самые яркие черты российского денди начала 19 века. Сценические воплощения этих персонажей становились объектами подражания в быту.
Жилет А.С. Пушкина
Вещи знаменитых актеров – предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца 19 века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа.
Домашняя куртка С. Я. Лемешева. 1950-1960 гг. (вышивка крестом)Шапочка-феска М.И. Глинки. Россия, до 1857 г. (шелк, вышивка металлической нитью и бисером)Табачница М.И. Глинки, середина 18 в. (кожа, металл, плетение из бисера)
К началу 20 века в моде стал строгий классический костюм, украшенный бабочкой.
На выставке можно проследить, как менялась мода на аксессуары. Здесь вы увидите кисеты с вышивкой, курительные трубки и трости, украшенные чехлами с бисером, бальные книжечки с вышивкой петитом на обложке. Да, это всё мужские аксессуары!
Кисеты для табака, Россия, 1-я пол. 19 в (кожа, бисер, канва, вышивка)Книжка записная бальная (бархат, вышивка)Подвязки, Англия, конец 18 в. (бисер, кожа, вышивка)Шкатулка с секретным отделением для любовной перепискиТрость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)
В 18 веке трости играли исключительно репрезентативную роль, а также помогали придавать походке большую грациозность. К концу столетия в моду вошли короткие трости (около 50 см), которые носили в руке или под мышкой. Их изготавливали из камыша, тростника, бамбука, ценных пород дерева. Набалдашники часто представляли собой настоящие произведения искусства.
Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)
Во второй половине 18 – начале 19 века приобрели популярность вышитые бумажники. Прямоугольными портмоне, с несколькими отделениями или карманами, пользовались исключительно мужчины. Порой в портмоне была вложена записная книжка. В подобных бумажниках хранили банкноты, счета, записки, письма.
Портмоне (1830-е гг, кожа, бисер, шелк, вышивка)
На выставке представлены мужские корсеты, о которых многие слышали, но мало кто видел.
Мужские корсеты
А ещё усмотрела необычный аксессуар – наусники. Их использовали для сохранения формы усов, например, во время сна, и защиты их от загрязнения во время приема пищи. Впервые о таком узнала.
В левом нижнем углу — наусники
Это только малая часть рассказа о выставке. Если вы интересуетесь историей костюма, обязательно загляните на выставку – там интересно!
Выставка продлится до 2 июля 2018 года.
Адрес: Санкт-Петербург, Шереметьевский дворец, набережная реки Фонтанки, д. 34
К выставке выпущен комплект открыток в необычной упаковке в виде входных дверей. Если хотите приобрести такой, загляните в сувенирную лавку Шереметьевского дворца.
***
Статья написала для журнала «Burda. Вышивка крестиком» (июнь 2018)
В журнале также опубликована моя небольшая заметка в рубрике «Личный опыт», в которой я делюсь впечатлением о вышивке Bordeaux / Бордо по схеме Jennifer Lentini.
Ваш Email *
Уведомления о новых публикациях в блоге будут приходить на Вашу электронную почту. При желании Вы всегда сможете отписаться от рассылки.
