Все о женской моде 17 века (XVII) — интересные факты
Автор: Иляна Полякова
Рубрика: Мода
Время чтения: 2 мин
Мода в 17 веке полностью зависела от Франции, поэтому не мудрено, что как только там менялась мода на какой-либо цвет одежды, то европейцы сразу стали носить именно его. В 17 веке испанская мода постепенно уходит в тень, давая каждой женщине возможность отдохнуть от неудобных слишком массивных и объемных платьев с чересчур узкими корсетами.
Содержание
Упрощение женского костюма 17 века
Ближе к 20-ым годам женский костюм претерпевает некоторые изменения, которые в итоге приводят к облегчению общего образа, а как в следствии — зарождение нового витка моды. Лиф платья стал шиться с застежкой спереди и теперь он именовался дублет.
Многослойность одежды все еще сохраняется, но уже не в том количестве, как ранее. Теперь в моде использовать несколько юбок, которые не редко подбиралась разного цвета, чтобы создать красивый контраст или гармонию.
Нововведения в женской моде 17 века
К 30-году в моде появляется модное верхнее платье, которое именуется роб. Роб изготавливали с применением разных тканей, где нижняя юбка преимущественно имела светлый цвет. Нижнюю юбку умело прикрывали верхние полы, но при желании их легко можно было распахнуть и выставить ее на всеобщее обозрение. Верхние ткани шились из тяжелого атласа, парчи и муара. Тонкая талия выделялась с помощью корсетов, а на шее до сих пор носили фрезы, только в 17 веке они стали немного меньше, чем ранее.
Такой костюм могли позволить себе только богатые женщины. Они носили Робу подбирая подол платья, чтобы нижние юбки были видны. Чем красивее и насыщеннее были цвета, тем богаче была женщина.
Прическа и украшения женщин 17 века
Именно в 17 веке в моду постепенно входят ювелирные украшения: кольца, серьги и ожерелья. Волосы всегда подбирали и прятали под маленьким чепчиком, который изготавливали из тонкого шелка. Нередко поверх чепчика дамы надевали шляпу с высокой тульей, которая имела широкие поля.
Нередко вместо пуговиц для застежки лифа, использовались драгоценные камни или подвески.
Цвета одежды женщин 17 века
Излишняя пестрота и разноцветность одежды уходит в тень, сменяясь на нежные и более женственные оттенки. В моду входит светло-голубой, бледно-желтый, светло-зеленый, молочный и цвет слоновой кости.
Модная одежда женщин 17 века
В случае с платьями мода уменьшила свою жесткость и с них исчезла пышность, а появились струящиеся ткани, которые делали фигуру более женственной.
Помимо платьев в моде появились высокие воротнички, которые крепились на каркас и могли доходить высотой выше головы. Они имели абсолютно белоснежный цвет и нередко украшались кружевом. Но все-же фреза оставалась в моде еще долгое время.
В моде появляется изящные кофточки, декорированные лифы укороченного варианта, которые имели шнуровку или полупрозрачную вставку.
Нижние штаны, которые появились в прошлом веке, только в 17 по-настоящему входят в моду. Их шьют из красного шелка и украшают красивой и сложной вышивкой.
В моде упорно закрепилось платье под названием амазонка, которое использовалась для верховой езды.
Обувь женщин 17 века
В моду входят туфли с каблуком или без него. В 17 веке было принято высоким женщинам носить туфли без каблука, а низким — с каблуком. Также в обиходе появились туфли с толстой подошвой. Туфли украшали бантами и всевозможной вышивкой, а чуть позже — лентами.
Поделиться:
Рукава в грязи и огромные пуговицы. Как одевались москвичи в XVII веке — и…
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год
© Русский музей: виртуальный филиал
10 декабря 2019
одежда
мода
Русь
Пётр I
Москва
костюм
Текст Александра Нейман
Осень, Москва, церковный праздник. Девушка в ярком красном одеянии с крупными блестящими пуговицами возвращается из храма. Она идёт мимо нищего слепца и не менее пёстро наряженных и судачащих о чём-то горожан. Её вот-вот обгонит статный всадник на коне, путь которому по грязной улице прокладывает слуга с хлыстом. Мужик в халате с длинными, волочащимися по земле рукавами вязнет по колено в грязи и над ним потешаются его приятели в таких же халатах. Кто все эти люди и почему они так одеты? Эту картину о повседневной жизни москвичей в XVII веке написал художник Андрей Рябушкин в конце XIX века, но могли ли простолюдины той эпохи так одеваться? «Большой музей» разобрался, как «Московская улица XVII века в праздничный день» соотносится с реалиями того времени.
Право изображать жизнь
Живописцы на Руси до XVIII века рисовали святых и сцены из Библии, а на обычных людей и их повседневные занятия внимания не обращали. С XVII века известны парсуны: по технике и композиционным решениям они представляли собой переходный этап между иконой и светским портретом. В первой четверти XVIII века Петр I отправил российских художников учиться в Европу — так зародилась академическая живопись. Но обычным человеком она тоже не интересовалась — авторы изображали лишь людей высокородного происхождения, состоятельных и знаменитых.
В XIX веке художники получали высшее образование дольше, чем сегодня врачи, — в Академии художеств Санкт-Петербурга учились 8–15 лет. На протяжении этого периода студенты, следуя законам академизма, вновь и вновь обращались исключительно к античным и библейским темам.
В 1863 году Совет Академии отклонил просьбу 14 лучших учеников, среди которых были Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, дать им возможность во время соревнования за первую золотую медаль свободно выбирать тему. В результате художники демонстративно покинули Академию и стали известны как передвижники. Одновременно в 1866 году было основано Императорское Русское историческое общество, что отразило изменения в общественном восприятии прошлого, — национальные история и культура стали предметами для изучения и сохранения. Расцвет творчества Андрея Рябушкина пришелся на последнюю треть XIX века: к этому времени художники уже добились права рисовать сцены из жизни простых людей.
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Узкие улицы и грязные мостовые: Москва XVII века
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Сюжет «Московской улицы XVII века в праздничный день» напоминает фотографию с изображением повседневной городской жизни. Что мы видим в первую очередь? Люди идут из храма после обедни, торопятся по своим делам, погода плохая, улица превратилась в грязевой поток, по ней трудно проехать даже на лошади. Движения прохожих размашисты — такая пластика характерна для людей физического труда. Мужчины поднимают полы длинной одежды до пояса, чтобы не испачкаться и не промокнуть, рукава их тоже свешиваются до земли. Композиция позволяет разглядеть прохожих и их костюмы, а важные события того времени — Смутное время, церковный раскол и эпидемия чумы — остаются в стороне. В центре внимания художника находится человек. А что мы знаем о жизни обывателя в Москве XVII века?
Москва того времени была плотно застроена одно-двухэтажными деревянными зданиями, хотя появлялись и каменные: на узких улицах теснились мелкие лавки, усадьбы знати и купеческие дома. Город разделялся на слободы (они занимали одну-две улицы), где люди селились согласно происхождению или роду занятий.
В отличие от средневековых европейских городов, улицы Москвы не мостили булыжником, а лишь покрывали деревом, которое от влаги набухало и трескалось, так что после сильного дождя вязли даже лошади. Уличная грязь смешивалась с нечистотами и мусором из частных домов, отходы мясных и рыбных лавок выбрасывались прямо на улицы, а затем попадали в реки. На тот момент в Москве не было ни одного загородного кладбища, зато насчитывалось более 200 кладбищ при приходских церквях. Все это способствовало быстрому распространению инфекций. Во время чумы 1654 года население города значительно сократилось. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, власти в период эпидемии не принимали никаких мер для того, чтобы остановить распространение болезни, продолжая хоронить инфицированные трупы в черте города.
Варвары, враги и бесы: приключения европейского костюма в России
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Почему верхняя одежда всех, кто изображен на картине, такая длинная? Стоглавый собор 1551 года запрещал православным христианам носить «платье и одежду иноверных земель», европейское платье ассоциировалось со всем негативным и греховным. Чтобы у народа не осталось никаких сомнений, иконописцы даже изображали бесов в европейских костюмах.
Царь Алексей Михайлович (1629–1676) был последним из российских правителей, кто запрещал своим подданным носить европейское платье. Приняты были и обратные меры для сохранения национальной целостности: иностранным гостям в Московии патриарх Никон запретил не только носить русскую одежду, но и изучать русский язык.
Известно, что Петр I принудил своих подданных носить европейскую, по немецкому или венгерскому образцу, одежду и брить бороды. Но еще его предшественник, царь Фёдор Михайлович, находясь под влиянием первой жены Агафьи Грушецкой и её польских родственников, в 1680-м приказал придворным носить короткое платье по польско-украинскому образцу. Эти перемены были зафиксированы в записках иностранцев, побывавших в Московии в конце 1680-х. Например, саксонец Георг Шлейсинг отмечал: «Некоторые ходят ещё по старому русскому обычаю в больших широких кафтанах, некоторые — почти так же, как поляки».
Иностранные путешественники в своих сочинениях обращали внимание не только на костюмы жителей Московии, но и на их нравы. Многие замечали, что население Руси не уделяет достаточного внимания изучению иностранных языков и за пределы своей страны не выезжает, в результате чего имеет превратное представление о жителях других стран, считая иностранцев «варварами» и врагами.
Охабень, однорядка или ферезь? Цвет и фасон в одежде допетровской Руси
До петровских реформ начала XVIII века, когда возникло разделение на народный и светский костюм, основным и универсальным элементом одежды для представителей обоих полов всех сословий на Руси была рубаха: у мужчин она доходила до колена или середины бедра, а у женщин — до щиколоток. Если европейское платье, которое после реформ обязаны были носить все горожане, подчёркивало форму тела, то народная одежда фигуру скрывала.
Традиционный трапециевидный силуэт в женской одежде достигался за счет сборок или клиньев, которыми надставлялись боковые швы. Платье обычно состояло из трёх слоев одежды — исподней, комнатной и уличной. Если женщина носила две рубахи, нижнюю и верхнюю, то подпоясывалась только нижняя — пояс служил оберегом.
Просторная многослойная одежда создавала видимость дородной фигуры, что считалось женским достоинством. Подвенечная нательная рубаха иногда сохранялась, чтобы стать погребальной одеждой. Магазины готового платья появились гораздо позже, поэтому в простых семьях изготовление всей одежды ещё пару столетий оставалось женской обязанностью.
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Вернёмся к картине Андрея Рябушкина и рассмотрим, во что же одеты прохожие.
Прежде всего привлекает внимание девушка в красном одеянии, похожем на халат или кафтан, застёгнутом на крупные металлические пуговицы. В одной руке она сжимает свечку и, возможно, просфору, другой подбирает полы длинной одежды, пробираясь через грязь. Из-под красного одеяния выглядывает вышитый подол рубахи, на голове белый платок в золотых узорах. Как называлась эта верхняя одежда и могла ли она на самом деле быть такой яркой?
На этот вопрос отвечает Юлия Демиденко, историк моды и ведущий научный сотрудник Русского музея в Санкт-Петербурге: «Эта странная одежда, на мой взгляд, больше всего похожа на однорядку — её как раз носили в плохую погоду. Без воротника может быть ещё ферезь (она могла быть и мужской, и женской), её тоже шили из красного сукна. В Государственном историческом музее есть одна вещь XVII века, которую атрибутировали как телогрею (она широкая внизу, с откидными рукавами до самого пола), но кто-то из историков её же назвал опашнем — с одеждой этого исторического периода не всё так однозначно.
Вообще Рябушкин реконструировал костюм по материалам историков, даже можно понять, что откуда, например, о пуговицах размером с грецкий орех сообщал в своем сочинении “О государстве Русском” агент Англо-Московской торговой компании Джайлс Флетчер. Но тут пуговицы очень крупные, и петли смущают, потому что нет обычных для такой одежды навесных петель, а разрезы никак не оформлены. Что касается интенсивности цвета, то натуральные красители могли давать достаточно яркие цвета: вишнёвый, зелёный, кумачовый. Нитки в тканых узорах XVIII века и однотонные бархаты этого периода тоже очень яркие».
У всех кафтанов (будем для простоты так называть всю длиннополую одежду с длинными рукавами, раз и специалисты не могут договориться), изображённых на картине, видно подкладку. Если основная ткань этого одеяния однотонная и преимущественно тёмная, то подкладка — светлая и весёлая. «Дошедшие до нас предметы верхней простонародной одежды произведены в основном в XVIII-XIX веках и подкладка в них выполнена из набойки, — добавляет Демиденко. — Причём подкладка иногда представляет больший интерес, чем парча, из которой сшито изделие. Ткань, на которую наносился набивной рисунок, могла быть любой: разные по толщине и выделке льняные холсты или ряднина (холст из пеньки или конопли), а для зимних вещей — даже шерсть (сермяга)».
Монополия на штаны
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Если женщинам из белья полагалось носить лишь рубаху, то мужчинам повезло больше — у них были порты. Штаны в народной культуре ассоциировались с мужским началом, в XVII веке носить их начинали с пяти-семи лет, а в более ранние периоды — лишь при достижении брачного возраста, или даже после свадьбы. Первые порты шила мальчику мать или крёстная, а девушка должна была сшить порты жениху еще до свадьбы.
Ношение поясной одежды, то есть предметов, фиксирующихся на талии или бедрах, вообще связывалось в традиционной культуре с детородным возрастом — выражение «она надела юбку» означало, что женщина просватана. Поэтому в пожилом возрасте (с утерей фертильности) происходит отказ от ношения портов среди мужчин и понёв (юбок с разрезом) — среди женщин. В народной культуре штаны использовались в обрядах, связанных с урожаем, а отцовские порты становились оберегом во время родов в особенно сложных случаях — в них заворачивали новорождённого, если дети в этой семье ранее умирали (обычно ребёнка заворачивали в отцовскую рубаху).
Иностранцы, посещавшие Московию в XVI-XVII века, в своих записках отмечали явное азиатское влияние на одежду местных жителей. Шаровары, какие мы видим, например, на фигуре слева, повёрнутой к нам спиной, — зелёные с жёлтым растительным орнаментом — это влияние монгольской моды. Обычные штаны сверху тоже были широки, собирались в складки по кулиске на гашник, который представлял собой плетеный пояс или ленту, то есть обхват талии можно было регулировать.
Парча на грязной улице
Андрей Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895 год © Русский музей: виртуальный филиал
Среди прочих персонажей картины, верхняя одежда которых однотонна, выделяется женщина в светло-оранжевом одеянии, украшенном растительным узором. По мнению Юлии Демиденко, художник пытается изобразить здесь что-то вроде парчи или глазетного шёлка (парча с шёлковой основой и золотым или серебряным утком — нитями, направленными поперёк тканой основы). Могли ли обыватели в действительности носить такую одежду?
«Рябушкин, очевидно, хотел сделать акцент на контрасте узорочья и ярких цветов с непролазной грязью. Но тут точно искажает историческую правду: изображаемая им одежда из парчи была слишком дорогой, женщина в ней должна быть боярыней, а она вряд ли полезла бы в грязь, да и вообще из терема в непогоду ей выходить незачем. Не говоря уже о том, что знатные русские женщины жили по большей части затворницами, что отмечалось многими иностранцами. Выезжали они из дома в возках (слово “карета” еще не использовали), пешком одни скорее всего далеко от дома не отходили». — отвечает историк моды.
Но кто тогда все эти люди? Если это простолюдины, то не слишком ли красиво и аккуратно они одеты? Можно ли определить их социальный статус по элементам костюма, качеству тканей и их отделке? Похоже, Андрей Рябушкин из-за недостатка информации о повседневной жизни эпохи невольно вводит зрителя в заблуждение, и изображённой на его полотне жанровой сцене нельзя верить.
Вот что об этом говорит Юлия Демиденко: «Мы не знаем, как одевались обычные люди в XVII веке — у нас нет достаточно надёжных источников. Из сохранившихся вещей мы имеем одежды бояр и царей, и одежда это относилась, очевидно, к парадному одеянию. Сейчас нам доступны ещё вещи, которые привозились из первых этнографических экспедиций по Русскому Северу — этот регион особенно важен, считалось, что там из-за отдалённости от Золотой Орды дольше сохранялись наиболее старые формы одежды, но всегда ли это справедливо, тоже вопрос.
Оттуда привозили также парадные и нарядные женские костюмы, которые передавались из поколения в поколение — они сохранились, потому что их редко надевали. Кроме того, есть увражи (особый вид иллюстрированных изданий) про быт и нравы русского народа, которые в XVIII веке рисовали иностранные художники в России. На них как раз изображается праздничный быт народа, но и тут есть опасность — художники, рисуя одежду, часто сильно модифицируют её под моду своего времени. Допетровский костюм нуждается сейчас в переосмыслении и очень внимательном изучении, существует масса письменных источников, но их необходимо соотнести с изобразительными — понятия, обозначающие те или иные формы одежды, очень сильно менялись со временем».
История одежды — Краеведение
Тим Ламберт
Египетская одежда
Неудивительно, учитывая жаркий климат, что египтяне носили только легкую одежду. Мужчины носили набедренную повязку и что-то вроде килта. Женщины носили платья с бретельками. Одежду шили из льна или хлопка. Позже в египетской истории одежда стала более сложной и красочной.
Египтяне брили волосы и носили парики. Детям брили головы, чтобы не завелись вши (хотя у них обычно оставляли косу сбоку головы). Для детей было нормальным ходить голыми. Большинство людей большую часть времени ходили босиком, но иногда они носили сандалии, сделанные из папируса.
Египтяне носили украшения. Те, кто мог себе это позволить, носили украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Бедняки носили украшения из меди или бронзы. И мужчины, и женщины носили макияж.
Древнегреческая одежда
Несмотря на теплый климат, гречанки носили одежду, закрывающую большую часть тела. Первоначально гречанки носили пеплос. Это был прямоугольник ткани, сложенный и сколотый. Он был завязан на талии. Позже гречанки стали носить длинную тунику, называемую хитоном. Женщины также носили плащи, называемые гиматионами. Женщины носили такие украшения, как ожерелья, браслеты и ножные браслеты. Богатые женщины носили зонтики, чтобы защитить себя от солнца.
Женщины не стриглись, если не были в трауре. Его носили в разных стилях.
Древнегреческая женщина
Греческие мужчины носили простые шерстяные туники, завязывавшиеся на талии. Мужчины также носили плащи, называемые гиматионами, а если они путешествовали, то надевали шляпы с широкими полями. Хотя простые греки носили одежду из шерсти или льна, богатые могли позволить себе хлопок и шелк.
Римская одежда
Римские мужчины носили туники. Римские граждане носили полукруглый кусок ткани, называемый тогой. Он был перекинут через одно плечо. Мужчины носили белые тоги из шерсти или льна. Сенаторы носили тогу с пурпурной полосой как знак своего ранга. Женщины носили длинные платья, называемые столой, окрашенные в разные цвета. Часто носили длинную шаль, называемую палла.
Обычные римляне носили одежду из шерсти или льна, но богатые могли позволить себе хлопок и шелк. Римская одежда скреплялась булавками и брошками. И мужчины, и женщины носили парики и вставные зубы.
Саксонская Одежда
Саксонская одежда была базовой. Саксонские мужчины носили рубашку и тунику. Они носили брюки, похожие на одежду, называемую бриджами. Иногда они доходили до щиколотки, а иногда были шортами. Мужчины могут носить шерстяные леггинсы, удерживаемые кожаными подвязками. На них были плащи, скрепленные брошками. Саксонские женщины носили длинную льняную одежду с длинной туникой поверх нее. Они также носили мантии. И мужчины, и женщины использовали гребни из кости или рога.
Средневековая одежда
В 12-м и 13-м веках одежда была довольно простой. В Средние века мужчины носили туники. Некоторые мужчины носили шорты, и все носили «шланги» (колготки или чулки).
Средневековые женщины носили льняные одежды, похожие на ночные рубашки. Однако трусов они не носили. Они носили длинную тунику (до щиколоток) и поверх нее другую одежду, халат. Женщины держали свои платья поясом, завязанным вокруг талии.
В Средние века оба пола носили одежду из шерсти, но она различалась по качеству. Шерсть может быть тонкой и дорогой или грубой и дешевой. С середины 14 века законы устанавливали, какие материалы могут носить разные классы, чтобы средний класс не одевался «выше себя». (Бедные люди все равно не могли позволить себе носить дорогую одежду!). Однако большинство людей игнорировали закон и носили любую одежду, какую хотели.
В конце 14-го и 15-го века одежда стала намного более сложной. Началась мода в современном понимании. Для богатых стили менялись быстро. Женщины носили сложные шляпы, а мужчины носили длинные остроносые туфли, называемые краковами. Бедняки носили практичную одежду. Если было мокро и грязно, они носили деревянные башмаки.
Одежда ацтеков
Различные классы ацтеков носили разную одежду. Ацтеки высшего сословия носили хлопчатобумажную одежду и головные уборы из перьев. Обычные люди носили одежду из волокна растения агавы. Мужчины носили набедренные повязки и плащи, завязанные узлом на одном плече. Женщины носили юбки с запахом и туники с короткими рукавами. Замужние женщины завивали волосы на макушке.
По закону только ацтеки из высшего сословия могли носить хлопок. Если простолюдины носили хлопчатобумажную одежду, их могли казнить. Женщины ацтеков ткали одежду в собственных домах.
Одежда инков
Инки шили одежду из шерсти или (в более теплых районах) из хлопка. Обычные люди носили грубую шерсть альпаки, а дворяне носили тонкую шерсть викуньи. Мужчины инков носили набедренные повязки и туники. Дворяне инков носили золотые затычки для ушей. Женщины инков носили длинное платье с плащом поверху, застегивающимся брошью.
Одежда майя
Живущие в жарком климате представители обоих полов носили простую хлопчатобумажную одежду. Мужчины носили набедренную повязку. Женщины носили длинное хлопчатобумажное платье, называемое уипиль. Если становилось холодно, оба пола надевали плащ, называемый мантой. Майя носили кожаные сандалии.
Майя были невысокими коренастыми людьми с темными волосами. Оба пола носили длинные волосы, завязанные сзади. Они считали, что приплюснутые лбы — это красиво. Пока их черепа были еще мягкими, к ним прикрепляли деревянные каркасы, чтобы сгладить их. Майя также считали косоглазие привлекательным. Поэтому они привязывали бусину к передней части головы ребенка, чтобы она свисала между их глазами. У ребенка будет косоглазие, если он посмотрит на бусинку. Майя также наносили себе татуировки и подпиливали зубы.
Дворяне майя намазывали носы глиной, чтобы получился длинный гребень. Богатые майя также носили украшения из нефрита. Майя также охотились на ара и попугаев из-за их перьев, которые использовались для изготовления головных уборов.
Одежда 16-го века
Для богатых Тюдоров мода была очень важна. Их одежда была очень изысканной. Для бедняков одежда должна была быть жесткой и практичной. Все классы носили шерсть. Однако качество было разным. Богатые носили качественную шерсть. Бедняки носили грубую шерсть.
Из льна шили рубашки и нижнее белье. Однако только богатые могли позволить себе одежду из хлопка и шелка. Богатые Тюдоры также расшивали свою одежду шелковыми, золотыми или серебряными нитями. Богатые женщины 16 века носили шелковые чулки.
В 16 веке мужчины носили короткую брючную одежду, называемую бриджами. Они также носили облегающие куртки, называемые дублетами. Поверх дублета надевали еще одну куртку, называемую курткой. Поверх куртки богатые мужчины носили платье, а позже, в 16 веке, плащ или накидку.
Однако вместо дублета многие рабочие носили свободный китель. В нем было легче работать. Некоторые рабочие носили кожаную куртку, называемую желтой курткой. Мужчины также носили чулки или шерстяные носки, которые назывались чулками.
В 16 веке женщины носили своего рода нижнюю юбку, называемую блузой или рубашкой, из льна или шерсти, поверх которой надевали шерстяное платье. Женское платье состояло из двух частей: лифа и юбки. Рукава держались на шнурках и могли отстегиваться. Рабочие женщины носили льняной фартук.
В конце 16 века многие женщины носили под платьем каркас из китового уса или дерева, который назывался фартингейл. Если они не могли позволить себе фартингейл, женщины носили на талии мягкий валик, называемый булавкой. В 16 веке женщины не носили трусов. Однако мужчины иногда носили льняные шорты.
В 16 веке все носили головные уборы. Бедные женщины часто носили льняную шапочку, называемую чепчиком. После 1572 года по закону все мужчины, кроме дворян, должны были носить по воскресеньям шерстяную шапку. Этот закон был принят, чтобы дать производителям шерстяных шапок много работы!
В 16 веке пуговицы обычно использовались для украшения. Одежду часто скрепляли шнурками или булавками. Меха во времена Тюдоров включали кошку, кролика, бобра, медведя, барсука и хорька.
Тюдоры использовали в основном растительные красители, такие как марена для красного, вайда для синего или грецкий орех для коричневого. Тем не менее, вы должны использовать химическое вещество, называемое протравой, чтобы «закрепить» краситель. Морилка изменила цвет красителя, например. растение, называемое сваркой, использовалось с квасцами для получения желтого цвета, но при использовании с железом или оловом оно давало оттенки зеленого.
Самыми дорогими красителями были ярко-красный, фиолетовый и индиго. Бедняки часто носили коричневую, желтую или синюю одежду. Кстати, в 16 веке алым цветом не называли, а называли тонкую, дорогую шерсть.
Женщины, которые могли себе это позволить, вешали на пояс баночку с душистыми специями. Это называлось помандер, и он маскировал ужасные запахи на улицах!
Женщины эпохи Тюдоров
Одежда 17 века
В начале 17 века мужчины носили накрахмаленные воротники, называемые ершами. Женщины носили под платья каркасы из дерева или китового уса. Однако вскоре от фартингейла отказались, а воротник превратился в большой кружевной воротник (для тех, кто мог себе это позволить!).
В 17 веке мужчины носили бриджи длиной до колен, похожие на брюки. Они также носили чулки и сапоги. На верхней части тела мужчины носили льняные рубашки. В начале 17 века они носили своего рода куртку, называемую дублетом, с накидкой сверху. Мужчины носили длинные волосы. Они также носили бороды.
В конце 17 века мужской камзол стал жилетом, поверх которого мужчины носили сюртук. С бриджами это было похоже на костюм-тройку. Теперь мужчины были чисто выбриты и носили парики.
Женщины носили льняную ночную рубашку, называемую рубашкой. Поверх них надевали длинные платья. Платье состояло из двух частей: корсажа и юбки. Иногда женщины носили две юбки. Верхняя юбка была собрана, чтобы открыть нижнюю юбку.
С середины XVII века среди женщин стало модным носить на лице черные пятна в виде звездочек или полумесяцев.
Одежда 18-го века
В 18-м веке мужчины носили бриджи и чулки, похожие на брюки до колен. Они также носили жилеты и сюртуки. Они носили льняные рубашки. И мужчины, и женщины носили парики, а у мужчин были популярны треугольные шляпы. Мужчины носили обувь с пряжками. Цилиндр был изобретен в 179 г.7.
В 18 веке женщины носили корсаж (лиф с полосками из китового уса) и нижние юбки с кринолинами под платьем. Однако в 18 веке женщины трусов не носили.
Модницы носили складные веера. Мода была очень важна для богатых, но одежда бедняков почти не менялась.
Одежда 19 века
В 19 веке, помимо хлопчатобумажных рубашек, мужская одежда состояла из трех частей. В 18 веке носили бриджи до колен, а в 19ХХ века мужчины носили брюки. Они также носили жилеты и пальто. Котелок был изобретен в 1849 году. В 1822 году Альберт Терстон изобрел подтяжки (известные в Великобритании как подтяжки).
В начале 19 века женщины носили легкие платья. В 1830-х годах у них были пышные рукава. В 1850-х годах они носили под юбками каркасы из китового уса или стальной проволоки, называемые кринолинами. В конце 1860-х годов викторианские женщины стали носить своего рода полукринолин. Передняя часть юбки была плоской, но сзади она выпирала наружу. Это называлось суетой и исчезло в 1890 с. Около 1800 женщин начали носить нижнее белье.
В 19 веке люди всех сословий носили головные уборы. Состоятельные мужчины носили цилиндры. Мужчины среднего класса носили шляпы-котелки, а рабочие носили матерчатые кепки.
До 19 века дети всегда одевались как маленькие взрослые. В том же столетии появилась первая одежда, сшитая специально для детей – матроски.
Ряд изобретений, связанных с одеждой, был сделан в 19 веке. В 1807 году Джеймс Винтер изобрел осла в перчатках. В то время все перчатки шились вручную. Его приспособление представляло собой своеобразный зажим, который удерживал перчатку и позволял шиться канализации быстрее и ровнее. Томас Хэнкок изобрел резинку в 1820 году. Английская булавка была изобретена в 1849 году.Уолтер Хант. Электрический утюг был изобретен Генри Сили в 1882 году, но он не получил широкого распространения до 1930-х годов. Исаак Зингер запатентовал первую практичную швейную машину в 1851 году.
Первая застежка-молния была изобретена в 1893 году Уиткомбом Джадсоном. Улучшенная версия была запатентована в 1917 году Гидеоном Сундбэком. Луиза Остин запатентовала ножницы для розжига в 1893 году. Между тем, в 1863 году Баттерик сделал первую бумажную выкройку платья.
Одежда 20 века
В начале 20 века модные мужчины носили брюки, жилеты и пальто. Они носили цилиндры или хомбурги.
В 1900 году женщины носили длинные платья. Женщинам было неприемлемо показывать свои ноги. С 1910 года женщины носили короткие юбки. Они были настолько узкими, что женщины могли только «ковылять» в них. Однако во время Первой мировой войны женская одежда стала более практичной.
Между тем, в 1903 году Альберт Паркхаус изобрел вешалку для одежды. Затем, в 1913 году, Мэри Фелпс Джейкоб изобрела современный бюстгальтер. Она использовала два носовых платка, соединенных лентами.
В 19 веке женщины носили трусы, которые заканчивались значительно ниже колена. Однако в течение 19Трусики 20-х годов стали короче. Они заканчивались выше колена. В середине 20 века трусы носили молодые женщины.
Революция в женской одежде произошла в 1925 году. Тогда женщины стали носить юбки до колен. В середине и конце 1920-х годов для женщин было модно выглядеть по-мальчишески. Однако в 1930-е годы женская одежда стала более консервативной.
Во время Второй мировой войны пришлось экономить материал, поэтому юбки были короче. В Британии одежда была нормирована с 1941 по 19 гг.49. Между тем, бикини было изобретено в 1946 году. В 1947 году Кристиан Диор представил New Look с длинными юбками и узкой талией, создающими фигуру «песочные часы».
В 1950-е годы женская одежда была пышной и женственной. Однако в 1965 году Мэри Куант изобрела мини-юбку, и одежда стала еще более неформальной.
После Первой мировой войны мужская одежда стала менее неформальной и более повседневной. В 1920-е годы в моде были широкие брюки, называемые «оксфордскими сумками». Мужчины также часто носили пуловеры вместо жилетов.
В 19 веке мужское нижнее белье покрывало почти все тело, простираясь от щиколоток до шеи и запястий. Однако в 1920-е годы стали носить шорты, заканчивавшиеся выше колена, и безрукавки. Первые y-fronts поступили в продажу в середине 1930-х годов.
Во второй половине 20 века одежда для обоих полов стала настолько разнообразной, а мода менялась так быстро, что перечислять их все было бы слишком долго. Одним из самых больших изменений стала доступность искусственных волокон. Нейлон был впервые изготовлен в 1935 Уоллеса Карозерса. Полиэстер был изобретен в 1941 году. Он стал распространенным в 1950-х годах. Винил (заменитель кожи) был изобретен в 1924 году. Кроссовки были разработаны в 1949 году Адольфом Дасслером.
Последняя редакция 2022
17 век | Fashion History Timeline
Decade Overviews
1600-1609
1610-1619
1620-1629
1630-1639
1640-1649
1650-1659
1660-1669
1670-1679
1680-1689
1690-1699
Bibliography
У вас есть источник, который вы не видите здесь? Свяжитесь с нами!
По десятилетиям
Также смотрите обзоры отдельных десятилетий выше для получения дополнительных ресурсов… или просмотрите нашу библиотеку Zotero.
Фильмография
У вас есть фильм, который вы можете не смотреть здесь? Свяжитесь с нами!
Записи на дату
Эта неизвестная, экстравагантно одетая женщина носит одежду, похожую на одежду королевы Елизаветы I, что долгое время вызывало путаницу в отношении личности натурщицы.
В первом десятилетии 17-го века продолжались многие елизаветинские тенденции с небольшими изменениями в длине юбки, форме рукава и типе воротника.
Мода 1610-х годов стала свидетелем постепенного смягчения силуэта, поскольку женщины начали отказываться от своих фартингейлов, а мужские бриджи стали более мешковатыми.
Изабелла Клара Евгения, написанная Питером Паулем Рубенсом в 1615 году, носит в основном модные наряды начала 17 века.
В 1620-х годах рукава из баранины стали использоваться как в мужской, так и в женской одежде; в то время как мужская одежда приобрела элегантную, более длинную линию, женское платье стало с высокой талией и более полным.
Генуэзская дворянка (1625-1627), картина Антониса Ван Дейка, отражает тенденции в одежде начала 17 века, особенно в районе Генуи, такие как богатые шелка, украшенные металлическим кружевом, накрахмаленные рюши и глубокий V-образный лиф.
Король Карл I на портрете Даниэля Мейтенса 1629 года олицетворяет моду 1620-30-х годов с его камзолом, полными бриджами и перчатками с перчатками, сделанными из лучших материалов.
Для мужчин 1630-е были веком кожи, длинных замков и кружев, в то время как женщины блистали в мягком атласе и обилии собственного кружева.
Мария Трип, написанная голландским художником Рембрандтом, носит очень модные и дорогие одежды 17-го века.
В 1640-х годах в женской одежде наблюдалась тенденция к более мягкому и немного простому направлению, с глубоким вырезом и пышными рукавами длиной три четверти, часто из атласа одного цвета. Когда большая часть Европы находилась в состоянии войны, мужская одежда приобрела более милитаристский оттенок и параллельное упрощение, а в Англии широко распространилось ношение желтовато-коричневых пальто.
Очень успешный амстердамский художник Фердинанд Бол, как и Рембрандт, прославился подробным описанием своих натурщиков, в частности, портретами женщин. Как это типично для портретов помолвки, это изображение демонстрирует богатство натурщицы через ее роскошные ткани и украшения.
Портрет Диего Бембы 1643 года, наряду с портретами Педро Сунды и Мигеля де Кастро, представляет собой ранний пример культурного обмена, когда африканские послы облачаются в европейские костюмы, чтобы создать тщательно подобранный образ культурной столицы.
На этом величественном портрете Диего Веласкеса изображен его порабощенный чернокожий помощник Хуан де Пареха, который сам по себе был искусным художником.
Женские лифы, удлиненные в 1650-х годах, доходящие до точки спереди, но в целом очень медленно развивались по сравнению с модой предыдущего десятилетия; в то время как мужские дублеты радикально уменьшились, а их бриджи расширились, сильно украшенные петлями из лент. Когда Англия находится под контролем Кромвеля, Франция берет на себя ведущую роль в моде.
В 1660-х годах мужская и женская мода приобрела дополнительную экстравагантность. Шелковая парча снова стала модной для женской одежды, а энтузиазм по поводу лент в мужской одежде достиг своего пика. К концу десятилетия дублет заменил новый стиль длинного пальто без воротника.
В женской одежде 1670-х годов появились верхние юбки с петлями, а также растущий интерес к парчовым тканям. Мужчины того периода повсеместно носили длинное пальто без воротника (известное как justaucorps), а пышные вьющиеся парики стали доминирующей прической.
«Юдифь» Ван дер Неера представляет собой образ библейского персонажа 17-го века и наполнен восхитительными деталями современной моды.
В 1680-х годах доминирующей одеждой для женщин стала суетливая и строгая мантуя, часто из темной шелковой парчи. Мужчины продолжали носить джустокорпус, который теперь был слегка притален в талии, с кружевным галстуком и кудрявым париком с длинным низом.
Женский силуэт 1690-х годов был чрезвычайно вертикальным и линейным, с длинной мантуей, усиленной возвышающимся кружевным головным убором с фонтанчиком. Более скромные жакетные лифы мантуи часто приписывают влиянию мадам де Ментенон, тайной жены короля Людовика XIV. Мужские пальто получили более пышные юбки, а их парики теперь были двухконечными, а к концу века напудренными серыми или белыми.
Во время Реставрации Англии молодая и красивая крестьянка по имени Эмбер Сент-Клер соблазняет свой путь в Букингемский дворец, но по пути теряет свою первую настоящую любовь.
Рекомендуемые источники исследований из базы данных источников
Политика конфиденциальности
Хронология истории моды — это проект отдела истории искусств FIT.