Блог о Греции — Как выглядели древние греки?
Около 2500 лет назад на территории Греции находилось множество важных и крупных полисов древнего мира. Греки были могущественными воинами, великими мыслителями, талантливыми писателями, незаурядными политиками, архитекторами, художниками и спортсменами.
Народ Греции называл себя эллинами, а свою страну Элладой. Позже римляне назвали их «греками». Греки жили на греческих островах и в материковой Греции, а также в колониях, разбросанных по всему Средиземному морю. Греки жили практически на всей территории Италии, Турции, Сицилии, Северной Африки и Франции, некоторые из этих территорий они также называли Элладой, так как количество греков явно превышало число племен, живших на тех землях.
Но большинство греков, ахейцев (микенцев и минойцев) отплыли к морю, к таким же микенцам и минойцам, чтобы легче покупать, продавать и искать новые земли, так как на территории современной Греции это уже было развито.
Если вы любитель истории и вам интересно, как выглядели древние греки, эта статья расскажет вам все, что нужно о них знать.
Как выглядели древние греки?
В то время как современные греки выше и крупнее своих предков, что одинаково для человечества в целом, они все же относятся к тем же базовым типам, что и их предки, как правило, это смесь «средиземноморских» и «альпийских» типов европейцев.
Миф гласит, что древние греки были блондинами и имели голубые глаза, однако сегодня доказано, что под словом «блондин» они подразумевали темно-русые и каштановые волосы. А глаза скорее были серые и зеленые.
Данные писаний о древнегреческой внешности показывают, что альпийский и средиземноморский типы были наиболее распространенными. Также в греческом искусстве у греков были более темные волосы и глаза.
Что носили древние греки?
Древняя греческая одежда состояла из прямоугольных шерстяных или льняных тканей. Древние греки носили легкую одежду большую часть времени, потому что климат был жарким почти весь год. Греческая одежда обычно состояла из двух основных частей. Одна часть — это туника (либо хитон, либо пеплос), а другая часть – плащ.
Греческая одежда зачастую закреплялась булавками или декоративными застежками на плече и поясе, поясом на талии. Длина одежды, которую носили мужчины и женщины, различалась. Женская одежда доходила до лодыжек, а мужская — до колен.
Внутренняя туника, которую носили гречанки, называлась «пеплос», она была сделана из шерсти и имела застежки на плечах. Верхняя часть пеплоса была сложена до пояса и образовывала апоптигму. Хитон представлял собой тунику с более легким весом, часто плиссированную, изготовленную изо льна, которую носили как мужчины, так и женщины всех возрастов.
Именно в древней Греции придумали оголять одно плечо, так как жаркий средиземноморский климат не позволял полностью покрывать тело одеждой. Впервые с оголенным плечом начали гулять на Крите, после такая мода распространилась на острова и материковую Грецию.
Хитон для мужчин был длиной до колена, а хитон для женщин — до лодыжки.
Нижнее белье, которое греческие женщины носили, называлось строфионом, а платок, который они носили поверх своей туники, назывался эпиблемой. Некоторые древнегреческие женщины предпочитали свободную вуаль, когда появлялись в общественных местах. Они также любили золотые и серебряные ожерелья. Древние гречанки часто украшали себя сережками и браслетами.
Мужчины обычно носили хламиды, шерстяной халат размером с прямоугольник. Эта одежда была типичной греческой военной одеждой. Когда его не носили в качестве халата, хламиды были обернуты вокруг руки, чтобы служить легким щитом в бою.
Древние греки ходили в основном босиком, поэтому обувь не использовалась очень часто. Они ходили босыми, особенно в доме. Однако в особых случаях древние греки носили кожаные сапоги или кожаные сандалии. Большинство древних греков могли прожить всю свою жизнь без обуви.
Летом, чтобы защитить себя от жары, древнегреческие мужчины носили широкополую шляпу, называемую петасос. Шляпа в основном использовалась для путешествий. Греческие женщины также носили шляпы с коронами с высокими пиками.
Натуральные растения использовались для окрашивания тканей. Фиолетовый, серый, зеленый и золотой были наиболее распространенными цветами, которые они использовали для окрашивания тканей. Они украшали свои материалы волнистыми линиями, клетками, цветочными узорами и полосами. Их цветная одежда всегда стоила дороже, чем простая.
Одежду в древней Греции шили либо женщины, либо рабы!
Работающие мужчины обычно носили набедренную повязку в жаркую погоду.
Какие виды пищи ели древние греки?
Пища, которую ели древние греки, подобна пище, которую мы едим сегодня. Эти продукты, однако, не включали много предметов, которые являются очень важными частями современной греческой кухни. Например, перец, бананы, помидоры и картофель не поступали в Грецию до тех пор, пока Америка не была обнаружена в 15-м веке, именно оттуда происходили эти культуры.
Лимоны, баклажаны, апельсины и рис тоже появились в греческой кухне позже.
Древнегреческий народ выращивал инжир, оливки, виноград, пшеницу, они держали коз для молока и сыра. Древние люди ели много бобов, хлеба и оливок.
Летом было много свежих фруктов и овощей, а зимой у них было много сушеных продуктов и фруктов, хранившихся в подвалах, как чечевица и яблоки. Поскольку большинство из них жили очень близко к морю, у них также были рыбы, моллюски и кальмары в изобилии.
Древние греки любили вино, и они делали свое вино из выращенного в собственных садах винограда.
«Как выглядели древние греки? Они были похожи на современных кавказцев или были все голубоглазыми блондинами?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ИсторияНаука
Timofey Timofeev
·
152,2 K
ОтветитьУточнить
Лёха Мудрый
История
33,1 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около… · 27 дек 2016 · a-l-e-j-o.livejournal.com
Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:
греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие — последствия турецкого завоевания.
НО,
«Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками».(Википедия).
Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме: www.greek.ru
Спасибо пользовательнице Olga R.:
«Греки никогда не были «однородным» этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы — высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово «полностью» здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях — например, на некоторых островах — до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.
Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции — но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно «белых и кудрявых» греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности).»
«- Тогда откуда появился и закрепился такой «классический» греческий образ?
- Благодаря» западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых — то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и «стереотип» (отнюдь не основанный на исторических данных.
«Беловолосые блондины тоже, конечно, называются «ξανθοι» (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета. «
«Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого.»
«…Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности — то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от «свойств» самих богов. Так, золотые волосы Аполлона — это символ Солнца. «Серые» глаза Афины — на самом деле не серые, а «совиные»: A8hna glaukwphs (толкование этого слова как «серые» появилось потому, что древнегреческое слово glaux — «сова» — переводчики нового времени перепутали со словом glaukos — «серый» или «голубой»). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы.»
А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с «греческими профилями»(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.
Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще — заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники — на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:
Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.
Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди «истинных арийцев»:
Тем более, что южные итальянцы (т. е., жители Неаполя и Сицилии) во многом — потомки греческих колонистов.
Так выглядели жители этих областей в античное время:
А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:
А вот — греческий колхозник из фильма «День, когда всплыла вся рыба» Чем не древнегреческий бюст философа?):
30,1 K
Timofey Timofeev
29 декабря 2016
да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески — все курчавые.
Почему ахейцы и дорийцы… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Евгений Островский
43
Упаковщик на фабрике.
Интересуюсь историей. · 19 мар 2021
Как выглядели древние греки — не знаю. Фотопортретов нет.
А Греция издревле была в центре средиземноморского мира.
Контакты разных народов и древнегреческие колонии (это надо учитывать) дали смешение кровей.
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ22 февраля 2020
Ещё антропологи середины прошлого века соглашались во мнении, что древние греки разделяют точно такие же антропологические типы, что и современные, только в разных пропорциях (Энджел, Рипли, Пулянос, Серджи, Кун, Бакстон и прочие). Поэтому древние греки были похожи на греков современных и даже, быть может, отличались южнее, чем их современные потомки, фенотипически же… Читать далее
1 эксперт согласен
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ14 августа 2021
Темненькие были. Похожи на современных. Это нацистский миф, что древние греки были нордической внешности. Нацисты хотели присобачить достижения греков себе. Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Борис Иванов
11,2 K
Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film. ru · 9 нояб 2016
Судя по данным исследований, они выглядели плюс-минус так же, как нынешние греки, их потомки. Среди них были люди со светлыми волосами, но они были генетическим исключением, а не правилом. Стоит отметить, что светлые волосы не имеют отношения к «нордичности». Они чаще встречаются на севере Европы, но их наличие у южанина не означает его генетической связи с северянами.
Timofey Timofeev
9 ноября 2016
есть стереотип, что греки сильно почернели, когда были захвачены турками (так же как и испанцы, или кто там был… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Максим Майоров
66
Диванный эксперт в океане областей · 25 сент 2017
Ну и нифига неправильно. Не согласен с предыдущим ответом.
Тащемта, дорийцы как раз были смуглыми, темноволосыми и преимущественно зеленоглазыми в противоположность частично покорённым ими ахейцам, которые и были теми самыми «голубоглазыми блондинами». Ионийцы — да, бесспорно, внешне походили на древних критян.
Numa Pompilius
8 февраля 2020
Почему же тогда на всех фресках того времени мы наблюдаем обычных, кареглазых брюнетов?
Комментировать ответ…Комментировать…
Алексей Некрасов
Историк. · 17 авг 2021
На этот вопрос отвечают авторы эпохи античности. Так, александрийский врач Адамантий, живший в начале V века, утверждал, что там где греки слабо смешивались с другими народами везде среди них наблюдаются довольно светлые глаза, весьма светлые волосы и белая кожа. Суть ещё в том что светлыми тогда помимо типично светлых волос считались также практически любые волосы… Читать далее
Елена Аргосская
26 сентября 2021
Адамантий был евреем из Египта уже в 5-м веке нашей (!) эры. Ничего удивительного в том, что он описывал греков… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Игорь Саввин
6
25 июл 2020
В крови современных греков в большом количестве присутствует гаплогруппа J2, что сразу же ставит их в ряд восточных семитских народов. К ним же относятся и большинство кавказских племен.
Интересно, что войны греков с персами -это войны между арийцами и семитами (персы-это современный Иран (Ариан- земля ариев). Конечно же персы проиграли и прежде всего потому, что… Читать далее
12,1 K
inesa-maximowa
2 сентября 2020
Мои подруги по университету, гречанки, говорили мне, что современные греки не имеют к древним грекам никакого… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Как выглядели древние греки?
Дункан Ховитт-Маршалл |
14 октября 2022 г.
Невозможно уйти от того факта, что тема этнической принадлежности и расовой идентичности является горячей темой из пословиц. Коллективная память о вооружении нацистской Германией физических характеристик и национальной принадлежности в 1930-х и начале 40-х годов, не говоря уже о некоторых откровенно этноцентрическая риторика некоторых политических групп в последнее время может вызвать чувство беспокойства, когда дело доходит до дискуссий о физических особенностях и этническом происхождении какого-либо населения.
В большей степени, чем большинство других народов древнего прошлого, внешний вид греков , особенно представителей классического периода 5-го и 4-го веков до н. лидеры (часто гнусно), на протяжении веков.
«Ваза воина», кратер (чаша для смешивания) из Микен, ок. 1200 г. до н.э. Сегодняшние греки разделяют «генетическое совпадение» с микенцами бронзового века.
«Ваза воина», кратер (чаша для смешивания) из Микен, ок. 1200 г. до н.э. Сегодняшние греки разделяют «генетическое совпадение» с микенцами бронзового века.
Чтобы с самого начала успокоить всех, данные убедительно свидетельствуют о том, что современных греков генетически похожи на тех, кто населял эти земли 2500 лет назад . Благодаря недавним исследованиям ДНК древних человеческих останков мы теперь знаем, что сегодняшние греки разделяют «генетическое совпадение» с еще более ранними популяциями в регионе, будучи тесно связанными с микенцами бронзового века (ок. 1600-1200 до н.э.) и, еще дальше во времени, к мигрантам эпохи неолита, которые впервые пересекли Эгейское море из Анатолии в 7-м и 6-м тысячелетиях до нашей эры.
Можно с уверенностью сказать, что когда мы думаем о потомках древних греков, нам не нужно идти дальше современного населения. Но помимо типичного средиземноморского стереотипа о темных волосах, карих глазах и оливковой коже, который мы часто ассоциируем с людьми греческого происхождения, мы также знаем, что современные греки довольно разнообразны по внешнему виду , включая тех, у кого более светлая кожа (голубые и зеленые глаза, светлые волосы и даже иногда рыжие), и других, у которых гораздо более темный цвет лица.
 
Ниже мы рассмотрим доступные доказательства, чтобы выяснить, были ли древние греки такими же разнообразными.
Разнообразнее, чем вы думаете
Население Древней Греции в классический период, особенно города-государства Афины, Коринф и другие основные прибрежные центры, было удивительно разнообразным, как и многие другие общества, разбросанные по всему миру. Средиземноморский бассейн того времени. г. Обширные морские сети, пересекавшие Средиземное и Черное моря г., позволили греческим мореплавателям и торговцам контактировать со всеми видами этнических групп, а торговые аванпосты и колонии еще больше расширили свой диапазон. А еще был вопрос о рабстве и использовании наемников в древнегреческих войнах, что привлекло мигрантов из дальних уголков Европы, евразийских степей и Кавказа, а также других частей Средиземноморья, Северной Африки и Левант.
Для того, чтобы понять, как они выглядели, нам нужно изучить три основных линии доказательств: как они представляли себя в искусстве ( фрески, вазопись и скульптура ), что говорят древних источников и как эти описания сравните с более поздними данными исследования человеческих останков ( судебно-медицинская реконструкция и археогенетика).
Знаменитая фреска «Сборщик шафрана» из Акротири, Тера, ок. середина второго тысячелетия до нашей эры.
Знаменитая фреска «Сборщик шафрана» из Акротири, Тера, ок. середина второго тысячелетия до нашей эры.
Минойские мужчины обычно изображались с длинными темными волосами, красновато-коричневой кожей и узкой талией, что можно увидеть здесь на фреске из Кносса, известной как «Принц лилий» (позднеминойский период I, ок. 1600–1450 гг. до н.э.).
Минойские мужчины обычно изображались с длинными темными волосами, красновато-коричневой кожей и узкой талией, что можно увидеть здесь на фреске из Кносса, известной как «Принц лилий» (позднеминойский период I, ок. 1600–1450 гг. до н.э.).
Древние греки в искусстве
Греческое искусство предоставляет нам некоторую важную информацию о физических особенностях людей в древнем прошлом, хотя следует отметить, что большая часть изображает эстетический или перфекционистский идеал . Не случайно во многих древнегреческих могилах были обнаружены ручные зеркала. Внешний вид явно имел значение.
Минойские фрески (искусство росписи оштукатуренных стен) середины II тыс. до н.э., в частности, с Крита и Санторини – знаменитые настенные росписи Теры , например, четко различают мужские и женские фигуры. Высокие и стройные, с узкой талией и длинными темными волосами мужчины часто изображаются с красновато-коричневой кожей, в то время как женщины выглядят как фарфорово-белые, с пронзительными глазами, обведенными краской , и с более полными фигурами. Эта художественная условность похожа на изображение мужчин и женщин на древнеегипетских фресках. На самом деле минойские женщины, вероятно, наносили основу из токсичного свинца или карбоната, чтобы осветлить цвет лица, практика, которая широко использовалась аристократическими женщинами в Европе с конца 16 по 18 века (например, английская королева Елизавета I).
Геракл и Афина, изображенные художником Андокидом в чернофигурной амфоре, ок. 520/510 г. до н.э., из Вульчи. Хранится в Мюнхенской государственной коллекции древностей.
Геракл и Афина, изображенные художником Андокидом в чернофигурной амфоре, ок. 520/510 г. до н.э., из Вульчи. Хранится в Мюнхенской государственной коллекции древностей.
Тонко расписанные керамические сосуды середины первого тысячелетия до н.э., особенно позднего архаического и классического периодов (около 600–323 гг. обычные люди. И мужчин, и женщин обычно изображают с низкий лоб, густые вьющиеся волосы, почти всегда черные или темно-каштановые, прямые носы, большие глаза и овальные лица . Двухцветный характер искусства (как в чернофигурной, так и в более поздней краснофигурной традициях) затрудняет определение окраски кожи, но техника белого фона, разработанная в Аттике ок. 500 г. до н.э. дал художникам больше свободы для выражения цвета. Подобно более раннему искусству бронзового века, женщины часто выглядят светлокожими, в то время как мужчин часто появляются в более темных тонах или полностью черными 9.0008 .
Скульптура из камня, бронзы и мрамора, возможно, самое выдающееся художественное средство греков, изображала идеальную красоту – безмятежную, грациозную и благочестивую. В классический период поз стали более натуралистичными (в отличие от более жестких «курой» предшествующей архаической эпохи). Мужские фигуры часто изображаются обнаженными, с худощавым телосложением и натянутой мускулатурой — «героический» идеал — юноши кажутся чисто выбритыми, а пожилые мужчины почти всегда бородаты. Черты лица часто включают такой же прямой нос, как и в росписи вазы, образующий прямую линию от основания до кончика, а не выраженное округление над переносицей. Женщины, с другой стороны, кажутся полностью или частично одетыми (9).0007 женская нагота стала более общепринятой в более поздний классический период, середина 4 века до н.э. ), и часто изображается с красивыми сложными или замысловатыми прическами (см. знаменитые статуи кариатид с крыльца храма Эрехтейон на Акрополе).
Портик кариатиды Эрехтейона в Афинах. Теперь статуи являются копиями. Оригиналы находятся в Музее Акрополя (один в Британском музее).
Портик кариатиды Эрехтейона в Афинах. Теперь статуи являются копиями. Оригиналы находятся в Музее Акрополя (один в Британском музее).
Римская копия оригинального греческого бюста III века до н.э. с изображением Александра Македонского, выставленного в Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене.
Римская копия оригинального греческого бюста III века до н.э. с изображением Александра Македонского, выставленного в Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене.
Можно утверждать, что густые вьющиеся волосы Александра Македонского представляют собой самую культовую прическу любого человека из древнегреческого мира. Его ярко выраженный лоб и глубоко посаженные глаза обрамляли изящнейшие мраморные бюсты, способные имитировать тонкое движение почти доходящих до плеч волос македонского царя . Легко представить, как локоны мягко «шевелятся» при освещении мерцающим светом свечи.
Вот как он мог выглядеть в реальной жизни:
 
Что говорят древние источники?
В то время как древнегреческое искусство во всех его различных формах стремилось представить эстетический идеал мужской и женской красоты, внимательное чтение современных авторов также может дать некоторые интересные сведения о внешности греков.
Среди многочисленных эпитетов Гомера в «Илиаде» и «Одиссее» (повторяющиеся прилагательные или фразы, связанные с определенными вещами или людьми – например, «винное темное море», «белорукая Гера», «быстроногий Ахиллес» ), поразительно, что многие боги и герои изображаются «золотыми» и «белокурыми». Посейдон, с другой стороны, описывается как обладатель иссиня-черной бороды, а Афродита — «золотовласая». Термин «ксантос», означающий «золотистый» или «рыжевато-коричневый», также приписывается Ахиллесу, тогда как «воинственный» Менелай, спартанский царь, упоминается как «пламенеющий» или «рыжеволосый». Мы редко думаем о греках как о светловолосых или рыжеволосых, но, как и сегодня, в древнем прошлом явно было несколько пинков — определенно исключение из правила, но, безусловно, настоящее . Точно так же богиня Афина, божественная советница героя Одиссея, часто описывается как «ясноглазая» или «голубоглазая» («глаукои»), намекая на присутствие голубоглазых греков.
В V веке до нашей эры Геродот дает несколько полезных описаний греков («этн») в отличие от негреков («варваров»). Хотя он в целом признавал, что греков были темнее, чем северных европейцев, и светлее, чем египтяне и эфиопы, в его работе подчеркивалось, что общий язык, а не внешний вид, был важнее, когда дело доходило до определения коллективного чувства этнической идентичности — грекоязычных. по сравнению с не говорящими по-гречески.
Молодой человек, совершающий возлияние, интерьер краснофигурной чаши работы «Макрон», ок. 480 г. до н.э. Экспонируется в Лувре, Париж.
Молодой человек, совершающий возлияние, интерьер краснофигурной чаши работы «Макрон», ок. 480 г. до н.э. Экспонируется в Лувре, Париж.
Аполлон в лаврово-миртовом венке, держащий кифару и совершающий возлияние. Белоземельный килик, ок. 480-470 гг. до н.э. Экспонируется в Дельфийском археологическом музее.
Аполлон в лаврово-миртовом венке, держащий кифару и совершающий возлияние. Белоземельный килик, ок. 480-470 гг. до н.э. Экспонируется в Дельфийском археологическом музее.
В своих «Работах о человеческой природе: смеси» Греческий врач Гален (129-216 гг. н.э.) описывает греков как имеющих волосы «чрезвычайно хорошего роста, крепкие, довольно темные, не полностью курчавые и не полностью прямые, » в то время как еврейский врач Адамантий Иудей, писавший в 4 веке нашей эры, описывает греков как статуй среднего роста с кудрявыми волосами, квадратными лицами, прямыми носами и глазами, «полными света».
Человеческие останки
Благодаря современным археологическим методам в изучении древних человеческих останков появились новые направления исследований. Самый последний номер археогенетика, изучение древней ДНК , которую можно сопоставить с генетическим составом современных популяций.
 
В недавнем исследовании Гарвардского университета, опубликованном в журнале Nature , была проанализирована древняя ДНК, извлеченная из зубов 19 человек, в том числе 10 минойцев с Крита (датируемых 2900-1700 гг. до н.э.), четырех микенцев с материковой Греции ( 1700–1200 гг. до н.э.) и пять человек из других сообществ бронзового века или раннего земледелия (ранний неолит) (5400–1340 гг. до н.э.). Выяснилось, что минойцы и микенцы были тесно связаны друг с другом , унаследовав три четверти своей ДНК от более ранних земледельцев, мигрировавших из Анатолии (современная Турция). Важно отметить, что у микенцев было обнаружено до 16 процентов ДНК из евразийской степи и/или Армении, что указывает на генетическое расхождение с их минойскими кузенами. Похоже, что эти северные предки не забрались так далеко на юг, как Крит.
Женщина, изображенная на фреске из Микен, ок. 13 век до н.э.
Женщина, изображенная на фреске из Микен, ок. 13 век до н.э.
При сравнении с ДНК современных греков было обнаружено близкое «генетическое совпадение» с древними микенцами , разделяющими многие из тех же предковых корней, но с некоторым дополнительным разбавлением более раннего неолитического предка. Отмечая преемственность современного населения с их предками позднего бронзового века, соавтор Джордж Стаматояннопулос из Вашингтонского университета в Сиэтле сказал, что это «особенно поразительно, учитывая, что Эгейское море было перекрестком цивилизаций на протяжении тысячелетий». В то время как у современных греков приобрел дополнительные генетические черты от более поздних миграций , поэтому неудивительно, что гены темных волос и карих глаз, унаследованные от минойцев и микенцев, остаются доминирующими и сегодня.
Еще больше доказательств физических характеристик можно почерпнуть из искусства судебно-медицинской реконструкции лица , смеси анатомии и физиологии, остеологии и, что несколько спорно, либерального творческого воображения.
На основе хорошо сохранившихся останков черепов судебные антропологи могут создать двух- или трехмерные реконструкции с использованием мускулатуры черепа или путем наложения лицевых тканей на основе данных о глубине в соответствии с расой, полом и возрастом , или комбинация этих двух (известная как «Манчестерский метод» — разработана специалистами Манчестерского университета в Великобритании). В трех выдающихся проектах в Греции была предпринята попытка воссоздать внешний вид людей из разных периодов прошлого: Филиппа II Македонского, молодой жертвы Афинской чумы (430–426 гг. до н. э.), и 9Тысячелетние останки молодой женщины эпохи греческого мезолита (ок. 7000 г. до н.э.).
Останки Филиппа II Македонского, отца Александра Македонского, были обнаружены в 1977 году греческим археологом Манолисом Андроником в главной камере гробницы II в Эгаи, недалеко от Вергины. Убит в 336 г. до н.э. в возрасте 46 лет, в древних источниках почти нет описаний царя, кроме того, что он г. имел окладистую бороду и потерял правый глаз 18 лет назад при осаде Мефоны (354 г. до н.э.) . В начале 1980-х команда Манчестерского университета идентифицировала частично кремированный череп короля на основании травмы глаза и смогла произвести две реконструкции лица.
Реконструированный внешний вид Миртис, выставленный в Национальном археологическом музее Афин.
Реконструированный внешний вид Миртис, выставленный в Национальном археологическом музее Афин.
На черепе Миртиса были явные признаки неправильного прикуса (смещенные зубы) и прорезывание верхнечелюстных клыков на губах.
На черепе Миртиса были явные признаки неправильного прикуса (смещенные зубы) и прорезывание верхнечелюстных клыков на губах.
Извлеченная из братской могилы в Керамикосе в середине 1990-х годов, «Миртис» — имя, данное 11-летней девочке , которая умерла от брюшного тифа во время Афинской чумы в 430 г. до н.э. Череп Миртис сохранился исключительно хорошо, что позволило профессору греческой ортодонтии Манолису Папагригоракису отсканировать черты ее лица и построить точную реконструкцию. Реконструированная внешность Миртис, , использованная в кампании ООН «Мы можем покончить с бедностью» в 2011 году, получила карие глаза и рыжие волосы.
Более поздняя реконструкция профессора Папагригоракиса в 2018 году, изображающая молодую женщину, жившую в году мезолита («средний каменный век») ок. 7000 г. до н.э. г. использовал комбинацию компьютерной томографии и технологии 3D-печати. Названная «Авги», что в переводе с греческого означает «Рассвет» , и предположительно ей было около 18 лет, когда она умерла, ее останки были впервые обнаружены в 1993 году в пещере Теопетра в центральном греческом регионе Фессалии. Ее массивные черты лица, широкий лоб и выступающая вперед челюсть резко контрастируют с более изящной Миртис, отражая ее суровый образ жизни охотника-собирателя.
Легендарный греческий композитор Микис Теодоракис (1925-2021) с характерными для него густыми волнистыми волосами. Гамбург, 1971 год.
Легендарный греческий композитор Микис Теодоракис (1925-2021) с характерными для него густыми волнистыми волосами. Гамбург, 1971 год.
Классическая красота. Отмеченная наградами греческая актриса Ирен Папас (1929–2022). Папас часто фотографировали в профиль рядом с древнегреческими скульптурами, представляя ее как «квинтэссенцию греческой красоты».
Классическая красота. Отмеченная наградами греческая актриса Ирен Папас (1929-2022). Папас часто фотографировали в профиль рядом с древнегреческими скульптурами, представляя ее как «квинтэссенцию греческой красоты».
Как древние, так и современные
Как мы видели, недавние исследования ДНК подтвердили, что сегодняшние греки имеют значительное «генетическое совпадение» с микенцами и ранними земледельцами, которые впервые прибыли в этот регион в раннем неолите, ок. 7000 г. до н.э., с дополнительными ДНК от более поздних миграций . Как они выглядели, однако, трудно определить, но многие художественные изображения показывают, что они в целом похожи на большую часть современного греческого населения, а именно на темноволосый, кареглазый, со светлой или оливковой кожей .
Есть, конечно, исключения, со странными светловолосыми, голубоглазыми греками, добавленными в смесь, а также с другими окрасами, иногда описанными в древних текстах. Среди фракийцев на севере (от современной Болгарии, части северной Турции и Греции), согласно Геродоту, было много рыжеволосых. По мере смешения популяций ген MC1R, отвечающий за рыжие волосы , распространился дальше на юг — отсюда и странное появление рыжеволосых/рыжеволосых греков.
 
Люди из других частей Средиземноморья, включая Северную Африку/Египет, Анатолию и Левант, также смешались с древнегреческим населением ( посредством торговли, рабства, войн, миграции ), оставив после себя свои генетические «отпечатки пальцев» ,» тоже. В общем, древние греки были довольно разнообразны — как и сегодняшнее население.
Греко-нигерийский баскетболист Яннис Адетокумбо.
Греко-нигерийский баскетболист Яннис Адетокумбо.
Греко-японский шеф-повар Сотирис Контизас
Греко-японский шеф-повар, Сотирис Контизас
Хотя большая часть генетической истории современной Греции уже существовала к концу позднего бронзового века, последующие миграции на протяжении тысячелетий оставили свой след.
Более поздняя миграция из других частей Европы, Африки, Ближнего Востока и других регионов теперь становится нормой для Греции, страны на перекрестке Средиземноморья, и современное население, безусловно, отражает это растущее разнообразие.
Читать дальшеТЕСТ: Кто из древних греков произносил эти знаменитые цитаты?
Как выглядели древние греки?
В большей степени, чем у большинства других народов древнего прошлого, внешний вид греков, особенно представителей классического периода 5-го и 4-го веков до нашей эры, вызывал восхищение ученых, поэтов, художников и политических лидеров ( часто гнусно), на протяжении веков.
Чтобы всех успокоить с самого начала, данные убедительно свидетельствуют о том, что современные греки генетически похожи на тех, кто населял эти земли 2500 лет назад. Благодаря недавним исследованиям ДНК древних человеческих останков мы теперь знаем, что сегодняшние греки имеют «генетическое совпадение» с еще более ранними популяциями в регионе, будучи тесно связанными с микенцами бронзового века (около 1600–1200 гг. до н.э.) и даже дальше. назад во времени, к мигрирующим неолитическим фермерам, которые впервые пересекли Эгейское море из Анатолии в 7-м и 6-м тысячелетиях до нашей эры.
Можно с уверенностью сказать, что когда мы думаем о потомках древних греков, нам не нужно идти дальше современного населения. Но помимо типичного средиземноморского стереотипа о темных волосах, карих глазах и оливковой коже, который мы часто ассоциируем с людьми греческого происхождения, мы также знаем, что современные греки довольно разнообразны по внешности, в том числе имеют гораздо более светлый цвет (голубые и зеленые глаза, светлые волосы и даже иногда рыжие), и другие, у которых гораздо более темный цвет лица.
Древние греки в искусстве
Минойские фрески (искусство росписи оштукатуренных стен) середины второго тысячелетия до н. и женские фигуры. Высокие и стройные, с узкой талией и длинными темными волосами, мужчины часто изображаются с красновато-коричневой кожей, в то время как женщины кажутся фарфорово-белыми, с пронзительными глазами, обведенными краской, и с более полными фигурами. Эта художественная условность похожа на изображение мужчин и женщин на древнеегипетских фресках. На самом деле минойские женщины, вероятно, наносили основу из токсичного свинца или карбоната, чтобы осветлить цвет лица, практика, которая широко использовалась аристократическими женщинами в Европе с конца 16 по 18 века (например, английская королева Елизавета I).
Тонко расписанные керамические сосуды середины первого тысячелетия до нашей эры, особенно позднего архаического и классического периодов (около 600–323 гг. люди. И мужчины, и женщины обычно изображаются с низким лбом, густыми вьющимися волосами, почти всегда черными или темно-каштановыми, прямыми носами, большими глазами и овоидными лицами. Двухцветный характер искусства (как в чернофигурной, так и в более поздней краснофигурной традициях) затрудняет определение окраски кожи, но техника белого фона, разработанная в Аттике ок. 500 г. до н.э. дал художникам больше свободы для выражения цвета. Как и в более раннем искусстве бронзового века, женщины часто выглядят светлокожими, а мужчины часто появляются в более темных тонах или полностью черными.
Человеческие останки
Недавнее исследование Гарвардского университета проанализировало древнюю ДНК, извлеченную из зубов 19 человек, включая 10 минойцев с Крита (датируемые 2900-1700 гг. до н.э.), четырех микенцев с материковой Греции (1700-1200 гг. ), и пять человек из других сообществ бронзового века или раннего земледелия (ранний неолит) (5400-1340 до н.э.). Было обнаружено, что минойцы и микенцы были тесно связаны друг с другом, унаследовав три четверти своей ДНК от более ранних земледельцев, мигрировавших из Анатолии (современная Турция). Важно отметить, что у микенцев было обнаружено до 16 процентов ДНК из евразийской степи и/или Армении, что указывает на генетическое расхождение с их минойскими кузенами.