Другие статьи на похожую тему
Camisole Man Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Фотографии с изображением Einbetten
Durchstöbern Sie 304
Майка мужская Стоковая фотография и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
молодая пара, испытывающая трудности в отношениях в спальне — мужчина в камзоле стоковые фото и фотография, оборачивающаяся — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографии пара сердится друг на друга — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографии пара спит в постели, вид сверху — мужчина в камзоле сток- fotos und bilderwoman, предлагающая мужу подстричься — мужчина в камзоле стоковые фото и bilderwoman чистит зубы, муж бреется — мужчина в камзоле стоковые фото и двойная пара, стоящая на балконе у озера, держащая чашки — мужчина в камзоле стоковые фотографии и бильдератлетический мужчина делает отжимания во время Тренировка на беговой дорожке — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографииВлиятель Виктория Насир в черном комбинезоне от COS, черном мужском блейзере от Vintage, черной сумке-мешочке от Bottega Veneta и черном плато… женщина стоит на весах в ванной, улыбается мужу — мужчина в камзоле стоковые фото и бильярдная женщина стоит в нижнем белье у двери ванной и флиртует с мужчиной, лежащим на кровати — мужчина в камзоле стоковые фото и бильдерпара c шляпа на кухне — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиипара, испытывающая трудности в отношениях — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиистаршая пара стоит лицом к лицу в студии — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографии портрет пожилой пары, стоящей бок о бок — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиямолодая пара, испытывающая трудности в отношениях в спальне — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиипары спят на противоположных концах кровати, вид сверху -мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиимолодая пара спиной к спине в постели с мужем в ванной — мужчина в камзоле стоковые фото и бильярд женщина сидит на краю ванны, бросая мужу наводящий взгляд — мужчина в камзоле стоковые фото и бильдерпортрет любящей пожилой пары с закрытыми глазами дорожка — мужчина в камзоле стоковые фото и фото женщина поворачивается — мужчина в камзоле стоковые фото и фото пара стоит на балконе, глядя на вид вместе — мужчина в камзоле stock-fotos und bilderporträt eines aristokraten des barock клипарт, -мультфильмы и символ -любящая пара на крыше — мужчина в камзоле стоковые фотографии и изображения поджаривания с белым вином — мужчина в камзоле стоковые фотографии и изображения женщина чистит зубы, муж бреется — мужчина в камзоле стоковые фотографии и бильдергинеколог осматривает беременную женщину — мужчина в камзоле сток- фото и фотографии замороженное плечо врач в больнице — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографии отец ласкает своего кормящего ребенка. — мужчина в камзоле стоковые фото и бильдератлет тренируется в центре города, слушает музыку — мужчина в камзоле стоковые фото и билдератлет занимается йогой во время тренировки — мужчина в камзоле стоковые фото и бильдер Шерстяной комбизол с тканым цветочным узором и молдингами, жилет верхняя одежда мужская одежда из овечьей шерсти шерстяной льняной серебристый наплечный ш 39,5 кг. Талия 58,5…молодая пара, использующая смартфоны в спальне — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографииВлиятель Виктория Насир в черном комбинезоне от COS, черном мужском блейзере от Vintage, черной сумке-мешочке от Bottega Veneta и черном плато… Вид на неопознанного мужчину в розовом топе из лайкры и красных джинсах и женщину в майке и фиолетовых колготках, когда они разговаривают во время… спальня — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографиипара, лежащая на кровати — мужчина в камзоле стоковые фото и изображения наполовину одетая молодая пара, стоящая у окна — мужчина в камзоле стоковые фото и изображениятри молодых человека, сидящих на диване с принтом зебры, смеются над своим другом, хвастаясь — мужчина в камзоле стоковые фото и бильярдная пара сидит лицом к лицу и смеется, мужчина смотрит в камеру г и смеется на балконе — мужчина в камзоле сток-фото и бильярдная пара сидит за столом для завтрака на открытом воздухе, мужчина держит журнал — мужчина в камзоле сток-фото и бильдерпара спит в постели, вид сверху — мужчина в камзоле сток-фото и бильдерпара спит в постели, вид сверху — мужчина в камзоле, фото и бильярдная пара, спящая на противоположных концах кровати. вид сверху — мужчина в камзоле, фото и пара, спящий в постели, вид сверху — мужчина в камзоле, фото и двое, спящий в постели, вид сверху. — мужчина в камзоле сток-фото и двойная пара спит в постели, вид сверху — мужчина в камзоле сток-фото и двойная пара спит на противоположных концах кровати, вид сверху — мужчина в камзоле сток-фото и двое спящий на противоположных концах кровати вид сверху — мужчина в камзоле стоковые фотографии и бильярдная пара, спящая в постели, вид сверху — мужчина в камзоле, вид сверху — мужчина в камзоле, вид сверху — мужчина в камзоле, вид сверху фото и бильярдная пара спит в постели, вид сверху — мужчина в камзоле фото и бильярдная пара в различных спальных позах, вид сверху. — мужчина в камзоле стоковые фото и фотографии на 6
Mens Camisole — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.