Из чего делают гжель: Как делают гжель? — технология производства

Содержание

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

Содержание:

  • История промысла
  • Цвета росписи
  • Элементы и узоры
  • Техника выполнения

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:
  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

история народного промысла описание и фото

Главное

Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и
керамических изделий. Также Гжель – это название местности, где возник и развивался
промысел: деревни и поселки, образующие так называемый «Гжельский куст», в развитии
которых большое значение играла старообрядческая культура. Гжельский промысел –
один из самых старых в России, ему почти 800 лет. Гжель является прародителем
большинства фарфоровых производств России. Характерная бело-голубая гжельская
роспись — одна из самых узнаваемых среди изделий российских народных промыслов,
символ культурного наследия России.


История

Впервые о Гжели стало известно в 1328 году: Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну. Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов». В Гжели не было крепостного права, местные жители занимались только керамическим ремеслом.

Около 1800 года братья Куликовы нашли секрет белой фаянсовой массы, и с тех пор в Гжели началось развития фаянсового и фарфорового промысла; его расцвет пришелся на первую половину XIX века. Сначала гжельский фарфор был многоцветным, но постепенно в нем начинает доминировать сине-кобальтовый цвет, а в сюжетах — стилизованные букеты цветов.

В конце XIX века Гжельские промыслы приходят в упадок, а после революции большинство предприятий закрылось. Восстановление началось в 40-е годы XX века. На месте разрушенного производства возродился настоящий аутентичный Гжельский промысел.


Состояние

В гжельском фарфоре используют единственную краску, тем не менее, роспись играет многими оттенками синего. Это достигается тем, что рисунок наносится так называемой мазковой техникой, когда при разных нажимах кисти получается разная толщина наносимой кобальтовой краски, которая после обжига приобретает разную степень прозрачности. Узор наносится черным кобальтом, который становится синим после обжига. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.

Гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, что делает ее более глубокой, многослойной Любимый узор гжельских мастеров — роза.


Впечатления

В Гжельском регионе существует несколько крупных предприятий — ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ЗАО «Объединение Гжель», Гжельский экспериментальный керамический завод. Они не только производят знаменитый гжельский фарфор, но и организуют мастер-классы, экскурсии на производство; большой популярностью пользуются магазины при предприятиях. Изготовлением фарфоровых изделий в традициях Гжели также занимается много небольших мастерских, в которых каждое изделие оригинально. Гжельский фарфор можно приобрести в многочисленных сувенирных магазинах.







 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:


  • {{brand.name}}

 


Адрес:
{{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}


Автор описания:

{{objectCandidate.author}}



Сайт:

{{objectCandidate.site}}


Координаты:


{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}




Объекты

{{object. name}}


Комментарии для сайта Cackle

Путеводитель покупателя по гжельскому фарфору

Предоставлено Союзом Гжель

Даша Фомина

27 декабря 2017 г.

Бело-голубой гжельский фарфор может быть одной из первых вещей, которую вы задумываетесь о покупке при покупке сувениров в России. Эти красиво оформленные и искусно выполненные изделия — один из немногих сувениров, которые можно купить только в России и которые могут соперничать даже с меховыми шапками-ушанками . Однако следует помнить, что есть риск приобрести подделку. Вот несколько советов от производителей гжели, которые помогут вам привезти домой оригинал.

История гжельского фарфора началась в начале 18 века, когда частные мануфактуры, разбросанные по глинистым краям недалеко от Москвы, начали выпускать фарфоровые изделия. После революции 1917 года частные мастерские и фабрики были переданы Советскому государству и объединены в керамический цех в деревне Турыгино, примерно в 60 километрах от Москвы.

Фарфоровый предмет | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

После Великой Отечественной войны заводы находились в плачевном состоянии и не могли возобновить производство фарфора. Наверное, не было бы сегодня гжельского фарфора, если бы не Наталья Бессарабова, скульптор и художник, возродившая многовековую художественную традицию. В 1972 Турыгинский фарфоровый завод и другие керамические предприятия региона были преобразованы в «Союзную Гжель», которая бережно хранит свое уникальное наследие, производя оригинальный гжельский фарфор ручной работы. В селе Турыгино также находится крупнейший в мире музей гжельской керамики, в котором хранится более 2000 экспонатов.

Шахматы | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Вопреки распространенному заблуждению, цветовая палитра гжели не ограничивается бело-голубым цветом. Фирменный двухцветный стиль был установлен из-за нехватки красящих материалов в послевоенные годы. Когда Бессарабова приступила к возрождению искусства, она превратила эти ограничения в возможности и использовала кобальт, самый дешевый доступный краситель. Однако сегодня много разноцветных гжельских изделий, которые ценятся не меньше двухцветных.

Чайный сервиз | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

По сей день каждое изделие гжельского фарфора изготавливается полностью вручную и имеет один из двух товарных знаков: либо двуглавый орел со словом Гжель (Гжель), либо овальный логотип Гжель и штамп «Ручная работа в России». Любые другие штампы или отметки означают, что у вас поддельная копия. Настоящая гжель делается только из фарфора, фаянсовой гжели не бывает. Однако иногда Гжель заказывает лимитированные коллекции из тканей и драгоценных металлов. Помимо популярной посуды и предметов быта, в Гжели производят настоящие произведения искусства, которые можно найти в уважаемых музейных коллекциях по всему миру.

Гжельская роспись | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Если вы хотите получить оригинальную гжель, обязательно покупайте только у официальных дилеров. Находясь в Москве, вы можете делать покупки в Русской галерее или посетить заводской магазин в деревне Турыгино. Если вы где-то еще найдете гжельский фарфор, поищите товарные знаки и попросите сертификат партнера Гжели.

Елочные украшения | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Раз уж вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий — и направлением, в котором движется Culture Trip.

Культурное путешествие было запущено в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновить людей выйти за свои границы и узнать, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом.

. Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.

Epic Trips – это маршруты на 8–16 дней с глубоким погружением, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширения кругозора, которые наносят минимальный вред и даже могут принести пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.

Синий и белый фарфор: посуда, чашка

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Сине-белый фарфор стал популярным в Китае между концом 1300-х и 1600-ми годами, прежде чем достиг своего пика в начале 1700-х годов. Отличительный синий цвет получен из кобальтовой руды, импортированной из Персии

Синий и белый образуют четкую цветовую комбинацию, которая создает ощущение чистоты

Несомненно, коллекции бело-голубого фарфора очаровательны и неповторимы, добавляя свежести и элегантности.

Сине-белая керамика: фарфор

Качество Сине-белая керамика производится как во всемирно известном дизайне синего на белом кобальте, так и в красочной глиняной посуде майолики. Гжель – это не просто тонкий фарфор, это воплощение русского художественного духа. Поскольку каждое произведение гжель (гжель) тщательно изготавливается и раскрашивается вручную, это произведение искусства, индивидуально уникальное. Каждое фарфоровое изделие изготавливается с высочайшим вниманием к деталям людьми, посвятившими всю свою жизнь и трудовую деятельность тому, чтобы подчеркнуть искусство гжельского фарфора, что делает его свидетельством высочайшего качества трудовой этики. Каждое наше изделие из бело-голубого фарфора — гжель является 100% подлинным и проштамповано оригинальной заводской печатью!

Бело-голубой фарфор — Гжель

Название Гжель (Гжель) стало ассоциироваться с русской керамикой еще раньше, примерно в XIV веке. Гжельская область как нельзя лучше подходит для производства керамики – умеренный климат, густые и сочные леса, кристально чистые озера и, что очень важно, наличие богатых месторождений глины. Все это привлекало в эту скромную деревушку мастеров со всей России.

Со временем гжельские мастера научились изготавливать действительно качественный фаянс, который, как говорили, сравним с английской кремовой посудой. Фарфор производится аналогичным образом, но в отличие от керамогранита он становится полупрозрачно-белым, что очень желательно. После изготовления фарфора неглазурованные фарфоровые изделия окрашиваются специальной кобальтово-синей краской. Затем окрашенные изделия обжигаются в высокотемпературных печах для просушки красок. Этот шаг очень важен для процесса, потому что высокие уровни тепла прочно и затемняют гладкий кобальтово-синий цвет, который делает Ghzel очень востребован. Затем изделия покрывают специальной глазурью и обжигают вторично. На протяжении веков секрет изготовления фарфора был китайским секретом, и экспортировались только готовые изделия. Однако, когда Россия смогла производить свой собственный фарфор, это снизило высокую стоимость импорта из Китая или западноевропейских производителей.

К 1830-40-м годам большая часть русского фарфора производилась в Гжели. Гжельская посуда становилась все более популярной не только в России, но и за рубежом. К середине 19Гжель стала главным поставщиком гончарных изделий для всей страны. Однако распад Российской империи, большевистская революция и Великая Отечественная война заставили производство гжели колебаться из-за отсутствия спроса и материалов. Также именно в это время производство Ghzel в целом столкнулось с кризисом, поскольку в производстве наблюдался перерыв в работе более трех десятилетий. В результате кризиса 1972 года было создано объединение «Гжель», в состав которого вошли шесть гжельских заводов, расположенных в нескольких селах. Однако этот кризис привел к ренессансу новой эры производства гжелей в целом. Возобновившийся интерес побудил молодых художников исследовать новые методы дизайна. Картина стала богаче, сложнее и современнее в художественном отношении. В то время как это новое поколение художников исследовало новые темы и художественные стили, они также стремились сохранить традиционные стили, которые сделали Гжель великим народным искусством, которым она известна. Именно это слияние старого и нового привело к созданию совершенно уникального художественного стиля, которого никогда раньше не видели.

Теперь бело-голубая керамика снова производится как во всемирно известном дизайне синего на белом кобальте, так и в красочной глиняной посуде майолики. Гжельская керамика встречается в сотнях разновидностей: от сервизов, самоваров, ваз, подсвечников и часов до светильников, статуэток и статуэток. Сейчас гжельских стилей проникают в модную индустрию, дизайн интерьера, и даже существует гжелька, новая высокохудожественная русская водка. Гжель – это не просто тонкий фарфор, это воплощение русского художественного духа. Поскольку каждое изделие из Гжели изготавливается вручную и раскрашивается в единственном экземпляре, это произведение искусства, индивидуально уникальное. Каждое фарфоровое изделие изготавливается с высочайшим вниманием к деталям людьми, посвятившими всю свою жизнь и трудовую деятельность тому, чтобы подчеркнуть искусство гжельского фарфора, что делает его свидетельством высочайшего качества трудовой этики, в которое верят русские люди. и сервиз из белого фарфора действительно позволяет насладиться великой красотой, культурой и историей русской культуры, не выходя из дома.

Каждый из наших сине-белых фарфоровых изделий на 100% подлинный и проштампован оригинальной заводской печатью!

Санкт-Петербургский Глобальный Торговый Дом (включая его интернет-магазины STPgoods.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *