Одежда в Древней Греции — HiSoUR История культуры
Одежда в старинном стиле Греция прежде всего состояли из хитона, peplos, аниса и хламиса. Древнегреческие мужчины и женщины, как правило, носили два предмета одежды, обернутые вокруг тела: нижнее белье (хитон или peplos) и плащ (мантия или хламис). Одежда обычно была домашней из различных длин прямоугольного полотна или шерстяной ткани с небольшим вырезом или шитьем и закреплена декоративными застежками или штифтами, поясом или поясом (зоной). Куски, как правило, взаимозаменяемы между мужчинами и женщинами.
Хотя с этого периода не сохранилось никакой одежды, описания существуют в современных рассказах и художественных изображениях. Одежда была в основном домашней, и часто служила многим целям (например, постельные принадлежности). Обычная одежда того времени была белой, иногда включающей декоративные рамки. Имеются доказательства сложного дизайна и ярких цветов, но они были менее распространены.
История и типы
Хитон
Хиттон был простой одеждой туники из легкого белья, которую носили оба пола и все возрасты. Он состоял из широкой, прямоугольной трубки материала, закрепленной вдоль плеч и плеч с помощью ряда крепежных элементов. Титоны обычно падали на лодыжки владельца, но более короткие хитоны иногда носились во время активных действий спортсменов, воинов или рабов.
Часто избыточная ткань была натянута поверх пояса или пояса, который был закреплен вокруг талии (см. Колпос). Чтобы иметь дело с маслом, иногда ремень или анамашалистер носили на шее, подносили под мышками, пересекали в спину и завязывали спереди. Могину или плащ можно было носить поверх хитона.
Существует два типа хитонов — дорический и ионный. Дорический хитон «без рукавов», поскольку рукавная технология еще не была создана. Подобно тому, что на кариатиде справа, дорический хитон имеет складку наверху или апоптигму, прикреплен с фибулами на плечах и подпоясан на талии. В отличие от дорического хитона, ионный хитон не имеет апоптигмы и представляет собой достаточно длинный прямоугольник из ткани, который при складывании пополам может заполнить размах крыльев. Перед тем, как были сформированы формы рукавов, греки приложили фибулы (древние греческие штыри) до обоих рук, чтобы присоединиться к переднему и заднему краям ткани. Ионный хитон также был опоясан на талии.
пеплум
Будучи предшественником этого вопроса, peplos был квадратным куском ткани, которая изначально носилась над хитоном. Верхнюю треть ткани сгибали и прижимали к обеим плечам, оставляя ткань открытой с одной стороны. Иногда peplos носили отдельно как альтернативную форму хитона. Как и в случае с хитоном, часто пояса пояса или пояса использовались для закрепления складок на талии.
гиматии
Это была простая верхняя одежда, надетая на peplos или хитон. Он состоял из тяжелого прямоугольного материала, проходящего под левой рукой и закрепленного на правом плече. Плащ будет скручен вокруг ремня, который также проходит под левой рукой и над правым плечом. Более холодная погода носилась в холодную погоду.
Могут быть подняты над головой, чтобы покрыть владельца, когда они были преодолены эмоциями или стыдом.
Chlamys
Хламис был бесшовным прямоугольником из шерстяного материала, который носили мужчины для военных или охотничьих целей. Он носился как плащ и закреплялся на правом плече с брошкой или кнопкой.
Хламиды были типичной греческой военной одеждой с 5 по 3 век до нашей эры.
Нижнее белье
Женщины часто носили строп, лифчик времени, под одеждой. Стропила была широкой полосой из шерсти или льна, обернутой через грудь и связанной между лопатками.
Мужчины и женщины иногда носили треугольные набедренные повязки, называемые перизомой, как нижнее белье.
Крепеж и кнопки
Поскольку одежда была редко вырезана или сшита, крепежные элементы и кнопки часто использовались для хранения одежды на месте. Были использованы небольшие кнопки, штифты и броши.
Большие штифты, называемые peronai или fibulae, носились на плечах, вниз, чтобы держать хитон или peplos на месте.
Обувь
Женщины и мужчины обычно носили сандалии, тапочки, мягкие ботинки или сапоги. Дома они обычно ходили босиком.
Ювелирные изделия
Украшение в виде украшений, сложных причесок и макияжа было общим для женщин. Маленькие золотые украшения будут сшиты на их одежде и будут блестеть по мере их перемещения.
ткань
Древнегреческая одежда была сделана из шелка, льна и чаще всего из шерсти. Производство ткани было долгим и утомительным процессом, делая одежду готовой одежды дорогой. Социально признано, что текстильное производство было в первую очередь ответственностью женщин, а производство высококачественного текстиля рассматривалось как достижение для женщин с высоким статусом. После изготовления ткань редко срезали. Бесшовные прямоугольники ткани были драпированы на корпусе различными способами при небольшом шитье.
Древняя Греция / История костюма и украшений / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения
Культ человеческого тела
В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела. Идеал красоты описан и в поэзии Гомера, в драматических произведениях, в работах философов, историков и летописцев.
Красоте придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (Троянская война). Помимо красоты образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина и добро, которые находились в тесном единстве.
Представление о красоте ассоциировалось с положительными нравственными качествами. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания.
Драпировка — основа древнегреческого костюма
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки.
Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Форма предмета доминировала над его декором.
Форма или отсутствие кроя одежды
Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно это касается эпохи классики, когда пропорции, масштабность, форма приобрели огромное значение. Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи — каннелированной колонной (ствол которой прорезан вертикальными желобками) дорического ордера.
Первоначально вариантов греческого костюма было два: ионический и дорический (по названию племен и их территориальной принадлежности). Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща или накидки.
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Кольцо из золота с бриллиантами из коллекции «Троя»
Фактуры, цвет, орнамент
Греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани. Чаще всего лен и шерсть. Их ткали ручным способом. Изначально греки носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета, но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы.
В период архаики и ранней классики (VII век до н. э.— начало V века до н. э.) предпочтительными были оттенки голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.
Самым престижным цветом, цветом аристократии, считался белый. Траурными считались серый и коричневый цвета. Зеленый, серый и коричневые цвета были цветами сельских жителей.
В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так, спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.
По краю одежд пускали орнамент, а на поле вышивали цветы, звезды, сцены битв или изображения богов. Крупный рисунок преобладал вплоть до V–IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с орнаментом по краю.
Коллекция ювелирных украшений «Троя»
R5470-6780
359 800 ₽
R6412-8599
124 700 ₽
R6411-8598
130 320 ₽
R4176-6563
177 600 ₽
E6324-8460
75 000 ₽
B5475-7201
729 630 ₽
E6325-8461
Под заказ
E6337-8474
68 700 ₽
R5467-6776
309 000 ₽
R6301-8421
Под заказ
Все изделия коллекции
Орнамент был подчинен ритму, раппорт строился по горизонтали. Узоры орнамента, связанные с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер, самые распространенные — это меандр, критская волна, пальметта. Вначале орнаменты были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
В классический период (V — IV вв. до н. э.) в Грецию через Афины и Коринф стали завозить готовую одежду из ценных тканей: хлопчатобумажных из Индии, шелковых — из Сирии, узорчатых — из Персии, пурпурных из Финикии. Клечатые пёстрые и яркие одежды, имевшие азиатское происхождение, быстро обрели популярность. Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами.
При культивируемой тяге к простоте, одежда в древней Греции была практически единственным способом заявить о своем вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. На самом деле драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.
Мужская одежда
Самым древним видом греческой одежды, распространившейся от дорийцев, была хлайна. Она служила и верхней, и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну надевали хитон. Он служил нижней одеждой.
Хитон — это прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.
Различали дорический хитон — он был коротким (достигающим колен) и узким (около метра). Такой хитон использовали как домашнюю одежду — выходить только в нем на улицу было не принято.
Ионический хитон, вошедший в моду в VI веке до н. э. у восточного племени ионийцев. Он был длинным и закрытым: свободную сторону хитона скрепляли с помощью шнурков или застежек, оставляя разрез для руки. Такой хитон чаще носили старики, женщины, государственные деятели, аристократы, участники священных игр. Выполнялся из двух кусков ткани иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече не одной, а несколькими заколками. При этом из складок получались рукава длиной иногда до локтя.
Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече и простейшим вариантом такой одежды был экзомис.
Экзомис — хитон с концами, связанными на одном плече, оставляющий открытой руку, вместе с половиной груди — был одеждой сельских жителей и рабов, также мог использоваться как спортивная одежда. Изготавливался из грубой ворсистой шерсти.
Верхней одеждой у древних греков был гиматий или гиматион. Гиматий — архаичный длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. По форме он также представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Иногда его носили без хитона. Гиматий мог драпироваться разными способами вокруг тела, но чаще всего один его конец перекидывали через левое плечо, основное полотнище протягивали через спину под правую руку и закидывали второй конец на то же левое плечо. Дорический гиматий (аналог древней хлайны) сохранился до позднего времени лишь у спартанцев.
Верхней одеждой греческих аристократов и царей был вариант гиматия фарос — роскошный двойной плащ из египетского полотна, чаще всего пурпурного цвета. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламида также состояла из прямоугольного куска ткани. Её носили во время охоты, на войне, а также путешественники и пастухи. Еще её использовали для спортивных состязаний (в этом случае она была единственным одеянием). В Афинах хламиду носили только юноши, а в Спарте и взрослые граждане тоже. К хламиде полагалась шляпа петас, которая представляла собой войлочную круглую шапочку с полями и без.
В VII — VI вв. до н. э. мужчины носили набедренную повязку, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э. До войн с персами (IV вв. до н. э.) было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины.
В эпоху эллинизма (III — I вв. до н. э.) в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.
Коллекция ювелирных украшений «Троя»
R5469-6722
329 600 ₽
R5470-6780
359 800 ₽
E6322-8458
172 000 ₽
R6960-9575
56 500 ₽
R5467-6776
309 000 ₽
R6303-8423
Под заказ
R5471-6880
Под заказ
R6301-8421
Под заказ
B5475-7201
729 630 ₽
R6304-8424
Под заказ
Все изделия коллекции
Женская одежда
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако женский костюм был более закрытым и длинным. Женские одежды также не кроились, а драпировались. Древнейшей одеждой гречанок был дорический пеплос (аналог мужской хлайны).
Пеплос — прямоугольный кусок шерстяного сукна, которое прикладывалось к телу и на плечах скреплялось булавками. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин. Пеплос подпоясывали.
Как и у мужчин нижней одеждой был хитон, сколотый на плечах фибулами. Взрослые женщины надевали длинный хитон, молодые — короткий, аналогичный мужскому. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну.
Позже, на смену дорийскому, пришел ионический хитон, который стал национальной одеждой всех греков. В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это было влияние крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест.
У женского хитона часто над грудью был различный по форме и длине отворот — диплодион, который являлся важным декоративным элементом. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона и создавал эффект короткой верхней одежды. В эпоху классики дорический хитон вновь входит в моду, но уже украшенный орнаментом, либо многоцветный, однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным.
Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета. Одной из разновидностей хитона была туника. Ее изготавливали из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани, длиной она достигала земли. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые разными способами. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины — под грудью.
В качестве спортивной одежды женщины также носили экзомис. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани — калиптрой. Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в форме лотоса.
Обувь
По традиции дома греки ходили босиком. Обувались только, выходя на улицу. Дети обувь чаще всего не носили. Обувь в большинстве своем была ремешковой и изготавливалась из свиной или телячьей кожи.
Самая распространенная обувь древних греков — это сандалии иподиматы (подошвы из кожи или пробки, которые крепились с помощью одного или двух ремешков, скреплявшиеся на верхней части ступни). Также греки носили мягкие туфли и полусапожки (персикаи). Эндромидами назывались кожаные сапоги всадников и охотников. Эндромиды были открыты по бокам и затягивались с помощью ремней. Часто всадники носили сапоги с отворотом. Считалось, что первыми изготавливать такие сапоги стали фракийцы.
Кроме того, греки носили крипиды — подошва с кожаной частью, которая охватывает часть стопы и голень, этот вид обуви носили военные, охотники и пешие странники.
Котурнами называлась закрытая обувь на высокой подошве, которую носили как женщины, так и мужчины. В древности считалось, что котурны изобрёл Эсхил, чтобы увеличить рост артистов в театре. Котурны изготавливались из очень мягкой кожи и подходили к обеим ногам.
Парадная обувь шилась из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы нога казалась почти голой.
Коллекция ювелирных украшений «Троя»
R5472-6882
317 880 ₽
R5473-6976
267 700 ₽
R6300-8420
195 000 ₽
R6960-9575
56 500 ₽
R6412-8599
124 700 ₽
R5469-6722
329 600 ₽
B5475-7201
729 630 ₽
R5470-6780
359 800 ₽
R6299-8419
209 100 ₽
R5468-6720
Под заказ
Все изделия коллекции
Прически и головные уборы
В городах не принято было покрывать голову. Головные уборы носили очень редко, в случае необходимости, но они были достаточно разнообразными. В сельской местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей — пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы. Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру, либо край фароса или гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы — фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой.
Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки. Украшения для укрепления причесок были очень популярны и разнообразны в древней Греции.
Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем.
У свободных греков в эпоху архаики было принято носить длинные волосы и длинные бороды, короткие прически носили люди низкого происхождения. В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи, либо полудлинные до мочки уха у людей солидных и зрелых, бороды зрелые мужчины продолжали носить, но более короткие, чем во времена архаики. Волосы завивали, бороды стало принято брить.
«Голова Аполлона» — это типичная для того времени мужская прическа волосы стянуты узким ремешком, спереди они равномерно завиты. В эпоху поздней классики появляется прическа «бант Аполлона» из достаточно длинных волос. Его носили как мужчины, так и женщины.
Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла — «лампадион» (пламя) и «каримбос» — узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами.
Часто девушки ходили с распущенными завитыми волосами. В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Гречанкам очень нравились светлые волосы германских женщин, в связи с этим в моду вошли парики из светлых и пепельных натуральных волос.
Изделия коллекции «Троя»
R6411-8598
130 320 ₽
R5473-6976
267 700 ₽
R6300-8420
195 000 ₽
R5472-6882
317 880 ₽
R6303-8423
Под заказ
E6324-8460
75 000 ₽
B5475-7201
729 630 ₽
R4176-6563
177 600 ₽
B5088-7951
675 000 ₽
R5467-6776
309 000 ₽
Все изделия коллекции
Древнегреческая одежда — Энциклопедия всемирной истории наиболее узнаваем из классического периода (ок.
480–323 до н. Э.). Упрощенная мода более поздних периодов рекомендовала греческую одежду другим культурам, которые широко ее переняли и использовали.
Греческое платье Peplos
Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)
Вообще говоря, большая часть того, что известно о древнегреческой одежде, отражает только высший класс, поскольку они чаще всего изображались в произведениях искусства, и они сохраняют виды одежды, которую носили. В минойский период придворные мужчины из высшего сословия, по-видимому, одевались в основном в набедренные повязки, плащи, сандалии, а иногда и головные уборы, в то время как женщины были более полностью закрыты, за исключением груди, которая была обнажена. На микенское чувство моды повлияло минойское, но в архаический период одежда была упрощена и оставалась таковой в течение классического периода.
Удалить рекламу
Реклама
Типы одежды были практически одинаковыми от архаического до классического периодов:
- Строфион – полоска из ткани, служившая женщинам в качестве бюстгальтера
- Перизома – набедренная повязка, которую мужчины и женщины носят в качестве нижнего белья
- Хитон – туника двух разных стилей, дорического и ионического, которую носят представители обоих полов
- Хламида – верхняя одежда, используемая в качестве короткой накидки или плаща, которую носят в основном мужчины
- Пеплос — одежда, которую носят в основном женщины поверх хитона или вместо него
- Эпиблема – шаль, которую носят поверх хитона или пеплоса мужчины и женщины
- Гиматион – верхняя одежда большего размера, которую носят как длинную накидку или плащ представители обоих полов
Легкость превращения ткани в предмет одежды означала, что один кусок ткани можно было использовать несколько раз для создания разных нарядов.
Все это были неразрезанные, несшитые куски ткани — льняной или шерстяной — которые по-разному располагались на человеке для получения разного эффекта. Основная одежда представляла собой просто квадраты ткани, цилиндры или прямоугольники, которые оборачивались или драпировались на человеке, а затем скреплялись булавками, пуговицами или брошками, чтобы удерживать их на месте. Простота превращения ткани в одежду, которую затем можно было скомпоновать в разных стилях, означала, что один кусок ткани можно было использовать несколько раз для создания разных нарядов.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Добавляя или убирая основной хитон с помощью дополнительной одежды, различных украшений и других аксессуаров, создавалась удобная и удобная одежда, которую заметили и оценили соседние культуры. Эта парадигма одежды продолжалась в эллинистический и римский периоды и влияла как на мужскую, так и на женскую моду в средние века и вплоть до наших дней.
Минойская и микенская мода
Все, что известно о древнегреческой одежде, происходит из изображений в произведениях искусства и греческой литературе того времени, и это начинается с минойской цивилизации, которую ученые разделили на раннеминойский (ЕМ), средний минойский (ММ) и поздний минойский периоды. (LM), которые далее делятся на подпериоды каждого. Некоторые из самых ранних скульптур и произведений искусства относятся к среднеминойскому периоду от MM I (ок. 2100-1900 до н.э.) до MM III (окончание ок. 1600 г. до н.э.), изображая человеческие фигуры, одетые в одежду того времени.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Минойские мужчины ходят в набедренных повязках, плащах и сандалиях, но, похоже, в основном ходят босиком, особенно в помещении. Мужчины также изображены с нарукавными повязками, браслетами и украшениями. У них были длинные и распущенные волосы, но их удерживал головной убор, иногда головной убор с перьями или шляпа, а их одежда была ярко окрашена в красный, желтый, черный и фиолетовый цвета. Пурпурный краситель производился на Крите путем сбора раковин мурекса, и окрашенная одежда любого цвета была довольно дорогой, но не дороже пурпурной ткани.
Минойская фреска «Шествие» из Кносса
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Артефакты и изображения из ММ Я изображаю мужчин в набедренных повязках, мужчин-спортсменов, одетых так же или обнаженных, и женщин в юбках в форме колокола, узких корсажах, приподнимающих и обнажающих грудь, украшениях и головных уборах. Те же виды предметов из MM III демонстрируют тот же основной стиль и узор, но с большей детализацией. Одним из известных примеров этого является фигура, известная как Змеиная Богиня или Служанка 9.0062 , датированный MM III и предположительно изображающий божество или члена ее духовенства в натуралистической форме, что означает, в данном случае, ношение одежды, которую носила бы женщина из высшего сословия того времени. Историк искусства и ученый Джон Гриффитс Педли комментарии:
Удалить рекламу
Реклама
[фигурка богини-змеи или служанки ] имеет высоту 13 ½ дюймов (34,5 см) и является одним из крупнейших сохранившихся образцов минойской скульптуры круглой формы. На ней юбка в форме колокола с воланами, узкий пояс и короткий фартук; ее грудь обнажена. Змеи скручиваются вниз и вдоль ее рук, вокруг ее талии и плеч, а другая кружит вокруг ее высокой шляпы. Другие фигуры [найденные вместе с ней] демонстрируют аналогичную позу, пропорции и одежду, ярко окрашенную оттенками красного, синего и зеленого. (49)
Статуэтка минойской богини-змеи
Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)
Микенская цивилизация, последняя из так называемого элладского периода материковой Греции, также делится учеными на различные периоды и работы от раннего элладского периода (ок. 3200 — ок. 2000 г. до н.э.) до позднего элладского периода (ок. 1550 — ок. 1050 г. до н.э.) демонстрируют схожие стили с минойскими. Терракотовая женская фигура из Кеоса, датируемая II периодом поздней Эллады (ок. 1450 — ок. 1400 до н. э.), изображает женщину в той же юбке в форме колокола, с обнаженной грудью и в таком же корсаже. Возможно, это копия фигурки богини-змеи, но также может быть и оригинальной работой своего времени.
Однако мужская одежда
демонстрирует некоторые отличия от минойского периода, как видно из статуи, изображающей молодого человека в той же набедренной повязке, что и у минойцев, но с другим головным убором и высоким килтом. На настенной росписи из дворца в Пилосе, датируемой поздним элладским периодом III (LH IIIB, ок. 1300 — ок. 1200 г. до н. э.), изображены сражающиеся воины в хитоновых туниках, сражающиеся с другими в килтах, шлемах и сапогах до колен. Ваза воина, которая в настоящее время находится в Национальном музее в Афинах и датируется тем же периодом, что и картина, изображает микенских воинов в тех же шлемах, килтах и сапогах, но в бронежилетах, и считается реалистичным изображением солдат того времени.
Архаичное упрощение и классический стиль
И минойская, и микенская культуры свидетельствуют о яркой и замысловатой одежде, особенно женской, но этот вид моды и технология, которая ее произвела, не пережили Крах Бронзового века, который разрушил Микенскую цивилизацию. Pedley отмечает:
Удалить рекламу
Реклама
С разрушением микенских дворцов исчезла социальная система, центрами которой они были. Короли, подчиненные, писцы и умение писать — все исчезло. Вместе с ними были утеряны знания о каменной кладке и строительстве из резаных блоков, настенной росписи, обработке слоновой кости, драгоценных металлов… исчезли все изощренные достижения греческого бронзового века. (105-106)
После так называемого Средневековья Греции (ок. 1100-700 гг. до н.э.) цивилизация начала возрождаться в Архаический Период, но мода значительно изменилась. Одежда теперь представляла собой цельный кусок ткани, накинутый на человека, а затем сложенный и закрепленный на месте в соответствии с личным вкусом. Сравнивая скульптуры и картины минойских и микенских женщин с их расклешенными юбками и лифами с более поздними изображениями греческих женщин, носящих пеплос, очевидно упрощение стиля, и считается, что знание того, как изготавливалась более ранняя одежда, было утеряно.
Греческая ваза с изображением подготовки к свадьбе
Британский музей (CC BY-NC-SA)
В архаический и классический периоды изготовление одежды считалось женской работой в Древней Греции, особенно прядение шерсти, хотя готовую продукцию продавали преимущественно купцы-мужчины. Однако проститутки часто пряли шерсть в свободное время, а женщины обычно продавали ее за дополнительные деньги. Одежду часто шили дома в женских кварталах, хотя там были профессиональные ткачи и красильщики. Состоятельные греки могли позволить себе красочную одежду, которая стоила довольно дорого, в то время как низший класс обычно носил только белые хитоны или набедренные повязки.
Одежда, броши и обувь
Одежда была сделана из льна или шерсти. Лен был более дорогим и доступным только для высшего класса, в то время как прядение шерсти широко практиковалось женщинами в Древней Греции и использовалось для изготовления одежды для всех классов и всех возрастных групп. Окрашенная одежда также была доступна только богатым, как и одежда, украшенная принтами и утяжелителями внизу, чтобы они драпировались по телу и надежно держались.
Удалить рекламу
Реклама
Одежда высшего сословия была ярко окрашена, хотя бы только по краям.
Одежда высшего сословия была ярко окрашена, хотя бы только по краям. Современное утверждение о том, что синий цвет был неизвестен в Средиземноморье, применимо только после краха бронзового века. В египетском и минойском искусстве синий используется в течение длительного периода, но знания о том, как сделать синий пигмент, не очевидны в архаический период. В греческом искусстве или литературе не упоминаются синие одежды, хотя пурпурный все еще был популярен, и регулярно использовались многие другие цвета.
В древнегреческом гардеробе высшего сословия было четыре основных предмета одежды, помимо perizoma (набедренная повязка/нижнее белье) и строфион (бюстгальтер). Нет никаких свидетельств минойского корсажа, а перизома кажется менее изящной, чем минойская набедренная повязка. Эти четыре были:
Хитон : Это была простая белая туника, которая могла быть нижним бельем или повседневной общественной одеждой. Это был матерчатый цилиндр, в который вступал каждый, который удерживался за плечи брошками или булавками и закрывался на талии, натягивая его на зона (произносится зох-най), пояс из кожи или ткани. Хитон определяется двумя стилями: дорическим и ионическим. Ученый Айрис Брук объясняет разницу:
[дорические и ионические обозначения] делят их в соответствии с двумя основными ордерами в архитектуре, которые были разработаны двумя ведущими расовыми группами, дорийскими греками и ионийскими греками. Дорик был строго прост; ионический немного сложнее, как и ионический во всех смыслах. Дорический хитон [представлял собой] прямой, несшитый кусок материи, обернутый вокруг тела и приколотый на плечах. Материал мог быть почти любой ширины, от ярда до примерно трех ярдов, но, вероятно, не был шире трех ярдов. Ионический хитон гораздо полнее дорического и сшит как обширная бесформенная юбка. Чтобы надеть его, один из открытых краев нужно заколоть через равные промежутки, оставляя немного больший промежуток для прохождения головы. Затем руки просовываются между последней булавкой на каждом конце и складкой ткани. Это сформирует что-то вроде длинного рукава с булавками, украшающими руку и позволяющими материалу раскрываться между ними, открывая обнаженную руку. Его можно подпоясать по желанию, [и] сам пояс поможет сложить юбку. (Нардо, 42-43)
Мужчины, женщины и дети носили хитон, но женщины и девочки, похоже, гораздо более внимательно относились к тому, как эта одежда смотрелась на них. Мужские хитоны обычно доходили только до колен и подпоясывались. Это была типичная одежда ремесленников, проституток (мужчин и женщин), воинов, спортсменов и рабов, не занимавшихся физическим трудом (носивших только набедренные повязки). Хитоны рабов, кажется, были дорическим дизайном.
Бронзовый колесничий из Дельф
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Хламида : Некоторые мужчины (чаще, чем женщины) носили хламиду поверх хитона. Это был короткий плащ, который носили либо в виде накидки, застегивавшейся на шее и спускавшейся на спину через оба плеча, либо через одно плечо и застегивающейся на другом. Хламию в основном носили солдаты, посыльные и слуги высшего сословия.
Пеплос : Это был большой квадратный кусок ткани, который женщина или мужчина могли носить вместо хитона или поверх него, и чаще носили женщины. Как правило, женщина из высшего сословия носила нижнее белье из хитона с орнаментированным пеплосом поверх него, который спускался к ногам и иногда волочился сзади. Изображения аристократических греческих женщин в фильмах часто показывают, что они носят то, что кажется многослойным одеянием, украшенным по краю цветом, что может быть пеплосом поверх хитона. Статус человека был очевиден для всех по количеству одежды, которую он носил, потому что одежда, особенно окрашенная или украшенная, была дорогой. Скульптуры классического периода часто изображают богинь и знатных дам в пеплосе и хитоне или просто в пеплосе. Кариатидные колонны на крыльце Эрехтейона на Афинском Акрополе изображают женщин в блузках пеплос.
Кариатида из Эрехтейона
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Эпиблема : Некоторые женщины украшали свой наряд шалью, иногда просто платком, чтобы согреться, или украшенным украшением. Тонко сотканная шаль, особенно если она была окрашена или украшена узором, была не очень тонким способом показать свое богатство, и мужчины также дополняли одежду таким образом.
Гиматион : Гиматион, который носили поверх хитона, пеплоса или как мужчины, так и женщины, представлял собой большой плащ пяти ярдов в длину и около одного ярда в ширину, который обычно был окрашен и украшен. Брук описывает одежду:
Торцы украшались и нередко имели бахрому или кисточки, или какой-либо грузик из бус, прикрепленный по углам так, что при движении грузик отклонялся от тела и подчеркивал рисунок каймы. Его носили, как и все предметы одежды, как мужчины, так и женщины. Не было отличительной одежды, характерной для обоих полов, хотя версия гиматиона с нижним краем, сплетенным в точки, и верхним краем, сложенным на ленте, которую носили под одной рукой и застегивали на противоположном плече, по-видимому, гораздо чаще встречается у женщин. чем у мужчин. Этот очень декоративный складчатый гиматий почти всегда изображался как одна из одежд Афины, а также королев и других знатных женщин. Его форма легко поддается скульптуре, а края орнамента образуют тонкий узор на фигурных вазах. (Нардо, 45)
Гиматион — это плащ, который носят греческие генералы, короли, королевы и дворяне в фильмах и видеоиграх. Он стал хорошо известен в наше время после выхода фильма 300 в 2006 году, когда король Леонид I изображен в красном гиматии. Как и в случае с хламидой, гиматий можно было носить как накидку, халат или одеяло, и он особенно ценился холодными греческими зимами, поскольку был сделан из толстой шерсти, сохранявшей тепло тела.
Греческое одеяние гиматия
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Все эти предметы одежды крепились на человеке с помощью различных застежек, будь то булавки, пуговицы или броши. Броши могли быть довольно богато украшены и в римский период были известны как фибулы, которые сами по себе стали своего рода произведением искусства. Пояс также помогал закрепить хитон или пеплос на талии, как и пояс, известный как зона. Аксессуары включали широкополую шляпу ( petasos ) для мужчин и остроконечную шляпу, иногда с плоскими полями, для женщин.
Мужчины и женщины носили сандалии, тапочки, туфли и сапоги. Философы были известны тем, что носили простой хитон, гиматий без орнамента и самую простую кожаную обувь. Стереотипный образ греческого философа, не идеализированного, как в случае Сократа или Платона, а среднего учителя философии, изображается в самой плохой обуви, с обязательным посохом и в старом плаще. Солдаты носили сапоги или сандалии с защитой голени, известной как наголенники. Большинство греков ходили босиком, особенно дома, а спортсмены, как известно, отказывались от обуви. Спортсмены также не использовали большую часть вышеперечисленных предметов одежды как на тренировках, так и на соревнованиях, поскольку считалось, что лучше выступать голыми.
Заключение
Одежда греков повлияла на чувство моды римлян, которые переняли многие из этих предметов одежды для себя. Ученый Дон Нардо комментарии:
Большая часть одежды, которую носили в Древней Греции (а также во многих других странах Средиземноморья, которые в той или иной степени копировали греческую одежду между примерно 600 г. Каждый из них можно было носить в различных вариациях и стилях, в зависимости от ситуации и/или личных вкусов владельца. (42)
В отличие от минойской и микенской моды, которая, во всяком случае для женщин, кажется гораздо более сложной, простота архаической и классической греческой одежды рекомендовала ее другим культурам в регионе, а позже была принята еще другими. Техника плиссировки древнегреческого гиматия, при которой ткань собиралась, складывалась и сжималась для создания прямых линий на спине, чтобы подчеркнуть рост, позже использовалась в Европе в эпоху Возрождения для накидок и плащей знати.
Древнегреческая одежда и стиль даже влияют на моду в наши дни. Женские вечерние платья часто следуют греческим образцам, а фигура песочных часов, которая стала ассоциироваться с женской красотой, была впервые признана и подчеркнута греками через женскую одежду. Мужская мода, подчеркивающая рост, силу и власть, также была впервые стандартизирована древними греками, которые считали, что мужчины превосходят женщин и должны выглядеть соответствующе. Как бы то ни было, простота использования и унисекс-аспект греческой одежды сразу сделали ее привлекательной для соседних цивилизаций. Греческая одежда легко адаптировалась к различным климатическим условиям и культурам, и основные формы этой одежды до сих пор используются в качестве образцов в моде более 2000 лет после того, как они были впервые созданы.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Названия одежды в Древней Греции
Период между 1200 г. до н.э. и 320 г. до н.э. считается золотым периодом греческой цивилизации. Говорят, что она повлияла на все западные цивилизации, появившиеся позже, и является важной частью мировой истории во всех областях — политической, художественной, социальной, философской и модной.
Факты, которые мы знаем о древнегреческой одежде, получены в основном из доступных произведений искусства, артефактов и греческой литературы.
Древняя греческая одежда — названия
- Древняя греческая одежда — названия
- Хитон
- Chlamys
- Peplos
- HIMATE
- Другие уклоны от Ancient
- HIMATION
- ОТДЕЛА Хитон, Хламида, Пеплос и Химатион.
Хитон
Чилтон — древнегреческая одежда
Хитон представлял собой простую белую тунику, застегивавшуюся на плече. Обычно это была легкая туника из льна или легкой шерсти. Он был сложен и удерживался на плечах брошками или булавками, а на талии подпоясывался ремнем из кожи или ткани. Пояс выше талии создавал линию талии в стиле ампир. Пояс назывался зоной, произносится как зох-най. Его носили с рукавами или без рукавов. Складки чилтона могут ниспадать на руки, имитируя рукава. Их можно было приколоть или пришить, чтобы покрыть руки.
Хитон носили как повседневный наряд. Мужчины, женщины и дети носили хитон. Мужчины носили его до колен, тогда как женские хитоны были длиной до щиколотки. Статуи Дианы и Афины одеты в короткий и длинный хитон.
Хитон был одеждой ремесленников, спортсменов, воинов, проституток и рабов. Хитон рабов отличался от других и назывался дорическим. Люди, занимавшиеся физическим трудом, носили только набедренную одежду.
Хламида
Хламида-Древнегреческая одежда
Хламида представляла собой короткий плащ. Его носили как накидку, застегивающуюся на шее или через одно плечо и застегивающуюся на другом. Иногда можно было увидеть мужчин в хламидах поверх хитона.
Эту одежду в основном носили солдаты, посыльные и слуги высшего сословия. Наблюдается, что хламиды носят статуи или картины Аполлона, Меркурия и других героев.
Пеплос
Пеплос в греческом костюме
Пеплос представляет собой отворот, обычно надеваемый поверх чилтона. Его носили мужчины и женщины, но чаще женщины. Его носили вместо хитона или поверх него. Женщина из высшего сословия носила хитон в качестве нижнего белья, а поверх него носила украшенный и украшенный пеплос. «Пепло» падали на ноги и иногда плелись позади. В основном он предназначался для публичных выступлений или торжественных случаев.
Пеплос иногда дважды обматывали вокруг тела – первый раз под мышками и второй раз через плечи. Такие баски были известны как Diplax.
При совершении священных обрядов или в трауре баски надевали на голову в знак смирения. В дождь или в холодную погоду его натягивали через голову. Баски никогда не застегивались с помощью застежек, булавок или пуговиц. Статуи богинь и знатных дам изображаются одетыми в пеплос и хитон, а иногда и в один только пеплос. Большинство греческих богинь можно увидеть в артефактах, носящих пеплос.
Баска современной одежды происходит от этого – вы можете прочитать больше о баске здесь.
Гиматион
Химатион
Химатион представлял собой большой плащ длиной пять ярдов и шириной один ярд. Обычно его раскрашивали и украшали. Его носили поверх хитона или пеплоса как мужчины, так и женщины. Гиматион можно носить как накидку, халат или одеяло. Это было очень полезно, особенно в холодные греческие зимы, так как было сделано из шерсти.
Концы гиматия украшались кистями или бусами, чтобы подчеркнуть рисунок каймы. Иногда гиматий носили с нижним краем, вплетенным в точки, и верхним краем, сложенным на ленту, которую носили под одной рукой и застегивали на противоположном плече.
Этот стиль чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Богиня Афина чаще всего изображается в таком высокодекоративном складчатом гиматии.
Другие предметы одежды, использовавшиеся в древнегреческом
Помимо этих основных четырех типов, они использовали перизому и строфику. Перизома представляла собой нижнее белье или набедренную повязку. Строфика представляла собой внутреннюю одежду, похожую на бюстгальтер, который носят женщины.
Кроме того, женщины украшали свои наряды шалью, известной как Эпиблема. Он должен был либо обеспечивать тепло, либо использоваться в качестве декоративного украшения.
Греческая цивилизация начинается с минойской цивилизации. Минойские мужчины изображаются одетыми в набедренные повязки, плащи и сандалии. Сандалии использовались на открытом воздухе, так как дома ходили босиком. Мужчины также показаны с нарукавными повязками, браслетами и украшениями. У них были очень длинные волосы, часто распущенные или удерживаемые головным убором. Головным убором служил либо головной убор с перьями, либо шляпа. Одежда часто была окрашена в красный, желтый, черный и фиолетовый цвета и стоила дорого. Женщины, с другой стороны, показаны в юбках в форме колокола с воланами. Они носили его с обтягивающим лифом, который поднимался, чтобы показать декольте. Также было замечено, что они носили пояс поверх юбки. Женщины также носили головные уборы и украшения. Предметы одежды были в оттенках красного, синего и зеленого.
После минойской цивилизации пришла микенская цивилизация. В течение этого периода женская одежда не сильно изменилась и встречается с той же юбкой-колоколом и облегающим лифом с обнаженной грудью. Такое же платье носили и мужчины. Но на некоторых артефактах, изображающих сцену битвы, изображены микенские воины в шлемах, килтах и сапогах. Хотя минойская и микенская цивилизации демонстрировали искусно сшитую одежду ярких цветов, специально предназначенную для женщин, мастерство и технология этой моды были утрачены с крахом цивилизации.
Когда цивилизация снова начала процветать в Греции в архаический и классический период, одежда претерпела изменения по сравнению с предыдущим периодом. Исчезли замысловато сшитые одежды, и новая одежда представляла собой цельный кусок ткани, накинутый на человека, а затем сложенный и закрепленный на месте. Одежда шилась из льна и шерсти. Пошив одежды и прядение шерсти были работой женщин, которые продавали мужчины.
Классовое разделение по одежде. Крашеная и украшенная одежда была доступна только богатым. Состоятельные люди назначали ткачей и красильщиков в женские кварталы. Лен стоил очень дорого и был доступен только знатным людям. С другой стороны, шерсть использовалась людьми всех классов и возрастных групп.
Узнать больше : Хронологическая карта греческой цивилизации.
Если вы изучите одежду греческих богов и богинь – Афины, Аполлона, Артемиды, Ареса, Афродиты, Дионисия, Деметры, Гафеста, Гермеса, Гестии, Геры, Посейдена и Зевса, вы сможете узнать гораздо больше.
Подробнее о греческой цивилизации читайте здесь. Книга для чтения о древнегреческой цивилизации и одежде — Энциклопедия Древней Греции Найджела Гая Уилсона.