Гжельская роспись история: «Гжель» — происхождение и значение слова

История промысла | Объединение Гжель

1318 год


Присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому
княжеству и получение московским князем ярлыка на великое
княжение. Предположительно, это послужило стимулом для развития
гончарного производства на этих землях. Археологические раскопки
на территории Гжели подтвердили существование развитого
керамического промысла в то время.

1339 год


Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в
завещании Ивана Калиты, в котором он наследует керамические
доходные мастерские своему сыну. Благодаря уникальным
месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным
производством здесь занимались со времени первых поселений
людей.

1663 – 1666 годы


Во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель становится
эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для
Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные
требования по качеству. Именно это и положило начало
керамическому производству в России.

1691 год


При Петре I приходит мода на сине-белую роспись на фаянсе.
Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским
мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское
содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем.
Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею
у китайцев, они выработали свой стиль.

1710 год


Гжельская волость полностью приписывается к Аптекарскому приказу для производства химической посуды.

1724 год


Петр I издает указ о производстве посуды из белой глины. В указе
отмечалось, что те, кто будет делать из белой глины «ценинную
всякую посуду и табашные трубки», получат привилегии. В этот же
год купец Гребенщиков Афанасий Филиппович открывает первую
фабрику керамики в Москве, материал приобретает в Гжели. Фабрика
становится первой по производству майолики в России. Поскольку
для работы на фабрике привлекались работники из гжельских
крестьян, гжельцы также начинают самостоятельно осваивать
производство майолики, составляя конкуренцию фабре Гребенщикова.
Когда в 1774 году фабрика закроется, Гжель останется
единственным местом производства майолики.

1744 – 1748 годы


По велению Екатерины I М.В. Ломоносов и Д.И. Виноградов начинают
работы по изысканию рецепта отечественного фарфора. В поисках
беложгущихся глин Дмитрий Виноградов по рекомендации
Гребенщикова А.К., направляется в Гжель. В 40-50е года гжельская
глина изучалась на Императорском фарфором заводе и в 1763 году
была высоко оценена Ломоносовым: «едва ли есть земля более
чистая».

1790 – 1801 годы


Успех гжельской майолики падает из-за большой конкуренции на
рынке керамики. Это повлекло за собой поиск новых решений. Уже к
началУ 19 века гжельцы находят необходимые компоненты, а также
их соотношение и нужный температурный режим обжига для
производства полуфаянса. Это становится значимым событием в
жизни страны. Меняется также и характер росписи: от пятицветия
майолики к синей росписи по белому: используя одну краску
гжельские мастера могут получить до 30 оттенков.

1802 год


В деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой
фарфоровый завод.

1810 год


В деревне Ново-Харитоново основывается первый крупный фарфоровый
завод местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием
и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших
известную династию фарфоровых королей.

1814 – 1830 годы


Насчитывается уже более 30 производств, где фаянсовые изделия
расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую
тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о
Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со
всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого
периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в
Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее «Объединение
«Гжель».

1860 – 1900 годы


Ознаменованы промышленным переворотом. С его переходом от
ручного труда к машинной индустрии наблюдался общий
экономический подъем, но одновременно фактически погубил
гжельский народный художественный промысел с его ручной
формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск
технического фарфора для фармацевтической и электротехнической
промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости
художественного ремесла.

Начало 20 века


Художественная сторона промысла угасает – производства перешли
на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики после
войны с Японией в 1904 –1905 годах.

1918 год


Переход предприятий гжельских заводников в ведение государства.

1929 год


В деревне Турыгино создается артель по выпуску художественной
керамики, под названием «Вперед, керамика!».

1932 год


В Речицах основывается завод Всеко-Художник, на котором начал в
роли художественного руководителя свою деятельность А.Б.
Салтыков. Он активно изучал художественную керамику и не было в
то время другого такого профессионала в этой области. Благодаря
его стараниям и его сподвижницы Н.И. Бессарабовой произошло
возрождение забытых традиций.

1937 год


Происходит слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в
крупную артель под названием «Художественная керамика»,
выпускавшую фарфор.

1941 – 1945 годы


Заводы приостановили свою деятельность из-за близости
прохождения линии фронта. После окончания Великой отечественной
войны Турыгинский завод становится родоначальником бело-синего
фарфора.

сказочное искусство в народном стиле

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

Такая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
    Чайник с красивой гжельской сеткой

     

Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

Синий на белом. Секреты гжельских мастеров

Гжель. Среди многочисленных русских декоративно-прикладного искусства расписную посуду с голубыми узорами вы узнаете сразу. Практически в каждой семье в шкафу или на даче есть тарелка, чашка или даже набор гжельской посуды. Но мало кто знает, что изначально такая керамика была разноцветной. Художница Наталья Бессарабова возродила его таким, какой он есть сегодня, буквально создала его заново в 1940-е годы. В статье, посвященной декоративно-прикладному искусству, мы уже говорили о том, что искусство всегда стремится быть неповторимым. А декоративно-прикладное искусство, наоборот, распространяется среди людей, размножается и изменяется по усмотрению автора. И история гжельской керамики и ее возрождения лишний раз подтверждает это утверждение…

Продукция Гжельского фарфорового завода

Источник: Гжельский фарфоровый завод

«Земля вспаханная, хлеб от среднего до среднего, сенокосы худшие, дрова дрова. Крестьяне платят арендную плату. Они живут тем, что делают разные гончарные изделия и наборы посуды, которые отправляют в разные города и города по дороге и по реке».

Так описывалась Гжель в Экономических примечаниях к планам артиллерийской съемки Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии в 1760 году. Традиции создания керамических изделий и утвари действительно сложились здесь на протяжении многих веков. А расположение Гжели позволяло мастерам быстро и эффективно продавать свои товары на местных рынках соседних городов и поселков. И, конечно же, популярности гжельской посуды способствовала близость к Москве — крупному потребителю посуды.

Гжельский фарфор много раз менялся за время своего существования. Среди прочего, это было связано с поиском новых технологий выпечки и желанием разных мастеров сделать вещи красивее и продать подороже. Валентин Гельевич Розанов, известный ведущий мастер гжельских промыслов, как-то сказал, что гжель меняется примерно каждые 50 лет. В 17 веке, например, это преимущественно фиктивное искусство. Но в 18 веке она вобрала в себя черты итальянской белой майолики, популярной в Европе в 15 век. Иными словами, европейская технология попала в Россию лишь спустя три столетия, заложив основы новой традиционной индустрии.

Исторически керамическое производство считалось одним из древнейших ремесел. Например, кирпич появился в Египте задолго до нашей эры. В глубокой древности также активно развивалась керамика. Позже древние мастера заметили, что если глиняную посуду покрыть мелким песком, поташом или карбонатом калия и мелом, взвешенными в воде, а затем высушить и обжечь в печи, то грубый глиняный горшок покроется тонкой стекловидной пленкой и станет гладким и блестящим. Именно так появились первые глазури. Они предохраняли горшки от воздуха и влаги, а при нанесении росписей — от выцветания красок.

Бессарабова Наталья Ивановна

Источник: Гжельский фарфор De Luxe

Между тем гжельским мастерам приходилось создавать не только расписную посуду. В 20 веке гончары выполняли государственные заказы, так как создавали химические изделия, товары народного потребления – кружки и чернильницы, а в годы ГОЭЛРО – фарфоровые изоляторы для электростанций. Создание гончарных изделий и сервизов уже не приносило прибыли, а знания и навыки местных мастеров просто терялись. Торговля почти исчезла к середине прошлого века. Но художница Наталья Бессарабова возродила его таким, какой он есть сегодня.

Под руководством искусствоведа Александра Салтыкова, выпускника Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), Наталья Бессарабова отправилась на поиски художественного языка гжельской керамики. В архивах Исторического музея она нашла гжельскую однотонную кобальтовую роспись на полуфаянсе, датируемую 199021-м -м веком, появившуюся в России благодаря моде на голландские изразцы. Стало ясно, что технически простые росписи способны возродить традиции гжельских мастеров. С годами Наталья Бессарабова нашла традиционные орнаменты и узоры и создала свои. Так она создала азбуку мазков, по которой художница затем учила начинающих мастеров воспроизводить их на фарфоре.

Теперь кажется, что мы всегда знали Гжель такой, какая она есть сегодня – голубые узоры на белом фарфоре. Но изначально картины были красочными, надглазурными. Глазурованный горшок обжигали при высокой температуре до 1400°С, чтобы он стал белым и блестящим. Затем мастера использовали цветные краски для создания узора и снова обжигали его при температуре 800°C. Горшок будет красочным, но хрупким. Со временем краски потускнели и больше не радовали своих владельцев.

Декоративная лепнина декор на квасную флягу. 19 век. Гжель, майолика

Источник: Институт бизнеса и дизайна

Фляжка для кваса и тюркский кувшин. 19 век. Гжель, майолика

Источник: Институт бизнеса и дизайна

Сегодня гжель, пусть и одноцветная, но надолго сохраняет яркость обычной насыщенной синевы. Но, как и несколько столетий назад, создание качественного изделия из куска глины – процесс длительный и трудоемкий. При этом не каждая чашка или статуэтка достойна попасть на полки фирменных магазинов.

Запеченное изделие в форме

Источник: Гжельский фарфоровый завод

Каждая новая статья должна соответствовать стандартам внутреннего художественного контроля. Члены Правления получают керамическое изделие, созданное в единственном экземпляре, и принимают решение о его запуске. Если статья одобрена, мастер на заводе изготавливает шаблон, по которому создаются гипсовые формы. Как правило, они состоят из нескольких частей в зависимости от сложности и типа статьи. В готовые формы заливают так называемый глиняный шликер, особую мягкую массу из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу и шликер принимает необходимую форму. После этого готовые детали высушиваются в естественных условиях и при температуре около 9°С отправляются на предварительную выпечку.00°С. Чтобы найти незаметные трещины, изделие после запекания окунают в специальный раствор фуксина из красного анилинового красителя, и оно становится розовым. Пока это не похоже на белоснежную посуду с небесно-голубыми узорами…

После контроля изделие отправляется художникам. Темно-серой смесью рисуют узоры и ставят свою подпись. Расписанные вазы, чашки и фигурки передаются стекольщикам, которые окунают их в емкости с жидкой белой глазурью и отправляют на окончательное обжиг при 1400°С. Он уже не розовый. Глазурь становится прозрачной. Ультрамариновые цветы, пейзажи и сюжеты гжельской керамики мы уже привыкли воспринимать сквозь глазурь.

Остекление изделия

Источник: Гжельский фарфоровый завод

Сегодня гжель, как и традиционная матрешка, стала одним из самых узнаваемых символов России. Керамика, статуэтки и предметы коллекционирования мастеров гжельского фарфора экспонируются на российских и международных выставках и конкурсах. Из региональной торговли гжель превратилась в предмет популяризации декоративно-прикладного искусства России, а знаменитые узоры Бессарабовой до сих пор используются местными мастерами, которые также вносят свой вклад в общее художественное дело. Потому что каждое изделие – единственное в своем роде, так как расписано вручную. А это значит, что каждая гжельская роза, один из самых узнаваемых керамических узоров, по-своему уникальна. Настоящее народное творчество!

Видео о Гжельском фарфоровом заводе с интернет-ресурса Россия вне заголовков . Источник: Гжельский фарфоровый завод

Источник:

Справочник химика 21. Гончарное дело

Культура.рф. 20 оттенков синего

Е. Вешняковская. Наука и жизнь. «В наших условиях может выжить только фарфор…» — мифы и правда о гжельском промысле

Виртуальный Pусский музей. Наталья Ивановна Бессарабова

Гжельский фарфоровый завод. История фабрики

Russia Beyond the Headlines («Россия в заголовках газет»). Русские народные промыслы: Гжельский фарфор

Фото на странице: Тарелка обеденная 28 см в изд. выросла Фэнтези Юлиана Косихина. Гжельский фарфоровый завод

Фото на главной странице: Гжельский фарфоровый завод

 

Гжельский фарфор: 20 оттенков синего традиционные русские промыслы, имеет свои особенности. Вы можете открыть секреты его красоты в одном из

Гжельский фарфор заводов Московской области. Фабрика «Син России» приглашает вас понаблюдать за процессом создания и росписи, поучаствовать в мастер-классе, посетить музей с множеством работ талантливых гжельских художников и насладиться 20 оттенками синего .

Фото © Credits to Culture.ru/Сергей Лаврентьев

Сначала гжельская посуда была разноцветной

Гжель и 27 окрестных деревень известны с XIV века. Когда первые поселенцы пришли сюда, в это отдаленное и дикое место, они были разочарованы. Вместо хорошей почвы, пригодной для земледелия, они нашли только глину. Однако вскоре они поняли, что нашли клад. Гжельский край стал известным центром гончарного дела. Сначала гжельская посуда была разноцветной , но позже из Голландии пришел бело-голубой стиль.

Фото © кредиты Маргарите Вдовиной

Волшебный процесс создания гжельского фарфора

На фабрике можно увидеть волшебный процесс создания русского гжельского фарфора . Серая керамика после обжига становится белой, затем ее окрашивают кобальтовой краской, которая выглядит черной. Расписные изделия погружаются в глазурь и становятся белыми. Только после 48 часов запекания на блестящей поверхности появляется ярко-синий рисунок. Оригинальная гжельская посуда имеет гжельское клеймо и имя художника на дне.

Фото © Виктория Державина Фото © Виктория Державина

Малярная мастерская

Лучший способ понять особенности гжельского дизайна — принять участие в живописной мастерской . Особые мазки создают неповторимый дизайн гжели. Художник берет краску только маленьким уголком кисти, создавая тем самым разные оттенки синего. Она показывает разные мазки на листе бумаги. Затем вам предлагают нарисовать небольшой сувенир и взять с собой. Учтите, что сочетание синего и белого должно быть 50х50. Результат зависит от вашего таланта и энтузиазма.

Фото © Виктория Державина Фото © Виктория Державина

Гжельская фабрика производит всевозможную посуду, подсвечники, часы, светильники, вазы, сувениры, рамы для икон и даже каминные полки. Однако бело-голубой гжельский орнамент стал настолько популярен в наши дни, что используется не только для гжельского фарфора . На самом деле, 20 оттенков синего используются для женской одежды, домашнего интерьера, дизайна ногтей или свадебных церемоний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *