История платка на руси: Мировая история женского платка

«Платок- надежды добрый вестник» (история русского платка)

Друзья, предлагаем вам познакомиться с историей русского платка — великолепного женского головного убора, в который Суриков часто наряжал своих моделей. Женский платок давно стал в искусстве одним из символов России. Русский народный платок — это произведение искусства, которое имеет богатую историю.
Традиция покрывать волосы родилась давно. В Древней Руси носили очень интересные головные уборы, назывались они по разному: очелье, венец, кика, кокошник, они были разных видов, форм и расцветок Прародитель современного платка — убрус или головное полотенце. Незамысловатый женский головной убор плотно вошел в обиход уже в конце XII века. Это кусок полотна, который надевали сверху основного головного убора замужние дамы. Его богато украшали вышивкой, укладывали вокруг головы, обвязывая мягкую шапочку. Концы завязывали узлом или крепили булавками. В XVII в. «царевы» мануфактуры освоили производство убрусов как для царского обихода, так и на продажу.
В XVII в. «царевы» мануфактуры освоили производство убрусов как для царского обихода, так и на продажу. В петровские времена в подмосковных селах Коломенском и Богородском разрослось производство шелковых платков. А со второй половины XVIII века под Москвой и Петербургом налаживается выпуск дешевых — хлопчатобумажных.
Столетие спустя шерстяные платки и шали стали самым распространенным женским головным убором. Их изготавливали по всей России: в Подмосковье. Поволжье, Рязанской и Воронежской губерниях.В XIX веке предмет женского гардероба распространился по всей территории государства, он укоренился в быту крестьянской и дворянской России, а слава о его великолепии дошла до Европы.
 

joomla шаблоны
шаблоны dle сайтов

                                                                    Платки носили не только крестьянки и дворянки, а также представительницы всех сословий России: купчихи, мещанки, попадьи и поповны, монахини.
Из девятнадцатого века платок перекочевал в век двадцатый и дальше
Национальный аксессуар стал не просто дополнением к гардеробу, а самостоятельным украшением, повседневным убором, торжественным нарядом.
С чем связана популярность платка в России? Прежде всего, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник празднуется только в России-Украине-Белоруссии. Платок для русских – это символ православия, напоминание о том, что Россия находится под покровительством (покровом) Божьей Матери.
С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.А сорвать убор с головы женщины(оставить ее простоволосой) было страшным оскорблением.
Во время русского свадебного обряда отец собственноручно покрывал голову дочери платком. Платок знаменовал её новый статус: превращение из девушки в женщину.
Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок. И на голове замужней крестьянки появлялся платок, который всегда был показателем материального достатка его хозяйки. Чем богаче семья, тем красивей платок крестьянки. По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу или на макушке (по-купечески), девушки завязывали платок спереди под подбородком. (по-девичьи). Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке и очень быстро прижилась. Замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи). Интересно завязывали платки на сенокосе казачки. Такой способ защищал их лица от зноя, ветра и пыли. «Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком»Способ назывался -«зануздалка» или куталка.
(Продолжение следует…)

как похудеть
кино онлайн
подробные кулинарные рецепты.

Оцените материал

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(2 голосов)

Библиотека Дубинина

Последнее от Библиотека Дубинина
  • Клуб сторителлинга в КомсоМОЛЛе
  • Фольклорная студия «Горенка» с программой фольклорные посиделки «Осенины»
  • Творческая встреча с поэтом Натальей Геннадьевной Клушкиной
  • Урок ОБЖ «Огонь-друг, огонь — враг»
  • Встреча с поэтом Натальей Геннадьевной Клушкиной

Другие материалы в этой категории:

  • «Платок — надежды добрый вестник»
  • Читайте «Суриково детство!»

Наверх

история появления и распространения головного убора

Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций и т.д. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили.

Древний словацкий обычай гласил: чтобы весь год румяная ходила, в рождественскую ночь, девушки умывались ледяной водой, в которую бросали монетки и вытирались насухо красным льняным платком.

В жизни славян, платок, служил в основном защитой от суровых морозов. Во времена Руси, девушка которая вышла замуж не имела право ходить без платка, потому как по славянскому обычаю не принято было показывать свои волосы кому-то кроме своего мужа. Позором считалось и насильственное снятие платка с головы девушки.

В образе русской женщины, платок во все времена эстетически акцентировал внимание и служил завершением костюма. Про девушку которая не носила платка, говорили: «словно церковь без купола». Большую часть жизни, женщины ходили в платках и не снимали их вплоть до кончины. Истории не известен ни один женский головной убор, который бы придавал столько нежности, ранимости и женственности, как это делал платок. Александр Блок, в своих стихах писал о том, как гармонировал платок с образом русской девушки.

Множество обрядов и значений, внес платок в быт славянского народа. Один из важнейших свадебных обрядов – обряд окручивания. По завершению торжества, молодую жену сажали в один из углов дома, закрывали платками с четырех сторон, плели ей 2 тугие косы и надевали платок. И только по истечению двух недель, девушка, носившая на голове обрядовый, свадебный, надевала свой повседневный платок.
Свободные девушки по обычаю не могли носить на голове платок. Их головными уборами служили шапочки в мороз, а летом повязки. Одеть, незамужним платок, разрешено было лишь на прощание.

В 16 веке появились «коноватки», платки квадратной формы из плотной материи с узорами. Индийцы считают, что в появление в России платка на прямую связанно с возвращением писателя Афанасия Никитина на родину, по завершению длительного путешествия в Индию в 1460 годах.

В начале 18 века, в Европе появляются набивные платки с многочисленным выбором рисунка, от замысловатого орнамента, до карикатур политических деятелей. После похода Наполеона на Египет, в моду входит стиль ампир. По всей Европе начинается массовое производство набивных шалей.

Первая половина 19 века характеризуется модой на платки из ситца и шелка, а также пуховые, парчовые, набивные платки.
Во второй половине 19 века, востребованными становятся платки из плотного сука, с вышивкой тамбурным швом – появляется стиль Берендея.

В начале 20-го века, частью традиционного русского костюма, становятся платки-кустышки. Это были широкие, красные платки, из различной ткани. Кустышки завязывали следующим образов: узел платка должен был располагаться чуть выше лба, а уголки платка торчали по разные стороны.

В 21 веке, платки не потеряли своей актуальности. Модельеры смело экспериментируют с дизайном, различными материалами и принтами. Современная мода допускает использование платка не только, как головного убора. Теперь его можно носить на шее, использовать как аналог ремню на брюках или летний топ, браслет, отдельный аксессуар и многое другое.

О русских шалях (Посад и Оренбург)

Шали, шарфы, накидки, пледы и косынки были традиционным предметом одежды, а также декоративным произведением искусства в бесчисленном количестве культур, охватывающих весь земной шар и на протяжении времени. Многоцелевая одежда, аксессуары и украшения со временем приобретают все большую популярность. Слово «шаль» на самом деле родом из персидской культуры и происходит от слова «шал» (довольно натянуто, а?). Использование этого слова и важность шалей в персидской культуре заставляют многих полагать, что эта одежда возникла в Персии. Однако это трудно проверить. Дизайн и идея, или свободная ткань, накинутая на плечи, или талия, были замечены во многих культурах традиционной одежды.

По нашему (слегка предвзятому) мнению, лучшие шали, которые можно найти, это шерстяные и шелковые русские шали. Традиционные русские шали и текстиль в целом когда-то производились в больших количествах на множестве платочных фабрик в России. С суровыми русскими зимами и культурой, известной своей особой и практичной модой, нет никаких сомнений в том, почему теплая, удобная, эстетически приятная шаль из натуральной шерсти была так популярна по всей стране. Когда мы вступаем в современную эпоху глобализации, многие из этих платочных фабрик стали убыточными, поскольку квалифицированная рабочая сила из Азии могла производить такое же качество по более низкой цене. Однако есть одно исключение, одна русская шалевая фабрика, производившая шали такого прекрасного качества, что реплики и подделки не годились, этот главный продукт русской культуры, откуда импортируется вся наша русская шерсть, шелковые шали и платки: Павловопосадская платочная фабрика, расположенная в одноименном российском городе.

Павлово-Посадские шали

Не случайно и не повезло, что Павлово-Посадская платочная фабрика, расположенная в нескольких десятках километров от Москвы, до сих пор производит традиционные шали, которые производятся в России, а не с привлечением сторонних трудовых ресурсов. это не блажь, что их шали так востребованы…

Не зря это ЕДИНСТВЕННАЯ фабрика, выпускающая шали в больших количествах в России; Павлово-Посадская фабрика выпускает продукцию такого высокого качества, с которым просто не может сравниться ни одна другая фабрика за пределами маленького российского городка, передающего традиции и мастерство изготовления этих самобытных русских платков уже более 210 лет.

Шалевая фабрика в Павлово-Посаде производит шали, накидки, пледы, косынки и всегда популярные шарфы с тех пор, как она впервые открыла свои двери в 1795 году, и, если не считать краткого периода бездействия в годы после большевистской революции, она с тех пор производит впечатляющие шерстяные шали и шелковые шарфы. В то время как другие текстильные фабрики в Павлово-Посаде отказались от шали и начали производить пожарные шланги или что-то еще, что они могли производить, чтобы оставаться прибыльными, мировой спрос на шали из Павлово-Посада, получившие множество наград, позволил этой фабрике продолжать производить свою шерсть. и шелковые одежды.

Все наши шали производятся на знаменитой Павлово-Посадской платочной фабрике.

Способы завязывания русской шали

Нажмите, чтобы посмотреть видео о завязывании маленького платка Нажмите, чтобы посмотреть видео о завязывании большого платка

Есть сотни различных способов завязать платок на теле… на теле плечи, на голове завязывается под подбородком «бабушка», завязывается сзади, но вокруг головы, как в 70-х, «цыганский» стиль через лоб, как повязка на голову, как галстук, как декоративный нагрудник, завязывается через одно плечо, как верхняя часть кобуры, как обтягивающая юбка, как пояс и т. д…

Купить русские платки онлайн

Оренбургские платки

Что такое оренбургский платок?

Оренбургская шаль — очень тонкая, но теплая и прочная кружевная шаль, появившаяся в Оренбурге в 18 веке. Изготовлен из кашемирового пуха оренбургской козы. Его обычно называют «платками для обручальных колец», потому что он буквально проходит сквозь обручальное кольцо.

В чем уникальность оренбургских платков и платков?

Самое большое отличие оренбургского платка от любого другого платка заключается в том, что его можно сшить только из коз в Оренбурге. У коз из любого другого региона нет такой ультратонкой шерсти, как у оренбургских коз. Это связано с очень холодным климатом и суровыми снежными зимами, которые бывают в Оренбуржье. На самом деле, когда оренбургских коз перевезли во Францию, чтобы сделать больше этих красивых платков, это не сработало, потому что шерсть коз менялась с изменением климата.

Еще одна особенность этих шалей заключается в том, что, несмотря на то, что они очень тонкие, они очень прочные; даже больше, чем шерсть.

Вы можете найти оренбургские шали различной толщины, размеров и узоров.

Разнообразие использования и способов ношения оренбургского платка!

Ну, самый известный способ — просто накинуть шаль на плечи… однако с шалью Оренжук «через плечо» можно сделать разными способами, в зависимости от того, как вы сложите шаль. Потом, конечно, вокруг головы, шеи и других обычных шарфов/шалей.

Еще один прекрасный способ ношения оренбургской шали, а также красивое ее применение – это накинуть большую, мягкую и теплую шаль на ребенка. Похож на королевского младенца, изображенного ниже. Оренбургские шали пропускают воздух, но при этом очень теплые и уютные, что делает их идеальными для малышей.

Кейт Миддлтон с ребенком, завернутым в оренбургский платок

Интересные факты об оренбургских платках:

  • Некоторые оренбургские шарфы называются паутинка или паутинка, что буквально означает «паутинка».
  • У него есть своя песня! Песня «Оренбургский платок»!
  • Пух оренбургской козы, который похож на кашемир, обладает уникальными теплоудерживающими свойствами и считается лучшим в мире.
  • Весь пух, используемый для изготовления этой шали, получен от коз, которые большую часть года свободно пасутся на оренбургских склонах. Оренбургские козы не разводятся и не выращиваются для промышленного производства, никогда не обезглавливаются и не выбраковываются.
  • Шерсть оренбургской козы вычесывается вручную специальными «гребенками», а не выстригается, как другие виды пуха и шерсти. В течение года с одной оренбургской козы может быть вычесано не более 350 г (0,6-0,7 унции) пуха.
  • Пуховая шерсть оренбургской козы – самая тонкая в мире. Он имеет толщину от 16 до 18 микрометров (в то время как у ангорской козы пуховая шерсть имеет толщину от 22 до 24 микрометров).

Как ухаживать за шалью:

Пуховые изделия, такие как оренбургские платки, требуют бережного и правильного ухода.

  1. Стирайте оренбургский платок в небольшой ванне, тазу или раковине в теплой воде (температура не более 100 градусов по Фаренгейту). Используйте мягкие моющие средства, предназначенные для шерсти и шелка. Аккуратно сожмите шаль руками примерно 8-10 раз. Шали нельзя тереть, выкручивать или тянуть во время стирки. Чтобы промыть его, отожмите излишки воды и отложите в сторону.
  2. Смените воду, которой вы стирали шаль, на чистую воду. Прополощите шаль в теплой воде. В качестве ополаскивателя можно использовать небольшое количество уксуса (около чайной ложки). Прополощите, не выкручивая, теми же движениями, что и при стирке шали. При необходимости пару раз смените воду для ополаскивания, чтобы полностью смыть моющее средство.
  3. Не вытягивая и не скручивая, положите очищенную шаль на расстеленное полотенце. Сверните полотенце с шалью и слегка прижмите его, чтобы промокнуть влагу. Снимите платок с полотенца и расстелите его на ровной поверхности, например на кровати или столе. Придайте ему ладонями исходный размер и высушите при комнатной температуре. Во время сушки шаль желательно растянуть на деревянном каркасе с помощью нержавеющих булавок (см. фото).
  4. Если вам необходимо или вы хотите погладить шаль (хотя это не рекомендуется), прогладьте шаль теплым утюгом через марлю или другой тонкий хлопчатобумажный материал.
  5. Храните шаль только в «дышащем» хлопковом мешочке или наволочке. Не храните его в полиэтиленовом пакете.

Следуя этим инструкциям, ваша шаль обязательно понравится вам и подарит красоту, тепло и нежность.

 

Об авторе

Арина Анашкина

Шелковый шарф Hermès A Walk Voyages en Russie Россия Loic Dubigeon 90 см Для продажи на 1stDibs

Для Hermès, которая начиналась как производитель кожаных изделий для верховой езды для европейских дворян, со временем превратилась в один из самых легендарных модных брендов в мире. В 1837 году французский предприниматель немецкого происхождения Тьерри Эрмес открыл в Париже поставщика седел и сбруи. Постепенно дом расширился до аксессуаров и багажа для своих наездников, и сегодня, отдавая дань уважения своему происхождению, семейный люксовый бренд вновь использует лошадиные мотивы во всем: от одежды и модернистских украшений до подушек и сумок.

Первой сумкой с верхней ручкой, когда-либо произведенной Hermès, была модель Haut à courroies, , дебютировавшая в 1892 году. сапоги для верховой езды и упряжь. По мере того, как мир переходил с лошади на автомобиль, сумка адаптировалась, став многофункциональной дорожной сумкой вместо специальной седельной сумки. Сегодня, 120 лет спустя, HAC остается в линейке Hermès, а его характерный клапан и застегивающиеся ремешки заложили основу для некоторых из 9 моделей Дома.0093 другие культовые сумки.

В 1930-х годах Робер Дюма (зять Эмиля-Мориса Эрмеса, внука Тьерри) разработал меньшую трапециевидную версию сумки с клапаном с ручкой и двумя боковыми ремнями. Позже актриса Грейс Келли, в то время помолвленная с принцем Монако Ренье, как говорят, использовала одну из этих сумок, чтобы скрыть свою беременность в 1950-х годах. Поскольку ее постоянно фотографировали, репортаж принес ее сумочке международную популярность. В 1977 году Hermès официально переименовал модель для нее, и так родилась сумка Kelly. На изготовление каждой сумки Kelly уходит от 18 до 25 часов, а ее 680 ручных стежков принадлежат исключительно одному ремесленнику Hermès.

Робер Дюма также был ответственен за еще одно из самых знаковых предложений бренда: выпуск первого шелкового шарфа по случаю 100-летия Hermès в 1937 году. Аксессуар был основан на ксилографии, разработанной Дюма и напечатанной на китайском шелке. немедленный удар.

Сегодня винтажные шарфы Hermès, обычно украшенные яркими цветами и замысловатыми узорами, так же, как и тогда, выполняют множество функций. Женщины с высокими каблуками носят его на голове, на шее и, в качестве гениального элемента перекрестной рекламы, привязывают к ремням своих сумок Hermès. Келли даже однажды использовала его в качестве перевязки для своей сломанной руки.

В 1981 году сын Робера Дюма, Жан-Луи Дюма, в то время председатель Hermès, сидел в самолете рядом с французской актрисой и музыкантом Джейн Биркин, где она жаловалась на поиск подходящей сумки для необходимых принадлежностей материнства. После того, как двух путешественников представили должным образом, Биркин помог разработать самый известный вклад Жана-Луи в канон Hermès: сумку Birkin, вместительную квадратную сумку с фирменным кожаным клапаном HAC и добавлением замка и ключа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *