Как одевались крестьяне и горожане
Как правило, одежда знатных богатых людей и бедняков почти не отличалась по крою. Разница была лишь в качестве ткани и отделке. Московские модницы предпочитали наряжаться в аксамит, атлас, кармазин, парчу или тафту. В большинстве случаев эти ткани купцы привозили в Москву из заморских стран – Персии, Китая, Англии, Италии. Простые же горожане одевались в домотканые холщовые рубахи и порты (штаны) . Рубаха была вышита вручную, с косым вырезом ворота (косоворотка) . Поверх нее надевали зипун – узкую одежду до колен. Все это считалось домашней повседневной одеждой. На праздники наряжались в кафтан из цветного шелка или бархата. Теплые кафтаны, отороченные мехом, на ватной основе одевали зимой. Интересно, что на Руси мужская одежда по крою практически не отличалась от женской. Основой одежды была сорочка, верхняя или нижняя, сверху надевали сарафан, расширенный книзу. Поверх сарафана женщины надевали короткий стеганый, расшитый бисером жилет – душегрею. На праздники одевали летник – одеяние с длинными и очень широкими рукавами. Верхней парадной одеждой также был опашень. Его носили внакидку, застегивая на пуговицы сверху донизу. Зимой опашень на меху становился шубой. Шубы были длинные, широкие, с большими воротниками. Люди высокого сословия носили шубы на собольем меху, простые же горожане использовали мех белки, овцы и даже собаки. До того как на одежде появились карманы (17 век) , мелкие вещи складывали в сумку у пояса – калиту. Если в деревнях крестьяне носили валенки и лапти, то городские жители предпочитали кожаную обувь – сапоги. Причем в сапогах ходили все: и мужчины, и женщины, и дети. Климат большей части Европы не слишком мягок. В связи с этим, крестьяне, которые много времени проводили на улицах, должны были защищаться от холода и ветра. Поэтому их одежда часто была многослойной. Основным материалом для одежды служили натуральные волокна местного происхождения – лен, конопля, крапива, шерсть. Позже с развитием торговли, жители европейских деревень узнали и другие материалы, однако чаще всего заморские ткани были слишком дороги для обычных деревенских жителей. Они пользовались грубой домотканой тканью, чаще всего даже не отбеленной. Женская и мужская одежда не слишком различалась. Свободные рубахи до колен, укороченные штаны, жилет или верхняя рубашка и накидка (плащ) – вот типичный набор повседневной крестьянской одежды. Позже разделение мужской и женской одежды усилилось – женщины начали носить платья и сарафаны, длинные юбки, передники, чепчики. Мужчины носили укороченные брюки и туники. Зимой поверх одежды надевали тулуп или плащ с капюшоном. Обувь также была максимально простой – чаще всего грубые сапоги до колена. В Средние века церковь строго следила не только за поступками, но и за внешним видом населения. В частности, все телесное было провозглашено греховным, следовательно, никто не имел права носить открытую одежду, подчеркивающую физическую красоту. Одежда должна была быть многослойной, максимально свободной и неброской. Увлечение модой и стремление украшать себя не приветствовались церковью. Впрочем, нищие крестьяне не имели возможности гнаться за модой, как это делали зажиточные купцы и знать. Впрочем, в 17-18 веке население снова получило возможность украшать свои наряды без страха осуждения церковью. Крестьяне использовали в качестве декора вышивку, аппликации, декоративные швы. Конечно же, такая одежда была праздничной и в повседневной жизни никогда не использовалась. |
Как ухаживали за своим телом и одевались в Средние века
Водные процедуры
Образ рыцаря без страха и упрёка в романтической литературе встречается очень часто: чистый, надушенный, аккуратный мужчина не имеет ничего общего с представителем военной элиты Средневековья. Грязный, вонючий мужлан в кольчуге и шлеме, от которого несёт за версту либо перегаром, либо потом и испражнениями — вот эталон благородного человека на коне из эпохи Средних веков. Наивно полагать, что жители замка мылись чаще, чем обитатели деревень и хуторов. Благо были общественные парильни — рубеж XIV-XV вв. открыл для европейцев подобное удовольствие. Римский образ жизни всё-таки был отчасти знаком простому жителю Западной Европы. Люди находили места, где можно помыться, где-то даже оставались римские термы. Туда попадали обнаженные люди обоих полов: естественно этот факт говорил о том, что баня являалсь не совсем пристойным местом.
Средневековое купание.
В помещениях располагались места для отдыха и кровати явно не для сна. Это были своеобразные дома встреч. Особо опытных дам можно было распознать по распущенным волосам. Холщовое полотенце и кусок мыла — вот что давали на входе в общественные парильни и бани. Залы охранялись отдельно нанятыми людьми, которые смотрели за вещами посетителями. В селе дела обстояли немного иначе: кто-то плескался в источнике, кого-то мыли в лохани.
Средневековая баня.
Одежда
Всё самое ценное человек той поры надевал на бурные празднества, как правило, в городе. Тем не менее происходила революция в мире моды и стиля. Крестьяне могли ходить в куртках и коротких юбках, как можно заметить на средневековых мозаиках. Со временем появились на одежде пуговицы, шнуры вместо массивных ремешков, платки, чепцы и перчатки. Мужские длинные штаны пришли на смену платьям. Из верхнего гардероба были доступны длинные рубахи, блио и плотные шоссы. В Средние века не существовало понятий «домашняя» или «уличная» одежда: костюм носили весь день. Ложась спать в холодное время, народ надевал на себя всё, что было.
Итальянская одежда XIV века.
У публики побогаче дела с гардеробом обстояли куда интереснее: алая или зелёная краска на одежде, воротники из кроличьей шерсти, а также мех белок, горностаев. В XIV веке ассортимент значительно расширился — серьги с драгоценными камнями, ожерелья, золотые украшения.
Мастер кожевенных дел
Средневековая одежда, как правило, была без карманов. А где носить всё самое ценное? Конечно же, на поясе. Сюда крепились и ключи, и тугой кошель, и даже тесак.
А что касается обуви? Конечно, были и замшевые удобные туфельки с драгоценными украшениями, но в основном преобладали изделия из кожи и дерева. Такая обувь изнашивалась очень быстро: её приходилось менять минимум раз в три месяца. Как вы понимаете, профессия сапожника была чрезвычайно востребованной и хорошо оплачивалась.
Сапожник.
Причёски и головные уборы
Принципиальные черты мужского или женского образа определяла мода. В этом плане ничего не изменилось: все носили одежду и головные уборы согласно актуальным модным тенденциям. Но была ещё одна важная сторона данного вопроса — профессиональная потребность. Белое духовенство оставляло лицо без волос, тогда как монахи отпускали бороды. Воин не мог носить слишком длинные волосы и бороду — закрытый шлем этого не позволял. Моляр тоже не мог отпустить бороду, ведь он рисковал серьёзно её запачкать.
Головные уборы знатных дам.
Женщины носили косы, иногда шиньоны, занимались укладкой волос. Археологи постоянно находят тому подтверждение: гребешки из кости или дерева являются частыми находками учёных, которые исследуют Средневековье. И, конечно же, зеркала.
Распустить волосы — значит напомнить обществу об их сексуальном значении. На людях женщинам следовало убирать волосы. Дома можно было ходить с непокрытой головой или с распущенными волосами, но вне него — никогда.
С раннего Средневековья существовало несколько популярных видов головных уборов: банальный шерстяной колпак для холодных сезонов и соломенная шляпа, которая спасала от солнечного света в жаркие дни. Со временем стали появляться головные уборы для клириков, купцов, чиновников. В основном это были шляпы разной формы и расцветки.
Причудливые наряды XIV-XV вв., которые мы можем видеть на миниатюрах того времени, говорят скорее моде придворного общества. К простонародью подобные тенденции не относятся.
Гардероб — это серьёзная статья семейного бюджета средневекового человека. Французские специалисты подсчитали, что в конце XIV столетия незнатному человеку, чтобы одеться, требовалось от 3 ливров. А это стоимость гектара земли или хорошей лошадки.
Мода в Средние века
Мода в Средние века
Большинство людей в Средние века носили шерстяную одежду с нижним бельем из льна. Более яркие цвета, лучшие материалы и удлиненный жакет обычно свидетельствовали о большем богатстве. Одежда аристократии и богатого купца, как правило, была сложной и менялась в соответствии с требованиями моды. К концу Средневековья мужчины из богатых классов носили чулки и куртку, часто со складками или юбкой, или тунику с накидкой. Женщины носили струящиеся платья и сложные головные уборы, начиная от головных уборов с сердечками или бабочками и заканчивая высокими шапками и итальянскими тюрбанами.
Крестьянские платьяСредневековая одежда и мода, включая крестьянские платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил. Одежда и мода в средние века находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Средневековые законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека. | Средневековая одежда
Средневековая одежда и мода, включая средневековую одежду, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил.
Одежда и мода в средние века находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека. | Средневековая модаСредневековая мода в Средние века находилась под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали обычных людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду, что повлияло на средневековую моду. Согласно законам о роскоши, принятым королем Эдуардом III, только королевским особам разрешалось носить одежду из золота и пурпурного шелка. Дорогие вуали были запрещены для женщин из низшего сословия. Только женам или дочерям дворян разрешалось носить бархат, атлас соболя или горностая. Средневековая мода менялась с каждым королем и королевой. На моду повлияли и различные события, происходившие во времена Средневековья. |
Крестьянские платья
Средневековая одежда и мода, включая крестьянские платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил. Одежда и мода в средние века находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Средневековые законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.
Средневековые платья
Средневековая одежда и мода, включая средневековые платья, как и все остальное, диктовались Пирамидой власти, которая была средневековой феодальной системой. Средневековая одежда давала информацию о статусе человека, который ее носил.
Одежда и мода Средневековья находились под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду. Головной убор, который носили люди во времена Средневековья, сразу передавал ранг человека.
Средневековая мода
Средневековая мода в Средние века находилась под сильным влиянием королей и королев той эпохи. Только богатые могли одеваться в модную одежду. Законы о роскоши ограничивали обычных людей в их расходах, включая деньги, потраченные на одежду, что повлияло на средневековую моду. Согласно законам о роскоши, принятым королем Эдуардом III, только королевским особам разрешалось носить одежду из золота и пурпурного шелка. Дорогие вуали были запрещены для женщин из низшего сословия. Только женам или дочерям дворян разрешалось носить бархат, атлас соболя или горностая. Средневековая мода менялась с каждым королем и королевой. На моду повлияли и различные события, происходившие во времена Средневековья.
Мода в Средневековье (Выставки Центра Гетти)
Выставки | ||
Коллекция | ||
Образование | ||
Исследования и сохранение | ||
Публикации | ||
Игры | ||
Общественные программы | ||
О музее Дж. Пола Гетти | ||
Дом-музей Текущие выставки Мода в средние века |
Мода в средние века
31 мая — 14 августа 2011 г., Центр Гетти
Одежда — это гораздо больше, чем физическое покрытие для защиты тела от непогоды; они могут многое рассказать о человеке. Вечернее платье, белый врачебный халат, ковбойские сапоги — сегодня все это может указывать на социальный статус, профессию или географическое происхождение. В Средние века одежда была неотъемлемой частью определения своего места в мире. Средневековые люди умели понимать смысл моды, что отражено на раскрашенных страницах иллюминированных рукописей. В «Философия представляет семь гуманитарных наук Боэцию » женские олицетворения философии и семи гуманитарных наук изображаются в стиле позднего средневековья. Темы этой выставки варьируются от экстравагантной стоимости одежды, которую носит элита, до стилей и тканей, разрешенных обычаями и законом, до изобретательности, которая украшает исторические изображения моды. | |||||||||||||
Хотя иллюстрирование рукописей иногда содержит причудливые или идеализированные изображения одежды, оно часто отражает реальные стили и ткани Средневековья, а также стоявшие за ними экономические факторы. Для средневекового зрителя цвет и материал давали важную информацию о социальном статусе фигур на странице. Например, ученые носили красные мантии, которые имели дополнительный престиж, связанный с высокой стоимостью малинового красителя. Крестьяне носили дешевую неокрашенную шерсть оттенков коричневого и серого. Такие различия дают ценную информацию о мире моды, позволяя нам представить, что могли носить создатели и владельцы книг и почему. На изображении, на котором он изображен стоящим на коленях в молитве, Карл Смелый, герцог Бургундский, одет в ткань из золотых нитей, которую в 1400-х годах обычно изготавливали путем обертывания золоченой серебряной фольги вокруг шелковой сердцевины. Золотая ткань была высшим символом статуса в средневековой одежде. | |||||||||||||
Художники-иллюстраторы манускриптов использовали костюм, чтобы поместить фигуры в строгую социальную иерархию Средневековья и идентифицировать людей по профессии. Монахов, врачей, адвокатов, рыцарей, ученых, королев и придворных можно было узнать с первого взгляда по характерной одежде. Было бы ошибкой считать все иллюминации прямым отражением средневековой одежды. В рыцарских романах богатые покровители искали образы идеального мира, населенного гламурными версиями самих себя и даже слишком хорошо одетыми крестьянами. На изображении, сделанном неизвестным французским иллюстратором, одежда, которую носили придворные, сопровождавшие императора Сигизмунда, отражает то, как это непрактичное платье подчеркивало статус. Согласно закону 1463 года, короткие платья, обнажавшие мужские ягодицы, были разрешены только высшим классам. | |||||||||||||
Поскольку средневековые рукописи часто носили библейский или исторический характер, возникли определенные условности для одевания фигур из прошлого. Костюмы Христа и апостолов были основаны на позднеклассических одеждах, которые можно увидеть на сохранившихся римских картинах. Другие библейские персонажи были одеты в причудливые интерпретации мод, которые носили на Ближнем Востоке и за его пределами. Евреев и мусульман часто представляли в тюрбанах, причудливых головных уборах и полосатых тканях, которые ассоциировались как с современными нехристианами, так и с людьми из древней истории. На странице армянской Библии изображен ветхозаветный царь Давид в украшенном драгоценностями церемониальном одеянии христианских византийских императоров, правивших восточной частью Римской империи. Хотя Византийская империя давно пала перед турками-османами, ее художественные традиции сохранились в Персии. Одежда царя Давида ностальгически связывает его с миром Византии и древним прошлым. | |||||||||||||
|